Конспект урока по русскому языку на тему "буквы щщ, звук щ". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква, Щ. Повторение изученных звуков и букв

МАДОУ № 214 "Центр развития ребёнка - детский сад", г. Кемерово

Тема: «Звук Щ, буква Щ».

Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.

Задачи:

1. Закрепление правильного произношения звука Щ, определение места звука в слове.

2. Знакомство с буквой Щ.

3. Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

4. Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

5. Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.

6. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

7.Развитие фонематического восприятия; навыков звукового анализа, чтения и письма, внимания, памяти.

Оборудование: Доска, буква Щ, рабочие тетради по числу детей, ручки, фиш-ки зелёного цвета с зачёркнутым колокольчиком внутри, счётные палочки, картинки со звукам Щ.

Ход занятия.

Отгадайте загадки:

Помашет, помашет.

«Вот так чисто» - скажет.

Он хорош для кислых щей

(Помимо прочих овощей)

Какой первый звук в этих словах? (Ответы детей).

Правильно это звук Щ, с ним, то мы и познакомимся сегодня на занятии.

А сейчас давайте возьмём зеркала и посмотрим какое положение принимают наши губы, зубы и язык.

Губы округлены и вытянуты вперёд;

Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка»;

Язык широкий, высоко поднимается к верху;

Горлышко не гудит;

Дуем на поднятый вверх язык: Щ,щ,щ,щ.

А теперь давайте дадим характеристику звуку Щ. Какой он если во рту есть преграда когда мы его произносим? (согласный). Твёрдый или мягкий? (он всегда мягкий). И если горлышко не гудит, то (глухой). Обозначать мы его будем зелёной фишкой с зачёркнутым колокольчиком внутри.

Давайте проверим, кто самый внимательный. Я буду называть различные звуки, слоги слова, а вы если услышите в нём звук Щ, потопайте ножками.

  • Звуки: а, о, п, г, Щ, в, Щ, ы, д.......
  • Слоги: па, ба, Ща, то, уЩ, иЩ........
  • Слова: клещи, сапог, шапка, щёки.......

"Слоговое лото".

Кто больше придумает слов на заданный слог. Я называю слог, а вы его заканчиваете.

Ща (щавель, щадить...), щё (щётка щёлкает...), ще (щегол, щенок, щедрый...), щу (щука, щупальца, щурится...), щи (щи, щипать, щиплет...).

Игра "Добавь слог".

Продолжите слова походящим слогом Ща, Щу, Щи.

Пи-щу, гу-ща уго-щу, кле-щи, ча-ща, наве-щу, та-щу (щи), изве-щу, защи-щу, ро-ща, пи-ща, зачи-щу.

Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше - выше потянитесь. Влево - вправо посмотрите, руками коленей коснитесь. Сели, встали. И на месте побежали.

Знакомство с буквой Щ.

Логопед вывешивает на доску большую букву Щ и картинку с расчёской из трёх зубцов.

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан)

Это буква Щ давайте её рассмотрим. Из скольких линий она состоит? (5). На, что она похожа? (ответы детей).

Посмотрите, как она пишется (пишет букву Щ сверху вниз коментируя свои действия).

Давайте напишем её в воздухе пальцем вместе со мной (пишут).

А теперь вылижете её у себя на столах из пяти палочек. (выкладывают).

Прописывание буквы Щ в тетрадях.

Игра "Найди подходящее слово".

На доске изображено:

1. Лесенка. 2. Сквозная буква.

щ - - - - - щ -

щ - - - - - - щ -

щ - - - - - - - щ -

Примерные ответы: Примерные ответы:

щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, роща, мощи.

Игра "Найди слова".

На доске написано 2 слова (товарищи и щекотка). Разбор слова на слова.

Товарищи (щи, ищи, тащи...), щекотка (щека...).

Записывание получившихся слов со звуком Щ в тетради.

Итог занятия.

  • С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на занятии?
  • Дайте звуку Щ характеристику.
  • Какие слова со звуком Щ вы запомнили?
  • Ваше задание на дом вспомнить и записать, как можно больше слов со звуком Щ.
  • Занятие окончено.

