Какой характер был у тома сойера. Том Сойер и Гекльберри Финн как противостояние мира детства и мира взрослости. Продолжение эпопеи приключений

В образе Тома Сойера Марк Твен изобразил самого себя «Я рассказывал в «Томе Сойере» о собственных проделках,- сообщил писатель своему другу и будущему биографу Пейну.- Я был озорным мальчуганом и доставлял моей матери немало хлопот Но я думаю, что ей это нравилось. У нее не было никаких хлопот с братом моим Генри, который был двумя годами моложе меня. Мне кажется, его неизменное послушание, правдивость и добропорядочность утомляли бы ее своей монотонностью, если б я не вносил разнообразия своим озорством. Генри - это Сид в «Томе Сойере» Но Генри был гораздо тоньше и умнее Сида. Это Генри обратил внимание моей матери, что нитка, которой она зашила мне ворот рубашки, чтобы я не ку палея, изменила свой цвет Я был наказан, но зато досталось же от меня Генри! Ему доставалось частенько за такие дела вперед, авансом».

Марк Твен раскрыл и других прототипов своих повестей Под именем тетушки Полли он изобразил свою мать, под именем Бекки Тэчер - одну из своих школьных подруг, под именем Гека Финна - своего закадычного друга Тома Бленкеншипа, сына местного пьяницы. У Тома Сойера, чья свобода ограничивалась на каждом шагу, были все основания завидовать счастливому сопернику «Гекльберри делал что хотел, никого не спрашиваясь. В сухую погоду он ночевал на чьем-нибудь крыльце, а если шел дождик, то в пустой бочке; ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, не надо было никого слушаться; захочет - пойдет ловить рыбу или купаться куда вздумает, просидит на реке сколько вздумает, никто не запрещал ему драться… ему не надо было ни умываться, ни одеваться во все чистое, и ругаться тоже он был мастер. Словом, у этого оборвыша было все, что придает жизни цену. Так думали все задерганные, замученные мальчики из приличных семей в Сент-Питерсберге»

Даже зловещий индеец Джо и добрейший негр Джим имели своих реальных прототипов. Первый «действительно заблудился в пещере и умер бы там с голоду, если б не летучие мыши, которыми он там питался. «В «Томе Сойере» я уморил его до смерти, потому что так нужно было в повести, чтобы было интересней. На самом же деле он остался жив».

Второй - дядюшка Даниэль - без конца рассказывал маленькому Сэму Клеменсу чудесные негритянские сказки. «Этого дядюшку Даниэля я назвал в книге «Джимом» и увез на плоте вниз по Миссисипи. Его доброе черное лицо я люблю и сейчас, как любил шестьдесят лет назад…» - вспоминал Марк Твен, будучи уже глубоким стариком. Повести о Томе Сойере и Геке Финне, несмотря на обилие невы думанных жизненных фактов, отнюдь не автобиографические Отталкиваясь от своих детских впечатлений, Марк Твен соединил пережитое с вымыслом - с обобщенной реалистической правдой Интенсивное действие развертывается на ярко обрисованном социальном и бытовом фоне провинциальной Америки 1840-х годов, когда на Юге еще процветала работорговля.

Если в первой повести рассказ ведется от третьего лица, то во второй рассказчиком выступает сам Гекльберри Финн Но в обоих произведениях Марк Твен одинаково хорошо изображает события с точки зрения своих, юных героев, нигде не отклоняясь от особенностей мировосприятия и психологии детского возраста. При этом автор очень тонко и искусно осуществляет свой художественный замысел: противопоставить богатый душевный мир мальчика из «приличной семьи» и мальчика-бродяги духовной нищете обывателей Сент-Питерсберга; раскрыть вопиющее несоответствие между показной «христианской моралью» и конкретной жизненной практикой, с которой мальчикам приводится сталкиваться на каждом шагу.

Что может быть скучнее утомительной воскресной проповеди, да еще в знойный день? Все скучают и терпят, а Том не выносит скуки. Устроив в церкви уморительный спектакль с жуком-щипачом и пуделем, «Том Сойер шел домой в самом веселом настроении, думая про себя, что и церковная служба бывает иногда ке так уж плоха, если внести в нее хоть немножко разнообразия». Живой ум и находчивость Тома выводят его из всех затруднений и неурядиц, Стоит только вспомнить любой эпизод из его многочисленных столкновений с тетушкой Полли, начиная с побелки забора. Чтобы избавиться от горькой микстуры, Том дает ее «попробовать» коту

* « - Ну, сударь, для чего вам понадобилось мучить бедное животное?
* - Мне его жалко стало: ведь у него нет тети.
* - Нет тети! Дуралей! При чем тут тетя!
* - При том. Если б у него была тетя, она бы сама ему сожгла все нутро! Сама бы ему все кишки припекла, не поглядела бы, что он кот, а не мальчик!
* Тетя Полли вдруг почувствовала угрызения совести».

Таким образом Том Сойер ограждает себя от пристрастия тетушки Полли испытывать на нем новейшие медицинские средства. Благодаря тому, что мальчик не считается ни с какими условностями и говорит обо всем как думает, догматические «истины» подвергаются критической переоценке.

* «Церковь просто дрянь по сравнению с цирком,- заявляет Том.- В цирке все время что-нибудь представляют. Когда я вырасту, то пойду в клоуны»
* «Джо Гарпера он застиг за чтением Библии и с огорчением отвернулся от этой печальной картины».

