Краткое сообщение о жизни викторианских семей. Викторианская британия

Когда рассуждают о Викторианской эпохе, то, у меня лично, возникает ощущение грусти от того, что эта эпоха никогда не повторится! Ведь это было время высоких нравственных устоев, время высоких норм отношений. Например, в это время качества, которые мне очень импонируют, - пунктуальность, трезвость, усердие, трудолюбие, хозяйственность и экономность - стали образцом для всех жителей страны. Это было время прекрасных дам и благородных джентльменов, время великих открытий и технического прогресса, время промышленного бума, качественных вещей и долговечных отношений.

В этот период на трон взошла молодая королева Виктория. Она была не только мудрой, но и очень красивой женщиной, как отмечали ее современники. К сожалению, нам, в основном, известны ее портреты, где она в трауре и уже немолодая. Пожизненный траур она носила по своему мужу, принцу Альберту, с которым прожила счастливые годы. Их брак подданные называли идеальным, а королевскую семью почитали. Придворные дамы мечтали быть похожими на уважаемую всеми королеву.

В общем, Викторианская эпоха в моём понимании - идеальное время. Но так ли это? Всё ли было так совершенно? Так ли хороша была жизнь людей того времени?

Легко судить обо всем, не зная деталей и подробностей. А ведь именно они и делают жизнь не контурной и иллюзорной, а ясной и правдивой. Об этом нам поведают книги и журнальные статьи, которые посвящены этому периоду.

Наиболее фактографичен путеводитель «Королева Виктория и золотой век Британии» из серии «Путеводители по истории мира». Здесь в краткой, сжатой форме дана биография королевы Виктории, основные направления политики Великобритании в период её правления, раскрыты основные тенденции развития экономики страны, направления индустриализации и превращения государства в «мастерскую мира». Плюс этой небольшой книжки - её богатое оснащение иллюстрациями, делающими изложение материала зримым и понятным.
«В Британии и не столь значительно в большей части Ирландии , — писал английский историк Д. Кэннедайн, - Виктория олицетворяла собой образ матери нации, нравственного идеала, возвышающегося над грубой повседневностью; в международном плане она стала имперским матриархом, который с материнской заботой председательствовал над более великой британской семьёй, раскинувшейся на двух полушариях» . Несмотря на то, что путеводитель написан русскими авторами, читая его, чувствуешь, как английская нация гордилась своим огромным государством, сумевшим сотворить такие чудеса инженерной мысли как лондонское метро, сеть железных дорог, вокзал в Паддингтоне и т. п.

Однако индустриализация имела и оборотную сторону - тяжелые условия труда рабочих на фабриках, бедность и ужасающие условия жизни горожан низших слоёв населения, антисанитария и отравляющий смог в Лондоне, ставший рассадником опасных болезней…

Подробнее об этом можно прочитать в книге Тани Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии» , которая призвана буквально «разжевать» современному читателю, как же на самом деле жили люди в Англии в это время. Где и как работали? Как одевались и развлекались? Каких моральных и нравственных норм придерживались? Какие технические усовершенствования внедрялись в жизнь? Как развивались производство и транспорт? Книга Тани Диттрич написана легким литературным слогом и читается как художественный роман, хотя, въедливому читателю явно не хватает документальных свидетельств и статистических подтверждений излагаемого материала.
С одной стороны, автор подтверждает всё величие эпохи, когда дремавшее ранее человечество как будто проснулось и озарилось шквалом идей, проектов и открытий, которые кардинально изменили ситуацию не только в Британии, но и во всем мире. Великие изобретения дали толчок развитию производства, промышленность изменила облик городов, города наложили свою тяжелую дань на людей, в них обитающих, а люди, как всегда, приспособились к новым условиям и откликнулись на перемены новыми идеями. Инерция этих изменений настолько сильна, что и сейчас, можно сказать, любая область нашей жизни крепко стоит на корнях, пущенных в Викторианскую эпоху.
Но, с другой стороны, здесь мы видим и неприглядные стороны жизни англичан, а в особенности - лондонцев того времени. Если человек не относился к высшему классу, а был простым горожанином, его жизнь была совсем не сладкой! Изнуряющий труд по 12-14 часов на фабриках и заводах, где не соблюдались никакие правила техники безопасности, отсутствие нормального жилья (целые семьи ютились в одной комнате), полная антисанитария (до тех пор, пока не построили канализацию), постоянный угольный смог, от которого можно было задохнуться, и прочие прелести…
Кстати, в книге Тани Диттрич подробно рассказывается о строительстве канализационной системы в Лондоне в 1860-х годах. А до этого город был самым загаженным городом в мире. Это период называют также «Великим зловонием».

Эту же тему затрагивает статья в журнале «Профиль» (№ 23 за 2015 год), которая называется «С появлением туалетов наступил хаос» . Это интервью с Ли Джексоном, автором книги «Грязный старый Лондон. Викторианская битва с антисанитарией». Англичане викторианской эпохи были одержимы идеей чистоты: они начищали до блеска столовое серебро и неустанно боролись с пылью. Но, в то же время, город был покрыт слоем отвратительной чёрной субстанции, вязким месивом из сажи, пыли, грязи и экскрементов. А Темза вообще была сточной канавой. Но самое интересное, что сточные ватерклозеты только усугубили проблему. Дефицит питьевой воды приводил к тому, что лондонцы пили, в основном, спиртные напитки…

К «недостаткам» английского общества времен правления королевы Виктории относят также неискоренимую суеверность, которая сохранялась вопреки всем научным открытиям и исследованиям. Об этом повествует книга Екатерины Коути и Натальи Харса «Суеверия викторианской Англии» . Авторы книги пересказывают для русской аудитории легенды, приметы, сказки и баллады, популярные в Англии XIX века. Быт англичан показан здесь через призму обычаев и суеверий. Вся жизнь подданного Британской империи с момента рождения и до смерти сопровождалась незыблемыми традициями и обрядами, многие из которых вызывают сегодня смех и недоумение. Свадьбы и семейная жизнь, роды и воспитание детей, смерть и похороны, всё строилось на основе различных примет и предсказаний.
Что вы подумаете, если ваш деловой партнер плюнет себе на руку, прежде чем пожать вашу и подписать контракт? А какая-нибудь родственница на свадьбе будет настаивать, чтобы невеста в белоснежной кружевной фате поцеловала выпачканного сажей трубочиста? Поверьте, то, что сейчас кажется сумасшествием, еще 150 лет назад мало кого бы удивило. Что могли бы означать эти странные действия? Об этом можно прочитать в представленной книге, которая читается так же увлекательно и интересно, как и предыдущая, и кажется её прямым продолжением.

