Какие бывают проблемы в коллективе. Взаимоотношения в трудовом коллективе: как чувствовать себя комфортно на работе. Конфликты в коллективе и способы их разрешения

Одним из основных видов мотивов, побуждающих человека трудиться в коллективе, являются социальные мотивы. Именно благодаря им человек готов выполнять свою работу, ориентируясь не только на ее содержание и материальную компенсацию труда, но и на возможность занять определенное место в социальной структуре коллектива. Это позволяет ему получать моральное удовлетворение от труда, возможности самовыражения и от отношения окружающих, определенного статусом человека в трудовом коллективе. Вместе с тем, любой коллектив формируется из отдельных людей, имеющих разный жизненный опыт, разное мировоззрение и разный уровень профессиональных знаний и умений. Эти особенности членов коллектива влияют на взаимоотношения в трудовом коллективе, на возникающие проблемы и пути их решения. Отдельным полюсом влияния, определяющим основные принципы взаимодействия и решающим проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе, является его руководитель.

В процессе общения между членами коллектива особо заметно проявляется регулятивная функция общения, как воздействие на поведение, активность, систему ценностей членов коллектива с целью своеобразной стандартизации. Именно поэтому члены коллектива, выделяющиеся из общих стандартов, имеют проблемы во взаимоотношениях с другими членами коллектива.

Существует несколько проблемных зон во взаимоотношениях в трудовом коллективе.

1. Вхождение и нового работника в коллективе. Новый работник не может в полной мере проявить себя как личность, так как его мировоззрение, воспитание и опыт могут входить в противоречие с нормами трудового коллектива, который успешно подавляет индивидуальность любыми способами.

2. Усилившаяся потребность работника в максимальной персонализации после завершения первичной адаптации побуждает его к поиску средств и возможностей для восстановления своей индивидуальности, что может не приветствоваться в коллективе, так как вносятся изменения в имеющуюся систему распределения ролей и привилегий. Это своего рода период бунтов.

3. Противоречия между профессиональными взглядами и подходами к решению задач и проблем организации ведущих работников по своим направлениям.

4. Проблемы взаимоотношений между сложившимися группами работников. Может возникнуть как внутри небольшого отдела, так и между отделами организации. Примером первого случая может быть «дедовщина» по возрасту, второго - борьба между отделами за влияние и ресурсы организации.

5. Кризис власти в трудовом коллективе. Проблемы взаимоотношений возникают при череде административных ошибок, в том числе и с неправильным распределением служебной нагрузки, и одновременном наличии в коллективе неформального лидера. Коллектив может разделиться на группы поддержки лидеров.

6. Личная неприязнь между работниками, возникшая по объективным или субъективным причинам, является одной из самых распространенных проблем во взаимоотношениях в трудовом коллективе.

добрый вечер. мне 22 года и у меня такая вот проблема. работала 3 месяца в одной организации. оч быстро влилась в коллектив, все оч хорошие. все замечательно. но не устраивала з/п. пришлось уволиться. устроилась буквально на днях на новую. более оплачиваемую и престижную. вся проблема в коллективе. чисто психологически мне тяжело. неприветливые, неразговорчивые. точнее между собой-то они даже оч разговорчивые. а вот со мной...я честно пыталась сама проявлять инициативу, начинала разговор, они его абсолютно не поддерживают, отделываясь от меня дежурными фразами. всё это оч странно, потому как, когда я устраивалась к ним, они все дружно чуть ли в ладоши не хлопали, так хотели, чтоб я к ним пришла. в общем, уже на третий день пребывания там жутко захотелось смыться на необитаемый остров, ну или хотя бы подальше от этих людей. некомфортно мне с ними. с утра уже начинаю ждать скорейшего окончания рабочего дня. посоветуйте, как себя вести, что делать. потому что сейчас все мысли об одном - уволиться. и уволилась бы...но третья работа за год - понимаю перебор. только это и останавливает.

Ответы психологов

Нелли, лично Вас устраивает эта «более оплачиваемая и престижная» работа, дает ли она Вам шанс профессионально и творчески реализоваться? Если, да, тогда дерзайте, просто занимайтесь любимым делом. С Вами не общаются по рабочим моментам либо личным? Если второе, так никто никому и не обязан. Будьте неизменно корректной, приветливой, предупредительной. Просто будьте самой собой и не ожидайте ничего от других. Не привязывайтесь к этому моменту и скоро все изменится. Визуализируйте позитивную обстановку в коллективе: сделайте для себя коллаж, имейте возможность видеть картинку каждый день (если не знаете как, пишите мне на майл).

