Общая характеристика развития. определение понятий. Психология развития человека. Развитие как процесс и как деятельность. Предмет психологии развития и возрастной психологии

высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качеств. состояния к другому, от старого к новому. Р. характеризуется специфич. объектом, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью. В зависимости от качеств. специфики природы и строения форм существования материи различают: Р. неорганич. материи (или еще уже – макрокосмоса, физич. и химич. форм существования материи), Р. органич. материи (ее биологич. форм), Р. общества (социальных форм существования материи), Р. сознания (различных его форм). Вместе с тем, будучи строго определ. типом зависимости в объекте, Р. любых форм характеризуется рядом существ. общих моментов и признаков, касающихся, в первую очередь, специфики самих развивающихся объектов. Процесс изменения захватывает любые объекты, любые их стороны – их внутр. составляющие и внешние, непосредственно воспринимаемые формы, их существ. связи и внешние зависимости и т.п. Р. – не просто изменение, не всякое изменение объекта, но изменение, связанное с преобразованиями во внутр. строении объекта, в его структуре, представляющей собой совокупность функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей. Поэтому в материальном и духовном мире, где все без исключения предметы и явления пребывают в состоянии постоянного движения, изменения, о Р. можно говорить лишь применительно к объектам с простым или сложным системным строением (см. Система). Будучи характеристикой объектов, с более или менее сложным строением, процесс Р. сам отличается определ. структурой (механизмом). Рассматриваемый с этой т. зр. он представляет собой прежде всего совокупность ряда составляющих системы, участвующих в процессе. Одни из этих составляющих играют роль образующих процесса, другие – его условий. Образующие процесса, отвечающие на вопрос "что развивается?", представляют собой исходный пункт процесса; образующие, отвечающие на вопрос "во что развивается?", – результат процесса. И те и другие являются центральными, ведущими составляющими процесса Р. Если механизм Р. уподобить совокупности разновеликих и разнонаправленных сил, то "отрезок прямой", связывающий исходный пункт и результат процесса, будет как раз итогом, суммой всех этих сил, кратчайшим расстоянием, наиболее лаконично выражающим суть происходящих в процессе Р. преобразований в объекте, и одновременно "вектором", указывающим направление этих преобразований. Условия процесса – это те его составляющие, к-рые обеспечивают превращение исходного пункта в результат. Они отличаются от т.н. конкретно-историч. условий протекания Р.; последние связаны или с внешними признаками развивающегося объекта, или с факторами, лежащими за его пределами, относящимися к его взаимодействию с "соседними" системами, и определяют конкретную форму протекания процесса. Р. представляет собой не всякое изменение в структуре объекта, но только т.н., качественное изменение. "... Развитие заведомо не есть простой, всеобщий и вечный рост, увеличение (respective уменьшение) etc." (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 251). Структура объекта характеризуется тремя моментами: количеством составляющих (в этом смысле различают структуры двучленные, трехчленные, вообще n-членные), порядком их расположения (напр., структуры линейные и кольцевые) и характером зависимости между ними (напр., структуры обратимые, где все элементы "равноправны", и необратимые, где между элементами существуют отношения "господства" и "подчинения"). Качеств. характер изменений в процессе Р. находит свое выражение в том, что Р. есть переход от структуры одного качества (характеризующейся одним количеством, порядком и характером зависимости