Л с выготский полагал что. Лев семенович выготский. Возрастная и педагогическая психология

Выготский Лев Семёнович (1896-1934), российский психолог.

Родился 17 ноября 1896 г. в Орше. Второй сын в многодетной (восемь братьев и сестёр) семье. Отец, банковский служащий, через год после рождения Льва перевёз родных в Гомель, где основал публичную библиотеку. Из семьи Выгодских (изначальное написание фамилии) вышли известные филологи, двоюродный брат психолога - Давид Выгодский был одним из видных представителей «русского формализма».

В 1914 г. Лев поступил в Московский университет на медицинский факультет, с которого позже перешёл на юридический; одновременно он учился на историко-филологическом факультете Народного университета имени А. Л. Шанявского. В студенческие годы публиковал рецензии на книги писателей-символистов - А. Белого, В. И. Иванова, Д. С. Мережковского. Тогда же написал свою первую большую работу «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира» (она увидела свет лишь через 50 лет в сборнике статей Выготского «Психология искусства»).

В 1917 г. вернулся в Гомель; принимал активное участие в создании школы нового типа, начал вести исследования в организованном им психологическом кабинете при педагогическом техникуме. Стал делегатом II Всероссийского съезда по психоневрологии в Петрограде (1924 г.). где рассказал о применённых им рефлексологических методиках при изучении механизмов сознания. После выступления на съезде Выготского, по настоянию известного психолога А. Р. Лурия, пригласил на работу директор Московского института экспериментальной психологии Н. К. Корнилов. Через два года под руководством Выготского был создан экспериментальный дефектологический институт (ныне Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) и таким образом заложены основы дефектологии в СССР.

В 1926 г. вышла «Педагогическая психология» Выготского, защищающая индивидуальность ребёнка.

С 1927 г. учёный публиковал статьи, анализирующие направления мировой психологии, и при этом разрабатывал новую психологическую концепцию, получившую название культурно-исторической. В ней регулируемое сознанием поведение человека соотносится с формами культуры, в частности с языком и искусством. Такое сопоставление сделано на основе разработанного автором понятия о знаке (символе) как особом психологическом инструменте, служащем средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Труд «История развития высших психических функций» (1930-1931 гг.) был опубликован только в 1960 г.

Последняя монография Выготского «Мышление и речь» (1936 г.) посвящена проблемам структуры сознания. В начале 30-х гг. в адрес Выготского участились нападки, его обвиняли в отступлении от марксизма. Гонения, наряду с непрекращающейся работой на износ, истощили силы учёного. Он не перенёс очередного обострения туберкулёза и умер в ночь на 11 июня 1934 г.

«Сознание как проблема поведения» (1925), «Развитие высших психических функций» (1931), «Мышление и речь» (1934)

Л.С.Выготский Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общени­ем освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (преж­де всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя кото­рыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внут­ренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты). Психические функции, данные природой («натуральные »), преобразуются в функции высшего уров­ня развития («культурные »). Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправлен­ным мышлением или творческим воображением, импульсивное дей­ствие - произвольным и т.д. Все ли внутренние процессы - продукт интериоризации . «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория ин­терпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрос­лыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание» («Ис­тория развития высших психических функций», 1931). На основе этой идеи Выготского было создано новое направление в детской психо­логии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», ока­завшее большое влияние на одновременные отечественные и зарубеж­ные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под которыми понимались целостные образования и виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышле­нием и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем - значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психи­ки в отличие ее от психики животных. Совместно с учениками Вы­готский экспериментально проследил основные стадии преобразова­ния значений в онтогенезе «Мышление и речь», 1934), предложил адекватную принципу развития гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Идеи Выготского используются не только в психологии и ее различных от­раслях, но также в других науках о человеке (в дефектологии, языкознании, психиатрии, искусствознании, этнографии и др.).

Рассматривая состояние психологической науки, Л.С.Выготский отмечал, что для отечественной науки характерна закрытость проблемы личности и ее развития. Он выделял четыре основные идеи концепции личности.


Первая идея – идея активности индивида. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперируемого ими субъекта. Орудие рассматривалось как возможная точка приложения сил индивида, а сам индивид выступал как носитель активности. Выготским же было открыто развитие значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития к другой. Прежде чем человек начинает оперировать словами у него уже имеется доречевое психическое содержание (элементарные психические функции), которым психологическое развитие придает качественно новое строение (возникают высшие психические функции) и вступают в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики (какое наблюдается, например, у животных).

Вторая идея – мысль Выготского об основной особенности психических функций человека: их опосредованном характере. Функцию опосредования обеспечивают знаки, с помощью которых происходит овладение поведением, его социальная детерминация. Применение знаков перестраивает психику, усиливая и расширяя систему психической активности.

