Методическая разработка на тему: Семинар–практикум для воспитателей «Воспитатель-мастер своего дела. «Говорим правильно – нам подражают дети». Семинар-практикум для воспитателей

Елена Таймолкина
Семинар-практикум по саморазвитию и самосовершенствованию с элементами тренинга для воспитателей

Семинар - практикум с элементами тренинга для воспитателей по

Каждый человек - творец собственного благополучия

Ричард Стил

Цель семинара - практикума : повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через развитие способности педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию .

Задачи :

Знакомство с понятием «профессиональная идентичность педагога» .

Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости.

Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психологического перенапряжения педагогов, в условиях профессиональной деятельности.

Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Семинар - практикум состоит из двух частей :

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

1. Теоретическая часть.

Психолог : Уважаемые коллеги!

Приглашаю вас принять активное участие в семинаре – практикуме , направленного на развитие способности педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию . В настоящее время модернизация системы образования вступила в период адаптации к рыночным отношениям, что предъявляет новые требования к деятельности всех образовательных учреждений, их целевым ориентирам и результатам. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольных образовательных учреждений как первой ступени в системе непрерывного образования. Государственная политика в этой области отражена в Законе РФ «Об образовании» , ориентирующая на построение новой системы дошкольного образования, в центре которой находится личностное развитие ребенка.

В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование. Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек» , что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции . К личности педагога нему всегда предъявлялись и предъявляются достаточно высокие требования. Современное общество встало на путь инновационного развития, в центре которого стоит фигура педагога, потому что через образовательное учреждение как социальный институт проходит каждый гражданин страны. Государство и общество должны понимать непреложную истину : от того, насколько личностно и нравственно развитыми выпускники будут покидать стены различных образовательных учреждений, зависит будущее России.

Поэтому и сейчас очень уместен разговор о том, а каким должен быть современный педагог, какими профессиональными качествами необходимо овладеть не только начинающему, но и опытному педагогу в быстро меняющемся информационном обществе. Не случайно, нас заинтересовала проблема профессиональной идентичности педагога.

Ведущий :

Охарактеризуйте, пожалуйста, что такое идентичность для Вас? (Ответы педагогов) .

Ведущий :

«Идентичность» – от французского -identigue– точно соответствующий, тождественный.

Идентификация (от лат. identifico - отождествлять) :

Идентификация в Энциклопедическом словаре : признание тождественности, отождествление объектов, опознание. В психологии и социологии - процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом, процесс сравнения объекта с некоторым эталоном.

Профессиональная идентичность – ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития , как осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней. Важно, чтобы процесс становления профессиональной идентичности педагога проходил безболезненно и позитивно в течение всего периода педагогической деятельности.

2. Практическая часть.

Упражнение “Аплодисменты”.

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

Упражнение «Образ, который вы создали сами» (работа в таблице) .

Все мы родом из детства. Предлагаю вспомнить любимых героев мульт- или кинофильмов, сказок; людей шоу-бизнеса, которые оставили след в вашей душе.

Герой сказки или мультфильма Кумир шоу-бизнеса (актёр, артист, певец, юморист) Реальный пример для подражания в жизни

Имя Яркие черты характера, особенности поведения Имя Яркие черты характера, особенности поведения Имя Яркие черты характера, особенности поведения

После заполнения таблицы участники тренинга высказываются .

Упражнение “Мои положительные черты”.

Напишите свои положительные черты. Трудно ли было написать эти черты? Почему?

Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.

Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

Упражнение “Отражение в воде”.

Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тем, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды :

Человек скорчил страшную рожицу;

Человек замахнулся палкой;

Человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке.

Что вы чувствовали, когда ваш партнёр скорчил вам рожу (замахнулся на вас, улыбнулся вам?

Что вам было приятнее делать : корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?

Наша злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих; замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Упражнение “Волшебное озеро”.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Упражнение «Моя позиция» . (работа в таблице) .

