Иван IV и его реформы. Приказная реформа на руси Реформа создание приказов

Конспект по истории России

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

Детство Ивана IV прошло в период "боярского правления" - заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть. Надежды на разрешение противоречий связывались с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. При царе сложилась "Избранная рада" (князь Курбский, Алексей Адашев, митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр), с помощью которой Иван IV попытался осуществить в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.

В 1549 г. Иван IV собирает первый в истории нашей страны Земской собор , собрание представителей от всех сословий, кроме помещичьих крестьян и холопов, на котором он выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового Судебника, так как прежний 1497 г. уже устарел. Новый Судебник был принят в 1550 г. Боярской Думой. Судебник усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов - приказов и резкого ограничения власти наместников, определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Предоставлялось право выборным от народа: старостам, сотским участвовать в суде, вершимом боярами-наместниками и волостелями, чем был нанесен сильный удар по судебному всевластию, боярства. Ограничивались и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Судебник регламентировал положение крестьян. Увеличивая плату за уход от господина в Юрьев день ("пожилое"), Судебник значительно усиливал крепостничество. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода)между детьми боярскими и дворянами.

Принятие Судебника положило начало ряду реформ. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, то есть она стала главным источником средств для существования. В этом же году было объявлено "Уложение о службе", уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Каждому землевладельцу предписывалось выставить одного конного воина от каждых ста четвертей своей земли и пешего ратника от каждых неполных ста четвертей земли. Согласно "Уложения", вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям.

Завершает формирование русской армии . В начале 50-х годов ХVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу ХVI в. - 20 тысяч стрельцов. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно. К концу царствования Ивана Грозного русская артиллерия имела на вооружении 2 тысячи орудий. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Повысилась роль артиллерии.

Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.

В середине XVI в. возникает высший государственный орган - земской собор, созываемый для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян.

В те же годы проведена церковная реформа . На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. Царь вышел на "Стоглавый собор" с требованием секуляризации церковных земель (отчуждения их в пользу государства). Провести его не удалось, но царь вынудил Собор принять следующие решения:

На царя отписывались земли, захваченные церковью у дворян и крестьян в малолетство царя, а также вотчины, данные боярами в монастыри на помин души;

Церкви было запрещено увеличивать свои земельные владения без разрешения царя;

Установлены единообразие в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Реформа ослабила независимость церкви от государства и усилила ее корпоративную организацию.

Неудачи во внешней политике начала 60-х гг. XVI в. создали у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий. Это побуждает Грозного ввести в стране новый порядок управления государством, который был направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.

Иван Грозный ввел опричнину , совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделялось на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. На земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались "опричные служилые люди". Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи "великих" боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс.человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные к карательные функции: "грызть" изменников и "выметать" из государства измену (знак опричника - голова собаки и метла у седла лошади) - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.

Вершиной опричнины стал поход на Новгород, который почему-то был заподозрен в мятеже. По дороге были разорены Тверь, Торжок, другие города и деревни. Сам Новгород был подвергнут невиданному 40-дневному разграблению опричным войском. Подвергнуты пыткам и казнены до 10 тыс.человек.

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация.

Ежи Лец

Избранная рада это неофициальный орган, который состоял из лиц приближенных к Ивану Грозному. Деятельность Рады осуществлялось в период с 1549 по 1560 года. Фактически это был орган, который осуществлял непосредственное управление страной, а также реализовал большинство реформ с целью создания единого централизованного государства. В сегодняшней статье мы рассмотрим реформы Избранной Рады, их влияние на судьбу России, а также последствия тех преобразований, которые были проведены за годы работы данного негласного органа.

Предпосылки образования

Иван Грозный очень рано потерял отца и мать, и фактическое управление страной брали на себя бояре, которые его окружали. Это привело к тому, что на Руси происходили постоянные войны между группировками бояр, за власть. Эти противостояние приводили к ужасным последствиям, в ходе которых гибли люди, терялись города, проигрывались войны. До своего несовершеннолетия молодой царь ничего не мог с этим поделать. Однако в 1547 году Иван Грозный принял царствование и решил отдалить от себя бояр, и окружить себя людьми, которым он может доверять. Главная задача, которая стояла на тот момент перед царем, заключалась в создании единого государства, и собирание всех русских земель вокруг Москвы. Для этого Избранная Рада проводила различные реформы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности.