Третья идея – положение об интериоризации социальных отношений. Акты интериоризации, как отмечал Выготский, совершаются главным образом в процессах общения. Общение рассматривалось как процесс, основанный на интеллектуальном понимании и сознательной передаче мыслей и переживаний с помощью известной системы средств. Последнее означает, что социальные отношения, оставаясь орудийно-опосредованными, несут отпечаток индивидуальности, происходит перенос индивидуальных характеристик, общающихся людей и формирование идеальной представленности их в чужом «Я». В этом Выготский видит отличие обучения от воспитания, так как первое – это трансляция «значений», а второе – «личностных смыслов» и переживаний. В связи с этим он вводит понятие «зона ближайшего развития» для обучения. Под ней имеется ввиду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрослого. Обучение, раздавая подобную «зону», и ведет за собой развитие.

И, наконец, четвертая идея – становление личности заключается в переходах между состояниями «в себе», «для других», «для себя бытия». По Выготскому личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Личность как система обнаруживает себя дважды: в первый раз – в актах социально ориентированной активности (в действиях и поступках), второй раз – в завершающих поступок актах, основанных на встречной активности другого лица.

Взгляды Выготского подводят к пониманию личности как особой формы организации взаимной активности данного индивида и других индивидов, где реальное бытие индивида связано с идеальным бытием других индивидов в нем и где в тоже время индивид идеально представлен в реальном бытии других людей (аспекты индивидуальности и персонализации). Таким образом, идеи Выготского, складывавшиеся главным образом в психологии познавательных процессов заложили основу отечественного подхода к пониманию психологии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Би ография

Лев Семенович Выготский , советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем в основанном им институте дефектологии. Профессор института психологии в Москве.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

2 . На учный вклад Л.С. Выготского

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций, показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

В 1960 г. опубликована незаконченная рукопись под названием «История развития высших психических функций». В ней дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики по Выготскому, «необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения - натуральный, природный и культурный, общественно-исторический, слитые в развитии психики.

В работах Выготского подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка. Так, он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития - «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого. Это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Выгодским Л.С. были написаны следующие научные труды: Психология искусства (1925), Сознание как проблема психологии поведения (1924), Исторический смысл психологического кризиса (1927), Проблема культурного развития ребенка (1928), Конкретная психология человека (1929), Орудие и знак в развитии ребенка (1930) (в соавторстве с А.Р. Лурия), Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (1930) (в соавторстве с А.Р. Лурия), История развития высших психических функций (1931), Педология подростка: в трех томах, Лекции по психологии (1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли) (1932), Проблема развития и распада высших психических функций (1934), Мышление и речь (1934).

3 . По дход к пониманию личности и ее саморазвития в работах Л.С. Выготского

выготский психолог сознание личность

Л.С. Выготский рассматривает развитие человека в рамках культурно-исторического подхода, его идеи отчасти послужили пониманию процесса саморазвития в психологии. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал: развитие всегда есть саморазвитие.

Л.С. Выготский следуя своей концепции трактует социальную среду не как «фактор», а как «источник» развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Переход от внешнего к внутреннему способу мышления проходит несколько стадий. 1. Взрослый с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо способности. 2. Ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого. 3. Ребенок начинает применять к самому себе (как объекту), те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он - к ним. Выготский пишет что, каждая психическая функция появляется на сцене дважды - сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка, что и ведет к его развитию и саморазвитию.

Таким образом, можно сделать вывод, что личность, по мнению Выготского, выступает как продукт социально-общественного развития. В качестве ее реального базиса выступает совокупность общественных отношений, реализуемых человеком в его деятельности. Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места в обществе, от условий его жизни и неповторимых индивидуальных обстоятельств. Деятельность человека вытекает из его потребностей. А чем выше потребности, тем выше мотивация, стремление человека к поставленной цели, что и приводит к развитию и тем самым и к саморазвитию.

Список источников

1. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. // Вопр. психологии. - М., 2009. - №1. - С. 3-12.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение. // Вопр. психологии. - М., 1999. - №4. - С. 106-107.

3. Блинникова И.В. Культурно-историческая психология: взгляд со стороны. // Психол. журнал. - М., 1999. - Т. 20, №3. - С. 127-130.

4. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология [Сборник]. - М., 2002. - С. 512-755.

5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.

6. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ особенностей становления культурно-исторической концепции, которую разработал советский психолог Выготский. Высшие психические функции в учениях Выготского. Законы и стадии их развития. Влияние идей Выготского на современное становление психологии.