Жизнь любой эпохи всегда лучше изучать по биографиям людей, живших в это время. Для этого предлагаю прочитать три книги, посвященные ученым, писателям и политическим деятелям Великобритании.

Среди учёных того времени выделяются имена Чарльза Дарвина и Томаса Гексли, жизни и научным изысканиям которых посвящена книга Уильяма Ирвина «Обезьяны, ангелы и викторианцы» . Викторианская эпоха - это время, когда делались «революции в кабинете ученого». Книга отличается тем, что изображение главных действующих лиц даётся на фоне широко и точно обрисованной исторической и социальной обстановки. Как настоящие викторианцы, Дарвин и Гексли были последовательны, благородны и мужественны. Несмотря на то, что идеи основателя эволюционной теории и крупнейшего борца за дарвинизм встречали сильнейшее противодействие, как со стороны общества, так и со стороны научных кругов, они сумели преломить общественное мнение и повернуть развитие биологии на путь истины.

Если книга Ирвина показывает нам жизнь учёных на фоне викторианской эпохи, то роман Маргарет Форстер «Записки викторианского джентльмена» рисует нам жизнь писателя того же времени. Книга посвящена Уильяму Майкпису Теккерею, автору знаменитой «Ярмарки тщеславия». Английская писательница выбрала своеобразную форму для своего романа. Она выступает якобы издателем автобиографических записок самого Теккерея. В яркой художественной форме раскрывается история его жизни, творческих поисков, его отношения с современниками. Аромат подлинности придают свободно вводимые в ткань повествования письма, дневники и другие материалы из наследия Теккерея, а также его оригинальные рисунки. За Теккерем закрепилось клеймо «циника», но, по понятиям XIX столетия, он был настоящим джентльменом, денди, искушенным в тонкостях этикета, желанным гостем любого светского салона, превосходным отцом, всеми уважаемым гражданином. Написать роман от имени Теккерея - это была сложная задача и дерзкий замысел. Но, как говорят критики, Маргарет Форстер это удалось.

Если же вас больше интересует жизнь политиков викторианской эпохи, то советую вам прочитать книгу Владимира Григорьевича Трухановского «Бенджамин Дизраэли, или История родной невероятной карьеры». Каким образом в столь фанатично приверженной консервативным традициям стране, как Англия, смог достичь высшей власти безвестный выскочка, инородец, не имевший ни денег, ни связей, ни университетского образования, не окончивший даже средней школы? Выходец из состоятельной, но в начале XIX в. бесправной еврейской среды, он возглавил консервативную партию аристократии - и стал канцлером казначейства. Убеждённый и последовательный защитник имперских интересов Великобритании, на посту премьера он значительно укрепил её позиции на морях и континентах.

Но это всё судьбы мужчин…

В книге Тани Диттрич, с которой мы начинали свой обзор, затрагивается тема положения женщины в викторианском обществе. Полное бесправие и зависимость от мужчин - вот основные пункты этого описания. Даже Чарльз Дарвин, причислял женщин к низшему классу. Перечисляя черты, которые у женщин выражены резче, чем у мужчин, он напоминал, что «по крайней мере, некоторые из этих свойств характеризуют низшие расы, а следовательно - прошлое или низшее состояние цивилизации».

Продолжает эту тему статья Натальи Крючковой «Женщина из среднего класса в викторианскую эпоху» , которая напечатана в журнале «Знание-сила» (№ 8 за 2013 год). Автор пишет, что женщины из средних классов были стеснены намного сильнее своих сестер из рабочих слоев или из кругов дворянства, которые имели значительно большую свободу в выборе занятий, в общении и т. д. Неудивительно, что феминизм как движение за женское равноправие зародился именно среди женщин среднего класса. Деятельность женских организаций способствовала расширению профессиональной и социальной активности женщин к концу XIX века. Женщины были допущены к выборам в местные представительные органы, им была официально предоставлена возможность получать высшее образование и, таким образом, заниматься профессиональной деятельностью, реформы, связанные с брачными отношениями, также во многом обязаны женскому движению.

В общем, прочитав эти книги и статьи, узнаешь много нового о том времени, которое, с первого взгляда, кажется почти идеальным. Понимаешь, что в любом периоде есть свои светлые и тёмные стороны. В современной литературе есть тенденция всё очернять, выискивая неприглядные моменты. Лично меня все недостатки викторианства совсем не пугают, ведь именно в это время люди учились, и довольно успешно, их преодолевать - менялось законодательство, строились санитарные сооружения, изобретались лекарства, разрабатывались медицинские технологии… Именно викторианская эпоха сделала наш мир таким, какой он есть сегодня. Только гораздо скучнее.

July 14th, 2012

Викторианская эпоха (1837-1901) - период царствования Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии.

Хотя эта эпоха в общем-то четко привязана к конкретной стране (Великобритании), нередко она увязывается и в общем как эпоха стимпанка. И для этого есть основания.

Но сначала немного о самой королеве Виктории.

