Катастрофы теплоходов в ссср. Самые крупные катастрофы в море

Вроде возгорания, поступления воды, ухудшения видимости или обстановки в целом. Слаженные экипажи, направляемые опытными капитанами, справляются с проблемами быстро. Иначе происходят катастрофы морские, которые забирают с собой человеческие жизни и оставляют свой черный след в истории.

Подобных бедствий и трагедий наблюдается достаточно много. Однако некоторые из них заслуживают особого внимания.

Торпедирование таинственного теплохода «Армения»

Самые крупные катастрофы морские случились именно в 20 веке, преимущественно в годы войны. Наиболее масштабной трагедией за всю является потеря теплохода «Армения». Корабль применяли для перевозки раненых с Крыма во время наступления немецких солдат. После того как на борт судна погрузили тысячи раненых в Севастополе, теплоход прибыл в Ялту. Считалось, что этот город был обречен, поэтому сотрудники НКВД поместили на корабль несколько тяжелых ящиков. Ходили слухи, что в них было золото. Это привлекло множество искателей приключений впоследствии.

7 ноября 1941 года торпедоносец «Хейнкель Не-111» атаковал теплоход, после чего судно быстро затонуло. До сих пор неизвестно, сколько людей оно перевозило. Дается лишь приблизительная оценка количеству жертв (7-10 тыс. чел.).

Также надо отметить, что судно до сих пор не найдено. Так как от берегов Ялты оно отплывало в момент, когда немцы уже зашли в город, капитан корабля никого не стал информировать о своем дальнейшем маршруте. Поэтому неизвестно, по какому именно пути «Армения» передвигалась.

Трагедия на Балтийском море

В Балтийском море затонувшие суда встречаются аквалангистам и ныряльщикам достаточно часто. Но крушение лайнера «Кап Аркона» и грузового судна «Тильбек» - трагедия, унесшая почти 8000 жизней. Она считается одной из наиболее крупных морских катастроф.

Оба корабля были атакованы Они перевозили заключенных из концлагерей. Также на борту находились бойцы СС и немецкий экипаж. Последним, кстати, удалось спастись. Всех остальных, в основном тех, кто был одет в полосатую робу, расстреливали немецкие суда.

Так британская авиация допустила масштабную катастрофу, которая не принесла решительно никакой пользы в войне. В свою защиту английские ВВС высказались, что бомбардировка произошла случайно, ошибочно.

Легендарный «Титаник»

Каждый, кто изучает затонувшие суда либо что-то о них слышал, неизменно свяжет историю с «Титаником». Однако в ней нет ничего загадочного или уникального. Капитан корабля был проинформирован об угрозе айсбергов, но решил проигнорировать эти данные. Вскоре он получил сообщение, что впереди огромная ледяная глыба. Времени на смену курса уже не оставалось. Поэтому капитан решил подставить под удар правый бок.

Корабль еще в порту получил прозвище «непотопляемый». Надо сказать, что он немного ему соответствовал. Несмотря на большие полученные повреждения, судно еще долгое время удерживалось на воде. За этот период ближайший корабль «Карпатия» успел подойти на помощь. Именно поэтому спаслись более 700 пассажиров. Погибших оказалось около 1000.

Таким образом, если рассматривать самые «раскрученные» морские катастрофы 20 века, то гибель «Титаника» окажется на первом месте. Это обусловлено вовсе не количеством человеческих жертв и трогательных историй о спасении, а тем, что на корабле путешествовала знать.

Лайнер «Лузитания»

В 1915 году катастрофы морские пополнили свой список крушением британского пассажирского лайнера. 7 мая «Лузитания» была атакована немецкой подводной лодкой. Торпеда поразила правый борт, вызвав серию взрывов. В результате судно пошло ко дну в считанные мгновения.

Катастрофа произошла около Кинсейла (Ирландия), в 13 километрах от него. Вероятно, такая близость к материку и позволила спастись достаточному количеству человек.

Полное крушение лайнера произошло за 18 минут. На борту было около 2000 человек, более 700 из которых удалось спастись. 1198 пассажиров и членов экипажа пошли ко дну вместе с обломками бывшего крупного лайнера.

Кстати, именно с этой трагедии начинается англо-немецкое противостояние на водных просторах. Обе страны стараются нанести ущерб, иногда даже «случайно», друг другу относительно морского флота.

Атомоход «Курск»

Самой свежей катастрофой в воспоминаниях россиян является гибель «Курска». Эта трагедия принесла беду и горе во многие семьи, которые совсем не ожидали расстаться с близкими навсегда. Ведь атомоход делал всего лишь учебный заплыв.

Затонувшие подлодки всегда вызывали интерес. 12 августа 2000 года их список пополнил «Курск». На данный момент есть 2 причины произошедшего. В первом случае полагается, что в торпедном отсеке взорвался снаряд. Однако никто не может сказать, почему это произошло. Во втором случае - атака со стороны конкретнее, подлодкой «Мемфис». Что касается сокрытия реальной причины гибели «Курска», то правительство решило избежать международного конфликта. Так или иначе, на данный момент нет точной информации относительно того, почему затонул атомоход.

Жертвами трагедии стали 118 человек. Помочь гибнущим людям на дне Баренцева моря оказалось невозможным. Поэтому выжить не удалось никому.

Самая парадоксальная гибель

Крупнейшие морские катастрофы отличаются не только масштабными человеческими жертвами, но и своей уникальностью. Многие из них случаются при таких условиях, которые на первый взгляд кажутся совсем невозможными. Парадоксальной катастрофой является гибель парома «Дона Пас» и нефтяного танкера, произошедшая в конце 1987 года.

Дело в том, что капитан парома сидел в своей каюте и смотрел телевизор, в то время как управление кораблем осуществлялось неопытным матросом. Навстречу ему плыл нефтяной танкер, с которым несколько минут спустя произошло столкновение. В результате почти все пассажиры сгорели заживо, так как начался глобальный пожар. Из возникшей огненной ловушки было невозможно выбраться. Более 80 тонн нефти вылилось в море, после чего сразу воспламенилось. Кто бы мог подумать, что на воде можно погибнуть от огня?

Оба корабля ушли полностью под воду менее чем за полчаса. Выживших людей не оказалось, стихия забрала 4375 человек.

Заключение

Все катастрофы морские представляют собой трагедии, которые повергают в горе и обрывают судьбы людей. Наносится физический ущерб флоту, особенно если теряется боевой корабль. Но также наблюдается моральный урон, ведь никому не хочется терять коллег и братьев по специальности.

Но любая также является своеобразным экспериментом, только незапланированным. После происшествия флоту нужно проанализировать ситуацию со всех сторон, выявить обстоятельства и причины. Далее должна осуществляться выработка мер, способствующих исключению возможности повторения конкретной катастрофы.

В результате индустриализации и развития промышленности в начале XX века, в ведущих странах мира началось крупномасштабное строительство кораблей с большим водоизмещением на паровых двигателях. На воду спускались огромные пассажирские суда, вместимость которых измерялась тысячами мест.

Паровые двигатели позволяли совершать дальние путешествия по миру. Замена деревянного корпуса стальным сделало материалы более дешевыми и прочными, тем самым обеспечивая кораблестроение всеми необходимыми ресурсами. Но несмотря на улучшение качества судостроения, корабли тонули не реже, чем в 18 или XIX веке, только масштаб кораблекрушений был глобальнее за счет количества жертв. Эта статья расскажет вам про самые крупные морские катастрофы в истории.

На 10 месте по количеству жертв находится подводная лодка «Курск», затонувшая в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Причиной является взрыв торпеды в торпедном отсеке, однако, по неофициальной версии «Курск» был атакован ВМС США - подводной лодкой «Мемфис». Существует мнение, что российское правительство сознательно скрыло нападение американцев, чтобы избежать международного конфликта. Жертвами стали 118 человек. Не выжил никто.