Состав Избранной Рады

Задачи избранной рады заключалось в обсуждение тех задач и процессов, которые происходят в стране и за ее пределами, и поиск пути решения этих проблем, которые накопились. В состав этого органа входили следующие люди:

  • А. Курбский
  • Священник Сильвестр
  • Митрополит Макарий
  • А. Адашёв
  • И. Висковатый

Некоторые историки приписывают данному кружку Воротынских, Шереметьевых и других. Проблема заключается в том, что большинство историков приписывают к Избранной Раде большое количество людей, но редко могут подтвердить документально (или еще как-то) их причастность к данному органу.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном

Начало реформ

Фактически с первых месяцев существования Рады ее участники занялись тем, что начали разрабатывать план объединения русских земель в единый политический центр. Начало этих преобразований случилось в 1549 году. Тогда был проведён первый в истории России Земский собор. Этот собор представлял собой не что иное, как собрание всех правителей всех русских земель. Иван Грозный обратился к присутствующим с заявлением о том, что он осуждает о тех преступлениях, которые проводили бояре пока царь был малолетним, и обещал хранить верность стране и хранить жизнь своих подданных. В дальнейшем именно Земские соборы проводились для того, чтобы проводить реформы и понимать, в каком направлении эти реформы нужно осуществлять. Примечательно, что именно при Иване Грозном в данный орган власти стали вступать не только представители боярских семей, но и представители менее знатных сословий.

К реформам Избранной Рады относят следующие начинания:

Стоглавый собор - церковная реформа

В 1551 году состоялся Церковный собор. Руководил этим собором митрополит Макарий, один из самых активных участников Избранной Рады. Кроме того, в работе этого собора принимал участие лично царь. Результатом деятельности данного собора является создание единого сборника документов для церкви. Этот документ состоял из 100 глав, поэтому сам собор получил название Стоглавого. В рамках данной реформы были проведены следующие мероприятия:

  • Упорядочение обрядов. Собор сделал единообразными все обряды, которые проводятся в рамках религии по всей стране.
  • Определение единых святых. Были канонизированы новые святые, которые признавались на всей территории страны в рамках единой религии.
  • Создание единых правил поведения для священников. Фактически речь идет об ужесточении дисциплины.
  • Была обозначена важнейшая роль церкви - просвещение населения .

В результате церковной реформы произошло создание единых религиозных норм, а также подведение религии к единым стандартам для всей страны.

Реформа местного управления

За годы, пока страной фактически управляли бояре, эффективность работы местных органов власти стала крайне низкой. Именно поэтому реформы Избранной Рады при царе Иване 4 на начальном этапе были направлены на формирование местного управления. Данная реформа была проведена в 1556 году.

Эти реформы Избранной Рады отменили по всей стране систему, так называемых, кормлений, а также отменили наместничество. Вместо нее была создана должность Губных старост . Этот староста избирался землевладельцами конкретного района страны. Что касается городских управляющих, то здесь избирались Земские старосты . А непосредственно для управления городом избирался Городовой. Фактически были образованы выборные органы власти, которые наделялись огромными полномочиями. В частности, именно эти люди следили за обеспечением законности, а также вершили суд. Важно отметить, что судебные функции были возложены в том числе и на церковь, которая имела полное право самостоятельно проводить суды.


Кроме того реформа местного управления Избранной Рады коснулась и создания новых приказов. Были созданы такие приказы как:

  • Челобитный приказ - занимался распределением тех челобитных, которые поступали в адрес царя.
  • Посольский приказ - занимался отношениями с другими государствами. Фактически аналог современного министерства иностранных дел.
  • Поместный приказ - занимался решением вопросов о поместьях и вотчинах.
  • Земский приказ - отвечал за обеспечение правопорядка в Москве и некоторых других городах.
  • Разбойный приказ - отвечал за противодействие разбоям, которые массово проводились в стране.

Также было создано огромное количество других приказов: разрядный, ямской, большого прихода, новой четверти, большой казны, холопский, тайных дел, казанского дворца, сибирский, стрелецкий, пушкарский, казачий. Приказы в государственной жизни России играли основополагающую роль, поскольку именно они отвечали за различные аспекты жизнедеятельности государства. Фактически они были местными органами управления, которые выступали промежуточным звеном между населением и царем.

В результате этих преобразований были полностью изменены принципы управления страной.

Военная реформа Избранной Рады

Военная реформа началась в 1550 году. Основная первоначальная идея реформы заключалась в том, чтобы сформировать армию не на основе знатности рода, а на основе военных талантов. Для этого было создано специальное положение, согласно которому высшее командование армии должно было формироваться не по знатности рода, а людьми, которые проявили свой воинский талант. Одним из первых таких подразделений стало Избранная тысяча.