Цель:

  • Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;
  • Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;
  • Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и двум предметным картинкам;
  • Формирование навыка правильного употребления предлогов в предложениях;
  • Развитие внимания, памяти, воображения;
  • Воспитание аккуратности.

I Организационный момент.

Ребята, на прошлом занятии мы изучили скороговорку. Давайте вспомним ее.

Я по камушкам пошел,

Шубу шелкову нашел.

- Произнесем скороговорку с движениями. Под нее мы будем маршировать.

Произнесем ее медленно.

Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

Какой звук встречается чаще других?

Какой он? Почему?

Твердый или мягкий?

Есть ли у него мягкий братик?

Правильно, звук “ш” всегда твердый!

Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем?

II Основная часть:

Послушайте загадку:

Вьется веревка

На конце головка. (змея)

Представьте, змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ”

Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”.

Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы язык, когда вы произносите этот звук.

Сделать губы рупором. Кончик языка поднят к бугоркам и образует с ними щель. По середине языка идет теплая, плавная длинная струя воздуха.

Произнесем звук “щ”. Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

А есть ли у него твердый братик?

Запомните, звук “щ” всегда мягкий!

  1. Знакомство со звуком.
  2. Знакомство с буквой:

Звук “щ” на письме обозначается буквой Ща.

Посмотрите на нее. На что она похожа?

На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? И что же?

Щ играющий щенок.

Кверху лапками он лег!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Хватать, глотать умеют щуки -

Другой не нужно им науки!

На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “щщщщщщ”.

Ш Й Щ

Какой звук лишний? Почему?

У вас баночки с манной крупой. Напишем букву Й. Напишем букву Ш. Что надо сделать, чтобы получилась буква Щ?

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели

А потом тихонько сели.

Возьмем зеркало и произнесем за мной.

Ща - що - щу - щи

Ащ - ощ - ущ - ищ

Произнесем чистоговорки:

Ща - ща - ща - Шура ходит без плаща.

Ащ - ащ - ащ - мы наденем плащ.

Щи - щи - щи - щавеля мне поищи.

Щу - щу - щу - я щенка ищу.

Щи - щи - щи - где же он пищит?

Придумаем сами чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняете подходящим словом в рифму:

На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной.

Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!

Составим схему к слову “щука”

Сколько слогов? Почему?

Какой слог ударный? Какой он по счету?

Назовите безударный слог? Какой он по счету?

Произнесите первый слог.

Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

Какой второй звук первого слога? Характеристика.

Произнесите второй слог.

Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

Выделяем последний звук. Характеристика.

(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

Произнесем еще раз слова.

К какому слову подходит эта схема? (щит, лещ)

А сейчас мы в цирке. Это ваши дрессированные животные.

Кто вы? (дрессировщики)

Катя, а ты кто? (дрессировщица)

Семен, а ты кто? (дрессировщик)

На столе животные, с которыми вы будете выступать. Представьте, что это арена. На арену выходит слон. Сколько слогов в слове “слон”? Почему? (Дети показывают нужную цифру)

В названии каких животных тоже 1 слог?

На арену выходит лошадь. Сколько слогов в слове “лошадь” Почему?

На арену выходит собака. Сколько слогов в слове “собака” Почему?

Поиграем в игру “Ходим как…”

Цирковая лошадь;

Великаны;

Послушаем рассказ.

Запомните слова со звуком “щ”.

Катин щенок.

Жила - была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из - под стола щетку и стал с ней играть.

Кого подарили Кате?

Куда посадила Катя щенка?

Где уснул щенок?

Что сделал щенок, когда проснулся?

Какие слова со звуком “щ” вы услышали?

Перескажем рассказ по цепочке.

Поиграем в игру “Едет поезд”

Едет поезд! (С чем?)

С топотушками;

С хлопушками;

С поворотами;

С приседушками;

С моргалками;

С приседушками;

С наклонялками;

С хохотушками;

С тишиной.

Какие маленькие слова или предлоги вы знаете? Вспомним предлоги по схемам.

Составить предложение по двум картинкам с маленьким словом.