составляющих) к структуре др. качества (характеризующейся иным количеством или порядком, или характером зависимости составляющих). Следовательно, процесс Р. не совпадает только с изменениями в числе структурных составляющих объекта (простой рост или уменьшение их числа) и потому не может быть изображен как движение от структуры с n элементами к структуре с n + 1 или с n – 1 элементом. В процессе Р. элементы структуры могут не только возникать, но и исчезать, так что в определ. границах общее число их может оставаться постоянным. Кроме того, качеств. изменение структуры, появление в ней новых составляющих может иметь место и без видимого увеличения числа элементов, за счет перераспределения старых элементов, изменения характера отношений между ними и т.д. Главное же, в силу системного характера развивающегося объекта, – возникновение (исчезновение) в его структуре к.-л. составляющего никогда не равно только количеств. росту (уменьшению), не означает простого прибавления (вычитания) "одного", но ведет к возникновению множества новых связей и отношений, к преобразованию старых связей и т.п., т.е. сопровождается более или менее серьезным субстанциональным или функц. преобразованием всей массы составляющих внутри системы в целом. Структура объекта в исходном пункте Р. и структура объекта в результате Р. суть определ. состояния развивающегося объекта, ограниченные во времени, т.е. историч. состояния. Т.о., процесс Р., взятый с т. зр. его механизма в целом, есть ряд историч. состояний объекта в их связях, переходах от одного к другому, от предшествующего к последующему. Важнейшей характеристикой Р. является время. Р. протекает во времени. Вместе с тем понятие "ход времени" не тождественно понятию "процесс Р.". Об этом говорит как то, что в определенных границах течение времени не сопровождается качеств. изменениями в объекте, так и то, что в одни и те же промежутки времени различные объекты способны проходить в своем Р. различные "расстояния" и наоборот: для прохождения аналогичных "расстояний" различным объектам требуется различное время. Иными словами, Р. того или иного объекта является функцией не объективного хода времени как такового, но жизнедеятельности самого объекта. В отличие от явлений движения, изменения, к-рые могут вызываться действием и внешних по отношению к движущемуся объекту сил, Р. представляет собой самодвижение объекта – имманентный процесс, источник к-рого заключен в самом развивающемся объекте. Процесс такого рода описан, напр., Марксом применительно к Р. денег из товара (см. "Капитал", т. 1, 1955, с. 94). Р. возникает в результате противоречий, борьбы нового и старого, борьбы "противоречивых, в з а и м о и с к л ю ч а ю щ и х, противоположных тенденций", свойственных объектам "природы (и духа и общества в том числе)", их преодоления, превращения в новые противоречия. "Развитие есть "борьба" противоположностей" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 358). Процесс Р. характеризуется большим разнообразием конкретных видов и форм. Это обусловлено как общей природой развивающихся объектов (неорганической, биологической, социальной и т.п.), так и большей или меньшей сложностью их строения. В частности, Р. может приобретать форму превращения одного объекта в другой (напр., "средство труда из орудия превращается в машину..." – см. К. Маркс, Капитал, т. 1, с. 377), дифференциации объекта (ср. процесс дивергенции в биологии), подчинения одной системы другой и их преобразования (ср. процесс ассимиляции в социологии культуры) и т.д. и т.п. Различают две формы Р.: эволюционную и революционную (см. Эволюция и Революция). Первая форма Р. – это медленные, постепенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта, их называют количеств. изменениями. Вторая форма Р. – это внезапные, резкие, скачкообразные, т.