    реферат , добавлен 21.10.2014

    Анализ культурно-исторической теории Л. Выготского, краткая биография. Основные особенности становления Выготского как ученого. Рассмотрение схемы психических процессов в представлении Выготского. Обучение как движущая сила психического развития.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2012

    Жизнь и творческий путь Л.С. Выготского. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, ее специфика. Соотношение развития и обучения. Реализация на практике концепции развития и обучения индивида в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Идея построения новой психологии на принципах диалектического материализма по мнению отечественного психолога Л.С. Выготского. Естественность предмета психологии. Причины интереса Л.С. Выготского к философии Гегеля. Временные характеристики саморазвития.

    реферат , добавлен 08.03.2015

    Анализ основных положений культурно-исторической психологии (научной школы Л. С. Выготского). Особенности социокультурного контекста возникновения этой школы. Характеристика понятия, сущности и развития высших психических функций в теории Л.В. Выготского.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2010

    Семья Выготского, его юность. Преподавание и психологические исследования. Работа в Московском институте экспериментальной психологии. Сущность культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Роль в становлении науки дефектологии.

    презентация , добавлен 28.01.2017

    Составные части культурно-исторической концепция Л.С. Выготского: человек и природа, человек и его собственная психика, генетические аспекты. Теория развития высших психологических функций, ее значение и применение в психокоррекции и воспитании ребенка.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2009

    Антиэмпиризм Выготского как эффективный метод разрешения основных проблем современной ему психологии. Содержание, принципы данного подхода, условия его внедрения и направления исследований. Изучение структуры реальности. Единица психологического анализа.

    реферат , добавлен 08.03.2015

    Социальная среда не как "фактор", а как "источник" развития личности - концепция Л.С. Выготского. Исторические корни психодинамических теорий личности, психоанализ Фрейда. Особенности формирования личности в отдельных этапах возрастного развития человека.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2010

    Л.С. Выготский и его культурно-исторический подход в психологии. Культурно-историческая концепция А.Р. Лурия и нейропсихология. Новое развитие идеи историзма. Культурная психология М. Коула. Культурно-исторический подход в семейной терапии.

Режим чтения

Дефектология в научной биографии Л.С. Выготского *

В деятельности и в творчестве Льва Семеновича проблемы дефектологии занимали значительное место. Весь московский период жизни, все десять лет Лев Семенович параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и экспериментальную работу в области дефектологии. Удельный вес исследований, выполненных по этой проблематике, весьма велик...

Лев Семенович начал свою научную и практическую деятельность в области дефектологии еще в 1924 г., когда он был назначен заведующим подотделом аномального детства при Наркомпросе. О его ярком и поворотном для развития дефектологии докладе на II съезде СПОН мы уже писали. Хотелось бы отметить, что интерес к этой области знаний оказался стойким, он возрастал и в последующие годы. Л.С. Выготский вел не только интенсивную научную, но и проделал большую практическую и организационную работу в этой области.

В 1926 г. им была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции (в Москве, на Погодинской ул., дом 8). За три года своего существования сотрудники этой лаборатории накопили интересный исследовательский материал и проделали важную педагогическую работу. Около года Лев Семенович был директором всей станции , а затем стал ее научным консультантом.

В 1929 г. на базе названной выше лаборатории создается Экспериментальный дефектологический институт Наркомпроса (ЭДИ). Директором института был назначен И.И. Данюшевский. С момента создания ЭДИ и до последних дней своей жизни Л.С.Выготский был его научным руководителем и консультантом.

Постепенно увеличивался штат научных работников, расширялась база для исследований. В институте осуществлялось обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей коррекционной работы с глухими и умственно отсталыми детьми.

До сих пор многие дефектологи вспоминают, как научные и практические работники стекались из разных районов Москвы, чтобы наблюдать за тем, как Л.С. Выготский обследовал детей, а затем подробно анализировал каждый отдельный случай, вскрывая структуру дефекта и давая практические рекомендации родителям и педагогам.

В ЭДИ существовала школа-коммуна для детей с отклонениями в поведении, вспомогательная школа (для умственно отсталых детей), школа глухих и клинико-диагностическое отделение. В 1933 г. Л.С. Выготский совместно с директором института И.И. Данюшевским решили заняться изучением детей с нарушениями речи.

Проведенные Л.С. Выготским в этом институте исследования до сих пор являются основополагающими для продуктивной разработки проблем дефектологии. Созданная Л.С. Выготским научная система в этой области знаний имеет не только историографическое значение, но и существенно влияет на развитие теории и практики современной дефектологии.

Трудно назвать работу последних лет в области психологии и педагогики аномального ребенка, которая не испытала бы на себе влияния идей Льва Семеновича и прямо или косвенно не обращалась бы к его научному наследию. Его учение до сих пор не теряет своей актуальности и значимости.

