Некрасов николай алексеевич литературная деятельность поэта. Сатирическое приложение к журналу - «Свисток». Происхождение и ранние годы

Библиография:

    Библиография литературы о Н.А. Некрасове. 1917-1952 / Сост. Л.М. Добровольский, Б.В. Лавров. М.; Л.: АН СССР, 1953. 207 с.

    Дульнева К.П., Рудяков Г.М., Л.П. Новикова. Библиография литературы о Некрасове за 1953-1958 годы // Некрасовский сборник / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.-Л., 1960. Вып. III. С. 367-386.

    Дульнева К.Д. Библиография литературы о Некрасове за 1859 - 1869 годы // Н.А. Некрасов и русская литература. 1821-1971. М., 1971. С. 477-504.

    Мостовская Н.Н. Библиография литературы о Некрасове, 1970-1974 // Некрасовский сборник / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л., 1978. Вып. VI. С. 179-201.

    Мостовская Н.Н. Библиография литературы о Некрасове, 1975 - начало 1986 // Некрасовский сборник. Л., 1988. Вып. IX. С. 175-202.

    Мостовская Н.Н. Библиография литературы о Некрасове, 1987 - начало 2000 // Некрасовский сборник. СПб., 2001. Вып. XIII. С. 245-270.

    Н.А. Некрасов и Ярославский край: Указ. лит. Ярославль, 1959. 76 с.

    Н.А. Некрасов и Ярославский край: Указ. лит. за 1986 - 1995 годы (Сост. М.В. Бекке) // Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха». Ярославль, 1997. Вып. 3. С. 353-365.

Воспоминания о поэте:

    Буткевич А.А. Из дневников и воспоминаний // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 170-184.

    Бывший сотрудник «Отечественных записок». Воспоминания о Н.А. Некрасове // Всемирный Вестник. 1903. №1. С. 124-138.

    Гамазов М.К. К «Воспоминаниям» А.Я. Головачевой // Ист. вестник. 1889. №4. С. 34-55; № 5. С. 276 - 304; № 6. С. 531 - 561.

    Горячим словом убеждения: («Современник» Некрасова - Чернышевского): Воспоминания, дневники, объявления журнала, письма, «Колокол» о «Современнике», правительственный лагерь о «Современнике». М.: Современник, 1989. 543 с.

    Григорович Д.В. Литературные воспоминания. Л.: Academia, 1928. 515 c.

    Живые страницы: Н.А. Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974. 448 с.

    Е.Л. Воспоминания о Н. Д. Некрасове // Научное обозрение. 1903. № 4. (апрель).

    С. 131—141.

    Кривенко С.Н. Из рассказов Некрасова // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 207-210.

    Н.А. Некрасов в воспоминаниях и документах / Под ред. Ю.Г. Оксмана. Л.: Academia, 1930. 300 с.

    Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит, 1971. 598 с. (Сер. лит. мемуаров).

    Некрасова Н.П. Мои воспоминания // Некрасов: К 50-летию со дня смерти. Л., 1928. С. 9-23.

    Некрасова-Рюмлинг Е. А. Н. А. Некрасов в домашнем быту // Вестник литературы. 1920. № 2 (14). С. 4—6.

    Иванова (Фохт-Рюмлинг) Е.А. Воспоминания сестры поэта / [публ. О.А. Замареновой // Карабиха. Ярославль, 1997. Вып. 3. С. 208—221.

    Немирович-Данченко В.И. Мои встречи с Некрасовым // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 591-599.

    Панаев В.А. Воспоминания // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 196-200.

    Панаев И.А. О Н.А. Некрасове // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 535-548.

    Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1988. 480 с.

    Панаева А.Я. Воспоминания. М., 1986. 512 с.

    Пономарев С.И. Копеечная свечка в память о Некрасове // Отечественные записки. 1878. №3. С. 100-110.

    Потанин Г.Н. Воспоминания о Н.А. Некрасове // Ист. вестник. 1905. №2. С. 458-489.

    Пыпин А.Н. Н.А. Некрасов. СПб., 1905. 323 с.

    Пыпин А.Н. Н.А. Некрасов. Несколько воспоминаний // Вестник Европы. 1903. № 11. С. 64-117; № 12. С. 567-644.

    Скабичевский А.М. Литературные воспоминания. М.: Аграф, 2001. 432 с.

    Шестидесятые годы. М.А. Антонович. Воспоминания. Г.З. Елисеева. Воспоминания / [вступ. ст., коммент. и ред. В. Евгеньева-Максимова и Г.Ф. Тизенгаузена]. М.; Л.: Academia, 1933. 580 с. (Русские мемуары, письма и материалы).

    Штакеншнейдер Е.А. Дневник и записки (1854-1886). М.-Л., 1934. 586 с.

Критико-биографическая литература:

    Ашукин Н. Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова. М.; Л.: Academia, 1935. 569 с. (Лит. пособия).

    Ашукин Н. Как работал Некрасов. М.: Мир, 1933. 95 с. («Как работали классики»).

    Басина М Литейный 36. Л.: Детская литература, 1971. 256 с.

    Беседина Т.А. Эпопея народной жизни ("Кому на Руси жить хорошо Н.А. Некрасова): [Текст] / Т.А. Беседина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 216 с.Брюсов В.Я. Н.А. Некрасов как поэт города // Избранные сочинения: В 2 т. М., 1955. С. 231-236.

    Бухштаб Б. Н.А. Некрасов. Статьи и исследования. Л.: Сов. писатель, 1989. 352 с.

    Гин М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. М.: Сов. писатель, 1971. 303 с.

    Гин М., Успенский В.С. Некрасов - драматург и театральный критик. М.; Л.: Искусство, 1958. 147 с.

    Гин М.М., Евгеньев-Максимов В.Е. Семинарий по Некрасову. Л.: ЛГУ, 1955. 228 с.

    Григорьев А.Д., Иванова И.Н. Язык лирики XIX в. Пушкин. Некрасов. М.: Наука, 1981. 340 с.

    Данилова М.Д. Основные подходы к мемориализации усадьбы Н.А. Некрасова «Карабиха» и созданию экспозиции // Музеи Верхней Волги: проблемы, исследования, публикации / ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха». Ярославль, 1997. С. 14 - 40.

