Орфограмма по русскому языку. Список изученных орфограмм. Основные виды орфограмм

Упражнения на все виды орфограмм

Подготовил: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 94»

городского округа г. Уфа Республики Башкортостан

Ягудина Алла Геннадьевна


  • 2. Чередующиеся гласные в корне слова
  • 3. Гласные после шипящих и Ц
  • 4. Правописание согласных в корне. (Сомнительные и непроизносимые)
  • 5. Разделительные Ъ и Ь. Ы-И после Ц
  • 6. Правописание приставок
  • 7. Суффиксы имён существительных
  • 8. Окончания имён прилагательных и причастий
  • 9. Правописание сложных слов
  • 10. Правописание имён числительных
  • 11. Правописание отрицательных и неопределённых местоимений
  • 12. Правописание глаголов
  • 13. Смягчающий и формообразующий Ь
  • 14. Правописание гласной буквы в окончании глаголов повелительного наклонения
  • 15.Правописание Ь
  • 16, 17.Правописание суффиксов причастий
  • 18, 19. Н-НН в различных частях речи
  • 20. Слитное, раздельное, дефисное написание слов
  • 21. Правописание частиц НЕ и НИ
  • 22. НЕ с различными частями речи

  • З…ря разг…рается, пор…вняться с домом, опытный пл…вец, прик…саться к печи, пл…вучий дом отдыха, прик…снуться к знаниям, решить ур…внение, отр…сль промышленности, юная пор…сль, вск…чить на ноги, подск…кать к дому, зар…стать травой, пром…кнуть написанное, изл…жить на бумаге, изл…гать материал, заниматься р…стовщичеством, пром…кательная бумага, отск…чить от огня, приг…релое молоко, претв…рить в жизнь, ярко разг…ревшийся костёр, степная р…внина, оз…рённый пламенем.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Круч…ная нить, тонкая беч…вка, деш…вая распродажа, ш…лковый платок, жж…ный сахар, отчаянная девч…нка, искусный ж…нглёр, асфальтированное ш…ссе, холщ…вая рубашка, свиная туш…нка, за рубеж…м, наслаждаться пейзаж…м, кумач…вая заря, ноч…вка в поле,
  • Состязания борц…в, вытанц…вывать казачка, глянц…вая бумага, дело с конц…м, тронуть пальц…м, танц…вать до упаду.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Ре…кий ветер, ли…кая бумага, ги…кий шланг, ме…кий стрелок, гла…кая поверхность, га…кий утёнок, ро…кое поведение, зы…кий песок, то…кое болото, жи…кий раствор, у…ка дорожка, мя…кий хлеб.
  • Лес…ный отзыв, чес…ный ответ, бесхитрос…ные слова, перекрёс…ный огонь, вирус…ный грипп, парус…ный спорт, час…ное лицо, кос…ные взгляды, кос…ный мозг, трос…никовые заросли, пос…лать письмо, пос…лать постель.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Ц…анистый калий, ц…кличный ритм, ц…линдрическая фигура, ц…ничная фраза, ц…рковая программа, сестриц…ны подруги, лисиц…н хвост, ц…трусовые культуры, пахучая акац…я, праздничная иллюминац…я, нац…ональный проект, ц…плячий пух, ц…фровой набор, на ц…почках.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Пр…емник директора, пр…емственность в работе, непр…ступная твердыня, пр…старелый родственник, непр…станные ссоры, пр…терпеть унижения, пр…терпеться к лишениям, охотники любят пр…врать, пр…бывать в неведении, пр…быть вовремя, пр…чудливые растения.
  • Бе…защитное существо, бе…конечная лента, бе…радостный час, во…креснуть из мёртвых, во…главить делегацию, депутата, и…портить вещь, и…мнить решение, …бежать.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Колосоч…к, голосоч…к. колокольч…к, ключ…к, комоч…к. мешоч…к, сарайч…к, спор…ик, груз…ик, извоз…ик, совет…ица, обман…ик, перепис…ик, сыноч…к, птенч…к.
  • Ван… чка, врем…чко, душ…чка, Зо…чка, им…чко, книж…чка, крош…чка, ле…чка, ножн…чки, нян…чка, Ол…чка, Пет…чка, печ…чка, пугов…чка, сем…чко, Сон…чка, сит…чко, стрем…чко, тем…чко.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • В постепенно затухающ… пламени костра; блистающ… искорки серебристо-белого инея; остановиться в только что выстроенн… гостинице; на разгоревш…ся от ветра лице; приподнят… носик; глядеть смеющ…ся глазами; посиневш… от холода; нависш… брови; прокладывающ… нов… дороги строители; в озере, покрывш…ся ледяной плёнкой.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Басн…писец, власт…любие, вод…напорный, дальн…восточный, жизн…описание, звер…ловство, камен…тёс, камн…дробилка, каш…вар, кон…водство, кон…крад, кров…носный, кров…пийца, овц…водство, пар…ходство,
  • (зоо)магазин, (кино)театр, (радио)передача, (агит)бригада, (инженер)механик, (вагоно)ремонтный, (горно)лыжный, (железно)дорожный, (журнально)газетный, северо(западный), (немецко)французский.