Виктория (англ. Victoria, имена при крещении Александрина Виктория - англ. Alexandrina Victoria) (24 мая 1819 - 22 января 1901) - королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии с 20 июня 1837, императрица Индии с 1 мая 1876 (провозглашение в Индии - 1 января 1877), последний представитель Ганноверской династии на троне Великобритании.

Виктория пробыла на троне более 63 лет - больше, чем любой другой британский монарх. Викторианская эпоха совпала с промышленной революцией и периодом наибольшего расцвета Британской империи. Многочисленные династические браки её детей и внуков укрепили связи между королевскими династиями Европы и усилили влияние Великобритании на континенте (её называли «Бабушкой Европы»).

1837 год. Портрет Королевы после ее коронации.

А это ее классический (можно даже сказать - канонический облик).

Промышленная революция превратила Британию в страну дымящих заводов, огромных складов и магазинов. Население быстро увеличивалось, разрастались города, а в 1850-х страна покрылась сетью железных дорог. Высокопроизводительная и оставившая далеко позади другие страны, Британия становилась «мастерской мира», что она и продемонстрировала на первой международной промышленной выставке в 1851 г. Страна сохраняла свои передовые позиции до конца столетия. На фоне стремительных преобразований становились все более заметными негативные стороны: антисанитария в жилищах рабочих, детский труд, низкие зарплаты, плохие условия труда и изнуряюще долгий рабочий день.

Всемирная выставка 1851 года. Первая из выставок такого рода.

Сами же англичане в наше время воспринимают эпоху своего зенита неоднозначно. Слишком много там было разного, в том числе и лицемерия..

В этот период люди, принадлежавшие к высшему и среднему классам, придерживались строгих ценностей, среди которых были следующие:

Чувство долга и трудолюбие;

Респектабельность: смесь морали и лицемерия, строгости и приспособления к общественным стандартам (обладание хорошими манерами, владение комфортабельным домом, регулярное посещение церкви и благотворительность), именно она отделяла средний класс от низшего;

Благотворительность и филантропия: занятие, привлекавшие многих состоятельных людей, особенно женщин.

В семье царили патриархальные порядки, поэтому одинокая женщина с ребенком становилась маргиналом из-за широкого распространения представления о женском целомудрии. Сексуальность подавлялась, были чрезвычайно распространены жеманство и ханжество.
Колониализм также был важным феноменом, он вел к распространению патриотизма и испытывал влияние идей о расовом превосходстве и концепции миссии белого человека.

Правила поведения и мораль были очень жёсткими, и их нарушения сильно осуждались. В семьях и учебных заведениях были чрезвычайно распространены тяжкие телесные наказания. Такие явления, как жеманство и излишняя умеренность, подавление считаются важными и очень распространёнными чертами Викторианской эпохи. Так, в английском языке, слово «Victorian» до сих пор является синонимом слов «ханжеский», «лицемерный».

Несмотря на усилия государства по упорядочению экономической жизни, индустриализация общества имела и свои отрицательные последствия. Немыслимая нищета, возможно, и не увеличилась по сравнению с былыми временами, но стала настоящей проблемой для общества, когда масса бедняков перекочевала в городские трущобы. Росла неуверенность людей в завтрашнем дне, т. к. в условиях новой экономической системы подъемы чередовались со спадами, в результате которых рабочие теряли свои места и пополняли ряды нищих. Защитники системы доказывали, что ничего не попишешь, поскольку таковы «железные законы» экономики.

Но подобным взглядам бросили вызов мыслители-социалисты, такие как Роберт Оуэн и Карл Маркс; их взгляды осуждали Чарлз Диккенс, Уильям Моррис и другие выдающиеся писатели и художники.

В викторианскую эпоху родилось и крепло рабочее движение, начиная с программ взаимопомощи и самообразования (кооперативы, школы механиков) и заканчивая массовыми выступлениями, такими как борьба чартистов в 1830-40-х гг. за расширение политических прав. Профсоюзы, стоявшие вне закона до 1820 гг., с ростом социалистических настроений обрели реальную силу.

Хотя викторианцам не удалось справиться с проблемой бедности, социальные и экономические достижения эпохи были значительными.

Массовое производство привело к возникновению новых видов продукции, уровень жизни постепенно повышался. Развитие производства открывало новые профессиональные возможности - например, растущий спрос на машинисток позволил значительному числу грамотных женщин впервые в жизни получить работу. Новый вид транспорта - поезда - ежедневно перевозили служащих из города домой в предместья, а рабочих каждый уик-энд - на экскурсии к побережью, что стало со временем неизменным атрибутом английского уклада жизни.

Английская школа 1897 года. Поздняя викторианская эпоха.

Семейное фото викторианской эпохи.

Еще одна фотография викторианской школы.

А вот как выглядела викторианская эпоха глазами фотообъективов (кстати, фотография появилась именно тогда):

Детские фотографии того времени:

Кстати, учиться тогда шли в школу в возрасте 8-9 лет.

А хотите увидеть, как тогда лечили зубы? Вот так вот:

Механическая бормашина викторианской эпохи. Хотите попробовать?

Правь, Британия морями! Карта мира 1897 года.

Действительно, империя, над которой никогда не заходит солнце.

Это отнюдь не документальное фото. Но так вполне могло случиться в мировой истории. Продвинутый стимпанк, да.

Вот как выглядела повседневная жизнь той эпохи:

Поезд, уходящий с вокзала Паддингтон.

А это празднование 60-й годовщины коронации Виктории. 1897 год.

Фотографии этого события:

Хотел бы я жить в то время? А это зависит от социального статуса:) Тогда социально-классовое разделение было куда более резкое, чем сегодня.

Тем более, что средняя продолжительность жизни в те времена составляла примерно 40 лет.