    Данилова М.Д. Карабиха // Знаменитые музеи-усадьбы России. М.: АСТ-ПРЕСС. 2010. С. 197-219.

    Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н.А. Некрасова: В 3 т. М.-Л.: Худож. лит, 1947 - 1952. Т. 1-3.

    Евгеньев - Максимов В.Е. Николай Алексеевич Некрасов. Ярославль, 1946. 260 с.

    Евгеньев-Максимов В.Е. Некрасов и театр. М.; Л.: Искусство, 1948. 282 с.

    Евгеньев-Максимов В. Некрасов и Петербург. Л., 1947. 247 с.

    Евгеньев-Максимов В.Е. Творческий путь Н.А. Некрасова / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.; Л, 1953. 282 с.

    Еголин А.М. Н.А. Некрасов. М.: Госкультпросветиздат, 1952. 78 с.

    Емельянов Н.П. "Отечественные записки" Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова -Щедрина (1868-1884). Л.: Худож. лит., 1986. 336 с.

    Жданов В. Жизнь Некрасова. М.: Худож. лит., 1981. 239 с.

    Жданов В. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 1971. 494 с.: ил. (Жизнь замечат. людей).

    Зонтиков Н.А. Некрасов и Костромской край: страницы истории / Сост. и ред. Н.А. Зонтикова. Кострома: ДиАр, 2008. 384 с.Иванов Г.К. Н.А. Некрасов в музыке. М.: Сов. композитор, 1972. 52 с.

    Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1964. 390 с.

    Красильников Г.В. Ярославское литературное окружение Н.А. Некрасова: [автореф. …дис. канд. филологич. наук] / Ивановск. гос. ун-т. Иваново, 2006. 20 с.

    Краснов Г.В. Н.А. Некрасов в кругу современников / Коломен. гос. пед. ин-т. Коломна, 2002. 216 с.

    Лебедев Ю.В. Н.А. Некрасов и русская поэма 1840-1850 годов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1971. 136 с.

    Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова: В 3 т. Т.1: 1821-1855 / Отв. ред. Б.В. Мельгунов; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2006. 581 с.

    Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова: В 3 т. Т.2: 1856-1866 / Отв. ред. Б.В. Мельгунов; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2007. 555 с.

    Летопись жизни и творчества Н.А.Некрасова: В 3 т. Т.3: 1867-1877 / Отв. ред. Б.В. Мельгунов; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2009. 705 с.

    Литературное наследство / АН СССР. М.: Наука, 1931-

Т.49-50: Н.А. Некрасов. Кн. 1. М., 1949. 655 с.

Т.51-52: Н.А. Некрасов. Кн.2. М., 1949. 671 с.

Т.53-54: Н.А. Некрасов. Кн.3. М., 1949. 639 с.

    Ломан О.В. Некрасов в Петербурге. Л.: Лениздат, 1985. 247 с.: ил. (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде).

    Ломан О.В. Некрасов и народное просвещение. Ярославль, 1957. 68 с.

    Макеев М.С. Николай Некрасов: поэт и предприниматель. М.: Макс Пресс, 2009. 236 с.

    Макеев М. Литература для народа: протекция против спекуляции (к истории некрасовских "красных книжек") // Новое литературное обозрение. 2013. №6. С.130-147.

    Мельгунов В.В. «Всему начало здесь…»: (Некрасов и Ярославль). Ярославль: Верхняя Волга, 1997. 240 с.

    Мельгунов Б.В. Некрасов - журналист. (Малоизученные аспекты проблемы) / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1989. 280 с.

    Мельшин Л. (Якубович П.Ф.). Н.А. Некрасов: Его жизнь и литературная деятельность: Критико-биогр. очерк. СПб., 1907. 96 с.

    Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Сов. писатель, 1991. С. 416-482.

    На память о Николае Алексеевиче Некрасове. СПб, 1878. 147 с.

    Некрасов Николай Алексеевич: Учеб. пос.: Компакт-диск / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова; Научно-технологич. гуманит. парк "Ярославия"; ГЛММЗ Н.А. Некрасова Карабиха"; Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова; Литературный музей ИРЛИ РАН. Ярославль, 2004.

    Н.А. Некрасов: Биография, критич. обзор поэзии. Собр. стихотворений, посвященных памяти поэта. Свод статей о Н.А. Некрасове с 1840 года / Сост. А. Голубев. СПб., 1878. 154 с.

    Н.А. Некрасов и русская литература. 1821 - 1971. М.: Наука, 1971. 511 с.

    Н.А. Некрасов и современность: Сб. статей и материалов / Сост. Л.А. Розанова. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984. 191 с.

    [Некрасов] // Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов / Сост. и коммент. Л.А. Сугай. М., 1998. С. 464-491.

    Некрасов и Ярославский край. Ярославль: Яросл. кн. изд-во, 1953. 195 с.

    Некрасов Н.К. «В краю моем родном»: Некрасовские места России. М.: Сов. Россия, 1984. 194 с.

    Некрасов Н.К. Некрасовские места России / Гравюры А. Мищенко. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1971. 176 с.

    Некрасов Н.К. «О Волга! … колыбель моя!»: Очерк для сред. и старш. возраста. 2-е изд., перераб. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991. 144 с.: ил.

    Некрасов Н.К. По их следам, по их дорогам. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1975. 304 с.: ил.

    Некрасов Н. По следам некрасовских героев. М.: Сов. Россия, 1970. 173 с.: ил.

    Некрасов Н.К. Сейте разумное…: Очерки о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. М.: Сов. Россия, 1989. 320 с.

    Некрасовский сборник: к 100-летию со дня рождения поэта / под ред. проф. В.Н. Бочкарева. Ярославль: Ярославское издательство Ярославского сельско-хозяйственного и кустарно-промыслового союза кооперативов, 1922. 119, с.

    Некрасовский сборник [Текст] / Акад. наук СССР; Ин-т русской лит. (Пушкинский дом). М.; Л.: Наука, 1951 -

Т.1: М.; Л.: Наука, 1951. 276 с.

