Какая основная тема поэмы мцыри. Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Идея произведения

Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

Чему учит?

Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена важной в творчестве поэта теме свободы . Заглавие поэмы в переводе с грузинского имеет два значения: «неслужащий монах» и «чужеземец». Лермонтов много странствовал по Кавказу, и восхищение умопомрачительной природой, гордыми нравами горцев легло в базу поэмы. Начальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме был французский афоризм: «On n’a qu’une seul patrie» («Родина бывает только одна»), отражающий рвение головного героя возвратиться домой из плена. Лермонтов поменял французский эпиграф отрывком из Библии: «Вкушая, вкусих не достаточно меда, и се аз умираю», что значит «Я отведал... чуть-чуть меду; и вот, я должен умереть» (1 книжка Царств, 14:43). 2-ой эпиграф отражал смысл поэмы более обширно: не только лишь как рвение героя возвратиться домой, да и как желание свободы, за какую приходится платить жизнью.

Сюжет произведения несложен: пленника малеханького горца оставили в монастыре, где он вырос, собирался стать монахом, как вдруг сбежал и был найден на 3-ий день умирающим. Любопытно, что зерном сюжета послужил разговор Лермонтова с монахом, тоже попавшим ребенком в монастырь не по собственной воле, однако с возрастом смирившимся с судьбой. Композиция поэмы помогает нам осознать авторский план. Произведение состоит из 26 глав: 1-ые две представляют собой вступление, а другие - исповедь умирающего Мцыри, в который он ведает о 3-х днях свободы. Несложно додуматься, что конкретно эти свободные дни и были истинной жизнью героя, ради их он готов умереть.

Во вступлении говорится, что монахи были удивлены неожиданным исчезновением Мцыри, который как бы привык к плену и собирался «во цвете лет изречь монашеский обет». Но в исповеди Мцыри сходу заявляет старику-монаху, что он никогда не имел возможность смириться с жизнью в неволе:

Я знал одной только думы власть,
Одну - однако огненную страсть...

Это была мечта о свободе и возвращении в родной аул. Рисуя бегство Мцыри, Лермонтов употребляет прием параллелизма: состояние души героя созвучно с состоянием природы. Мцыри покидает монастырь в бурю. Монахи, испуганные грозой, «ниц лежали на земле», а Мцыри смело ринулся в гущу стихии:

Я удрал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!

Все три дня скитаний героя проходят в его тесноватом слиянии с природой. В уста Мцыри Лермонтов вносит вдохновенный гимн красотам Кавказа. Герой поэмы умопомрачительно чутко принимает мир вокруг нас. Убежав от людей, он начинает чувствовать себя частью природы:

Я сам, как зверек, был чужд людей
И полз и скрывался, как змей.

Мир видится Мцыри одухотворенным: скальные уступы, ведущие в пропасть, - это лестница злого духа; роса в «Божьем саду» - «небесные слезы»; небо так чисто, что «ангела полет прилежный
взгляд смотреть бы мог». Мцыри уходил не от людей, а от собственных невольных тюремщиков - монахов. Герой стремиться попасть на родину, к соотечественникам. Тяжело вообразить, какое волнение ощутил одинокий парень, лицезрев молоденькую грузинку, вышедшую за водой. Обычная песня, которую напевала женщина, навечно запала ему в душу. Мцыри не отважился войти в саклю за женщиной, его толкало вперед желание попасть на родину.

Пробираясь через чащу, герой сбился с пути и ощутил отчаяние. Однако даже в таком состоянии Мцыри не вожделеет человеческой помощи, он чувствует себя «степным зверем» и, встретившись ночкой в лесу с барсом, воспринимает бой.

Битву Мцыри с барсом есть возможность считать кульминацией поэмы. Парень принимает встречу с одичавшим зверьком как собственное испытание на мужественность, он желает доказать, «что быть бы имел возможность в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри одерживает победу над лютым противником, однако реального триумфа нет: судьба не желает указать герою дорогу домой. Когда израненный и измученный Мцыри выходит из леса, он с страхом выяснит знакомый звук монастырского колокола :

И слушал я, в отсутствие слёз, в отсутствие сил,
Казалось, гул тот выходил
Из сердца - как будто кто-либо
Железом ударял мне в грудь.
И смутно сообразил я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.

