Какие морфемы могут быть в слове. Что такое морфемы? Значение, виды и правописание морфем

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Наприм.: Возвращение

ВОЗ имеет значение «обратное действие» или «направление движения». Действие обычно направлено на субъект или объект.

ВРАЩ – круговое движение

ЕНИj – процесс, мыслимый предметно

Е – ср.р., ед.ч., им.п.

Также как и фонема, морфема – это структурный элемент слова. Поскольку морфема явл-ся языковой единицей, мы наблюдаем в ней те же системные признаки, что и у фонемы. Морфема – инвариант (образец, эталон), а варианты морфемы наз-ся морфами.

Наприм.: ДРУГ – ДРУЖ, ДРУЗ’, ДРУГ, ДРУ[К], ДРУ[Ш]

Морфы одной морфемы по отн-ию друг к другу наз-ся алломорфами . Даже если морфема равна по структуре фонеме, наприм., О, С, К, она все равно имеет знач-ие.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования; от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

Морфема и слово

Общее: наличие знач-ия, воспроизводимы, непроницаемость, постоянство звучания и значения. И слово, и морфемы состоят из фонем.

Отличительные признаки:

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые (аффиксальные). Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).



Корневые морфемы

К корневым морфемам относятся КОРЕНЬ, АФФИКСОИД.

Корень – общая часть родственных слов, к-рая выражает главное вещественное значение основы.

Корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру).

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду , очень , увы , многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения - ‘детский праздник’ - не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но , над , если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти .

Корень выдел-ся при сопоставлении слов одного словообразовательного гнезда.

В корне чаще всего наблюд-ся исторические чередования.

Корни бывают 2 типов: свободные и связанные.



Свободный корень – это корень, к-рый способен выступать без аффиксов в составе нечленимых основ (встреч-ся без приставок и суффиксов).

Наприм., ВОДа, ВОДный – свободный корень

Связанный корень известен только в составе членимых основ и не может употреб-ся без аффиксов.

Наприм., ТРЯПица , ТРЯПка, ТРЯПочный, ТРЯПочка

Аффиксоид – морфема переходного типа между собственно корнем и аффиксом. С одной стороны, аффиксоид несет в себе такое же вещественное знач-ие как и корень, с другой стороны, аффиксоид создает словообразовательную модель как аффикс, т.е. явл-ся серийным элементом, создает серию.

Наприм., САДОВОД, ПТИЦЕВОД, ЦВЕТОВОД

-ВОД- аффиксоид «тот, кто занимается резведением чего-либо, кого-либо»

Аффиксоиды дел-ся на префиксоиды (перед корнем) и суффиксоиды (после корня) в зависим-ти от места расположения.

Аффиксальные морфемы

– морфемы, создающие словообразовательные модели и уточняющие, дополняющие знач-ие корня. Аффиксальные морфемы явл-ся общими для ряда неоднокоренных слов.

Наприм., УРАЛЕЦ, ЛЕНИНГРАДЕЦ, АМЕРИКАНЕЦ – «житель какой-то местности» -ЕЦ-

К аффиксам относятся: ПРЕФИКС (), СУФФИКС (), ИНТЕРФИКС (), ОКОНЧАНИЕ (ФЛЕКСИЯ), ПОСТФИКС ().

Аффиксы выполняют либо деривационную (словообразовательную) функцию : морфемы использ-ся для создания новых слов; либо реляционную (формообразовательную) функцию : морфемы новых слов не создают, а создают форму одного и того же слова.

Наприм., УЧИТЕЛЬНИЦА – 4 аффиксальные морфемы

И, ТЕЛЬ - словообразоват ф-я

А - формообраз. ф-я

НИЦ - словообраз. ф-я + формообраз. ф-я

Однако есть морфемы, к-рые выполняют обе ф-и одновременно. Они наз-ся синкретичными .

Аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными.

Продуктивными наз-ся аффиксы, к-рые использ-ся на современ. этапе развития языка для создания новых слов или форм одного слова: ОТксерокопИРОВАть – продуктивные.

Непродуктивные аффиксы – аффиксы, к-рые не использ-ся в настоящее время для создания наст. слов: заКОулок, простОТа, теплОТа – непродуктивные

Аффиксы могут быть регулярными и нерегулярными. Регулярные – часто встреч-ся (-н-, -к-), нерегулярные – редко встреч-ся в словах (-их-).