У детей пары картинок: чашка ложка

жук цветок

птица кормушка

шашки доска

ребенок погремушка

лягушка озеро

лошадь конюшня

плащ вешалка

шкаф книга

щетка ящик

  1. Тактильное восприятие:
  2. Игра “Какой звук лишний?”
  3. Физминутка:
  4. Воспроизведение слоговых рядов:
  5. Воспроизведение чистоговорок:
  6. Работа над звуковым составом слова:
  7. Работа над слоговым составом слов.
  8. Физминутка:
  9. Работа над рассказом:
  10. Физминутка:
  11. Работа над предлогами:
  12. Игра “Путанки”:

Поиграем в игру, которая называется “Путанки”. Я говорю предложение и делаю ошибку, а вы исправляете ее.

На столе сапожки, под столом лепешки.

А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки.

А как правильно?

Под столом портрет, над столом табурет.

Щенок выглядывает под шкафа.

Мяч выкатывает из стола.

Мальчик достает тапочки из стула.

Девочка выметает мусор из дивана.

III Итог:

С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

Поиграем в игру. Поднимите и покажите сигнальную карту, если услышите звук “щ”:

Пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

Базуева А.Д., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад 227”, город Уфа.

  1. Закрепить звук [щ], познакомить с его графическим обозначением.
  2. Развитие фонематических процессов.
  3. Упражняться в звуко-буквенном анализе.
  4. Совершенствовать навыки чтения слогов с буквой Щ.
  5. Познакомить с правописание ща, щу.
  6. Образование действительных причастий настоящего времени
  7. Совершенствование навыков составления схем предложения.
  8. Воспитывать доброжелательность и коллективизм.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  2. Замените первый звук в слове на звук [щ].

    Кепка-… река-…

    Мука-… венок-…

    Кит- … тучка-…

    Мель-… детина-…

  3. Основная часть
    1. Повторение характеристики звука
    2. На какой звук мы заменяли первые звуки в словах? (звук [щ])

      Произнесите звук [щ], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

      Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образуют щель. Воздушная струя встречает преграду, голос не работает.

      Какой звук [щ]? (согласный, всегда мягкий, глухой).

    3. Введение в тему
    4. Сегодня мы с Вами отправимся на рыбалку, где познакомимся с новой буквой. Ребята, вспомните сказки, где герои тоже рыбачили (“Золотая рыбка”, “По щучьему веленью”).

      Чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу, быть внимательными и помнить правило рыбной ловли – не шуметь!

      А сейчас потренируем свое умение слушать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ], поднимите руки в верх и назовете где находится звук в начале, в середине, в конце в слове (ящик, ключик, мяч, плащ, щука, туча, лещ). Молодцы! Мы поймали первую рыбку.

    5. Знакомство с буквами
    6. Ой, а посмотрите у нее что-то в зубах.

      Букву Щ в зубах держу,

      Написать ее прошу!

      Рассмотрите букву Щ.

      Сколько элементов у буквы Щ? Какие это элементы? На что похожа буква Щ?

      У Вас на столах есть буква Щ. Возьмите ее и пальчиком обведите букву. Положите букву Щ на середину тетради и обведите ее, заштрихуйте.

    7. Зрительное запоминание буквы
    8. Посмотрите, что мы поймали (В бутылке карточки буква Щ с недостающими элементами)

      Эти карточки долгое время лежали в воде и некоторые элементы буквы Щ смылись, нужно их восстановить. Молодцы! Мы поймали еще одну рыбу.

    9. Физминутка
    10. Щуку я тащу, тащу.
      Щуку я не упущу.
      Вот она какая,
      Славная, большая!
      Щука плавает кругами.
      Щука щёлкает зубами.
      Ну и зубы – как пила!
      Где такие ты взяла?

    11. Чтение слогов, слов
    12. На дне моря живет осьминог. Посмотрите, на что она похожа? (На букву Щ)

      Протяните щупальца осьминога к гласным буквам. Какие слоги образовала буква Щ с гласными?

      Посмотрите у вас на столах карточки, на которых написаны слова. Азат прочитает слова со слогом Ща, Рита прочитает слова со слогом Щу, Полина прочитает слова со слогом Ще, Акрам слова со слогом Щи.

      Молодцы! Еще одну рыбку мы поймали.

