Обучение грамоте детей старшего возраста. Обучение грамоте в детском саду: особенности и приёмы. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: дидактические цели

Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель
МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.

Давайте запомним:

  1. Звуки - звуки мы слышим и произносим.
  2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят) , могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты) .
  3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...) . Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики) , для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики) .
  4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) .
  5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П", БЬ-Б", ТЬ-Т", ДЬ-Д", МЬ-М"...] - в словах звучат ласково (мягко) .
  6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков) .
  7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков») .

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова) . Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные) , согласные (твердые и мягкие) , сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) . У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Дети от 3 до 4 лет.

Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме.

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Дети от 4 до 5 лет.

Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) . Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем) , согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные) , знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется) . Делят слова на части (кусочки) , отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки) , наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ) . При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й) .

Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Дети от 5 до 6 лет.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами) . Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму) . К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.

Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

  1. Опознание буквы в ее связи со звуком
  2. Слияние нескольких букв в слог.
  3. Слияние нескольких слогов в слово.
  4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

  1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами) .
  3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе) .

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.) .

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Подготовка детей к обучению грамоте

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

В программу по подготовке к обучению грамоте включен так называемый подготовительный период. По сравнению с подготовительным периодом в школе он несколько расширен.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова.

При обучении на занятиях воспитатель применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал.

Процесс помогает дошкольникам избежать трудностей при поступлении в школу. Современная система обучения предполагает ускоренную процедуру обучения чтения, не каждый ребенок способен выдержать установленный темп. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учебы.

Обучение грамоте должно иметь соответствующий фундамент, являющийся залогом продуктивного процесса:

  • ребенок должен различать звуки на слух;
  • от правильности произношения звуков зависит конечный результат;
  • малыш должен уметь анализировать буквы и слоги, знать такие основные термины, как «звук», «слог», «слово» и др.

Приняв решение познакомить ребенка с грамотой, следует придерживаться поэтапного обучения, которое включает в себя:

  1. Первый этап – подготовительный, который направлен на деление слова на слоги, определение количества слогов на слух и т. п.
  2. Второй этап – знакомство с гласными звуками.
  3. Третий этап – знакомство с согласными звуками.
  4. Четвертый этап – ознакомление с буквами.

Разнообразные рабочие тетради являются эффективным способом провести знакомство с грамотой. Приложения состоят из игр со словами и буквами, подразделенными на словесные диалоги (например, «Буквенный светофор», «Магазин», «Имена» и др.) и работу с картинками («Телевизор», «Сестрички», «Четвертый лишний», «Где спрятались домашние животные?» и прочие). Игры проводятся при участии дополнительных атрибутов, помогающих детям чувствовать себя более комфортно. Также представленные рабочие тетради помогают изучить буквы и звуки, путем раскрашивания предметов. Грамотно подобранные материалы являются залогом получения желаемого результата.

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Наталия Сергеевна Варенцова
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Предисловие

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а - будет ма »).

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Программа

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным1
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под. ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: АПН РСФСР, 1962.

И Л.E. Журовой2
Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.

Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Младшая группа

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Способы освоения звуковой стороны речи задаются взрослым. Воспитатель произносит звукосочетание, выделяя гласный звук голосом. В результате дети овладевают звуковым эталоном произнесения гласных звуков, что, собственно, и подготавливает к интонационному выделению любого звука в слове – способу естественного моделирования речевого звука. Эти упражнения могут использоваться в игровой деятельности при разыгрывании сказочных ситуаций, на занятиях, в самостоятельной деятельности. Значительную роль при этом играет эмоциональная окраска: выразительные движения, интонации, мимика, жесты и т. д.

Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения управлять кистями и пальцами рук способствует развитию произвольности движений, что является общеразвивающей задачей на этом возрастном этапе.

Упражнения для развития движений рук включаются в контекст стихов, потешек, игр. В ходе совместной с воспитателем деятельности дети учатся координировать свои действия. Склонность к подражанию помогает дошкольникам копировать движения взрослого, которые служат своеобразной меркой, помогающей подладить свои движения к образцу (по мнению А. В. Запорожца). Малыш с удовольствием изображает зайчиков, птичек, оленей, черепах, бабочек и др.