Столкновение лайнера «Адмирал Нахимов»

9 место. Столкновение советского лайнера «Адмирал Нахимов» с сухогрузом «Петр Васев» 31 августа 1986 года в Черном море. Оба капитана были осуждены. Капитан корабля «Петр Васев» доверившись системе автоматизированной радиолокационной прокладке курса (САПР), не менял направление и скорость вплоть до нахождения критического расстояния от «Адмирала Нахимова». Другим немаловажным фактором является то, что капитаны кораблей никак не могли установить связь друг с другом до договориться кто кому должен уступить. Сухогруз протаранил пассажирский пароход под углом в 110 градусов. За 8 минут «Адмирал Нахимов» погрузился под воду. Погибло 423 члена экипажа.

8 место занимает «Новороссийск» - советский линкор, полученный СССР за счет репарации из итальянского военного флота. 29 октября 1955 года корабль «Новороссийск» был потоплен, подорвавшись на мине в Черном море, однако, существует версия, засекреченная Советским союзом, по которой линкор взорвался в результате действия итальянских диверсионных групп. Итальянское правительство не хотело оставлять гордость национального флота в руках врага, поэтому подстроили диверсию на «Новороссийске». В результате катастрофы погибло 604 члена экипажа.

На 7 месте находится американский корабль «Истленд» затонувший 24 июля 1915 года на озере Мичиган. Туристическое судно было рассчитано на 1000 пассажиров, однако, на борт было продано 2500 билетов. После того как капитан приказал отдать швартовый, корабль медленно повалился на правый борт, пассажиры начали паниковать. Переполненный пассажирский пароход повалился на левый борт, от переполненного груза в виде лишних полторы тысячи пассажиров. Погибло 845 человек. По решению суда виноват оказался механик, неравномерно заправивший балласты.

6 место занимает паром «Эстония», затонувший 28 сентября 1994 года в Финском заливе. В 1:15 на пароме оторвался носовой визор, в результате чего вода стала попадать в грузовой отсек. За 35 минут «Эстония» полностью затонула. Жертвами трагедии стали 852 человека.

Кораблекрушение парохода «Эмпресс оф Айрленд

На 5 месте кораблекрушение гигантского парохода люкс класса «Эмпресс оф Айрленд» который столкнулся с грузовым кораблем, наполненный углем, 29 мая 1914 года. Корабль «Сторстад» протаранил пассажирский лайнер в правый борт под углом в 35 градусов. Пробоина составила пять метров в глубину «Эмпресс оф Айрленда». После столкновения Капитан пассажирского корабля прокричал в рупор командиру грузового судна: «Дайте полный ход вперед», но капитан «Сторстада» сказал: «Двигатели на полную мощность работают назад, ничего не могу сделать». Через несколько минут грузовой корабль отошел назад, вынув носовую часть из борта «Эмпресс оф Айленда», и вода хлынула через пробоину площадью 30 кв. м. Пароход затонул. Погибло 1012 пассажиров.

4 место занимает катастрофа, случившаяся при столкновении пассажирского лайнера «Титаник» с огромной ледяной глыбой 14 апреля 1912 года. Причиной крушения корабля является недостаточная видимость и неосмотрительность капитана, который проигнорировал 7 ледовых предупреждений и приказал пустить пароход полным ходом. 23:39 смотрящий доложил с вышки о факте обнаружения айсберга прямо по курсу. Капитан приказал отклониться к левому борту, тем самым, поставив правый борт под удар. Через пробоину вода стала поступать в отсеки корабля. На судне началась паника, пассажиры третьего класса, находившиеся в нижних отсеках, не смогли найти выход из узких коридоров. В результате крушения погибло 1496 человек, 712 выживших подобрал проходящий мимо пароход «Карпатия».

На 3 месте находится паром «Йоола», затонувший у берегов Гамбии 26 сентября 2002 года. Причиной крушения является перегруз судна. Корабль, рассчитанный на 580 пассажиров, вместил в себя более 2000 человек. Сильный порыв ветра перевернул перегруженный паром. «Йоола» унесла с собой на дно 1863 человека.

На 2 месте расположился французское военное судно «Монблан», столкнувшийся с норвежским кораблем «Имо» 6 декабря 1917 года в порту Галифакс. На борту «Монблана» находилось 2300 тонн мощнейшей взрывчатки химического характера. Норвежское судно протаранило в правый борт француза в результате возник мощнейший взрыв до ядерной эпохи. Полностью разрушился порт от взрыва. Погибло 1963 человека, без вести пропало 2000 человек.

1 место в рейтинге самых глобальных морских катастроф занимает паром «Дона Пас», столкнувшийся с нефтяным танкером 20 декабря 1987 года. Начинается крупный пожар, большая часть пассажиров, оказавшись в огненной ловушке, сгорели заживо на нижних палубах корабля. Восемьдесят тонн нефти вылилось в море и воспламенилось. Оба корабля потонули за 20 минут. Причиной является неопытность матроса, управлявшего паромом «Дона Пас», капитан которого смотрел телевизор у себя в каюте во время столкновения с нефтевозом. Погибло 4375 человек.

1953
Зима
разрушительное ледовое нашествие на Каспии: из-за резкого потепления в северной части моря огромные ледовые поля оторвались от припая и, гонимые ветром и морским течением, поплыли на юг. По пути их движения уничтожены сооружения нефтепромыслов Изберг-море, Артём-море и Гюргяны-море, лёд отогнан ветром только возле месторождения Нефтяные камни. Погибла команда одного из промысловых катеров на Изберг-море. Это месторождение, в отличие от остальных, не стали восстанавливать из-за бедности нефтеносного слоя.
8 марта
во время грандиозной давки на похоронах Сталина в районе Трубной площади (Москва) погибло множество людей. Войска, следившие за порядком, долго не могли справиться с трагической ситуацией. Число погибших до сих пор не известно, существуют оценки от 800 до 1500 чел. Это событие получило название «второй Ходынки».
15 марта
1-я советская ядерная авария в результате самопроизвольной цепной реакции в растворе плутония. Произошла на радиохимическом заводе комбината №817 (Челябинск-65). Облучились 2 оператора, один из них перенес тяжёлую форму лучевой болезни и ампутацию ног, но остался жив и умер через 35 лет после аварии.
18-23 апреля
череда происшествий с пароходом «Волга»: 18 числа при возвращении в затон из пробного испытательного рейса при маневре он получил пролом подводной части корпуса и едва не затонул; на ремонт потребовалось 3 суток. 21 апреля судно навалило ветром на волнолом, в результате сломана кормовая мачта. 23 апреля на рейде пристани Мариинский Посад пароход привалило кормой к берегу, в результате чего погнут баллер руля.
21 апреля
авария на комбинате №817 (Челябинск-65) из-за неконтролируемого осаждения в технологических коммуникациях высокообогащенного урана-235. В результате самопроизвольной цепной ядерной реакции пострадали 6 чел.: женщина-оператор умерла от облучения, остальные перенесли лучевую болезнь.
11 мая
катастрофа при испытательном полёте самолёта «Ту-95/1»: пожар в 3-м двигателе, вскоре охвативший весь самолёт. Погиб экипаж под руководством героя Советского союза лётчика-испытателя А.Д. Перелёта (4 чел.).
29 мая
на аэродроме НИИ ВВС (г. Жуковский Московской области) столкнулись взлетавший самолёт «Ил-12» и проходивший государственные испытания вертолёт «Ми-4». Причина - невнимательность руководства полётами и лётчиков. Погибли 5 членов экипажа «Ил-12» и 3 на «Ми-4».
27 июля
во время полёта над горными районами Китая (по другим данным - над морем на траверзе р. Янцзы) американским истребителем атакован и сбит советский военно-транспортный самолет Тихоокеанского флота «Ил-12», летевший из Порт-Артура в г. Уссурийск. Экипаж и все пассажиры (21 чел.) погибли. Правительство СССР предъявило США иск на сумму свыше 12 млн. долларов. Дело дошло до международного суда, но слушания так и состоялись.
Август
на теплоходе «Память Маркина», курсировавшем по р. Волга, разорвало форсуночный трубопровод левого главного двигателя, погиб 1 чел.
13 августа
на Кавказе по долине р. Чхери прошёл селевой поток такой силы, что перенёс каменную глубы объёмом 71 куб. м и весом около 190 т.
23 августа
исключительно сильный смерч со скоростью ветра 80 м/с пронесся через г. Ростов Ярославской области. Смерч прошел через город за 8 минут, оставив полосу разрушений шириной 500 м. Он сбросил с железнодорожных путей 2 вагона весом 16 т, поднял и отбросил в сторону на 12 м раму от грузового автомобиля весом более тонны. В целом по области за год зафиксировано 4 смерча.
27 сентября
отравление 5 работников Государственного института прикладной химии при аварии автомашины в 150 км от г. Ленинград и пролива «продукта» (вещества общетоксического действия) из ёмкости. «Продуктом» было ракетное топливо гептил.
+
на одной из станций Среднеазиатской железной дороги эпидемия чумы: заболели 22 человека, в том числе 1 железнодорожник.