Т.2: М.; Л.: Наука, 1956. 516 с.

Т.3: М.; Л.: Наука, 1960. 396 с.

Т.4: Л.: Наука, 1967. 296 с.

Т.5: Л.: Наука, 1973. 332 с.

Т.6: Л.: Наука, 1978. 208 с.

Т.7: Л.: Наука, 1980. 240 с.

Т.8: Л.: Наука, 1983. 214 с.

Т.9: Л.: Наука, 1988. 210 с.

Т.10: Л.: Наука, 1988. 224 с.

    Некрасовский сборник / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит.(Пушк. дом). СПб: Наука, 1998 -

Т.11-12: СПб.: Наука, 1998.

Т.13: СПб.: Наука, 2001. 286 с.

Т.14: Спб.: Наука, 2008. 284 с.

    О Некрасове // Андреевский С.А. Книга о смерти / [изд. подгот. И.И. Подольская]. М.: Наука, 2005. С. 342-361.

    Пайков Н. Феномен Некрасова: (Избр. статьи о личности и творчестве поэта) / Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2000. 120 с.

    Пайков Н.Н. Некрасовские места Ярославля. Ярославль, 2004. 16 с.

    Прийма Ф.Я. Некрасов и русская литература / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1987. 264 с.

    Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 239 с.

    Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Коммент. Л.: Просвещение, 1970. 320 с.

    Сабурова Т.Г. Последняя фотография Некрасова // Гос. ист. музей. Труды. М., 1991. Вып. 79. С. 164-169.

    Сабурова Т. Фотография художника Тулинова // Фотография. 1992. № 7-8. С. 32-33.

    Скабичевский А.М. Николай Алексеевич Некрасов: (Его жизнь и поэзия) // Отеч. записки. 1878. №5-6.

    Скатов Н.Н. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 1994. 411 с. (Жизнь замечат. людей).

    Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели: Очерки. М.: Сов. Россия, 1986. 336 с.

    Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему…»: О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. 174 с.

    Скатов Н.Н. Сочинения: В 4-х т. Т.3: Некрасов. СПб.: Наука, 2001. 536 с.

    Смирнов С.В. Автобиографии Некрасова. Новгород, 1998. 210 с.

    Смирнов С.В. "И вот они опять, знакомые места..." (литературно- краеведческие аспекты изучения Некрасова): [монография] / ННОУ Институт управления (г. Архангельск). Ярославль: ЯФ МИУ, 2007. 160 с.

    Степина М.Ю. Н.А. Некрасов в русской критике 1838-1848 гг.: [автореф. дис. ...канд. филологии] / РАН; Ин-т рус. лит (Пушкинский дом). СПб., 2013. 26 с.

    Тарасов А.Ф. Некрасов в Карабихе. 3-е изд., доп. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1989. 224 с.: ил.

    Тынянов Ю.Н. Стихотворные формы Некрасова // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 18-27.

    Филипповский Г.Ю. Глубины некрасовского текста: монография. Ярославль: Изд-во "Канцлер", 2010. 150 с.

    Чуковский К. Гоголь и Некрасов. М.: Худ. лит, 1952. 86 с.

    Чуковский К. Некрасов: Статьи и материалы. Л.: Кубуч, 1926. 395 с.

    Чуковский К. Мастерство Некрасова. М.: Худ. лит., 1971. 711 с.

    Чуковский К. Собр. соч.: В 15 т. Т. 10: Мастерство Некрасова. Статьи (1960-1969)/ Предисл. и коммент. Б. Мельгунова и Е. Чуковской. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2005. 236 с.

    Шашкова Е.В. Устойчивые образы в поэзии Н.А. Некрасова (родной дом и чужбина): монография / Е.В. Шашкова; Новгородский музей-заповедник. Великий Новгород, 2010. 127 с.

    Шпилевая Г.А. Динамика прозы Н.А. Некрасова: [текст] / Г.А. Шпилевая; Воронежск. гос. ун-т. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. пед. ун-та, 2006. 272 с.

    Яковлев В.И. Гнездо отцов: (Поместья и судебные процессы дворян Некрасовых во второй половине 1730 - начале 1860-х гг.). Ярославль: ЛИЯ, 1996. 144 с.

    Якушин Н.И. Тропа к Некрасову: Докум.-худож. кн. о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. М.: Дет. лит, 1987. 303 с.: ил.

Путеводители по музеям:

    Выставка памяти Некрасова (1878 - 1828): Крат. путеводитель. Л., 1928. 15 с.

    Глевенко Е. Литейный, 36: Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова: Путеводитель. СПб: Серебряные ряды, 2001. 63 с.: ил.

    Карабиха: Дворцы и усадьбы: [Еженедельное издание]. М., 2012. Вып. 54. 32 с.

    Карабиха. Музей-усадьба Н.А. Некрасова / Авт.-сост. А.Ф. Тарасов. М.: Сов. Россия, 1974. 36 с.

    Ломан О.В. Музей-квартира Н.А. Некрасова. Л.: Лениздат, 1971. 69 с.

    Музей-усадьба Н.А. Некрасова в Карабихе / Авт. А. Тарасов. М.: Сов. Россия, 1967. 14 с.: ил.

    Охотничий домик Н.А. Некрасова в Чудове: Альбом / Сост. и авт. текста А.А. Ермолаева. Л.: Лениздат, 1987. 32 с.

    Суслов А. Карабиха. Ярославская усадьба Н.А. Некрасова: Путеводитель / под общ. ред. Вл. Бонч-Бруевича. М.: ГЛМ, 1948. 94 с. (Литературные памятники и уголки СССР).

    Тарасов А.Ф. Карабиха. Музей-усадьба Н.А.Некрасова: Путеводитель. Ярославль, 1959. -110 с.

    Тарасов А.Ф. Карабиха: Музей-усадьба Н.А.Некрасова: Путеводитель. Ярославль, 1961. -124 с.

    Тарасов А.Ф. Карабиха: музей-усадьба Н.А. Некрасова: Путеводитель. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во., 1972. 80 с.