Викторианская эпоха именуется по имени и определяется годами правления Виктории королевы (Великобритании и Ирландии, а также императрицы Индии) - 1837 - 1901 годы Это время зарождения и оформления среднего класса в Англии. А также знаменитого джентльменского кодекса – галантной эпохи.

Слово изначально означало принадлежность благородному происхождению (как базовое определение аристократа, за которым открывалась категория звания - эсквайр), но в силу становления среднего класса, так стало принято обращаться и именовать мужчин образованных и воспитанных, обладающих почтенным и уравновешенным нравом и манерами (чопорных и невозмутимых), независимо от происхождения.

Современниками также отмечалось, что до и на начало XIX в. «джентльменом» принято было называть любого мужчину, который жил на доходы с капитала, располагая возможностью не работать, безотносительно к качествам его личности. В Средние же века под словом «джентльмен» принято было понимать принадлежащих к категории не титулованного дворянства - Gentry, к таковому относили рыцарей, потомков младших и не наследных сыновей феодалов(титул наследовался лишь старшим из сыновей).

Однако, с позиций образа, устойчиво сформировавшегося в обществе в викторианскую эпоху, и представляющемуся нам таковым теперь, в действительности, джентльмена отличает безупречность манер и галантное поведение по отношению к дамам. В частности, джентльмен, ни при каких обстоятельствах, не посмеет и не позволит себе грубое с ними обращение, и в дамском обществе станет соблюдать неукоснительно правила этикета.

Итак, джентльмен – это пунктуальность и элегантность, безупречная способность держать слово (отсюда категория «джентльменское соглашение»).

Кроме джентльменства, как благородных манер обхождения в обществе и повседневном общении для среднего класса, нам перешли из той эпохи торговые демократичные подходы и трендовые линии поведения.

Современный, казалось бы, «бум» супермаркетов (система самообслуживания недорогих ценовых категорий) берет свое в Викторианскую эпоху, как проект именно для среднего класса.

Концепция сознания среднего класса, состоящая в том, чтобы сначала сделать карьеру приобрести социальный статус, заработать, а любовь должна подождать – именно из той эпохи.

Викторианская эпоха – благородная эпоха среднего класса, который занял достойное место в британском обществе, потеснив с пьедестала аристократию. Огромное влияние его масс переменило само общество в его отношении к труду и профессии. Если английский аристократ крайне важным считал уклонение от систематического труда, и это подтверждало его элитарный статус праздного класса высшего общественного слоя, то с приходом влияния духа среднего класса привнесена была респектабельность восприятия и профессионала. Быть профессионалом даже становится модно.

Для викторианского человека характерно одиночество, на фоне строгой морали и нравов, препятствующих легкости заведения знакомств. Реализация происходила, в основном, в профессии. Видимо, по этой причине, наиболее важную роль играла категория »дома». Создание дома, при условиях многолетних помолвок (пока молодой человек не «встанет на ноги»), возможность создать семью, обзавестись домом, выступали неким идеалом, целью, к которой стремились, но не всегда достигали.

Вероятно, под влиянием таких условий, необходимости экономической активности, как возможности создать и поддерживать семью, на излете XIX в. появляются первые суфражистки, требующие уравнения прав с мужчинами. Прочие же продолжали довольствоваться ведением домашнего хозяйства, выращиванием цветов в загородных домах, построенных их благополучными мужьями.В рамках этой тенденции появляются и первые коттеджные поселки, приходящиеся уже на окончание Викторианской эпохи. Так средний класс пытался отделиться от рабочего класса.

При этом, характерным увлечением эпохи стали детективы (рассказы о Шерлоке Холмсе Конан Дойла, многочисленные захватывающие произведения Агаты Кристи про мисс Марпл и др.).

Детектив Шерлок Холмс явил собой воплощение доброго консерватизма Викторианской эпохи.

Конан Дойл исключительно точно передал востребованное обществом ощущение респектабельности, стабильности, благородства и превосходных благородных манер эпохи, присущих любому викторианскому человеку. Благодаря этому, персонаж Холмс, выдуманный от начала до конца, воспринимается как абсолютно реальная личность того времени, и квартира его на Бейкер-стрит – место паломничества.

Расширение торговых связей привело к ассимиляции индийского с китайским и японским, а также персидского с арабским стилей декора для европейских гостинных- все сводилось к категории »ориетальный» – восточный стиль.

— И выливалось в истинный викторианский эклектизм обогащенного культурного наследия, который находил проявление в интерьерном разнообразии для каждой комнаты: спальня, вполне могла быть в духе возрожденного рококо, библиотека того же дома – в стиле возрожденной готики, а прихожая неоклассического стиля могла прямиком вести в »персидскую курительную» комнату.

В интерьерах и нарядах эпохи царит золото геометрического и растительного орнаментов. Трафаретами его наносят на тисненые обои, для картин изготавливают золоченые рамы. Идеальным оттеняющим цветом интерьеров принят красный и бордовый. Плюшевые драпировки и бархатные портьеры красно-бордовых тонов, с золотой отделкой, отделяют помещения библиотек и столовых. Над кроватями из красного дерева можно встретить бледно-желтые пологи с бахромой, из гардинной ткани – они служили защитой от сквозняков. Имела место мода на раскраску мебели дешевой древесины под твердые породы (дуб, красное дерево).

Европа распространила свои ценности по всему миру, вместе с одетыми с иголочки джентльменами, надвигающими пробковые шлемы на глаза, путешествующими по экзотичным дальним странам и неизведанным ранее, уголкам мира. Все прочитанные нами в детстве, прекрасные произведения этой эпохи великих географических открытий, написанные образованными английскими авторами с хорошими манерами, благородством духа и отличным стилем остроумного письма, сформировали многих из нас, и, вероятно, повлияют на умы еще ни одного грядущего поколения.