Тогда, когда он выяснит свою ошибку и монастырь вновь появляется перед ним неодолимой преградой, впервой приходит к герою идея о погибели. Самой броской реальностью этого момента в сознании Мцыри отпечатлелся «дальний колокола звон». Герой выяснит в нем убийцу собственных детских снов о дальной родине. С образом колокольного гула заходит в поэму тема погибели.

В художественной системе Лермонтова звуки имеют особенный, в том числе метафорический и психический смысл. И для Мцыри звук церковного колокола служит самым убедительным и наизловещим свидетельством постигшей его неудачи. Колокольный гул, «благовест», который когда-то выручил гетевского Фауста от самоубийства, возбуждал у неких поэтов тех пор чувство умиления и сладкие мемуары (см., к примеру, стихотворение Козлова «Жнецы» и его же перевод из Т. Мура «Вечерний звон»). Но тут колокольный гул сравнивается с ударами железа, бьющего в грудь, вызывает идея об угнетении, рабстве и лишает героя надежды.

Символика колокольного гула в поэзии Лермонтова очень неоднозначна, однако в большинстве случаев звук монастырского колокола у выступает у поэта как предвестник неудачи, связан с утратой надежды вырваться на свободу. В «Боярине Орше» и неких других поэмах Лермонтова гул колоколов также предсказывает осуждение и смерть героя, этому соответствуют эпитеты: «протяжный, дрожащий вой» («Вадим»), «унылый гул колоколов» («Боярин Орша»). В стихотворении «Метель шумит» это «звук могилы над землей». Перед казнью негоцианта Калашникова «заунывный гудит, вопит колокол, / Разглашает везде известие недобрую». В стихотворении «Песня» («Колокол стонет...») также раскрывается тема тюрьмы-монастыря и неволи. В поэме Мцыри, как представляется, появляется очередное значение - поминальный гул. По мемуарам Пл. Зубова, в Тифлисе существовал особенный обычай колокольного гула: «Как скоро кто-либо из обитателей находится при конце жизни, то на колокольне наиблежайшей церкви начинают протяжный колокольный звон». В строчках поэмы, не вошедших в окончательную ее редакцию, есть такие слова:

Вот опять мерный в тиши
Раздался звук: и в сей раз
Я сообразил смысл его тотчас:
То был предвестник похорон,
Огромного колокола гул.

Под звуки колокола обессиленный Мцыри падает, его томит предсмертный абсурд, когда монахи отыскивают его и приносят в монастырь. Естественно, парень был измучен трехдневными скитаниями, однако главной предпосылкой его погибели является безнадежность: побывав на воле, он не может вернуться в монастырь. Не добравшись до родного аула живым, он желает добиться его в последнюю минутку на уровне мыслей и просит перенести его в сад, откуда виден Кавказ.

Судьба Мцыри трагична, однако повествование о нем нельзя именовать тоскливым и темным. Напротив, вся поэма - это гимн свободе, восхищение красотой мира и могучим человечьим духом. «Мцыри» - романтическое произведение: основным героем его является бунтарь-одиночка, который чувствует в душе конфликт меж эталоном и реальностью, действия происходят на фоне экзотичной природы.

В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к свободной, свободной жизни Миша Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей тех пор, к числу которых относился и сам создатель поэмы. Узнаваемый российский критик В.Г. Белинский так писал об этом: «...Что за могучий дух, что за великанская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его своей личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его своим духом, поражает его своей мощью...»

Источники и дополнительные материалы:

  • sochland.ru - идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»;
  • festival.1september.ru - художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: подготовка к домашнему сочинению;
  • feb-web.ru - примечания к поэме «Мцыри» (Собр. соч. Т. 2. !980);
  • alleng.ru - ответы на экзаменационные вопросы по литературе;
  • philology.ruslibrary.ru - Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова;
  • lermontov.niv.ru - Ходанен Л.А. Поэмы М.Ю. Лермонтова (Поэтика и фольклорно-классические традиции: Учеб. пособие). Глава 2;
  • dic.academic.ru - «Музыка и Лермонтов» (статья в Лермонтовской энциклопедии).
  • Тема свободы в русской литературе поднимается очень часто. Писали о свободе и Пушкин, и Гоголь, и множество других выдающихся творцов. Обращался к теме свободы и Лермонтов, более того, он, как писатель-представитель романтизма, развивал ее особенно вдохновенно. Тема свободы звучит во многих его поэмах – «Беглец», «Монах», «Демон» – во всех этих произведениях таки или иначе исследуется стремление человека к воле. Тема «Мцыри» тоже не становится исключением.