Есть суффиксы, к-рые встреч-ся в 1-2 словах: почтАМПТ, стеклЯРУС, апплодИСМЕНТы.

Как и слова, морфемы могут быть исконно русскими и заимствованными.

Наприм., чудАК, рыбАК (-ак-); пирожОК, мужичОК (-ок-) – исконно русские

ТРАНС-, ДЕЗ-, А-, СУПЕР-; -ИРОВА-, -ФИЦИРОВА-, -ИЗМ- заимствованные

Суффикс -

Аффиксальная морфема, к-рая стоит после корня и служит для образования новых слов и грамматических форм.

МОРЕ + -СК- →МОРСКОЙ – словообраз. суффикс

СЫН – сынОВЬjЯ – грамматич. форма

РАЗРИСОВАТЬ – разрисовЫВАть – формообраз. суффикс

В слове может быть неско-ко суффиксов, но словообразующим, т.е. тем, к-рый создает данное слово, будет всегда последний суффикс.

Наприм., УЧИТЕЛЬСКИЙ ← УЧИТЕЛЬ (УЧИТЬ + -ТЕЛЬ-) + СК

Суффиксы могут быть разными по структуре. Они могут быть простыми: -ИСТ-, -ИЗМ-, -И-, -ТЕЛЬ-, -СК-, а могут быть сложными (составными): -НИЧА-, -ФИЦИРОВА(ТЬ)-

Суффиксы бывают материально выраженными и нулевыми.

Наприм., засох, засохЛа, засохЛо, засохЛи

Префикс (приставка) –

Аффиксальная морфема, к-рая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов или форм одного и того же слова.

Наприм., ПРОслушать←слушать – словообразующий

писать→Написать – формообразующий

Префиксы не могут создавать слова других частей речи. Приставки не бывает нулевой, она всегда материально выражена (в отличии от суффиксов и окончаний)

Префиксы: простые (о-, на-, про-, за-); сложные (обез-, недо-); исконно русские и заимствованные

Интерфикс

В производных словах встреч-ся морфема, к-рая не совсем соответствует признакам данной единицы языка, поскольку не имеет знач-ия ни лексич., ни грамматич., но использ-ся для создания новых слов или форм одного слова.

Не все ученые признают интерфикс как морфему, и называют данный формант морфемной прокладкой.

Интерфикс может соед-ть основы в сложных словах: пищЕвод, сорвИголова.

К интерфиксам относятся застывшие окончания внутри сложных производных основ: сумАсшедший.

Не нужно путать интерфиксы и суффиксы внутри сложных слов. Ср.: вечнОзеленый (суффикс), плодОовощной (интерфикс).

Интерфикс может соед-ть корень и суффикс: ялта + -ец- + ИН →ялтИНец

Флексия (окончание)–

Значимая морфема в изменяемых словах.

Окончание всегда говорит о возмож-ти замены данной морфемы другим звуковым комплексом. Список возможных изменений опред-ся частью речи.

Наприм., зимА, зимЫ, зимЕ, зимУ, зимОЙ, зимЕ, ЗимЫ, зим, зимАМ, зимЫ, зимАМИ, зимАХ – 12 парадигм; книжный – 24 парадигмы.

Весь список грамм. форм одного слова наз-ся парадигмой этого слова, а оформляется парадигма с помощью смены окончаний.

Остается нерешен. вопрос о том, явл-ся ли окончание только формообразующей морфемой, или можно признать, что также и словообразовательная морфема.

Постфикс –

Аффиксальная морфема, к-рая стоит после флексии и использ-ся для создания новых слов или форм одного слова. Постфикс наблюд-ся в прерывистых основах.

Наприм., крутитСЯ – словообразовательный

СЯ явл-ся формообраз. в формах страдат. залога в страдат. конструкциях.

Ср.: Кран поднимает груз. Груз поднимаетСЯ краном.

-ТО, -ЛИБО,-НИБУДЬ, создающие неопред. местоимения явл-ся постфиксами.

Формообразующей явл-ся морфема ТЕ в формах повелительного наклонения глаголов и имеет граммматич. знач-ие множ. числа: ходиТЕ

Не все однозначно оценивают эту морфему: одни считают ТЕ постфиксом, т.к. эта морфема стоит после др. формообразующей морфемы И ; другие считают, что это суффикс.

Основа слова -

это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В изменяемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окн о , груст ный , гнал ся . Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно , по-моему , хаки .