При необходимости допустимы дополнительные занятия с детьми, у которых не скоординированы движения рук.

Средняя группа

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму

В процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи. Дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов).

Сначала детей знакомят со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета, явления, признака и т. п. Например, дошкольники устанавливают, что слово стол соответствует только предмету с этим названием, а слово кукла- кукле, зайчик- зайчику. Другими словами эти предметы и игрушки назвать нельзя.

Дети узнают, что одно и то же слово можно произнести громко и тихо, подобрать слова-«друзья» (мишка – шишка, свечка – печка, ком – бом, тук – лук, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка и т. п.), что слова могут звучать похоже и различно.

В этом возрасте дети получают представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков. Термин «слог» (так же как и «звук») не употребляется. Для решения данной задачи детям предлагают специальные дидактические игры, в которых дошкольники делят слова на части, прохлопывая, отстукивая или прошагивая ритмико-слоговую структуру одно-, двух– и трехсложных слов. В подобных упражнениях в качестве вспомогательного средства используются заместители – мелкие фишки, игрушки, наглядно изображающие отдельные части слов. Эти заместители являются прообразом графической записи слогов.

На следующем этапе дети голосом выделяют некоторые согласные звуки: свистящие, шипящие, сонорные и другие (ьи, ж, ч, щ, ц, с – сь, з – зь, р – рь, м – мь), то есть такие звуки, которые можно произнести протяжно. Затем для интонационного выделения голосом дошкольникам предлагают звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (к – кь, д – дь, т – ть). Таким образом, дети осваивают обобщенный способ интонационного выделения звуков в словах, позволяющий вычленить звук любой качественной характеристики.

Параллельно проводится работа по различению на слух твердых и мягких согласных звуков. Детей учат сравнивать слова по звучанию; различать пары звуков по твердости и мягкости и называть их соответственно «старшими» и «младшими братцами» (а не твердыми и мягкими согласными). Ребята легко устанавливают, что «большой мотор» звучит твердо (р-р-р), а «маленький» – мягко (рь-рь-рь), «большой комар» поет– з-з-з, а «маленький»-зь-зь-зь и т. п. Кроме того, для решения данной задачи дети оперируют предметными картинками, группируя их в соответствии с заданными звуками, заключенными в словах-названи-ях (б – бь, л – ль, с – сь и т. д.).

Детей учат определять первый звук в слове, что по сути является началом звукового анализа. Само по себе действие выделения первого звука в слове достаточно конкретно и доступно ребенку четырех лет (в отличие от традиционного понимания позиции звука в слове: начало, середина, конец слова).

В этом возрасте дошкольники успешно подбирают слова на заданные воспитателем звуки, чему способствует их умение вычленять отдельные звуки, а также привлекательность этих заданий (например, педагог предлагает детям положить в мамину сумку вкусные вещи со звуками к и кь и т. п.).

На занятиях по развитию звуковой стороны речи широко используются стихи, считалки, поговорки, потешки, сказки, различные игры, игровые ситуации и приемы, вызывающие интерес у детей этого возраста.

В средней группе увеличивается количество занятий, направленных на развитие движений кистей и пальцев рук, усложняются упражнения, направленные на развитие этих умений.

Эти задания нацелены на развитие координированных движений обеих рук и гибкости мелкой мускулатуры кистей и пальцев. В средней группе не используется условное деление движений на две группы: для рук и для пальцев. Предлагаемые детям упражнения, как правило, сочетают в себе и те и другие движения. Словесное сопровождение движений создает эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.

Дети четырех лет с удовольствием включаются в совместную деятельность по подражанию и «проживанию» ситуаций, предлагаемых взрослым. Они уже лучше, чем раньше, могут управлять своими руками, координировать движения, действовать синхронно обеими руками. В этом возрасте дошкольники уже способны обращать внимание на сверстников и контролировать свои движения и движения других детей.

Старшая группа

В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.

Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами). Вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления, которая используется наравне с хорошо знакомыми детям по средней группе игрушками-заместителями. Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове.

Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. п.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук «хитрит». Например:


На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.

А. Шибаев

Детям очевидно, что слово лев меняется на слово лес.

Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Сначала детей учат различать гласные и согласные звуки. Дошкольники открывают для себя «волшебные» звуки, которые можно петь, долго тянуть голосом, при произнесении которых воздух свободно выходит изо рта. Это «поющие» (гласные) звуки. Вводится термин «гласный звук» и его обозначение – красная фишка. Чуть позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие согласные звуки. Дети отмечают, что эти звуки нельзя пропеть, при их произнесении воздух встречает преграды (язык, зубы, губы). Вводятся понятия «твердые» и «мягкие согласные» и их обозначения – синие и зеленые фишки. При этом дидактический материал (картинки-схемы звукового состава слов, фишки, указки) делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его помощью они самостоятельно строят условно-символические модели различной сложности.

В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.

Графические умения формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов (домики, шалашики, солнышко, цветочки и т. д.) из элементов букв по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети фломастером или цветным карандашом обводят внешние контуры предметов, проводят прямые, замкнутые и прерывистые линии, выполняют штриховку, работают в ограниченном пространстве и с выходом за него.

Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Подготовительная группа

В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В связи с этим программа для подготовительной группы включает три направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.

Развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи. Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условносимволическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков). Усложненным вариантом работы с моделью является игра-загадка (см. планы занятий для подготовительной группы), в которой дети с помощью логически построенных вопросов и заданной звуковой конструкции слова (модели) отгадывают задуманное воспитателем (ребенком) слово.

В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.

Ознакомление детей со знаковой системой языка. Детей 6–7 лет знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают послоговому и слитному способам чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д.

Сначала детей знакомят со всеми гласными буквами попарно: А – Я, О – Ё, У – Ю, Э – Е, Ы – И и их употреблением после твердых и мягких согласных звуков. Дошкольникам объясняют, что есть заглавные и строчные буквы (большие и маленькие).

На этом этапе детей учат работать со смешанными моделями слов (твердые и мягкие согласные звуки обозначаются соответственно синими и зелеными фишками, а гласные звуки – фишками красного цвета). Это, в свою очередь, создает у детей ориентировку на гласную букву, что помогает им овладеть механизмом позиционного чтения в русском языке (чтение прямых слогов: ма, мя, мо, мё, му, мю и др. зависит от следующей за согласной гласной буквы).

Затем дошкольников учат изменять слова, заменяя гласные буквы в смешанных моделях, где согласные звуки представлены фишками нейтрального цвета (лук – люк – лак). Смысл этого действия заключается в том, чтобы сформировать механизм чтения до знакомства с согласными буквами, избегая тем самым «муки слияния» звуков, то есть побуквенного чтения.

На следующем этапе, когда сформирован механизм чтения, детей продолжают знакомить со знаковой системой языка: последовательно со всеми согласными буквами, обозначающими, как правило, пару звуков (М – м, мь; Н – н, нь; Р – р, рь и т. п.).

Одновременно дети овладевают навыком слогового чтения с помощью пособия «окошечки» (см. с. 24). Овладение этим навыком позволяет воспитателю предлагать детям тексты для чтения, включающие материал разной степени сложности (слоги, слова, предложения, рассказы, пословицы, поговорки и т. д.). С целью проверки понимания прочитанного проводится специальная работа, включающая вопросы воспитателя и задания по пересказу текста. К концу учебного года дети овладевают плавным слоговым и слитным чтением. При этом чтение не является самоцелью. Данная задача решается в широком речевом контексте.

В это же время дети, знакомясь с предложением, учатся делить его на слова и графически изображать на доске и листах бумаги. (|_ _ _.)

Дети анализируют предложения, состоящие из 3–5 слов, включая предлоги и союзы, усваивают правила написания предложений.

Подготовка руки к письму. Возрастные особенности детей шести лет и предыдущая работа в указанном направлении позволяют более детально заниматься развитием графических умений. Дети способны овладеть пишущим инструментом, освоить конфигурацию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В подготовительной группе дети продолжают осваивать графические элементы: они обводят изображения предметов по контуру и штрихуют их, копируют рисунки и дорисовывают фигуры. Затем детей последовательно знакомят с печатными буквами (сначала с гласными, потом с согласными), учат вписывать их в рабочую строку в соответствии с заданными условиями высоты, длины, ширины и количества. Практическая деятельность детей на этом этапе может включать конструирование письменных букв из отдельных элементов. Эти задания развивают воображение и представления о пространственных отношениях.

