Легендарный остров упомянутый в трудах платона. Буквально: за один день и бедственную ночь. Погибла ли атлантида в атлантике

История Атлантиды – это тайна, в которую пытаются проникнуть исследователи на протяжении тысяч лет. Она уходит корнями в глубокую древность, недоступную для непосредственного исследования, однако интерес к этой проблеме с годами становится только сильнее. Возможно, это связано с тем, что с историей Атлантиды связано нечто очень важное для всего человечества.

Лемурия и Атлантида

В древние времена облик Земли был иным, чем сейчас, в то время существовали материки и острова, которых уже давно нет. Всемирный потоп и другие катаклизмы навсегда изменили лицо планеты. И конечно, очень сложно сегодня судить о древних государствах, которые в то время существовали. Однако, до нас дошли о них обрывочные сведения в виде легенд и преданий.

Пожалуй, наибольший интерес у ученых вызывают Лемурия и Атлантида, как некогда самые высокоразвитые цивилизации. О Лемурии напоминает таинственный остров Пасхи , который, как полагают, был частью большого материка. Что касается Атлантиды, то о её местоположении пока никто определенно сказать не может. Нет такого участка суши, который мог бы быть привязан к Атлантиде. Достаточно конкретным указанием является предсказание ясновидящего Эдварда Кейси , утверждавшего, что Атлантида находилась в районе Бермудского треугольника. Это предсказание в дальнейшем нашло ряд подтверждений – на дне океана в этом районе, как и предсказал Кейси, были обнаружены большие, хорошо сохранившиеся пирамиды , содержавшие на своих вершинах кристаллы. Однако есть интересные находки и в других местах планеты. Поэтому пока нельзя однозначно ответить, какая из версий месторасположения Атлантиды более верна, а потому загадочную страну ищут по всему лицу Земли.

Легенда об Атлантиде стала известна современному человечеству произведений древнегреческого мыслителя Платона. В своих диало­гах «Тимей» и «Критий» он и описывает историю Атлантиды. В первом диалоге Платон об Атлантиде говорит лишь вскользь. Что касается диалога «Критий», то он полностью посвящен описанию Атлантиды.

Диалог Тимей

Диалог Тимей начинается с того, что Сократ и пифагореец Тимей ведут беседу об идеальном государстве. Однако после описания своих представлений об идеальном государстве, Сократ стал сетовать на то, что картина получилась абст­рактной. Ему хотелось увидеть, как такое государ­ство поведет себя в реальной жизненной обстановке, как оно будет строить отношения с другими государствами, сможет ли вступать в войну, и будут ли граждане в таком случае совершать подвиги «соответственно своему обучению и воспитанию».

На вопрос Сократа неожиданно отозвался еще один участник беседы, афинский политический деятель Критий. Он рассказал о древней войне, произошедшей примерно 9500 лет назад (11500 лет – для нас) между Афинами и загадочной . Сам Критий узнал об этой истории от своего деда, а тот, узнал об этой войне от Солона, Солону же рассказали об Атлантиде египетские жрецы.

И Афины, и Атлантида были очень могущественными державами, при этом Атлантида имела под своим контролем очень большую территорию, завоевывая все новые и новые народы. Завоевательная политика Атлантиды привела в конечном итоге к войне с Афинами. Весь афинский народ, понимая опасность, которая над ним нависла, поднялся на защиту Отчизны. Брошенные союзниками, афинские воины, проявив мужество и доблесть, сумели победить завоевателей. Эта победа вернула свободу также народам, которые были порабощены атлантами. Но внезапно разразилась ужасная ка­тастрофа, завершившая историю Атлантиды. За один день и ночь страна могущественных атлантов ушла под воду. Увы, но вместе с Атлантидой погибло и афинское войско.

Диалог Критий

Диалог Критий – это прямое продолжение диалога Тимей . Через уста Крития детально и достоверно говорит здесь Платон об Атлантиде.

Началась история Атлантиды с отношений Посейдона и смертной девушки Клейто, которую повелитель морей полюбил. От их союза произошли 10 сыновей, старшего из которых звали Атлант. Посейдон поделил между сыновьями остров, который впоследствии получил название Атлантида. Дети Посейдона и Клейто считались полубогами и положили начало 10 цар­ским родам Атлантиды.

Платон точно описал легендарную землю и привел конкретные циф­ры. Центральная равнина Атлантиды достигала 3000 стади­ев (что составляет 540 км) на 2000 стадиев (360 км). В центре острова возвы­шался холм, который отец правителей Атлантиды обнес тремя водными каналами, разделенными земляными валами. В центре укрепления был создан город или цент­ральный остров, имевший в диаметре 5 стадиев (чуть меньше километра). Здесь, в сердце Атлантиды, были построены великолепные храмы и пышный царский дворец. Жители Атлантиды провели через оградительные кольца глубокие каналы, чтобы корабли могли под­плывать непосредственно к столице.