    Тарасов А.Ф. Карабиха: Музей-усадьба Н.А. Некрасова: Путеводитель. 2-е изд. Ярославль: Верх.-Волжск. кн. изд-во, 1980. 80 с.

    Тюрин В.В. Некрасов в Чудове. Л.: Лениздат, 1983. 86 с.: ил.

    Усадьба Н.А. Некрасова Чудовская Лука / Авт. И.В. Смирнова, Т.Г. Григорьева; Новгородск. гос. объединенный музей-заповедник, Чудовский филиал. Б/м., б/д. 16 с.

    Ярославский мемориальный музей Н.А. Некрасова (Путеводитель по музею) / Сост. С.И. Великанова; Яросл. мемориальный музей Н.А. Некрасова (с. Карабиха, Яросл. обл.). Ярославль: Яросл. обл. гос. изд-во, 1952. 48 с.

Сборники и материалы, изданные ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха»

    О Некрасове: Сб. статей / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1958. Вып. 1. 270 с.

    О Некрасове: Статьи и материалы / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1968. Вып. 2. 336 с.

    О Некрасове: Статьи и материалы / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1971. Вып. 3. 336 с.

    О Некрасове: Статьи и материалы / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1975. Вып. 4. 320 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; Гос. литерат.-мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.1. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991. 244 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; Гос. литерат.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.2. Ярославль, 1993. 355 с.: ил.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; Гос. литерат.-мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.3. Ярославль: ТОО ЛИЯ, 1997. 368 с.: ил. Ярославль, 1997. Вып.3. 368 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха». Ярославль, 1993. Вып.4. 342 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов, Н.Н. Пайков, Е.В. Яновская; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.5: Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2006.

    Карабиха: ист.-лит. сб. / Под ред Н.Н. Пайкова; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.6: Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2009. 415 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Ярославль, 2011. Вып.7. 368 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып. 8. Ярославль, 2013. 240 с.

    Коллекция усадебных фотографий (1860-1940-х гг.) в собрании музея Н.А. Некрасова: Каталог / Сост. Е.А. Кокорина. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. 100 с.: ил.

    Некрасов Николай Алексеевич: Компакт-диск / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова; Научно-технологич. гуманит. парк "Ярославия"; ГЛММЗ Н.А. Некрасова Карабиха"; Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова; Литературный музей ИРЛИ РАН. Ярославль, 2004.

    Некрасов и поиски национального самосознания: ("Некрасов в контексте русской культуры"): Материалы конф. / Ред. Н.Н. Пайков, Е.В. Яновская; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Ярославль: Александр Рутман, 2003. 96 с.

    Некрасов в контексте русской культуры: материалы конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: Александр Рутман, 2006. 104 с.

    Некрасов в контексте русской культуры: материалы науч. конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; Яросл. регион. центр некрасоведческий ислледований при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; ред.-сост. Н.Н. Пайков, Е.В. Яновская. Ярославль: Александр Рутман, 2008. 120 с.

    Н.А. Некрасов в контексте русской культуры: Материалы науч. конф., посвященной 190-летию со дня рождения поэта (Ярославль, 30 июня - 1 июля 2011 года) / Департамент культуры Ярославской области; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: ИПК "Конверсия", 2011. 72 с.

    Н.А. Некрасов в контексте русской культуры: Материалы науч. конф. (Ярославль, 4 - 5 июля 2013 года) / Департамент культуры Ярославской области; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: Издательское бюро "ВНД", 2013. 128 с.

    Н.А. Некрасов в контексте русской культуры: Материалы науч. конф. (Ярославль, 2-3 июля 2015 года) / Департамент культуры Ярославской области; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: ИПК «Конверсия», 2015. 116 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XX века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации. Семиотика пространства: Тезисы докладов / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха", 2000. 52 с.

    Усадебные библиотеки - история и современность: (Русская усадьба XVII- начала XIX вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации): материалы научной конференции / Гос. литерат. - мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха", Яросл. обл. науч. биб-ка им. Н.А. Некрасова. Ярославль: Александр Рутман, 2002. 76 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XX века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Ярославль: Александр Рутман, 2004. 68 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XX в. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред. - сост. Е.В. Яновская. Ярославль: Александр Рутман, 2005. 88 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / Деп-т культуры и туризма адм. Яросл. обл., Гос. лит.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха"; [Сост. Е.В. Яновская]. Ярославль: Александр Рутман, 2007. 88 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI века. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / Деп-т культуры и туризма адм. Яросл. обл., Гос. лит.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха"; [Сост. Е.В. Яновская]. Ярославль, 2009. 126 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / Деп-т культуры и туризма адм. Яросл. обл., Гос. лит.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха"; [Сост. Е.В. Яновская]. Ярославль, 2010. 96 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI в. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; сост. Е.В. Яновская. Ярославль, 2012. 88 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI в. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. (Ярославль, 3-4 июля 2014 года) / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; сост. Е.В. Яновская. Ярославль, 2014. 128 с.

    "Праздники радости": Цикл музейных культурно-образовательных программ: [методич. материалы для педагогов и родителей] / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; [авт.-сост. Н.И. Игнашева, Т.А. Полежаева]; [худ. Н.Н. Бутусова]. Карабиха, 2007. 44 с.

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло детство - среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал колыбелью, и рядом со знаменитой Сибиркой, или Владимиркой, о которой вспоминал: "Все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства".

1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии. Учится Некрасов средне, периодически конфликтуя с начальством из-за своих сатирических стихов.

В 1838 году началась его литературная жизнь, продолжавшаяся сорок лет.

1838 – 1840 годы – Николай Некрасов вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Узнав об этом, отец лишает его материальной поддержки. По собственным воспоминаниям Некрасова, он бедствовал около трех лет, перебиваясь небольшими случайными заработками. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.

Так же в 1838 году состоялась первая публикация Некрасова. Стихотворение «Мысль» выходит в журнале «Сын отечества». Позже несколько стихов появляются в «Библиотеке для чтения», потом – в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду».
В печати стихи Некрасова появились в 1838, в 1840 на его собственные средства был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки», подписанный "Н. Н.". Сборник успеха не имел и после критики В.Г. Белинского в "Отечественных Записках" был уничтожен Некрасовым и стал библиографической редкостью.