Избранная тысяча это специальный воинский отряд, созданный на основе ополчения, который формировался по новому принципу и подчинялся лично царю.

Кроме того в этот период времени начали формироваться первые стрелецкие полки. Это были специальные полки, которые представляли собой переходное звено между временной и постоянной армии. Поэтому когда мы говорим о создании регулярной армии в России, подсчет времени нужно начинать не с эпохи Петра первого, а с Ивана Грозного реформы Избранной Рады.


Говоря о военной форме, необходимо отметить, что она проводилась в три этапа:

  • Создание стрелецкого войска - 1550 год. Об этом периоде мы говорили абзацем выше.
  • Введение Уложения о службе - 1556 год. Уложение создавало единый закон, который обязывал землевладельцев предоставлять в распоряжение государства для регулярной армии войнов. В частности, владелец 100 четвертин земли должен был направить в регулярную армию одного конного воина.
  • Попытки реформирования Избранной тысячи. Эти попытки проводились на протяжении всей жизни царя Ивана 4, но к существенным результатам не привели.

В результате мы можем говорить о том, что реформы Ивана Грозного были уникальными для своей эпохи и направлялись на то, чтобы создать единое централизованное государство. Это было необходимо для объединения русских земель, а также для создания сильного и конкурентоспособного государства, которое могло бы за себя постоять. Доказать, что реформы Избранной Рады прежде всего укрепляли центральную власть, очень просто. Ведь все изменения, которые происходили в стране, были направлены на создание вертикали власти, где все решения принимал царь.

Причины падения Рады


В 1560 году деятельность Избранной Рады была закончена, а сам этот орган был распущен. Однозначные причины таких событий историки не называют, но есть 2 общепринятые версии. Согласно первой версии Иван 4 имел существенные разногласия с членами Рады по вопросам внутренней и внешней политики страны. Согласно второй версии царь заподозрил представителей рады в том, что они были виновны в отравлении царицы Анастасии. В любом случае, орган был распущен и его деятельность прекращена. Хотя успели они сделать очень многое.

Реформа центрального управления. Приказы

В царствование Ивана Васильевича окончательно оформляется приказная система. Приказы принимают значение отраслевых министерств. Прежде многие из них носили характер дворцовых ведомств, на что указывали их названия - приказ Ловчий (1509), Казённый (1512), Большого дворца (1534).

При царе Иване IV появляются следующие приказы: финансовый приказ Большого прихода (1554), Земский (1564), Печатный (1553), Полоняничный (начало 1550-х), Посольский (1549), Разрядный, Стрелецкий (1571), Холопий (1550-е), Челобитный (1550-е), Ямской (1550).

Военные реформы Ивана IV привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, а также Поместного приказа, который занимался обеспечением служилых людей землёй. К 1550-м относится появление Стрелецкого приказа, ведавшего регулярными подразделениями русской армии - стрелецким войском.

Упорядочивание системы «ямской гоньбы» привело к возникновению Ямского приказа - государственной службы связи.

Введение местных губных учреждений, занимавшихся сыском и наказанием уголовных преступников, вызвало организацию Разбойного приказа.

Расширение международных связей Московского государства способствовало созданию Посольского приказа.

Следствием «собирания земель» явилось учреждение, преимущественно в 1560-х, административно-финансовых и судебных приказов территориального характера. К ним относились приказы Костромской четверти, Новгородской четверти, Устюжской четверти, приказа Казанского дворца.

Несмотря на возникновение системы центрального управления, количество профессиональных бюрократов в московском государстве было ничтожным, не сравнимым ни с современными ей западно-европейскими странами, ни с Россией петербургского периода.

Столь любимые либеральными критиками ситуации, когда государственные чиновники больше работают на себя, чем на государство, были невозможны в эпоху Ивана Грозного. Казнокрадство, мздоимство, действия в интересах знати или своего кармана каралось быстро и однозначно - смертью.

Феодалов, вроде Курбского, бесило, что чиновников царь «избирает их не от шляхетского роду, ни от благородства, но паче от поповичей или от простого всенародства, а от ненавидячи творит вельмож своих».

Недовольный новыми порядками боярин Т. Тетерин писал боярину М. Я. Морозову: «Есть у великого князя новые верники-дьки… у которых отцы вашим отцам в холопстве не пригожалися, а ныне не только землею владеют, но и вашими головами торгуют».