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Нелли! Я думаю, что лучше слушать себя и свое сердце. Возможно под фразой, а мы так тебя ждали, скрывается другое...ждали именно работника на которого можно свалить все дела. Люди не идут на контакт, потому что берегут свои личные границы. Вообще как показывает практика во многих компаниях присутствует эмоциональная отчужденность. Выбирете что для вас важнее: деньги или комфорт в коллективе? С Уважением Олеся.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Нелли!

В каждом коллективе складывается свой СПК (социально-псхологический климат), свои традиции, своя иерархия. В каждом коллективе есть конкуренция между сотрудниками, где-то она более выраженна, где-то более завуалированна, но она есть всегда. Вам попался вот такой, не очень приветливый, не очень дружелюбный, но зато, как мне кажется, более честный коллектив. Во всяком случае, здесь Вы точно не расслабитесь, чтобы потом получить какую-нибудь "подлянку", что частенько случается в "приветливых" коллективах. Вы здесь новенькая, поэтому Вас пока и игнорирует, они к Вам присматриваются, изучают, отводят Вам определённое место в иерархии коллектива. Если хотите здесь продолжать работать, отнеситесь к этому с пониманием, подержите дистанцию, пока не почувствуете, что Вас приняли и можно уже быть более активной в контактах. Будьте ровно дружелюбной, но не переходите границ личного пространства. Обозначьте свои границы (спокойно и с достоинством), тогда место, на которое Вас "назначат" в коллективе, будет больее соответствовать тому, чего бы Вы хотели. Но в любом случае, коллектив может как принять Вас эмоционально, так и отвергнуть (и не всё здесь зависит от Вас). Пока об этом рано говорить, а вот когда Вы почувствуете их решение, тогда для Вас станут более ясными перспективы Вашего пребывваания в этом коллективе. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 3

На работе, как и дома, человек не один. А где больше одного, там появляются и разногласия. Конфликты на рабочем месте не желательны ни для кого, но иногда найти выход из сложившейся ситуации не так просто.

Конфликты, которые происходят на работе, могут зародиться между подчиненным и начальством, либо между сотрудниками, равными по своему положению. Достаточно часто причина конфликта элементарна: обязанности сотрудников могут быть прописаны не достаточно четко. Избежать таких разногласий легко: необходимо, чтобы каждый специалист знал, где начинается и заканчивается его сфера деятельности и влияния, чтобы было понятно, кто за что отвечает.

Вторая причина, которая может привести к конфликту : изменения, не всегда всех устраивающие. Это может быть введение дресс-кода, новые требования, изменение сроков сдачи проектов и подобные события. Конфликтологи уверены: иногда достаточно просто объяснить, по каким причинам и с какой целью вводятся новшества, доказать их целесообразность, и конфликтная ситуация пройдет сама собой.

Все люди совершенно разные не только в плане мировосприятия и интересов, но и по скорости работы. Когда несколько сотрудников работают над одним делом одновременно, они будут возмущаться, если кто-то один станет выполнять свои обязанности медленнее, чем они, пусть и профессионально. Соответственно, во избежание конфликтов просто подберите людей со схожим темпом работы.

Если вы стали участником конфликта в вашем рабочем коллективе, необходимо найти выход. Один из них — просто перестать спорить и принять чужую позицию. Речь идет о тех случаях, когда вы не уверены в своей правоте, не владеете полной информацией или нет смысла портить друг другу нервы из-за мелочи.

Еще один вариант — наоборот, настоять на своем и доказать в результате свою правоту. Конечно же, в том случае, когда вы полностью уверены в своих силах и правильности действий. В подобной ситуации можно оспорить и мнение начальства, но приводите всегда только весомые аргументы и делайте это спокойно. В конце концов, если вы окажетесь правы, начальство это отметит.

Самый сложный вариант выхода из затруднительных ситуаций — прийти к компромиссу. Это занимает очень много сил и требует огромного количества энергии. Тем не менее, у каждого участника конфликта появляется возможность повлиять на решение. Компромисс является наиболее продуктивным вариантом, который может положительно повлиять на всю компанию.

