Мир с точки зрения астронома. Самая большая звезда –. свет и тепло

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кто такие астрономы и что такое астрономия? Подумай!

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: - « астрон » – звезда и « номос » – закон. Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Астроном – специалист по астрономии.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.

Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос. Подумай! Как возникла Вселенная?

Предположительно, Вселенная возникла в резуль - тате невообразимо мощного Большого Взрыва около 18 миллиардов лет назад. К моменту взрыва все вещество Вселенной было спрессовано в одну невероятно раскаленную массу. Взрыв разметал его по всему пространству. Из этого первичного вещества сформировались галактики, звезды и планеты.

Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них – Солнце. Вокруг Солнца обращаются 8 планет, среди которых наша родная Земля. Кроме планет, вокруг Солнца движутся другие небесные тела (кометы, метеориты, астероиды). Меркурий Нептун Уран Сатурн Марс Венера Юпитер Земля

Характерной особенностью комет является то, что при сближении с Солнцем у них появляется и увеличивается хвост, направленный всегда в сторону от Солнца. Иногда кометы бывают столь яркими, что привлекают всеобщее внимание. В прошлом появление ярких комет вызывало у людей страх. Это интересно!

Астероид (малая планета) - сравнительно небольшое каменистое небесное тело, множест - во которых обращается вокруг Солнца. Первый астероид, Церера, был обнаружен в 1801; с тех пор их постоянно ищут и регулярно открывают новые. Это интересно!

Метеориты - камни или куски железа, упавшие на Землю, из межпланетного пространства. Это фрагменты астероидов и комет. Метеориты делят на «упавшие» и «найденные». Это интересно!

Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км в секунду. Одновременно вместе с Солнцем она движется среди других звёзд, а вместе с ними – в пространстве Вселенной.

Что вам известно о Солнце? Небесное тело Даёт свет и тепло Имеет форму шара

Работа по учебнику. Прочитайте статью на с. 6-7 учебника.

Солнце – ближайшая к Земле … . Это огромное … космическое тело. Солнце имеет форму … . Диаметр Солнца в … раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … километров. Температура на поверхности Солнца - … градусов, а в его центре - …градусов. Вставьте в текст недостающие данные. Слова записывайте на листочке в столбик.

звезда раскалённое шара 109 330 тысяч 150 миллионов 6 тысяч 15 – 20 миллионов Проверь себя:

Что изучает астрономия? Приведите примеры небесных тел. Что такое Солнечная система? 4. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение? Подведём итоги:

Климанова Наталья Сергеевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1351


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце".

Итоговый тест по теме: "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце". А.А. Плешакой "Окружающий мир" 4 класс....

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. - урок по окружающему мир 4 класс

Тема: Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.Цели: - познакомиться с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией;- сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра...

Урок окружающего мира в 4 классе "Мир глазами астронома. Вселенная Солнце"

Цель урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией. На урока формируется представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к на...

В этой статье мы посмотрим на мир глазами астронома. Узнаем, что такое вселенная, и какое место в ней занимает наша планета Земля. Мы рассмотрим, какие еще небесные тела есть в Космосе, и как они могут повлиять на нас. В данном материале вы найдете ответы на вопросы по окружающему миру для 4 класса.

Что такое Астрономия?

Небо интересовало людей во все времена. Первые ученые, сформировавшие знания о звездах, назывались звездочетами. Позже их начали именовать астрономами, а науку о небесных телах – астрономией.

Ученые изучают, как устроена вселенная, с помощью телескопов. Первый прибор, похожий на современный, изобрел Исаак Ньютон, использовав вместо линз зеркала. Самый большой в мире телескоп в России находится на Кавказе. Диаметр его зеркал достигает 6 метров.

Рис. 1. Телескоп БТА – самый большой не только в России, но и в Евразии

Вселенная – что это?

Все, что может представить себе наше воображение, – это вселенная. Это огромное пространство, не имеющее конца и края за пределами нашей Земли. У Вселенной нет границ. Она состоит из множества галактик, планет, звезд, черных дыр. Ее невозможно измерить и тяжело продемонстрировать, но это, мир, в котором мы живем.

Рис. 2. Галактика Млечный путь

Вселенная состоит из галактик. Галактика – это скопление звездных систем, подобно нашей Солнечной системе. Вокруг звезд есть и другие планеты, но человечеству пока не известно, есть ли там разумная жизнь, подобно нашей. Мы находимся в галактике под названием Млечный путь.

В ясную погоду на небе можно наблюдать узенькую светлую дорожку, состоящую из множества меленьких звездочек. Это и есть очертания нашей галактики, хотя во вселенной она выглядит как спираль.

Виды звезд

Ученые выделяют такие типы звезд:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • белые карлики;
  • желтые карлики;
  • голубые гиганты;
  • гиганты;
  • супер гиганты.