Пропагандист Гваньини, работавший на польского короля, с возмущением замечает: «Простолюдинов он делает, большей частью по собственной воле (в чем ему никто не прекословит), дворянами, воеводами и чиновниками».

Что ж, дьяки (чиновники) в самом деле происходили из грамотных простых людей, преимущественно «поповского рода». Их квалификация была на голову выше чем у знатных персон, поэтому их действительно включали в состав правительства, где они становились «думными дьками», назначали комендантами крепостей и командирами гарнизонов.

Михалон Литвин с восхищением писал о порядках, установленных в Московии: «Москвитяне соблюдают равенство между своими и не дают одному много должностей. Управление одной крепостью на год или, много, на два поручают двум начальникам вместе и двум нотариям (подъячим). От этого придворные ревностнее служат своему князю и начальники лучше обращаются с подчиненными, зная, что они должны отдать отчет и подвергнуться суду, ибо осужденный за взятки бывает принужден драться на поединке с обиженным».

В течение 1550-х, благодаря новой системе управления, была проведена перепись и установлены справедливые налоги, которые должны были платить также бояре и монастыри.

Если ранее податные единицы - соха, выть, обжа - назначались произвольно и были свои в каждой области, то теперь вводились стандартные сохи. Они зависели от качества земли («хорошей», «средней», «худой»), каждой присваивался номер. Со всех одинаковых сох платились одинаковые подати.

Общая сумма государственных податей составляла для крестьянского двора около девяти процентов дохода.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Пётр Первый - проклятый император автора Буровский Андрей Михайлович

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

автора Щепетев Василий Иванович

Реформа местного управления Губернское правление. В начале своего царствования Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так, указом от 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении наряду с

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа городского управления Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа центрального управления Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н. И. Панин (1718–1783) представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

автора

Судьба центрального управления по смерти Петра I Комиссия не выработала проекта нового уложения, но депутатские наказы и прения обнаружили нужды и стремления различных классов населения. С этой точки зрения ценила Комиссию и сама Екатерина; она писала, что «Комиссия

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Устройство центрального управления по плану Сперанского Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Сосредоточение центрального управления Централизация, хотя в меньшей степени, коснулась и центрального управления, где она была даже нужнее, чем в областном. Говоря о московских приказах XVI в., я уже имел случай заметить, что они и в XVII в. строились по-прежнему (лекция XXXVIII).

Из книги В тени Великого Петра автора Богданов Андрей Петрович

Реформа местного управления Кому-то может показаться, что Федор просто плыл по течению, принимая логичные решения, соответствующие интересам большинства в своем окружении. На самом деле он, пусть не всегда удачно, пытался переломить ход событий, диктовавшийся

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других

Из книги «Вдовствующее царство» [Политический кризис в России 30–40-х годов XVI века] автора Кром Михаил Маркович

1. Жалованные и указные грамоты как источник по истории центрального управления 30–40-х гг. XVI в. (историографические заметки) Хотя актовый материал неоднократно привлекался исследователями при рассмотрении тех или иных аспектов внутренней политики 30–40-х гг. XVI в.,

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№2п Справка Управления делами НКВМ по истории организации центрального аппарата военного управления в 1917-1928 гг. 28 июня 1928 г.Краткая историческая справка об организации центрального военного управления РККА (1917-1928)*Схема №1**. В июне 1917 г. постановлением Всероссийской

автора Красильников Рэм Сергеевич

Схема Центрального разведывательного управления

Из книги Призраки с улицы Чайковского автора Красильников Рэм Сергеевич

РУКОВОДИТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ США (В скобках указаны годы работы на посту директора ЦРУ). Ричард ХЕЛМС (1966-1973) Джеймс ШЛЕССИНДЖЕР(1973) Уильям КОЛБИ (1973-1976) Джордж БУШ (1976-1977) Уильям КЕЙСИ (1981-1987) Роберт ГЕЙТС (1991-1993) Джон ДЕЙЧ (1995-1997) Стэнсфилд

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№48 Предложение начальника Управления РККА В.Н. Левичева по пересмотру структуры центрального аппарата 25 августа 1924 г.**Общеармейское управление соответственно двум основным задачам Наркомвоенмора: подготовка страны и населения к войне и руководство прохождением

Приказная форма управления - уникальное явление в истории русской государственности. Эта система развивалась на протяжении двух веков и имела важное значение в укреплении русской государственности. Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, почему она утратила свое значение - читаем ниже.