Графические упражнения, предполагающие изображение письменных букв по точкам, не следует рассматривать как обучение письму. Это – пропедевтика. Именно форма письменных букв дает возможность наиболее эффективно подготовить ребенка к письму (соединить в единый комплекс зрительно-двигательные операции).

* * *

К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3–5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели. Дошкольники могут также проанализировать речевой поток, вычленяя в нем предложения и графически записывая их.

Кроме того, дети овладевают механизмом позиционного чтения, плавным послоговым и слитным способами чтения.

Дошкольники осваивают произвольные движения кистей и пальцев рук, графические умения пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом) в привычной для них прикладной деятельности на основе конструирования. Таким образом, у детей к концу подготовительной группы складывается весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Современная начальная школа требует от будущих первоклассников развитого фонематического слуха, умения производить звуковой и слоговой анализ слов, предложений, простые предложения и тексты.

Как свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования у детей 4-6 лет появляется стремление к звуковому анализу речи.

Исследователи (К.Д. Ушинский, Л.С. Выгодский, Н.И. Красногорский, Д.Б. Эльконин и другие) утверждают, что для детей уже в 5-6 лет.

Что входит в обучение грамоте?

Происходит на основе развития устной речи детей (звуковая культура, словарная работа, формирование грамматически правильной речи, обучению рассказыванию и др.) Одновременно следует работать над развитием наблюдательности, памяти, мышления, внимания ребенка.

Занятия по грамоте следует строить так, чтобы дети включались в активную познавательную деятельность, самостоятельно решали поставленные перед ними задачи.

Для этого широко , решение речевых логических задач, дидактические упражнения и игры.

Обучение грамоте детей в дошкольном учреждении должно иметь воспитательный характер.

Тексты для анализа (рассказы, сказки, стихи, скороговорки) должны быть содержательные, высокохудожественные, способствовать формированию жизненной компетентности детей.

Этапы обучения элементам грамоты

Многочисленные исследования и практический опыт работы дошкольных учебных заведений доказывают важное значение звукового анализа в обучении грамоте.

Операции сравнения, анализа при фонематичном восприятии языка подводят детей к сочетание звуков в слоги, слова, ускоряют процесс овладения правильным чтением, усвоения норм правописания, грамоты, способствуют умственному развитию детей.

В несколько этапов.

Первый этап обучения детей элементам грамоты – это ознакомление со звуками.

Многие авторы отмечают, что эффективнее начинать с ознакомления детей с неречевыми звуками. Для этого можно провести дидактическую игру «Что как звучит?» (бумага, стаканы с водой, погремушка, барабан, колокольчик и тому подобное).

Следует обратить внимание детей, что это неречевые звуки, ведь их никто не произносит, но мы их слышим. Во время прогулки хорошо предложить детям определить, какие неречевые звуки они слышат: шорох листьев, шум или гудение машины и тому подобное.

Ознакомление со звуками

Этот метод является эффективным, потому им пользуются до этого времени.

Сначала педагог предлагает детям прослушать «песенки»: А-а-а, О-О-о, У-у-у, И-и-и, ы-ы-Ы, Е-е-е. Он рассказывает детям, что эти звуки являются языковыми – мы их произносим. Они называются гласными, потому что мы их поем голосом.

Артикуляция гласных

Педагог предлагает пропеть звуки в такой последовательности: А-О-У. Говорит, что ротик сначала рисует большой круг – дети пропевают «А-А-а», потом среднее – «О-О-О», а потом совсем маленькое – «у-у-у». Далее дети поют в такой последовательности: И-Э.

Педагог говорит, что теперь ротик улыбается – дети поют: «И-и-и», потом улыбка становится шире – «ы-ы-Ы», теперь он почти смеется – «э-э-Э».

Педагог обращает внимание детей на то, что когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит свободно, ему ничего не препятствует, наш ротик открыт. Именно поэтому этот звук имеет такую отметку, как открытый ротик.

Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что гласных звуков только шесть.

Закрепить знания детей о гласных звуках можно с помощью разнообразных игр: «Какой это звук?», «Поймай звук».