Наше Солнце – это желтый карлик, ему всего 5 миллиардов лет. По приблизительным подсчетам, оно проживет еще столько же, прежде чем превратится в красную звезду и поглотит Землю.

Планеты Солнечной системы

Считается, что Солнце, вместе с окружающими его планетами, сформировалось из большого холодного облака газа и пыли. Вокруг него вращаются восемь планет, каждая из которых имеет свою орбиту и скорость движения.

Рис. 3 Солнечная система

Четыре планеты, которые расположены ближе всего к звезде называются внутренними. Это Меркурий, Венера, Земля и Марс. Это единственные тела в нашей системе, имеющие твердую поверхность.

Другие четыре планеты называются внешними. К ним относятся гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они имеют небольшую плотность из-за скопления газов.

Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. Он находится ближе всего к звезде. Самая большая – Юпитер. Планета, у которой больше всего спутников – Сатурн. Их насчитывается 18 штук. Сатурн окружен кольцами, состоящими из обломков льда и камней.

Что мы узнали?

Окружающий мир глазами астрономов – это вселенная, которая находится вокруг нас. Мы являемся частью необъятного космоса, в котором остаются неразгаданными миллиарды тайн. Все, что удается изучать ученым – это галактика Млечный Путь и Солнечная система, входящая в ее состав.

Оценка доклада

Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 8.

Изу-ча-ю-щая небес-ные тела и си-сте-мы, ко-то-рые они об-ра-зу-ют. Само слово «аст-ро-но-мия» про-ис-хо-дит от двух гре-че-ских слов: «аст-рон» - звез-да и «номос» - закон. Таким об-ра-зом, это слово озна-ча-ет «закон звезд».

Аст-ро-но-мия - одна из самых древ-них наук. Пер-вых аст-ро-но-мов на-зы-ва-ли звез-до-че-та-ми (рис. 1).

Наблюдения древних за небесными телами

Из-вест-но, что даже пе-щер-ные люди на-блю-да-ли звезд-ное небо, по-то-му что на сте-нах пещер най-де-ны ри-сун-ки Солн-ца, Луны, звезд-но-го неба (рис. 2).

Рис. 2. На-скаль-ный ри-су-нок «Два Солн-ца» (Ис-точ-ник)

Изобретение телескопа и его совершенствование

Ко-неч-но, на-блю-де-ний нево-ору-жен-ным гла-зом было недо-ста-точ-но, чтобы от-ве-тить на мно-же-ство во-про-сов, ко-то-рые воз-ни-ка-ли у людей. По-это-му был со-здан спе-ци-аль-ный при-бор для на-блю-де-ний за кос-ми-че-ски-ми те-ла-ми - те-ле-скоп (рис. 3).

Ита-льян-ский аст-ро-ном Га-ли-лео Га-ли-лей (рис. 4) из-го-то-вил пер-вый те-ле-скоп.

Это был очень несо-вер-шен-ный ин-стру-мент, тем не менее с его по-мо-щью Га-ли-лео Га-ли-лей сде-лал мно-же-ство от-кры-тий: уви-дел кра-те-ры на Луне (рис. 6), пятна на Солн-це (рис. 7), на-блю-дал фазы Ве-не-ры (рис. 8) и об-на-ру-жил, что во-круг Юпи-те-ра вра-ща-ют-ся че-ты-ре спут-ни-ка (рис. 9).

Есте-ствен-но, с того вре-ме-ни наука шаг-ну-ла да-ле-ко впе-ред, из-ме-ни-лись и внеш-ний вид, и точ-ность те-ле-ско-пов (рис. 10).

Рис. 10. Ком-пью-те-ри-зи-ро-ван-ный те-ле-скоп (Ис-точ-ник)

Самые мощ-ные те-ле-ско-пы уста-нов-ле-ны в об-сер-ва-то-ри-ях (от лат. observo - на-блю-даю) - на-уч-ных учре-жде-ни-ях, где про-из-во-дят на-блю-де-ния и ис-сле-до-ва-ния по-го-ды, ат-мо-сфе-ры, аст-ро-но-ми-че-ских тел (рис. 11).

Рис. 11. Об-сер-ва-то-рия Апа-че-Пойнт (Ис-точ-ник)

Стоунхендж

Пер-вая об-сер-ва-то-рия, по пред-по-ло-же-нию уче-ных, еще в ка-мен-ном веке на-хо-ди-лась в Бри-та-нии. Это место на-зы-ва-ет-ся Сто-ун-хендж , по-ло-же-ние кам-ней в ко-то-ром свя-за-но с аст-ро-но-ми-че-ски-ми яв-ле-ни-я-ми (рис. 12).