Вот что говорит Платон об Атлантиде. Остров, на котором расположен дворец, имел в диаметре пять стадиев. И остров, и земляные кольца, а также мост в плетр шири­ной, правители обнесли круговыми стена­ми из камня, а на мостах у выходов к морю везде поставили башни и ворота. В недрах среднего острова, а также внешнего и внутреннего земляных колец атланты добывали камень белого, черного и красного цвета. В каменоломнях они организовывали стоянки для своих кораблей. Некоторые их пос­тройки сделаны просто, другие же искусно отделаны камнями разного цвета, что придавало им естественную красоту. Стены вокруг внешнего земляного кольца по всей окружности атланты покрыли медью, путем нанесения металла в расплавленном виде. Стена внутреннего вала была покрыта оловом также методом литья. Стена же самого акрополя была отделана орихалком, который излучал огнистое блистание.

Место, где обитали правители Атлантиды внутри акрополя, было устроено так:

В самом центре находился недо­ступный святой храм Клейто и Посейдона. Он был огражден золотой стеной, – это было место, откуда произошло поколение десяти цареви­чей. В честь этого события каждый год каждому из них приносили жертвенные начатки со всех десяти уделов Атлантиды. Недалеко находился и храм Посейдона, имевший в длину 1 стадию, в ширину – три плетра, а также соответ­ственную данному размеру высоту. Внешняя поверхность храма, кроме акротериев, была выложена серебром, акротерии же отделаны золотом.

Потолок в храме был сделан из слоновой кости и украшен золотом, серебром и орихал­ком. Стены, столпы и полы были полностью покрыты орихалком. В храме находились золотые изваяния, одно из которых было до потолка. Оно изображало бога на колеснице, который правил шестью крылатыми конями, вокруг которого находились сто Нереид на дельфинах. Многие статуи, находящиеся в храме, были по­жертвованы частными лицами. Снаружи храм окружали сделанные из золота изображения жен и тех, кто про­изошел от десяти царей. Алтарь по размеру и отделке вполне соответствовал этому богатству. Царский дворец по своему великолепию также соответствовал как храмам, так и величию державы.

Платон кроме всего этого описал множество разных подробностей из уклада жизни атлантов, включая данные о численности армии Атлантиды.

Законы, по которым жила Атлантида, были установлены По­сейдоном и начертаны на орихалковом столбе. Несмотря на невероятные богатства остро­ва, жители Атлантиды, будучи прямыми потомками богов, не знали алчности. Однако браки с просты­ми смертными постепенно привели к вырождению божественной природы атлантов , человеческие пороки возобладали в сердцах атлантов с великой силой. Они исполнились жадности, гордыни и стремлением к завоеваниям. Тогда Зевс решил пока­рать жителей Атлантиды, чтобы они «научились благообразию». Громовержец собрал всех богов и обратился к собравшимся с речью… О том, что же было сказано Зевсом, Платон так и не сказал – диалог Критий на этом таинственно обрывается. По какой причине Платон не закончил свое сочинение об Атлантиде не известно.

Такова история Атлантиды из рассказа Платона. Множество тайн и было бы открыто, если бы удалось обнаружить эту загадочную страну. Однако пока что время не пришло и океан надежно хранит древние загадки Атлантиды.

http://objective-news.ru/tayni_drevnih_tsivilizatsiy/istoriya_atlantidi.html

Критий (отрывок из "Диалогов" об Атлантиде)

(отрывок из "Диалогов" об Атлантиде)

Тимей, Критий, Сократ, Гермократ

Тимей. Ах, Сократ, как радуется путник, переведя дух после долгого пути, такую же радость чувствую сейчас и я, доведя до конца свое рассуждение. Богу же, на деле пребывающему издревле, а в слове возникшему ныне, недавно, возношу молитву: пусть те из наших речей, которые сказаны как должно, обратит он нам во спасение, а если мы против воли что-то сказали нескладно, да будет нам должная кара! А должная кара для поющего не в лад состоит в том, чтобы научить его ладу; итак, дабы впредь мы могли вести правильные речи о рождении богов, пусть будет в ответ на нашу мольбу даровано нам целительное снадобье, изо всех снадобий совершеннейшее и наилучшее, знание! Сотворив же молитву, по уговору передаем слово Критию.

Критий. Принять-то слово я приму, Тимей, но, как ты сам вначале испрашивал снисхождения, ссылаясь на необъятность твоего предмета, так и я сделаю то же самое. Принимая во внимание, о чем мне предстоит говорить, я думаю, что вправе требовать еще большего снисхождения. Сам знаю, что просьба моя, пожалуй, тщеславна и не в меру странна, однако ж приходится ее высказать. Тебе-то хорошо: кто, находясь в здравом уме, возьмется доказывать, что ты говорил неправильно? Но моя задача, как я попытаюсь доказать, труднее, а потому и требует большего снисхождения.

Видишь ли, Тимей, тому, кто говорит с людьми о богах, легче внушить к своим речам доверие, нежели тому, кто толкует с нами о смертных, ибо, когда слушатели лишены в чем-то опыта и знаний, это дает тому, кто вздумает говорить перед ними об этом, великую свободу действий. А уж каковы паши сведения о богах, это мы и сами понимаем. Чтобы яснее показать, что я имею в виду, приглашаю вас вместе со мной обратить внимание вот на какую вещь. Все, что мы говорим, есть в некотором роде подражание и отображение; между тем, если мы рассмотрим работу живописцев над изображением тел божественных и человеческих с точки зрения легкости или трудности, с которой можно внушить зрителям видимость полного сходства, мы увидим, что, если дело идет о земле, горах, реках и лесе, а равно и обо всем небосводе со всем сущим на нем и по нему идущим, мы бываем довольны, если живописец способен хоть совсем немного приблизиться к подобию этих предметов; и, поскольку мы не можем ничего о них знать с достаточной точностью, мы не проверяем и не изобличаем написанного, но терпим неясную и обманчивую тенепись. Напротив, если кто примется изображать наши собственные тела, мы живо чувствуем упущения, всегда бываем очень внимательны к ним и являем собою суровых судей тому, кто не во всем и не вполне достигает сходства.