Викторианская эпоха (и особенности ее модных тенденций) условно разделяют на 3 периода:

Ранняя Викторианская эпоха (период 1837-1860 годы)

Ранний период Викторианской эпохи называют еще «Романтичным периодом» . Вескими основаниями для такого наименования стали юность и трепетность возраста новой королевы британского престола.

В эти времена она страстно влюблена в супруга Альберта, полна жизни, обожает драгоценности (которые носит в огромных количествах). Стиль отражается на дворцовой моде, а затем и всей страны: подражая своей королеве, Англия носит золото в любых видах (с драгоценными камнями, финифтью и пр.) и комплектах по 4-х и даже более ювелирных изделия.

Золото и драгоценности становятся неотъемлемым атрибутом вечерних нарядов. В дневное время носят менее дорогие и шикарные (из отборного жемчуга, кораллов, слоновой кости, черепахового панциря). Серьги носили свисающие и покачивающиеся -длинные и крупные, браслеты – гибкие и жесткие, иногда с камнем, носили парно, а в особой моде были браслеты, представляющие ремешок с пряжкой. В ожерельях (по моде, коротких и с камнем в центре) было принято использование конструкции, позволяющей отделять камень и носить его также в виде броши или кулона.

Питая романтические представления о естественной природе, сформированные философскими идеями Раскина о Боге и красоте, эпоха активно поддерживает изображения флоры и фауны в ювелирных изделиях. Также часто сентиментальным содержанием медальонов и браслетов была прядь волос любимого человека или его изображение, во множестве использовались гравированные послания-надписи на изделиях.

Средняя Викторианская эпоха (период 1860-1885 годы)

Великий Период – роскошный, пышный и изобильный – именно он стал истинным порождением (типичного для большинства) представления о Викторианской эпохе, имеющемся сегодня у нас. Был еще и третий, итак всего викторианских периодов 3:

— ранний, характеризующийся неостилями (1835-1855);
— средне-викторианский роскошный («Mid-Victorian period», 1855-1870) период;
— «свободное возрождение Ренессанса» поздний («Free Renaissanse revivals», 1870-1901) период.

Смотришь порой на викторианские фотографии, и дрожь берёт - какие они странные и нередко чудовищные в прямом смысле этого слова. Снимки мёртвых людей, загримированных и закреплённых так, чтобы казаться живыми; изображения физических недостатков и травм; коллажи с отрезанными головами и «призраки», снятые на длительной выдержке. Кому и зачем нужны были эти фотографии? Давайте полистаем старинный альбом и попытаемся найти объяснение содержимому его страниц.

Осторожно, в статье присутствуют шокирующие иллюстрации

Стоячие мертвецы

Фотографии мёртвых людей - это очень популярная и растиражированная история. В Сети можно найти много подобных подборок: красивые, нарядные мужчины, женщины и - чаще всего - дети с закрытыми глазами полусидят или лежат в окружении живых родственников. Далеко не всегда можно догадаться, что центральный герой композиции уже в лучшем мире. Такие снимки были широко распространены в Европе и Америке второй половины XIX века. Книги мёртвых действительно существовали, были даже фотографы, специализировавшиеся на запечатлении мертвецов - и по отдельности, и в кругу ещё здравствующих членов семьи. Чаще всего снимали детей и стариков, крайне редко фотографировали молодых покойников.

На этом семейном снимке крайняя слева девочка мертва

Объяснение этой традиции, распространённой с 1860-х по начало 1910-х, крайне простое. В те времена собственных фотокамер почти ни у кого не было, дагеротипия, а после коллодионная фотография были сложными технологиями и требовали профессионального подхода. Частных снимков почти не делалось, работа фотографа была престижной и требовала высокой квалификации, поэтому очень неплохо оплачивалась.

Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Поход в студию для семейного фотоснимка был делом дорогостоящим, а уж приглашение фотографа на дом могли себе позволить только обеспеченные люди. К фотографированию готовились заранее, наводили причёски, надевали лучшие костюмы - именно поэтому люди на снимках XIX века кажутся такими горделивыми и красивыми. Они просто очень старательно позировали. Вспомните, например, знаменитую фотографию «Дикой банды» Бутча Кэссиди (справа): разыскиваемые преступники одеты с иголочки, в новенькие костюмы и котелки, выглядят как настоящие денди и не стесняются сниматься. Почему? Да потому что фотограф получил хороший гонорар, а не лишённый самолюбия Кэссиди хотел иметь красивое фото своей организации. Банки и поезда эти люди грабили в совсем другом виде.

Так вот, из-за высоких цен на снимки и сложности процесса многих просто не успевали сфотографировать при жизни. Особенно это касалось детей - детская смертность в XIX веке была чудовищной и при этом совершенно привычной. Семьи были большими, в среднем 2-3 из 10 детей умирали от болезней в отсутствие антибиотиков, вакцин и других современных средств. Старики тоже при жизни снимались редко - во времена их молодости фотографии не было, а в старости им было уже не до того.

В результате люди спохватывались, что у них нет семейных фотографий, только после смерти кого-либо из близких. Тут же спешно нанимали фотографа, тело напомаживали и усаживали в «живую» позу. Нередко такие снимки были вообще единственными, где был запечатлён покойный. Умерших среднего возраста, от 20 до 60, снимали гораздо реже, потому что они обычно успевали сфотографироваться при жизни.

Здесь глаза мёртвой девушки не нарисованы, а зафиксированы в открытом положении

Фотографы хорошо зарабатывали на таком жанре. Существовало множество хитростей и приспособлений, которые позволяли выдать мертвеца за живого человека. Например, специализированные (запатентованные!) подпорки для придания мёртвому естественной позы - хотя чаще делали фотографию, где покойник имитировал спящего. В глаза вставлялись распорки, а зрачки поворачивали, чтобы умерший «смотрел в камеру». Иногда о том, что на снимке мертвец, догадаться было вообще невозможно, разве что по едва заметному штативу у его ног.