    Поэма «Мцыри» написана в форме исповеди молодого монаха. Воспитанный в монастыре, вдали от родины, он не забыл ни своей страны, ни своей семьи. Поэтому незадолго до пострига он совершает побег, надеясь добраться домой. Побег, казалось бы, завершается неудачно: едва живого беглеца приносят в монастырь, где он вскоре и умирает. Однако за внешней неудачей Лермонтов раскрывает глубокую художественную идею «Мцыри»: за свободу нужно бороться, не обращая внимания на препятствия.

    «Я знал одной лишь думы власть,
    Одну, но пламенную страсть»

    Так говорит Мцыри о своей мечте. Вся его жизнь была подчинена желанию вырваться на свободу, и он ее осуществил. Отдать всего себя за свой идеал – именно к этому стремится герой Лермонтов. Нетрудно догадаться, что такова позиция и самого автора. Он соединяет в поэме две идеи: идею свободы и патриотическую идею. Любовь к Родине и стремление к свободе – для Мцыри эти два понятия неразрывны.
    Время, в которое жил Лермонтов, было для России нелегким временем. Не так давно закончилась кровопролитная война с Наполеоном, но герои той войны уже уходили в прошлое. На смену им приходила эпоха реакции. Неудавшееся восстание декабристов окончательно перечеркнуло мечты современников Лермонтова о лучшей, вольной жизни. Выражать свои мысли прямо в николаевской России было опасно, и оттого поэт прибегает к иносказанию. Суть «Мцыри» – в выражении гражданской позиции автора, но свои размышления он переносит в другую страну, в Грузию, которая в то время тоже управлялась Россией: «Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ».

    Мцыри – идеальный герой, он прекрасен и душой, и телом, он смел и непримирим. Такими бы хотел видеть Лермонтов своих современников, но, как он сам понимает, на них, как и на Мцыри, оставила свою печать тюрьма. Мцыри сравнивается с тюремным цветком, выросшим в неволе и боящимся солнца. Едва «добрая рука» переносит этот цветок в «прекрасный сад» свободы, как он тут же увядает от солнечных лучей. И так в поэме тема свободы раскрывается с еще одной стороны: со стороны подготовленности каждого человека к получению этой свободы. Декабристы призывали к освобождению простого народа, однако потерпели неудачу. Лермонтов понимает: освобождение должно прийти не со внешней, а с внутренней стороны. Каждый человек должен стать свободным прежде всего в своей душе, – такова идея «Мцыри».

    И у главного героя это получается: не добравшись до родных мест, он все-таки не смирился со своей судьбой. Последний взгляд его, умирающего, обращен на Кавказ. Можно сказать, что после смерти он все же обретет желанную свободу.

    Для раскрытия основной темы свободы поэт обращался и к частным темам, которые помогают посмотреть на нее с разных сторон. Темы поэмы «Мцыри» Лермонтова переплетаются между собой, образуя сложное художественное единство. Это – темы человека и природы, человека и общества, тема одиночества и, разумеется, любви.

    Тема взаимоотношений человека с природой становится одной из основных в поэме. Через пейзажи Кавказа Лермонтов изображает внутренний мир героя. Все, увиденное и описанное Мцыри, характеризует его как сильного и свободного человека, не приспособленного к монастырской жизни. Так, характерны эпизоды с бушующим потоком, к которому спускается герой, преодолевая опасность упасть, с грозой, с ночью в лесу и безжалостным полуденным зноем. Первозданная, дикая природа Кавказа становится для Мцыри своеобразным испытанием – и он с честью его проходит. Кульминацией этого испытания становится победа над барсом. Этот бой описан Лермонтовым очень поэтично, с использованием разнообразных художественных средств. Поэтому картина борьбы Мцыри с хищным зверем выглядит прямо-таки устрашающе. Но ничто не может испугать самого юношу, поскольку это его родной край и естественная среда обитания.

    Однако в то же время сердце Мцыри открыто и для красоты, он отмечает мельчайшие изменения в природе, восхищается привольностью открытых полей. Его восприятие природы глубоко поэтично. Растущие вместе деревья он сравнивает с танцующими людьми, в шуме ручья и листьев ему слышатся голоса, разговаривающие о тайнах бытия. Так Лермонтов опровергает точку зрения монахов, считавших Мцыри просто дикарем. Да, для Мцыри смысл жизни заключается в бунте и свободе. Но это совсем не мешает ему видеть окружающий мир во всей полноте, вот о чем говорит поэт.