1954
18-22 февраля
в г. Туапсе (Краснодарский край) при ветре скоростью 22-29 м/с толщина льда на проводах достигала 5 см, а вес 1 м провода составлял 2 кг. Несмотря на штормовой ветер, «ледяная шуба» держалась на проводах в течение 100 часов.
4 апреля
в г. Тбилиси (Грузинская ССР) на матче открытия сезона чемпионата СССР между командами «Динамо» (Тбилиси) и «Спартак» (Москва) возникла давка. Многотысячная безбилетная толпа снесла железные ворота стадиона. Погибло 20 чел., официальные данные не публиковались.
Лето
сильные низовые лесные пожары в Южном Прибайкалье.
6 июня
в Охотском море неподалёку от рыбозавода №7 Кировского комбината (Камчатская область) во время сильного шторма затонул морской буксирный катер «Москвин» с металлической баржей №3346 весом 40 т. Погиб 31 чел. «Авария со столь тяжелыми последствиями явилась результатом процветающей на рыбокомбинате распущенности среди личного состава портпункта, безответственности и преступно-халатного отношения к порученному делу». Этот инцидент с начала года был на рыбокомбинате 14-м по счёту.
Осень
на судоремонтном заводе в Белом Городке (Калининская область) произошёл пожар. В пожарных магистралях на слипе не было воды, в результате чего сгорели пароходы «И.С. Никитин», «Гоголь», «Страж революции» и «Михаил Калинин».
14 сентября
операция «Снежок»: в Оренбургской области на Тоцком полигоне в ходе войсковых учений под командованием министра обороны СССР Н.А. Булганина и его заместителей маpшалов А.М. Василевского и Г.К. Жукова на высоте 350 м проведён воздушный ядерный взрыв. В учениях участвовали 45 тыс. солдат и офицеров, часть из которых («восточные войска») вскоре после взрыва получила приказ без защитных средств «штурмовать» его эпицентр, обороняли который (также без спецсредств) «западные войска». Ветер отнёс радиоактивное облако не в безлюдную степь, как ждали, а прямо на г. Оренбург и дальше, в сторону г. Красноярск. Потери среди гражданского населения до сих пор неизвестны, из числа принимавших участие в учениях военных ныне в живых осталось чуть более 2000 чел.
14 октября
наводнение в г. Ленинград. Вода в р. Нева поднялась на 222 см выше ординара (отметка у здания Горного института, совпадающая с уровнем моря; наводнения с подъёмом воды до 210 см выше ординара считаются опасными, до 299 см - особо опасными, свыше 300 см - катастрофическими).
24 октября
при перелёте из г. Казань в Москву в условиях облачной погоды разбился самолёт «Ту-75». Предполагаемая причина - отказ двигателей. Погибли 4 члена экипажа во главе с генерал-майором авиации А.И. Кабановым.
7 ноября
истребители СССР сбили самолет-разведчик США «РБ-29», совершавший разведывательный полёт вдоль береговой черты советского Дальнего Востока в Японском море. 10 лётчиков из состава экипажа выпрыгнули на парашютах и были спасены американскими аварийно-спасательными службами. Один член экипажа погиб.
25 ноября
авария с хлором на заводе «Акрихин» (Московская область) в результате прорыва трубопровода. Пострадало 19 чел.
3 декабря
над акваторией залива Петра Великого (у берегов Приморского края) истребителями ВВС Тихоокеанского флота по ошибке сбит самолёт-торпедоносец «Ту-14 Т». На самолёте отказали система опознавания и радиосвязь, пилот истребителя в темноте принял звёзды на фюзеляже за американские и открыл огонь. Трагедию подвергли умолчанию, экипаж никто не искал - однако на киль самолётов Ту-14 нанесены красные пятиконечные звёзды, чтобы исключить подобные инциденты. Обломки самолёта обнаружены лишь в 2009-м.

1955
14 января
групповое отравление парами синильной кислоты на заводе п/я 188 (г. Челябинск). Пострадало 11 чел.
15 февраля
не вернулся на базу самолёт-торпедоносец «Ил-28 Т» 1535 минно-торпедного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Место и причина гибели не установлены. Самолёт и экипаж списаны как без вести пропавшие и лишь в 2008 их останки обнаружены в Шкотовском районе Приморского края группой «АвиаПоиск».
14 марта
сильный ночной шторм на западном побережье Камчатки. На центральной базе Пымтинского рыбокомбината пострадали клуб, столовая, здание администрации, несколько жилых бараков. На 5-й базе Кировского были уничтожены больница, посольные сараи, 8 бараков. В пос. Крутогорово подвергся разрушению консервный завод.
16 апреля
взрыв на опытном производстве фосфорорганического отравляющего вещества 2-го поколения зарина завода №91 (г. Сталинград). Острое смертельное отравление и гибель аппаратчика.
26 июня
на пароходе «Мичурин», следовавшем рейсом Москва-Горький по р. Ока, произошёл взрыв котла. Рейс сорван.
Июль
авария на пароходе «Свирьстрой», следующем рейсом Ленинград-Свирица. Левый гребной вал вышел из дейдвуда и через отверстие начала проникать вода. Благодаря действиям капитана поступление воды прекращено. Причина аварии - дефект сборки.
23 июля
ураган с грозой и градом в районе станции Зима (Иркутская область). Ветер крушил дома, срывал с них крыши, ломал деревья. Масса градин, выпавших во время ливня, составляла 12-13 гр, диаметр до 5 см. На большой территории повреждены посевы и сады, разбиты изоляторы линий электропередач, стёкла окон и теплиц, порваны провода.
3 августа
пожар на дизель-электрохо­де, вышедшем в 1-й рейс вниз по р. Дон. Пламя, вырвавшееся в вентиляционную шах­ту, перекинулось на верхние надстройки и, не встречая на своём пути каких-либо препятствий, распространялось по коридорам, проникало в каюты. В результате дизель-электроход полностью сгорел, его металлический корпус затоплен на следующий день.
4 августа
на судоверфи г. Петропавловск-Камчатский с 4-метровой высоты обрушился переходной мостик между 2 траулерами. Пострадало несколько человек и больше всего гость СССР, министр рыбной промышленности Канады Синклер, помещённый в больницу с переломом ноги.
25 августа
выполняя испытательный полёт, при взлёте разбился, не сумев выправить крен, серийный самолёт «М-4». Погиб весь экипаж из 7 чел.
1 сентября
столкновение 2 грузовых поездов на электрифи­цированном участке Омской железной дороги, произошедшее на пере­гоне Валерино-Колония. Поезд №2110 врезался в хвост шедшего впереди него поезда №1702. В результате крушения и возникшего пожара сгорела и разбилась часть вагонов и электровоз поезда №2110.
15 октября
наводнение в г. Ленинград. Вода в р. Нева поднялась на 293 см выше ординара. Это одно из самых крупных наводнений в городе в ХХ в. и 4-е по высоте в его истории. Ущерб составил 403,5 млн. руб. В городе в этот день с визитом находился английский авианосец «Triumph» - его сорвало с якорей и понесло на гранитную стенку, лишь подоспевшие мощные буксиры спасли корабль от аварии.
22 октября
на полуострове Камчатка, в центре Ключевской группы вулканов-гигантов, после 3 недель землетрясений (с 29 сентября) началось извержение вулкана Безымянный - самое сильное извержение XX в. За месяц кратер вулкана расширился с 250 до 800 м. В декабре 1955 - феврале 1956 активность резко уменьшилась.
29 октября
ночью в бухте г. Севастополь в результате внешнего подводного взрыва (предположительно от немецкой донной мины, оставшейся с войны) затонул линкор «Новороссийск» (бывший итальянский «Джулио Чезаре»). Погибло 607 чел.
22 ноября
самый мощный ядерный взрыв, произведенный на Семипалатинском испытательном полигоне (Казахская ССР): термоядерная бомба «РДС-37» мощностью 1,6 Мт сброшена с самолета «Ту-16» и взорвалась на высоте 1550 м. Ударная волна вызвала в жилом городке испытателей, расположенном в 60 км от места взрыва, лёгкие разрушения строений, в окнах домов выбиты стекла. Не обошлось без человеческих жертв: в с. Малые Акжары (55 км от эпицентра взрыва) из-за обвала потолка в одном из домов погибла девочка 3 лет. В районе, расположенном в 36 км от эпицентра, в окопе были засыпаны землёй 6 солдат, 1 из них умер от удушья.
16 декабря
отравление хлором в результате прорыва трубопровода на заводе №97 в г. Усолье-Сибирское (Иркутская область). Пострадало 52 чел., 17 из них госпитализировано.
22 декабря
гололёд распространился от юга Украинской ССР до Прикаспийской низменности. Это был один из выдающихся по интенсивности и охвату территории гололёдов. Вечером в г. Ростов-на-Дону приостановилось движение троллейбусов и трамваев, под тяжестью ледяной корки ломались деревья.
+
очередное наводнение в Станиславской области (Украинская ССР) нанесло ущерб только лесному хозяйству в 24 млн. руб.