Впервые его отношение к условиям жизни беднейших слоев российского населения и откровенному рабству высказано в стихотворении «Говорун» (1843 год). С этого периода Некрасов начинает писать стихотворения фактически социальной направленности, которыми немного позже заинтересовалась цензура. Появились такие антикрепостнические стихотворения, как «Рассказ ямщика», «Родина», «Перед дождем», «Тройка», «Огородник». Стихотворение «Родина» было запрещено цензурой сразу же, но распространялось в рукописях и стало особенно популярным в кругах революционеров. Это стихотворение Белинский оценил настолько высоко, что пришел в полнейший восторг.

На взятые взаймы деньги поэт совместно с писателем Иваном Панаевым зимой 1846 года берет журнал «Современник» в аренду. В журнал стекаются молодые передовые писатели и все те, кому крепостное право было ненавистно. Первый выпуск нового «Современника» состоялся в январе 1847 года. Это был первый в России журнал, выражающий революционно-демократические идеи и, самое главное, имеющий стройную и четкую программу действий. В первых же номерах вышли «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, рассказы из «Записок охотника» Тургенева, статьи Белинского и многие другие произведения той же направленности. Некрасов из своих произведений опубликовал «Псовую охоту».

Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов в 1868 приобрел право на издание журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы его жизни.В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1878).

Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние песни".

Похороны Некрасова на Новодевичьем кладбище в Петербурге приобрели характер общественно-политической манифестации. На гражданской панихиде произнесли речи Достоевский, П. В. Засодимский, Г. В. Плеханов и др. В 1881 на могиле установлен памятник (скульптор М. А. Чижов).

Именем Некрасова названы улицы: в Петербурге в 1918 (бывшая Бассейная, см. Некрасова улица), в Рыбацком, Парголово. Его имя присвоено библиотеке № 9 Смольнинского района и Педагогическому училищу № 1. В 1971 на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта открыт памятник Некрасову (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. С. Васильковский).

Некрасов Николай Алексеевич – великий русский поэт, писатель, публицист, признанный классик мировой литературы.

Родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в семье мелкопоместного дворянина в местечке Немиров Подольской губернии. Кроме Николая Некрасова в семье было еще 13 детей. Отец Некрасова был человеком деспотичным, что оставило след на характере и дальнейшем творчестве поэта. Первым учителем Николая Некрасова была его мать, женщина образованная и прекрасно воспитанная. Она привила поэту любовь к литературе и русскому языку.

В период с 1832 - 1837 года Н.А.Некрасов учился в Ярославской гимназии. Учеба довалась Некрасову тяжело, он часто прогуливал занятия. Тогда же начал писать стихи.

В 1838 году отец, который всегда мечтал о военной карьере для сына, отправил Николая Некрасова в Петербург для определения в полк. Однако Н.А.Некрасов решил поступать в университет. Вступительные экзамены поэту сдать не удалось, и в последующие 2 года он был вольнослушателем на филологическом факультете. Это противоречило воли отца, поэтому Некрасов остался без всякой материальной поддержки с его стороны. Бедствия, с которыми столкнулся Николай Алексеевич Некрасов в те годы, нашли отражение в его стихах и неоконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова". Понемногу жизнь поэта улучшилась и он решил выпустить свой первый сборник стихотворений "Мечты и звуки".

В 1841 году Н.А.Некрасов начал работу в "Отечественных записках".

В 1843 году происходит знакомство Некрасова с Белинским, что послужило появлению реалистических стихотворений, первое из которых "В дороге" (1845 год), и публикации двух альманахов: "Физиология Петербурга" (1845 год) и"Петербургский сборник" (1846 год).В период с 1847 по 1866 года Николай Алексеевич Некрасов является издателем и редактором журнала "Современник", в котором печатаются лучшие революционно-демократические произведения того времени. В этот период Некрасов написал лирические стихотворения, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народа ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В 1850-60-х, во время крестьянской реформы, поэт создает "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862 году, после ареста лидеров революционной демократии, Н.А.Некрасов побывал в Грешневе. Так появилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862 год).

В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов приобрел право на издание журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы его жизни. В эти годы поэт пишет поэму "Кому на Руси жить хорошо" (1866-76 года), поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка" (1870 год); "Русские женщины"(1871-72 года), сатирическая поэма "Современники" (1875 год).

В 1875 году Некрасов Н.А. тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника, а сложные операции не дали желаемого результата.

Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние песни".

27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге скончался Николай Алексеевич Некрасов. Тело поэта было захоронено в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Имя: Николай Некрасов (Nikolay Nekrasov)

Возраст: 56 лет

Деятельность: поэт, публицист

Семейное положение: был женат

Николай Некрасов: биография

Николай Некрасов – прародитель новой литературной речи, которую современники в начале 20 века успешно воссоздали и усовершенствовали.

Революция Николая Алексеевича шла сразу по двум направлениям: содержательному (писатель затрагивал в произведениях темы, о которых не принято было говорить даже в прозе) и метрическому (поэзия, зажатая в ямб и хорей, благодаря ему получила богатейший арсенал трехстопных размеров).


Русская литература, как и русская общественная жизнь, вплоть до конца 60-х годов развивалась в рамках дихотомии. Некрасов в своем творчестве раздвигал границы сознания, объясняя людям то, что на один и тот же вопрос есть как минимум три точки зрения.

Детство и юность

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в Подольской губернии, где квартировал 36-й егерский пехотный полк, в котором его отец служил капитаном.

Глава семейства Алексей Сергеевич был деспотом, гордившимся своим дворянским происхождением. Заядлый картежник не интересовался ни поэзией, ни прозой. Психически неуравновешенный мужчина был хорош только в двух вещах – охоте и рукоприкладстве. Несмотря на то, что Алексею были чужды интеллектуальные запросы, именно в библиотеке отца юный Некрасов прочитал запрещенную в то время оду «Вольность».