Многие слова русского языка имеют первичный характер, то есть не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется непроизводной , например: сер-ый, чёрн-ый, лес, вод-а, трав-а. Непроизводная основа всегда нечленима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня. К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,

суффиксы, интерфиксы, постфиксы), в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор-а - горн-ый - горн-о-лыж-н-ый; брат - брат-ск-ий - по-братски. Таким образом, производная основа - это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем.

В составе производной основы, кроме корня, может быть:

1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, муж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость );

2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук );

3) различные сочетания приставок и суффиксов (по-муж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый ).

Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк-а, столов-ый, мечта-ть ) и прерывистой (встречаюсь, увлекл-а-съ ).

У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящая основа - это основа того слова, от которого данное слово образовано. Например: вода ->вод-ян-ой - водянистый -водянистость.

4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за-дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ ).

К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится данное слово.

В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с непроизводной основой. Все слова, входящие в цепочку, являются однокоренными (родственными) словами.

22. Словообразование. Производное слово. Способы словообразования в современном русском языке.

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка.

Словообразование изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.

Словообразование связано с лексикологией , так как вновь образованные слова пополняют словарный состав языка и новые слова образуются на базе уже существующих в языке слов по моделям данного языка.

Словообразование также связано с морфологией , так как вновь образованное слово оформляется по грамматическим законам данного языка.

Связь словообразования с синтаксисом проявляется в том, что синтаксические преобразования обусловливаются словообразовательным потенциалом слова.

Новые слова появл-ся 2-мя типами словообразования:

1. морфологический; 2. неморфологический.

При морфологическом словообразовании новое слово создается путем прибавления/усечения морфем, т.е. производится какая-то операция с морфемой. К ним относятся частные способы сложения и аффиксация.

Неморфологические способы – способы, где образование нового слова связано с изменениями в его семантики. Новых морфем не добавляется, и даже иногда не меняется структура основы.

К неморфологическим способам словообразования относятся:

Лексико-семантический способ

Лексико-грамматический способ (морфолого-синтаксический)

Лексико-синтаксический способ

Неморфологические типы словообразования

Лексико-семантиченский

Новое слово появл-ся в рез-те семантических изменений у уже изменившегося в языке слова. Т.е. первоначально разв-ся полисемия (многозначность) и новое знач-ие отрывается, превращаясь в омоним.

Наприм., пионер (первооткрыватель) → пионер (член детской организации); завод (предприятие) → завод (заводить); лопатка (орудие труда) → лопатка (кость)

Морфемная струк-ра не изменилась, часть слова не изменилась, изменилась семантика!!!

Слова состоят из морфем. Морфема - наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, суффикс

Тель--- морфема со значением лица или предмета (читатель,

выключатель), приставка раз----- морфема со значением высокой

степени качества (разудалый, распрекрасный) или со значением разъединения (развести, растащить) и т.

Чаще всего на письме одни и те же морфемы передаются одинаково. Однако в результате различных исторических процессов одна и та же морфема может менять свой вид, например дуб-ок и дуб-к-а, где части -ок- и -к- выражают одну и ту же морфему -ок- с беглой гласной о (уменьшительно-ласкательное значение). Эти разные выразители одной и той же морфемы называются морфами.

Морфема имеет такое же обобщенное значение по отношению к морфу, как, например, фонема к звуку или слово к словоформе. Объединение морфов в одну морфему определяется: 1) их семантическим тождеством; 2) позиционной обусловленностью их формального различия. Так, в нашем примере дуб-ок морф -ок- обусловлен нулевой флексией в именительном падеже, а морф -к- (дуб-к-а) - материально выраженной флексией в родительном падеже. Ср. также охотнич-ий и охотнич-)-эго, где суффикс -ий- в родительном падеже представлен морфом Такие позиционно обусловленные и семантически тождественные морфы называются а л л о м. о р ф а м и.

Итак, морфема - наименьшая значимая часть слова, но в языкознании употребляется еще один термин - аффикс, означающий также наименьшую значимую часть слова. Нет ли здесь дублирования терминов? Оказывается, нет: всякий аффикс как значимая часть слова является морфемой, но не всякая морфема является аффиксом. Дело в том, что все морфемы русского языка делятся на два типа: корневые и аффиксальные. Корневая морфема не является аффиксом.