н. качеств. изменения в структуре объекта, связанные с коренными преобразованиями во всем его строении. Между этими двумя формами Р. существует сложная диалектич. связь. Эволюция подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею. В свою очередь новое качество, приобретаемое объектом, снова ведет к этапу медленных количеств. накоплений. Т.о., каждый процесс представляет собой диалектич. единство прерывного и непрерывного, переход количественных изменений в качественные и наоборот. Р. далее характеризуется определ. направленностью. Переход от одного состояния объекта к другому не есть бесконечное повторение пройденного, не есть движение по кругу, хотя исторически позднейшие этапы и включают в себя немало моментов, присущих предшествующим этапам. Р. совпадает с поступат. движением к более развитому и совершенному или с движением в противоположном направлении. В этом смысле говорят о прогрессивном и регрессивном направлениях в Р. объекта, о восходящей и нисходящей линиях его Р. (см. Прогресс, Регресс). Р. материи и сознания, взятое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, оно есть бесконечное движение по восходящей спирали, движение противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в целом идущее от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных, к системам высшим, высокоорганизованным. Идея Р. находит свое выражение в принципе историзма и является одной из самых ведущих во всей истории философии, естествознания и обществоведения. В своем первоначальном наивном виде она была сформулирована уже в античной философии Гераклитом: "...все существует и в то же время не существует, так как все т е ч е т, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1966, с. 16). Огромный вклад в анализ категории Р. внесли Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант, Ломоносов, Руссо, Дидро, Фихте, Гегель, Герцен, Сен-Симон, К. Ф. Вольф, Лаплас, Коперник, Лайель, Майер, Дарвин, Менделеев, Тимирязев, Вейсман и мн. др. философы, естествоиспытатели и социологи прошлого. В истории мышления, как и в совр. науке, существует два принципиально отличных друг от друга взгляда на Р. – метафизический и диалектический (см. В. И. Ленин, Соч., т. 38, с. 358). Своего наивысшего выражения диалектич. подход к Р. достигает в системе диалектич. материализма, где идея Р., составляя основной методологич. принцип, впервые получает свое всестороннее обоснование, а само Р. впервые анализируется как естеств. процесс, идущий на основе объективных закономерностей (см. тамже, т. 21, с. 38). Формулируя осн. законы диалектики, являющиеся законами Р., диалектич. материализм одновременно дает и метод науч. анализа процессов Р., их воспроизведения в мышлении. Лит.: Кушнер П. И., Очерк Р. обществ. форм, 7 изд., М., 1929; Асмус В. Ф., Очерки истории диалектики в новой философии, , М.–Л., 1930; его же, Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930; его же, Маркс и бурж. историзм, М.–Л., 1933; Кедров Б. М., О количеств. и качеств. изменениях в природе, [М.], 1946; его же, Отрицание отрицания, ?., 1957; его же, О соотношении форм движения материи в природе, М., 1958; Проблемы Р. в природе и обществе. [Сб. ст.], М.–Л., 1958; Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Лем Г., О переходе от старого качества к новому в обществ. Р., М., 1958; Шафф?., Объективный характер законов истории, пер. с польск., М., 1959; Мелюхин С. Т., О диалектике Р. неорганич. природы, М., 1960; Грушин Б. ?., Очерки логики историч. исследования, М., 1961; Богомолов А. С., Идея Р. в бурж. философии 19–20 вв., М., 1962. См. также лит. при ст. Диалектика, Единство и борьба противоположностей, Переход количественных изменений в качественные, Отрицания отрицания закон, Прогресс. Б. Грушин. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓


Развитие определяется как «направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта». Когда говорят о развитии человека, то прежде всего имеют в виду три области развития: физическую, когнитивную и психосоциальную. Общая характеристика областей развития представлена в табл. 9 (по Г. Крайгу).
В первую очередь нас будет интересовать психомоторное и когнитивное развитие, выражающееся в развитии соответствующих способностей, и формирование отдельных качеств личности.
При рассмотрении вопросов развития мы прежде всего уделим внимание детерминации этого процесса. Обычно развитие человека осуществляется системно во
всех трех областях, но при этом оно характеризуется неравномерностью и гетерохронностъю. Развитие описывается тремя процессами: созреванием, научением, социализацией. Когда развитие определяется генетическим кодом, говорят о созревании. «Процесс созревания состоит из последовательности предварительно (генетически) запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции». Созревание органов тела, психических функций и способностей идет с разной скоростью. «Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости».
Область
развития
Характеристика
Физическая Включает рост и изменение тела человека. Сюда входят как внешние проявления, например динамика роста и веса, так и внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например, ходьба, ползание, навыки письма)
Когнитивная Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи
Психосоциальная Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой - формирование социальных навыков и моделей поведения

Таблица 9

Научением определяют широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. Развернутая характеристика различных типов научения дана нами в работе. Основополагающую роль научение играет и в процессах развития способностей. При этом научение выступает как процесс приобретения интеллектуальных операций и схем их использования в различных ситуациях.
Социализация есть «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; социализация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование». Социализация осуществляется в процессе взаимодействия субъекта и его социального окружения. Уже в младенческом возрасте не только мать воздействует на младенца, задавая формирование его индивидуального опыта, но и младенец воздействует на мать, определяя ее поведение. Процесс социализации продолжается всю жизнь человека, является реакцией на изменение его жизненных условий: поступление в школу, профессиональная деятельность, вступление в брак или развод, выход на пенсию и т.д. Социализация проявляется в формировании духовных способностей и личностных качеств.
В процессе развития три отмеченных процесса (созревание, научение и социализация) тесно взаимодействуют друг с другом. Созревание функциональных систем способствует научению, научение обусловливает освоение интеллектуальных операций и схем их использования, социализация формирует нравственные устои личности, которые обусловливают формирование жизненных целей и освоение определенных видов деятельности, а все это, в свою очередь, приводит к развитию способностей и личностных качеств, необходимых для выполнения конкретной деятельности.
Необходимо также остановиться на двух понятиях: «критический период» и «готовность». Под критическим периодом понимается единственный отрезок времени, в течение которого определенный средовой фактор приводит к конкретным изменениям в развитии. Под готовностью также понимается некоторый период, когда внешние воздействия приводят к наилучшему научению. Правда, в отличие от критического периода, это научение может происходить и за пределами периода готовности, но с меньшей результативностью.
Очевидно, что такие периоды существуют и для развития способностей, но данный вопрос еще недостаточно изучен. В дальнейшем мы остановимся в основном на когнитивной области, при этом будем помнить, что развитие в этой области тесно связано с развитием в других областях.

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем есте­ственного отбора...» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окру­жающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей до­чери.

Развитие - процесс необратимых, направленных и зако­номерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:

Развитие как рост - процесс количественного измене­ния внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. л. В современной на­уке такое определение не встречается, так как рост - всего лишь одна из сторон развития, его внешний по­казатель и количественная характеристика.

Развитие как созревание - морфологические измене­ния, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, В современной науке такое опре­деление не встречается, так как здесь преувеличивается значение биологической наследственности и преумень­шается значение других сторон развития.

Развитие как совершенствование. Это определение час­то используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «со­вершенная», идеальная форма развития, но при этом непонятно, является она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через на­следственный аппарат), и почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой луч­шей, совершенной, а не какая-либо другая.

Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, язы­ков, уровней развития, но при этом невозможно реаль­но установить, какие изменения отнести к общим, уни­версальным, а какие рассматривать как частные.

Развитие как качественное, структурное изменение. Оп­ределение развития через качественные изменения свя­зано с пониманием объекта как системы. В данном слу­чае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенс­твования и сохраняется только качественная.

Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».

Развитие как изменение, влекущее за собой новые измене­ния. Неудовлетворенность существующими определе­ниями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Например, Г.-Д. Шмидт показывает нали­чие тесной, экзистенциальной связи между изменения­ми, следующими друг за другом, А. Фламмер отмечает, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина из­менений»). В этом определении проводится идея эво­люционной преемственности изменений.

Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:

Количественными (качественными);

Непрерывными (дискретными), скачкообразными;

Универсальными (индивидуальными);

Обратимыми (необратимыми);

Целенаправленными (ненаправленными);

Изолированными (интегрированными),

Прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:

Филогенез - развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарож­дение видов, их изменение, дифференциацию и преем­ственность, т. е. всю биосоциальную эволюцию, начи­ная с простейших и завершая человеком.

Антропогенез - р азвитие человечества во всех его ас­пектах, в том числе и культурный социогенез, т. е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Ноmо sарiепs и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез - индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая на­чинается с момента зачатия и завершается концом жиз­ни.

Микрогенез - наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памя­ти, мышления, воображения, развернутые последова­тельности действий (например, поведение при решении задач) и т. п.

Основными свойствами развития являются:

Необратимость - способность к накапливанию измене­ний, «надстраиванию» новых изменений над предше­ствующими;

Направленность - способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

Закономерность - способность системы к воспроизве­дению однотипных изменений у разных людей.

В современной психологии проблема развития интенсив­но разрабатывается в рамках генетической психологии, срав­нительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Основные области психического развития:

1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела чело­века;

2) психосоциальная область развития, предусматриваю­щая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и са­мосознания личности;

3) когнитивная область развития, включающая все аспек­ты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является лич­ность, а когнитивных - субъект деятельности.