Характерные для вас мысли и действия

Позиция… Позиция…

По жизни меня ведут действия, основанные на обязательствах и ожиданиях…. По жизни меня ведут надежды и пожелания, оценки нравится- не нравится, суждения, мнения, чувства доминируют над действиями

Возможность что-либо изменить есть всегда Возможности что-то изменить нет

Я - чемпион по результатам Я -чемпион по оправданиям

Я- часть решения Я- часть проблемы

Я-мой свободный, осознанный выбор Мои действия- это вынужденность,соглашательство

Я знаю, ради чего я это делаю, если нужно, я выбираю платить цену Я- жертва обстоятельств. Меня используют другие люди

Успех-это намеренно созданный результат Мне повезло или не повезло : обстоятельства сложились благополучно, обстоятельства были против.

Что даёт такая позиция…. Что даёт такая позиция….

После заполнения таблицы ведущий предлагает участникам высказаться.

Интерпретация.

Капитан собственной жизни. Ты чувствуешь ответственность за всё, что с тобой происходит, преодолеваешь трудности. Ты видишь перед собой цель и думаешь над тем, как её достигнуть. Твои мысли и чувства- загадка для окружающих.

Рулевой на собственном жизненном корабле. Если это необходимо, ты способен передавать штурвал в надёжные руки. При оценке собственных трудностей ты частенько ошибаешься. То, что ты считаешь чересчур сложным, на самом деле оказывается довольно простым. Рассудительность, чуткость, отсутствие лишнего упрямства обычно помогают тебе. Ты умеешь жить в согласии с другими людьми.

Пассажир на корабле своей жизни. Ты прислушиваешься к тому, что говорят и думают другие. Причину своих ошибок и трудностей видишь чаще всего в том, что так всё само складывается , чем в собственных промахах. Часто ты считаешь, что какое-то дело значительно сложнее, чем оно есть на самом деле , если только взяться. То, что кажется невыполнимым- вполне тебе по силам, стоит только поверить в себя. Ты умеешь мирно сосуществовать с окружающими тебя людьми.

Кем быть в этой жизни-свободный выбор каждого человека.

Релаксация «Цветы» .

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе : греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок… Вы находитесь на лугу, покрытом цветами : красными, желтыми, небесно-голубыми. Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее. Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем меленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат. Какие-то пахнут медом, какие-то - карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой… Какой бы ни был цветок - он неповторим… С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер. И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор. Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим… Представьте себе, что каждый из вас - тоже цветок из этого великолепия… Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы… Что вы за цветок?. Как вы выглядите?. Какого цвета?. Какой аромат от вас исходит?. Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок… Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром… Вы так нужны им… Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, нужности кому-либо, единения с другими… Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в свой реальный облик. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Занятие 1. «Рассматривание картин»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей при рассматривании художественных картин; вырабатывать творческий подход при составлении литературных произведений по картине; закреплять знания о литературных жанрах, умения владеть на практике заданным литературным жанром. Преобразовывать и применять при работе с детьми методы и приемы рассматривания картин (художественных произведений), которые использовались во время проведения семинарского занятия.

  1. Деление педагогов на команды по 5-7 человек.
  2. Выбор капитанов команд.
  3. Выбор репродукций художественных произведений для рассматривания.
  4. Знакомство с картиной.
  5. Поиск странностей в изображении.
  6. Выбор литературного жанра командами.
  7. Изучение владения жанром.
  8. Составление литературного произведения командами в выбранном жанре.
  9. Оценка литературного произведения товарищами, самооценка.

Материалы: репродукции художественных картин, разрезанные открытки, столы, указки (материал предоставляется по количеству команд), мелкие предметы для обозначения принятых ответов команд.

Ход занятия

В зале расположены столы, на одном из них - разрезанные части двух открыток. Воспитателям предлагается взять каждому по части открытки и составить целые открытки из частей. При составлении образуются две команды. Команды выбирают капитанов. Ведущий предлагает подойти капитанов к нему. (Отдельно лежат репродукции картин художников). Совместно выбирают одну из репродукций.

С этого момента начинается знакомство с картиной. Ведущий предлагает найти на картине то, что есть в помещении, где проводится семинар. (Команды по очереди называют. Правильные ответы отмечаются мелкими предметами). Далее ведущий предлагает найти и назвать белые предметы на картине, твердые предметы, предметы, в названии которых имеется звук «р»; предметы, которые начинаются на звук «р». После этого ведущий предлагает найти странности на картине и обосновать их. (Команды выполняют задание.)