1956
2 февраля
рискованный ядерный эксперимент: полномасштабное испытание 1-го советского ракетного комплекса, оснащенного ядерной боеголовкой. Ракета «Р-5 М» была запущена с полигона Капустин Яр. Через 11 минут головная часть ракеты с плутониевым ядерным зарядом, пролетев через космос почти 1200 км, взорвалась на земле в районе приаральских Каракумов. Вскоре район взрыва был обнесён колючей проволокой и длительное время охранялся, чтобы исключить проникновение людей в опасную зону.
18 февраля
выброс хлора из неисправной аппаратуры в цехе №4 ГосНИИхлорпроект (г. Москва), пострадало 12 чел.
13 марта
при испытании самолёта «Ил-28» погиб лётчик-испытатель НИИ ВВС, дважды Герой Советского союза майор Г.М. Паршин. Вместе с ним погибли бортрадист С.П. Горюнов и оператор Ростовцев, который должен был производить киносъёмку дозаправки «МиГ-19» от «Ту-16».
30 марта
в ходе извержения вулкана Безымянный на Камчатке произошел гигантский взрыв. Вершина вулкана снесена, высота его уменьшилась почти на 200 м, продукты извержения до неузнаваемости изменили прилегавшие к вулкану окрестности. Общий объём выброшенного на высоту до 45 км пепла превысил 0,5 млрд. куб. м. Площадь, покрытая пеплом, имела в длину 400 км, а в ширину - 100-150 км, общий объём выпавшего пепла составил не менее 0,5 млрд. куб/м. На расстоянии свыше 10 км всё было погребено под слоем вулканических песков толщиной 0,5-1,5 м. Струи песка содрали кору с деревьев в радиусе до 30 км, все тонкие деревья были сломаны. Наступила последняя фаза извержения, которое закончилось к ноябрю. Оно произошло в совершенно безлюдной местности и не унесло ни одной человеческой жизни.
Май
днепровский пароход «Иосиф Сталин» в одном из рейсов выходит за пределы судового хода и крепко садится на мель. Простой судна составляет 9 часов.
Июнь
сильное наводнение на р. Амур и её притоках (Хабаровский край) из-за обильных дождей, превысивших сезонную норму осадков в 2,5 раза. На значительном протяжении затоплено не только низкое левобережье, но и часть стоящего на высоком правом берегу г. Хабаровск: пострадали многие городские постройки, дома, причалы, складские и производственные помещения, нарушены телефонная связь и электроснабжение отдельных районов края.
Август
по вине судоводителей на р. Волга происходит столкновение дизель-электроходов «Карелия» и «Композитор Глинка». Суда получают повреждения.
12 августа
в Балтийском море на подводной лодке «М-259» в дизельном отсеке произошёл взрыв энергоустановки, начался пожар. От ожогов погибли 4 члена экипажа.
25-31 августа
сильная буря 25 августа в районе г. Наро-Фоминск (Московская область) и 31 августа у г. Бронницы там же, сопровождавшаяся группой смерчей. Полосы бурелома, характерные для смерчей, имели ширину 200-300 м, отдельными пятнами длиной 2-3 км они следовали друг за другом, указывая на «прыгание» смерчей. Все разрушения не имели линейного характера, а были сосредоточены в одном месте.
15-17 сентября
катастрофический шторм (12 баллов по шкале Бофорта) на Каспийском море в районе промысла Нефтяные Камни. Сила ветра достигала 40 м/с. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 км морских эстакад, 8 приэстакадных площадок, из которых 6 давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Погибли 22 нефтяника.
21 ноября
подводная лодка «М-200» («Месть») затонула в Балтийском море после столкновения с эсминцем «Статный». Всего погибли 36 чел.
+
пожар в машинном отделении на подводной лодке «М-255». Погибли 7 чел.