Возникновение приказов

Образование приказной системы управления приходится на конец 15-го века. Несогласованность действий местных властей не могла обеспечивать постоянный контроль государства над обширными и отдаленными регионами. Те учреждения, которые уже были сформированы на тот момент, не имели четких В период разрозненных и нечастых отношений между различными территориями удельных княжеств на короткое время возникали «приказы», иначе называемые «дворами» или «избами». Их функции были заточены на выполнение того или иного распоряжения верховной власти. Обычно князья поручали то или иное распоряжение - «приказ» - своим боярам для выполнения и контроля. Выражение «быть в приказе» в те времена означало ведать непосредственно поручением князя и следить за его выполнением.

Обязанности приказов

О том, что функции ранних приказов были весьма размыты, свидетельствуют такие факты:

Спонтанное возникновение различных приказов с коротким периодом действия;

Входящие документы адресовались определенным лицам, а не, собственно, учреждению;

Способ выполнения распоряжений основывался на так называемом «правовом обыкновении», таким образом, отсутствовал общий законодательный фундамент, необходимый для четкого и однозначного выполнения приказов, а значит - понижалась эффективность управления страной.

Это и есть основные причины того, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы.

Первые приказы

Первые учреждения с более-менее четко выраженными государственными обязанностями возникли в середине 16-го века. управления в России в конце XV-XVII в. может быть классифицирована по функциональным, территориальным или сословным признакам.

Классификация приказов

В первую категорию можно отнести приказы, ведавшие дворцовыми и финансовыми делами. Это в первую очередь Дворцовый приказ, на котором лежала ответственность за ведение хозяйства князя, он управлял теми землями и людьми, которые отвечали за жизнеобеспечение княжеского дворца. Приказ Большой казны ведал сбором и чеканил монету, Ловчий приказ ведал заповедниками и охотничьими угодьями князя и прочее.

Третья категория приказов специализировалась преимущественно на судебной функции. Поместный приказ занимался имущественными тяжбами, Холопий, Разбойный (позже - Сыскной) ведал тюрьмами и уголовно-полицейскими делами, а Земский приказ осуществлял полицейский и судебный надзор над населением Москвы.

Четвертая группа - органы местной власти. Число областных и территориальных приказов росло вместе с количеством присоединенных к Так, возникают четвертичные приказы - Рязанский, Владимирский, Дмитровский, а позже - Сибирский, Малороссийский и прочие.

Пятая категория объединяла специальные органы управления. Например, существовал Каменный приказ, ведавший строительство каменных зданий и сооружений, Ямской, отвечавший за почтовые отправления. С течением времени возникали приказы Книгопечатный, Аптекарский, Посольский и другие.

Шестая группа приказов ведала церковными делами. Сюда можно отнести Монастырский приказ, Патриарший двор и другие.

Между различными приказами отношения формировались стихийно, четкого распределения обязанностей выработано не было. Одни приказы не могла давать указания другим. Чтобы отрегулировать эти отношения, были сформированы объединения приказов, которые можно было разделить на главный приказ и несколько присудов. Так, к 70-м годам 17-го века начал осуществлять руководство над Малороссийским и Новгородским. Прекращение полномочий того или иного приказа не было окончательным - с течением времени он вполне мог возродиться, как самостоятельное учреждение с определенным набором функций.

Финансирование приказов

Приказная система управления финансировалась в основном бессистемно. Для текущих дел финансирование бралось с определенной территории, с которой взимали налоги, для отдельных случаев могли перебрасываться средства с других приказов, или создаваться специальные налоги. Регуляция денежных потоков осуществлялась такими приказами, как Приказ Большой казны, Приказ сбора запросных денег и прочее. Еще одним ответом на вопрос о том, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, станет чрезвычайная запутанность денежных потоков и рассогласованность действий различных приказов.

Петровские реформы

С течением времени приказная система управления в России стала функционировать «под себя», требуя все больше и больше ресурсов, и все с меньшей отдачей. Реформы Петра І заменили устаревшие приказы коллегиями, которые отличались определенными функциями, четкими разграничениями законодательной, исполнительной и судебной власти. Все, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, должно было уйти в прошлое вместе с внедрением новых управленческих форм, которые пришли в Россию с приходом к власти царя-реформатора.


В середине 16 века внутри Дворца появляются Посольская, Поместная и Разрядная избы. С конца 60-х годов 16 века центральные органы управления стали называться приказами. Приказ – государственный орган с самостоятельными структурными подразделениями.