Игра «Оживи кружок», в которой дети по очереди нажимают на символ гласного звука и называют любой громкий звук, поможет детям хорошо запомнить все гласные звуки.

Второй этап обучения детей элементам грамоты – знакомство со слогами.

Этот этап тесно связан с третьим этапом, во время которого идет ознакомление детей с понятием «слово».

Ознакомление со словами и слогами можно провести следующим образом: сначала повторить знания о гласные и согласные звуки, затем перейти непосредственно к слогов и слов. Рассказ о них также может быть в форме небольшой сказки.

Сказка о звуках

Гласные и согласные звуки стали дружить и ходить парами. Но у некоторых пар не получалось что-то сказать. Например, взялись за руки Д и И (скажем все вместе: «ДИ»), но это ничего не значило.

Они очень расстроились, поэтому их пришли утешать звуки В и О и рассказали, что у них тоже ничего не получается (все вместе – «ВО»). Поэтому они взялись все вместе за ручки: ДИ-ВО.

Вдруг прибежали другие звуки и начали их приветствовать: «У вас получилось ЧУДО!» И действительно это было чудо, потому что отдельно они ничего не значили, а вместе составили слово – «чудо».

Другие звуки тоже начали становиться по двое и даже по трое, а потом подходили к другим таким группкам и составляли слова. Такие группки звуков начали называть составами, ведь из них складывается слово.

Звуки образовывали составы а, затем объединялись в слова. Но заметили, что согласные звуки не могут сами образовывать составы, а только с помощью гласных звуков. Тогда возле одного гласного могло собраться два, а иногда и три согласных звука.

А гласные звуки могут образовывать частицы слова – слоги – и без согласных. поэтому звуки пришли к выводу, что сколько в слове гласных звуков, сколько и слогов..

После ознакомления с понятием состава дети учатся определять количество слогов, подставляя руку под подбородок: сколько раз оно коснется руки при произнесении слова, столько в этом слове и слогов.

Ознакомление детей со словом

При ознакомлении детей с понятием «слова» стоит обратить внимание на то, что сочетание звуков в слове и просто сочетание разнообразных звуков отличается тем, что слово имеет значение, а простое сочетание звуков значения не имеет.

Третий этап обучения детей элементам грамоты – ознакомление с предложением.

Для этого пригодятся предметные картинки. Например, можно взять три картинки, на первой из которых изображена девочка, на второй – девочка, которая рисует кисточкой, на третий – цветок.

Педагог с детьми рассматривает картинки и замечает, что все, что на них изображено можно назвать словами. Дальше ознакомления с предложением можно продолжить так.

Дети, посмотрите, кто изображен на первой картинке? (девочка). А что делает девочка на второй картинке? (рисует) А что изображено на третий? (цветок). Дети, за каждой картинкой вы назвали слово.

А теперь давайте соединим эти слова: «Девочка рисует цветок». Мы с вами о чем-то рассказали. Когда слова собираются вместе и о чем-то рассказывают, то это называется – предложения. Итак, давайте вместе произнесем наше предложение (дети проговаривают предложения).

А теперь посчитаем, сколько слов в нашем предложении. В нашем предложении три слова. давайте попробуем изменить предложение так, чтобы в нем стало пять слов. Девочка (какая?) – маленькая, веселая, светловолосая и тому подобное.

Цветок (какой?) – красный, красивый, яркий, нежный и тому подобное. Добавим к нашему предложения слова-признаки: «веселая» и «красная». А к словам-признакам подберем картинки, на которых изображены веселое личико и красное пятно. Вот что получилось: «Маленькая девочка рисует красный цветок».

Давайте посчитаем слова в новом предложении. Теперь наше предложение состоит из пяти слов.

Закрепление знаний

Для закрепления полученной информации можно предложить детям самим составить предложения с опорой на предметные картинки и определить количество слов в составленном предложении.

Педагогу необходимо объяснить детям, что в предложении каждое слово имеет свое место, и на примере любого деформированного текста можно продемонстрировать это утверждение и предложить детям составить предложение правильно.

Упражнять детей в составлении простых распространенных предложений можно с помощью игр «Расшифруй картинку», «Кто придумает самое длинное предложение», «Составь предложение по схеме» и тому подобное.

