Маскарад очень краткое

Пьеса «Маскарад» – самое известное драматургическое произведение классика русской и мировой литературы поэта . Оно повествует о нравах высшего петербургского общества первой трети позапрошлого века. Несколько раз Лермонтов переписывал «Маскарад», краткое содержание которого изложено ниже, но при жизни поэта драма так и не была поставлена.

Драма «Маскарад», впервые увидевшая свет на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге в 1864 году, состоит из четырех действий, каждое из которых содержит от одной до четырех сцен с несколькими выходами.

На сцене спектакль длится около двух часов, но краткое содержание по главам, а точнее, по действиям, можно уложить в три страницы.

Список персонажей произведения достаточно велик. На сцене действуют:

  1. Евгений Арбенин, человек средних лет, светский лев, бывший некогда завсегдатаем столичных игорных домов, карточным игроком и шулером, обыграть которого не удавалось никому;
  2. Нина, его молодая жена, после женитьбы на которой Евгений оставил свое пристрастие;
  3. Князь Звездич, приятель Арбенина, завзятый игрок, но далеко не столь удачливый, как Евгений.
  4. Баронесса Штраль, вдова, тайно влюбленная в Звездича.
  5. Афанасий Павлович Казарин – еще один приятель Арбенина, также завзятый игрок и шулер.
  6. Шприх Адам Петрович – темная личность неясной национальности, вращающаяся в среде игроков и предлагающая деньги в долг тем из них, кто крупно проигрывает.
  7. Неизвестный в маске.

Также в число персонажей входят игроки, слуги и служанки. Среди исследователей творчества классика существует мнение, что главная причина придирчивости цензоров, столь долго препятствовавших дебюту драмы, была в том, что за основу сюжета пьесы «Маскарад» Лермонтов взял трагический случай, в действительности произошедший некогда в Петербурге. Краткий пересказ драмы дает общее представление о содержании, но, как и любое драматургическое произведение, «Маскарад» лучше не читать онлайн, а смотреть в театре.

Возьмите на заметку! В 1941 году пьеса была экранизирована – на основе драмы снят одноименный художественный фильм.

Музыку к экранизации произведения написал известный советский композитор Арам Хачатурян.

Полезное видео: Лермонтов «Маскарад»

Сюжет «Маскарада»

Удобнее всего излагать краткое содержание по действиям, так, как они идут на сцене. В этом случае сюжетная линия пьесы развертывается постепенно, и ее смысл полностью раскрывается.

Действие первое

Сцена представляет игорный дом, где четверо карточных игроков (понтеров) обыгрывают князя Звездича. Тот пытается отыграться и идет ва-банк, но снова проигрывает.

Издеваясь, одни из понтеров предлагает сделать ставку на эполеты (наплечные знаки воинского отличия, нечто вроде современных погон). Оскорбленный Звездич отвечает, что эполеты заработаны в честном бою и не продаются.

К проигравшемуся подходит Шприх, предлагая дать в долг – якобы на неограниченное время и под мизерные проценты, но тот отказывается. За ходом игры наблюдает Казарин. Вдруг Афанасий Павлович замечает Арбенина, пришедшего взглянуть на игру – Евгений давно не был в игорном доме, так как после женитьбы на молодой красавице решил покончить с прошлым.

К ним приближается Шприх и пытается познакомиться с Евгением, говоря, что много слышал о нем, но тот с неприязнью отвергает попытку – Шприх ему неприятен. Почувствовав это, Адам Петрович затаивает обиду.

Увидев, что Звездич проигрывает, Евгений подходит к столу и приглядывается к тому, как идет партия. Приятель в отчаянии жалуется, что проигрался, и удача покинула его, но опытный игрок Арбенин намекает, что дело не в отсутствии удачи, а в нечестной игре – шулерстве. Мастер садится за стол, быстро обыгрывает всех и возвращает приятелю деньги.

Звездич не знает, как благодарить друга, но Евгению не нужны благодарности – бывший игрок отвечает, что сел играть не для того, чтобы выручить князя, а лишь затем, чтобы снова почувствовать волнение в крови.

После игры Евгений предлагает вместе поехать на маскарад, который дают у Энгельгардта. Князю хотелось бы взглянуть на красавиц, которые, как говорят, бывают на этих маскарадах, а друг мечтает отдохнуть в толпе, и приятели уходят. Следом отправляется и Шприх, который не оставляет попыток поближе сойтись с такой известной личностью.

Приехав на маскарад, молодой человек, по совету Арбенина, начинает искать знакомства с женщинами – под масками дамы ведут себя гораздо свободнее. К Звездичу приближается таинственная дама и обещает любовное свидание, которого тот никогда не забудет.