В сфере научных интересов Л.С. Выготского был большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. На наш взгляд, наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального ребенка. Коротко охарактеризуем некоторые из них.

Понимание Львом Семеновичем природы и сущности аномального развития отличалось от широко распространенного биологизаторского подхода к дефекту. Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Он приходит к заключению, что в понимании сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный дефект, вторичный, третичный и последующие наслоения над ним. Различение первичных и последующих симптомов Л.С. Выготский считал чрезвычайно важным при изучении детей с различной патологией. Он писал, что элементарные функции, являясь первичным недостатком, вытекающим из самого ядра дефекта и будучи с ним непосредственно связанными, являются менее поддающимися коррекции.

Проблема компенсации дефекта нашла отражение в большинстве работ Л.С. Выготского, посвященных проблемам дефектологии.

Разрабатываемая теория компенсации органично входила в исследуемую им проблему развития и распада высших психических функций. Уже в 20-х гг. Л.С. Выготский выдвинул и обосновал необходимость социальной компенсации дефекта как задачи первостепенной важности: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически».

В последующие годы Лев Семенович углубил и конкретизировал теорию компенсации. Необычайно важным для совершенствования теории компенсации и проблемы обучения аномальных детей было выдвинутое Л.С. Выготским положение о создании обходных путей развития патологически развивающегося ребенка. В своих более поздних работах Л.С. Выготский не раз возвращался к вопросу об обходных путях развития, отмечая их большую значимость для процесса компенсации. «В процессе культурного развития, – пишет он, – у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей, и это открывает нам совершенно новые возможности в развитии ненормального ребенка. Если этот ребенок не может достигнуть что-нибудь прямым путем, то развитие обходных путей становится основой его компенсации».

Л.С. Выготский в свете разработанной им проблемы компенсации указывал, что вся дефектологическая педагогическая практика состоит из создания обходных путей развития аномального ребенка. Это, по выражению Л.С. Выготского, «альфа и омега» специальной педагогики.

Итак, в работах 20-х гг. Л.С. Выготский лишь в наиболее общем виде выдвигал идею замены биологической компенсации социальной. В его последующих трудах эта идея обретает конкретную форму: путь компенсации дефекта – в формировании обходных путей развития аномального ребенка.

Лев Семенович утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам. Но наряду с общими закономерностями он отмечал и своеобразие развития аномального ребенка. И как главную особенность аномальной психики выделял расхождение биологического и культурного процессов развития.

Известно, что у каждой из категорий аномальных детей по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта, поэтому роль обучения в их развитии приобретает особую значимость. Умственно отсталому, глухому и слепому ребенку рано начатое, правильно организованное обучение и воспитание необходимы в большей степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.

Характеризуя дефективность как «социальный вывих», Лев Семенович вовсе не отрицает, что органические дефекты (при глухоте, слепоте, слабоумии) – факты биологические. Но поскольку воспитателю приходится на практике иметь дело не столько с самими биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями, с конфликтами, возникающими при «вхождении аномального ребенка в жизнь», Л.С. Выготский имел достаточное основание утверждать, что воспитание ребенка с дефектом носит в своей основе социальный характер. Неправильное или поздно начатое воспитание аномального ребенка приводит к тому, что усугубляются отклонения в развитии его личности, появляются нарушения поведения.

Вырвать аномального ребенка из состояния изолированности, открыть перед ним широкие возможности для подлинно человеческой жизни, приобщить его к общественно полезному труду, воспитать из него активного сознательного члена общества – вот задачи, которые, по мнению Л.С. Выготского, должна в первую очередь решать специальная школа.

Опровергнув ложное мнение о пониженных «общественных импульсах» у аномального ребенка, Лев Семенович ставит вопрос о необходимости его воспитания не в качестве инвалида-иждивенца или социально-нейтрального существа, а в качестве активной сознательной личности.

В процессе педагогической работы с детьми, имеющими сенсорные или интеллектуальные отклонения, Л.С. Выготский считает необходимым ориентироваться не на «золотники болезни» ребенка, а на имеющиеся у него «пуды здоровья».

В то время суть коррекционной работы специальных школ, сводившаяся к тренировке процессов памяти, внимания, наблюдательности, органов чувств, представляла собой систему формальных изолированных упражнений. Л.С. Выготский одним из первых обратил внимание на тягостный характер этих тренировок. Он не считал правильным выделение системы подобных упражнений в обособленные занятия, в превращение их в самоцель, а ратовал за такой принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков познавательной деятельности аномальных детей являлось бы частью общей воспитательной работы, растворялось бы во всем процессе обучения и воспитания, осуществлялось в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности.