В настоящее время психическое развитие человека рас­сматривают с точки зрения системного подхода, включающе­го четыре аспекта:

динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);

структурный - качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запомина­ния, выработка рациональных приемов мышления;

Каузальный - определение детерминант, движущих причин развития;

онтологический - выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предпола­гает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изме­нениями, по каким причинам развивается в психике и лич­ности человека - биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие виды развития :

преформированное развитие - тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет полу­чен;

непреформированное развитие - тип развития, кото­рый не предопределен заранее;

психическое развитие - развитие познавательных пси­хических процессов;

личностное развитие - развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разно­му влиять друг на друга.

Факторы психического развития - это ведущие детерми­нанты развития человека: наследственность, среда и актив­ность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности и действие фактора актив­ности - во взаимодействии двух предшествующих.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуально­го развития в целом.

М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение на­следственного и социального факторов развития, подчерки­вают, что генотип (генетическая конституция организма) со­держит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивиду­ального развития. Таким образом, генотипические фак­торы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков вы­явлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек - это уникальный генетический объект, который никогда не повто­рится.

2. Среда - окружающие человека общественные, матери­альные и духовные условия его существования. Фено­тип - совокупность всех признаков и свойств особи, развив­шихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Следует подчеркнуть, что среда - понятие очень ши­рокое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития это понятие нуждается в конкретизации. В широком смысле к средовым детерминан­там психического развития относят обучение.

На психическое развитие оказывают влияние макро-(страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, сосед­ство, группы сверстников).

3. Активность - деятельное состояние организма как усло­вие его существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к оп­ределенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности.

Согласно принципу активности жизнедеятельность организ­ма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлек­сах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Рассмотрим основные принципы психического развития человека.

Под развитием обычно понимают:

  1. увеличение сложности системы;
  2. улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);
  3. увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);
  4. количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;
  5. социальный прогресс .

Варианты

  • появление новых элементов
  • появление новых объектов, дифференциация .

Характеристики

  1. Качественное изменение . Переход от одного состояния к другому (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое).
  2. Необратимость развития . Развитие предполагает стабильность (абсолютное постоянство, стабильность регулярных явлений, сохранение индивидуальных различий).
  3. Специфичность объекта развития (психика и сознание или человек в системе его социальных отношений).

Закономерности

  1. Неравномерность и гетерохронность :
    • Неравномерность - различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.
    • Гетерохронность - асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.
  2. Неустойчивость развития : Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития)
  3. Сензитивность развития : Сензитивный период развития - период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям
  4. Кумулятивность : Результат развития предшествующей стадии включается в последующую.
  5. Дивергентность-конвергентность
    • Дивергенция - повышение разнообразия в процессе психического развития
    • Конвергенция - его свёртывание, усиление избирательности.

Составляющие развития человека

Развитие человека можно условно разделить на три составных части:

  • физическое развитие (изменение массы тела, роста и т. д.);
  • социальное развитие (изменение социального статуса);
  • развитие психических процессов: интеллекта (мышления, внимания, памяти); развитие воли; развитие эмоций.

История понятия

Современному понятию развития предшествуют:

  • платоническое понятие развития как развёртывания, посредством которого все возможности, с самого начала заложенные в зародыше, постепенно проявляются, приходят из имплицитного существования к эксплицитному
  • механистическое понятие развития как совершенствования

Историческое развитие

Историческое развитие является одной из основных проблем философии и методологии истории . Понятие исторического развития следует отличать как от телеологической идеи прогресса , так и от естественнонаучного понятия эволюции .