То же самое легко усмотреть и относительно рассуждений: речи о небесных и божественных предметах мы одобряем, если они являют хоть малейшую вероятность, речи о смертном и человеческом дотошно проверяем. А потому вам должно иметь снисхождение к тому, что я ныне без всякой подготовки имею сказать, если я и не смогу добиться во всем соответствия: помыслите, что смертное не легко, но, наоборот, затруднительно отобразить в согласии с вероятностью. Все это я сказал ради того, Сократ, чтобы напомнить вам об указанном обстоятельстве и потребовать не меньшего, но даже большего снисхождения к тому, что имею поведать. Если вам кажется, что я справедливо требую дара, дайте мне его, не скупясь.

Сократ. Ах, Критий, почему бы нам тебе его не дать? И пусть уж заодно тот же дар получит у нас и третий Гермократ. Ясно же, что немного спустя, когда ему придет черед говорить, он попросит о том же самом, о чем и вы. Так вот, чтобы он смог позволить себе другое вступление, а не был принужден повторять это, пусть он строит свою речь так, как если бы уже получил для нее снисхождение. Так уж и быть, любезный Критий, открою тебе наперед, как настроены зрители этого театра: предыдущий поэт имел у них поразительный успех, и, если только ты окажешься в состоянии продолжить, снисхождение тебе обеспечено.

Гермократ. Конечно, Сократ, твои слова относятся и ко мне, не только к нему. Ну что ж, робкие мужи еще никогда не водружали трофеев, Критий, а потому тебе следует отважно приняться за свою речь и, призвав на помощь Пеона и Муз, представить и воспеть добродетели древних граждан.

Критий. Хорошо тебе храбриться, любезный Гермократ, когда ты поставлен в задних рядах и перед тобою стоит другой боец. Ну да тебе еще придется испытать мое положение. Что до твоих утешений и подбадриваний, то нужно им внять и призвать на помощь богов тех, кого ты назвал, и других, особо же Мнемосину. Едва ли не самое важное в моей речи целиком зависит от этой богини. Ведь если я верно припомню и перескажу то, что было поведано жрецами и привезено сюда Солоном, я почти буду уверен, что наш театр сочтет меня сносно выполнившим свою задачу. Итак, пора начинать, нечего долее медлить.

Прежде всего вкратце припомним, что, согласно преданию, девять тысяч лет тому назад была война между теми народами, которые обитали по ту сторону Геракловых столпов, и всеми теми, кто жил по сю сторону: об этой войне нам и предстоит поведать. Сообщается, что во главе последних вело войну, доведя ее до самого конца, наше государство, а во главе первых цари острова Атлантиды; как мы уже упоминали, это некогда был остров, превышавший величиной Ливию и Азию, ныне же он провалился вследствие землетрясений и превратился в непроходимый ил, заграждающий путь мореходам, которые попытались бы плыть от нас в открытое море, и делающий плавание немыслимым. О многочисленных варварских племенах, а равно и о тех греческих народах, которые тогда существовали, будет обстоятельно сказано по ходу изложения, но вот об афинянах и об их противниках в этой войне необходимо рассказать в самом начале, описав силы и государственное устройство каждой стороны. Воздадим эту честь сначала афинянам и поведаем о них.

Как известно, боги поделили между собой по жребию все страны земли. Сделали они это без распрей: ведь неправильно было бы вообразить, будто боги не знают, что подобает каждому из них, или будто они способны, зная, что какая-либо вещь должна принадлежать другому, все же затевать об этой вещи распрю. Итак, получив по праву жребия желанную долю, каждый из богов обосновался в своей стране; обосновавшись же, они принялись пестовать нас, свое достояние и питомцев, как пастухи пестуют стадо. Но если эти последние воздействуют на тела телесным насилием и пасут скот посредством бича, то боги избрали как бы место кормчего, откуда удобнее всего направлять послушное живое существо, и действовали убеждением, словно рулем души, как им подсказывал их замысел. Так они правили всем родом смертных.

Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ.

В диалогах античного мыслителя Платона все же есть зерно, говорящее о реальности легендарного острова. Больше двух тысяч лет живет легенда об Атлантиде. Но лишь несколько десятилетий назад люди, отчаявшиеся найти следы некогда процветавшего государства, причислили сочинения Платона к утопиям. И вот сенсационный поворот: в наши дни некоторые историки и археологи признали, что в диалогах Платона все же содержится зерно реальных фактов. Представляем три новейшие гипотезы, предполагающие, где и когда погибла Атлантида.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Предание египетских жрецов

В 421 году до н. э. греческий философ Платон в двух своих сочинениях - "Тимей" и "Критий" - изложил историю и печальный конец островного государства Атлантида. Рассказ в форме диалога ведет прадед Платона, Критий: он передает содержание беседы со своим дедом, тот услышал рассказ об Атлантиде от современника, Солона, афинского законодателя и поэта, который, в свою очередь, узнал об Атлантиде от египетского жреца. И Платон в своих текстах не раз подчеркивает, что это не миф, а правдивое повествование об исторических событиях.

