Как выводятся четвертные оценки в школе. Положение об оценках в школе. Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни

Источник - сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru


Учитель занижает оценки

На что опираться при решении вопроса об обоснованности выставления той или иной оценки?

Законодательство не регулирует вопросы, связанные с оцениванием обучающегося, оставляя условия и порядок введения данной процедуры на усмотрение образовательной организации. В соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации оценивание ученика производится за освоение знаний учебной программы.

Каждая образовательная организация самостоятельно принимает положение о системе оценивания (называться оно может по-разному, например, «Положение о системе оценивания» или «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости»).

Как правило, в положении о системе оценивания знаний учащихся прописываются критерии выставления оценок от двойки до пятерки за письменные и творческие работы и устные ответы; порядок выставления оценок за контрольные работы; классификация грубых, негрубых ошибок и недочетов; условия оценивания в случае пропуска занятий; сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке.

Если учащийся не согласен с выставлением итоговых оценок за полугодие или за год, в этом случае следует ориентироваться на положение о промежуточной аттестации. В положении, как правило, устанавливаются принципы выставления итоговых оценок на основании годовой, экзаменационной с учетом четвертных и полугодовых оценок. Также может содержаться указание на порядок пересмотра оценок.

«В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося».

(Из Положения о промежуточной аттестации)

Что могут предпринять учащиеся и их родители, если считают оценку заниженной?

Необходимо определить, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям.

Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок, стоит воспользоваться той процедурой, которая предусмотрена в школе.

Если оценка необъективна и занижена, учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке статьи 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) необходимо изложить обстоятельства выставления оценки, действия, с которыми учащийся не согласен, попросить оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям:...». Родители могут просить пересмотреть оценку, с которой они не согласны.

В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.

Администрация школы, педагогический совет или комиссия по урегулированию споров при оценке действий педагога должна руководствоваться локальными актами школы.

В случае бездействия администрации школы родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образованием или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

Как поступить в случае массового занижения оценок, например, за написание контрольной, проверочной (всему классу, группе учеников)?

Следует передать вопрос на рассмотрение педагогического совета школы. Для этого направляется обращение с описанием ситуации и указанием на конкретных учащихся, в отношении которых данные действия допущены, с просьбой рассмотреть вопрос на заседании педсовета. В обращении можно просить пригласить на заседание учащихся и их родителей.

Свобода преподавания

Не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагог обладает академическими правами и свободами, такими как:

  1. свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  2. свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  3. право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  4. право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  5. право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Указанные академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав других участников образовательных отношений, требований законодательства и норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Что делать, если поставили двойку за поведение, а не за знания?

Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы, в локальных актах. Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы. Для этого необходимо обратиться с заявлением к директору школы с требованием о проведении дисциплинарного расследования по данному факту.

Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?

Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательной организации. Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на саму образовательную организацию и территорию, закрепленную за ней. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено.

Обязанность контролировать поведение учащегося за пределами образовательной организации лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.

Что делать родителям, если они не согласны с методикой преподавания педагога в целом?

Родители могут составить в произвольной форме письмо с обязательным описанием конкретных ситуаций и педагогических подходов, с которыми они не согласны, а также основания несогласия с этой оценкой и требование о проведении переаттестации. При несогласии с методом преподавания необходимо описать сам метод преподавания и причины, по которым он не способствует удовлетворительному освоению материала учащимися.

В конце обращения должна содержаться просьба произвести замену педагога или провести его переаттестацию. Просьба должна быть конкретная и содержать указание на конкретный способ ее удовлетворения (уволить, заменить или переаттестовать). Обращение можно направить директору школу, управляющему совету школы или в орган управления образованием муниципального образования.

Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?

Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

Промежуточная аттестация

Имеет ли право педагогический совет школы перенести промежуточную аттестацию ученика 10 класса на лето в связи с длительной болезнью?

Может, но с согласия самого обучающегося.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию не более двух раз в сроки, определяемые школой, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни обучающегося.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. А значит, обучающийся не будет считаться уклонившимся от возложенных на него обязанностей по прохождению промежуточной аттестации.

