Основные этапы становления психологической науки. Этапы развития психологии. история развития психологических знаний. Этапы развития психологии как науки

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.
  • психология знание психика научный

    Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В. Вундт -- немецкий психолог, физиолог и философ -- открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России -- В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889г. в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет -- непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, -- особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки. Выделив «простейшие элементы сознания» -- ощущение и элементарные чувства, -- Вундт считал основной задачей.

    Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

    На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику -- материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира -- это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

    На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

    На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

    На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

    Зарубежная психологическая наука использовала различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический(Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).

    Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX -- начале XX вв. его активно разрабатывали И.М Сеченов, И.П. Павлов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.

    Рассмотрим следующую классификацию этапов развития психологического знания.

    Донаучный период. Развитие психологических представлений в античности и средневековье.

    Первые представления о душе можно проследить в мифических и религиозных системах древности.

    Позднее с формированием философских воззрений проблема души стала предметом философского размышления. Одним из первых философское представление о душе высказал Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.) Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Космос представлялся Гераклиту в образе вечного живого огня, а душа («психея») - в образе его искорки - огненной стихии. Античное мировоззрение исходило из представления о подобии устройства Космоса и мира человека. Гераклит утверждал, что малый мир (микрокосм) отдельной души подобен микрокосму всего миропорядка. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в строгой закономерности, подчиняясь необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос.

    Другой известный греческий мыслитель - Демокрит (430 - 370 гг. до н.э.) представлял, что в основе мироустройства лежат предельно простые далее неделимые образования - атомы. Душа также состоит из атомов. Атомы души подобны огню, они наиболее подвижны, поскольку шарообразны. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа, по Демокриту, - движущее начало и орган ощущения и мышления.

    Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.

    С изменением общественной жизни в центре философских размышлений становится человек. Родоначальниками этого направления были софисты и Сократ. «Софист» - от греческого София - мудрость, «мудрец», «искусник», «изобретатель».

    Софисты учили об относительности человеческих представлений о добре и зле, подчеркивали условность моральных оценок, правовых норм, государственных законов. В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: коммуникации между людьми. В связи с этим детальному обсуждению подверглись приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словами, мыслью и воспринимаемыми предметами. Душа рассматривалась как явление культуры, анализировались входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы.

    Основополагающим свойством души Сократ считал разум и мышление. Именно разум по Сократу способен дать высшее обязательное основание для деятельности души - знания. Сократ разработал особый метод «майевтику», который помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающим Сократ побуждает у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашает к рассуждениям, к выработке собственной позиции, которая была бы достаточно обоснованной.

    А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов.

    Благодаря методу Сократа можно назвать предтечей психоанализа, поскольку с помощью правильно поставленных вопросов он стремился обнажить то, что скрыто в недрах сознания. Таким образом, Сократ развивает культурологическую тенденцию в психологии. После Сократа в центре интересов которого выступала умственная деятельность индивидуального субъекта, ее и продукта и ценности, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием, носящим социально-культурный характер.

    Большую работу по систематизации все предшествующей психологической мысли проделал Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Платон объединил натурфилософскую и культурологическую линии в психологической мысли Древней Греции. Мировая душа, по Платону, находится не внутри Космоса, а окутывает его. Она одушевляет все конкретные формы бытия мира, в том числе звезды и планеты, животных и растений. Души людей причастны Мировой душе. Человеческая душа, как и всякая другая душа, бессмертна. Платон - сторонник идеи переселения душ.

    Душа, по Платону, управляет человеком. Ее основу составляет Разум, который постигает идеи - познавательные, этические, эстетические (Истину, Добро, Красоту).

    Платон впервые сформулировал идею сложного структурного характера устройства души человека. По учению Платона, душа состоит из 3-х частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной).

    Принципиально новый шаг в развитии психологии был сделан Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.) Аристотелю принадлежит первая работа, специально посвященная проблемам психологии, - его знаменитый трактат «О душе». Поэтому Аристотеля с полным правом называют основателем психологии.

    Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель утверждал идею о неразрывности души и тела в организме.