1957
24 января
взpыв на Павлогpадском заводе №55 Министеpства общего машиностpоения (Казахская ССР). Полностью pазpушен цех, убито 46 чел., 30 pабочих получили pанения. Любопытно, что именно в эти минуты в паpткоме завода обсуждался вопpос об улучшении техники безопасности.
Апрель
высокое половодье в Хабаровском крае: вышли из берегов рр. Амур, Уссури, Анюй, Хунгари, Бикин, затопив не только пойму, но и часть Среднеамурской и Уссурийской низменностей. Вода поднялась на 4 м выше ординара и сильно подтопила населённые пункты Вяземский, Бикин, низинные районы г. Хабаровск. Повреждены дома, хранилища, портовые сооружения, нарушена связь.
Май-июнь
пыльные бури на Северном Кавказе. Особенно пострадал Ставропольский край, где, к примеру, в Петровском районе повреждено до 1/3 посевов озимых (почти 4 тыс. га).
12-13 июня
катастрофический паводок в Предкарпатье из-за ливня, следствием которого стал огромный материальный ущерб: размыто железнодорожное полотно, затоплены сёла, снесены хозяйственные постройки, повреждены и погибли посевы сельскохозяйственных культур на больших площадях.
27 июня
землетрясение в Забайкалье (Муйский хребет). Интенсивность сотрясений в эпицентре - 10 баллов. Разрушения в гг. Чита, Бодайбо и других населённых пунктах, на поверхности земли разрывы длиной до 30 км, обвалы в горах.
Июль
крупный пожар в пос. Щурово (Коломенский район Московской обл.): во время грозы молния попала в бак с нефтью, рядом находились также баки с бензином. Пожар гасили целые сутки, в процессе огнём и взрывами с берега р. Ока сбросило в воду команды пожарных. Горящая нефть плыла по воде, не давая возможности выплыть людям, которые лишь на мгновене выныривали, чтобы глотнуть воздуха и погружались снова. Погибло много московских пожарных, огромное количество людей получили ожоги и травмы.
14 июля
советский корабль «Ашхабад» сел на мель и затонул в Каспийском море. В результате крушения погибло 270 чел.
28 июля
в Москве во время церемонии открытия VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов рухнул Щербаковский универмаг, на крышу которого забрались сотни желающих увидеть фестивальную процессию. В итоге здание пришлось снести, а универмаг перевели в другое место поблизости. Сколько людей тогда пострадало, были ли погибшие, неизвестно до сих пор.
Август
возле станции Токсово (Ленинградская обл.) сошёл с рельсов пассажирский состав, на полной скорости движущийся в сторону г. Ленинград. В результате крушения поезда сильно деформировались несколько вагонов, десятки людей погибли.
2 августа
нештатная радиационная ситуация на испытательном полигоне о. Новая Земля при проведении группового подземного ядерного испытания. Было одновременно взорвано 5 зарядов мощностью от 0,001 до 150 кт. Примерно через 1,5 минуты после взрыва произошел прорыв парогазовой смеси по трещине естественного разлома подтаявшего ледника на склоне горы. В день испытания была штилевая погода, поэтому радиоактивное облако на длительное время зависло над технологической площадкой, что стало причиной аварийного облучения персонала полигона.
15 августа
при заходе на посадку в г. Копенгаген (Дания) советский самолёт «Ил-14 П» столкнулся в тумане с трубой электростанции, упал в гавани города и затонул на глубине 5 м. Погибли 23 чел.
17 августа
при заходе на посадку в аэропорту г. Киев (Украинская ССР) столкнулись 2 грузовых самолёта «Ил-14». Причина - ошибка диспетчерской службы. После столкновения обломки самолётов рухнули на жилые постройки города. Погибли 9 чел. - члены экипажей.
26 сентября
в Балтийском море на подводной лодке «М-256» произошла авария энергоустановки (взрыв двигателя) и начался пожар. Лодка затонула, погибли 35 членов экипажа.
29 сентября
радиоэкологическая авария на Южном Урале: вблизи г. Кыштым на комбинате №817 при извлечении плутония из-за перегрева контейнера с ядерными отходами произошли взрыв и выброс в атмосферу радиоактивных продуктов, а также радиоактивной грязи с территории предприятия с последующим их рассеиванием на части территории Челябинской, Свердловской и Тюменской областей общей площадью 25.000 кв. км, на которой находилось 217 сёл и деревень. Образовался так называемый «Восточно-Уральский радиоактивный след». Разгоревшийся после взрыва пожар, затронувший окружающий лес, тушили несколько дней. Пострадало (по опубликованным данным) 124.000 чел.; число погибших не названо, однако известно, что в течение следующих 3 лет после этой аварии с географических карт СССР исчезло свыше 30 небольших деревень в пределах участка площадью 1200 кв. км и около 17.000 чел. с этой территории были эвакуированы. По международной шкале авария оценена как тяжелая, 6-й степени. Радиационное заражение в Челябинске-40 достигло максимума спустя 15-19 лет, то есть в середине 1970-х. Местная речка Теча и в конце 1990-х имела радиоактивность в 15 предельно допустимых концентраций, однако вода продолжала использоваться для хозяйственно-бытовых нужд.
Эта авария включена в «Книгу рекордов Гиннеса» как крупнейший выброс ядерных отходов.
1 октября
дизель-электроход «Литва», следуя по Куйбышевскому водохранилищу, сталкивается с баржей «Кара» и получает повреждения.
12 ноября
трагедия в деревне Бусса Брестской области (Белорусская ССР): в школу приехала кинопередвижка. Механик сидел со своей установкой в дверях, разложив катушки нитрокинопленки на полу, и заправляя их при свете стоящей на столе керосиновой лампы, наполненной бензином. Лампу случайно опрокинул один из зрителей (находился в подпитии), произошло возгорание, огонь быстро распространился по бревенчатому помещению. В результате погибли 65 чел., многие получили тяжёлые ожоги. Сведения о трагедии были засекречены, однако в СССР запретили использовать нитроцеллюлитную кинопленку.
4 декабря
Гоби-Алтайское землетрясение. Интенсивность: по разным данным от 8,6 до 11-12 баллов. Эпицентр пришелся на почти безлюдные районы Монгольского Алтая, толчки ощущались на территории Монголии, северных провинций Китая и в СССР (Бурятская АССР, Иркутская и Читинская области). Разрушения и серьёзные повреждения построек наблюдались на площади порядка 300.000 кв. км, на расстоянии до 300-325 км от эпицентра.
14 декабря
катастрофической наводнение в Восточных Карпатах: потоки воды от растаявшего в горах снега наполнили реки, русла которых претерпели значительные деформации: на некоторых реках размывы берегов достигали 12-15 м. В отдельных местах водотоков возникли вторые русла. Та же резкая оттепель вызвала катастрофическое наводнение на карпатских притоках Днестра, нанёсшее большой ущерб хозяйству ряда областей. Борьба с ним осложнялась сильным ветром, скорость которого достигала 25 м/с, а в бассейнах верхорвьев р. Прут - 40 м/с.
+
– на металлургическом комбинате «Криворожсталь» (Днепропетровская область Украинской ССР) произошёл взрыв 60-тонного конвертора. Погибли 12 чел.
– ветровалы уничтожили в Украинских Карпатах 5 млн. кубов древесины.

