Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде, говорят, она везде. Ход непосредственной образовательной деятельности

Наталья Маякова
НОД «Вода и её свойства»

Тема : «Вода и её свойства »

Задачи :

1. Образoвательные : закрепить и расширить знания детей о свойствах воды (вода не имеет цвета ; не имеет фoрмы; не имеет запаха; прозрачна; может растворять другие вещества, о роли воды в жизни человека и живых организмов, активизировать и обогащать словарь детей по теме образовательной деятельности.

2. Воспитательные : воспитывать умение слушать других детей,

воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;

3. Развивающая : продолжать развивать навыки проведения лабораторных опытов, пользоваться мoделированием.

Предварительная работа.

1. Беседы o воде, ее роли в жизни человека, животных и растений.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода » .

4. Чтение худoжественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок.

Материал для экспериментов.

Прозрачная, стеклянная посуда разной формы (стаканы, колбы, банки)

Вещества, которые мы будем растворять в воде (сахар, соль, краски, кофе и др.)

Маски капелек и тучки

Запись звуков воды (дождь, водопад, речка, ручей, морской прибой)

Карточки для моделирования

Место проведения : Комната природы

Ход образовательной деятельности :

-Ребята, отгадайте загадку : На лице цветет- от радости растет.

Давайте улыбнёмся, чтобы у нас и у наших гостей было хорошее настроение.

(дети садятся на стульчики)

Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадки, а загадки не простые, а волшебные. Приготовьте ушки и слушайте. (включаю звуки воды)

Что это? (звук реки, ручейка, моря….)

Вы догадались о чём мы с вами поговорим (о воде)

Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, глобус. А что такое - глобус? (глобус –это модель Земли.)

Какую форму имеет наша Земля? (Земля имеет форму шара.)

Дети, скажите, какого цвета на глобусе больше и почему? (синей краской изображены моря, океаны, реки. Они покрывают большую часть Земли.)

У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвёртая её часть- суша, а вот эта большая часть- вода . Так много или мало воды на планете?

Ребята, придумайте определения к слову «вода » . Вода , какая?

(Придумывают определения) Вода прозрачная , родниковая, морская, кипяченая, чистая, дождевая.

Все реки, озера, моря и океаны Земли сливаются вместе и образуют один Мировой океан. У Мирового океана 4главных задач. Мы вместе их разберем.

1 задача- это поить Землю.

Кто и что пьёт воду на Земле? (воду пьют люди, птицы, животные; вода нужна растениям ; без воды всё живое на Земле погибнет от жажд;)

Сколько времени человек может прожить без воды (не больше 3-х дней) Без пищи человек может продержаться гораздо больше, а без воды не более 3-х дней.

Андрей, подойди к столу и найди карточку с помощью которой мы изобразим эту задачу.

Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах ? (солёная, невкусная, горькая)

Можно её пить? Готовить на ней пищу?

(Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена.)

А теперь посмотрите сюда- в банке(3л) вода . Представьте, что это вся вода , которая есть на Земле, а в стакане(1/2часть) - это вода , которую можно употреблять человеку.

Воду, которую употребляет человек называется- пресной.

Так много или мало пресной воды на Земле?

Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.

2задача- кормить нас. Как может накормить нас вода ?

С помощью воды люди готовят себе пищу, варят еду : суп, картошку, разные овощи, макароны….

Без воды не приготовить чай, кофе, компот.

В реках, морях и океанах живут рыбы, животные и растения. Многие из них человек употребляет в пищу.

Дети, а каких рыб вы знаете? (карась, окунь, лещ, акула)

Света, подойди к столу и найди карточку с помощью которой мы изобразим эту задачу

3задача- перевозить людей и грузы.

Проехать по суше можно не везде, а вода широкая и удобная дорога.

Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)

Какой водный транспорт вы знаете? (теплоходы, пароходы, катера, лодки, баржи, плоты….)

4задача- умывать нас. Кого и чего умывает вода ?

-Вода умывает людей , леса, растения, дома, города, всю Землю. Водой моют машины, улицы. Вода стирает бельё .

Правильно, дети. Без дождей, без воды всю Землю покрыл бы слой пыли и грязи, и тогда бы всё погибло ли.

Если руки ваши в ваксе. Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг. Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо Человеку погибать?