    13. Звуко-слоговой анализ слова
    14. А вместе с рыбой и новое задание.

      Посмотрите на карточки по первым слогам этих слов вам нужно составить новое слово

      Щенок, казанок – ЩЕКА

      Щупальцы, карандаш – ЩУКА

      Роза, щавель – РОЩА

      Пень, щенок, радуга - ПЕЩЕРА

      Составьте схему слова Щука. (Один ребенок на доске, остальные самостоятельно). Какой первый слог в этом слове? Как вы думаете, какую гласную надо поставить в слоге ЩУ? Почему? Запомните, в слоге ЩУ всегда пишется гласная У.

      Разделите слова роща на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге ЩА? Почему? Запомните, ЩА всегда пишется через А.

      Молодцы! Рыбка в нашем ведре.

    15. Образование действительных причастий настоящего времени подбор к ним существительных.

Морские жители спорили и перепутали слова в предложениях. Поможем им.

На встречу попался шипеть гусь.

На плите стоял кипеть чайник.

Мила боится рычать щенка.

Сколько слов в каждом предложении. Составьте схему предложений. Каким по счету стоит слово со звуком [щ] в предложении? Молодцы! Еще одну рыбу поймали.

Ребята, наша рыбалка подошла к концу. Давайте посмотрим, какой рыбы мы наловили и сколько (3 леща и 3 щуки).

С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?

Молодцы! Занятие окончено.

  • познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ.
  • учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой;
  • развитие фонематического слуха, мышления, внимания;
  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование:

звуковые схемы слов, наборное полотно, сигналы – карточки ночь, утро, день, карточки рыбки с буквами

Ход урока

    1. Организационный момент

Ну-ка дети встаньте в ряд.
Готов к работе мой отряд.
Выполним задание “Волшебного сундучка”.
Сядет тот, кто назовет количество слогов в слове и ударный слог
Волк, ваза, мойка, бабушка, юла, конфета, ландыш, маяк, машина, стул.

  • Повторение.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и буквой

    Учитель: Ой, кто это?

    Его имя вы узнаете, если правильно соберете его имя из букв.

    Игра “Слово рассыпалось ” м Е л е я (Емеля)

    Учитель: С какой буквы запишем имя?

    Проверим (3)

    Учитель: Емеля куда ты едешь?

    Емеля: Еду рыбу ловить. Щука слово волшебное мне сказала.

    Рыба сама мне в ведерко прыгнет.

    Вымолви словечко
    Покатилась печка
    Прямо из деревне
    К царю да к царевне
    И за что не знаю
    Повезло лентяю

    Учитель: А почему Емелю назвали лентяем?

    А какие пословицы о труде вы знаете.

    Задание: собери из слов пословицу. (Дети выполняли работу по парам).

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    Емеля: Но ведь это долго, а мне хочется, что бы все было быстро.

    Учитель: Емеля, а знаешь еще одну пословицу?

    Терпение и труд все перетрут (2 раза).

    Я думаю, что и мы с ребятами будем сегодня трудится, что бы узнать что–то новое. И без волшебных слов многое сможем сегодня узнать и тебе поможем наловить рыбы.

  • Формулирование учащимися темы и цели урока.
  • “Волшебный сундучок” приготовил для вас такое задание:

      Учитель: Найдите общее в следующих словах:

      Щепка, шапка, шашка, щетка.

      Дети: Все слова состоят из двух слогов.

      Учитель: Разделите, даны слова на две равные группы и сформируйте тему сегодняшнего урока.

      Дети: В первую группу войдут слова, которые начинаются со звука [ ш ], во вторую группу – слова, которые начинаются со звука [ щ ]. Со звуком [ ш ] мы уже знакомились, со звуком [ щ] не знакомились.

      Значит тема урока – “Звук [ щ ] и буква, которая его обозначает”.

      Учитель: Отталкиваясь от темы, Сформулируйте цель нашего урока.

      Дети: Цель нашего урока – познакомится со звуком [ щ ] и буквой, которая его обозначает; учится отличать звук [ щ] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; Учится читать слоги, слова с новой буквой.