Атлантида, по словам Платона, - огромный остров, лежавший в океане за Геркулесовыми столпами, то есть за Гибралтаром. В центре острова возвышался холм, на котором стояли храмы и царский дворец. Акрополь - верхний город - защищали два ряда земляных насыпей и три водных кольцевых канала. Наружное кольцо соединялось с морем 500-метровым каналом, по которому во внутренний порт заходили корабли. Жизнь Атлантиды предстает полной благополучия.

Храм главного божества островитян - Посейдона, повелителя морей, был, повествует Платон, выложен золотом, серебром и орхилаком (недавно разгаданное слово означает сплав меди с цинком). Другой храм, посвященный Посейдону и его супруге Клейто, прародительнице всех атлантов, обнесен золотой стеной. Стояли также золотая статуя Посейдона и золотые изваяния Нереид - многочисленных дочерей морского божества. Атланты имели бронзовое оружие и тысячи боевых колесниц. Недра давали медь и серебро.

Народ развлекался конскими скачками, к его услугам были термальные бани: на острове били два источника - холодной и горячей воды. Корабли спешили в гавань Атлантиды с керамической посудой, пряностями, редкостными рудами. Для снабжения порта пресной водой русло реки было повернуто.

Остров принадлежал мощному союзу царей. И вот настал момент, когда он решил подчинить себе другие страны, в том числе и Грецию. Однако Афины, показав в войне доблесть и силу, победили. Но, как говорит Платон, олимпийские боги, недовольные воюющими народами, решили их наказать за жадность и насилие. Чудовищное землетрясение и наводнение "в один ужасный день и одну ночь" погубили афинское войско и всю Атлантиду. Воды океана поглотили остров.

Через 47 лет после смерти Платона житель Афин Крантор отправился в Египет, чтобы убедиться, действительно ли там находятся истоки сведений, использованных философом. И он нашел, по его словам, в храме Нейт иероглифы с текстом об изложенных событиях.

Поиски

Искать Атлантиду начали уже в самом начале новой эры - в 50-м году от Рождества Христова. Почти за две тысячи лет с того времени появилось множество гипотез о местонахождении Атлантиды. Многих манили упомянутые Платоном богатства. Подумать только: завладеть золотыми стенами и статуями! Большинство толкователей "Крития" и "Тимея" указывало на ныне существующие острова Атлантического океана. Но были и другие ориентиры. Среди 50 точек на Земле, определенных энтузиастами для поисков Атлантиды, встречаются и совсем фантастические, например Бразилия или Сибирь, о существовании которых древний философ и не подозревал.

Новый взлет интереса к поискам легендарного острова возник после Первой мировой войны. Усовершенствованная в военное время подводная техника побудила авантюрных дельцов организовать компании в нескольких странах для поиска таинственной Атлантиды. Например, во французской газете "Фигаро" появилась такая заметка: "В Париже создано общество по изучению и эксплуатации Атлантиды". Компании, разумеется, лопались одна за другой, но русский писатель Александр Беляев нашел в газетной публикации сюжет для своей фантастической повести "Последний человек из Атлантиды".

Проблеме утонувшего острова посвящено более 50 тысяч публикаций. Кино и телевидение тоже внесли в этот сюжет свой вклад. Свыше 20 экспедиций обследовали места, где, по представлениям их организаторов, когда-то благоденствовал народ Атлантиды. Но все они вернулись с пустыми руками.

К двум главным вопросам - где? и когда? - уже в нашем веке добавились возражения археологов, посчитавших фантазией рассказ об изобилии на острове золота и серебра. К выдумкам Платона они отнесли и сеть каналов - круговых и ведущего к морю, внутренний порт и другие гидротехнические сооружения: не по силам, де, были в те времена столь крупномасштабные дела. Исследователи же философского и литературного наследия Платона сочли, что, повествуя о процветающей Атлантиде, древний мыслитель -идеалист тем призывал современников построить образцовое государство без диктатуры и тирании. И в этом смысле Платона называют творцом жанра утопии. (Платон действительно в некоторых своих сочинениях призывал к построению идеального государства, основанного на добре и справедливости. Он три раза ездил из Афин в Сиракузы, последний раз - глубоким стариком, напрасно рассчитывая внушить тамошним тиранам гуманные идеи.) Что же касается времени гибели острова в океанской пучине, то Платон назвал противоречащую всем данным современной науки дату: по его сведениям, катастрофа произошла 11500 лет назад до наших дней или 9000 лет, считая до времени самого Платона. 12-10 тысяч лет назад человечество только выходило из палеолита, древнего каменного века, и трудно представить, что где-то жил народ, в своем развитии обогнавший род людской на многие тысячи лет. Первоисточником такой ошибки могли быть неправильные определения возраста египетского государства, проведенные в античные времена. Например, Геродот насчитал Египту 11340 лет.

Неужели Атлантида?

"Русские нашли Атлантиду!" - такими сенсационными аншлагами многие газеты Западной Европы сопроводили в 1979 году фотографии морского дна. На снимках под слоем песка отчетливо были видны вертикальные гряды, напоминающие стены разрушенного города. Впечатление о древних городских развалинах усиливалось тем, что по дну проходили другие гряды под прямым углом к первым.