Удивительно, не так ли? В супе, чае, каждой капле,

В звонкой льдинке и дождинке, И в росинке и в снежинке

Нам откликнется всегда океанская вода .

Физминутка «Дождь»

Капля –раз, капля- два, очень медленно сперва

(хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом.

(бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять.

(хлопки)

Кап- кап, кап- кап.

(свободное движение пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.

(соединить руки над головой)

-Вода может находится в 3 состояниях, а в каких вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное)

В твердом состоянии мы её можем встретить в виде льда, сосулек, снега.

А что такое лед? (замороженная вода ) .

А в жидком состоянии? (роса)

А в газообразном? (пар,туман)

Вот какая вода волшебница , необыкновенная. То в сосульку превратится- то в снежинку, то в пар!

Она может из одного состояния переходить в другое и про её состояние я вам загадаю загадки.

Меня ждали, меня звали, показался- убежали. (дождь)

Седой дедушка у ворот все глаза заволок. (туман)

В каплях всё вокруг блестит, луг алмазами покрыт. (роса)

Прозрачен как стекло, не вставишь в окно. (лёд)

С неба звездой, в ладошку- водой. (снежинка)

Скатерть бела, весь свет одела. (снег)

Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (снег)

С крыши белый гвоздь торчит. Солнце взойдёт, и гвоздь упадёт. (сосулька)

В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Ходят капельки по кругу»

Я вас своей волшебной палочкой превращу в капелек (превращаю детей и себя)

Проводится игра.

Ребята, а теперь я вам расскажу сказку про Тучку и её детках - капельках. Тучка : Капельки пора вам в путь отправляться. Посылаю вас, капельки, на землю. Пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, деревья и цветы, погуляйте. А затем ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите себя хорошо. Прохожим за воротник не залезайте. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой- пребольшой океан. Плавали- плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

Тучка : Молодцы, капельки, хорошо себя вели, славно попутешествовали.

Поиграли, а теперь я вас приглашаю в нашу лабораторию.

Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

Дети, посмотрите, что я делаю (переливает воду из одного сосуда в другой?

Подумайте, какое свойство воды помогает воде переливаться. (вода жидкая )

Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой , то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая , может течь, то её называют жидкостью.

Вода - жидкая , поэтому её можно переливать.

Если форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт : будем наливать воду в сосуд, банку, стакан.

И так, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (форму баночки)

А что с ней произошло, когда налили её в сосуд, стакан?

(вода приняла форму этих предметов)

Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода ?

- Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать,что там лежит, нужно отгадать загадки.

Белый камень в воде тает. (сахар)

В воде родиться, воды боится. (соль)

Ребята, а почему соль и сахар боятся воды (потому что они в ней исчезают.)

Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. (сахар и соль растворились в воде)

А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

(масло не растворилось в воде : оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.)

Молодцы, проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились.

Вода одни вещества растворяет, а другие нет

Воспитатель (Показывает два стакана : один с водой, другой с молоком) В каждом из них чайная ложечка). А теперь подумайте и скажите, какого цвета вода и как вы догадались ?

Вода прозрачная . В стакане с водой ложечку видно, а в стакане с краской нет.

Ребята, а как вы думаете, можно ли поменять цвет воды?

А как? (добавить в воду какой- ни будь краситель)

ВЫВОД; ВОДА ПРИНИМАЕТ ЦВЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КРАСИТЕЛЯ.

Ребята, подумайте, что было бы если речная вода была бы непрозрачной? Как в сказках река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

(Нет непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи а без этого в реках не могут жить растения. а не будет растений не будет рыб и других животных. Рыбам тоже нужна прозрачная вода чистая .)

А кто мне скажет, чем пахнет вода (Она не пахнет, у воды нет запаха.)

Правильно, у воды нет запаха, но она может пахнуть тем, что в ней растворяется или содержится, и сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху»

1. (Игра «Угадай по запаху» . Дети угадывают запах мяты, чеснока, укропа, ванили, кофе и т. д.)

Дети, скажите, а какая вода на вкус ? (У воды нет вкуса.)

А как вы думаете, вода может иметь вкус ?

(Да, если что-то в ней растворить.)

Правильно. Если в воде, что-то растворить, она приобретает вкус этого вещества.