Разрабатывая в детской психологии проблему соотношения обучения и развития, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой развитие ребенка.

Такое понимание соотношения этих процессов привело его к необходимости учитывать как наличный («актуальный») уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития»). Под «зоной ближайшего развития» Л.С. Выготский понимал функции, «находящиеся в процессе созревания, функции, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии, функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, т.е. тем, что только-только созревает».

Таким образом, в процессе разработки понятия «зоны ближайшего развития» Львом Семеновичем был выдвинут важный тезис о том, что при определении умственного развития ребенка нельзя ориентироваться только на то, что им достигнуто, т.е. на пройденные и завершенные этапы, а необходимо учитывать «динамическое состояние его развития», «те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления».

По мнению Выготского, «зона ближайшего развития» определяется в процессе решения ребенком трудных для его возраста задач при наличии помощи со стороны взрослого. Таким образом, оценка умственного развития ребенка должна основываться на двух показателях: восприимчивости к оказываемой помощи и к способности решать в дальнейшем аналогичные задачи самостоятельно.

В своей повседневной работе, сталкиваясь не только с нормально развивающимися детьми, но и проводя обследование детей с отклонениями в развитии, Лев Семенович убедился в том, что идеи о зонах развития весьма продуктивны в приложении ко всем категориям аномальных детей.

Ведущим методом обследования детей педологами было использование психометрических тестов. В ряде случаев интересные сами по себе они, тем не менее, не давали представления о структуре дефекта, о реальных возможностях ребенка. Педологи считали, что способности можно и нужно количественно измерять с целью последующего распределения детей по разным школам в зависимости от результатов этого измерения. Формальная оценка детских способностей, проводимая тестовыми испытаниями, приводила к ошибкам, в результате которых нормальные дети направлялись во вспомогательные школы.

В своих трудах Л.С. Выготский подверг критике методологическую несостоятельность количественного подхода к изучению психики с помощью тестовых испытаний. По образному выражению ученого, при таких обследованиях «километры суммировались с килограммами».

После одного из сделанных Выготским докладов (23 декабря 1933 г.) его попросили высказать свое мнение о тестах. Выготский ответил на это так: «У нас на съездах умнейшие ученые спорили – какой лучше метод: лабораторный или экспериментальный. Это все равно, что спорить, что лучше: нож или молоток. Метод – это всегда средство, метод – это всегда путь. Можно ли сказать, что самый лучший путь – это из Москвы в Ленинград? Если вы хотите ехать в Ленинград, то, конечно, это так, а если в Псков – то это плохой путь. Нельзя сказать, что тесты – всегда плохое или хорошее средство, но можно сказать одно общее правило, что тесты сами по себе не являются объективным показателем умственного развития. Тесты всегда выявляют признаки, а признаки не указывают на процесс развития прямо, а всегда нуждаются в дополнении другими признаками».

Отвечая на вопрос о том, могут ли тесты служить критерием актуального развития, Л.С. Выготский сказал: «Мне кажется, вопрос заключается в том, какие тесты и как ими пользоваться. На этот вопрос можно ответить так же, как если бы у меня спросили – может ли нож быть хорошим средством для хирургической операции. Смотря какой? Нож из нарпитовской столовой, конечно, будет плохим средством, а хирургический – будет хорошим».

«Изучение трудновоспитуемого ребенка, – писал Л.С. Выготский, – более, чем какого-либо другого детского типа, должно основываться на длительном наблюдении его в процессе воспитания, на педагогическом эксперименте, на изучении продуктов творчества, игры и всех сторон поведения ребенка».

«Тесты для исследования воли, эмоциональной стороны, фантазии, характера и т. д. могут быть использованы в качестве вспомогательного и ориентировочного средства».

Из приведенных высказываний Л.С. Выготского видно: он считал, что тесты сами по себе не могут быть объективным показателем умственного развития. Однако он не отрицал допустимости их ограниченного использования наряду с другими методами изучения ребенка. По сути дела, взгляд Выготского на тесты сходен с тем, которого придерживаются в данное время психологи и дефектологи.

Много внимания в своих работах Л.С. Выготский уделял проблеме изучения аномальных детей и их правильному отбору в специальные учреждения. Современные принципы отбора (всестороннее, целостное, динамичное, системное и комплексное изучение) детей уходят своими корнями в концепцию Л.С. Выготского.

Идеи Л.С. Выготского об особенностях психического развития ребенка, о зонах актуального и ближайшего развития, ведущей роли обучения и воспитания, необходимости динамического и системного подхода к осуществлению коррекционного воздействия с учетом целостности развития личности и ряд других нашли отражение и развитие в теоретических и экспериментальных исследованиях отечественных ученых, а также в практике разных типов школ для аномальных детей.