К Евгению же подходит неизвестный, также в маске, и предсказывает близкое несчастье. Разозлившись, он хватает собеседника за руку и пытается снять маску, но неизвестный вырывается и скрывается в толпе.

Шприх снова пытается вступить в разговор с Арбениным, но тот с издевкой спрашивает, правда ли, что у него жена красотка, и не ездит ли к ним в гости некий смуглый усач, после чего уходит. Разозленный Шприх полушепотом желает насмешнику вслед самому стать рогоносцем. В это время две женщины-маски, сидящие неподалеку на канапе, встают и уходят. С руки одной падает браслет, но дама не замечает потери.

Вбегает женщина, интриговавшая Звездича, садится на то же канапе и произносит монолог, из которого ясно, что у нее завязывается роман и князь просит у заинтриговавшей его маски какую-нибудь вещь на память, но дама не хочет давать ему ничего, опасаясь быть узнанной. Вдруг маска замечает потерянный браслет и решает отдать вещицу князю. Он берет браслет, затем подходит к Евгению, рассказывает о своей удаче и показывает трофей, который кажется тому знакомым – у жены есть такой же.

Евгений ждет жену, которая должна вернуться с некоего тихого семейного бала, но супруги все нет, хотя уже второй час ночи. Наконец красавица возвращается, и муж замечает, что на руке не хватает одного из парных браслетов. Нина говорит, что потеряла украшение, потерю везде ищут, но не могут найти. Красавица удивлена – почему это так волнует мужа? Выяснив, что жена была не на балу, а на маскараде, Арбенин устраивает скандал. Нина, плача, уходит.

Действие второе

Нина приезжает к своей подруге, баронессе Штраль, и туда же приходит Звездич. Он рассказывает о вчерашнем приключении. Баронесса пытается пристыдить князя, скрывая беспокойство, – ведь это именно она является героиней истории, хотя сам князь не подозревает об этом. Затем хозяйка выходит из комнаты.

Нина жалуется приятелю мужа, что потеряла браслет. Князь же, узнав украшение, решает, что вчерашней маской была она, и начинает ухаживание. Нина сердится и уходит, князь раздосадован – она сама дала ему повод, а теперь не хочет продолжать флирт. Звездич рассказывает об этом баронессе, та все понимает, но решает спасать свою репутацию даже ценой репутации подруги.

Штраль рассказывает явившемуся к ней с визитом Шприху о якобы существующей связи между женой и другом Арбенина. Тот едет к Звездичу, уговаривая князя не оставлять домогательств, и соглашается отвезти Нине записку, а сам устраивает так, что записка попадает в руки ее мужа. Евгений взбешен и клянется отомстить бывшему другу и неверной жене.

Придя к князю, Евгений застает его спящим и сначала хочет убить, но передумывает: месть должна быть более жестокой. Арбенин пишет бывшему другу записку, приглашая в игорный дом, а уходя, сталкивается в дверях с баронессой. Мучимая совестью, подруга решает защитить Нину и пытается убедить мужа в невиновности жены, но Евгений не желает ничего слушать.

Баронесса признается Звездичу, что женщиной под маской, которая подарила ему браслет, была не Нина, а она, и уходит, советуя быть осторожнее с Евгением. Но князь, прочитав записку с приглашением, решает, что осторожничать ни к чему.

За игорным столом Арбенин обвиняет Звездича в шулерстве, и теперь князь навсегда опозорен, и ему закрыта дорога не только в игорный дом, но и в высший свет. Для князя позор хуже смерти, он понимает, что это месть со стороны приятеля.

Действие третье

Приятель получил свое, теперь очередь неверной жены. Супруги идут на бал, и здесь Евгений решает отравить ее. Когда-то, будучи на грани полного разорения из-за крупного проигрыша, он купил себе яд, потом смог отыграться и до отравления не дошло, но яд он всегда носил с собой. И теперь Арбенин подсыпает отраву Нине в мороженое и угощает ее. Нина съедает лакомство, ничего не замечая.

Вернувшись домой, она чувствует себя плохо, и просит позвать врача. Муж признается, что отравил ее, и причиной этому – ее измена. Нина клянется, что измены не было, но супруг ей не верит. Жена в муках умирает, проклиная супруга.

Действие четвертое

Идет подготовка к похоронам. Все приходят выразить соболезнование Арбенину и проститься с его женой, в том числе Звездич и тот неизвестный, что предсказывал ему несчастье на балу. Неизвестный говорит, что Нина невиновна, а история с браслетом – его месть Евгению. Когда-то они были друзьями, но Арбенин обобрал приятеля до нитки за карточным столом и, несмотря на слезы и мольбы, оставил нищим. Наконец ему удалось отомстить за унижение. Евгений узнает бывшего друга, в это время подходит князь и показывает письмо от баронессы Штраль, подробно рассказывающей, как она нашла потерянный Ниной браслет и решила использовать украшение в игре со Звездичем.