    Тема любви, ключевая для многих произведений Лермонтова, здесь дается лишь полунамеком, в эпизоде встречи с грузинкой у ручья. Девушку, бывшую, скорее всего, христианкой, поэт одевает в чадру – родную одежду для сестер Мцыри. Тем самым девушка становится лишь еще одним символом родины для Мцыри, и ничем большим. Такой отказ от развития любовной темы связан, очевидно, с желанием Лермонтова полностью сосредоточиться на основной теме поэмы, свободе. Любовная же коллизия могла запутать сюжет и сделать его в результате менее выразительным.

    Тема человека и общества неразрывно связана в поэме с темой одиночества. Для изображения этой темы Лермонтов выбирает монастырь, сузив все общество до одного монаха. Об остальных обитателях монастыря читатель не знает ничего, однако можно догадаться, что и они относились к Мцыри недружелюбно. Мы видим противостояние двух сил: монаха, воспитывающего Мцыри в духе покорности и смирения, и Мцыри, отвергающего такую жизнь.

    «…прекрасный свет
    Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
    И от желаний ты отвык»

    Такими словами описывается в поэме монах. Монастырь стал его домом и его же тюрьмой, но Мцыри с этим смириться не может, он вырывается «от келий душных и молитв» на волю. Такая точка зрения неприемлема для монаха, и между ними зарождается конфликт. Монах выслушал исповедь Мцыри, но понять и принять он ее не может: слишком уже велика между ними пропасть.

    «…понять не мог
    Он этих жалоб и тревог,
    И речью хладною не раз
    Он прерывал его рассказ»

    Мцыри умирает непонятым, но его это не пугает, ведь такова, по сути, судьба всех романтических героев. И здесь тема противостояния обществу переходит в тему одиночества. Нестандартные идеи и устремления редко воспринимаются окружающим миром, оттого сильная личность зачастую оказывается в полном одиночестве. Лермонтов отлично знал, о чем он пишет, поскольку и самого его ждала такая же участь.

    «И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…»

    Так он напишет через год после завершения «Мцыри».

    В образе монаха Лермонтов изображает все реакционное общество своего времени, столь же негативно реагирующее на любые свободные высказывания. И намек был понят, ведь после издания «Мцыри» в 1840-м году на поэта обрушился шквал критики. «Если человек «добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот могучий дух», – вот как высказывается по поводу «Мцыри» один из критиков. Обещание «выбить могучий дух» при этом относилось, разумеется, не к Мцыри, а к самому Лермонтову… Но свободолюбивый герой поэта понравился читателям, пробудив в них новые, смелые мечты и желания. Поэма получила огромную известность, имя же критика сегодня никто не вспомнит. Так основная идея поэмы «Мцыри» Лермонтова еще раз подтвердилась самой жизнью: никто не может отнять у человека свободы, если он действительно к ней стремится.

    С момента написания «Мцыри» прошло уже немало лет, но образ его все так же любим многими. Свобода по-прежнему привлекает людей, и это главный показатель того, что произведение «Мцыри» не может ни устареть, ни забыться.

    В данной статье описываются основная тема и смысл поэмы, эта информация будет полезна ученикам 8 класса при подготовке сочинений на тему «Основная тема поэмы «Мцыри»».

    Тест по произведению

    Более того, он, как писатель-представитель романтизма, развивал ее особенно вдохновенно. Тема свободы звучит во многих его поэмах – «Беглец», «Монах», «Демон» – во всех этих произведениях таки или иначе исследуется стремление человека к воле. Тема «Мцыри » тоже не становится исключением.

    Поэма «Мцыри» написана в форме исповеди молодого монаха. Воспитанный в монастыре, вдали от родины, он не забыл ни своей страны, ни своей семьи. Поэтому незадолго до пострига он совершает побег, надеясь добраться домой. Побег, казалось бы, завершается неудачно: едва живого беглеца приносят в монастырь, где он вскоре и умирает. Однако за внешней неудачей Лермонтов раскрывает глубокую художественную идею «Мцыри»: за свободу нужно бороться, не обращая внимания на препятствия.

    «Я знал одной лишь думы власть,

    Одну, но пламенную страсть»

    Так говорит Мцыри о своей мечте.
    Вся его жизнь была подчинена желанию вырваться на свободу, и он ее осуществил. Отдать всего себя за свой идеал – именно к этому стремится герой Лермонтов. Нетрудно догадаться, что такова позиция и самого автора. Он соединяет в поэме две идеи: идею свободы и патриотическую идею. Любовь к Родине и стремление к свободе – для Мцыри эти два понятия неразрывны.