1958
20 января
на перегоне между станциями Долгоруково и Свечинская Московско-Курско-Донбасской железной дороги произошло крушение товарного поезда №842. Pазбито 18 вагонов и 5 цистерн с метиловым спиртом. Жители деревни Братовщина Долгоруковского района Липецкой области из разбитых цистерн выбрали остатки спирта и стали употреблять его. 21 чел. получил отравление, из них 5 чел. умерли в больнице.
8-10 февраля
в Поволжье и прилегающих к нему районах прошли циклоны, сопровождавшиеся обильным снегопадом при низкой температуре. Сильные ветры и снежные заносы вызвали нарушение движения пассажирских и товарных поездов на ряде участков Уфимской и других железных дорог. Имели место многочисленные случаи гибели людей и повреждения построек; в отдельных районах нарушена телефонная связь и повреждены электролинии. По предварительным данным МВД СССР, погибло 224 и пропало без вести около 120 чел.
Весна
одно из самых крупных в истории Алтая наводнений. Под водой оказались целые сёла, в г. Барнаул (Алтайский край) затопило улицы. На р. Обь в районе Барнаула максимальная высота воды над нулём водомерного поста отмечалась на уровне 666 см - более чем на метр выше критического показателя.
18 марта
при выполнении экспериментального взлёта без бустеров на аэродроме ЛИИ МАП (г. Жуковский Московской области) разбился самолёт «Ми-4». Из 7 членов экипажа погибли 6.
29 апреля
во время первого испытательного полёта после сборки близ г. Воронеж разбился самолёт «Ан-10» КБ Антонова. Причина - отказ двигателя. Экипаж совершил грубую вынужденную посадку в поле возле небольшой речки, во время которой самолет разрушился. Погиб бортинженер.
Май
крупные лесные пожары в Иркутской области, возникшие из-за проведения огневой зачистки лесов и нарушения противопожарных правил. Огонь охватил территорию площадью около 8 тыс. га.
10 мая
наводнение на р. Двина на Маймаксе: мощный затор во время ледохода привёл к наводнению, максимальный уровень которого на 13 см превзошёл показатель наводнения 1849.
Лето
в г. Барнаул (Алтайский край) на глазах сотен горожан перевернулся паром, перевозивший людей от места отдыха Лапа к речному порту. Причина трагедии - неквалифицированные действия машиниста. Очевидец трагедии М. Бухарина утверждает, что на пароме находилось не менее 150-200 чел., а «выплыли единицы».
4 июня
рядовой погранзаставы Саглы (Овюрский район Тувинской автономной области) Миньяров выстрелами из карабина убил 6 своих сослуживцев и тяжело ранил 4. При задержании оказал сопротивление и был убит.
9 июня
близ г. Магадан при снижении на посадку, происходившем в условиях дождя и значительной облачности, врезался в сопку самолет «Ил-12». Hаходившийся на борту экипаж в составе 4 чел. и 16 пассажиров погибли.
27 июня
в р. Тара (Омская область) во время катания на лодках утонуло 20 детей Муромцевского районного пионерского лагеря, начальник лагеря и медработница. Трагедия произошла вследствие перегрузки лодки.
30 июня
у входных стрелок станции Капитолово Октябрьской железной дороги потерпел крушение пригородный поезд, следовавший из г. Приозерск в г. Ленинград: 5 вагонов сошли с рельсов. 30 чел. погибло, 175 получили телесные повреждения.
13 июля
в Щёлковском районе Московской области потерпел аварию самолёт «Ту-16» НИИ ВВС: при посадке в сильный дождь врезался в жилые дома дер. Хотово, в результате чего возник пожар, сопровождавшийся взрывами боеприпасов и кислородных баллонов. Погибли 6 из 7 членов экипажа, 7 чел. местного населения, 1 получил сильные ожоги. Сгорело 2 жилых дома, 4 дома были разрушены падающим самолётом. При тушении пожара пострадали 2 пожарных.
18 июля
5 военных самолетов воинской части, дислоцирующейся в районе г. Черняховск (Калининградская область РСФСР), во время учений сбросили на дер. Стульяляй (Кибартский район Литовской ССР) 39 боевых авиационных бомб. В результате убиты и ранены 3 чел., разрушены 2 дома, погибли 3 коровы и выведен из строя совхозный трактор.
15 августа
близ г. Биробиджан (Еврейская АО) потерпел крушение пассажирский самолёт «Ту-104 А». Причина - на высоте 10.800 м при совершенно ясной погоде попал в восходящий турбулентный поток и оказался выше своего практического потолка на высоте 12.000 м, где потерял скорость и сорвался в штопор. Погибло 64 чел.
17 октября
в районе г. Канаш (Чувашская АССР) потерпел катастрофу самолёт «Ту-104 А». При развороте в сторону запасного аэродрома он попал в мощный восходящий турбулентный поток, потерял скорость, перешёл в почти вертикальное пикирование и врезался в землю рядом с железнодорожным полотном, сбив несколько телеграфных столбов. На борту находилась делегация китайских и северокорейских комсомольских активистов. Погибли 73 чел.
6 ноября
землетрясение интенсивностью 9 баллов и цунами в районе Курильских островов к юго-востоку от о. Итуруп.
+
– приняла угрожающие формы начавшаяся в 1950 в СССР эпидемия полиомиелита. Средняя ежегодная заболеваемость составляла около 12.000 случаев в год, эпидемические вспышки возникали в разных районах РСФСР, в Киргизской, Казахской, Узбекской, Туркменской, Армянской ССР и др., в течение ряда лет наблюдалась высокая заболеваемость в прибалтийских республиках. В 1958 эпидемия достигла пика: по СССР зарегистрировано 22.054 случая (показатель на 100.000 чел. населения - 10,66). В РСФСР отмечено 10.400 случаев заболевания паралитической формой этой инфекции. С 1959 началась массовая иммунизация живой оральной полиомиелитной вакциной, в результате чего к концу 1960-х заболеваемость была сведена на уровень нескольких десятков случаев в год по всему СССР.
– в течение года 2 землетрясения в среднем течении р. Олёкма (Якутская АССР): Нюкжинское и Олёкминское. Интенсивность 8-9 баллов, магнитута 6,4-6,5. Это одни из наиболее значительных сейсмических событий в южной Якутии.

1959
18 января
на подлёте к г. Сталинград разбился самолёт «Ил-14», совершавший рейс Москва (Внуково)-Баку: при заходе на посадку он попал под пулемётный огонь с земли (на полигоне близ аэропорта шли учебные стрельбы). Погибли 25 чел.
1/2 февраля
ночью на Северном Урале при невыясненных обстоятельствах погибла группа туристов из Уральского политехнического института, возглавляемая И. Дятловым. Группа остановилась на ночлег на склоне горы Холатчахль (в переводе с мансийского - «Гора мертвецов»). Трупы участников экспедиции были обнаружены только в марте-мае. Следствие заключило, что причиной гиели туристов явилась «стихийная сила, преодолеть которую люди были не в состоянии». Определённый набор странностей, выявленный следствием, породил массу версий причин произошедшего: сход лавины, нападение заключённых или манси, испытание секретного оружия спецслужбами и военными - вплоть до паранормальных.
5 мая
крупное землетрясение на юге Камчатки с эпицентром в Кроноцком заливе близ полуострова Шипунский. В г. Петропавловск-Камчатский колебание почвы силой 8 баллов. Наиболее сильные разрушения в районе областной больницы.
15 июля
на р. Амур началось наводнение, вызванное дошедшим с Тихого океана тайфуном. Пик пришёлся на июль-август, но отдельные проявления были и в сентябре. Подтоплены и затоплены гг. Амурск, Николаевск-на-Амуре, Болонь, Эльбан, Вяземский, окраины Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, почти все населённые пункты вплоть до устья Амура; имелись случаи прорыва защитных дамб.
10 августа
в шахте «Ле-9» треста «Торезантрацит» при ведении взрывных работ из-за взрывания без забойки воспламенился метан. Пламя охватило большое пространство и пошло вглубь выработанного пространства. 12 августа произошел сильный взрыв. Горноспасателей взрывной волной выбросило на вентиляционный штрек, часть из них получила серьёзные травмы. Лаву мгновенно заполнил дым и угольная пыль, взрывы (более 20) продолжались в течение всего дня. К ночи лаву затопили.
21 августа
пароход «Иван Каляев» крепко садится на мель на р. Северная Двина прямо у дебаркадера, который поставлен на недопустимо мелком месте.
29 августа
Среднебайкальское землетрясение, одно из крупнейших сейсмических событий ХХ века на о. Байкал. Интенсивность сотрясений в эпицентре: 9 баллов. Общее число повторных толчков за 3 последующих месяца превысило 700, а до мая 1960 инструментально было зарегистрировано более 1200 толчков. Общая площадь, охваченная сотрясениями, составила около 700.000 кв. км.
1-4 сентября
из-за сильнейшего шторма на Цимлянском водохранилище (Волгоградская и Ростовская области) прекращено движение пассажирских судов.
Октябрь
вспышка дифтерии в г. Керчь (Крымская АССР Украинской ССР), продолжавшаяся по конец марта 1960. Зарегистрировано 200 заболевших и 381 бактерионоситель (2 заболевших в самом начале вспышки умерли).
16 ноября
в аэропорту г. Львов (Украинская ССР) при подлёте к взлётно-посадочной полосе по неустановленной причине разбился пассажирский самолёт «Ан-10». Погибли 40 чел.
28 декабря
южнокорейские боевые корабли обстреляли гидрографическое судно Тихоокеанского флота «Унго». При этом 1 чел. убит, 5 ранено.

16 апреля 1945 года, ровно через 117 лет после смерти Франсиско Гойи, торпедной атакой, проведенной советской субмариной, был затоплен корабль «Гойя». Эта катастрофа, унесшая 7000 жизней, стала крупнейшим в мировой истории кораблекрушением.

«Гойя»

«Гойя» был норвежским грузовым кораблем, реквизированным немцами.16 апреля 1945 года не задалось с самого утра. Мрачным предзнаменованием грядущей катастрофы стала бомбардировка, которой подвергся корабль. Несмотря на оборону, во время четвертого налета снаряд все же поразил носовую часть «Гойи». Было ранено несколько человек, но судно осталось на плаву и рейс решили не отменять.