Важно! Прочитав письмо, Арбенин понимает, что убил невиновную жену, и сходит с ума.

Неизвестный вполне удовлетворен, а вот Звездичу не повезло – вызвать Арбенина на дуэль не получится, потому что стреляться с сумасшедшим нельзя. Так трагически заканчивается драма Лермонтова «Маскарад», краткое содержание которой передает весь накал страстей, бушующих в этом произведении.

Полезное видео: Лермонтов «Маскарад» - краткое содержание

Вывод

Драмой «Маскарад» зачитываются многие поколения, хотя балы и накал страстей, описываемый в произведении, давно отошли в прошлое. Чтобы подробно изучить сюжет, рекомендуется посмотреть фильм, если нет возможности посетить театр.

Евгений Александрович заработал денег участвуя в азартных играх. Будучи уже не молодым, он хотел выгодно жениться. Вступив в брак по расчету, Арбенин неожиданно влюбляется в молодую жену. Настасью Павловну называют дома Ниной. Она любит балы, и в один день пришла позже обусловленного времени. Супруг устроил сцену. Расстраивало и то, что нарушил договор и сел за карты, пытаясь спасти князя и друга. Звездичу подарила женщина в маске красивый браслет, в знак почтения. А у Нины на одной руке ни было браслета. На вопрос мужа она ответила, что потеряла. Поиски ни к чему не привели. Купить тоже было невозможно. Нина излила свое сердце баронессе. А та призналась князю, что нашла тот браслет. Но муж не верил доводам. Он обвинил Звездича в жульничестве и дал пощечину. Жену же отравил, и та в муках умерла. Звездич показал письмо от баронессы. Тогда Арбенин в отчаянии винит Бога в жестокости.

Вывод (мое мнение)

Отношения с друзьями и родственниками, должны основываться на доверии и любви. Арбенин слишком любил себя и это привело к губительным последствиям. Важно иметь холодную голову, не давая волю чувствам.

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано.

Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.

Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй... Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся!

К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича!

Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!..

Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убеждён, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся ещё и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутёнка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удаётся вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», даёт пощёчину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князёк; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведёт себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадёжно погублена, решает удалиться в своё деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады».

Князь, уже переведённый, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намёков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу... Она умрёт, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгорячённая танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетётся в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает.

Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитёров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своём горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передаёт Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщён вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишён и спокойствия, и чести.

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!».

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Действие пьесы разворачивается в Российской империи середины 1830-х годов

Действие I

Сцена первая . Действие происходит за игровым столом. Князь Звездич проигрывается в пух и прах. В этот момент появляется Евгений Александрович Арбенин – бывший игрок и светский лев, а в настоящем – женатый и богатый дворянин, давно не появлявшийся в свете. Он встречается со старым другом Казариным и знакомится с Адамом Петровичем Шприхом, который толком ни на человека, ни на черта не похож и личностью кажется весьма сомнительной. Арбенин видит князя Звездича, и тот жалуется, что сильно проигрался. Евгений Александрович решает отыграться за него, сев за карточный стол после долгого перерыва. Среди игроков Арбенину нет равных. Он с легкостью возвращает проигранные Звездичем деньги, тем самым спасая его честь и жизнь. Князь благодарит Евгения Александровича. Вместе они отправляются на маскарад в дом Энгельгардтов.

Сцена вторая . К Звездичу на маскараде подходит дама в маске и признается в любви. Князь клянется, что не будет предпринимать попыток узнать, кто она такая. Примерно в то же время Арбенин встречает таинственного человека, скрывающего лицо под маской. Незнакомец говорит, что в эту ночь с Евгением Александровичем случится несчастье. Мимоходом Арбенин обижает Шприха, приехавшего на маскарад. Женщина в маске, признававшаяся в любви Звездичу, находит оброненный некой дамой браслет и отдает его князю на память. После этого она скрывается в толпе. Звездич рассказывает Арбенину о встреченной им незнакомке и показывает подаренный ею браслет. Евгению Александровичу кажется, что украшение ранее попадалось ему на глаза.

Сцена третья . Арбенин возвращается домой с маскарада. Его супруга – Нина – еще оттуда не приехала. Когда она появляется, Евгений Александрович замечает, что на ее руке отсутствует один из браслетов. Арбенин начинает подозревать жену в измене. Он думает, что это его супруга признавалась в любви Звездичу и подарила ему браслет. Евгений Александрович устраивает сцену ревности. Нина обвинения в измене отрицает.