Порой фотографии известных покойников распродавались как сувениры: например, в 1882 году, посмотрев на выставленное в назидательных целях тело убитого грабителя Джесси Джеймса, можно было на выходе купить фотографию его трупа.

Жанр пошёл на спад уже в начале XX века, а к 1920-м годам исчез окончательно. Распространились компактные личные камеры, съёмка стала повсеместной и дешёвой, трудно было найти человека, ни разу не попадавшего в объектив. А нам на память осталось множество кошмарных фотографий. Впрочем, многие из них кажутся очень элегантными и интересными, пока ты не догадываешься, что изображённые на них викторианские красавицы мертвы.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Спрятанные матери

У многих детей не было прижизненных снимков потому, что ребёнка трудно ровно усадить и заставить не дёргаться. А выдержки в те времена были очень долгими. Если нужно было сфотографировать ребёнка одного, без матери, фотографы XIX века использовали простой трюк. Мать садилась на стул, и её тщательно драпировали, накрывая руки, лицо, ноги, как будто она предмет мебели. Ребёнка сажали на колени матери, где он мог какое-то время вести себя прилично. При этом со стороны фотографа всё выглядело так, как будто на снимке никого, кроме ребёнка, нет.

Правда, если присмотреться, эти фотографии создают жуткое ощущение. Заметно, что под покрывалом, в темноте неподвижно сидит человек. Кажется, что он вот-вот выпрыгнет и сожрёт ничего не подозревающее невинное дитя.

Викторианский фотошоп

23 мая 1878 года молодой британский фотограф Сэмюэл Кей Балбирни из Брайтона (Суссекс, Великобритания) разместил в газете Brighton Daily News объявление, которое впоследствии стало знаменитым и породило целый жанр фотоманипуляций. Оно гласило: «Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы! Фотографии карликов и гигантов: это действительно смешно!»

Фотографов в Брайтоне хватало, а Балбирни, открывший фотостудию, хотел выделиться. И он изобрёл способ фотоманипуляции, основанный на совмещении нескольких негативов. По сути, это стало предтечей современного фотошопа. Как ни странно, идея Балбирни не снискала успеха. Привыкшие к традиционной фотосъёмке жители Брайтона не спешили сниматься в безголовом или летающем виде. Через два года фотограф закрыл студию и ушёл служить армейским врачом.

Но, как ни странно, дело его продолжало жить. Немногие фотографии, сделанные Балбирни, расползлись не только по частным альбомам заказчиков, но и по газетам. В результате простейшую манипуляцию с негативами освоили десятки фотографов в Англии и за её пределами. «Безголовые портреты» стали популярным жанром фотосъёмки и оставались в моде до 1910-х.

К слову, скорее всего, не Балбирни был изобретателем технологии. Известна как минимум одна «безголовая фотография», сделанная в 1875 году, до открытия студии, другим мастером из Брайтона, Уильямом Генри Уилером, - он держал фотосалон на Хайстрит. Но Уилер не рекламировал свой «фотошоп» так открыто, как Балбирни, и не стал родоначальником нового направления.

Взрывающийся мул


Самая известная безголовая фотография принадлежит не человеку, а мулу. Причём у мула на ней действительно нет головы! Сделал её британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт 6 июня 1881 года исключительно в научных целях.

Беннетт был сыном суррейского шляпника, но в 1870-х решил открыть бизнес по продаже фотооборудования. В 1878 году, пытаясь найти способ сократить выдержку, он понял, что коллодионный процесс ускорить никак не получится и нужен кардинально новый состав эмульсии для мгновенного закрепления изображения. К тому времени другой фотограф, английский врач Ричард Меддокс, уже достиг успехов в этой области, заменив коллодий желатином. Но и он не смог добиться достаточной скорости закрепления из-за того, что в желатине было слишком много жидкости. Беннетт взялся усовершенствовать метод Меддокса и быстро добился успехов. Он сумел сократить выдержку с нескольких секунд до 1/25 секунды.

Первым делом Беннетт решил показать технологию военным, причём американским, а не британским, и ему требовался эффектный и одновременно эффективный эксперимент. Способ демонстрации он выбрал своеобразный: привязал к шее мула динамит, установил фотоаппарат на штатив, а затем взорвал голову животного в присутствии подполковника армии США Генри Эбботта и ещё нескольких военных с базы Уиллетс-Пойнт (Нью-Йорк). Снимок он успел сделать в тот момент, когда ошмётки головы уже разлетались, но тело мула ещё стояло, не успев упасть. Это демонстрировало скорость фотосъёмки.

Описание эксперимента и результаты работы Беннетта были опубликованы в Scientific American. Технология была успешно внедрена, Беннетт получил патент и заработал на своём изобретении. Но пресса обрушила на него гору критики за жестокое обращение с животным. Поскольку отец Беннета был шляпником, некоторые газеты обыгрывали фразу «безумен, как шляпник» из «Алисы в Стране чудес».

Лечение или пытка?

В Интернете широко растиражирована вторая фотография. На первой девушка с искривлённым позвоночником, на второй - процесс выпрямления, на третьей - тугая перебинтовка, удерживающая позвоночник в выровненном состоянии.

Другое популярное направление фотоснимков XIX века - люди, которых явно кто-то пытает. Хлещет по спине, бьёт током, сжимает голову тисками. На деле в большинстве этих снимков нет ровным счётом ничего страшного. Представьте, что человек, никогда не видевший стоматолога, увидит снимок, на котором вы сидите с широко открытым ртом, а туда лезет какой-то мужик со страшными инструментами. Он ужаснётся, не так ли? Вот и мы, впервые сталкиваясь с давно забытыми и порой ошибочными врачебными методиками XIX века, ужасаемся, хотя в те времена они казались совершенно нормальными.