Подводные снимки были сделаны научно-исследовательским судном Московского университета "Академик Петровский". Действия разворачивались там, где и указывал Платон, - "за Геркулесовыми столпами". Выйдя в Атлантический океан, корабль остановился над отмелью, чтобы испытать свое подводное оборудование. Чистый случай помог выбрать место для стоянки как раз над подводным вулканом Ампер. Удалось установить, что вулкан Ампер когда-то выступал из воды и был островом.

В 1982 году советское судно "Рифт" здесь же опустило в океан подводный аппарат "Аргус". "Нам открылась панорама развалин города, так как стены уж очень похоже имитировали остатки комнат, улиц, площадей", - сообщал в Институт океанологии Академии наук командир "Аргуса" В. Булыга. К сожалению, столь обнадеживающие впечатления акванавта следующая экспедиция "Витязя", состоявшаяся летом 1984 года, не подтвердила. С одной из стен подняли наверх два камня довольно правильной формы, но их анализ показал, что это не творение человеческих рук, а вулканическая порода. Командир экипажа "Аргуса" доктор геолого-минералогических наук А. Городницкий пишет: "Скорее всего, камень представляет собой застывшую лаву, некогда вылившуюся через трещины вулкана". Была обследована и еще одна подводная гора, Жозефин, тоже древний вулкан, а в прошлом - остров.

А. Городницкий предложил свою модель грандиозной геологической катастрофы далекого прошлого. Возникла она из-за резкого смещения в северном направлении африканской тектонической плиты. Столкновение ее с европейской плитой вызвало на востоке извержение вулкана Санторин, а на западе - погружение в океан упомянутых вулканических островов. Эта гипотеза не противоречит геолого-геофизическим данным современной науки. Однако в очередной раз Атлантида оказалась не увлекательной гипотезой, а всего-навсего мифом: ученые не нашли никаких следов остатков материальной культуры атлантов.

Со времён античности ведутся незатухающие споры о легендарной Атлантиде и её древнейшей цивилизации. Об Атлантиде написано более 6 тысяч томов книг. В исследованиях темы принимали участие десятки академиков, сотни докторов наук России, написав более 215 000 статей. Но существовала ли эта загадочная цивилизация вообще? Если да, то когда и где? Как толковать свидетельства древних? И - главное, - какое прикладное значение имеет, если имеет, сейчас, - факт существования этой страны в глубокой древности?

В мои планы не входят попытки проведения собственных исследований и написания эссе по эпохальной загадке Атлантиды. Я лишь попытаюсь познакомить любопытных читателей с некоторыми из существующих в мире ученых гипотезами. И только по некоторым из них выскажу своё личное мнение. Легенда об Атлантиде — затонувшем острове, на котором когда-то существовала высокоразвитая цивилизация, жил сильный, просвещенный и счастливый народ — атланты — волнует человечество уже более двух тысяч лет. Первичный источник сведений об Атлантиде — сочинения древнегреческого ученого Платона.

Он жил в IV веке до н.э., об Атлантиде нам поведал в форме бесед-диалогов («Диалоги Платона»). Две книги мыслителя — «Тимей» и «Критий» — содержат рассказ об Атлантиде современника Платона, - писателя и политического деятеля Крития, - который тот слышал в детстве от своего деда, а он, в свою очередь, - от «мудрейшего из семи мудрых» - афинского законодателя Солона. Солону же стало известно об этом от египетских жрецов.

Диалог «Тимей» начинается рассуждениями Сократа и Тимея о наилучшем государственном устройстве. Вкратце описав идеальное государство, Сократ жалуется на абстрактность и схематичность полученной картины и выражает желание «послушать описание того, как это государство ведёт себя в борьбе с другими государствами, как оно достойным его образом вступает в войну, как в ходе войны его граждане совершают то, что им подобает, сообразно своему обучению и воспитанию, будь то на поле брани или в переговорах с каждым из других государств». Откликаясь на это пожелание, третий участник диалога, афинский политический деятель Критий излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы со слов своего деда Крития старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона, услышанный последним от жрецов в Египте.

Смысл рассказа таков: некогда, , Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством мира. Главным их соперником была именно Атлантида. «Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые». На нем возникло «удивительное по величине и могуществу царство», владевшее всей Ливией до Египта и Европой до Тиррении (запад Италии). Все силы этого царства были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы во главе эллинов (древние греки); и хотя все их союзники им изменили, они одни, благодаря своей доблести и добродетели, отразили нашествие.

Атланты были сокрушены, а порабощенные ими народы - освобождены. Вслед за тем, однако, произошла грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.

Диалог «Критий», с теми же участниками, служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящён рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде. Афины тогда (до землетрясения и наводнения) были центром большой и необычайно плодородной страны; они были населены добродетельным народом, установившим идеальное (с точки зрения Платона) государственное устройство. А именно, всем распоряжались правители и воины, жившие отдельно от основной земледельческо-ремесленной массы, - на Акрополе, - общиной (Акрополь - холм в Афинах, на котором был возведен и поныне располагается главный храм древних греков - Парфенон). Скромным и добродетельным Афинам противопоставляется надменная и могущественная Атлантида.