Мать Елена Алексеевна была полной противоположностью супруга. Нежная с тонкой душевной организацией барышня все время музицировала и читала. В иллюзорном мире книг она спасалась от суровых будничных реалий. Впоследствии этой «святой» женщине Некрасов посвятит поэму «Мать» и «Рыцарь на час».

Некрасов был не единственным ребенком. В тяжелой обстановке зверских расправ отца над крестьянами, бурных оргий Алексея Сергеевича с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице» жене росло еще 13 детей.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел только до 5 класса. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным. В 1838 году 17-летний Николай отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.


В культурной столице юноша повстречал своего земляка – Андрея Глушицкого, который рассказал поэту о прелестях учебы в высшем учебном заведении. Воодушевленный Некрасов, вопреки наставлениям отца, решает поступить на филологический факультет Петербургского университета. Однако амбициозный парень заваливает вступительный экзамен и зарабатывает статус вольнослушателя (1831-1841 года).

Будучи студентом, Николай Некрасов терпел страшную нужду. Оставшись без материального обеспечения, он ночевал в подворотнях и подвалах, а полноценный обед видел только во снах. Ужасные лишения не только подготовили будущего литератора к взрослой жизни, но и закалили его характер.

Литература

Первым сборником стихов юного Некрасова стали «Мечты и звуки». Книга была подготовлена в 1839 году, но Некрасов не спешил публиковать свое «детище». Литератор сомневался в поэтической зрелости своих стихов и искал строгого советчика.

Имея на руках корректуру, начинающий писатель попросил основоположника романтизма ознакомиться с ней. Василий Андреевич посоветовал не печатать книгу под своим именем, объяснив это тем, что в дальнейшем Некрасов напишет великие произведения, и за этот «непрофессионализм» Николаю Алексеевичу будет стыдно.


В итоге сборник вышел в свет под псевдонимом Н.Н. Этот сборник не имел успеха у публики, и после критики Виссариона Григорьевича Белинского в литературном журнале «Отечественные записки» был уничтожен лично Некрасовым.

Совместно с писателем Иваном Ивановичем Панаевым на взятые взаймы деньги зимой 1846 года поэт арендовал «Современник». В издании публиковались передовые литераторы и все те, кто ненавидел крепостное право. В январе 1847 года состоялся первый выпуск обновленного «Современника». В 1862-ом правительство приостановило работу неугодного высшим чинам журнала, а в 1866 году закрыло его вовсе.


В 1868-ом Николай Алексеевич купил права на «Отечественные записки». Там классик публиковался все последующие годы недолгой жизни.

Среди великого множества произведений литератора особенно выделялись поэмы «Русские женщины» (1873 год), «Мороз, Красный Нос» (1863 год), «Крестьянские дети» (1861 год), «На Волге» (1860 год) и стихотворения «Дед Мазай и зайцы» (1870 год), «Мужичок с ноготок» (1861 год), «Зеленый шум» (1862-1863 годf), «Внимая ужасам войны» (1855 год).

Личная жизнь

Несмотря на успешную литературную политику и фантастический объем информации, который писатель ежемесячно выдавал (больше 40 печатных листов корректур) и перерабатывал, Некрасов был крайне несчастным человеком.

Внезапные приступы апатии, когда поэт неделями ни с кем не контактировал, и многоночные «картежные баталии» делали обустройство личной жизни практически невозможным.


В 1842 году на поэтическом вечере Николай Алексеевич знакомится с супругой писателя Ивана Панаева – Авдотьей. Женщина была хороша собой, имела незаурядный ум и великолепные ораторские способности. Будучи хозяйкой литературного салона, она вокруг себя постоянно «собирала» именитых деятелей литературы (Чернышевского, Белинского).


Несмотря на то, что Иван Панаев был заядлым повесой, и любая женщина была бы рада избавиться от такого горе-мужа, Некрасову пришлось приложить немалые усилия, дабы заслужить расположение обворожительной барышни. Достоверно известно, что в красавицу был влюблен и , однако взаимности добиться ему не удалось.

Поначалу своенравная женщина отвергла ухаживания 26-летнего Некрасова, отчего тот едва не покончил с собой. Но во время совместной поездки в Казанскую губернию обаятельная брюнетка и подающий надежды писатель все же признались друг другу в чувствах. По возвращении они на пару с законным мужем Авдотьи стали жить гражданским браком в квартире Панаевых.

Тройственный союз просуществовал 16 лет. Все это действие вызывало порицание со стороны общественности – про Некрасова говорили, что он живет в чужом доме, любит чужую жену и при этом еще и закатывает сцены ревности законному мужу.


Несмотря на злословие и непонимание, Некрасов и Панаева были счастливы. В тандеме возлюбленные пишут стихотворный цикл, именуя его «Панаевским». Биографические элементы и диалог то с сердцем, то с рассудком, вопреки расхожему мнению, делают произведения в этом сборнике абсолютно не похожими на «Денисьевский цикл» .

В 1849 году муза именитого поэта родила ему сына. Однако «наследник талантов» писателя прожил всего пару часов. Через шесть лет барышня вновь рождает на свет мальчика. Ребенок был крайне слаб и по истечении четырех месяцев скончался. На почве невозможности иметь детей в паре Некрасова и Панаевой начинаются ссоры. Некогда гармоничная пара более не может найти «общих точек соприкосновения».


В 1862 году умирает законный муж Авдотьи – Иван Панаев. Вскоре женщина осознает, что Николай Алексеевич – герой не ее романа, и уходит от поэта. Достоверно известно, что в завещании писателя есть упоминание о «любви всей его жизни».

В заграничной поездке в 1864 году Некрасов на протяжении 3 месяцев жил в апартаментах со своими спутницами – родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен, с которой он познакомился еще в Петербурге в 1863-ем.

Селина была актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре, и из-за своего легко нрава не воспринимала всерьез отношения с поэтом. Летом 1866 года Лефрен провела в Карабихе, а весной 1867-го вновь отправилась заграницу с Некрасовым. Однако на этот раз роковая красавица в Россию больше не вернулась. Это не прервало их отношений – в 1869 году пара встретилась в Париже и весь август провела у моря в Диеппе. В предсмертном завещании писатель упомянул и ее.