У меня 3 стаканчика с водой (показывает) . На вид они не отличаются друг от друга, но Вода в них имеет разный вкус. Какой, вы догадаетесь, если попробуете.

(Игра «Угадай по вкусу» . Воспитатель вызывает 3 детей)

1. Эта вода соленная , в ней растворили соль.

2. Эта вода сладкая , в ней растворили сахар.

3. Эта вода кислая , в ней растворили лимонную кислоту.

Молодцы дети, давайте еще раз вспомним какие свойства имеет вода ? (без вкуса без запаха, это жидкость, не имеет форму, вода прозрачная .)

Ребята, а теперь я вам предлагаю пройти в группу и почитать сказки о воде.

Конспект по экспериментированию первой младшей группе « Вода, какая она»

Воспитатель: Кожевникова Н. В. Ноябрь.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, познакомить с некоторыми свойствами воды;

Образовательная:

1.Познакомить детей со свойствами воды (цвет, температура, текучесть)

2.рассказать о значении воды в нашей жизни.

Развивающая:

1.Развивать речь, мышление и любознательность детей.

2.Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

3.Развивать наблюдательность.

Воспитательная:

1.Воспитывать бережное отношение к воде.

2.Воспитывать у детей культурно- гигиенические навыки.

Обогащение словаря: Жидкая, прозрачная,холодная, тёплая.

Материал и оборудование: Стакан, стакан с водой, стакан с белой гуашью, камешек,две тарелки, вода тёплая, холодная, полотенце.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь.

В-ль: Интересно, кто к нам пришёл в гости?

Заносит игрушку зайчика.

Здравствуйте, ребята,я шёл к вам в гости и нёс немного воды, хотел вместе с вами с ней поближе познакомиться, но я упал, и вода вся пролилась. Но у меня осталась загадка, отгадайте её..

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без (воды)

В-ль: Не расстраивайся, Зайка, мы поможем тебе. У нас в группе вода есть в водопроводном кране.

Зайка; Здорово, сейчас мы с вами отправимся в путешествие на поиски воды. Вы готовы? Тогда в путь!

По ровненькой дорожке,

(дети идут шагом)

Шагают наши ножки,

Раз, два, раз, два,

По камешкам, по камешкам

(прыгают на двух ногах)

В ямку- бух!

(приседают на корточки)

Дети подходят к водопроводному крану.

В-ль: Набирает воду в стаканы.

Опыт № 1: « Вода- жидкая»

Вместе с детьми переливаем воду из одного стакана в другой.

В-ль: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

В-ль: Почему вода льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак вода какая? (жидкая)

Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Давайте вместе повторим, вода льётся она жидкая.Молодцы. Идём дальше в путь.

Проводится п/и « По ровненькой дорожке»

Доходим до стола, где стоят стаканы с водой и тарелочки с белой гушью.

В-ль: Дети, какого цвета вода? Ответы детей.Прозрачная.

А сейчас сделаем с вами воду белого цвета. Дети размешивают гуашь в воде. Какого цвета получилась вода? Белого.

Зайка: Давайте мы с вами поиграем в прятки.

Опыт №2.» Вода прозрачна»

Зайка: Давайте с вами спрячем камушек в прозрачной воде и в воде белого цвета. И увидим где видно камушек, а где нет. Ответы детей.

В-ль: Правильно в одном стакане вода прозрачная и мы с вами видим камушек, а в другом стакане вода белая и мы не видим камушек, вода не прозрачная.

Зайкы: Давайте вместе скажем вода прозрачная и непрозрачная.

В-ль: А теперь немного отдохнём.

Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём, крепко щёткой зубы трём

Моем уши, моем шею, на глазах мы хорошеем.

Дети подходят к столу где стоят два таза с тёплой и холодной водой.

Опыт №3 « Вода холодная, тёплая»

Воспитатель говорит, что вода, может быть, тёплой и холодной. Предлагает опустить пальцы в тёплую и холодную воду.

В-ль: Так какая у нас в чашках вода? (тёплая, холодная)

Зайка: Все вместе вода, какая? Холодная, тёплая. Молодцы!

В-ль: Дети, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей)

Правильно, вода бывает жидкая, прозрачная, бывает непрозрачная, холодная, тёплая.