Родоначальником атлантов, по Платону, был бог морей Посейдон, сошедшийся со смертной девушкой Клейто, родившей от него десять божественных сыновей. Старшего из них звали Атлантом, по его имени остров и был назван Атлантидой, а море — Атлантическим.

От Атланта произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал царский сан старейшему из своих сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду, и они скопили такие богатства, каких никогда не было ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будут когда-нибудь еще, ибо в их распоряжении было все необходимое, приготовляемое как в городе, так и по всей стране...

Был и храм, посвященный Посейдону; в облике постройки было нечто варварское. Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили серебром, акротерии же - золотом; внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь изукрашенный золотом, серебром и орихалком, а стены, столпы и полы сплошь были выложены орихалком (aurichalcum, буквально «златомедь» - прим. автора статьи).

Поставили там и золотые изваяния: сам бог на колеснице, правящий шестью крылатыми конями и головой достающий до потолка, вокруг него - сто Нереид на дельфинах (ибо люди в те времена представляли себе их число таким)... Снаружи вокруг храма стояли золотые изображения жен и всех тех, кто произошел от десяти царей, а также множество прочих дорогих приношений от царей и от частных лиц этого города и тех городов, которые были ему подвластны.

Алтарь по величине и отделке был соразмерен этому богатству; равным образом и царский дворец находился в надлежащей соразмерности, как с величием державы, так и с убранством святилищ.

Из "Диалогов" Платона

По Платону Атлантида располагалась в Атлантическом океане за Гибралтаром и погибла примерно 12 тыс. лет назад (между 9750 и 8570 до н.э.). Диалог «Критий» дает подробное описание Атлантиды, ее рельефа, городов, общественного строя. А перед тем следует столь же детальный рассказ о древней родине афинян (нынешняя Аттика — или даже Греция, — по словам Крития, «лишь скелет истощенного недугом тела, когда вся мягкая и тучная земля оказалась смытой и только один остов еще перед нами»), о ее столице с Акрополем, намного превосходившим нынешний, о ее жителях — «вождях всех прочих эллинов по доброй воле последних» (свидетельство Крития). Свод законов, который дал атлантам сам Посейдон, был начертан на высоком орихалковом столпе, установленном посредине острова. Атлантидой управляли десять царей — каждый своей частью острова. Один раз в пять или шесть лет они собирались за этим столпом. Здесь и «совещались об общих делах или же разбирали, не сделал ли кто какого проступка, и творили суд».

Атланты отличались благородством и возвышенным образом мыслей, «взирая на все, кроме добродетели, с пренебрежением, они мало дорожили тем, что имели много золота и иных стяжаний, относились равнодушно к богатству, как к бремени, а не падали наземь в опьянении роскоши, теряя власть над самим собою.

Но «унаследованная от бога природа» истощалась, «многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав» — и тогда атланты «оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность», потеряв самую прекрасную из своих ценностей, хотя и «казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила».

Прошло время — и атланты изменились, преисполнились «неправого духа корысти и силы». Они стали употреблять во зло свои знания и достижения своей культуры.

Атлантида обладала сильной армией и флотом, состоящим из тысячи двухсот военных кораблей. И вот вся эта сплоченная мощь была брошена на то, чтобы одним ударом ввергнуть в рабство и ваши и наши земли и все вообще страны по эту сторону пролива. Именно тогда, Солон, государство ваше явило всему миру блистательное доказательство своей доблести и силы; всех превосходя твердостью духа и опытностью в военном деле, оно сначала встало во главе эллинов, но из-за измены союзников оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве встретилось с крайними опасностями и всё же одолело завоевателей и воздвигло победные трофеи. Тех, кто еще не был порабощен, оно спасло от угрозы рабства; всех же остальных, сколько ни обитало нас по эту сторону Геракловых столпов, оно великодушно сделало свободными.

Свидетельство Тимея

В конце концов, Зевс разгневался на атлантов, и «в один день и бедственную ночь остров Атлантида исчез, погрузившись в море». По утверждению Платона, это произошло в X тысячелетии до н.э.

А споры о том, существовала ли Атлантида в действительности или ее придумал Платон, начались еще в античные времена.

Послесловие

Естественно предположить, что после прочтения статьи у читателя возникнет резонный вопрос: Какова цель предлагаемой серии публикаций на портале. Как упоминалось в аннотации к статье, об Атлантиде издано более 6 тысяч томов книг, написано сотни тысяч статей. В написании статей и книг принимали участие не только маститые ученые, но и фантасты, журналисты, поэты. Так надо ли ещё плодить статьи, тем более не профессиональному исследователю, не геокешингисту и не колумнисту?

Дело в том, что при подборе материалов для публикаций я наткнулся на великое множество источников (книг, обзоров, рефератов, порталов), каждый из которых порой содержит до нескольких сотен страниц. Зачастую тексты повторяются в значительной степени. Читать и анализировать эти материалы - дело трудоемкое и утомительное. Поэтому мне захотелось написать небольшую серию статей, которые бы в предельно сжатом виде дали самые общие представления о легендарной Атлантиде (о гипотезах её местонахождения на планете, причинах и времени гибели, о земных цивилизациях и катаклизмах и т.д.). Это задача не простая, и потому я не уверен, справлюсь ли с ней. Однако попробую, если увижу заинтересованность читателей в продолжении рассказа. В каждой статье я намерен приводить ссылки на источники информации, которые при желании любознательные читатели могут найти и получить более полные и углубленные знания об Атлантиде.