Не надо забывать, что конфликты не всегда отрицательно влияют на рабочий процесс. Иногда они становятся двигателем прогресса и могут привести к разработке новых технологий для компании или созданию новых отделов. Продуктивной вам работы, приятного коллектива, и не забывайте нажимать на кнопки и

3 распространенные проблемы в коллективе и способы их решения

Даже в самом дружном коллективе периодически случаются неловкие и неприятные моменты. Если вовремя не обратить на них внимание, ситуация может стать критической. А это, в свою очередь, может привести к неприязни и даже войне между коллегами.

Давайте рассмотрим 3 наиболее распространенные проблемные ситуации, которые могут сделать коллег врагами, и выясним, как нужно себя вести в каждом случае.

Если речь идет о должностных обязанностях, то вы должны их исполнять. Но когда начальник раздает поручения, не имеющие ничего общего с вашей работой, может возникнуть конфликт.

В такой ситуации сотрудник обычно молча выполняет все задания, так как не хочет потерять работу. Но в один момент, когда заканчиваются силы или появляются проблемы в семье, он решает уволиться.

Выход: Чтобы этого не произошло, в мягкой и корректной форме выскажите все претензии руководителю, как только он попытается свалить на вас очередную проблему. Объясните, что вы не можете хвататься за все сразу, потому что пострадает качество работы. Также вы можете обсудить вариант доплаты за неурочную работу. Только помните о том, что скандалить и ругаться не стоит.

В коллективе есть человек, который всем треплет нервы

Редкий коллектив обходится без сотрудника, который всем недоволен. Его не устраивает график работы, вкус бесплатного офисного кофе, голос секретарши. Да что уж там! Даже бумага для него всегда недостаточно белая.

Такой ворчун может сильно подпортить взаимоотношения в коллективе. Весь негатив, который он приносит на работу, рано или поздно скажется на окружающих, которые будут конфликтовать либо с вечно недовольным субъектом, либо друг с другом. А ворчун после этого начнет причитать о постоянных склоках, которые не дают коллективу работать и развиваться.

Выход: Есть две причины, по которым ворчун ведет себя именно так. Первая заключается в том, что он действительно на что-то или кого-то обижен и выплескивает гнев таким образом. В этом случае поможет разговор по душам и решение наболевшей проблемы. Второй вариант: ворчун портит всем настроение, потому что ему это позволяют. И снова нужно поговорить с человеком, но на этот раз жестко и бескомпромиссно. Нужно показать ему, что в вашем коллективе такое поведение неприемлемо.

Мы уже рассказывали, что делать, чтобы влиться в новый коллектив. Но бывают ситуации, когда вы оказываетесь по другую сторону баррикад: в коллективе, который гнобит молодого сотрудника. Поначалу может казаться, что лучше не высовываться: пусть сам разбирается. Но если вы видите, что человек не справляется, стоит ему помочь.

Выход: Проще всего действовать, если в коллективе прислушиваются к вашему мнению. Познакомьтесь с новым коллегой, постарайтесь лучше его узнать. Во время очередной нападки заступитесь за него, но делайте это спокойно и аргументированно. Чаще общайтесь на людях: пусть окружающие видят, что у вас складываются хорошие отношения. Так вы не только улучшите атмосферу в коллективе, но и приобретете верного соратника, который будет помнить сделанное ему добро.

Проблемы в коллективе

Работа в женском коллективе: серпентарий или тихая гавань?

Неизвестно, что дается труднее: работа в чисто мужском коллективе, где каждый ощущает себя доминантным самцом, или же в серпентарии, как часто называют женские сообщества.

С одной стороны , работа в женском коллективе более спокойная и протекает по единому сценарию, начинающемуся с коррекции макияжа и заканчивающемуся обсуждением поступков мужчин. Чем больше женщин в коллективе, тем менее рабочими бывают обсуждения.

Достаточно лишь одной затянуть песню о своей личной жизни, как тут же окажется, что с подобной проблемой сталкивались все остальные, и они готовы незамедлительно дать совет по любому поводу. Иногда это достает до такой степени, что хочется взвыть, в очередной раз прослушивая рассказ начальницы отдела о ее родах или болячках мужа.

Но с другой стороны столкнуться с подлостью здесь можно гораздо чаще, чем при общении с мужчинами. Женский коллектив менее амбициозен, но если одна из его представительниц решит выжить вас и возьмет в сообщницы остальных коллег, то начавшаяся война может быть не менее кровопролитной, чем Вторая Мировая.

Подобный женский клуб на базе офиса живет самостоятельной жизнью, при этом с годами ничего не меняется. Самый типичный пример женского коллектива и все его прелести были продемонстрированы еще в советские времена в фильме «Служебный роман».