В наше время «рынок» коррекционно-педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высокого качества. Естественно, есть разумные и полезные для ребенка методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать), но не будут развивать самого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики обучения грамоте:

плюсы и минусы.

Экскурс в историю.

Когда ребенок идет в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить его читать и писать.

В наше время «рынок» коррекционно-педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высокого качества. Естественно, есть разумные и полезные для ребенка методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать), но не будут развивать самого ребенка.

Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел как свои преимущества, так и недостатки: большое внимание уделялось знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу, но не был дан способ обучения процессу чтения. И.Н. Шапошников предложил более усовершенствованный метод обучения грамоте. По его методике обучение грамоте идет от деления слова на слоги, а слов на звуки, причем выделяемые звуки обозначаются печатной буквой с последующим чтением написанного слова. Но и данная методика не раскрывала самого механизма процесса чтения, момента слияния звуков в слог. В 1962 г . Д.Б. Эльконин разработал новую методику обучения чтению. Процесс обучения чтению основывается на звуковой материи языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов:

I этап - выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка;

II этап - освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы;

III этап - освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения. Д.Б. Элькониным была представлена особая форма материализации звуковой структуры слова, она моделировалась следующим образом: клетки - по числу фонем в слове - заполнялись белыми фишками. Данная методика предусматривает знакомство с гласными буквами попарно: а - я, у - ю и т.д. Обучение чтению осуществляется путем замены фишек на буквы. Отличительные особенности данной системы обучения чтению заключаются в том, что:

  • дети в процессе овладения навыком чтения вводятся в звуковую действительность;
  • дети овладевают слоговым чтением, переходя от одного этапа обучения к другому;
  • переход от слогового чтения к чтению целыми словами осуществляется за счет умения вычленять словесное ударение.

Основной недостаток данной методики состоит в том, что схема звукового состава слова не отражает его качественного содержания, определяется только количеством звуков в слове, без выделения гласных, твердых или мягких согласных. Известный педагог по дошкольному обучению и воспитанию А.И. Воскресенская разработала два варианта обучения дошкольников грамоте:

I-вый вариант предусматривает обучение дошкольников чтению и письму в процессе усвоения всего алфавита;

II-ой вариант подготовки к обучению грамоте включает в себя усвоение 11 звуков и букв: 4 гласных и 7 согласных. Оба варианта обучения грамоте дошкольников решают задачу развития фонематического слуха и обучения процессу чтения, но не содержат задачи последовательного выделения звуков в слове. Дошкольники долгое время читают по следам анализа, причем, обучаясь грамоте во второму варианту, дети не приобретают навыка чтения слогов с мягким согласными. Обучаясь чтению и письму по методике А.И. Воскресенской дошкольники овладевают навыками чтения, но не могут полноценно проводить звуковой анализ слов. Система работы по обучению детей грамоте В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько основывается также на анализе звучащей речи. По сравнению с традиционным подходом к обучению грамоте новым в данной системе является другая последовательность изучения звуков и букв. Эта последовательность основывается на принципе частотности употребления звуков в русском языке: а, о, у, ы, н, т, к, с, л, р, в, е, п, м, з, б, д, я, г, ч, ь, ш, ж, ё, й, х, ю, ц, э, ф, ъ. Важным положительным моментом данной системы является обучение чтению на словах, имеющих различную слоговую структуру. Особого внимания заслуживает методика обучения грамоте дошкольников Л.Е. Журовой , которая основывается на принципах, выдвинутых Д.Б. Элькониным. Так же как и в методике Эльконина, детей обучают способам овладения умственными действиями - звуковому анализу, позиционному чтению на материале всего алфавита; соблюдается строгая поэтапность формирования способа чтения.

1.гласные парами: а - я, о - е, ы - и, у - ю, э - е;

2.согласные: м, н, л, р, г, к, с, з, ш, ж, д, т, ь, п, б, в, ф, й, ч, щ, ц, х, ъ.