    Время, в которое жил Лермонтов, было для России нелегким временем. Не так давно закончилась кровопролитная война с Наполеоном, но герои той войны уже уходили в прошлое. На смену им приходила эпоха реакции. Неудавшееся восстание декабристов окончательно перечеркнуло мечты современников Лермонтова о лучшей, вольной жизни. Выражать свои мысли прямо в николаевской России было опасно, и оттого поэт прибегает к иносказанию. Суть «Мцыри» – в выражении гражданской позиции автора, но свои размышления он переносит в другую страну, в Грузию, которая в то время тоже управлялась Россией: «Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ».

    Мцыри – идеальный герой, он прекрасен и душой, и телом, он смел и непримирим. Такими бы хотел видеть Лермонтов своих современников, но, как он сам понимает, на них, как и на Мцыри, оставила свою печать тюрьма. Мцыри сравнивается с тюремным цветком, выросшим в неволе и боящимся солнца. Едва «добрая рука» переносит этот цветок в «прекрасный сад» свободы, как он тут же увядает от солнечных лучей. И так в поэме тема свободы раскрывается с еще одной стороны: со стороны подготовленности каждого человека к получению этой свободы. Декабристы призывали к освобождению простого народа, однако потерпели неудачу. Лермонтов понимает: освобождение должно прийти не со внешней, а с внутренней стороны. Каждый человек должен стать свободным прежде всего в своей душе, – такова идея «Мцыри».
    И у главного героя это получается: не добравшись до родных мест, он все-таки не смирился со своей судьбой. Последний взгляд его, умирающего, обращен на Кавказ. Можно сказать, что после смерти он все же обретет желанную свободу.

    Для раскрытия основной темы свободы поэт обращался и к частным темам, которые помогают посмотреть на нее с разных сторон. Темы поэмы «Мцыри» Лермонтова переплетаются между собой, образуя сложное художественное единство. Это – темы человека и природы, человека и общества, тема одиночества и, разумеется, любви.

    Тема взаимоотношений человека с природой становится одной из основных в поэме. Через пейзажи Кавказа Лермонтов изображает внутренний мир героя. Все, увиденное и описанное Мцыри, характеризует его как сильного и свободного человека, не приспособленного к монастырской жизни. Так, характерны эпизоды с бушующим потоком, к которому спускается герой, преодолевая опасность упасть, с грозой, с ночью в лесу и безжалостным полуденным зноем. Первозданная, дикая природа Кавказа становится для Мцыри своеобразным испытанием – и он с честью его проходит. Кульминацией этого испытания становится победа над барсом. Этот бой описан Лермонтовым очень поэтично, с использованием разнообразных художественных средств. Поэтому картина борьбы Мцыри с хищным зверем выглядит прямо-таки устрашающе. Но ничто не может испугать самого юношу, поскольку это его родной край и естественная среда обитания.

    Однако в то же время сердце Мцыри открыто и для красоты, он отмечает мельчайшие изменения в природе, восхищается привольностью открытых полей. Его восприятие природы глубоко поэтично. Растущие вместе деревья он сравнивает с танцующими людьми, в шуме ручья и листьев ему слышатся голоса, разговаривающие о тайнах бытия. Так Лермонтов опровергает точку зрения монахов, считавших Мцыри просто дикарем. Да, для Мцыри смысл жизни заключается в бунте и свободе. Но это совсем не мешает ему видеть окружающий мир во всей полноте, вот о чем говорит поэт.

    Тема любви, ключевая для многих произведений Лермонтова, здесь дается лишь полунамеком, в эпизоде встречи с грузинкой у ручья. Девушку, бывшую, скорее всего, христианкой, поэт одевает в чадру – родную одежду для сестер Мцыри. Тем самым девушка становится лишь еще одним символом родины для Мцыри, и ничем большим. Такой отказ от развития любовной темы связан, очевидно, с желанием Лермонтова полностью сосредоточиться на основной теме поэмы, свободе. Любовная же коллизия могла запутать сюжет и сделать его в результате менее выразительным.

    Тема человека и общества неразрывно связана в поэме с темой одиночества. Для изображения этой темы Лермонтов выбирает монастырь, сузив все общество до одного монаха. Об остальных обитателях монастыря читатель не знает ничего, однако можно догадаться, что и они относились к Мцыри недружелюбно. Мы видим противостояние двух сил: монаха, воспитывающего Мцыри в духе покорности и смирения, и Мцыри, отвергающего такую жизнь.