После детального рассматривания картины ведущий спрашивает, какие литературные жанры знают команды (команды называют). Предлагается выбрать каждой команде литературный жанр. (Команды совещаются, и капитан называет ведущему выбранный литературный жанр.) Для изучения владения командами выбранного литературного жанра ведущий называет три слова, например, щенок, гулять, вечер. С этими словами в выбранном литературном жанре предлагается составить небольшое литературное произведение. (Команды выполняют задание. Капитан зачитывает литературное произведение). Если команды владеют выбранными жанрами, то дается задание составить произведения по картине. (Команды составляют литературные произведения. Капитаны команд зачитывают произведения, а члены команды оценивают собственное произведение, потом оценивают произведение соперников.)

Подводятся итоги работы с картиной для каждой из команд. Награждается лучшая.

В конце семинарского занятия каждой команде дается задание к следующему семинару: придумать и продемонстрировать костюмы: «Воспитатель в настоящем», «Воспитатель в будущем».

Занятие 2. «Мастерская фантазий»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей; развивать умение работать сообща в экстремальных условиях, эффективно взаимодействовать в ходе общения.

  1. Показ и презентация домашнего задания.
  2. Анализ выполнения домашнего задания. Оценка товарищей и самооценка.
  3. Задание с ограничением времени для каждой команды - изготовить атрибуты для инсценировки предложенной сказки. Показать инсценировку предложенной сказки в новой интерпретации.
  4. Обсуждение увиденного. Оценка товарищей, самооценка.

Материалы: цветная бумага (для каждой команды), клей, ножницы, лоскутки цветной ткани, нитки, иглы, фломастеры, карандаши, грим, краски акварельные, белые листы бумаги, ватман, резинки, шнурки и т. д. Столы по количеству команд. Конверты (количество на один-два больше, чем команд), в которых находятся названия наиболее известных программных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка» и т. д.).

Ход занятия

Показ и презентация домашнего задания каждой из команд (костюмы «Воспитатель в настоящем» и «Воспитатель в будущем»). После представления костюмов команды анализируют и оценивают друг друга.

Ведущий раскладывает конверты с названиями сказок, а капитаны команд вытягивают конверт, вслух зачитывают название сказки.

Ведущий дает задание: «В течение 20 минут командам изготовить атрибуты для инсценировки предложенной сказки и проинсценироватъ в новой интерпретации. (На отдельном столе находятся различные материалы для изготовления атрибутов. Члены команд подходят и выбирают то, что им необходимо.)

Команды показывают инсценировку выбранных сказок. Далее ведущий вместе с командами обсуждают увиденное и оценивают результат.

В конце семинарского занятия ведущий предлагает изменить состав команд для проведения педагогического КВН «Творчество плюс ИЗО». (Если команды согласны, происходит новое деление на команды.)

Подготовка к следующему занятию:

  1. Домашнее задание для команд: придумать название команды, придумать рекламу для своей команды.
  2. Выбрать капитанов команд.

Занятие 3. КВН «творчество плюс ИЗО»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей при проведении КВН; вырабатывать творческий подход при решении педагогических ситуаций; вырабатывать умения действовать сообща, умело и точно распределять функции участников для достижения необходимого результата. Закрепить знания и умения, полученные на прошлых семинарских занятиях.

  1. Представление жюри.
  2. Приветствие команд.
  3. Презентация команд.
  4. Оценка жюри.
  5. Разминка «Что бы это значило?»
  6. Оценка жюри.
  7. Конкурс капитанов «Творческий рассказ по картине».
  8. Оценка жюри.
  9. Конкурс команд. Творческое рисование на заданную тему.
  10. Оценка жюри.
  11. Подведение итогов жюри.
  12. Награждение победителей.

Материалы: зарисовки (иллюстрации) для конкурса «Что бы это значило?», репродукция художественной картины для конкурса капитанов, ватман (по количеству команд) для конкурса, таблички с цифрами до 6 для каждого члена жюри.

Подготовительная работа: жеребьевка команд.

Ход занятия

Ведущий представляет жюри и предлагает занять им почетные места. Объявляется конкурс «Приветствие команд» и максимальный балл данного конкурса. Презентация команд. После окончания конкурса ведущий предоставляет слово жюри. Оценивается каждая команда.