Так вот с того момента изменились разве что марки обсуждаемых товаров, но суть бесед осталась той же: кто, где, когда и с кем . В особо запущенных случаях общения в рамках офиса кажется мало и оно выходит за рамки работы. Дамы собираются вместе на праздники, дружат семьями, выезжают на природу.

При всей идиллии такой коллектив женщин требует соблюдения устанавливаемых в нем норм. Здесь можно либо идти в ногу и строем, не важно куда – на дачу ли к Марьиванне красить забор или же в кафе отмечать окончания детского сада сыном Верпетровны, либо же можно сразу увольняться. Инакомыслие не допускается.

Что же делать, если такое психологическое сожительство в корне не устраивает и жить большой единой семьей категорически не хочется?

Придется идти на определенные жертвы: если от коллективных походов можно отказаться под благовидным предлогом, то от прослушивания всеобщих проблем увильнуть не удастся. Желательно найти в этом стане врагов союзницу, с которой действительно будет приятно общаться, и тогда жизнь будет легче.

Но на этом проблемы женского коллектива не заканчиваются. Так как женская душевная организация более тонкая, то обиды возникают буквально на ровном месте.

Критика начальства расценивается как оскорбление, а обыденные слова коллеги, произнесенные «не таким тоном», могут вызвать слезы.

Так как все это сопровождается активным утешением со стороны коллег, то постепенно входит в привычку. При смене коллектива на смешанный или мужской она будет мешать.

Несмотря на все эти трудности, женский коллектив может научить многому. Здесь понимаешь, что иногда профессионализм менее важен, чем личные коммуникативные качества.

Зато в женском коллективе не стыдно попросить помощи и это не будет расценено как слабость и в нем действительно можно найти настоящих подруг, которые поддержат и на работе, и в жизни.

Источники:
3 распространенные проблемы в коллективе и способы их решения
Мы расскажем, как с честью выйти из сложных ситуаций, которые часто складываются на работе.
http://www.estiva.ru/ru/articles/career/3305/
Работа в женском коллективе: серпентарий или тихая гавань?
С одной стороны, работа в женском коллективе более спокойная и протекает по единому сценарию, начинающемуся с коррекции макияжа и заканчивающемуся обсуждением поступков мужчин. Чем больше женщин в коллективе, тем менее рабочими бывают обсуждения.
http://violet-lady.ru/problemy-v-zhenskom-kollektive/

Сегодня часто возникают ситуации в коллективах, когда сотрудники есть, а команды нет. Как правило, отсутствие команды связано с наличием конфликтов между людьми. Тема межличностных отношений – одна из самых основных, на мой взгляд. Ей стоит уделить больше времени и вопросы, связанные с конфликтом, не решаются очень быстро. Это долгий труд руководителя и подчиненных. Учитывая, что руководители почти всегда заняты чем-то более глобальным, им бывает недосуг заняться разрешением конфликтов. В этом случае не помешает психолог или конфликтолог нанятый со стороны. Но все же, поговорим о том, что может сделать руководитель для того, чтобы предотвратить конфликт или разрешить с пользой для всех возникшие разногласия.

Особенно остро конфликты ощущаются в период перемен, ограничений, изменений привычных условий. А мы живем в такое время, когда эффективные взаимоотношения в коллективе очень ценны, так как они напрямую отражаются на результатах работы компании.

Что такое конфликт?

Первое, что важно понимать - конфликты очень полезны, их не стоит бояться. Если в коллективе есть конфликт, значит он "живой", людям не безразлична их деятельность, и они, скорее всего, заинтересованы в сохранении своего места, в этом случае есть шанс создать эффективную команду. К тому же конфликт является отличным каналом для выхода накопившегося негатива внутри каждого из сотрудников. Как известно каждому психологу, негативные эмоции в себе держать нельзя. Конечно, лучше их не выливать все скопом на жертву, а "проговорить" их, например, сначала психологу, но если сотрудник не удержался, то что делать?
Первое: минимизация возможности конфликтов.

Вообще, первым этапом на пути к минимизации конфликтов является осознанный набор персонала. Руководителю стоит задуматься о том, каких сотрудников он хочет видеть рядом с собой. Обычно характер человека и его склонности в поведении можно выявить на собеседовании с помощью всяких тестов и кейсов. Так же, важно на собеседовании понять поддерживает ли сотрудник цели, ценности, миссию и привычный процесс работы компании, так сказать на одной ли он волне с ней. Узнайте, каковы планы сотрудника насчет его службы, что он может предложить компании для развития? Как он видит в ней свою работу? Чем может быть полезен? Смотрите, сходятся ли ваши взгляды на деятельность компании и ее будущее развитие.