Корень - морфема, выражающая общую лексическую семантику, присущую всем словам-родственникам. Корень - морфема индивидуальная, каждая группа однокоренных слов имеет свою единственную корневую морфему, не повторяющуюся в словах других гнезд. Тогда как аффикс - типовая морфема, повторяющаяся в целых разрядах слов. Корень отличается от аффиксальных морфем и тем, что часто может существовать самостоятельно (например, там, тогда, вдруг) или лишь оформляясь флексией (лес-ѳ, стран-а, сел-о):

Аффиксальные морфемы по функции и значению в языке делятся на словоизменительные и словообразовательные. Словоизменительные морфемы служат для образования форм слов и являются поэтому различителями словоформ. Например, флексии имен существительных, прилагательных, глаголов (держав-а, держав-ы; сѳетл-ый, о светл-ом; ид-у, ид-ут, думал-0, думал-а и т.

П.), суффикс -/-, образующий словоформы множественного числа имен существительных наряду с флексией -а (брат - брат-ja, друг - друз-ja), глагольные суффиксы прошедшего времени (писа-л-а, мечта-л-а), причастий (сид’-ащ-ий, чита-вш-ий), деепричастий (сид’-а, прочита-в), суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий (быстр-ее, тиш-е). Словоизменительные аффиксы являются носителями грамматических значений конкретных словоформ.

Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов, они являются выразителями словообразовательных значений (держав-н-ый, снеж-инк-а, лет-чик, пред-рассвет-н-ый и др.).

По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы.

Префикс - аффикс, расположенный перед корнем или перед другим префиксом, например: пере-делать, у-красить, со-автор, не-друг, не-без-ынтересный, пред-рас-светный.

Суффикс - аффикс, расположенный непосредственно после корня или после другого суффикса, например: голуб-изн-а, чита-тель, горош-ин-к-а, воспита-нн-ость, облач-н-ость.

Постфикс - аффикс, расположенный после окончания, этот аффикс присоединяется к готовой форме. Словообразовательных постфиксов в русском языке немного: один глагольный -ся(-сь) - катать-ся (катаю-съ), другие-го, -либо, -нибудь, образуют неопределенные местоимения (например, кто-то, что- либо, какой-нибудь) и местоименные наречия (например, где- то, когда-либо, куда-нибудь).

В структуре русского слова наблюдается еще один строительный аффикс - интерфикс, который расположен между корнями или между простыми основами; этот аффикс участвует в образовании сложных слов, например: пар-о-воз, шест’-и-этаж- ный, камн’-э-дробилка, тр’-ох-годовалый. Интерфикс обладает особым значением - соединительным1. Оно присуще всем производным, имеющим в своем составе два корня, например сложным словам типа глух-о-немой или сложносокращенным словам типа кол-хоз. Поэтому в сложных словах, образованных без соединительной гласной, типа Тула-уголь, диван-кровать или сращениях типа впередѳсмотрящий можно говорить о нулевой морфеме, выражающей соединительное значение."

Интерфиксы соединительного значения следует отличать от асемантичных интерфиксов, выполняющих лишь функцию «строительной прокладки» между основой, от которой образовано слово, и образующим аффиксом , например: америк-(ан)-ец, пе-(в)-ец. Эти интерфиксы отражают явление интерфиксации при словообразовании5.

Русский язык 10 а класс

Тема: Морфемика. Словообразование.

Морфемы, их типы, функции.

Цели урока:

    Обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем.

    Формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов.

    Совершенствование навыков правописания.

Ход урока:

    Орг. класса.

    Постановка цели урока.

    Проверка домашнего задания. Написание словарного диктанта. Комментированное письмо, работа по цепочке с графическим обозначением орфограмм.

Внимание, воображение, воспоминание, восприятие, дисциплинированность, самооценка, идентификация, индивидуальность, интуиция, меланхолик, темперамент, настойчивость, обоняние, обаяние, обобщение, остроумие, осязание, отношение, ощущение, припоминание, раздражение, рефлексия, самостоятельность, тестирование, умозаключение, уравновешенность, характер, целеустремленность, эволюция, эксперимент, эмоции.

    Повторение и систематизация ранее изученного теоретического

материала. Фронтальный опрос-беседа с учащимися по вопросам.

    Что такое морфема?

    Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?

    В чем отличие корня от других морфем?

    Как называются все морфемы, кроме корня?

    Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?

    Что такое приставка, суффикс, постфикс?

    Что такое основа слова?

    Для чего нужны служебные морфемы?

    В какой части слова заключено лексическое значение?