    Аристотель выделил три уровня существования души, которые различаются своими функциональными качествами. Функции души: 1) вегетативная - питание и ощущение; 2) животная - стремление, память и движение; 3_ разумная - мышление. Вегетативная душа присуща растениям, но ее функции присущи животным и человеку. Свойства животной души присущи животным и человеку. И только человеку присуща разумная душа с функцией мышление.

    Учение Аристотеля - это вершина античной философской и психологической мысли. Развитие психологии продолжалось и в эпоху эллинизма. Здесь следует отметить учение эпикурейцев и стоиков. Эпикурейцы не верили в бессмертие души. По их мнению, душа, как и тело, смертна. Разрабатывая свою нравственно-этическую проблематику о возможностях достижения счастливой жизни, эпикурейцы заложили основу для учения об иерархии потребностей. Эпикур в знаменитых «Письмах к Менокию» разделяет желания на естественные и необходимые.

    Стоики, как и эпикурейцы, не признавали бессмертие души. По их представлениям, хотя душа и «долговечная пневма» может существовать и после отрешения от тела, она все-таки не бессмертна. Стоики уделяли большое внимание анализу положительных и отрицательных эмоций на психику человека, возможность управлять этими эмоциями. В этом состоит их главный вклад в развитие психологии.

    В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями и т.д.

    В средневековый период в развитии психологии продолжается тот же умозрительный подход в рамках философии. Рассмотрение проблем души в средневековой философии идет в рамках двух взаимосвязанных проблем: взаимоотношение души и тела, души человека с Богом. Наиболее крупный вклад в развитие психологии в средние века внес Августин Аврелий (354 - 430 гг. до н.э.) Он и другие религиозные мыслители, утверждает идею бессмертия души. Человеческая душа представляется им как идеальная духовная сущность, царица духовной сущности Бога.

    Августину также принадлежит довольно детальная разработка познавательной способности души, в которой он существенное значение придает действию воли.

    Психология, с одной стороны, древняя наука (4 век до н.э.), а, с другой стороны, достаточно молодая (конец 19 в.). Первое упоминание о том, что у человека есть своя психология (или душа) встречается в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Аристотеля считают родоначальником психологии, как и многих других наук, а его философские сочинения – первыми трудами по психологии в ее донаучном этапе развития – этапе сбора первичных данных.

    По времени возникновения психология является такой же древней наукой, как и медицина. Но медицина сразу стала самостоятельной наукой, а психология долгое время была отраслью философии.

    Основателем принципиально нового этапа развития психологии и выделения ее в самостоятельную науку принято считать Вильгельма Вундта (1832-1920). Этот немецкий ученый в 1879 г. В Лейпциге открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию (в 1985 г. подобная лаборатория была открыта в Москве В.М.Бехтеревым).

    Первые опыты Вундта по изучению свойств сознания проводились с помощью прибора - метронома (его прямое на­значение - задавать ритм при игре на музыкальных инструментах). В лаборатории В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.

    В. Вундт предлагал вслушаться в серию монотон­ных щелчков метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизуется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке (“тик-так”, “тик-так”...). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объектив­ному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию зву­ков. Например, начать слышать акцент на первом зву­ке каждой пары (“так-так”, “так-так”...) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков. Итак, заклю­чает В. Вундт, сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной.

    Начиная с 4 в. до н.э. по сегодняшний день, психология в своем развитии прошла ряд этапов. Эти этапы выделяются в связи с пересмотром содержания предмета науки. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

    1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представ­ления о душе были как идеалистическими, так и материалистичес­кими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - час­тицей природы, атомом огня, то есть материальной. В период уже 17в. ду­ша стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как осо­бая сущность. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга, так называемый дуализм (лат. dialia - двой­ственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).



    2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естествен­ных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить.Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Представителем это­го направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Виль­гельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая эксперименталь­ная психологическая лаборатория. 1879 год стал годом рождения научной психологии.

    3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, эксперимента­ми над животными и др. предметом психологии становится пове­дение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). По­явилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось ха­рактером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция.

    В это время появляются ос­новные психологические концепции:

    Гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия), изучение психики происходит с точки зрения целостных структур - гештальтов, т.е. восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей;

    Психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (пред­мет изучения - бессознательное) травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.;

    Когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы). Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение;

    Генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.).

    Основы отечественной научной психологии тоже закладывают­ся в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексо­логии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Ге­расимович Ананьев (1829-1905). представители рефлексологии изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга.