В 48-летнем возрасте Некрасов познакомился с простодушной 19- летней деревенской девушкой Феклой Анисимовной Викторовой. И хоть барышня не имела выдающихся внешних данных и была крайне скромна, мэтру литературного слова она сразу приглянулась. Для Феклы поэт стал мужчиной всей ее жизни. Он не только открыл женщине превратности любви, но и показал мир.

Пять счастливых лет прожили вместе Некрасов и его юная подруга. Их история любви напоминала сюжет пьесы «Пигмалион». Уроки французского, российской грамматики, вокала и игры на рояле преобразовали гражданскую жену литератора настолько, что вместо чересчур простонародного имени поэт стал величать ее Зинаидой Николаевной, дав отчество от своего имени.

Поэт испытывал к Фекле самые нежные чувства, но на протяжении всей жизни тосковал как по беззаботной француженке Селине Лефрен, с которой у него был роман заграницей, так и по строптивице Авдотье Яковлевне.

Смерть

Последние годы жизни великого писателя были преисполнены агонии. «Билет в один конец» публицист приобрел еще в начале 1875 года, когда тяжело заболел.

Не особо заботившийся о здоровье классик обратился к врачу только в декабре 1876 года после того, как дела его стали совсем худы. Осмотр проводил работавший тогда в Медико-хирургической академии профессор Николай Склифосовский. При пальцевом исследовании прямой кишки он отчетливо определил новообразование величиной с яблоко. Об опухоли именитый хирург немедленно сообщил как Некрасову, так и ассистентам, дабы коллегиально решить, что делать дальше.


Хотя Николай Алексеевич понимал, что серьезно болен, он до последнего отказывался от увеличения дозы опиума. Уже немолодой писатель боялся потерять работоспособность и стать обузой для семьи. Достоверно известно, что в дни ремиссии Некрасов продолжал писать стихотворения и дописывал четвертую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». На просторах интернета и по сей день можно найти фотографии, где «порабощенный болезнью» классик лежит на кровати вместе с листком бумаги и вдумчиво смотрит вдаль.

Применявшееся лечение теряло эффективность, и в 1877 году отчаявшийся поэт обратился за помощью к хирургу Е.И. Богдановскому. Сестра писателя, прознав о хирургическом вмешательстве, написала в Вену письмо. В нем женщина слезно просила именитого профессора Теодора Бильроту приехать в Петербург и прооперировать горячо любимого брата. 5 апреля пришло согласие. За работу близкий друг Иоганна Брамса запросил 15 тысяч прусских марок. Готовясь к приезду хирурга, Н.А. Некрасов занял у брата Федора необходимую сумму денег.


Лечащим врачам пришлось согласиться с принятым решением и ожидать приезда коллеги. Профессор Т. Бильрот прибыл в Петербург 11 апреля 1877 года. Светилу медицины немедленно ознакомили с историей болезни классика. 12 апреля Теодор произвел осмотр Некрасова и назначил операцию на вечер этого же дня. Надежды семьи и друзей не оправдались: мучительная операция ни к чему не привела.

Весть о смертельной болезни поэта в мгновение ока разнеслась по стране. Люди со всех концов России посылали Николаю Алексеевичу письма и телеграммы. Несмотря на страшные мучения, именитый деятель литературы продолжал вести переписки с небезразличными гражданами вплоть до полного паралича конечностей.

В написанной за это время книге «Последние песни» литературный деятель подводил итоги, проводя незримую черту между жизнью и творчеством. Произведения, вошедшие в сборник – литературная исповедь человека, который предчувствует скорую кончину.


В декабре состояние публициста резко ухудшилось: наряду с усилением общей слабости и исхуданием, появились постоянно нарастающие боли в ягодичной зоне, озноб, припухлость на задней поверхности бедра и отеки на ногах. Помимо прочего из прямой кишки стал выделяться зловонный гной.

Перед смертью Некрасов решил узаконить отношения с Зинаидой. У больного не было сил ехать в церковь, и венчание состоялось на дому. 14 декабря наблюдавший больного Н.А. Белоголовый определил полный паралич правой половины тела и предупредил родных о том, что с каждым днем состояние будет прогрессивно ухудшаться.

26 декабря Николай Алексеевич поочередно подозвал к себе жену, сестру и сиделку. Каждой из них он сказал едва различимое «прощайте». Вскоре сознание покинуло его, и вечером 27 декабря (8 января 1878 г. по новому стилю) именитый публицист скончался.


30 декабря, несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала поэта «в последний пусть» от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения – кладбища Новодевичьего монастыря.

В прощальной речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и . Толпа прервала писателя криками «Да выше, выше Пушкина!»

Сразу после похорон Зинаида Николаевна обратилась к настоятельнице монастыря с просьбой продать ей место рядом с могилой мужа для своего будущего захоронения.

Библиография

  • «Актер» (пьеса, 1841 год)
  • «Забракованные» (пьеса, 1859 год)
  • «Чиновник» (пьеса, 1844 год)
  • «Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке» (пьеса, 1841 год)
  • «Юность Ломоносова» (драматическая фантазия в стихах одном действии с эпилогом, 1840 год)
  • «Современники» (поэма, 1875 год)
  • «Тишина» (поэма, 1857 год)
  • «Дедушка» (поэма, 1870 год)
  • «Кабинет восковых фигур» (поэма, 1956 год)
  • «Кому на Руси жить хорошо» (поэма, 1863-1876 год)
  • «Коробейники» (поэма, 1861 год)
  • «Недавнее время» (поэма, 1871 год)

Имя одного из ярких писателей XIX века знакомо каждому. Такие произведения, как “Кому на Руси жить хорошо” и “Дедушка Мазай и зайцы”, являются частью школьной программы каждого современного ученика. Биография Некрасова включает сведения, известные всем почитателям его творчества.

Например, он считается не только поэтом, но и публицистом. Это революционер-демократ, руководитель и редактор журналов “Отечественные записки” и “Современник”. Любитель карточных игр и охоты. Биография Некрасова знает много других интересных фактов. Им посвящена наша статья.

Кто он такой?