Ведущий объявляет следующий конкурс - разминка «Что бы это значило?». Командам показываются композиции из игрушек, нарисованные странные предметы, символы, недорисованные предметы - через десять секунд каждая команда отвечает на вопрос: «Чтобы это значило?» После окончания разминки жюри выставляет оценки, называет общий счет.

Ведущий объявляет конкурс капитанов. Капитанам показывается картина из серии «Мы играем», предлагается составить творческий рассказ по ней. Дается время 10 минут. Капитаны выходят из помещения. В это время с командами проводится игра «Необитаемый остров».

(Представьте себе, что вы плывете на корабле. Корабль терпит бедствие, рядом с местом крушения два маленьких необитаемых острова (две развернутые газеты). Вокруг в море (на полу) плавают опасные акулы. Вы можете плавать вокруг острова, но как только услышите команду «опасно», то вся команда должна собраться на острове так, чтобы ноги не касались воды. Тот, кто коснется пола после команды, считается съеденным акулой и выходит из игры. Но есть еще одно предупреждение, что остров все время уменьшается на половину. Побеждает та команда, которая сохранит максимальное количество членов экипажа. Победившей команде присуждается 1 балл.

После игры «Необитаемый остров» и конкурса капитанов жюри оценивает и подводит общий счет.

Далее ведущий объявляет конкурс команд - творческое рисование на заданную тему. Командам даются листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры. Ведущий предлагает нарисовать рисунок за 3 минуты и защитить свою работу перед жюри. После окончания конкурса жюри оценивает работы команд и выставляет оценки.

Подводится общий итог. Награждается команда-победитель.

Анжела Терещенко
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с родителями.

повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-ции новых форм взаимодействия с родителями;

активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, карточки с названиями животных, таблицы с формами работы.

Ход семинара:

I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.

Тема семинара-практикума «Инновационные формы работы с родителями». Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне - и я забу-ду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму. " Мы будем сегодня играть!

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать:

Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, имя ребенка, рассказывает какую-то информацию о себе;

Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)

Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).

Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.

Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.

Сейчас встанут те, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те у кого есть кот или кошка. Попрыгают на левой ноге те, у кого есть бусы. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

Задание «Поиск сокровищ»

Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "со-кровищ". Нужно найти среди собравшихся человека, который соответствует пункту из списка. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

Чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;

С необычным хобби или увлечением;

Который любит ту же еду, что и вы;

Который родился в этом городе;

У которого столько же колец на руках, сколько и вас;

Кто живет ближе всех.

После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех?" и т. п. по списку. Завер-шить задание можно обобщением:

Что интересного вы узнали друг о друге?

Вот мы и познакомились.

Какие организационные моменты вы использовали, поделитесь.

Психологическое вхождение в тему

Упражнение «Дерево ожиданий»

Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте по-можем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

Синий цвет – будут сегодня настойчивы.

Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются.

II. Теоретическая часть.

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Упражнение «Найди определение»

На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.

Круглый стол - это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей - мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.

Но для начала ном нужно разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать? (ответы участников семинара)

Игра «Мозаика», сложить картинку.

«Лидеры», которые, набирают себе группу.

«Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.

Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.

Игра «Один, два, три» под музыку передвигаются по залу, ведущий говорит «три» - участники нашли разгруппировались по три человека и т. д.

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Работы в подгруппах:

Упражнение «Карусель»

Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились, выполняем упражнение «Карусель». Ваша подгруппа, в таблицу записывает

информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

анкетирование;

заполнение социального паспорта;

почтовый ящик доверия;

интервью с родителями;

посещение воспитанников на дому;

ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.

семейные театры, концерты, игры, конкурсы;

спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;

вернисаж совместного творчества;

выставки семейных коллекций;

родительский уголок творчества.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.

родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);

родительские клубы;

индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);

семинар-практикум;

информационные стенды.

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

открытые занятия;

родительские уголки;

выпуски газет;

выставки детских работ, фотографий;

просмотр видеороликов;

день открытых дверей;

интернет странички для родителей;

проведение коррекционных занятий по скайпу;

мини-библиотека;

прайс-листы.

Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.

III. Заключительная часть семинара-тренинга.

Релаксационное упражнение «Улыбка»

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.

Итоговая рефлексия.

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей встрече и прикрепить их на наше дерево.