/ / / Образ Сида Сойера в повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера» повествует о похождениях мальчишек, Тома и Гека. Друзья не представляют жизни без приключений, поэтому не сидят на месте, а попадают в различные переделки. Они становятся участниками большинства происшествий в городке. Ребята таким способом познают мир: узнают как добрых, так и злых людей, учатся на своих ошибках. И самое важное – это то, что они никогда не сдаются – и поэтому выходят победителями. Им помогает их настоящая дружба. Том и умеют ценить друг друга. Во многом они похожи, особенно в отношении к свободе.

Кроме Гека и Тома, в повести есть и другие образы мальчиков. Немаловажную роль играет Сид Сойер, хотя он и второстепенный персонаж. Этот герой приходится сводным братом Тому. Его тоже воспитывает тетя Полли. Несмотря на то, что братья растут в одной семье, их отношения сложно назвать дружескими или братскими. Причина кроется в противоположности их характеров.

Если - непослушный мальчик, озорник, то Сид – благонравный ребенок, который не приносит хлопот тете. Послушный Сид старается хорошо учиться. Но вот причина явно не в осознанном желании стать образованным, а в желании угодить тете, получить одобрение учителя и т. д.

Сид Сойер – часть консервативного общества, его порождение. Он с детских лет понял, что главное – выглядеть благонравным, а не быть им на самом деле. И поэтому послушный Сид по своей сути мелочный человек, ябеда и лицемер. Он с удовольствием рассказывает тете о шалостях Тома. И вряд ли так он хочет ему помочь, скорее, ему просто приятно выглядеть в глазах других лучше. Поэтому раскрывая делишки Тома, Сид выглядит на его фоне хорошим ребенком. Яркий пример этому показан в эпизоде с нитками. Как-то Том решил скрыть факт того, что купался на речке. Тетя зашивала ему воротник нитками, чтобы он не мог незаметно искупаться. Тогда озорник решил, что все равно пойдет на реку, а потом зашьет воротник сам. Когда тетя расспрашивала, был ли он на речке, Том предоставил в качестве доказательства зашитый воротник. И почти поверила, но Сид заметил, что нитки были не того цвета. Вот так и попался Том из-за брата. Сид проявил здесь наблюдательность, однако это не оправдывает его подлость.

Том, несмотря на озорство, имеет доброе сердце. Он помогает невиновному в преступлении Мэфу Поттеру избежать наказания. Этот поступок поставил под удар его самого, но совесть не дала бы ему иначе покоя. Такой поступок можно назвать по-настоящему хорошим, и вряд ли на такое способен был бы Сид Сойер.

/ / / Сравнительная характеристика Тома Сойера и Сида Сойера

В повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» главный герой – мальчик-озорник по имени Том. Он воспитывается в семье своей тети по имени Полли. Герой имеет непростой характер, любит проказничать, поэтому доставляет немало хлопот семье. У Тома есть брат Сид, которого тоже воспитывает тетя Полли. Сравнив этих двух героев, можно лучше понять их образы и замысел автора.

– непослушный мальчик, который не любит школу. Однако он много читает и мечтает пережить такие же увлекательные приключения, как герои его любимых книг. Поэтому вместо скучных занятий он часто проводит время на речке. Автор отчасти оправдывает такое отношение героя к школе. Ведь система образования тогда строилась на зубрежке и телесных наказаниях. А это никак не развивало свободомыслие учащихся, а лишь приучало к бездумному запоминанию и послушанию.

– послушный мальчик, который старается хорошо учиться в школе, потому что «так надо». Он не доставляет хлопот тете, всегда выглядит ухоженным, «прилизанным», ведет себя прилично. Однако его благонравие фальшивое, ведь при первой же возможности он ябедничает на Тома. И не потому что он переживает за брата, а потому что ему приятно видеть, как его наказывают.

Яркий пример есть в эпизоде, когда Сид замечает хитрость Тома с нитками (Тетя зашивала воротник рубашки Тома, чтобы тот не купался в речке, но он решил схитрить – снял рубашку, а потом сам зашил воротник) и рассказывает все тете. Сид выдает брата, чтобы показаться на его фоне лучше. Он наблюдательный, что говорит о его смекалке. Но в целом, Сид поступает как предатель.

В отличие от него, Том – верный. Он умеет ценить дружбу. И, несмотря на маленькие хитрости, он не способен на большую ложь даже ради себя. Это подтверждается в части повести, когда он сознается на суде в том, кто настоящий преступник. Он и его друг Гек стали случайными свидетелями преступления, но вначале молчали, потому что боялись мести. Обвиненным в преступлении стал невинный человек, Мэф Поттер. И об этом знали мальчики. Они обещали друг другу молчать, но муки совести заставили Тома Сойера выступить на суде и помочь несчастному мужчине. Это был очень смелый поступок, на который вряд мог бы решиться боязливый Сид.

Том и Сид – братья. Но они слишком разные люди, словно из разных миров. Сид – это порождение мещанского общества. Он с малых лет принял условности консервативного городка. Том – тоже часть этого общества, но он пытается отстоять свое право на свободу. Для героя такая жизнь по правилам кажется не интересной. Поэтому он мечтает о приключениях и осуществляет мечту. Вместе с другом Геком они разоблачают преступника, находят клад. Вместе с Бекки (девочкой, которая нравилась Тому) герой блуждает по пещере.

Сид помогает лучше увидеть положительные черты характера главного героя. Послушный мальчик Сид в повести не такой хороший, как непослушный мальчик Том. Автор разрушает стереотипы мещанского представления о моральных ценностях того времени.