Если ученик 9 класса будет не допущен к государственной итоговой аттестации по причине академической задолженности, что с ним делать в дальнейшем: оставить на повторное обучение, отчислить из школы или что-то другое?

В данной ситуации нужно руководствоваться статьями 58 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Если ученик 9 класса не будет допущен к ГИА, фактически выбор вариантов дальнейших действий должен быть предоставлен родителям обучающегося.

Выпустить со справкой об окончании школы в порядке, предусмотренном статьей 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для лиц, не прошедших итоговую аттестацию, можно только по согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (в соответствии с п. 6 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), так как учащийся не получил основное общее образование.

Учащийся, в соответствии с п. 4,5 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», имеет право ликвидировать образовавшуюся академическую задолженность, и школа, наряду с родителями, обязана создать для этого условия. В соответствии с п. 9 ст. 58 и пп. 1 п.З ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перевод на второй год или на иную форму получения образования осуществляется по усмотрению родителей.

Двойка по итогам учебного года

Оценки за учебный год - это результаты промежуточной аттестации. Каждая школа самостоятельно определяет форму и порядок проведения промежуточной аттестации для разных классов, так, она может принять решение о том, что промежуточная аттестация проводится по итогам каждой четверти или только по итогам полугодия.

Если учащийся получил двойку по итогам учебного года (в отдельных случаях - по итогам полугодия или четверти, если это определено в локальных актах школы (см. сайт своей школы)), у него образовалась академическая задолженность.

Какие последствия могут наступить при получении двойки за учебный год?

Последствия получения одной или нескольких двоек за учебный год (наличия академической задолженности):

  • учащегося могут перевести в следующий класс, но с условием пересдачи (ликвидации академической задолженности) в течение учебного года;
  • учащегося 9/11 класса не допустят до сдачи ГИА и ЕГЭ.

Какие права есть у учащихся, имеющих академическую задолженность, и их родителей?

Двойка за учебный год по одному или нескольким предметам не является основанием для отчисления из школы.

Даже если администрация школы настаивает на том, что учащийся должен покинуть школу или перейти на другую форму обучения, потому что «в нашей школе двоечникам не место», принудить к этому она никого не может. Решение об уходе может исходить только от родителей и самого учащегося.

Учащийся, имеющий академическую задолженность, имеет право:

  • перейти в следующий класс условно до момента исправления оценок;
  • дважды пройти промежуточную аттестацию (попытаться исправить оценку) в сроки, установленные школой, в течение одного года (в указанный период не включается время болезни обучающегося при условии наличия подтверждающих документов);
  • при наличии сомнений в объективности выставления оценок - требовать включения в состав комиссии, которая проводит промежуточную аттестацию, педагогов из другой школы.

Ученику дается две попытки сдать академическую задолженность по каждому предмету. В первый раз предмет сдается учителю. Второй раз создается комиссия. Сроки пересдачи должны быть определены в соответствующем положении, доступном на сайте школы.

Администрация школы обязана создать обучающемуся условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обязанность организовать пересдачу задолженности возложена на администрацию школы. Это означает, что перед тем, как администрация поставит родителей перед выбором: переводить учащегося в другую школу или оставлять на второй год, она должна обеспечить возможность пересдачи, организовать при необходимости дополнительные консультации, установить сроки пересдачи.

При необходимости родители учащегося могут сами инициировать пересдачу, направив соответствующее заявление с просьбой обеспечить возможность прохождения промежуточной аттестации.

Если исправить оценки не удалось, родители учащегося имеют право выбрать один из нескольких вариантов:

  • остаться на второй год;
  • перейти на обучение по адаптированным программам, например, в коррекционную школу в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо перейти в вечернюю школу;
  • перейти на обучение по индивидуальному учебному плану (т.е. остаться на индивидуальной форме обучения в своей школе, если в ней такая возможность предусмотрена, либо перейти в другую школу, которая имеет соответствующее положение).

Цитата из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

(ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Могут ли отчислить за двойки?

Законодательство не содержит оснований для отчисления из общеобразовательной организации по причине неудовлетворительной аттестации (итоговой, промежуточной) на каком-либо из этапов освоения общеобразовательной программы.