Образование Вселенной

Для аст-ро-но-ма мир - это Все-лен-ная или кос-мос. По мне-нию уче-ных, 15 мил-ли-ар-дов лет назад про-изо-шел мощ-ный взрыв, после ко-то-ро-го об-ра-зо-ва-лась Все-лен-ная.

В кос-мо-се огром-ное ко-ли-че-ство небес-ных тел: комет, ме-тео-ри-тов, звезд, пла-нет, спут-ни-ков. Во Все-лен-ной мно-же-ство га-лак-тик (рис. 13).

Рис. 13. Га-лак-ти-ка Млеч-ный Путь (Ис-точ-ник)

Галактика Млечный путь

Одна из них - га-лак-ти-ка Млеч-ный Путь , со-сто-я-щая из 200 мил-ли-ар-дов звезд, из ко-то-рых Солн-це - не самая боль-шая (рис. 14).

Солнечная система

Солн-це и 8 пла-нет, дви-жу-щих-ся во-круг него, об-ра-зу-ют Сол-неч-ную си-сте-му (рис. 15).

Рис. 15. Сол-неч-ная си-сте-ма (Ис-точ-ник)

Пер-вая пла-не-та от Солн-ца - Мер-ку-ри й, вто-рая - Ве-не-ра , тре-тья - Земля , чет-вер-тая - Марс , пятая - Юпи-тер , ше-стая - Са-турн ,седь-мая - Уран , вось-мая - Неп-тун . Дол-гое время счи-та-лось, что Плу-тон - де-вя-тая пла-не-та Сол-неч-ной си-сте-мы. Од-на-ко со-вре-мен-ные ис-сле-до-ва-ния дали ос-но-ва-ния при-сво-ить Плу-то-ну ста-тус кар-ли-ко-вой пла-не-ты.

Представления древних о Солнце

Еще в глу-бо-кой древ-но-сти люди по-ни-ма-ли, что наша жизнь воз-мож-на толь-ко бла-го-да-ря Солн-цу, и по-чи-та-ли его как бо-же-ство. У бо-же-ства Солн-ца было много имен: в Древ-ней Гре-ции Солн-це на-зы-ва-ли Ге-лиос, в Егип-те - Ра, древ-ние скан-ди-на-вы - Соль, а наши пред-ки сла-вяне - Ярило.

Характеристики Солнца

Солн-це - бли-жай-шая к Земле звез-да. Это огром-ное рас-ка-лен-ное кос-ми-че-ское тело (рис. 16). Солн-це имеет форму шара. Диа-метр Солн-ца в 109 раз боль-ше диа-мет-ра Земли. Масса Солн-ца в 330 тысяч раз боль-ше массы нашей пла-не-ты. Рас-сто-я-ние от Земли до Солн-ца - 150 мил-ли-о-нов ки-ло-мет-ров. Тем-пе-ра-ту-ра на по-верх-но-сти Солн-ца - 6 тысяч гра-ду-сов, а в его цен-тре - 15-20 мил-ли-о-нов гра-ду-сов.

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/tema/mir-glazami-astronoma?seconds=0&chapter_id=1826

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=hc7Y3tgPUS4

источник презентации - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/09/07/mir-glazami-astronoma

1. Интересно ли тебе узнавать о звёздах и планетах? Если да, то почему? Напиши.

Мне интересно узнавать о планетах потому, что там может быть найдена жизнь подобная нашей или животные, которых у нас нет. А звезды так красиво светят и находятся так далеко, что мне узнать о них как можно больше.

2. С помощью учебника запиши определения.

Астрономия - это наука о небесных и космических телах.
Вселенная - это пространство, в котором находятся планеты, звёзды и другие небесные тела.
Солнечная система - это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

3. Используя схему учебника, подпиши планеты Солнечной системы.

4. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание для тренировки памяти и внимания. Пронумеруй планеты в порядке их удаления от Солнца (в синих квадратиках); в порядке их приближения к Солнцу (в красных квадратиках). Проверь себя по схеме в учебнике.

5. С помощью учебника впиши вместо пропусков цифровые данные. Используй эти данные при рассказе о Солнце.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца примерно в 330 000 (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6000 градусов , а в центре Солнца предположительно 15 - 20 миллионов градусов .

6. Здесь ты можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 8).

Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы - кометах, астероидах. Подготовь сообщение.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Открытие Плутона
  2. На поверхности Плутона
  3. Размеры Плутона
  4. Почему Плутон не планета а астероид?
  5. Новые загадки

Важная информация для сообщения:

Плутон - астероид, который десятилетиями считали планетой

18 февраля 1930 года 23-летний астроном из США Клайд Томбо открыл новое небесное тело, которое мировое научное сообщество определило как девятую планету Солнечной системы. Новая планета получила имя Плутон - в честь древнеримского бога подземного царства. Имя придумала 11-летняя школьница из Оксфорда Венеция Берни, которая живо интересовалась не только астрономией, но и античной мифологией.