    4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психо­логии наиболее важного направления, сформировавшегося в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологичес­кая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).

    На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Род­жерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особен­ности личности). Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

    В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направле­ние - трансперсональная психология (Станислав Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт), изучаю­щая предельные возможности психики человека. Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - лич­ность («Я» - выход за пределы личности, себя изучает сознание в широком спектре его проявлений: ду­ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, парапсихологические феномены, описывает предельные возможнос­ти психики человека (космическое состояние), переживания чело­века, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти.

    Психология прошла длинный путь развития, менялось понимание объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы развития психологии как науки.

    I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
    II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
    III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

    Психология - наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

    Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.

    1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. анима - дух, ) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

    2. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

    3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа - это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа - это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - ) и вожделения ().

    Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный "мир идей". Поскольку душа - самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. "Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?" - спрашивают Сократ и Платон.

    4. Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или "психе", - это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека - это сущность живого тела, это осуществление его бытия, - считал Аристотель. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Центр, "психе", находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека - ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа". Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей - ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

    5. В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъествественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

    Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

    6. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: "Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим". Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, что позволяет "животным душам", находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им "разумная душа", локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие "Душа" стало превращаться в понятие "Разум", а позднее - в понятие "Сознание". Знаменитая декартовская фраза "Я мыслю, значит я существую" стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе - это его собственное . Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология - она сделала своим предметом сознание.

    7. Попытку вновь соединить тело и душу человека, раз деленные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

    Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

    22. Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши отечественные ученые Л.С. (1896-1934), А.Н. (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я. (1902-1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы . Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

    А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс "вращивания" (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

    А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии.

    П.Я. Гальперин рассматривал (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин - автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

    1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

    В развитии психологии как науки можно выделить несколько этапов.

    На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи - вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека - ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей - ассоциации психических явлений.

    II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

    III этап - психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

    IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

    Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

    2. НАЧАЛО РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

    Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

    Исходным принципом толкования психологических проблем явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов, отраженных на античном уровне. Ограниченность средств познания психических явлений отражалась в потенциях их объяснения. Это, в свою очередь, порождало не только жестко детерминистские концепции души, но и “очищенные” от опытной практики умозрительные теории, сыгравшие значительную роль в становлении психологического знания.

    Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии. Но, вместе с тем, они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего предмета.

    Все это дает основания утверждать, что древние греки первыми интуитивно реализовали принцип дополнительности в объяснении душевных явлений. Благодаря этому принципу психическое с различной степенью адекватности отражалось в античной науке путем одновременного соположения, казалось бы, противоречащих друг другу понятий и образов. Возможность, а порой и необходимость использования различных способов описания явлений сознания сегодня уже не подлежит сомнению.

    Античные психологические взгляды отражены довольно широким кругом теоретических концепций и представлены не меньшим спектром школ и ученых. Данное обстоятельство не позволяет отразить все многообразие психологического знания древнегреческого мира: такая задача по своей сути была бы абсурдной. Но даже описание концепций представленных в пособии авторов, их научного поиска, наследия и вклада в развитие учения о душе убеждает в безбрежности и актуальности для нашего времени античной мысли.

    Во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как науки, ...

    Всю психическую жизнь исходя из схемы S -> R, невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма. 3. Второй этап развития – НЕОБИХЕВИОРИЗМ В 30-е годы наряду с ортодоксальной линией развития выделилась линия развития необихевиоризма, связанная в первую очередь с именами...

    Точки зрения как высшей ступени познавательной деятельности человека в отличие от обиходного, житейского знания, религии и философии, также обсуждается их взаимное соотношение. Выявляются основные тенденций в развитии научной и философской мысли с IХ-Х вв. до настоящего времени. Ивановский предложил интересную классификацию наук. Он разделил все науки на теоретические и практические, прикладные. ...

    Основу рационализацию организации и управления наукой в целом и каждой дисциплины в частности. В связи с особой важностью анализа системного этапа развития метанауки, остановимся на нем подробнее. Рассмотрим вопрос о предмете науковедения и его структуре. В историческом контексте следует проанализировать и имеющиеся точки зрения по этим вопросам. Вопрос о предмете науковедения является...