Двойка за четверть, полугодие, год и за итоговую аттестацию по одному или нескольким предметам не является основанием для отчисления из школы.

Даже если администрация школы настаивает на том, что учащийся должен покинуть школу, потому что получил двойку за учебный год, такая постановка вопроса является некорректной. Без согласия родителей школа не вправе принимать решение об отчислении или переводе на другую форму обучения.

Как выставляются итоговые оценки за год? Этот вопрос волнует не только самих школьников, но и их родителей. Поговорим о тех нормативных документах, которые используют в своей работе российские педагоги.

Локальные акты

В каждом образовательном учреждении принимается свое Положение, согласно которому ставятся итоговые оценки за год, за четверть. В нем содержится подробная инструкция, которую и используют в своей работе учителя.

Помимо общего Положения, существуют и специальные дополнения и пояснения, по которых выставляются итоговые оценки за год в начальной школе, среднем звене, на старшей ступени обучения.

Инструкция является обязательной для исполнения всеми учителями, которые преподают определенную учебную дисциплину.

За четверть ставятся отметки со второго полугодия во 2 классе по 9 класс включительно. Оценивание школьников на старшей ступени (10-11 класс) проводится только по полугодиям.

Текущее оценивание

Как выставляются оценки за год по полугодиям? Рассмотрим подробно алгоритм действий учителя.

Педагог в процессе проведения учебного занятия осуществляет проверку знаний и навыков у своих воспитанников, выставляет в электронный журнал текущие отметки.

Для каждого вида работы: устного рассказа, письменной контрольной работы, практических опытов, защиты рефератов, в электронном дневнике предусматривается отдельная графа. Еженедельный контроль за текущими отметками осуществляет классный руководитель и родители обучающихся. На итоговые оценки за год не должно влиять поведение детей во время учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Оценивание за полугодие

Отметки, которые выставляет учитель по своему предмету старшеклассникам, должны быть обоснованными и своевременными. За отчетный период у ребенка должно быть выставлено не менее трех оценок для дисциплин, преподаваемых один раз в неделю, и не меньше пяти - по предметам, учебная нагрузка по которым составляет 2 часа в неделю.

Примерно за две недели до завершения полугодия учитель доводит информацию о предварительных отметках до классного руководителя. Выставляются отметки согласно тем срокам, которые указываются в приказе по школе, составляемом руководителем образовательного учреждения.

После введения электронного дневника, педагогу не нужно больше искать средний арифметический показатель, суммируя все отметки ученика, а затем деля полученную цифру на число оценок. В российских школах стал использоваться электронный журнал, в котором эти действия выполняются автоматически. В зависимости от того, за какой вариант ответа была поставлена отметка, она по-разному влияет на суммарный балл. Например, при получении неудовлетворительной отметки за итоговую контрольную работу автоматически снижается средний взвешенный балл за полугодие. И школьник не сможет рассчитывать на выставление «отлично».

Как выставляется оценка за год, если спорная отметка получается по итогам двух полугодий? Этот вопрос подробно объясняется в новых образовательных стандартах.

Если после проведения математических операций получается отметка «3,4», то в таком случае учитель выставляет «удовлетворительно». При получении балла «3,6» ребенок получает отметку «хорошо». ФГОС указывает на округление отметки в сторону ученика, независимо от ступени обучения.

Годовые отметки

Попробуем выяснить, как выставляется оценка за год в школе. Для школьников младшего и среднего звена используют четвертные отметки, которые учитывают при выведении годовой. В старшей школе учитывают оценки за полугодия, на их основе путем вычисления среднего арифметического числа получают конечный результат.

Если получается нецелое число, то в таком случае оценка за год выставляется в пользу ученика. При возникновении спорных ситуаций берутся во внимание все контрольные и проверочные работы. У родителей есть право в письменном виде выразить свое несогласие с отметкой, поставленной его ребенку. В таком случае в образовательном учреждении по приказу директора создается специальная комиссия, которая проверяет правильность действий учителя.

Если педагогом были соблюдены все требования инструкции, принятой в данном образовательном учреждении, родители получают мотивированный письменный ответ, а готовая оценка не меняется. При выявлении комиссией нарушений при выставлении отметки, осуществляется ее корректировка, о чем также уведомляются родители или законные представители школьника.