В статье использованы источники из Интернета:

  1. Платон об Атлантиде (оригинал из диалогов «Тимей» и «Критий»)
  2. Атлантида. Википедия
  3. А.М. Кондратов. «Атлантиды моря Тетис»
  4. Исторический портал
  5. Статья «Титаны возрождения»
  6. Древняя Греция. Википедия
  7. Энциклопедия «Кругосвет». Атлантида (Александр Городницкий)

Продолжение следует

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий

Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов: «Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью, думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил».

Странно , но в разделе «Древняя Греция» (в той же Википедии) приведены исторические периоды Греции несколько (!) более поздние:

Это совершенно не согласуется по времени с диалогами Платона.

Продолжение следует

Рассказ Платона об Атлантиде содержится в двух его диалогах – «Тимей» и «Критий». Они получили название по главным участникам диалога – знаменитому философу-пифагорейцу Тимею и дальнему родственнику Платона Критию, в доме которого происходит беседа. Действие диалогов отнесено к 421 г. до н. э., когда еще был жив Сократ, участвующий в диалоге, а западное направление афинской политики приобрело приоритет. Не случайно, что Тимей был уроженцем Италии, другой участник диалога, Гермократ, – сицилийцем: для людей Запада было уместно говорить о расположенной на Западе Атлантиде. Критий же вводит разговор в новую плоскость, сообщая семейное предание об этой стране, будто бы услышанное им от своего деда, передававшего рассказ вернувшегося из Египта Солона. Таким образом, Атлантида всплывает в беседе друзей совершенно естественно, но за этой естественностью стоит продуманный Платоном подбор участников диалога и его время. В наступившей в ходе Пелопонесской войны передышке (Никиев мир) в афинском обществе живо обсуждались все связанные с Западом темы.

История Атлантиды облечена в привычную для греков форму мифа. Но мифы Платона разительно отличаются от тех мифов, которые мы излагали выше. Сам Платон резко отрицательно относился к старым мифам, считая, что они развращают людей, давая им примеры дурного поведения и порчи богов. Он, выступая как предтеча будущих цензоров, рекомендовал произвести отбор достойных мифов и изъятие недостойных, хотя бы автором последних был бы сам Гомер. В будущем идеальном государстве, план которого предлагал Платон, за чтение Гомера публично наказывали плетьми. Собственно говоря, Атлантида и есть созданный Платоном образец мифа, который должен был заменить вредные старые мифы и способствовать воспитанию идеального гражданина.

Ознакомившись с древними мифами, мы уже привыкли к тому, что они излагаются многими авторами, часто следующими за устной традицией. Применительно к Атлантиде такой устной традиции не существует (ссылка на египетского жреца фиктивна). Ни Гомер, ни Гесиод, ни греческие трагики ничего не знают об Атлантиде. Правда, у современника Геродота Гелланика Лесбосского было произведение, называвшееся «Атлантида». Оно не сохранилось, но, судя по оставшимся фрагментам, это собрание мифов об обитателях Крита, потомках Атланта. Платон мог заимствовать у Гелланика название своего острова-материка и перенести действие созданного им мифа на Запад.

Однако главные доводы об Атлантиде как вымысле Платона черпаются из описания самой Атлантиды, жизнь обитателей которой соответствует учению Платона о государстве иного типа, чем греческий полис времени Платона, потрясенный кризисными явлениями. Идею этого государства Платон развивал в своих трудах и даже пытался осуществить на практике на территории Сицилии. Но, потерпев неудачу, в самом конце своей жизни описал подобное государство как существовавшее в очень отдаленные времена на острове-материке и, чтобы никто не вздумал это государство искать, потопил его. Именно так толковал идею Платона об Атлантиде его ученик Аристотель, тот самый, который будто бы сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». Под видом государства отдаленного прошлого Платон создавал картину государства будущего, как оно рисовалось ему, человеку науки и политику.

«Атлантида» Платона – это не просто сказочная страна наподобие Блаженных островов греческой мифологии, а атланты мало чем напоминают сказочные народы – гипербореев, пигмеев и пр. Атлантида – это амальгама географических, экономических и политических знаний, объединенная идеей идеального государства, разрабатывавшейся Платоном на протяжении всей жизни.

Для Платона Океан – это не божество, породившее богов и людей, и не могучая река, обтекающая землю, как он изображался Гомером и другими поэтами, а огромное водное пространство, которое мог занять «остров более Ливии и Азии, вместе взятых». Такое представление об Океане – результат знакомства Платона с географическими открытиями его времени. Теория о шарообразности земли породила знаменитое место в диалоге «Тимей» с упоминанием «противолежащего материка», куда можно было пробраться из Атлантиды, пока она не стала океанским дном. Результатом знакомства Платона с описанием «круглых городов» Востока и научными спорами его времени о градостроительстве явился рассказ о столице атлантов, образованной водными и земляными кольцами, перерезанными радиальными каналами, с круглым островом в центре и тремя внешними гаванями. Выбор места для столицы в той части острова, которая обращена к южному ветру, а с севера защищена горами, свидетельствует о знакомстве Платона с сочинением «отца медицины» Гиппократа «О воздухах, водах и местностях», где наилучшим расположением города названо такое, когда он обращен к теплым ветрам, а от холодных закрыт.

