Какие слова которые пишутся со звуками чн. Мотивация к учебной деятельности. I. Организационный момент

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинаем мы урок.

Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Игра «Волшебник мягкий знак»

- С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание

для проверки СЛАЙД 3

в) Диктант. (создание проблемной ситуации)

- Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II - в середине слова.

Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.

Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)

А в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)

Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4

III . Сообщение темы урока

- Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

Во втором столбике? (мягким знаком )

Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

IV. Работа по учебнику (2-я часть )

Прочитайте, чему будем учиться.

Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

На св о ей улочке и курочка хр а бра.

Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

Физ-ка «буква – Л»

Для развития речи учащихся

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

Выполните задание к упражнению

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

- Работа в парах по карточкам

Карточка 1

СИНИЧ Ь КА

Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

Карточка 2

Прчитайте текст и исправьте ошибки

ПОМОЩ Ь НИКИ.

Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы - крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог СЛАЙД № 9

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

Дерево знаний

Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;

желтая -, если хорошо усвоили материал;

зеленая - если уверены в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

Спасибо за урок!

Используемая литература

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

  • Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?
  • 2.

    Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

    • Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
    • Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
      1. с чк ,
      2. с чн ,
      3. с чт ,
      4. с щн .

    3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

    Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

    • Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
    • Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .

    Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы .

    Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик.

    4. Прочитайте.

        Мышонок встал на цыпочки,
        Он роста невеликого,
        Играет он на скрипочке,
        Тихонечко пиликает.
        И. Токмакова

    • Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
    • Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .

    5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.

    1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
    2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

    6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

    Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.

    • Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
    • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите к выделенным словам однокоренные.

    та ре́лка

    7. Прочитайте. Назовите сказки.

    1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
    2. Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
    3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
    • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
    • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .

    8. Произнесите слова.

    скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что

    • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
    • Устно составьте предложение с любым словом.

    9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

    Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.

    Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.

    (Н. Сладков)

    • Почему в тексте выделены три части?
    • Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

    10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.

        В небе - вечер, в небе - тучки ,
        В зимнем сумраке бульвар .
        Наша девочка устала,
        Улыбаться перестала.
        Держат маленькие ручки
        Синий шар.

    • Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

    ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

    планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

    Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Прозвенел звонок,

    Начинаем мы урок.

    Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

    II. Актуализация знаний

    а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

    Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

    Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

    - Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

    Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

    б) Словарная работа Слайд № 3

    Язык, языковед, языкастый.

    Прочитайте группу слов .

    Как вы понимаете слова, объясните?

    Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

    Языковед- Учёный, специалист по языковедению;

    Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

    Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?

    Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

    Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? ( язычок )

    III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

    На какие три группы можно разделить слова?

    Бол… кол…цо ноч… ной

    лос… кон…ки хищ…ный

    ден… пал...то кон…чик

    Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

    Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )

    Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

    Как обозначите мягкость согласного в первом столбике ? ( мягким знаком )

    Во втором столбике? ( мягким знаком )

    - Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

    ( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

    Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

    Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )

    Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )

    Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

    IV. Работа по учебнику ( 2-я часть )

    с. 3 - прочитайте, чему будем учиться.

    У.с. 4 - Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

    V. Работа по теме урока

    У.с. 4 упр.1

    Пл. о .хой друг в деле не п о мощник.

    На св о ей улочке и курочка хр а бра.

    Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? (проверяемая гласная)

    Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками ( помощник, улочка, курочка )

    Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули?

    ( Буквосочетания ЩН, ЧК )

    с.4 упр.2 - Что обозначает условный значок на полях? ( Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

    - Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? ( мачта )

    Мачта - высокий столб на судне для парусов.

    - Отвечаем на вопросы после упражнения.

    Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)

    а) с ЧК, удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

    б) с ЧН, песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

    в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

    г) с ЩН, помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

    Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? ( мягко )

    Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность?

    ( звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

    Как называются такие опасные места в словах русского языка? ( орфограммами )

    Физкульминутка «Черепаха» слайд № 5

    Для развития речи учащихся

    Шла по полю черепаха ( идём пальчиками )

    И дрожала вся от страха ( руки в кулачок, кулачки дрожат )

    Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)

    Никого я не боюсь! ( отрицание - указательным пальцем )

    VI. Знакомство с правилом

    У.с. 5 - Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

    У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

    Выполните задание к упражнению

    Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

    Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

    Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

    Кончик - уменьшительное к слову конец;

    Блинчик – название сладкого блюда

    Стаканчик – маленький стакан.

    Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение самостоятельно.

    VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

    1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

    - Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

    Разноцветные сестрицы

    Заскучали без водицы.

    Дядя, длинный и худой,

    Носит воду бородой,

    И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

    (краски и кисто чк а)

    Что это у Галочки?

    Ниточка на палочке.

    Палочка в руке,

    А ниточка в реке. ( удо чк а )

    В деревянном домике

    Проживают гномики.

    Уж такие добряки

    Раздают всем огоньки.

    ( спи чк и )

    На ветках плотные комочки,

    В них не дремлют клейкие листочки.