Итоговые отметки

Помимо четвертных, полугодовых оценок, в выпускных классах выставляются еще и итоговые отметки. Что при этом следует учитывать? Если ребенок не выбирает итоговую аттестацию в девятом классе в 11-м классе) по данной учебной дисциплине, итоговая отметка дублирует годовую оценку.

При выводе итогового результата у ребят, которые сдавали экзамен по предмету, полученная оценка суммируется с годовым баллом, выводится средняя арифметическая величина. Как правильно выставляются оценки за год, а также отметки в аттестат?

Если полученное число имеет нецелое значение, округление осуществляется в пользу ученика.

В спорных ситуациях назначается устная или письменная проверка качества знаний школьника по тому предмету, который стал предметом конфликта. Решение учебной комиссии оформляется в виде специального протокола и является окончательным.

Система оценивания

Многие родители пытаются понять, как выставляются оценки за год. 2 класс предполагает оценивание только со второго полугодия. Освоение учебных дисциплин сопровождается промежуточным контролем, итоговыми аттестациями.

Промежуточная проверка знаний является отдельным элементом оценивания достижений школьников, она не связана с текущей успеваемостью.

Текущий контроль является системной проверкой учебных достижений школьников. Педагог использует его в ходе ведения образовательной деятельности согласно тематическому планированию.

Основным предназначением подобной проверки знаний является контроль уровня образовательных достижений школьников, которые предусмотрены программой по данной учебной дисциплине, анализ соответствия результатов нормативам образовательных стандартов, осуществление учениками самооценки. По полученным результатам педагог планирует корректировку знаний и навыков, выстраивает индивидуальные траектории развития для каждого школьника.

Осуществляется фиксация итогов текущего контроля по пятибалльной шкале. В некоторых учебных заведениях принимается решение об оценивании текущих знаний в виде «зачета» или «незачета».

Индивидуальное обучение

В последнее время увеличилось число школьников, которые обучаются по индивидуальным программам. Фиксация их универсальных учебных навыков осуществляется в полном соответствии с учебным планом, разработанным для конкретного ребенка. Если у школьника есть серьезные проблемы со здоровьем, для него организуется инклюзивное обучение. Например, с помощью Skype педагог общается с ребенком, проводит для него учебные занятия, проверяет выполнение домашних заданий.

У педагога есть право продумывать собственный вариант оценок для текущего контроля, но итоговые отметки выставляются по тем же правилам, что и для других школьников. В случае спорных отметок за четверть, полугодие или год определяется между всеми оценками, а конечный балл ставится в пользу ребенка.

Важные моменты

В первых классах российских школ по новым федеральным стандартам используется безотметочное обучение.

При проведении факультативных и элективных курсов в среднем и старшем звене выбирают зачетную систему.

Вариант оценивания указывается в программе курса и доводится до сведения школьников, их родителей. Также он предварительно утверждается на педагогическом совете.

Если учебная дисциплина не имеет специального пособия, то в качестве зачетной работы учитель может предлагать ребятам творческие задания. Такая система подходит для таких предметов и курсов, где сложно выразить результат обученности с помощью классической пятибалльной шкалы.

В заключение

Несмотря на те инновационные преобразования, которые коснулись российского образования за последние годы, система оценивания по-прежнему является действенным инструментом в работе педагогов. На уроке учитель проводит фронтальный, индивидуальный опрос, а отметки ставит в электронный журнал.

В случае проведения зачетной тестовой работы первоначально до сведения всех школьников доводятся те критерии, по которым будет выставляться «зачет». Кроме того, учащимся могут быть предложены тестовые вопросы, правильные ответы на которые дадут им право на получение «зачета» по оцениваемому курсу.

В настоящее время идут бурные дебаты между сторонниками и противниками пятибалльной системы оценивания учебных достижений школьников. Некоторые педагоги предлагают полностью отказаться от оценочной системы в старшей школе, заменив ее тестовыми заданиями. Несмотря на такие заманчивые предложения, пока в российском образовании используется пятибалльный вариант оценивания учебных достижений школьников.

Методические рекомендации на основании документов МинОбра.