Описание сельского хозяйства в Атлантиде было таким, словно бы ее древние цари были знакомы с экономическими трактатами времени Платона. Организация общегосударственных работ (идея Платона, естественно вытекавшая из сконструированной им в противовес полису модели государства) обеспечивала обильные урожаи полей Атлантиды. Огромные и разнообразные леса доставляли материал, необходимый ремесленникам. Богатства привлекали купцов. Но, забывая об этом, Платон сообщает, что правители «Атлантиды ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ». Эту идею Платон развивал в своем труде «Государство», в котором правители отвергают собственность. Само деление общества атлантов на классы жрецов, воинов, ремесленников, пастухов и земледельцев удивительно напоминает структуру «идеального государства» Платона: философы, находящиеся во главе государства, воины, его защищающие, и класс ремесленников и земледельцев, обеспечивающий первые два класса всем необходимым (полная идентичность слишком откровенно выдавала авторство повествования об Атлантиде). Создавая политическую и социальную утопию, Платон старался тщательно это замаскировать, и то, с какой настойчивостью он повторяет, что его рассказ не вымысел, а сущая правда, лучше всего указывает на характер произведения. Свою фантазию Платон облекает в научную форму и создает «источник» – рассказ греческого мудреца Солона, будто бы посетившего Египет и почерпнувшего свои сведения об Атлантиде у очень старого египетского жреца. Ссылка на египетского жреца – это общее место греческой исторической литературы V в. до н. э., проникнутой уважением к Египту как к стране тысячелетней мудрости. На самом деле Дальний Запад был покрыт для египтян непроницаемым мраком. Египет – страна мертвых, а не философов.

Возникновение Атлантиды Платон относит за девять тысяч лет до посещения Солоном Египта. На самом деле египетская цивилизация не имела столь глубокой древности, и египтяне не могли рассказать о событиях такой старины, причем на недоступном им Западе. Свою неосведомленность в исторической хронологии Платон выдает сообщением о войнах атлантов с праафинским государством – афинянами мифических времен. Но мифическое прошлое Афин отстояло от Платона всего лишь на тысячелетие, а не на девять тысяч лет. Искусственный характер «рассказа египетского жреца» выдают присутствующие в нем греческие мифологические имена. Правда, Платон сообщает, что Солон, выясняя значения туземного названия, записывал его на своем языке. Но имя какого египетского героя носит Атлант? Почему второе имя его брата Эвмела Гадир? Не мог же герой, живший за девять тысяч лет до Солона, получить имя финикийской колонии, основанной за 600 лет до Солона?! Из старого мифа в генеалогическую схему Платона вошли лишь Посейдон, Атлант и Левкиппа. Все остальные персонажи носят «говорящие имена» – «славная», «богатый стадами», «пылкий», «круглый», «мыслитель», «рожденный землей», «жених», «знойный», «великолепный». Бессмысленно искать соответствия им в египетской мифологии, которая нам достаточно хорошо известна. Выдуманной стране соответствуют выдуманные имена.

Старая мифология при всей примитивности своих основ донесла в фантастических образах реальный мир и представления о нем. «Миф» Платона был искусно зашифрованной системой его собственных взглядов, развитием его идей, изложенных в трактатах «Государство» и «Законы». К такому выводу пришло исследование трудов Платона в их совокупности на фоне политической и социальной борьбы времени жизни великого философа. Человечество очень падко на мифы. Это мы знаем не только по вере в Атлантиду, но и по нашему собственному социальному и политическому опыту. И в этом отношении вымысел Платона поучителен, но он и прекрасен, если рассматривать его как мечту о справедливом государственном устройстве, которое будто бы удалось когда-то осуществить.

Проявление «научной», искусственной мифологии Платона, призванной заменить старую, естественную мифологию, не является чем-то случайным. Оно знаменует кризис греческого полиса и его религиозной идеологии. Попытке создания новой мифологии Платона предшествует рационализации греческих мифов, предпринятая в середине V в. до н. э. философами-софистами, представителями просветительского направления греческой мысли. Опираясь на достижения современной им математики, физики, естественных наук в широком смысле этого слова, софисты выступают с критикой мифа, не создавая ничего взамен его. Платон же, противник софистов, опираясь на достижения той же современной науки, создает свой миф, в котором воссоздает идеальное, с его точки зрения, устройство человеческого общежития, будто бы уничтоженное грандиозной природной катастрофой.

Ни один из мифологических или имеющих вид таковых сюжетов античности не пользуется в современном мире такой бешеной популярностью, как Атлантида. Не счесть книг и статей, посвященных этому будто бы затонувшему материку (или острову). Атлантология, или, точнее, атлантомания, стала своего рода религией, ибо наукой ее не назовешь. Атлантоманы проникают даже на телевидение и ищут, пользуясь средствами современной информации, новых прозелитов, смущая умы малосведущих или легковерных людей. Дело доходит до поисков Атлантиды на океанском дне, словно нет для исследования более подходящих объектов. Вопрос о том, миф Атлантида или вымысел, давно решен современной наукой: это вымысел.