В начале 30-х гг. Л.С. Выготский плодотворно работал в области патопсихологии. Одним из ведущих положений этой науки, способствующих правильному пониманию аномального развития психической деятельности, по мнению известных специалистов, является положение о единстве интеллекта и аффекта. Л.С. Выготский называет его краеугольным камнем в развитии ребенка с сохранным интеллектом и умственно отсталого. Значение этой идеи выходит далеко за рамки тех проблем, в связи с которыми она была высказана. Лев Семенович считал, что «единство интеллекта и аффекта обеспечивает процесс регуляции и опосредствованность нашего поведения (в терминологии Выготского – «изменяет наши действия»)».

Л.С. Выготский по-новому подошел к экспериментальному исследованию основных процессов мышления и к изучению того, как формируются и как распадаются высшие психические функции при патологических состояниях мозга. Благодаря работам, проведенным Выготским и его сотрудниками, процессы распада получили свое новое научное объяснение...

Проблемы патологии речи, интересовавшие Льва Семеновича, стали изучаться под его руководством в школе-клинике речи ЭДИ. В частности, с 1933–1934 гг. вопросами изучения детей-алаликов занималась одна из учениц Льва Семеновича – Роза Евгеньевна Левина.

Льву Семеновичу принадлежат попытки тщательного психологического анализа изменений речи и мышления, которые наступают при афазии. (Эти идеи были в последующем развиты и детально разработаны А.Р. Лурией).

Теоретико-методологическая концепция, разработанная Л.С. Выготским, обеспечила переход дефектологии с эмпирических, описательных позиций на подлинно научные основы, способствуя становлению дефектологии как науки.

Такие известные дефектологи, как Э.С. Бейн, Т.А. Власова, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф, которым посчастливилось работать со Львом Семеновичем, так оценивают его вклад в развитие теории и практики: «Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальных) детей. Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу советской и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук».

Фрагменты книги Г.Л. Выгодской и Т.М. Лифановой «Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету». - М.: Смысл, 1996. - С. 114–126 (в сокращении).*

Лев Семенович Выготский

Выготский Лев Семёнович , советский психолог. Подвергнув критике попытки объяснить поведение человека путём сведения высших форм поведения к низшим элементам, Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики («Развитие высших психич. функций», 1930-31, опубл. 1960).

По Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые - «во внутрь», сначала на преобразование других людей, затем - на управление собственным поведением. В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия , П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец , П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Этюды по истории поведения, М.- Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия); Избр. психологич. исследования, М., 1956; Психология иск-ва, М., 19682; Собр. соч., т. 1 - 2-, M., 1982.

Выготский Лев Семенович - русский психолог. Окончил, юридический факультет Московского университета (участвовал в семинаре Г. Г. Шпета ) и историко-философское отделение университета Шанявского (где прослушал курсы П. П. Блонского , сыгравшего важную роль в его духовном развитии). После учебы работает в Гомеле в различных учебных заведениях, организует психологическую лабораторию (1922-23). Ранние работы - «Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира» (1915-16), «Психология искусства» (1925, опубл. 1965) и «Педагогическая психология» (1924, опубл. 1926) - стали важным этапом в формировании его новаторской концепции психологии. После доклада на 2-м Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1924 приглашается на работу в Государственный институт экспериментальной психологии в Москве. В 1925 году защищает диссертацию «Психология искусства», выступает с докладом на Международном конгрессе по обучению глухонемых детей (Лондон). Зимой 1925-1926 годов написал большую работу «Исторический смысл психологического кризиса» (опубл. 1982), в которой дал анализ кризиса современной психологии и предпринял попытку использовать ряд философских принципов марксизма для определения программы выхода из этого кризиса. Высокая философско-методологическая культура - знакомство с психологическими течениями современности, творческая продуктивность определили стремительную и богатую по результатам эволюцию воззрений ученого. В те же годы складывается его тесное сотрудничество с А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия и др. психологами, формируется одна из ведущих школ в мировой психологии - школа Выготского. Крупными вехами в его творческой биографии стали труды: «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930, опубл. 1982), «История развития высших психических функций» (1931, опубл. 1960), где получили обоснование принципы культурно-исторической теории развития психики и экспериментально-генетический метод ее исследования. Существо культурного поведения Выготский усматривает в его опосредованности орудиями и знаками, а само формирование психических умений и способностей - в качестве процесса интериоризации. Последние годы его жизни были посвящены исследованию проблемы структуры сознания, его смыслового и системного строения. В книге «Мышление и речь» (1934) обосновывается подход к структуре сознания как динамической смысловой системе, представляющей собой единство аффективных, волевых и интеллектуальных процессов, и выявляется центральная роль слова в сознании в целом, а не в его отдельных функциях. Преждевременная смерть не позволила Выготскому завершить многие замыслы и начинания.