      На доске написано:

      Познакомимся со…

    1. Знакомство с новым звуком.
    2. На доске прикреплена сюжетная картинка на тему “зимняя рыбалка”.

      Учитель: Знакомство с новым звуком мы проведем в необычном месте – на зимней рыбалке.

      Что вы знаете о зимней рыбалке?

      (объяснение данных слов лунка, бур).

      Как зовут мальчиков Коля, Толя

      У Коли клюет – поможем ему.

      Щуку я тащу тащу, щуку я не упущу.

      Сигналы: Ночь (медленно и тихо).

      День (быстро и громко).

      Учитель: Какой звук слышится чаще (звук [щ ])

      Дайте характеристику этого звука.

      Дети: При произнесении воздух встречает преграду значит [щ ] согласный.

      При его произношении слышится только шум.

      Значит он глухой.

      Звучит мягко.

      Учитель: Дайте краткую характеристику.

      Учитель: Вытащили щуку,

      Составьте схему.

      Где слышится звук Щ. Дайте его характеристику.

      Какой знак возьмем для обозначения звука [щ ] зелёный квадрат

      Игра “Светофор” (поднимаем зеленую карточку когда услышите звук [щ ]).

      Шелк, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, щавель, чеснок.

      Учитель: Толя хотел поймать другую рыбу. Но ему это не удалось. В названии этой рыбы один слог. В нем есть новый звук. Какая это рыба?

      Дети: Это лещ.

      Учитель: Составьте звуковую схему слова лещ.

      Охарактеризуйте новый звук в этом слове.

      Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.

      Учитель: в слове щука после звука [щ ] следует звук [ у ]. Но звук [щ ] в нем мягкий. В слове лещ звук [щ ] находится в конце, но он тоже мягкий. Какой можно сделать вывод?

      Дети: Звук [щ ] всегда мягкий.

    3. Физкультминутка.
    4. Учитель: Мы поближе подойдем к лунке. Возможно, узнаем, почему Мише не удалось поймать леща. Я буду читать пред – ния. Если в предложении имеется слово со звуком [щ ], вы тихонько подходите к лунке, приседаете и заглядываете в нее. Если нет качаете головой.

      В глухой яме спит сом
      Лещи лежат рядками без малейшего движения.
      Окуни заснули возле камней.
      Зубастой щуке не спится.
      Хищница хватает сонную рыбу.
      Учитель: Почему нам не удалось поймать леща?
      Дети: Лещи зимой спят.

    5. Знакомство с новой буквой.
    6. Учитель: В лунке проплывают и другие рыбки. К каждой прикреплена какая – либо буква. Когда увидите рыбку с новой буквой, хлопайте в ладоши.

      Учитель: Молодцы! Вы узнали новую букву. Кто знает, как она называется?

      Дети: Это буква “ща”.

      Учитель: На какую букву она похожа?

      Дети: Буква Щ похожа на букву Ш. Только в ней есть еще один элемент.

      (лепим из пластилина) На что еще она похожа?

      На расческу Щ похожа.

      Три зубца всего?

      Ну что же!

      Буква Щ поможет нам.

      Чистить зубы по утрам.

      VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

      А где будет жить буква Щ? (в синим домике).

      Учитель: Буква Щ, пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. Чтение слогов: ща, щу, щи, ще, щё,

      К каким гласным Щ не подойдет, с кем она не дружит: я, ю, э, о, ы.

      А как же мы тогда напишем слог ща, щу?

      Учитель: Пока мы были в гостях у буквы Щ. Мальчики немного замерзли. Чтобы согреться, ребята побегали, попрыгали, а потом Саша написал на снегу слоги и предложил задание

      Вот эти слоги: ща, ша, щу, ще, ше, ще, шо, щи, ши.

      Какое задание предложил?

      Сначала с мягким слиянием, потом с твердым. (Дети читают).

      Учитель: А сейчас поможем Емеле. Наловить рыбы

      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А
      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А

      УКУ И ЛЕ_А В РО_Е НЕ СЫ_ЕШЬ.

      Чтение слов цепочкой

      Прочитайте лишнее слово в первом столбике (роща), во втором (чаща). Прочитайте скороговорку с разным логическим ударением.