Читаю отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:

Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться, не наесться не напиться.

Смею вам я доложить без воды нам не прожить!

Зайка, а ты знаешь для чего нам нужна вода?

Зайка: Я знаю, люди пьют воду, каждый день моют руки и лицо, моют посуду, стирают одежду, варят еду, моют грязные фрукты и овощи; поливают растения, чтобы не засохли.

В-ль: Молодец зайка правильно. Вода всем необходима не только людям, но и растениям, животным-всему живому на земле. Поэтому её нужно беречь и охранять.

Зайка: Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду. До свидания детки.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Вода. Свойства воды»

Цель : совершенствование представления детей о разнообразных свойствах

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие»

Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;

Закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе.

«Социально-коммуникативное развитие»

Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

«Речевое развитие»

Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;

Обогащать словарный запас детей (гейзеры);

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;

Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов;

Материалы и оборудование:

пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, тарелочки пластиковые, ложечки, камешки, термос с теплой водой, трубочки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды.

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

Чтение сказки «Путешествие Капельки».

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

Знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход НОД:

Организационный момент.

Стук в дверь, почтальон приносит письмо.

Воспитатель читает письмо:

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».

Ребята, а что вы знаете о воде?

(Показ слайдов)

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности - только вода.

Жизнь без воды невозможна!

I часть: Вводная.

Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - Да.

Воспитатель - А как?

Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.

Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке.

Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети - Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.

Воспитатель : Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Дети - Не шуметь - этим мы мешаем другим.

Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Нужно слушаться воспитателя.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт 1.Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети - Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети - Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети - Нет.

Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?

Дети - Да.

(подводим детей к правильному ответу- какой цвет у воды?)

Воспитател ь - А что можем сказать о цвете воды?

Дети - Вода без цвета.

Воспитатель - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети - Вода - бесцветная.

Первое свойство - вода без цвета (схема).

Опыт2. Вода прозрачная.

Воспитатель - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети - В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком - нет.

Воспитатель - Какой делаем вывод?

Дети - Вода - прозрачная.

Второе свойство - вода прозрачная (схема).

Опыт 3. Вода меняет цвет.

Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети - Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети - Вода изменила свой цвет.

Воспитатель - Какой вывод из этого следует?

Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Третье свойство - вода меняет цвет (схема).

Опыт 4.Вода без вкуса.

Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель - Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?

Дети - Сладкий, соленый.

Вывод : Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Четвертое свойство - воде можно придать вкус (схема).

Опыт 4.Вода без запаха.

Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.

Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети - Вода ничем не пахнет.

Воспитатель - Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Пятое свойство - воде можно придать запах (картинка).

Физминутка.

Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)

Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются».

Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).

Дети - В воде сахарный песок растворился.

Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?

Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети - Песок не растворяется, вода становится мутной.

Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Дети - Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.

Шестое свойство - вода растворитель (схема).

Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Воспитатель - Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

Дети - Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

Вывод : Воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).

Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие - только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали - тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных - в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры (показ слайда ). От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Воспитатель - А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети : В жидком, твердом и в газообразном виде.

Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.

(слайд «Круговорот воды в природе»)

Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт 7 « Облако в банке».

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.

Воспитатель - Во что превратилось наше облако?

Дети - Облако превратилось в дождь (Схема).

Вывод : Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).

III часть. Подведение итога.

- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке эту книжку? Спасибо ребята, вы все большие молодцы!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка

Первомайского района Алтайского края

Конспект НОД

в старшей группе «Волшебница вода»

2018 г.

Программные задачи:

Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.

Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.

Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».

Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность

по теме «Волшебница вода»

- углубит знания детей о свойствах воды;

Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.

Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.

Ход работы:

Звучит мелодия «От улыбки»

В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.

Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.

В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).

В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)

Давайте поговорим о воде.

Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)

Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)

Имеет ли вода запах? (Без запаха).

Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).

В: - Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду? (готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.

Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)

Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .

Физкультминутка
Тихо плещется вода (Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (Руки вверх)
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем, (Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох. (Делаем вдох)
И присядем на песок. (Дети садятся.)

В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.

Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)

1. Не кричать!

2. Не трогать без разрешения!

3. Не пробовать на вкус!

4. Соблюдать осторожность!

В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.

Какая получилась вода? (солёная).