Промежуточная аттестация является удобным способом контроля успеваемости учащихся. При выставлении четвертной оценки учитываются все сильные и слабые стороны ребенка. Таким образом можно получить объективную оценку его знаний. Хотя по ряду предметов, таких как физическая культура, музыка и ИЗО рекомендуется введение безотметочной системы.

В Вашей школе должно быть разработано Положение об оценивании достижений учащихся по предметам, учитывающее также спорные моменты. Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения должны быть указаны в Уставе учреждения (ст.13 закона РФ «Об образовании»). Заметим, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора методов оценки знаний обучающихся (ст. 55 закона РФ «Об образовании»).

  1. При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком баллы и вычислял среднее арифметическое.
    Далее оценка округлялась до целых чисел в большую сторону если первая цифра после запятой равна или больше 5, и в меньшую сторону если эта цифра меньше 5.
    Этот способ промежуточной аттестации являлся несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.
    Именно поэтому сейчас этот способ не рекомендован к применению МинОбром.
  2. Большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу.
    Оценки за классную работу и ответы у доски рассматриваются как менее значимые.
    Результаты домашних работ и вовсе имеют небольшой вес, так как при их выполнении ребенок имеет возможность воспользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью, он не ограничен во времени, а потому оценка домашней работы является довольно субъективной и учитывается при выставлении оценок лишь в спорных случаях, как показатель старательности учащегося.
  3. Если в четверти ребенок имел хотя бы одну неудовлетворительную оценку по предмету, то при аттестации ему не может быть выставлен высший балл.
    Но и из этого правила могут быть исключения.
    Если в итоговой контрольной работе были задания на тему, по которой у ребенка ранее был неудовлетворительный результат, но сама работа выполнена на высший балл, то на усмотрение учителя четвертная оценка также может быть отличной.
  4. Суммируйте все оценки, полученные за домашние задания, и вычислите общий результат.
    Таким же образом посчитайте средний балл за классные работы.
    Если результаты классных и домашних работ совпадают, можно считать, что это объективная оценка знаний учащегося.
    Если балл за классные работы выше или ниже, чем за домашние, следует считать именно его приоритетным.
  5. Посчитайте и оцените общий результат контрольных работ.
    Если он совпадает с оценкой за домашние и/или классные работы, следует считать его четвертным итогом.
    Если баллы за контрольные работы выше или ниже, приоритет отдается баллам за контрольные работы.
  6. В спорных случаях следует проанализировать результаты и попытаться понять причину низких оценок.
    Если проверочные задания выполнены хуже из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.
  7. Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка при выставлении четвертных оценок.
    Если вам известно, что устные ответы школьника всегда намного лучше письменных в силу его личностных качеств, оценку можно немного повысить, заостряя внимание на результатах вербальных методов работы с ним.
    Возможна и обратная ситуация: если ребенок успешнее в письменных работах, чем в устных, обращайте внимание на соответствующие отметки. Это поможет более объективно оценивать имеющиеся у учащегося знания, учитывая уровень его коммуникативных способностей.
  1. Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации»;
  2. Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений»;
  3. Письмо Минобразования России от 19.11.1998г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе";
  4. Письмо Минобразования России от 20.02.1999г. № 220/11-12, п. 12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»;
  5. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64);
  6. Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»;
  7. Письмо Минобразования РФ от 16.05.2002 N 14-55-353ин/15 "О Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов";
  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации № 13-51-237/13 от 03.10.2003 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».

Инструкция

При использовании устаревшего способа выставления четвертной оценки, учитель суммировал все полученные ребенком и вычислял среднее арифметическое. Этот способ промежуточной аттестации несовершенным, так как при подсчете не учитывалось, за что же именно ребенок получил ту или иную оценку.

Меж тем, очевидным является то, что большую значимость имеют баллы, заработанные за проверочную или контрольную работу. Оценки за классную работу и у доски рассматриваются как менее значимые. Результаты домашних работ и вовсе имеют небольшой вес, так как при их выполнении ребенок имеет возможность воспользоваться дополнительными материалами и посторонней помощью, он не ограничен во времени, а потому оценка домашней работы является довольно субъективной.