Структура приказа – столы и повытья (выть – единица налогообложения).

Главная функция приказа – судебная, поэтому часто главу приказа называли судьей.

Непосредственное делопроизводство вели дьяки и подъячие, Служба пожизненная, а часто и наследственная.

Приказы создавались и исчезали по мере необходимости. В 16 веке их число сравнительно невелико.

Приказы с военными функциями :

1. Стрелецкий (ранее 1571 год) – суд над стрельцами, наделение их землей, выплата жалованья, обеспечение оружием и боеприпасами.

2. Пушечный (пушкарский, 1577 год) – суд над пушкарями и казенными кузнецами. Руководил пушечным двором (производство пушек). Учет и распределение пушек и боеприпасов. Контроль за пригодностью крепостей для использования артиллерии. Деятельность этого приказа пересекалась с приказом Каменных дел. Он ведал каменщиками, кирпичниками, каменоломнями и кирпичными сараями. Руководил постройками укреплений.

3. Оружейный. Судебной функции не имел. Это оружейная палата во главе с оружничьим. Изготовление холодного и огнестрельного оружия и предметов военного снаряжения.

4. Бронный (1573 год). Судебной функции не имел. Изготовление доспехов, луков и стрел, а иногда и пищалей.

5. Аптекарский (1594 год). Лечение воинов.

6. Разрядный (приблизительно, середина 16 в. 1531 ?). Судил служилых людей. Распределял по полкам служилых людей и назначал воевод. Отвечал за конницу. Во время войны управлял всем войском и приобретал значение центра военного управления, через который шли распоряжения верховной власти. Ведал южными («украинными») районами государства. Давал распоряжения о походах, заведовал постройкой крепостей, ведал пограничной службой.

7. Поместный (приблизительно, 16 век, 1577 ?). Суд по земельным спорам. Раздача за службу поместий и вотчин. Описывал земли, в том числе «пустопорожние», проводил переписи податного населения. Контроль за изменениями в землевладениях (наследство, выморочные и тому подобные).

Приказы с финансовыми функциями .

1. Большой приход (бывшая Казна), или приказ большой казны, или казенный двор, или казенный приход. (1553 год). Суд над казенными ремесленниками. Сбор военных налогов и выплата денежного жалованья служилым людям. Хранение ценностей и архива царя. Производство новых ценностей. Торговые операции для царских нужд.

2. Четверти или чети (Новгородская, Галицкая и др.). Суд над тяглым населением некоторых территорий. Четверти возникли после отмены кормлений → сборы, заменившие кормления.

Территориальные приказы

Казанский дворец (1570 год) или Приказ Казанского дворца, или Мещерский дворец. Управление Казанскими и Астраханскими землями, а потом и Сибирью. Все вопросы судебного, военного, административного и финансового характера.

Приказы с судебными функциями (после 1549 года)

1. Московский.

2. Владимирский.

3. Дмитровский.

4. Рязанский.

Судили дворян и детей боярских этих земель, так как с 1549 года в этих землях не было наместников, а царь уже не мог выполнять роль верховного судьи по всем делам.

5. Холопский приказ (?). Суд по делам о холопах.

Административно-полицейские приказы :

1. Разбойный (1555 или 1571). Суд по тяжким государственным уголовным преступления. Контроль за деятельностью местных властей по борьбе с уголовной преступностью

2. Челобитный (?). Разбор жалоб.

3. Земский двор (1572 год). Административно-полицейские функции в Москве.

4. Ямской (середина 16 века) – ям – приблизительно 30 верст. Судил ямщиков и ведал их службой. Устройство и содержание ямов и ямских слобод. Перемещение служилых людей по казенной надобности. Обеспечение войск средствами передвижения во время походов.

Посольский приказ (1549 год).

Суд над донскими казаками и обеспечение их службы. Переводчики и толмачи. Суд над иноземцами и организация их службы (татары, европейцы). Дипломатия. Выкуп и обмен пленных. Управление территориями на юго-востоке.

Большой дворец (с 1572 года приказ Большого дворца)

Возглавлял дворецкий. Суд и повинности дворцовых крестьян. Учет и управление дворцовыми землями. Управление государевым двором. В конце 15 – начале 16 вв. упоминались конюшенный, ловчий, сокольничий, постельничий приказы.

Очевидно, что больше всего проблем создавало войско и государственное управление → много приказов занимались этими вопросами.

Значение приказов

Укрепление централизованного аппарата власти.

Начало формирования бюрократии.