Примечания

См. также

Библиография

  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007. ISBN 978-5-484-00957-2 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Евросерия 3000
  • Чокобо

Смотреть что такое "Развитие" в других словарях:

    РАЗВИТИЕ - поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение … Философская энциклопедия

    РАЗВИТИЕ - РАЗВИТИЕ, развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. развить развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по гл. развиться развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более… … Толковый словарь Ушакова

    РАЗВИТИЕ - биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на …

    Развитие - международных кредитных операций способствовало формированиюмирового ДЕНЕЖНОГО РЫНКА, в качестве важнейших секторов которого выступают американский денежный рынок и еврорынок, контролируемые транснацио нальными банками и международными… … Финансовый словарь

    РАЗВИТИЕ - РАЗВИТИЕ, направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными… … Современная энциклопедия

    РАЗВИТИЕ - направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см.… … Большой Энциклопедический словарь

    РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного)… … Новейший философский словарь

    РАЗВИТИЕ - РАЗВИТИЕ, я, ср. 1. см. развить 2, ся 2 . 2. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы… … Толковый словарь Ожегова

    Развитие - см. Совершенствование (

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Процессы развития
Рубрика (тематическая категория) Культура

Некоторые процессы развития, такие как рост в течение пренатального или в начале пубертатного периода или посœедение волос, являются главным образом биологическими. Данные подтверждают, что раннее речевое развитие также в первую очередь детерминировано биологически, что отмечается в этой главе далее (см. также главу 5). Многие другие аспекты развития, такие как научение устному счету, пользование Интернетом или выработка пристрастия к вкусу суши, могут зависеть главным образом от личного опыта. Присвоение особенностей речевых паттернов, словаря, ʼʼакцентаʼʼ и интонаций людей, вместе с которыми вы выросли или изучали второй язык, является дополнительным примером развития, происходящего большей частью под влиянием опыта.

При этом большая часть развития, происходящего в течение жизненного пути человека, является результатом успешных взаимодействий между биологией и опытом. Развитие в целом нельзя определить как детерминированное чисто биологическими факторами или только влиянием опыта; скорее оно представляет собой продолжительную динамическую игру этих двух базовых причин. Предположим, что вы родились с некоторым интеллектуальным потенциалом, основанным на специфике природы вашей центральной нервной системы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, биологически задается некоторый континуум, в рамках которого ваш интеллект может время от времени снижаться. Но то, насколько вы интеллекту-

Глава 1. Перспективы и методы исследования 21

альны сегодня, также определяется вашим питанием в детстве, вашим опытом жизни дома и пребывания в школе и многими другими еще более, на первый взгляд, второстепенными факторами. В качестве другого примера давайте предположим, что вы родились с некоторой определœенной личностной направленностью, такой как застенчивость или коммуникабельность. Тем не менее ваша личность в своем формировании претерпела влияние взаимодействий, в которые вы вступали с другими людьми в течение жизни, осознания чувства собственного я, приобретенного вами в младенчестве, социокультурного окружения, в котором вы росли, и еще множества других факторов.

Остались в прошлом те времена, когда теоретики концентрировались на отдельных компонентах развития, вплоть до полного исключения всœех остальных, как отмечалось ранее. Подобным образом специалисты в области развития больше не спорят о том, являются ли некие аспекты когнитивной или личностной сферы функцией исключительно биологических задатков или исключительно функцией жизненного опыта. Речевая функция появляется и совершенствуется, очевидно, посредством развития врожденных способностей под влиянием получаемого субъектом опыта. Все дети, родившиеся здоровыми, заранее ʼʼснабженыʼʼ способностью к освоению языка. Οʜᴎ самопроизвольно проходят через некую последовательность действий, включающую прислушивание к звукам речи, произношение простых речевых звуков и постепенное декодирование слов и предложений, которые они слышат из уст окружающих их людей (Pinker, 1997). Тем не менее очевидно, что для того, чтобы они могли произносить настоящие слова и предложения, понятные для окружающих, они должны слышать вокруг себя речь на определœенном языке. Вместе с тем, младенцы спонтанно проявляют такие эмоции, как гнев или дистресс, но со временем им предстоит усвоить, как им следует справляться со своими эмоциями в условиях их конкретной культуры. Это наблюдение Дональда Хебба (Hebb, 1966) стоит оценить особо, так как оно было сделано более чем треть века назад.