Семинар для воспитателей ДОУ

«Такие разные дети»

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями развития агрессивных, застенчивых, гиперактивных и тревожных детей, представить педагогам содержание игр, направленных на преодоление агрессивности, тревожности, застенчивости у воспитанников; содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у педагогов.

Предварительная работа:

1.Создание презентации «Такие разные дети».

2.Подбор демонстрационного материала по тематике.

Ход семинара:

    Приветствие.

    Показ мультфильма «Откуда берутся дети»

    Упражнение «Все дети разные»

Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик) . А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать неваляшку) . А есть, которые живут в своем мирке – тихие, не заметные, не общительные (достать ракушку) . А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать мячик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий ежик ). Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь нередко попадают в данную категорию дети- дошкольники.

Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок поведение которого отличается от поведения других детей – это могут быть дети с признаками агрессивного поведения, гиперактивные дети или наоборот замкнутые, боязливые, тревожные . (слайд 2 – категории «Трудных детей»)

    Мини-лекция «Психологические особенности агрессивных, гиперактивных детей»

Рассмотрим основные признаки таких детей по схеме «Портрет особого ребенка» (Приложение 1) – слайд 3

(Педагоги выбирают качества, характерные для агрессивных детей)

    Агрессивный ребенок (слайд 4)

Портрет агрессивного ребенка.

Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал « SOS », крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. Т.е. детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия.

Агрессивность в дошкольном возрасте может проявляться в виде угроз, дразнилок, а также разрушение продуктов деятельности другого; уничтожение или порча чужих вещей; непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка).

Причины детской агрессивности: (слайд 5)

Вследствие этого причинами агрессивного поведения можно назвать:

Наличие у ребенка неврологических заболеваний;

Стиль воспитания в семье (гипер-, гипоопека, отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; нет единства требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические (особенно жестокие) наказания; асоциальное поведение родителей);

Психологический климат в детском коллективе

Как помочь агрессивному ребенку: (слайд 6)

Работа воспитателей должна проводиться в трех направлениях:

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Первое направление . Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». (Упражнение «Шарик») Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

    Можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

    В ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

    Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

    Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам – беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

    Слепить фигуру своего обидчика, разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.

    Игры с песком и водой. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью используют игрушки из «Киндер-сюрпризов». Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.

Второе направление

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.

Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно:

    в группе обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

    проговаривать свои чувства и чувства других детей.

    проигрывать проблемные ситуации при помощи игрушек

    чтение и сказок и обсуждение чувств героев.

    Рисование на темы «Я сержусь», «Я радуюсь»

Третье направление. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

    Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости известных детям литературных героев, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разыгрывать ситуации, которые чаще все вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную те игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

    Играть в игры, развивающие сопереживание «Добрые волшебники», «Жужа»

    Демонстрация модели неагрессивного поведения. Воспитателю (взрослому) нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

    Гиперактивный ребенок

Портрет гиперактивного ребенка (слайд 6)

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, поэтому Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы.

Причины гиперактивности (слайд 7)

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

Генетические (наследственная предрасположенность);

Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

    Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению.

    Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

    Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места.

    Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и так далее.

    Для гиперактивных детей важен физический контакт. Поэтому педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

    Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.

    Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

    При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Взрослый, требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

    Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

    Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Игры для гиперактивных детей

Игры на развитие внимания "Корректор", "Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"

Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);"Солдат и тряпичная кукла", "Шалтай-Болтай", психогимнастические занятия

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"

игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».

Обзывалки” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!”

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Два барана” (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.

Тух-тиби-дух” (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Жужо” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. “Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа” терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”.

Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

Ошибки, способствующие усилению напряжения ситуации

Основная задача воспитателя (либо любого другого взрослого), сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

Демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

Крик, негодование;

Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

Использование физической силы;

Втягивание в конфликт посторонних людей;

Непреклонное настаивание на своей правоте;

Нотации, проповеди, "чтение морали",

Наказания или угрозы наказания;

Обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

Сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

Команды, жесткие требования, давление;

Оправдания, подкуп, награды.

    у!»

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Приложение 1. Портрет «Особого ребенка»

Характерные особенности ребенка

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами.

Отказывается от коллективной игры.

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается с взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стереотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы боли в животе, в горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Часто предчувствует «плохое»

Самокритичен

Имеет мускульное напряжение

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Цель : расширение знаний и опыта педагогов.