На протяжении десятилетий развитие советской психологии, представленное такими именами, как А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко и др., протекало под влиянием Выготского. Недобросовестная научная критика (уже с нач. 1930-х гг.) после разгрома педологии завершилась забвением его имени. После 1956 идеи Выготского обрели значительную по-пулярность. В 1960-70-х гг. появилось несколько десятков изданий его трудов в других странах мира. Выготский - один из творцов неклассической психологии, представляющей собой (по определению Эльконина) науку о том, как из объективного мира искусства, из мира материальной культуры и промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека.

А. И. Алешин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 468.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) - отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций.

Биография . В 1917 г. окончил юридический факультет Московского университета, одновременно - историко-философский факультет Университета Шанявского. С 1924 г. работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем - в основанном им Институте дефектологии. Читал курсы в ряде вузов Москвы, Ленинграда, Харькова. Профессор Института психологии в Москве.

Исследования . До второй половины 1920-х гг. занимался проблемой восприятия искусства. Выделял в эмоциональной сфере индивида, воспринимающего то или иное произведение искусства, два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющемся основой эстетической реакции. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Разработал основы культурно-исторической психологии, в которой ведущую роль играют орудийные действия и деятельность со знаком. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925-1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь (Мышление и речь. 1934; Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2). Л. С. Выготский считал, что внутренняя речь происходит из так называемой эгоцентрической речи, представляющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтаксического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной, в ней доминирующими становятся глагольные формы. При достижении школьного возраста эгоцентрическая речь окончательно преобразуется во внутреннюю. Л. С. Выготский пришел к выводу, что сознание представляет собой динамическую смысловую систему, в которой находятся в единстве аффективные, волевые и интеллектуальные процессы. Ввел понятие зоны ближайшего развития.

Исторический контекст . Оказал существенное влияние как на отечественную (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.), так и на мировую психологическую мысль.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 114-115.

Сочинения : Методика рефлексологического и психологического исследования. 1924; Педагогическая психология. М., 1926; Воображение и творчество в детском возрасте. М.; Л, 1930; Этюды по истории поведения. М.; Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия); Мышление и речь. Соцэкгиз, М.Л., 1934; Умственное развитие детей в процессе обучения. М, 1935; Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Соцэкгиз, М.-Л., 1936; Избранные психологические произведения. М., 1956; Проблемы эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3; Развитие высших психических функций. М, 1960; Психология искусства. М., 1968; Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.

Литература : Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967; Научное творчество Выготского и современная психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1981; Пумрей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М,: Изд-во МГУ, 1986; Veer R, Understanding Vygotsky. Oxford, 1991; Ярошевский M. Г. Л. Выготский в поисках новой психологии. СПб., 1993; Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский пун,. М.; Воронеж, 1996; Выготская Г. Л. Лев Семенович Выготский: жизнь, деятельность, штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996; Л. С. Выготский // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Леонтьев А. А. Ключевые идеи Л. С. Выготского - вклад в мировую психологию XX столетия // Психологический журнал. 2001. № 4. Т. 22

Выготский Лев Семенович (5(17). 11.1896, Орша - 11.06.1934, Москва) - психолог. В дореволюционный период автор близкого к импрессионизму и экзистенциализму подхода, проявившегося в трактате о «Гамлете», где звучат мотивы об известной «скорби бытия», С 1917 года - учитель в Гомеле. По своим взглядам Выготский становится сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение Сеченова и И. П. Павлова как фундамент, на котором должна быть выстроена новая система представлений о детерминации человеческого поведения (Педагогическая психология, 1924, опубликована - 1926 ), в т. ч. при восприятии произведений искусства (Психология искусства, 1925, опубликована - 1965). В 1924 году Выготский переезжает в Москву, работает в Институте психологии, перед которым была поставлена задача перестройки исследований на основе философии марксизма. В статье «Сознание как проблема психологии поведения» (1925) он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве регуляторов поведения, корторое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение К. Маркса о различии между инстинктом и сознанием, Выготский указывает, что благодаря труду происходит «удвоение опыта» и человек приобретает способность «строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле» (Педагогическая психология. 1926. С. 177).