    «…прекрасный свет

    Тебе постыл; ты слаб, ты сед,

    И от желаний ты отвык»

    Такими словами описывается в поэме монах. Монастырь стал его домом и его же тюрьмой, но Мцыри с этим смириться не может, он вырывается «от келий душных и молитв» на волю. Такая точка зрения неприемлема для монаха, и между ними зарождается конфликт. Монах выслушал исповедь Мцыри, но понять и принять он ее не может: слишком уже велика между ними пропасть.

    «…понять не мог

    Он этих жалоб и тревог,

    И речью хладною не раз

    Он прерывал его рассказ»

    Мцыри умирает непонятым, но его это не пугает, ведь такова, по сути, судьба всех романтических героев. И здесь тема противостояния обществу переходит в тему одиночества. Нестандартные идеи и устремления редко воспринимаются окружающим миром, оттого сильная личность зачастую оказывается в полном одиночестве. Лермонтов отлично знал, о чем он пишет, поскольку и самого его ждала такая же участь.

    «И скучно и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…»

    Так он напишет через год после завершения «Мцыри».

    В образе монаха Лермонтов изображает все реакционное общество своего времени, столь же негативно реагирующее на любые свободные высказывания. И намек был понят, ведь после издания «Мцыри» в 1840-м году на поэта обрушился шквал критики. «Если человек «добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот могучий дух», – вот как высказывается по поводу «Мцыри» один из критиков. Обещание «выбить могучий дух» при этом относилось, разумеется, не к Мцыри, а к самому Лермонтову… Но свободолюбивый герой поэта понравился читателям, пробудив в них новые, смелые мечты и желания. Поэма получила огромную известность, имя же критика сегодня никто не вспомнит. Так основная идея поэмы «Мцыри» Лермонтова еще раз подтвердилась самой жизнью: никто не может отнять у человека свободы, если он действительно к ней стремится.

    С момента написания «Мцыри» прошло уже немало лет, но образ его все так же любим многими. Свобода по-прежнему привлекает людей, и это главный показатель того, что произведение «Мцыри» не может ни устареть, ни забыться.


    В данной статье описываются основная тема и смысл поэмы, эта информация будет полезна ученикам 8 класса при подготовке сочинений на тему «Основная тема поэмы «Мцыри»».

    Тема поэмы «Мцыри» Лермонтова – основные идеи для сочинения по теме |

    Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные ее грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.
    Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.
    Чтобы подчеркнуть эту целеустремленность Мцыри, его верность до конца своей “пламенной страсти” к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.

    (Пока оценок нет)


    Другие сочинения:

    1. В поэме “Мцыри” Лермонтов создал образ положительного героя. В условиях российской действительности того времени образ Мцыри воспринимался современниками поэта как революционный призыв к борьбе за свободу. Поэма звала любить родину, народ, продолжать дело декабристов. Недаром у Мцыри и у Наливайко, Read More ......
    2. “Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…” Эти строки – из поэмы “Мцыри”, поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества. Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин, “На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна…” Наконец, Read More ......
    3. Еще в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить его. Когда Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, он встретил старика-монаха, который рассказал поэту Read More ......
    4. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” завершает развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем – и эпоху романтизма в русской литературе. Форма поэмы-исповеди позволяла полнее раскрыть душу героя, но эту традиционную форму Лермонтов подверг коренной перестройке, создав собственный, глубоко Read More ......
    5. “Мцыри” – лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживании героя, а не внешних событии. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ От имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. Композиция поэмы типична Read More ......
    6. “Мцыри” – лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. Композиция поэмы типична Read More ......
    7. Величайшее создание М. Ю. Лермонтова, поэма “Мцыри”, была написана в 1839 году и опубликована в 1840 в сборнике стихотворений поэта. Сюжет произведения прост. Мцыри, кавказский юноша, взят русским генералом в шестилетнем возрасте в плен, но в пути мальчик заболел и Read More ......
    8. Поэма написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Это произведение завершает линию замыслов поэта, зародившихся еще в 1830-1831 годах. В него вошли и целые фрагменты из ранних, ненапечатанных поэм: “Исповеди”, “Боярина Орши”. Герой поэмы пытается вырваться из мира, обрекающего его Read More ......
    Тема и идея поэмы Мцыри