Задачи :

*раскрытие значения оригами для развития творческого потенциала ребёнка и взрослого

*Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий

Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Формирование творчески мыслящей личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Воспитателю необходимо быть не информатором, а организатором интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Большую роль в этом играет японское искусство складывания из бумаги - оригами.

Оригами как средство обучения и воспитания дошкольников рассматривается в работах известных оригамистов и педагогов: Афонькина, Кабачинской, Литвинова, Опаричевой, Соколовой, Тарабариной, Коротеева, Лежнёвой.

Оригами как любое искусство, является средством самовыражения и самопознания, развития творческого потенциала.

Оно не ограниченно в своих возможностях:

— Это приятный и полезный способ проведения досуга.

— идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику, пространственное и творческое мышление, воображение, интеллект.

— В нём находят удовлетворение как приверженцы точных наук, так и творческие натуры.

Занятия оригами, имеют большие педагогические возможности. Они расширяют игровой опыт детей, дают знания об окружающем мире, развивают фантазию, сообразительность, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, такие занятия развивают творческое мышление детей. Творческое мышление присуще каждому ребёнку, но его надо развивать. Так, если в дошкольном возрасте у ребёнка не развили творческое мышление через игровую и учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой личностью а, скорее всего, будет исполнителем чьей - либо воли. Не вызывает сомнения и тот факт, что активность ребёнка непосредственно зависит от его интереса к данной деятельности. Поэтому немаловажная задача педагога - находить всё новые пути развития творческого мышления дошкольника и сделать занятия оригами наиболее занимательными и интересными.

Необходимо также помнить, что эмоции оформляют и сопровождают интерес детей к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям. Внимание и доброжелательное отношение взрослых позволяет поддержать и развить интерес к творческим мыслительным задачам. Так ребёнок постепенно будет подниматься на новые ступени развития, образовываться личностно.

Очевидно, что процесс складывания трудоёмкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений.

Но, к сожалению, занятия оригами чаще всего носят подражательный характер, что не предусматривает осознанности в выполнении работы, не даёт детям самостоятельно осмыслить процесс изготовления изделия. При проведении таких занятий развивающий потенциал оригами остаётся абсолютно нераскрытым.

Именно поэтому, мною разработаны методические рекомендации, направленные на развитие творческого мышления у старших дошкольников на занятиях оригами:

1. Планирование работы в первой половине дня, так как это наиболее благоприятное время для работы с детьми.

2. Использование методов обучения, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и уровню его подготовленности.

3. Создание позитивного микроклимата в коллективе: сотрудничество с воспитанниками, отношение к воспитанникам как к активным субъектам творческого процесса.

4. Проведение интегрированных занятий.

5. Включение в занятия проблемных ситуаций и игровых приёмов, но при этом проблемный материал должен быть разнообразным, неоднотипным.

6. Постепенное усложнение приёмов складывания.

7. Создание условий для самостоятельного изготовления поделки.

8. Использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги.

9. Создание обстановки общей увлечённости и творчества.

Не менее важным, чем развитие мыслительных способностей детей, оказывается изучение и развитие творческого мышления их наставников. Поэтому сейчас я предлагаю вам взять бумажный квадрат, сесть поудобнее и вместе со мной отправиться в сказку «Путешествие квадрата»

Ведущий от имени Квадрата рассказывает историю и одновременно показывает процесс изготовления игрушки

Однажды дети оставили такой квадратный лист бумаги на улице. Он лежал на дороге, с грустью смотрел на небо и думал о том, куда и зачем ветер гонит облака, почему улыбается луна и мигают звёзды, и как хорошо было бы увидеть их поближе. Эти мысли услышал ветер, подлетел к нему и начал работать.

Сложил ветер квадрат в треугольник, развернул и увидел дорожку. К ней приложил первый, а потом второй раз те стороны квадрата, которые были рядом. Повернул его и ещё раз сложил, но уже в длину пополам и сделал стрелку. Поднял её крылья и запустил в небо.

Долететь до звёзд стреле не хватило сил. Она стала опускаться и очень обрадовалась, когда увидела под собой такое же голубое небо. Она окунулась в него и превратилась в лебедя.