То, из-за чего теоретики до сих пор спорят (иногда очень горячо), - это насколько и каким образом данная характеристика или модель поведения является биологически либо социально детерминированной. Так, к примеру, некоторые теоретики определяют влияние биологических факторов на интеллектуальные способности вплоть до 75 или 80% (см. главу 9). Представители другой крайней позиции считают, что биологически задано лишь 25% от общего процесса развития интеллектуальных способностей. По этой причине дебаты прошлого актуальны и сегодня; они остаются, хотя и сместили свои акценты.

Наследственность и среда. Сегодня проблема сочетания в человеке биологического начала и его опыта развития наиболее часто сводится к проблеме взаимодействия наследственности и среды. В главе 3 мы более подробно рассмотрим генетические факторы, которые могут лежать в базе развития человека, предопределяя его течение, и их взаимодействие со специфическими эффектами окружающей человека физической и социальной среды. Теоретики, отдающие приоритет диктату наследственности, говорят о сильном влиянии лежащих в базе человека биологических структур.
Размещено на реф.рф
В поддержку своей позиции они приводят данные, полученные в ходе экспериментов на животных и в процессе статистических процедур, проводимых с людьми. К тому же ими подчеркивается тот факт, что Уже определœены специфические гены, определяющие развитие и поведение, и осо-

22 Часть I. Начало

Третий этап жизненного пути человека -период тоддлеров (первые два года жизни)

бое внимание привлекается к тем из них, которые обусловливают такие проявления, как умственная отсталость. С другой стороны, объяснения развития человека, сделанные с позиции энвайронменталистов (сторонников доминирующей роли окружающей среды в поведении и развитии человека), концентрируются на опыте индивидов, относящемуся к мышлению и сознанию, и, кроме того, на таких факторах среды, как питание и здоровье, каждый из которых тоже может способствовать возникновению умственной отсталости. Как уже отмечалось ранее, сейчас представители обоих подходов признают точки зрения друг друга. Наследственность и среда взаимодействуют, но теоретики всœе еще спорят насчет их относительного вклада в развитие и насчет того, каким образом он осуществляется. Позиция, занимаемая ими по данному вопросу, определяет направление и характер их исследований.

Взросление и научение. Эти понятия обычно относятся к процессам изменения, происходящим вместе либо независимо друг от друга. Такие термины, как ʼʼростʼʼ, ʼʼвзрослениеʼʼ и ʼʼстарениеʼʼ, относятся к чисто биологическим процессам. Научение - это изменение, происходящее со временем и связанное с практикой или с приобретаемым опытом. Когда развитие рассматривается в терминах взросления и научения, акцент часто смещается на его временную периодизацию. К примеру, как взаимодействует биологически определœенное развитие мышц и костей скелœета человека с его практической деятельностью, относящейся к его личному опыту? Точнее, какие именно виды деятельности, когда и как часто имеют своим результатом нормальное развитие мускулатуры и двигательных функций? Подобные вопросы возникают при рассмотрении когнитивного и личностного развития, где во взаимодействие с опытом индивида вступает процесс взросления его нервной и гормональной систем. Как полученный в детстве опыт может повлиять на вступление в пубертатный период, процесс биологический? Или как на биологически обусловленное явление менопаузы (полное прекращение менструальных циклов из-за изменений гормональной системы) может воздействовать жизненный стиль женщины, в случае если он вообще может на него влиять? Каковы сравнительные вклады взросления и научения? А также, существуют ли ʼʼкрити-

Глава 1. Перспективы и методы исследования 23

ческие периодыʼʼ, в течение которых для обеспечения оптимального развития крайне важно взаимодействие взросления и научения? Подобные вопросы еще много раз будут задаваться в следующих главах.

Критические и сензитивные периоды. Проблема взаимодействия взросления и научения приводит к связанному с ней вопросу: существуют ли критические периоды, в ходе которых должны происходить или же никогда не происходят определœенные типы развития? Рассмотрим влияние, оказываемое некоторыми болезнями на течение беременности (см. главу 4). В случае если беременная женщина, не обладающая иммунитетом к краснухе (German measles), подвергается воздействию вируса этой болезни в течение 2 месяцев после зачатия, сильно повышается вероятность серьезных аномалий плода, к примеру - последующей глухоты младенца или даже выкидыша. При этом если эта же женщина подвергается воздействию вируса краснухи через 6 месяцев после зачатия, он не повлияет на ее развивающегося малыша.

