Как определить какой тип речи в предложении. Типы и стили речи. Устал от домашек и рефератов

Функционально-смысловые типы речи — такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание,

Описание как функционально-смысловой тип — определение, предмет и цель

Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

Тип речи — описание (определение)

Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.

Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.

Цель описания

Цель описания д ать адресату наиболее полное представление о предмете.

Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное.

Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.

Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.

Виды описаний

Определение

Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).

При определении понятия можно использовать пример-иллюстрацию

(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).

Объяснение

Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,

Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.

Характеристика

Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

  • повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
  • описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
  • рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий . Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
Также смотрите статью об

Сегодня кратко рассмотрим, что такое тип речи. Тип речи - это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Сам способ зависит от того, что содержит в себе текст, то есть от характера информации. Какие бывают типы речи в русском языке? Выделяют три основных типа речи: повествование, описание и, конечно же, рассуждение.

Для передачи самого действия во временной последовательности используется такой тип речи как повествование. Описание используют для того, чтобы передать детали статичной картины или какой-либо ситуации. Рассуждение требуется для того, чтобы передать развитие мыслей автора, которые касаются того или иного вопроса. Все типы речи, какие бывают в русском языке, можно узнать по их характерным отличительным признакам.

Повествование

Это один из самых распространенных типов речи. Именно в логической и временной последовательности представлены действия в повествовании, они идут друг за другом. Для повествования свойственны глаголы прошедшего времени в совершенном и несовершенном видах. Но кроме них используются и глаголы в настоящем времени (описывают действие, которое происходит как бы на глазах у самого читателя), глаголы будущего времени. Текст-повествование имеет три части: завязку, развитие действий и развязку. Часто рассказ написан от первого или третьего лица. Также в повествовании используют экспрессивные формы, например: "Ага!", "Вот!", "Как выскочит ему навстречу!" и т. д.

Описание

Что касается описания, то в нем автор постепенно знакомит с различными характеристиками всевозможных явлений действительности. Картина, которую автор характеризует при помощи описания, статична, и одновременно присутствуют все ее черты. Этот тип речи мы сможем использовать в любом стиле. К примеру, в научном стиле описание нужно использовать более точное. А если стиль художественный, описание должно подчеркнуть яркие детали описываемого.

Существует очень много видов описания. Основными являются описания человека, животного, какого-то места, среды и даже состояния. Еще в описании часто делают упор на признаки лица или предмета, и эти признаки проявляются одновременно. Например, если говорить о любимой девушке, невозможно не упомянуть о ее волосах, улыбке, глазах, нежности рук, чутком сердце.

Рассуждение

В рассуждении автор в самом начале может выдвинуть какой-либо тезис. Потом его нужно доказать, высказать мнения за или против либо и то, и другое. А в конце требуется сделать вывод. В рассуждении обязательно нужно логически развить мысль. Постоянно идет движение от тезиса к аргументам, а аргументы приводят к выводам (или выводу). Нужно дать логичные аргументы, в которых в обязательном порядке должны содержаться примеры. Если поступить по-другому, то само рассуждение не получится. Чаще всего рассуждение используется в публицистическом и художественном стилях речи. Часто в тексте-рассуждении присутствуют вводные слова: таким образом, во-первых, во-вторых, с одной стороны, хотя, однако и т. д.

Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. Охарак­теризуем их.

В описании тема раскрывается в процессе характе­ристики предметов, явлений природы, лиц и т.п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их при­знаков.

Отличительными чертами данного типа являют­ся статичность и одновременность перечисляемых явле­ний. В смысловом отношении основными разновиднос­тями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.

Например:

День был мягкий и мглистый.

Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом.

Было необыкновенно тихо. (А.Н. Толстой)

Повествование характеризуется тем, что его мик­ротема раскрывается в процессе развития действий, со­стояний, событий и т.п. Этот тип отличает динамич­ность, последовательность сообщаемого. В повествова­нии много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, за­тем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

Например: В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята.

Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам.

Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

(По М.М. Пришвину)

Повествовательный тип противопоставлен описа­тельному. Основное различие представлено в антони-мичности их главных характеристик: динамика (в пер­вом случае) - статика (во втором). Оба эти типа харак­теризуются, как правило, присущими каждому из них цепочками видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, со­стоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргу­ментация) и в) вывод (заключение, обобщение и т.д.). Но надо заметить, что в названном типе не всегда на­блюдается наличие всех трех частей: в каждом конкрет­ном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т.е. сокращенному, умозаклю­чению). Цель рассуждения - объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, ука­зывающие на ход развития мысли и причинно-следст­венные связи: почему, потому что, так как, ведь, во- первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.

Например:

Наше отечество, наша родина - матушка Россия.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хоро­ших государств и земель, но одна у человека мать -

одна у него и родина. (К.Д. Ушинский)

Перечисленные выше три типа речи (текста) разли­чаются между собой и интонацией, характерной для каждого из них. Наиболее выраженной является инто­нация перечисления в описании.

Но следует обратить внимание на тот факт, что в чис­том виде описание, повествование и рассуждение встреча­ются не всегда. Очень распространенными являются текс­ты, в которых наблюдается комбинация названных типов. Например, в художественной прозе часто встречаются тексты, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Кроме того и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так и элементы повествования. Это придает тексту выразительность.

С некоторой долей условности можно ориентировать­ся на следующие схемы текстов названных типов:

Примечание. В тексте-рассуждении иногда вступление и тезис могут совпадать. Кроме того, в тексте этого типа вывод в некоторых случаях может отсут­ствовать.

Самый простой способ определения типа текста (при­меняемый уже в начальной школе) - это использование вопроса и приема «фотографирования».

Инструкция

Начинайте определения стиля с указания сферы применения текста и его основных функций. Научный стиль в научных , учебниках, лекциях, рецензиях и т.д. Такие содержат информацию об окружающих нас явлениях и «подают» материал с научной точки зрения. Официально-деловой стиль употребляется в сфере юридических отношений, служебных, производственных, дипломатических. Его основная функция – это информация, . Он отличается стереотипностью построения текста при написании различных документов, уставов, инструкций и т.д. Публицистический стиль – это стиль газет, выступлений на актуальные общественно-политические темы. В произведениях публицистики обычно ставят две цели: информирование об определенных социальных явлениях и одновременное активное воздействие на читающего или слушающего. Художественный стиль в произведениях художественной литературы и предназначен для создания образов и эмоционально-эстетического воздействия на читателя. Разговорный стиль – это стиль живой разговорной речи, т.е. главная его функция – обеспечение общения между носителями языка. В письменной форме он существует в художественных произведениях для передачи диалога и создания речевой характеристики героя.

При определении стиля текста учитывайте его языковые особенности. Научные тексты насыщены специальной лексикой, терминами, слова употребляются почти всегда в прямом значении, чтобы избежать двусмысленности их толкования. В документах официально-делового стиля много слов и сочетаний, которые называются канцеляризмами и придают текстам предписывающий характер, например: необходимо срочно подготовить, по истечении срока, обжалованию не подлежит, рассмотреть в установленном порядке и т.д. В лексике публицистического стиля много оборотов общественно-политического характера, в синтаксисе используются восклицательные и побудительные предложения. Характерным языковым приемом художественного стиля является широкое использование слов в переносном значении для создания образа и эмоционально-оценочных слов для выражения авторской позиции. В разговорном стиле в большом количестве употребляются разговорная и просторечная лексика и конструкции неполных предложений.

При определении типа речи рассмотрите, каким образом «подается» содержание высказывания. Если в тексте рассказывается о происходящих событиях, следующих друг за другом действиях - это повествование. В описательных текстах говорится об одновременности проявления признаков предметов, явлений или действий. Для рассуждения характерно наличие утверждения (тезис), которое следует доказать, и аргументационная база с фактическими примерами.