Для «Гойи» это был пятый рейс по эвакуации от наступающих частей Красной Армии. За четыре предыдущих похода было эвакуировано почти 20000 беженцев, раненых и солдат.
В свой последний рейс «Гойя» отправился загруженный до отказа. Пассажиры были в проходах, на лестницах, в трюмах. Не у всех были документы, поэтому точное количество пассажиров до сих пор не установлено, от 6000 до 7000. Все они верили в то, что война для них закончилась, строили планы и были полны надежд…

Корабли («Гойя» шел в сопровождении конвоя) были уже в море, когда в 22:30 наблюдение заметило справа по борту неопознанный силуэт. Всем было приказано надеть спасательные жители. На борту «Гойи» их оказалось только 1500. Вдобавок на одном из кораблей группы, «Кроненфельсе», случилась поломка в машинном отделении. Ожидая конца ремонтных работ, корабли легли в дрейф. Через час суда продолжили путь.
В 23:45 «Гойя» содрогнулась от мощной торпедной атаки. Советская подводная лодка Л-3, следовавшая за кораблями, приступила к действиям.
На «Гойе» началась паника. Йохен Ханнема, немецкий танкист, ставший одним из немногих выживших, вспоминал: «Из огромных пробоин, образовавшихся в результате попадания торпед, с шумом ринулась вода. Корабль разломился на две части и стал стремительно погружаться. Слышен был только жуткий гул огромной массы воды».
Огромный корабль, лишенный перегородок, потонул за какие-то 20 минут. В живых осталось только 178 человек.

«Вильгельм Густлов»

30 января 1945 года в 21 час 15 минут субмарина С-13 обнаружила в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось, по современным оценкам, свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие.
Капитан подводной лодки Александр Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн).
Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Подводникам чудом удалось избежать взрыва на лодке.

Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.

Затопление «Вильгельма Густлова» считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. По официальным данным в ней погибло 5 348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9 000.

Junyo Maru

Их называли «Корабли ада». Это были японские торговые суда, используемые для перевозки военнопленных и рабочих (фактически – рабов, которые были прозваны «ромуши») на оккупированные японцами территории в годы Второй мировой войны. «Корабли ада» официально не входили в военный флот Японии и не имели опознавательных знаков, но силы союзников топили их от этого не менее яростно. Всего за военное время было потоплено 9 «Кораблей ада», на которых погибло почти 25 тысяч людей.

Стоит сказать, что британцы и американцы не могли не знать о «грузе», который перевозился на кораблях, так как японские шифры были дешифрованы.

Крупнейшая катастрофа произошла 18 сентября 1944 года. Британская подводная лодка Tradewind торпедировала японский корабль Junyo Maru. Из спасательного оборудования на корабле, набитом военнопленными под завязку было две спасательных шлюпки и несколько плотов. На борту же находились 4,2 тысячи рабочих, 2,3 тысячи военнопленных американцев, австралийцев, англичан, голландцев и индонезийцев.

Условия, в которых приходилось выживать невольникам на кораблях, были просто ужасающими. Многие сходили с ума, умирали от истощения и духоты. Когда торпедированное судно начало тонуть, никакого шанса на спасение у пленников корабля не было. Сопровождавшие «корабль ада» катера поднимали к себе на борт только японцев и небольшую часть пленных. Всего в живых осталось 680 военнопленных и 200 ромуши.

Это был тот случай, когда живые позавидовали мертвым. Чудом спасшиеся пленники были отправлены по месту назначения – на строительство железной дороги на Суматру. Шансов выжить там было не многим больше, чем на злополучном корабле.

«Армения»

Грузопассажирское судно «Армения» было построено в Ленинграде и использовалось на линии Одесса – Батуми. Во время Великой Отечественной войны в августе 1941 года «Армения» была переоборудована в санитарно-транспортное судно. Борт и палубу стали «украшать» большие красные кресты, которые, по идее, должны были уберечь корабль от атак, но...

В ходе обороны Одессы «Армения» совершила 15 рейсов в осажденный город, откуда на его борту были вывезены более 16 тысяч человек. Последним рейсом «Армении» стал поход из Севастополя в Туапсе в ноябре 1941 года. 6 ноября, приняв на борт раненых, практически весь медицинский персонал Черноморского флота и гражданских лиц, «Армения» покинула Севастополь.

Ночью судно прибыло в Ялту. Капитану «Армении» запрещалось совершать переход в Туапсе в светлое время суток, но военная обстановка диктовала иное. Порт Ялты не имел прикрытия для защиты от налетов немецкой авиации, а на ближних подступах к городу уже находились немецкие войска. И выбора практически не оставалось...

В 8 часов утра 7 ноября «Армения» покинула Ялту и взяла курс на Туапсе. В 11 ч 25 минут судно подверглось атаке немецкого торпедоносца He-111 и затонуло менее чем через 5 минут после попадания торпеды в носовую часть. Вместе с «Арменией» погибли от 4000 до 7500 человек, а спастись удалось лишь восьмерым. До сих пор причины этой страшной трагедии вызывают споры.

«Донья Пас»

Гибель парома «Донья Пас"- крупнейшее кораблекрушение, произошедшее в мирное время. Эта трагедия стала жестоким уроком, обличающим жадность, непрофессионализм и разгильдяйство. Море, как известно, ошибок не прощает, а в случае с «Даньей Пас» ошибки следовали одна за другой.
Паром был построен в Японии в 1963 году. В то время он назывался «Химэури Мару». В 1975 -м он был выгодно продан Филиппинам. С того времени его эксплуатировали даже больше, чем нещадно. Предназначенный для перевозки максимум 608 пассажиров, он обычно забивался до упора, вмещая от 1500 до 4500 человек.

Дважды в неделю паром выполнял пассажирские перевозки по маршруту Манила – Таклобан – Катбалоган – Манила – Катбалоган – Таклобан – Манила. 20 декабря 1987 года «Донья Пас» ушла в свое последнее плавание из Таклобана в Манилу. На этот рейс забилось максимум пассажиров - филиппинцы спешили в столицу к Новому году.

В десять вечера того же дня паром столкнулся с огромным танкером «Вектор». От столкновения оба судна буквально переломились пополам, по океану разлились тысячи тонн нефти. От взрыва произошло возгорание. Шансы на спасение были сведены практически к нулю. Усугубляло ситуацию и то, что океан в месте трагедии кишел акулами.

Один из выживших, Пакито Осабель, позже вспоминал: «Ни матросы, ни офицеры судна никак не реагировали на происходящее. Все требовали спасательных жилетов и шлюпки, но их не было. Шкафчики, в которых хранились жилеты, оказались заперты, а ключей не могли найти. Шлюпки сбрасывали в воду просто так, без всякой подготовки. Царили паника, бардак, хаос».

Спасательная операция началась только через восемь часов после трагедии. Из моря удалось выловить 26 человек. 24 - пассажиры «Доньи Пас», двое - матросы с танкера «Вектор». Официальная статистика, верить которой не приходится, говорит о гибели 1 583 человек. Более объективные, независимые специалисты утверждают, что в катастрофе погибли 4341 человек.

«Кап Аркона»

"Кап Аркона" было одним из крупнейших пассажирских судов Германии, водоизмещение – 27 561 тонн. Пережив практически всю войну, "Кап Аркона" погибло уже после взятия Берлина союзными войсками, когда 3 мая 1945 года лайнер был потоплен английскими бомбардировщиками.