Действие II

Сцена первая. Князь Звездич и Нина Арбенина встречаются в гостях у баронессы Штраль. Между ними происходит разговор. По ходу беседы Звездичу начинает казаться, что именно Нина призналась ему в любви на недавнем маскараде. Князь пытается флиртовать с Арбениной, но она твердо отвергает его ухаживания, после чего уходит от баронессы. Звездич рассказывает Штраль, что видел накануне Нину на маскараде. Затем князь покидает баронессу, которая ненадолго остается одна. Из ее монолога становится понятно, что именно она призналась в любви Звездичу, скрывая лицо под маской, и отдала ему браслет Нины. Чтобы спасти собственную честь, баронесса решает не раскрывать князю правды и выйти сухой из воды, подставив Арбенину. Свой план она практически сразу начинает претворять в жизнь. К Штраль в гости приходит Шприх. Баронесса рассказывает ему о любовной связи Нины и князя Звездича. Шприх с радостью подхватывает слух и собирается распространять его дальше.

Сцена вторая. Арбенину в руки попадает записка князя Звездича, адресованная Нине. Из-за этого послания Евгений Александрович укрепляется в подозрениях насчет измены жены. В гости к нему приходит Казарин. Цель его визита проста – вернуть Арбенина к прежнему образу жизни. В частности, вновь посадить за карточный стол. Причина в том, что дела Казарина идут не очень важно. Поэтому ему необходима помощь Евгения Александровича. В результате Арбенин поддается на уговоры Казарина.

Сцена третья . Арбенин приходит в дом князя Звездича, заставая того спящим. Евгений Александрович сначала полон решимости убить предполагаемого любовника жены, но потом его охватывают сомнения. В итоге он отказывается от этой идеи. В доме Звездича Арбенин встречает баронессу Штраль. Евгений Александрович обвиняет ее в том, что она свела вместе Нину и князя, после чего разгневанный уходит. Баронесса находит в себе смелость раскрыть все карты Звездичу. Так князь узнает, что под маской была Штраль, что Нина в действительности его не любит. После Звездич обнаруживает записку от Арбенина с приглашением весело провести время на ужине у стороннего человека (в пьесе обозначен как N.).

Сцена четвертая . Звездич приезжает на вечер к N. по приглашению Арбенина. Князь садится играть в карты с Евгением Александровичем. Вскоре после начала партии Арбенин обвиняет его в шулерстве. Звездич все отрицает. Евгений Александрович бросает ему в лицо карты. Отныне князь обесчещен в глазах общества. Единственный способ восстановить честь – драться на дуэли с Арбениным. Евгений Александрович участвовать в ней отказывается. Получается, князю теперь не спастись. Сцена с карточной игрой была тщательно спланирована Арбениным. Таким образом он жестоко отомстил Звездичу, от которого теперь «весь свет с презреньем отвратится». При этом Евгений Александрович напрямую говорит князю, что потеря чести – расплата за интригу с Ниной.

Действие III

Сцена первая. Действие происходит на балу. Среди гостей – Арбенин, Нина, презираемый всеми князь Звездич. Хозяйка ждет баронессу Штраль, но узнает, что та уехала в деревню. Звездич объясняется с Ниной и отдает злополучный браслет. Кроме того, князь предупреждает женщину, что ее супруг – «злодей, бездушный и безбожный». В конце Звездич рассказывает о своих планах отправиться на Кавказ. Арбенин тем временем решает убить Нину при помощи яда. Зловещий план он начинает практически сразу претворять в жизнь. Арбенин отравляет Нину прямо на балу, подсыпая ей яд в мороженое. Затем вместе супруги уезжают домой. Оказывается, что на приеме присутствует и Неизвестный, сделавший страшное предсказание Арбенину в самом начале. Он был в курсе намерений Евгения Александровича, но останавливать его не стал.

Сцена вторая . Арбенин и Нина возвращаются домой. Постепенно женщине становится все хуже. Она просит мужа послать за доктором, но тот отказывается. Евгений Александрович говорит, что отравил Нину. Жена до самого конца отрицает факт измены. Арбенин признается ей в любви. Перед кончиной Нина вновь утверждает, что невинна и называет мужа злодеем. Евгений Александрович ей не верит. Нина умирает.

Действие IV

Сцена первая . На следующий день после смерти Нины в дом Арбенина приходит Неизвестный. Он рассказывает свою историю. Семь лет назад Неизвестный проиграл Евгению Александровичу крупную сумму денег. Ему пришлось слезно умолять Арбенина о пощаде, но тот не внял мольбам. После этого Неизвестный примкнул к миру людей, отвергнутых обществом. Когда он узнал, что Евгений Александрович женат и счастлив, то решил, что пришла пора для мести. Во время речи Неизвестного входит князь Звездич. Вместе они открывают Арбенину глаза на правду – Нина действительно ему не изменяла. Подтверждением их слов служит письмо от баронессы Штраль. В финале Арбенин сходит с ума.