Приводимые ниже числа и цифровые обозначения напишите прописью

  • 6, 9, 12, 18, 35, 56, 64, 72, 87, 94, 141, 288, 999, 1021, 100008.
  • От приводимых ниже количественных числительных образуйте порядковые
  • 7, 19, 40, 100, 220, 3000, 45 тысяч, 475 миллионов
  • От приводимых ниже сочетаний образуйте сложные прилагательные
  • 40 граммов, 175 килограммов, 5 часов, 27 километров, 11 литров, 45 лет, 67 дней

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Н…кто не возразил, н…что непредвиденное, н…когда (н…)в чём (н…)кому не отказывал, (н…)чего не давал, (н…)у кого не было надежды, (н…)во что не вмешивался.
  • (Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не жалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не)откуда не получать писем, помощи ждать (не,ни) от кого, (ни,не) к кому не обращаться, (не, не) с кого спрашивать, (ни,не) к кому не обращаться.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Поищ…ш, сыщ…шь, плещ…т, колыш…т, стан…т, урон…т, дремл…т, гасн…т, висн…т, грохоч…т, клокоч…т, она мел…т, сердце кол…т, время гон…т, мурлыч…т кошка, мгла стел…тся, мужики тащ…т, колыш…тся платок.
  • Небо усе…лось, свежесть ве…ла, мать леле…ла, он ка…лся, тучи се…ли дождь, песня наве…ла тоску, гор…вал, ноч…вал, обнадёж…вают, доклад…вал, вспых…вали, попроб…вал, преслед…вать, завид…вать, развяз…л, запис…вал, обман…вала, перегляд…вались.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Вышл…те мне нужные книги заказной бандеролью. Если вышл…те в ближайшие дни, я получу их своевременно. Вытпр…те пыль с письменного стола. Когда вытр…те, возьмите лист почтовой бумаги и напиш…те ответное письмо. Наполн…те свою авторучку чернилами. После того как наполн…те, не забудьте закрыть пузырёк пробкой. Умолкн…те хоть на минуту! Пока не умолкн…те, я рассказывать не буду.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Брош…, рож…, мяч…, задач…, тягуч…, вонюч…, линюч…, сбереч…, наотмаш…, уж…, навзнич…, замуж…, невтерпёж…, пишеш…, смотриш…ся, вариш…ся, играеш…
  • Не лежит…ся на печи, боят…ся волков, вина струит…ся, можеш… обжеч…ся, станеш… торопит…ся, дело повалит…ся, представ…те себе, нареж… хлеба, постав… вопрос.
  • Упасть навзнич…, ринуться проч…, ударить наотмаш…, вернуться заполноч…, ждать невтерпёж…, сплош…, покрыться тучами, медленно теч…, теч…, образовавшаяся в лодке

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, знач…щееся по списку количество, бор…щийся с бурей экипаж, храбро сража…щийся полк, колебл…мые ветром, трепещ…щим румянцем, дыш…щие силой, ночу…щий обоз, беле…щих берёз, озаря…мая луной, дремл…щие своды, реж…щий свет, добыва…мый уголь, грохоч…щим водопадом, пыш…щее здоровьем лицо, маш…щий флажком связист, скач…щая лошадь.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся на ветру, стро…щий школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву.
  • Оберега…мый товарищами, ожида…мого поезда, невид…мый глазом, освеща…мый светом, обожа…мый родителями, озаря…мый луной, обижа…мый братом, едва слыш…мый звук