Родным городом будущего поэта стал украинский Немиров, в котором он появился на свет в 1821 году. Некрасов Николай Алексеевич родился в семье военнослужащего и благовоспитанной дочери состоятельного арендатора. По воспоминаниям поэта, брак родителей не был счастливым. Мать всегда представала страдалицей, переживающей свою женскую долю. Ей писатель посвятил немало произведений. Пожалуй, ее образ - единственный положительный герой мира Некрасова, который он пронесет через все свое творчество. Отец тоже станет прообразом отдельных героев, но более деспотичных.

Взросление и становление

После ухода отца в отставку Алексей Сергеевич стал исправником - так раньше называли главу полиции. Маленький Николай часто выезжал с ним по делам. В это время он видел немало смертей и бедности. Впоследствии сложности крестьянского народа в своих поэмах отразил уже писатель Некрасов.

В Ярославской гимназии он проучится до 5-го класса. Первые стихи будут написаны в специально заведенной тетрадке. Большинство ранних работ поэта насыщены печальными образами и впечатлениями. Когда ему исполнится 17 лет, его отец, мечтавший о карьере военного, отправит сына в дворянский полк.

Первым самостоятельным решением Некрасова стало желание поступить в Петербургский университет. Этому способствовало знакомство со студентами, ставшими хорошими приятелями. Экзамен он провалил, записавшись на филологический факультет в качестве вольнослушателя. В течение двух лет Некрасов посещает лекции и не забрасывает поиски работы - рассерженный Некрасов-старший отказался ему помогать материально. В этот период поэт испытывает страшные страдания, оставшись без крова, да еще голодным. В ночлежном приюте за 15 копеек он написал для кого-то прошение. Это стало первым эпизодом его жизни, когда будущая профессия принесла деньги.

Поиски своего направления

Лишения не прошли даром для писателя. Он на себе понял, что такое тяготы жизни. Жизнь Некрасова вскоре наладилась. “Литературная газета” печатала его произведения, а сам он усердно работал во всех направлениях: писал водевили, азбуки, стихи и прозу.

Первый сборник стихов “Мечты и звуки” Некрасов выпустил на собственные сбережения. Критика о книге поделилась поровну - одни считали ее похвальной, другие отзывались нелестно. Подобно Гоголю, раздосадованный Некрасов скупил, а после уничтожил почти все ее экземпляры. В наше время “Мечты и звуки” приобрели статус литературной редкости, которую найти крайне трудно.

За неудачей следует признание

Факт того, что стихи не раскупались, заставил писателя задуматься, изучить причину своего поражения. Некрасов Николай Алексеевич открыл для себя новый жанр - прозу. Он дался легче. В ней автор отражает жизненный опыт, впечатления от города, где стремится показать все его сословия. Это разносчицы, чиновники, обманутые женщины, ростовщики и бедняки. Не останавливаясь на достигнутом, Некрасов вносит юмористический подтекст, ставший основой нескольких последующих произведений.

Творческий подъем писателя приходится на выпуск собственных альманахов. Жизнь Некрасова не представляется ему без издательской деятельности, которую он связывает с арендой “Современника” в 1847 году. В журнал перешло много талантливых поэтов, включая Белинского, который всегда знакомился первым с новыми работами Некрасова и давал свои отзывы. В число тех, для кого “Современник” стал стартовой площадкой, вошли: Тургенев, Огарев, Островский, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин и другие. Каждый вносил что-то свое, делая “Современник” лучшим литературным изданием. Сам Некрасов печатается в нем, оставаясь его руководителем.

Сатира - способ посмеяться над обществом

Творческий путь писателя неизменно связан не только с поиском себя, но и других направлений, в которых можно работать. Биография Некрасова не может обойти стороной любовь к сатире, которую он открыл в поздние годы творчества. В свет вышел целый ряд сатирических работ. В этом жанре писатель разоблачает социальные устои, с тонкостью описывает злободневные темы, использует методы задушевных интонаций и водевильных составляющих. Одним словом, он ловко использует богатство русского языка, применяя гротеск, сарказм, фарс и иронию.

В это время рождается “Кому на Руси жить хорошо”. Поэма крестьянской тематики затрагивает главную мысль - ощущая свободу, испытывает ли русский народ счастье? В 1875 году поэт заболевает. К нему приходят телеграммы и письма от читателей, что дает новое вдохновение для последних произведений. На похороны на Новодевичьем кладбище пришло огромное число людей. Среди них был Достоевский, назвавший Некрасова третьим писателем после Пушкина и Лермонтова. Даты жизни Некрасова - 28 ноября 1821 года (родился) - 27 декабря 1877 года (умер).

Личное счастье

Что можно сказать о человеке, который прочувствовал и воочию увидел все несчастья крестьян и рабочего класса, которым так много уделял произведений? Был ли счастлив он сам?

Разумеется, биография Некрасова приводит сведения о том, что поэт любил Авдотью Панаеву, супругу писателя Ивана Панаева. Их отношения остались в истории как одни из странных. И хотя Иван Панаев прослыл гулякой, его жена оставалась порядочной женщиной. Сперва она отвергала и Некрасова, и Достоевского, тоже в нее влюбленного. А вскоре призналась в ответных чувствах к первому. Некрасов перебрался в ее дом, образуя любовный треугольник Некрасов-Панаева-Панаев. Так они прожили 16 лет. Со смертью Панаева связано рождение сына Некрасова и его скорая смерть. Поэт впадает в депрессию, что послужило разрывом отношений по инициативе Авдотьи.

Новой избранницей писателя стала деревенская девушка Фекла Викторова. Разница в возрасте составляла 25 лет. Необразованной женщине он дал имя Зинаида. Ее он водит в театры и старается всячески просвещать.

Место в литературе

Каждый писатель оставляет свой след. Некрасов Николай Алексеевич был одним из ярких авторов XIX века, оставивший в наследие немало работ, наделенных глубиной и философией. Его имя носят библиотеки, музеи и другие культурные заведения. В честь писателя названы центральные улицы многих российских городов. Ему посвящены памятники и почтовые марки. По мнению многих литераторов, его творчество не было оценено в полной мере при его жизни. Однако эта утрата восполняется в наше время.