    Какие части слова выражают грамматическое значение?

    Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие) и словообразовательные?

    Какие части речи не имеют окончания?

    Что такое нулевое окончание? Как его определить?

    В какой части речи в слове можно выделить два окончания?

    Вспомните орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове?

    Отработка умений и навыков. Работа с раздаточным материалом.

А) Распределительный диктант с обозначением части речи, графическим выделением основы и окончания (если оно есть): есть формы словоизменения / нет формы словоизменения.

Купаный, ведь, два, дочь, веселее, луна, стойко, играючи, смеясь, могуч,

конечно, дело, мышь, никогда, можно, нарочно, нельзя, фойе, синий, краснеющий, горяч, около, вследствие, погасив, пополам, сторож, впоследствии, чуть, невтерпеж, покрасив.

Б) Распределительный диктант. Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем:

1) слова со словоизменительными (формообразующими)

морфемами;

2) слова со словообразовательными морфемами.

Делай-те, рас-трепать, леп-и-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый,

крепч-е, висе-л-а, высоч-айш-ий, счаст-лив-ый, при-чудливый,

де-маскировать, лис-ий, ярк-ий, мил-ейш-ий, красне-я.

В) «Две минуты на ответ».

1) Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

ЕШЬ, -ИТ, -ОГО, -Л- , -ИЕ, -И И.

    Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО? Почему? Объясните графически.

Г) В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?

    Любить, любой, любовь, любитель;

    духовность, духовный, духи;

    долина, доля, обездолить, бездольный;

    долгий, долго, долгота, долг;

    плен, пленник, пленарный, пленить;

    липа, липкий, липняк, липовый;

    клад, кладоискатель, укладка;

    город, городской, горожанин, загородка;

    бурить, бурильщик, буря;

10) воротник, воротить, возврат;

11) мель, отмель, мельник;

12) носить, носовой, носильщик;

13) дорога, железнодорожный, дороговат;

15) делимое, подельник, делитель;

16) молитва, молить, моль;

17) сель, сельский, односельчане;

18) гулять, с гулькин нос, гулянка;

19) мина, миновать, заминировать;

20) манная (крупа), манок, заманить.

    Самостоятельная работа, выполнение тестового задания.

    1. В каком ряду все слова однокоренные?

      1. Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

        кусать, закуска, вкусный;

      1. воспитать, питание, подписка;

        утроить, третий, трефовый.

    1. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?

      1. Вбок, вброд, ввысь;

        вверх, вдаль, взлет;

        ввоз, вдох, взгляд;

        вниз, вдоль, взмах.

    1. В каком ряду все слова не имеют окончания?

      1. Крюк, номер, насквозь;

        мышь, здесь, четверо;

        издавна, заново, лишь;

        напрокат, самокат, вдоволь.

    1. В каком слове выделяются два окончания?

      1. Кареглазый;

        что-либо;

        семьдесят;

        кафе-бар.

    1. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)?

      1. Наи-меньший, от-плыть, напева-я;

        сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;

        красив-ее, вынес-л-а, снов-а;

        пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.

    1. над-?

      1. Надпись, надуманный, надоедать;

        надрез, надомница, надувной;

        надломленный, надкусить, надсечка;

        надрубка, надрываться, надежность.

7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

1) Искалеченный, исколесить, искрометный;

2) искореженный, искоса, искательница;

3) искривленный, искуситель, исключительный;

4) искупление, исклеванный, ископаемые.

8. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

1) Тратите, поднесите, толкните;

2) хотите, красите, согните;

3) строите, караулите, позволите;

4) берегите, подчеркните, соберите.

9. В каком слове есть суффикс -чик-?

1) Пончик;

2) зайчик;

3) ключик;

4) грузчик.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание: составить словарный диктант (30-40 слов) на тему «Искусство», повторить правила правописания приставок (пре/при;

на -с-/-з-)

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте

Все на свете из чего-то состоит: человеческое тело - из клеток, облака - из водяных капель, лес - из деревьев. Человеческая речь складывается из слов. И наверняка вам будет интересно заглянуть в святая святых - ту "мастерскую", где происходит их образование. Слова формируются из особого материала, которому и посвящена данная статья. Мы разберем, что такое морфемы и какое они имеют значение.

Значение понятия, пример

Термин греческого происхождения дословно переводится как "форма". Его авторство принадлежит американцу Леонарду Блумфилду (1933 г.).