Биньямин Якобс, один из узников, бывших на "Кап Арконе", в книге "The Dentist of Auschwitz" писал: "Внезапно появились самолёты. Мы ясно видели их опознавательные знаки. „Это англичане! Смотрите, мы КаЦетники! Мы узники концлагерей!“ - кричали мы и махали им руками. Мы махали нашими лагерными шапками в полоску и указывали на нашу полосатую одежду, но не было к нам сострадания. Англичане стали бросать напалм на сотрясающийся и горящий „Cap Arcona“. На следующий заход самолёты снизились, теперь они были на расстоянии 15 м от палубы, мы хорошо видели лицо пилота и думали, что нам нечего бояться. Но тут из брюха самолета посыпались бомбы… Некоторые падали на палубу, другие в воду… В нас и в тех, кто прыгнул в воду, стреляли из пулемётов. Вода вокруг тонувших тел сделалась красной".

На борту полыхающей «Кап Арконы» больше 4000 заключенных сгорели заживо или задохнулись от дыма. Некоторым заключенным удалось вырваться и выпрыгнуть в море. Тех, кому удалось избежать акул, подобрали траулеры. 350 узников, многие из которых пострадали от ожогов, сумели выбраться до того, как лайнер опрокинулся. Они выплыли на берег, но стали жертвами эсесовцев. Всего на «Кап Арконе» погибли 5594 человека.

«Ланкастерия»

О трагедии, произошедшей 17 июня 1940 года западная историография предпочитает умалчивать. Более того, пелена забвения покрыла эту страшную катастрофу в день, когда она случилась. Это связано с тем, что в этот же день перед гитлеровскими войсками капитулировала Франция, и Уинстон Черчилль решил ничего не сообщать о гибели корабля, так как это могло надломить моральный дух британцев. Это не удивительно: катастрофа «Ланкастерии» стала крупнейшей массовой гибелью англичан за все время Второй мировой войны, количество жертв превысило сумму жертв гибели «Титаника» и «Луизитании».

Лайнер «Ланкастрия» был построен в 1920 году и после начала Второй Мировой войны эксплуатировался в качестве войскового судна. 17 июня он эвакуировал войска из Норвегии. Заметивший судно немецкий бомбардировщик Юнкерс 88 начал бомбардировку. В лайнер попало 10 бомб. По официальным данным, на борту находилось 4500 солдат и 200 человек экипажа. Спасти удалось около 700 человек. По неофициальным данным, обнародованным в книге Брайна Крабба о катастрофе, сказано, что численность жертв сознательно преуменьшается.

Гибель парохода «Титаник» после столкновения с айсбергом в 1912 году на десятилетия вперёд стала символом всех крупных морских катастроф, произошедших в мирное время. К концу XX столетия у людей вновь стала появляться иллюзия, что трагедии подобного рода ушли в историю. Расплата за подобные заблуждения всегда получается жестокой.

31 августа 1986 года в Цемесской бухте близ Новороссийска произошла катастрофа, которую впоследствии стали называть «советским Титаником». Но, в отличие от истории 1912 года, в данном случае не было никакого айсберга — крушение явилось исключительно делом человеческих рук.

Трофейный «Берлин»

Советский круизный пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду в марте 1925 года в немецком Лоббендорфе, получив название «Берлин». В первые годы своего существования «Берлин» совершал рейсы из Германии в Нью-Йорк. К концу 1930-х годов трансатлантические рейсы стали невыгодными, и судно перевели на круизы по Средиземному морю.

С началом Второй мировой войны «Берлин» был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и отправлено на частичный ремонт в доки Кронштадтского порта. Ставший трофеем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», после чего отправился на Родину, в Германию. В ГДР пароход подвегся капитальному ремонту и в 1957 году вошёл в состав Черноморского морского пароходства.

«Берлин», 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Престижный отдых и специальные операции

«Адмирал Нахимов» стал в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Впрочем, иногда он использовался и в других целях. Так, во время Карибского кризиса на его борту перебрасывали на Кубу советских военнослужащих, а в 1979 году — кубинских военнослужащих для выполнения секретной миссии в Африке.

В истории «Адмирала Нахимова» были и рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, и плавание с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Пароход обладал исключительной репутацией — за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия.

Время, однако, давало о себе знать — в 1980-х годах «Адмирал Нахимов» сменил дальние рейсы на круизы по Чёрному морю. Круизы эти пользовались бешеным успехом у неизбалованных жителей СССР.

Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Рейс Одесса - Батуми - Одесса

29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» выходил в очередной рейс по маршруту Одесса - Батуми - Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Завершиться круиз должен был 5 сентября. Покинув Одессу, пароход благополучно добрался до Ялты, а затем в 14:00 31 августа прибыл в Новороссийск. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. На его борту находилось 1243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров.

Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков , опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.

Согласно сообщению поста регулирования движения судов (ПРДС), в этот момент к порту Новороссийска подходил единственный корабль — сухогруз «Пётр Васёв», вёзший канадский ячмень. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко , который сообщил, что пропустит выходящий из бухты пароход.

«Пётр Васёв» идёт навстречу

С задержкой в 10 минут от расписания «Адмирал Нахимов» отшвартовался и устремился к выходу из порта. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты.

На борту царило спокойствие. Часть пассажиров отправилась спать, кто-то собирался на киносеанс, молодёжь была на дискотеке в музыкальном салоне, часть людей находилась в барах.

В это время капитан Ткаченко ещё раз подтвердил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому , который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами. Капитан Ткаченко ориентировался на показания САРП — системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.

Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.

«Пётр Васёв». Фото: Commons.wikimedia.org

«Работать немедленно назад!»

Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.

Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял — «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова».

Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова». На пароходе вахтенный помощник капитана Александр Чудновский передал по радио на сухогруз: «Работать немедленно назад!». Рулевому «Адмирала Нахимова» была отдана команда: «Лево на борт!».

«Нахимов» ушёл на дно за 8 минут

Это не помогло — в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.

Огромная пробоина привела к стремительному затоплению парохода. Всего за 30 секунд водой было заполнено машинное отделение. Корабль стал валиться на правый борт. Аварийное освещение, включившееся взамен отключившегося основного, проработало всего две минуты. Многие люди были заблокированы в каютах внутри гибнущего судна. Всё, что успели члены команды, — спустить на воду надувные плоты. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду, оставив на поверхности сотни борющихся за жизнь людей. Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор — спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.

Гибнущих людей спасали более 60 судов

Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90, направлявшийся к «Петру Васёву» для проводки его к причалу. «Адмирал Нахимов» затонул на глазах членов экипажа катера.

В 23:35 ЛК-90 приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях — всего 64 судна приняли участие в спасательной операции.

Работать приходилось в сложных условиях — сильный ветер, волны до двух метров. Но моряки делали всё возможное и невозможное. Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, поднятые по тревоге, выходили в море на яликах, сами рискуя погибнуть.

В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Среди погибших было 23 ребёнка.

Кто виноват?

Из Москвы прибыла большая правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым , а вместе с ней и многочисленная следственная группа.

Под суд в итоге пошли оба капитана — Виктор Ткаченко и Вадим Марков получили по 15 лет лишения свободы. Маркову, чудом уцелевшему в катастрофе, поставили в вину отсутствие на мостике. В момент катастрофы капитан находился в каюте начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова , куда был приглашён на ужин. В отличие от Маркова, генерал Крикунов погиб вместе с семьёй.

За тридцать лет в катастрофе «Адмирала Нахимова» кого и чего только ни обвиняли — и аномальную зону, и советский строй, и ветхость судна, и диверсантов… История про обычный «человеческий фактор» многим резала слух. «Адмирал Нахимов» забрал ещё две человеческие жизни уже после крушения — два водолаза погибли, поднимая тела жертв на поверхность. После этого работы на судне были прекращены, и тела 64 человек так и остались внутри корпуса «Адмирала Нахимова».

Капитан «Петра Васёва» уехал в Израиль и погиб в кораблекрушении.

В 1992 году, после распада СССР, президенты России и Украины помиловали осуждённых капитанов.

Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году капитан «Адмирала Нахимова» скончался от рака.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.

Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.