    7. Чтение текста с новой буквой. Чтение “цепочкой”
    8. На зимней рыбалке.

      Чаще всего клевали окуньки.

      Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили огромную щуку. Щука – хищная рыба.

    9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.

    Прочитайте предложение, в котором говорится о щуке.

    Какая она? (огромная, хищная)

    Значит у нее не зубы, а зубищи

    Значит у нее не хвост, а хвостище

    Значит у нее не глаза, а глазища

    Значит у нее не рот, а ротище

    Значит у нее не голова, а головища

    X. Соотнесение слова и схемы. Окунь, щука, лещ

    з к з
    к с к з
    з г с г

    XI. Подведение итога

    Емеля с нашей помощью и без всяких волшебных слов наловил рыбы. Только благодаря трудолюбию и знаниям. И нам пора. А что мы узнали нового на уроке? Оцените свою работу на уроке.

    Кому было все понятно, и он старался, трудился.

    Если вы затруднялись при выполнении заданий, но старались, трудились.

    3) Кому было очень трудно с заданьями, не справились.

    1. Уточнение артикуляции звука [щ], ориентиры для написания букв Щ щ.
    2. Развитие фонематического восприятия.
    3. Развитие звуко-слогового анализа слов.
    4. Развитие связной речи.
    5. Развитие просодии.
    6. Закрепление правописания правила ЩА-ЩУ.
    7. Развитие функции словоизменения.
    8. Развитие мелкой моторики.
    9. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

    Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, цветные карандаши, ручки, листы с заданиями, зеркала, карточки со знаками препинания, таблицы с правилами, мультимедийное оборудование.

    I. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

    – Дорогие ребята, давайте поздороваемся!

    "Здравствуйте" – ты скажешь человеку.
    "Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.
    И, наверно, не пойдет в аптеку,
    И здоровым будет много лет.

    – Сегодня нас ждет много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
    – Покажите свое настроение в начале урока. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы! А теперь начнем работать. Сядьте ровно, руки положите перед собой.

    II. Сообщение темы занятия.

    Отгадайте загадку.

    – Уплетая калачи,
    Едет парень на печи.
    Едет прямо во дворец.
    Кто же этот молодец? (Емеля.) (Изображение Емели вывешивается на доску.)

    – Знаком ли вам этот сказочный герой?
    – Из какой он сказки?
    – Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
    – Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? Какие волшебные слова сказала Щука Емеле?
    – Попросим и мы щуку исполнить наше желание. По щучьему велению, по нашему хотению! Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука , выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
    – С какого звука начинается слова щука? (Со звука [щ]).
    – Тема нашего занятия “Звук [щ]. Буквы Щщ”.

    III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].

    1. Характеристика звука.

    Посмотрите на картинку. (Показ картинки-символа “Щетка”.)

    Щетка чистим вещи: Щ-Щ-Щ.

    – Итак, звук [щ] – губы – рупором, кончик языка – прижат к нижним зубам, выдыхаемый воздух – теплый. Посмотри правильность выполнения движений в зеркало.
    – Давайте дадим характеристику звука Щ. Можем мы пропеть звук Щ?

    Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? (Дети кладут рука на горло.) Твердый или мягкий?

    – Согласный звук Щ – глухой, всегда мягкий. Обозначается буквой Ща. (Показ буквы.)
    – Выложите букву Щ из палочек.
    – На что похожа буква Щ? (На расческу.)

    На расческу Щ похожа.
    Три зубца всего? Ну что же!

    2. Развитие фонематического восприятия.

    – Сейчас щука проверит, как вы внимательно умеете слушать. Я буду произносить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите в слове звук Щ:

    щи, чулок, щенок, цирк, плащ, ищу, шапка, часы, лещ. (Дети определяют позицию звука в слове, рот логопеда закрыт экраном.)

    IV. Связь с буквой.

    – По щучьему велению, по моему хотению, покажи нам щука, как правильно пишется печатная буква Щ. (Показ буквы на экране проектора.)
    – Возьмите лист и зеленый карандаш и напечатайте 3 заглавные буквы Щ. (Правила посадки.)
    – Почему мы печатаем букву Щ зеленым карандашом?
    – Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же.
    – Для чего нужна заглавная буква Щ?
    – Сейчас посмотрите, как правильно написать маленькую печатную букву Щ.