    ( по чк и)

    Отгадайте, что за птичка:

    Тёмненькая невеличка,

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два хвоста.

    ( ласто чк а )

    С именем вкусным,

    Не бывает грустным,

    Смотрит весело вокруг,

    Он Незнайке лучший друг.

    (По нч ик )

    VIII. Рефлексия Слайд № 8

    Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

    - Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

    - Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

    IХ. Итог СЛАЙД № 9

    - Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

    - Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

    Дерево знаний

    Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;

    встаём, если хорошо усвоили материал;

    поднимаем руки, если уверены в своих знаниях

    Х. Домашнее задание

    У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    « Сакская средняя школа № 1 им.Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова»

    Урок русского языка во 2 классе

    Тема : Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

    Подготовила учитель начальных классов

    Горшенина Наталия Александровна

    2015 г.

    ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове,подбирать примеры слов с такими сочетаниями;способствовать развитию речи;создать условия для развития умения применять на практике правило; развивать мышление,память,внимание.Воспитывать любовь к родному языку,аккуратность,усидчивость.

    Формировать УУД:

      личностные: выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

      регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение на основе учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

      коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (умение работать в паре, фронтально, индивидуально).

      познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов и делать выводы; находить информацию из текстов; обобщать и классифицировать по признакам.

    Планируемые результаты

    Предметные: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.Наблюдать за написанием слов, включающих звуки ч, щ, уметь воспринимать на слух слова с орфограммой -буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой-отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, группировать слова с разными видами орфограмм и обозначать эти орфограммы на письме.

    Личностные:

    Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

    Метапредметные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

    Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

    Оснащение урока : учебник « Русский язык» 2 класс, авторы В.П.Канакина,

    В.Г.Горецкий, карточки,интерактивная доска, ноутбук,проектор,презентация к уроку.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Прозвенел звонок,

    Начинаем мы урок.

    Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

    II. Актуализация знаний

    а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

    Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

    Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

    Какое правило вспомнили, выполняя задание?

    Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

    б) Словарная работа Слайд № 3

    Язык, языковед, языкастый.

    Прочитайте группу слов.

    Что у них общего? Как вы понимаете слова, объясните?

    Язык - Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

    Языковед - Учёный, специалист по языковедению;

    Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

    Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную.

    Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

    Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? (язычок )

    III. Самоопределение к деятельности Слайд № 4

    На какие три группы можно разделить слова?

    Бол… кол…цо ноч… ной

    лос… кон…ки хищ…ный

    ден… пал...то кон…чик

    Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

    Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

    Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е,Ё, Ю, Я и мягким знаком)

    Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

    Во втором столбике? (мягким знаком )

    Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

    (мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

    Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

    Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

    Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

    Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

    IV. Работа по учебнику (2-я часть )

    Стр. 3

    Прочитайте, чему будем учиться.

    Учебник стр. 4

    Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

    V. Работа по теме урока

    Учебник стр. 4 упр.1

    Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

    Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

    Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

    Учебник стр.4 упр.2

    Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

    Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

    Мачта - высокий столб на судне для парусов.

    Отвечаем на вопросы после упражнения.

    Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

    а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

    б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

    в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

    г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

    Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

    Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

    Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

    Физминутка «Черепаха» слайд № 5

    Для развития речи учащихся

    Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

    И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

    Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

    Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем )

    VI. Знакомство с правилом

    Учебник стр.5

    Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

    Учебник стр. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

    Выполните задание к упражнению

    Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

    Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

    Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

    Кончик - уменьшительное к слову конец;

    Блинчик – название сладкого блюда

    Стаканчик – маленький стакан.

    Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

    VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

    1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

    - Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

    Разноцветные сестрицы

    Заскучали без водицы.

    Дядя, длинный и худой,

    Носит воду бородой,

    И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

    (краски и кисточк а)

    Что это у Галочки?

    Ниточка на палочке.

    Палочка в руке,

    А ниточка в реке.

    (удо чк а )

    В деревянном домике

    Проживают гномики.

    Уж такие добряки

    Раздают всем огоньки.

    (спи чк и )

    На ветках плотные комочки,

    В них не дремлют клейкие листочки.

    (по чк и)

    Отгадайте, что за птичка:

    Тёмненькая невеличка,

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвинут в два хвоста.

    (ласто чк а )

    С именем вкусным,

    Не бывает грустным,

    Смотрит весело вокруг,

    Он Незнайке лучший друг.

    (По нч ик )

    VIII. Работа с карточками

    Взаимопроверка

    IХ. Рефлексия Слайд № 8

    Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной.

    Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик )

    Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

    Зелёный - я всё понял;

    Жёлтый - я ещё не всё понял до конца;

    Красный – я вообще ничего не понял, требуется помощь.

    Х. Итог СЛАЙД № 9

    Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

    Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?

    ХI. Домашнее задание

    Учебник стр. 5 Правило наизусть; стр.5 упр. 4- I вариант; упр. 5- II вариант.

    Используемая литература

    Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

    В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

    В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2014.

    В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

    Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.