Например, в Сети широко распространена фотография, на которой стройная полуобнажённая женщина привязана за руки к странной конусообразной раме. Рядом стоит полностью одетый мужчина средних лет и, похоже, смотрит на женскую грудь. Что это - викторианский БДСМ-клуб? Нет, конечно. Эта фотография всего-навсего иллюстрирует методику исправления сколиоза, разработанную знаменитым американским хирургом-ортопедом Льюисом Сэйрой.

Он был настоящим революционером своего дела. С помощью конусообразной рамы Сэйра временно выпрямлял изувеченный сколиозом позвоночник, а затем туго бинтовал пациента, не позволяя снова изогнуться. После нескольких недель таких процедур позвоночник заметно выпрямлялся. Фотография с девушкой наиболее известна из-за того, что её героиня молода, стройна и выглядит всё это загадочно и эротично. На самом деле снимков Сэйры за работой пруд пруди. На большинстве запечатлены мужчины с кругленькими пузиками или, наоборот, костлявые, с торчащими из сползших штанов волосатыми, простите, задами. Конечно, популярной стала по-настоящему красивая фотография.

И, кстати, это вы ещё не видели другие приспособления для исправления сколиоза, распространённые в XIX столетии.

Дюшен демонстрирует улыбку. На самом деле из-за паралича лица пациент физически не мог улыбаться. Дюшен просто «включил» нужные мышцы с помощью электроимпульсов.

Живший в XIX веке французский невролог Гийом Дюшен исследовал реакцию мышц и нервов на электрические импульсы. Впоследствии его работы легли в основу электронейромиографии, диагностического теста, позволяющего выявить повреждения нерва.

В числе прочего Дюшен запечатлевал выражения лиц пациентов при подаче импульсов на тот или иной лицевой нерв. Проблемой была фотосъёмка того времени - длительная выдержка не позволяла осуществить подобную процедуру. Но Дюшену повезло - в его распоряжении оказался сапожник средних лет, страдавший от паралича лицевого нерва (паралича Белла). Иначе говоря, если Дюшен с помощью тока получал на лице пациента какое-то выражение, оно держалось там без изменений несколько минут, пока мышцу не «отпускало». Это позволяло сделать качественный снимок на длительной выдержке.

Врач сделал с сапожником более 100 опытов, подключая электроды к различным мышцам и получая самые разные выражения лица. Исследование, снабжённое снимками, было опубликовано под названием «Механизм человеческой физиогномики». Благодаря этой работе Дюшен определил назначение ряда лицевых мышц и, в частности, выявил механизм возникновения улыбки.

А на снимках - тот самый сапожник во время одного из опытов.

Портрет Финеаса Гейджа


Финеас Гейдж был американским железнодорожным рабочим, специалистом-взрывником. 13 сентября 1848 года 25-летний Гейдж готовил подрыв скалы близ Кавендиша при прокладке участка железной дороги между городами Ратмонд и Берлингтон в штате Вермонт. Ему нужно было просверлить в нужной точке скалы отверстие, заложить туда взрывчатое вещество и фитиль, утрамбовать всё это трамбовочным штырём и законопатить отверстие песком, выпустив наружу участок фитиля.

В момент, когда Гейдж занёс штырь над отверстием, куда уже была заложена взрывчатка, его отвлёк кто-то из рабочих. Гейдж обернулся и машинально опустил штырь. От соударения порох загорелся и взорвался. Штырь вошёл в скулу Гейджа под левым глазом, пробил череп и вышел из верхней части головы. Чтобы вы понимали: это штука была 3,2 см в диаметре, больше метра длиной и весила 6 кг. Пройдя сквозь череп, штырь улетел, разбрызгивая кровь и мозги, на 25 метров вверх и упал неподалёку.

Но Гейдж почему-то выжил. Сперва он упал и задёргался в конвульсиях, затем успокоился, пришёл в себя и с помощью коллег дошёл до гостиницы, где жили рабочие, - в 1,2 км от места происшествия. Когда туда через полчаса приехал хирург Эдвард Уильямс, перебинтованный на скорую руку Гейдж сидел на крыльце в кресле-качалке.

Уже через 2 месяца Гейдж вернулся к активной жизни, внешне потеряв лишь левый глаз. Но его личность изменилась кардинальным образом - друзья и родственники утверждали, что «это больше не наш Финеас». В результате травмы он потерял 4% коры и 11% белого вещества, а также связи между различными участками головного мозга. В течение 12 лет Финеаса Гейджа исследовали лучшие специалисты. На основе этого случая был выявлен ряд закономерностей, за что отвечает тот или иной участок мозга. Было сделано два снимка Гейджа. На обоих он сидит, элегантно одетый, и держит в руках тот самый трамбовочный штырь, который прошил его голову.

Финеас Гейдж умер в 1860 году от эпилептического припадка, спровоцированного старой травмой. Его череп хранится в Анатомическом музее Уоррена в Гарварде.

Всё нормально, просто листайте дальше

Это выражение как нельзя более подходит к большинству старинных фотоснимков, на которых происходит что-то странное. На самом деле там нет ничего необычного - мы просто не привыкли к той реальности, потому что живём в другой. Столь же странными и чудовищными нам порой кажутся снимки, скажем, животного мира, когда самка богомола поедает самца после спаривания или происходит ещё какая-нибудь мерзость. Каждая викторианская фотография, как и любая современная, имеет подтекст, историю, объяснение, без которых непонятно, что на ней происходит. И, когда их узнаёшь, внезапно становится совсем не страшно. Или, наоборот, ещё более не по себе. Это уж решать вам.

Так англичане назвали правление королевы Виктории {1837-1901 гг.). В этот период не было крупных войн, стабилизировалась экономика, прежде всего промышленность. Не случайно это время окрестили «железнодорожным веком» и «веком угля и железа». В 1836-1837 гг. в Англии началось строительство железных дорог, н уже через десять лет вся страна была ими покрыта.