    (Показ буквы на экране проектора.)

    – Возьмите зеленый карандаш и напечатайте маленькую букву Щ. Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же. (Правила посадки.)

    V. Чтение слоговой таблицы.

    – Найдите на листе задание 2. Давайте прочитаем слоги с буквой Щ. По щучьему велению, по моему хотению прочитайте все слоги правильно, без ошибок! (Дети читают по цепочке.)

    – Хором прочитаем все слоги!

    VI. Физкультминутка.

    – Давайте отдохнем, и снова поможет нам в этом щука. (Показ движений соответственно содержанию каждой строки.)

    Щука в озере жила,
    Червячка с крючка сняла.
    Наварила щука щей,
    Пригласила трех ершей.
    Говорили всем ерши,
    Щи у щуки хороши!

    VII . Звуко-буквенный анализ слов.

    – По щучьему велению, по нашему хотению!
    – Делаем схему слова лещи , внимание на экран.

    1. Делим слово на слоги ле-щи? (Картинка № 2.)
    2. Сколько в этом слове слогов? (Картинка № 2.)
    3. Назовите первый слог ле
    4. Слог закончился, отделяем вертикальной чертой.
    5. Назовите второй слог щи – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
    6. Ставим ударение. На какой слог падает ударение? На второй слог, на гласную и .

    – Делаем схему слова овощи , внимание на экран. (Аналогично.)

    VIII. Развитие просодии.

    – А теперь скороговорка про щуку. (Прикрепить на доску карточки со знаками препинания. ? !)
    – Внимательно послушайте скороговорку: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу”.
    – Что я сказала? Что поставим в конце предложения?
    – А теперь давайте произнесем эту скороговорку с вопросительной интонацией: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?”
    – Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Вопросительный знак, так как предложение содержит вопрос.
    – А теперь давайте произнесем эту скороговорку с чувством радости: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!”
    – Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Восклицательный знак, так как в предложении передается чувство радости.

    IX. Развитие связанной речи.

    – Ребята, нам щука приготовила сюрприз, по щучьему велению, по моему хотению покажи нам щука мультфильм про щенка (Просмотр м/ф).
    – Кто такие щурята? Маленькие щуки.
    – А теперь давайте по картинкам перескажем содержание мультфильма.

    X. Физкультминутка – направленная на расширение словарного запаса, с помощью суффикса -ищ.

    – Давайте отдохнем, повторяйте слова и движения за мной.

    У нашего котищи
    Вот такие глазищи!
    У нашего котищи
    Вот такие усищи!
    У нашего котищи
    Вот такие когтищи!

    – Когда мы говорим слова ГЛАЗИЩИ, УСИЩИ, КОГТИЩИ?
    – А сам котище, какой?

    XI. Работа в тетради + орфограмм ща, щу.

    – По щучьему велению, по моему хотенью, возьмите лист, сядьте ровно и внимательно посмотрите и послушайте, как правильно написать заглавную письменную букву Щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
    – Возьмите ручку и напишите с помощью наклонного листа 3 письменные заглавные буквы Щ.

    – Сейчас посмотрите, как правильно написать строчную письменную букву щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
    – Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите еще одну точно такую же.
    – Молодцы! А сейчас Щука приготовила для вас игру: я вам буду показывать картинки, а вы должны будете записать только первую букву каждого слова.
    – Какое слово у вас получилось? Что в нем особенного? (У детей получаются слова: роща, тащу.)
    – Как пишутся эти слова?

    (На доску вывешиваются карточки “Ща пиши с а! Щу пиши с у!”.)

    XII. Домашнее задание.

    – Дома вам надо отработать чтение слогов, повторить новые правила. А Щука за хорошую работу приготовила вам сюрприз – это лист-раскраска: дома раскрасьте букву Щ.

    XIII. Рефлексия.

    – Кто к нам приходил в гости на занятие?
    – С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]?

    –Красную рыбку в ведро положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими буквами, а желтую рыбку положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.