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Бараба…ый бой, була…ый конь, оловя…ая пуговица, нефтя…ая скважина, ледя…ой дом, горта…ый голос, пря…ый аромат, шерстя…ое одеяло, оловя…ый солдатик, овчи…ый тулуп, полуде…ая жара, дикови…ый случай, волося…ой матрац, змеи…ая кожа, ведомстве…ое издание, рва…ая рубашка, разорва…ая рубашка, вытка…ый рисунок, тка…ая скатерть, нежда…ый гость, незва…ый гость.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • Посеребрё(н,нн)ые инеем деревья; ветре(н.нн)ый день; обветр(н,нн)ое лицо; безветре(н,нн)ая погода; комната хорошо побеле(н,нн)а; тяжело ране(н.нн)ый боец; перевязать ране(н,нн)ого; писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками картина; жела(н,нн)ый гость; смышлё(н.нн)ый мальчик; подли(н.нн)ая рукопись.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • (В) течени… многих лет; (в) продолжени… урока; (в) следстви… непогоды; шёл по тропинке, (не) смотря под ноги; узнал (в) последстви…; (не) смотря на жару; (в) виду болезни; включить (в) следстви… новые документы; имей это (в) виду; поговорить (на) счёт похода.
  • Где(то), откуда(либо), кто(нибудь), не сказал (бы), приходи(ка), кому(то), всё(таки), согласен(ли), (кое)как.
  • Так(же), как час назад, свистел ветер. Отец так(же) взял удочки, и мы пошли. Знать и уметь – не одно и то(же). Мне то(же) не сиделось на месте.
  • Что(бы) вы ни делали, вам понадобится книга. Надо овладевать знаниями, что(бы) принести пользу Родине.

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • В течение недели я … разу … тренировался. Сколько я … тренировался, а результаты были низкие. Он … дал мне … одной книги. В ведре … капли воды. В этих местах я бывал … раз. Кто … слушал его пение, каждый восхищался.
  • Кто н… смотрел новой постановки, советую посмотреть. Что н… обещали – всё выполнили. Где бы вы н… встречали эту книгу, купите её мне. Экспедиция шла вдоль ледника, куда ещё н… проникал человек. Куда только н… проник человек!

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

  • (Не)исправленная вовремя ошибка; (не)вспаханное поле; роман (не)дописан; (не)сжатая рожь; (не)успокоившееся море; (не)забываемое впечатление; телефон (не)отремонтирован.
  • 1)(Не)порученное (ни)кому дело (не)тронется с места.

2) Если поле (не)вспахано, амбар будет пустовать; если книга (не)прочитана, знаний (не)прибавится. 3) (Не)дочитанная книга – что (не)пройденный путь. 4) (Не)засеянное поле (не)зеленеет.

  • (Не)допустимо резкий тон, ответить (не)обдуманно, решение (не)продумано, рассчитать (не)точно, рассчитать (не)точно, а приблизительно, спросить (не)громко, а тихо, (не)безынтересно отметить.

Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики. Орфограмма - это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило - это правило правописания русского языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) - корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Принципы русской орфографии:

  1. Ведущий принцип русской орфографии - морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения - редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные - как в сильной позиции, например позиции перед гласным . Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива . Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.
  2. Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Этот принцип реализован в трех орфографических правилах - правописание приставок, заканчивающихся на з/с (бездарный - беспокойный, разбить - распить) , правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание - роспись, ) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история - предыстория ).
  3. Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) - ожёг (глаг.)) корней с чередованиями (слагать - сложить) традиционное написание ().
  4. Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека или буква и И после букв Ж, Ш, Ц - жить, шить), т.е. предполагает запоминание слов. Как правило, это иноязычные слова и слова-исключения.

Рассмотрим другие виды орфограмм

Слитное, раздельное и дефисное написание


Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем ) и некоторых наречий (в обнимку ), части слов - слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему ).

Употребление прописных и строчных букв

Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет ), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

Правила переноса

Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить . Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.

Правила графических сокращений слов

Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах:

1) может опускаться только цельная, нерасчлененная часть в составе слова (лит-ра - литература, в/о - высшее образование);

2) при сокращении слова опускается не менее двух букв;

3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;

4) сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь.

Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

Орфограмма - правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.

Различают буквенную и небуквенную орфограммы по признаку выбора из нескольких вариантов одной буквы или выбора из нескольких вариантов правильного написания слова — вместе, отдельно, через дефис, или выяснения места переноса слова из строки в строку.

В распознавании орфограммы говорящий должен ориентироваться на орфографическое правило, которым она объясняется (правила произношения и написания безударных "е, и" и т. п.).
Количество орфограмм определяется количеством орфографических правил.

Слово «орфограмма» - хорошо известное каждому школьнику и взрослому человеку. Сколько раз все слышали от учителя-словесника: «Не забывайте выделять орфограмму в слове». В русском языке есть целый раздел, который отвечает за правила написания слов, все эти основные правила составляют систему. Весь раздел, в котором изучаются правописания слов с точки зрения орфографии, можно представить в виде следующих подразделов:

  1. Написание морфем;
  2. Дефисное, раздельное и слитное написание;
  3. Прописные и строчные буквы в словах;
  4. Перенос слов;
  5. Графическое сокращение слов.

Все написания русских слов подчиняются принципам орфографии русского языка. Их тоже несколько, они имеют свои особенности, области применения. О каждом из них можно говорить долго. Важно уяснить самое главное, что есть в этих принципах.