Если в ребенок имел хотя бы одну неудовлетворительную оценку по предмету, то при аттестации ему не может быть выставлен высший балл. Но и из этого могут быть исключения. Если в итоговой контрольной работе были задания на тему, по которой у ребенка ранее был неудовлетворительный результат, но сама работа выполнена на высший балл, то на усмотрение учителя четвертная оценка также может быть отличной.

Суммируйте все оценки, полученные за домашние задания, и вычислите общий результат. Таким же образом посчитайте средний балл за классные работы. Если результаты классных и домашних работ совпадают, можно считать, что это объективная оценка знаний учащегося. Если балл за классные работы выше или ниже, чем за домашние, следует считать его приоритетным.

Посчитайте и оцените общий результат контрольных работ. Если он совпадает с оценкой за домашние и классные работы, следует считать его четвертным итогом. Если баллы за контрольные работы выше или ниже, следует проанализировать результаты и попытаться понять причину этого. Если проверочные задания выполнены плохо из-за медлительности или неаккуратности ученика, но объективно его знания выше полученного результата, можно поставить более высокий балл.

Обратите внимание

Промежуточная и итоговая аттестация учеников первого класса запрещена.

Связанная статья

Источники:

  • Объяснительная о поставленных двойках по итогам четверти

Грамотная оценка проделанной работы с учетом всех ее преимуществ и недостатков крайне важна. Оценка - это своего рода официальный итог работы. Как не ошибиться?

Инструкция

Оценка реальных больших и серьезных работ - это общественное мнение, востребованность и успешность того или иного . Но есть и оценки более простые, как может показаться. Это оценки работы . С другой , способность грамотно оценивать крайне важна в ситуации. В рассматриваемой области это дает детям понимание того, что, как и в каком объеме от них требуют, каких нужно для этого придерживаться стандартов, а где можно и проявить свои творческие способности. Школа - это не просто образовательное учреждение, это первые жизненные испытания, репетиции будущих ситуаций во взрослом мире, а там выслушивать оценки, причем далеко не объективные и корректные, придется не раз, поэтому привыкать и учиться принимать оценки нужно в школе.

Преподаватель должен понимать и осознавать всю возложенную на него ответственность, некоторые аспекты которой были затронуты выше. Поэтому для начала нужно самому разобраться и определить, что вы будете требовать от своих учеников по тому или иному типу работы. Обозначьте критерии оценки: что вы будете приветствовать, а что нет. Нельзя проводить оценку (особенно если это не математические задачи с конкретными трактовками ответа (верно/не верно), а работы вроде сочинений) "на глаз", можете прямо на бумажке для себя составить список, опираясь на методические сборники.

Выделите различные моменты, на которые вы будет обращать внимание, потом подумайте, какое количество недочетов того или иного типа допускается в работе, а какие могут быть бонусы, которые могут их отчасти компенсировать. Исходя из этого, имея уже солидную и продуманную базу, разделите все в рамках обычной пятибальной системы оценивания.

Перед выполнением работы, а еще лучше в начале учебной четверти или года проведите анонс предстоящих работ и опишите ваши основные требования. Все сообщать не стоит - до чего-то ученики должны будут додуматься сами, но общие моменты затронуть необходимо. Если вы не будет изобретать велосипед и придираться, то все успешно пройдет само собой.

Также не стоит забывать о главном условии грамотной оценки: беспристрастность. Не делите работы на любимые и не любимые уж слишком явно. Маленькие поблажки иногда допускаются, но не более. Иначе это сработает только во вред.

Видео по теме

У школьных учителей гораздо больше обязанностей и проблем, нежели у преподавателей ВУЗов. Например, если знания студента проверяются единожды в полгода – на экзамене, то школьник оценивается по результатам работы за четверть.

Инструкция

Выставьте оценку как «среднее арифметическое». Вам следует сложить все баллы, полученные за четверть, и потом разделить на количество слагаемых. Например: ученик имеет оценки «5, 4, 5, 3, 2, 4, 5». Итоговое значение: (5+4+5+3+2+4+5)/7=4.0, т.е. ровно . Если при делении вы получите десятичную дробь, то округляйте ее соответственно в большую или . Плюс данного способа в том, что он позволяет сознательным детям контролировать собственную оценку, считая балл самостоятельно. Однако выставленный таким образом итог четверти не сложность работ, и пятерка за работу ничем не хуже пятерки за итоговую контрольную, что не совсем объективно.