Что такое смысловые части, из которых складываются слова. Предлагаем познакомиться с их основными признаками, представленными на картинке.

Выделим из данной информации две основополагающие мысли:

  1. Это самая мелкая частица слова, которая не дробится на какие-либо иные смысловые единицы.
  2. Она имеет особое значение для словообразования.

Корень, приставка, окончание, суффикс, постфикс (возвратная частица -ся или -сь) - это и есть морфемы, из которых складывается слово. Все они имеют разное обозначение на письме, представленное чуть ниже.

Рассмотрим пример: слово "переменка". В нем следующие смысловые части:

  • пере-;
  • -мен-;

Разберем значение каждой:

  • пере- — это приставка, означающая повторное действие;
  • -мен- — корень, лексическое значение которого связано с обозначением смены действия (сравните: менять, подмена, меняла, сменщик);
  • -к — суффикс, указывающий на уменьшительный смысл слова.
  • -а — окончание, указывающее на то, что перед нами существительное единственного числа, женского рода.

Корень слова

Если смысл слова складывается из значений его частей, то главной морфемой можно смело считать корень. Именно он несет основную лексическую нагрузку, и на его основе происходит словообразование. Попробуем это проиллюстрировать. Построим новые слов от существительного "вода" с сохранением корня -вод-.

Значение морфем разнится, поэтому принято выделять корневые и аффиксальные. О первых - подробнее, чуть ниже.

Пишем правильно

Важным моментом является правописание морфем. В указанном примере видно, что в корне могут наблюдаться чередования букв, которые нужно отслеживать. Более сложные из них — -лаг-/-лож- (предлагать, предложение). Следует разбирать также следующие орфограммы:

  • Безударные проверяемые и непроверяемые гласные (наводнить — водный; диалог).
  • Переход буквы "и" в "ы" после приставок, оканчивающихся на согласную (проиграл, подыграл).
  • Правописание "е" вместо "э" в заимствованных словах (проект, шинель).
  • "О" и "е" после шипящих."Е" пишется под ударением, если можно подобрать однокоренное слово с чередованием "е - е": черствый — черстветь, пшенка —пшено.
  • Парные глухие и звонкие согласные требуют проверочного слова (шаг — шаги, звук — звуки).
  • Непроизносимые согласные также нуждаются в подборе однокоренных слов (местность — место).
  • Двойные согласные. Для этой орфограммы действует несколько правил, поэтому необходимо сверяться со словарем (вожжи, дрожжи, ссора).

Окончания

Лучше понять, что такое морфемы, можно, посмотрев на следующее предложение:

  • "Наступил... утр..., и дет... поспешил... в школ...".

У окончания очень важная роль - оно устанавливает связь между словами в предложении. Никак не влияя на лексическое значение конкретного существительного или прилагательного, например, оно не входит в так называемую основу. Вместе с тем, окончание играет огромную роль, указывая на род, число и падеж. Вставим пропущенные окончания и прочитаем:

  • Наступило утро, и дети поспешили в школу.

Суффиксы

Данная морфема входит в основу и отвечает за слово- и формообразование. Пример образования новых слов:

  • гриб — гриб-ник;
  • серебро — серебр-ист-ый;
  • заяц — зайч-онок.

Пример образования новых форм:

  • склонять — склоня-ем-ый;
  • теплый — тепл-ейш-ий;
  • весело — весел-ее.

Суффикс -ищ способен увеличить предмет: город — городище. А -ик, наоборот, уменьшить: стол — столик.

Между прочим, в русском языке есть слова, в которых встречается два и даже три суффикса. Примеры последних:

  • родственнички;
  • преподавательница;
  • водянистость.

Приставки

Стоящие впереди корня приставки являются словообразующими частицами. Именно на их примере становится понятно, что такое морфемы. Так, они способны сделать незавершенное действие законченным: читать — прочитать. У каждой приставки есть свое назначение:

  • Без-/бес- — означает отсутствие чего-либо (безголосый, беспорядок).
  • Вы- — демонстрирует направленность движение наружу (вылезти, выпрыгнуть).
  • До- — показывает доведение действия до конца (добежать, доработка).
  • Не- — означает отрицание того, что выражает само слово (неправда, некрасивая).
  • Недо- — применительно к глаголам показывает недостаточность действий (недосолил, недобежал) и т. д.

Разобрав, что такое морфема в русском языке, следует помнить: использование смысловых частей слова требует знания орфографии.