Принципиальность орфографии

Все орфограммы можно разделить на такие, которые пишутся по принципам:

  1. Морфологии;
  2. Фонетики;
  3. Дифференциации;
  4. Традиционным способом.

Что подразумевает морфологический принцип ?

Обращается особое внимание на морфемы однокоренных слов. При письме они остаются неизменными, хотя фонетически могут видоизменяться. Этот принцип полностью игнорирует процессы, происходящие в фонетике: оглушаются или озвончаются согласные, смягчаются ли они. Все виды морфем в родственном словесном ряду остаются одинаковыми.

А что диктует фонетика?

При фонетическом написании слова вынуждены придерживаться того написания, которое слышится. Достаточно вспомнить приставки, оканчивающиеся на буквы «з» и «с». Буква «з» обозначает звонкий звук, значит, приставка с ней будет писаться в слове, корень которого тоже имеет звонкий согласный звук в самом начале. Полная противоположность отмечается с буквой «с». В качестве примера можно привести слово «беззаветный».

Есть приставки, которые представляют собой пары (раз - роз и рос - роз). Написание гласной в них зависит от ударения, например, «разгон » и «розвальни ».

Корни слов, в которых первая буква «и», зависят от приставок на согласную (исход - безысходный).

Что такое дифференцирование?

При дифференцированном принципе написания всё зависит от чередующихся гласных и букв или суффиксов, на которые необходимо обращать внимание. Это касается корней пир -пер, кас-кос и других.

По традиции пишутся слова, имеющие в своём составе непроверяемые гласные и согласные. Такое написание лучше всего проверять по словарю, можно, понадеявшись на память, запомнить. К ним относятся, в основном, исключения из правил и иностранные заимствованные слова.

Добавочные орфограммы

Есть ещё ряд орфограмм, которые влияют на целые группы слов, выделенных по схожести в написании. Написание через дефис, слитное или раздельное напрямую связано с самостоятельностью частей речи. Для этого необходимо знать, к какой морфологической единице относится рассматриваемое слово. Что это? Отрицательное или неопределённое местоимение, а, может быть, наречие. Для каждой части речи имеется свой алгоритм определения её написания. Например, местоимение кто-то пишется через дефис.

Синтаксис и лексика регулируют написание имён собственных и первых слов предложениях.

Перенос слов основан на членении на слоги. Существует несколько запретов для этого правила: нельзя переносить, не оставлять одну букву. Две одинаковые согласные можно переносить, распределив их на обе строчки. К примеру, перенести слово класса можно таким образом: клас-са.

Правил сокращения слов несколько. Нельзя сократить, выбросив начальную часть слова, не бывает сокращений, законченных на гласные буквы и буквы-знаки. Когда нужно сократить слово, убрать можно не менее двух букв.

Сборник орфограмм изучаемых в начальной школе поможет правильно организовать дополнительные занятия летом и облегчит выполнение домашних заданий в течении учебного года.

Орфограмма «приставок ПРЕ- и ПРИ-».
При-
1) Близость к чему-либо:
Пришкольный участок (участок около школы)
Придорожная трава (трава у дороги).

2) Приближение, прибавление, присоединение к чему-либо:
Прибежал к финишу (приблизился к финишу)
Пришить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани).

3) Неполное действие:
Прикрыть (не полностью закрыть)
Приглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью).

Пре-
1) Близкое к слову очень или слишком:
Презлой (очень злой)
Премного (очень много)

2) Близкое к приставке пере-:
Преградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

Содержание
Орфограмма «Буквы И, А, у после шипящих».
Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН».
Буквы И и Ы после буквы Ц
Орфограмма «Разделительный Ь знак»
Орфограмма «Разделительный Ъ знак».
Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова».
Орфограмма «Соединительные гласные О, Е в сложных словах».
Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».
Орфограмма «Гласные и согласные в приставках».
Орфограмма «приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Орфограмма «Мягкий знак Ь после шипящих на конце имён существительных»
Орфограмма «Буквы Е, И в падежных окончаниях имён существительных»
Орфограмма «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

Орфограмма «Родовые окончания имён прилагательных»
Орфограмма «Буквы Е и И в окончаниях глаголов»
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-м лице единственного числа»
Орфограмма «Разделительное написание частицы НЕ с глаголами»
Орфограмма «-ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах».


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, 1-4 класс, Орфограммы - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Орфографическая копилка, Опорные конспекты для учащихся 1-5 классов, Ткаченко Е.В., 2000
  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012

Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

ло ви́л - улó в

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*

дуб - дуб ы , лож ка - лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*

мест ный - мест о , опасн ый - опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.

С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма - приставку, корень, суффикс или окончание.