Понимая слово как действие (сперва речевой рефлекс, затем речевую реакцию), Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придает большое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психических функций (восприятие, память, внимание, мышление). Из элементарных они становятся высшими. Трактуя знаки культуры как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим орудиям развивается система высших психических функций. Данная программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу Выготского, в центре интересов которой было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми Выготский большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки - дефектологии, в разработке которой отстаивал гуманистические идеалы. Первым сочинением, анализирующим закономерности психики в индивидуальном развитии человека, была его работа «Развитие высших психических функций» (1931, опубликована 1960), где представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми, а затем в сфере управления им собственным поведением, способность к чему он обретет благодаря переводу процесса взаимодействия извне вовнутрь (интериоризации ). В последующих работах Выготский делает упор на значение знака, т. е, на сопряженном с ним (преимущественно интеллектуальном) содержании. Благодаря этому подходу, он совместно с учениками разработал теорию умственного развития человека, запечатленную в его главном труде «Мышление и речь» (1934). Эти исследования Выготского тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие. В этом плане приобрело популярность положение о «зоне ближайшего развития», согласно которому, только то обучение является эффективным, которое «забегает вперед развития», как бы «тянет» его за собой, выявляя возможности ребенка решать при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Умственное развитие трактовалось Выготским как нераздельно сопряженное с мотивационным (по его терминологии, аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принцип единства «интеллекта и аффекта». Однако реализовать указанную программу ему помешала ранняя смерть. Сохранились лишь подготовительные работы в виде большой рукописи «Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование» (1933), основное содержание которой составляет анализ «Страстей души» Р. Декарта - работы, согласно Выготскому, определяющей облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. При этом он полагал, что перспективы преодоления дуализма заложены в «Этике» Спинозы. Труды Выготского отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопрягалось с философским их осмыслением. Наиболее ярко это сказалось как в сочинении о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале XX века.

В работе «Исторический смысл психологического кризиса» (1927, опубликовано - 1982) он усматривал этот кризис в распаде психологии на отдельные направления, каждое из которых предлагает собственное, несовместимое с др. Понимание предмета и методов психологии, и считал необходимым для преодоления этого процесса создание особой «общей психологии» как учения об основных понятиях и объяснительных принципах. На этом пути, полагал Выготский, психология будет избавлена от спиритуалистических влияний, от всякого рода версий, от несоответствия исследования внутреннего мира субъекта объективному методу и причинному анализу. Под влиянием марксиста Ж. Политцера Выготский выдвигал проект разработки психологии «в терминах драмы». Драматизм, по Выготскому, выражен во внешнем поведении человека (когда происходит столкновение людей, исполняющих различные роли «на сцене жизни») и во внутреннем, например, при конфликте между умом и чувством. Именно драматизация (в т. ч. столкновение биологического с социальным), а не сама по себе членораздельная речь служит фактором, характеризующим специфику сознания человека в отличие от других живых существ. Его творческие поиски с началом идеологических репрессий были «заклеймлены» как «идеалистическая ревизия исторического материализма». Еще более суровые обвинения предъявлялись ему с запретом педологии, поскольку, как изучавший психологию ребенка, он считался одним из ее лидеров. Его труды оказались в спецхране и тем самым были изъяты из научного оборота. Только во 2-й половине 50-х годов они стали публиковаться, вызывая интерес как в нашей стране, так и за рубежом. Они получили широкий резонанс во многих дисциплинах, в том числе эстетике, семиотике, этнографии, истории культуры, науковедении и др.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 119-120.

Сочинения: Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984; Мышление и речь. М., 2011.

Литература: Пузырей Л. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986; Ярошевский М. Г. Выготский: в поисках новой психологии. Спб., 1993; Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский: Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996 (библ.); Мареев С. Н. Из истории советской философии: Лукач Выготский - Ильенков. М., 2008.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочиненич:

Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.

Мышление и речь. Соцэкгиз, М.Л., 1934;

Мышление и речь. М., 2011.

Методика рефлексологического и психологического исследования. 1924;

Педагогическая психология. М., 1926;

Воображение и творчество в детском возрасте. М.; Л, 1930;

Этюды по истории поведения. М.; Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия);

Умственное развитие детей в процессе обучения. М, 1935;

Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Соцэкгиз, М.-Л., 1936;

Избранные психологические произведения. М., 1956;

Проблемы эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3;

Развитие высших психических функций. М, 1960;

Психология искусства. М., 1968;

Литература:

Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С. Л. С. Выготский о природе психики. - «ВФ», 1981, № 1;

Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М., 1990;

Пузырей Л. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986;

Ярошевский М. Г. Выготский: в поисках новой психологии. Спб., 1993;

Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский: Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996 (библ.);

Мареев С. Н. Из истории советской философии: Лукач Выготский - Ильенков. М., 2008.

Berg E. Е. L. S. Vygotsky"s Theory of the Social and Historical Origins of Consciousness, Umpubliched doktoral diss. Wisconsin, 1970, v. 2;