Другой пример взят из животного мира. Существует критический промежуток времени, длящийся в течение нескольких часов после рождения, когда гусята вырабатывают привязанность к матери-гусыне, просто находясь рядом с ней. Это явление известно как импринтинг (см. главу 6). Импринтинг у гусят не происходит до либо после этого периода. Может быть, у людей тоже есть подобный критический период, в течение которого младенцы вырабатывают эмоциональную привязанность к тем, кто заботится о них? Или, ставя вопрос шире, есть ли у нас критические периоды приобретения определœенных навыков или типов поведения?

Теоретики спорят. Несмотря на последние данные, свидетельствующие в пользу того, что ранние переживания прямо и опосредованно оказывают решающее перманентное влияние на строение мозга (Shore, 1997; см. также Ramey, Ramey, 1998), детальный анализ временной периодизации достаточно сложен. Часто более обоснованным будет рассуждение в терминах сензитивных или оптималь-

Контрольные вопросы к теме

ʼʼКлючевые проблемы изучения развития человекаʼʼ 1

‣‣‣ Границы таких периодов развития, как детство или подростковый возраст, универсальны во всœех культурах.

‣‣‣ Процесс социализации связан с преднамеренным научением; процесс освоения культуры связан с непроизвольным научением.

‣‣‣ Научные исследования развития человека начались в XVI веке.

‣‣‣ Только наследственность определяет основные особенности любой области развития и поведения человека.

‣‣‣ При исследовании временнбй периодизации развития человека в большинстве случаев целœесообразно использовать термины сензитивных, а не критических периодов.

Вопрос для размышления Что мы имеем в виду, когда говорим, что развитие целостно, холистично и всœегда осуществляется в контексте?

24 Часть I. Начало

ных периодов, в течение которых происходят наилучшее и наиболее эффективное научение определœенным навыкам, развитие определœенных черт. Это не значит, что данные типы обучения и развития имеют место только в эти периоды. К примеру, в случае если вы изучаете иностранный язык в детстве, у вас больше шансов говорить на нем так же хорошо, как и его носители, чем если вы изучаете его в подростковом возрасте. Вместе с тем, ребенок быстрее и с большей легкостью, чем взрослый человек, усваивает некоторые аспекты языка. Тем не менее вы можете выучить иностранный язык в любое время вашей жизни, и если приложить к этому достаточные усилия, вы сможете говорить на нем почти аналогично тому, как и на своем родном языке.

Очевидно, существует такой показатель, как готовность, подразумевающий достижение некоторого уровня в своем развитии, позволяющего приобретать определœенную модель поведения; прежде, чем происходит достижение этого уровня зрелости, приобрести данное поведение невозможно. К примеру, никакие специальные тренировки не позволят трехмесячному ребенку ходить без поддержки окружающих; на данном уровне зрелости младенец просто не обладает способностью удерживать равновесие и крайне важно й мускулатурой для совершения координированных движений ног под весом своего тела.

Точная природа временной периодизации развития человека всœе еще не известна. Главной проблемой исследований остается выяснение оптимальных периодов для развития различных моделœей поведения.

В табл. 1.2 приводятся ключевые вопросы, обсуждавшиеся в данном разделœе.

Таблица 1.2 Ключевые проблемы развития человека

Наследственность и среда

В какой степени развитие определяют генетические факторы и в какой степени на него влияют специфические факторы физического и социального окружения?

Взросление и научение

Как определяет развитие взаимодействие биологически детерминированного процесса взросления и основанного на личном опыте научения?

Критические и сензитивные периоды

Существуют ли критические периоды, в течение которых должны (или никогда не должны) происходить специфические типы развития?

Процессы развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Процессы развития" 2017, 2018.