Удобные ландо, двухколёсные и четырёхколёсные кебы, а также омнибусы (некое подобие автобусов, запряжённых лошадьми) разъезжали по городским улицам. В сельской местности передвигались в кабриолетах, шарабанах и экипажах, запряжённых пони.

Тогда же появился электрический телеграф. Затем последовала замена парусного флота судами из железе и стели, которые приводились в движение паром. Потребность в металле резко возросла, но уже к середине века Британия производила около половины всего количества чугуна, выплавлявшегося в мире.

Существенно пополняли английскую казну доходы от внешней торговли. Открытие золотых приисков в колониях Австралии и Северной Америки укрепили положение Англии в мировой торговле. В 1870 г. объём внешней торговли Великобритании превышал торговлю Франции, Германии и Италии, вместе взятых, и был в 3-4 раза выше объёма торговли Соединённых Штатов Америки.

В земледельческих работах стали чаще использовать различные машины, и сельское хозяйство двинулось по пути прогрессе. После отмены «хлебных» законов в 1846 г. цены на продовольствие стабилизировались. Богатство, накопленное к середине викторианской эпохи, в значительной мере ослабило социальную напряжённость в стране, поскольку доходы трудящихся существенно выросли. Однако это не означало исчезновения социального неравенства. Один исследователь писал так об Англии конца правления королевы Виктории: «Нигде так не резки контрасты богатства и бедности, как в Англии, и ни одна из европейских столиц не имеет ничего подобного «кварталам бедности» Лондона. Англичане делятся не две расы - на расу краснощёких и расу с землистого цвета лицом».

Если в западной части Лондона, Вест-Энде, располагалось множество великолепных особняков, то в восточной части, за Темзой и на окраинах в трущобах ютилась беднота. Ужасающая теснота, сырость царили в этих жилищах. Многие вообще не имели крыши над головой.

От постоянного недоедания и малопитательной пищи бедняки быстро теряли силы и работоспособность и уже а 30 лет выглядели 60-летними. Лишь в 1878 г. был принят закон об ограничении продолжительности рабочего дня 14 часами. Однако кое-где хозяева заставляли работать своих рабочих по 17-18 часов в сутки.

Несколько облегчилась участь женщин и детей, занятых в промышленном производстве. Детей моложе 12-14 лет перестели брать на фабрики. Их не принимели в литейные цехе, на «вредное» производство (с использованием свинца, мышьяка, фосфора), требовали свидетельство о состоянии здоровья при поступлении на фабрику. Тем не менее подобные меры правительстве вряд ли могли спасти семьи бедняков от нищеты. Об Англии «викторианской эпохи», о её социальных контрастах, о жизни маленьких оборвенцев в лондонских трущобах много писал Чарлз Диккенс. Национальное богатство Англии в викторианскую эпоху создавалось поистине тяжким трудом.

Совершенно иную картину представляла собой жизнь «сильных мира сего». Лорды, государственные сановники, высшие чины церкви, послы великих держав жили в аристократическом районе западной части города, застроенной великолепными особняками. Одна русская путешественница описывала сцену чаепития в таком доме: «Стол покрыт белоснежной скатертью, уставлен дорогой посудой н серебром. Роскошь посуды н изобилие во всём - характерный признак домашнего хозяйстве англичан среднего и высшего класса. Перед стулом хозяйки дома - поднос с чашками и чайником; над горящими углями кипит огромный сосуд с водой. Всё семейство: старшие дети, отец, мать выходят в полном туалете к чайному столу... Как только семейство уселось, отворяется дверь и служанка в белом переднике и в белом чепчике вносит кушанье».

Англичане в викторианскую эпоху уделяли немело времени спорту и различным физическим упражнениям. Они занимались охотой, скачками, верховой ездой, плаваньем, рыбной ловлей, игрой в мяч, боксом. Вечером посещали театры, балы, различные увеселительные заведения. Впрочем, эти развлечения были по карману лишь самым богатым. Мелкие торговцы и чиновники, высокооплачиваемые рабочие и служащие отдыхали один день в неделю - в воскресенье. Как правило, этот выходной они проводили на природе, в парке, на лужайке. Вот как описывал эти прогулки Диккенс: «Джентльмены в жилетах ошарашивающих расцветок с пропущенными по ним стельными цепочками для часов прогуливаются по траве в ряд, поражая всех своей важностью («павлиньей» - по выражению одного шутника); дамы, обмахиваясь новыми платками величиной с небольшую скатерть, резвятся на лужайке... женихи, не страшась расходов, заказывают для своих возлюбленных бутылки имбирного лимонада, а возлюбленные запивают им несметное количество устриц и креветок; юноши в лихо сдвинутых набекрень высоченных цилиндрах покуривают сигары и притворяются, будто это доставляет им удовольствие; джентльмены в розовых рубашках и голубых жилетах помахивают тросточками, время от времени сбивая ими с ног самих себя и других гуляющих. Здешние туалеты часто вызывают улыбку, но в общем вид у этих людей опрятный, довольный, настроены они благодушно и охотно общаются между собой».

Почти целое столетие страна не вела крупных войн и не подвергалась сколько-нибудь серьёзной национальной опасности. Это позволило англичанам всё своё внимание уделять внутренним делам: изобретать новые и совершенствовать старые машины и механизмы, возводить прекрасные здания, заботиться о воспитании и образовании подрастающего поколения. Поэтому-то они с необыкновенной теплотой вспоминают о викторианской эпохе как «золотом веке» в истории Англии.

Но к концу XIX а. Англия утратила своё промышленное первенство, уступив его США и Германии по выплавке стали и добыче угля. Монопольному положению Англии на мировом рынке также пришёл конец. Началась война с бурами. Викторианская эпоха завершилась.