Важным и значимым в данной методике является то, что в процессе обучения дети овладевают действием количественного, а затем и качественного звукового анализа слова. Эффективность обучения по методике Л.Е. Журовой повышается за счет постепенного отказа в процессе обучения от схем звукового состава слова, а также за счет использования большого количества игр для закрепления навыка звукового анализа и чтения слогов и слов. Методика Л.Е. Журовой по своему объему и сложности речевого материала превышает ранее рассмотренные методики обучения дошкольников грамоте. Благодаря данной системе обучения дошкольники не только учатся читать, но и открывают для себя так называемую языковую действительность. В процессе обучения грамоте идет интенсивное умственное развитие ребенка, формируется его учебная деятельность, что позволяет дошкольникам в дальнейшем без особых трудностей включаться в школьный учебный процесс. Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой. Система обучения грамоте детей с ОНР разработаны ведущими специалистами, как Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Рассмотрим особенности, структуру и содержание системы обучения грамоте детей с ОНР. Л.Ф. Спирова и Р.И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звукобуквенного состава слова. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях:

  • обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах;
  • предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии - а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л, ш, р, ж, мягкие согласные, й, мягкие звонкие согласные, аффрикаты;
  • темп прохождения всех звуков более медленный;
  • развивается навык быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова;
  • весь словесный материал знаком детям;
  • проводится систематическое повторение и закрепление речевого материала;
  • параллельно с изучение звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;
  • изучается один и тот же звук и буква;
  • ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;
  • широко используется аналитико-синтетическая работа с разрезной азбукой.

Обучение грамоте по системе Л.Ф. Спировой и Р.И. Шуйфер делится на два периода: подготовительный и букварный.

В подготовительный период ведется работа по общему развитию речи и формированию произношения.

Букварный период делится на четыре этапа.

I этап:

  • изучение звуков а, у, м, х, о, п, к, с, н, ы, в, т, л и соответствующих букв;
  • сознательное усвоение артикуляции;
  • усвоение слогового структурирования;
  • анализ слова с последующим прочитывание;
  • составление слова из разрезной азбуки;
  • различение буквы и звука, гласного и согласного;
  • ознакомление с предложением, вычленение предложений из потока речи;
  • деление предложений на слова;
  • раздельное написание слов;
  • заглавная буква, точка.

II этап:

  • изучение букв ш, р, з, ж, и, э, мягких согласных звуков мь, нь, пь, кь, сь, вь, ть, ль, хь, рь;
  • правописание твердых и мягких согласных;
  • объединение мягких звуков и гласными;
  • работа по звуковому анализу и синтезу слов;
  • вставка пропущенных букв, составление слов из слогов, предлагаемых вразбивку;
  • письмо под диктовку;
  • правописание жи, ши, перенос слов;
  • списывание, написание имен, фамилий, названий городов.

III этап:

  • изучение букв й, ё, ю, е, я;
  • конечное положение звука й;
  • правописание таких слов, как змей - змеи, сарай - сараи;
  • правописание мягкого знака;
  • буквы е, ю, я, ё, сопоставление с дифтонгами йэ, йу, йа, йо;
  • усвоение слоговой структуры 4 - 5-сложных слов;
  • плавное слоговое чтение; · понимание прочитанного;
  • слуховые и зрительные диктанты.

IV этап:

  • изучение букв ц, ч, щ, звонких согласных;
  • различение и выделение звонких согласных;
  • правописание сомнительных согласных;
  • чтение целыми словами;
  • различение слов, близких по звучанию и написанию;
  • обучение чтению «про себя» и шепотом.

Данная система обучения грамоте ориентирована в основном на младших школьников с общим недоразвитием речи, но однако успешно применяется в процессе коррекционного обучения дошкольников с ОНР.

Т.А. Ткаченко предлагает систему обучения грамоте дошкольников с ОНР, где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г.А. Каше. Обучение грамоте рассчитано на два года - в старшей и подготовительной к школе группах.

На первом году коррекционной работы дошкольники с общим недоразвитие речи приобретают четкие представления о каждом звуке, совершенствуют навык звукового анализа и синтеза.

Второй год обучения предполагает следующее:

  • первых же занятий дается буквенное изображение изучаемых звуков, что способствует более быстрому запоминанию букв;
  • усвоение слоговых структур слов происходит посредством звукобуквенного анализа и синтеза;
  • выработку навыка послоговое чтения.

Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной . Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков. В основу системы обучения грамоте положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.

Таблица 3. Содержание обучения грамоте дошкольников с ОНР

Периоды

Завершение работы по формированию готовности к обучению грамоте, начатой в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи.

Начало обучение грамоте.

Знакомство с гласными буквами, с согласными;

складывание из букв разрезной азбуки слогов, слов по следам звукового анализа и синтеза;

Преобразование слов путем добавления, перестановки, замены звуков;

осмысленное чтение.

Обучение грамоте.

Расширение объема изучаемых звуков и букв;

анализ и синтез односложных слов со стечением согласных, двусложных слов, трехсложных слов;

упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов;

обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного;

членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении.

Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования. На протяжении всего обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием звукобуквенного анализа и синтеза. Такая работа направлена на предупреждение дисграфии и дислексии. Методические рекомендации Е.В. Кузнецовой и И.А. Тихоновой основаны на связи, которая существует между развитием других психических процессов ребенка и формированием его речи. Последовательность изучения звуков дается в соответствии с программой обучения Г.А. Каше. Система обучения направлена на то, чтобы дошкольник научился осмысленному чтению, на поэтапное и последовательное формирование произвольного внимания к фонетическому и морфологическому составу слова, к синтаксису и орфографии, что имеет большое значение в профилактике письма и чтения. Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения. Отличительной особенностью системы обучения грамоте дошкольников с ОНР Н.В. Нищевой состоит в том, что непосредственно образовательный процесс начинается со средней группы. Н.В. Нищева предлагает обучить детей подготовительной группы алфавитному названию букв и выучить с дошкольниками сам русский алфавит. По системе Нищевой ребенок с ОНР уже в средней группе читает слова, состоящие из двух открытых слогов, а в подготовительной группе к чтению добавляется письмо печатными буквами. Содержание обучения грамоте распределено по кварталам. Звук дается одновременно с соответствующей ему буквой. Ознакомление с буквами рекомендуется проводить в такой последовательности:

  • средняя группа, второй квартал: а, у, о, и; третий квартал: п, т, к, м, н;
  • старшая группа, первый квартал: ы, б, д, г, х; второй квартал: в, ф, ш, ж, э; третий - с, з, ч, щ, л, р;
  • подготовительная группа, первый квартал: ц, й, е, ё; второй квартал: ю, я, ь, ъ.

На протяжении всего периода обучения осуществляется развитие навыков фонематического анализа. Большое внимание автор уделяет профилактике дисграфии и дислексии. Начиная со средней группы, рекомендуется включать следующие упражнения:

  • составление букв из палочек; выкладывание из шнурков, лепка и вырезание букв, «рисование» в воздухе;
  • нахождение правильно изображенной буквы;
  • узнавание букв, наложенных друг на друга;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов.

В настоящее время есть широкий выбор литературы по вопросам подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой. Все авторы отмечают, что в связи с возросшими требованиями школы данная проблема очень актуальна, особенно проблема подготовки к школьному обучению детей с ОНР. Изучив литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что наиболее популярен аналитико-синтетический метод обучения, в основе которого лежит изучение звуков живой речи. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений - на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки (анализ); наряду с разложением предложений на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).

Какая же из методик обучения грамоте лучшая? Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. В каждой методике можно найти свои достоинства и недостатки. Поэтому многие методисты высказывались о необходимости взять из методик все лучшее и «оставить непригодное». Уместно в данном случае вспомнить слова И.Успенского: «Один и то же прием в руках одного учителя дает блестящие результаты, а в руках другого – плохие. Обучение имеет успех лишь тогда, когда учитель свободно владеет материалом, как послушным орудием, а не рабски следует той или другой методе. Поэтому каждый учитель должен, выбрав ту или иную методу, тщательно изучить ее и сделать, так сказать, своею» (5, с. 3), а только потом приступать к преподаванию.

Список литературы

5. Успенский И. Методы обучения грамоте. - Спб., 1909.

Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980.

Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1984.

Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. - М., 1999.

ФиличеваТ.Б., Чевелева НА., Чиркина ГЛ. Нарушение речи у детей. - М., 1993.

Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.

Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1991.

Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1993.

Хрестоматия по логопедии: В 2 т. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М., 1997.