Для учеников начальных классов допустимо выставление оценки «за старание». В столь нежном возрасте итоговый балл играет для ребенка гораздо большую роль, чем может показаться. Поэтому если какой-то ученик на протяжении всего семестра тщательно выполнял домашнее задание и хорошо учился, но в силу каких-то причин «не дотянул» до пятерки, то можно с чистой совестью ее поставить. Этот небольшой «бонус» нисколько не испортит школьника, а, напротив, укажет на весьма важную истину: «Чтобы получить хорошую оценку, нужно работать и стараться».

Отталкивайтесь от результатов итоговой работы. Такую методику очень верно применять к учащимся 10-11-х классов, как наиболее взрослым и сознательным, и, кроме того, готовящимся к поступлению в ВУЗы. В некоторых школах даже официально введено понятие «Сессии» для старшеклассников: по избранным предметам вводится экзамен, который и определяет четвертную или полугодовую оценку. Впрочем, преподавателю не стоит делать «экзамен» единственным и окончательным критерием. Так, если у школьника стабильно были пятерки на протяжении всего учебного периода, но экзамен был сдан на «4», то над оценкой за четверть можно подумать и изменить в лучшую сторону, если ученик того заслуживает.

Полезный совет

Выставляя итоговые оценки старшеклассникам, не забывайте учитывать учеников, которые стремятся получить медаль.

Система оценивания в школах существует еще с древних времен. Четвертные оценки показывают, как учился ученик в течение конкретного промежутка времени, каково качество полученных им знаний. По ним в конце учебного года выставляется итоговая оценка.

Вам понадобится

  • Классный журнал.

Инструкция

Одним из способов выставления четвертных оценок является нахождение среднего балла (т.е. среднего арифметического всех отметок). Просуммируйте все оценки учащегося за данную четверть, и разделите полученную сумму на их общее количество. В результате вы получите число, которое и будет характеризовать средний балл или оценку за четверть. Для упрощения этой работы и экономии времени учителя в интернете существуют программы, которые проделывают эту операцию, вам нужно будет лишь ввести оценки и нажать кнопку «Посчитать».

Более качественным способом определения четвертной отметки является среднего балла всех контрольных работ и отдельно классных и заданий. Если средний балл, получившийся по итогам контрольных и самостоятельных работ выше, чем аналогичный за домашние и классные работы, это говорит в пользу повышения четвертной оценки ученика, если же ниже – в пользу понижения.

Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка при выставлении четвертных оценок. Если вам известно, что устные ответы всегда намного лучше письменных в силу его личностных качеств, оценку можно немного повысить, заостряя внимание на результатах вербальных методов работы с ним. Возможна и обратная ситуация: если ребенок успешнее в письменных работах, чем в устных, обращайте внимание на соответствующие отметки. При этом необходимо объективно оценивать имеющиеся у учащегося знания.

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом МБОУ СОШ №98, другими локальными актами МБОУ СОШ №98 регламентирует систему выставления итоговых отметок.

І.Общие положения

1.1. Итоговые оценки за четверть выставляются с третьего по девятый класс, в 10-11 классах оценивание производится по полугодиям.
1.2. Выставление отметок по предмету должно быть своевременным и равномерным в течение триместра (четверти), полугодия.
1.3. Итоговые отметки учащихся за триместр (полугодие), год должны быть обоснованы, то есть соответствовать успеваемости ученика в зачетный период. Для объективной аттестации учащихся, необходимо не менее 3 отметок (при одно-двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету) и не менее 5-7 (при учебной нагрузке более двух часов в неделю) за триместр или не менее 5 отметок (при одно-двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету) и не менее 7 (приучебной нагрузке более двух часов в неделю) за полугодие.
1.4. Не аттестован («н/а») может быть выставлено только в случае отсутствия необходимого количества отметок и пропуска учащимся более 50% учебного времени. Неаттестация по неуважительной причине приравнивается к неуспеваемости по предмету.