А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.

В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.

В: Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).

Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.

Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).

А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)

А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!

Полоса - к полоске, линия - к линии:

Жёлтая, зелёная, красная, синяя…

В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.

Вам понравилось быть исследователями?

Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)

(звонок телефона)

В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)

Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.

Вы такие, молодцы!

Все старались, не ленились

И, играючи учились!

От меня за труд такой

Вам подарок небольшой!

Вы меня не подводите,

А скорей его найдите:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

Не в шкафу он, не в руке,

А в волшебном сундучке!

(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)

Интегрированная НОД «Вода в жизни человека»

Занятие для детей 6-7 лет

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека); о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная – пар); воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту).Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации. Формирование бережного отношения к воде.

Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость).

Материалы и оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, флакончик с нежными духами, соль, лимон, соль, сахар, морской песок, куриное яйцо, кубики льда (в термосе), термос с горячей водой, зеркальце, проектор, фильм «Вода в природе - ЖИВАЯ!» (4 минуты), презентация о воде.

Ход занятия.

Воспитатель : Вода. (Показ слайда № 1) Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения)..

А что вы знаете о воде?

Дети отвечают на вопрос, что они знают о воде.

Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. (Показ слайда № 2) Что тогда произойдет? Почему?.. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее Вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

(Н. Рыжова)

Человек на 80 % состоит из воды.

Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?.. Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой". (Показ слайда № 3)

Как называются все моря и океаны на Земле?.. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.

Давайте поиграем в игру "Какая бывает вода" (воспитатель бросает детям мяч и они говорят о свойствах воды и использовании ее в жизни человека).

А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово лаборатория?

Опыт№ 1 "Определение цвета воды"

Какого же цвета вода?

Поставьте перед детьми стакан с водой и попросите сказать, какого она цвета.

Опыт №2 "Определение прозрачности воды”

У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком.

Давай посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?

(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой?

(Ее будет видно.) вода – прозрачная.

Опыт №3 "Определение запаха воды”

Какой запах имеют цветы? Духи? (приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

А теперь понюхай воду. Имеет ли она запах? (нет).

Опыт №4 "Определение вкуса воды”

Какая соль на вкус? (соленая)

Лимон? (кислый)

Попробуй воду на вкус. Какая она? (без вкуса)

Опыт № 5 "Определение формы воды”

Посмотри, у меня в стакане вода, если я перелью в тарелку такое же количество воды, что изменится? (вода принимает ту форму, в которую ее переливают, вода растекается)

Так имеет ли вода определенную форму? (нет)

Физминутка.

А сейчас мы с вами немножко отдохнем. (Показ слайда № 4) Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. (Показ слайда № 5) А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной. (Показ слайда № 6) Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара. (Показ слайда № 7)

А сейчас мы с вами опять пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде.

Опыт № 6 "Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются"

Соль, сахар в воде растворяются, при этом вода остается прозрачной.

Речной песок не растворяется, оседает на дно стакана.

Гуашь растворяется в воде, при этом меняет цвет воды.

Опыт № 7 " Как узнать в каком сосуде морская вода"

Соленая вода плотная, способна удержать куриное яйцо.

Опыт № 8 «Вода, лед, пар – три состояния воды»

Лед и снег- твердое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть станет паром.

Наблюдаем, как из термоса выходит пар. - Ребята, что это? Правильно, это пар. Пар- это тоже вода! Поместим над паром зеркальце. На ней образовались капельки воды.

Рассматриваем кусочек льда. Бросаем в воду.

И что же мы с вами узнали? Значит, снег, пар и лед- это вода!

Воспитатель: А вы знаете что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

И никогда нельзя засорять водоемы, бросать мусор в реку, море или озеро!

(Показ слайда № 8 и 9)

Просмотр фильма «Вода в природе - ЖИВАЯ!» (https://www.youtube.com/watch?v=qhA1wIbAKT0)

Рисование на свободную тему «Вода».

Итог. Убеждать людей бережно использовать водные ресурсы. Для детей это возможно через различные занимательные формы. Приобретают понимание о значении воды для человека, растений, животного мира. Созданная атмосфера позволила реализовать каждому ребенку свою познавательную активность. Показателем успешности так же является положительные отзывы родителей о мероприятии.