Так же важно с самого начала детально ознакомить сотрудника с должностными обязанностями. Любая абстракция на предприятии может привести к конфликту. Чем больше ясности в работе, тем меньше его вероятность.

Второе: преодоление барьеров

Их, на мой взгляд, два вида: коммуникативные и восприятия.
В коммуникативные барьеры попадает: непонимание целей смежных отделов или целей сотрудников из этих отделов, в связи с этим домысливание несуществующих фактов об их деятельности. Люди не имеют привычки уточнять и выяснять, чем заняты их коллеги, какие проблемы и задачи решают, какие есть сложности, чем они могут быть полезны. Как следствие, происходит искажение информации при ее передаче. Так же, часто срабатывают внутренние установки на соперничество. Люди забывают о том, что они работают на общую цель и результат. Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, они соперничают, доказывают, конфликтуют.

Под барьерами восприятия подразумевается не умение слушать и слышать. В основной своей части на это влияют психологические особенности коллег, например, темперамент и мышление. Есть люди, ориентированные на дело, им важно «быстро и по делу», а есть люди, ориентированные на отношения, им важно поговорить и создать теплую атмосферу, две этих категории разговаривают на «разных языках». Если эти особенности не учитывать, получается, что основные потребности каждого останутся проигнорированными. Так же учитываются социальные различия, образование сотрудников, различия в словарном запасе и лексиконе, разный уровень знаний о предмете обсуждения.
Коммуникативные барьеры, в основном, решаются благодаря руководителю. Его задача разъяснить каждому кто и чем занимается, четко обозначить обязанности, зоны ответственности и т.п., внедрить возможности коллективного общения (планерки, собрания, обратная связь, индивидуальные встречи, корпоративные мероприятия), воодушевить коллектив на выполнение общей цели и достижение единого результата, под конец - материальная мотивация сотрудников для достижения цели.
Для преодоления барьеров восприятия важна роль подчиненных – их желание слышать и слушать друг друга. Оно появляется после преодоления коммуникативных барьеров, там, где этому поспособствовал руководитель.

Третье: нейтрализация конфликтов

Если первый этап был пропущен, коллектив уже есть, барьеры хоть и проработаны, но возник конфликт, то для начала нужно понять, есть ли желание и мотивация со стороны сотрудников разрешить конфликт, есть ли цель, ради чего эти отношения нужны - эта прерогатива остается за руководителем, он показывает своей команде важность и эффективность позитивного взаимодействия. Его задача объединить и воодушевить их общей целью и результатом.
Так же во внимание стоит принять индивидуальные особенности личностей, понимание и принятие этих особенностей каждым членом коллектива и знание «эффективных подходов» к своему коллеге, подчиненному, к руководителю является качественной основой для того, чтобы конфликт сдвинулся с мертвой точки в сторону разрешения.

Есть вещи, которые важны и для руководителей и для подчиненных. Это умение выхода из конфликта, так называемые «пути примирения»:

Принятие ответственности: извинения, выражение сожаления по поводу поведения в прошлом, принятие личной ответственности за часть проблемы.
- Поиск решения: уступки по спорному вопросу, предложение компромисса, поиск взаимовыгодных решений.
- Принятие позиции собеседника: выражение понимания проблем другого, признание законности точки зрения другого, выражение добрых чувств, просьба о честной обратной связи.
- Объяснение собственных мотивов: раскрытие собственных потребностей, мыслей, чувств, мотивов.

Обязанность руководителя при конфликте:

Вызвать подчиненных на личную беседу и постараться объективно оценить причину конфликта, услышать и принять ко вниманию точку зрения каждой из конфликтующих сторон.
- Можно попробовать организовать диалог между конфликтующими сторонами при участии руководителя, где в цивилизованной форме высказать все претензии.
- Если конфликт нейтрализуется с трудом, можно разграничить зоны ответственности, цели, ресурсы, обязанности и т.п. конфликтующих.
- Обязательно дать возможность выплеска эмоций. Это возможно сделать прямым путем, а можно использовать более креативные методы: устроить корпоративный формат соревнований (пэйнтбол, боулинг, квесты и т.д.)
- Обладать чувством юмора и уметь любой конфликт «отзеркалить» в позитивном ключе, с долей иронии и мудрости.