П. Выставление четвертных (полугодовых), годовых оценок
2.1. За две недели до окончания триместра (полугодия) учитель информирует классного руководителя о предварительных отметках.
2.2. Все четвертные (полугодовые), годовые отметки должны быть выставлены не позднее последнего дня занятий.
2.3. Триместровые (полугодовые), годовые отметки выставляются путем нахождения средней арифметической оценки с приоритетом на контрольные и письменные работы. В спорных случаях (средний балл - от *,5 до*,7) берутся во внимание результаты контрольных работ, а также последние отметки, полученные на итоговых уроках.
2.4. При выставлении годовой отметки учитываются отметка за триместры (полугодия) и итоги промежуточной аттестации.
В спорных случаях предпочтение отдается отметкам за II и III триместры и результатам промежуточной аттестации.
2.5. В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой отметкой по предмету она может быть пересмотрена. На основании письменного заявления родителей о пересмотре итоговой отметки конфликтная комиссия школы в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей обучающегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний.
Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле обучающегося.

III. Выставление итоговых оценок при итоговой аттестации выпускников.

3.1. Все годовые отметки в выпускных классах в обязательном порядке должны быть выставлены в журнал за день до педсовета о допуске обучающихся к экзаменам. 3.2.Экзаменационные и итоговые оценки выставляются в журнал класса в сводной ведомости.
3.3.Оценки в аттестат о среднем (полном) общем образовании выставляются в соответствии с перечнем предметов учебного плана ОУ:
а) По каждому общеобразовательному предмету инвариантной части базисного учебного плана;
б) По каждому общеобразовательному предмету вариативной части учебного плана, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану не менее 64 часов за
два учебных года.
в) Итоговые отметки определяются как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за X, XI классы и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
3.4. Итоговые отметки в аттестаты об основном общем образовании выставляются выпускникам 9-х классов по всем предметам учебного плана школы, изучавшимся на II ступени.
3.5. Итоговую отметку по предметам, сдаваемым в традиционной форме (по билетам) выставляет экзаменационная комиссия. Итоговую отметку по предметам, сдаваемым в новой форме, выставляет комиссия, определённая приказом директора ОУ, в установленные сроки, не позже одного рабочего дня после получения результатов экзамена, апелляции или пересдачи экзамена.
3.6. Итоговая оценка по предмету, по которому выпускник не сдавал экзамен государственной итоговой аттестации, выставляется с учетом четвертных (полугодовых)
отметок и определяется как среднее арифметическое всех перечисленных отметок. Если полученный результат является дробным числом, то производится округление до целого числа (по правилам округления).
3.7. Итоговая оценка по русскому языку, математике и предметам, по которым проводилась государственная (итоговая) аттестация в новой форме, выставляется выпускнику с учетом годовой и аттестационной отметок.
. Если разница перечисленных отметок составляет 1 балл, то в аттестат об основном общем образовании ставится большая.
. Если разница составляет 2 балла, то в аттестат ставится отметка, являющаяся средним арифметическим годовой и аттестационной отметок.

IV. Права участников образовательного процесса при итоговой аттестации.

4.1 .Обучающийся имеет право своевременно узнать количество и наименование учебных предметов, по которым будет проведена итоговая аттестация, о форме и сроках проведения аттестации.
4.2. В соответствии с Уставом ОУ каждый участник образовательного процесса имеет право на объективную оценку своей работы и защиту собственной точки зрения на результативность работы любого из участников образовательного процесса. В образовательном учреждении организуется конфликтная комиссия, в компетенцию которой входит анализ объективности оценки результатов работы участников образовательного процесса.
4.3. Обращение рассматривается в течение 3 дней с момента подачи на имя директора школы и регистрации письменного обращения с изложением сути конфликта. Директор дает письменное распоряжение о расследовании и предложениях по сути конфликта. Решение об объективности оценки выносится директором в форме приказа, распоряжения и в обязательном порядке доводится до членов педагогического коллектива. Участники конфликта ставятся в известность о результатах расследования через ознакомление с содержанием приказа под роспись. Участники конфликта вправе обжаловать решение администрации в вышестоящих инстанциях.