И действительно новой планете отлично подошло имя бога подземного царства. Плутон оказался очень холодным и мрачным миром. Недра его состоят из камня и льда, а температура на поверхности составляет -230ºС. На поверхности планеты есть атмосфера, но она очень разрежена и наполнена азотом, метаном и угарным газом - газами непригодными для дыхания человека.

Более 70 лет Плутон официально считался планетой, поскольку сначала по расчётам учёных его размеры казались сравнимыми с Землей, а потом с Марсом. Но после того, как был открыт спутник Плутона под названием Харон, астрономы смогли вычислить размеры более точно. Оказалось, что диаметр Плутона на треть меньше, чем диаметр Луны - спутника Земли.

Споры учёных продолжались почти 30 лет. Кто-то считал Плутон планетой, кто-то астероидом, а кто-то карликовой планетой. В результате 24 августа 2006 года Международный астрономический союз представил новое точное определение понятию «планета». Оказалось, что Плутон совершенно не подходит это новое определение и его сразу же переклассифицировали в малую планету или, как их ещё называют, астероид.

Удивительно, но даже это событие не остановило споры астрономов по поводу Плутона. Теперь некоторые ученые пытаются доказать, что Плутон и Харон составляют двойную планету. Так что возможно Плутон преподнесет землянам ещё много сюрпризов и новых открытий.


Источник (источники) информации: Интернет, книги и энциклопедии.

Слайд 1

Слайд 2

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон.

Слайд 3

АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.

Слайд 4

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.

Слайд 5

Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях.

Слайд 6

Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на то, что это примерно 5000 лет назад.
Китайский астроном, 1675 год

Слайд 7

Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

Слайд 8

Современные телескопы - это очень огромные и сложные устройства, которые позволяют заглянуть в глубины Вселенной на миллионы световых лет. Однако существуют устройства, которые позволяют смотреть, а точнее слышать, еще дальше - это радиотелескопы, где гигантские антенны просто «прослушивают» Вселенную.

Слайд 9

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я – это все Вселенная.

Слайд 10

Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад. При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что расширение продолжается и в наши дни.

Слайд 11

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне – Ярило. В честь Солнца слагались гимны.
Ярило
Гелиос

Слайд 12

В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера: Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила, Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы. Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно. Солнце – дней и ночей божество, венец и начало. Только его одного из богов, царящих в мире, Нам дано лицезреть…

Слайд 13

Для наблюдения необъятных просторов космоса нужны специальные современные приборы и обсерватории, поэтому ученые используют целые комплексы мощных телескопов, которые располагаются в местах, где воздух особенно прозрачный.
Обсерватория

Слайд 14

Самые древние обсерватории были построены более семи тысяч лет назад. Сначала это были круги из огромных камней - мегалитов, которые образовывали астрономические приборы. Около 2800 г. до н.э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

Слайд 15

У древних цивилизаций Египта, Вавилона, Греции, а позднее Китая, Индии и до открытия Х.Колумбом Америки, астрономия была в великом почете. Там велись точные наблюдения звездного неба, а для этого возводились грандиозные сооружения, которые сохранились и до наших времен.
Храм Солнца в Мексике

Слайд 16

В Средние века жизнь астрономов оказалась весьма тяжкой, поскольку их знания о Вселенной во многом противоречили религии, а за мысль, что Земля вертится, и вовсе можно было угодить на костер, что и случилось с философом Джордано Бруно.
Древнеиндийская обсерватория

Слайд 17

А как же произошло рождение Солнечной системы?
Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5 млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными. Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся, уменьшался в объеме и разогревался.

Слайд 18

Постепенно он начал светиться, превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет. «Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки.

Слайд 19

Эти сгустки постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем маленькие стали астероидами.

Слайд 20

Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело. Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца - …… градусов, а в его центре - …… градусов.
Впишем в текст недостающие данные, используя учебник.

Слайд 21

Солнце – ближайшая к Земле…(звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму… (шара). Диаметр Солнца в… (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в… (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца - … (6.000) градусов, а в его центре - …(15 – 20 миллионов) градусов.

Слайд 22

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 9 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий, Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также маленькая твердая планета из камня и льда – Плутон.

Слайд 23

Обозначьте кодовым знаком каждое высказывание, согласившись со мной или не согласившись: 1. Земля – это одна из планет Солнечной системы. 2. Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар. 3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. 4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. 5. Земля движется вокруг Солнца. 6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль или подзорную. трубу.
- да
- нет
- не знаю

Слайд 24

Интернет урок по данной теме можно посмотреть: http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/tema/mir-glazami-astronoma
Сайт Елены Берюховой «Школа АБВ» Оформление: Елены Берюховой http://shkola-abv.ru