Исследование сплошного спектра излучения лабораторная работа. Методическая разработка по физике (11 класс) на тему: Лабораторная работа "Наблюдение сплошного и линейчатых спектров."

Лабораторная работа №5 (решеба, ответы) по физике 11 класс - Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

3. Зарисуйте цветными карандашами несколько наблюдаемых вами спектров.

4. Направьте спектроскоп на светящуюся люминесцентную лампу, установленную на демонстрационном столе, и рассмотрите её спектр. Зарисуйте наблюдаемый спектр.

Опишите, чем спектр люминесцентной лампы отличается от спектра лампы накаливания.

Лампа накаливания даёт сплошной спектр, а люминесцентная лампа даёт линейчатый спектр.

5. Вставьте трубку с гелием 1 в держатель 2 прибора для зажигания спектральных трубки подключите прибор к источнику напряжения 3. Зажгите спектральную трубку и рассмотрите в спектроскоп 4 линейчатый спектр излучения гелия. Зарисуйте спектр излучения данного газа и запишите основные цвета в наблюдаемой последовательности.

Фиолетовый, зелёный, оранжевый, красный.

6. Повторите наблюдения со спектральной трубкой, наполненной другим газом. Зарисуйте спектр излучения данного газа и запишите основные цвета в наблюдаемой последовательности.

Водород: фиолетовый, зелёный, красный.
Неон: фиолетовый, зелёный, оранжевый, красный.

7. Сравните полученные линейчатые спектры излучения с табличными спектрами излучения соответствующих газов. Сделайте выводы.

Спектры практически не отличаются. Единственное отличие - фиолетовый цвет переливается с голубым.

Ответы на контрольные вопросы

1. Какие вещества дают сплошной спектр?

Нагретые тела, находящиеся в твёрдом и жидком состоянии, газы при высоком давлении и плазма.

2. Какие вещества дают линейчатый спектр?

Те вещества, у которых слабое взаимодействие между молекулами, например достаточно разряжённые газы. Также линейчатый спектр дают вещества в газообразном атомном состоянии.

3. Объясните, почему отличаются линейчатые спектры различных газов.

При нагревании часть молекул газа распадаются на атомы, излучаются кванты с различными значениями энергии, от чего и зависит цвет.

4. Почему отверстие коллиматора спектроскопа имеет форму узкой щели? Изменится ли вид наблюдаемого спектра, если отверстие сделать в форме треугольника?

Отверстие имеет форму узкой щели для создания картинки. Если отверстие сделать треугольным, то линейчатый спектр станет треугольным и размытым.

Выводы: сплошные спектры дают тела в твердом или жидком состоянии, а также сильносжатые газы. Линейчатые спектры дают вещества в атомарном газообразном состоянии.

НАБЛЮДЕНИЕ СПЛОШНОГО И ЛИНЕЙЧАТОГО СПЕКТРОВ Лабораторная работа по физике 11 класс







ДНЕВНОЙ СВЕТ Мы видим основные цвета полученного сплошного спектра в следующем порядке: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. Данный спектр непрерывен. Это означает, что в спектре представлены волны всех длин. Таким образом, мы выяснили, что сплошные спектры дают тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии, а также сильно сжатые газы.


ВОДОРОД Мы видим множество цветных линий, разделенных широкими темными полосами. Наличие линейчатого спектра означает, что вещество излучает свет только вполне определенной длины волны. Водородный спектр: фиолетовый, голубой, зеленый, оранжевый. Наиболее яркой является оранжевая линия спектра.




ВЫВОД Основываясь на нашем опыте, мы можем сделать вывод, что линейчатые спектры дают все вещества в газообразном состоянии. В этом случае свет излучают атомы, которые практически не взаимодействуют друг с другом. Изолированные атомы излучают строго определенные длины волн.

«Спектр излучения» - Значение метода спектрального анализа. 3, 5 - водород. Актуализация знаний. Электролюминесценция – возбуждение за счёт энергии заряженных частиц, разгоняющихся в электрическом поле. Лампы дневного света. Спектры испускания: 1- сплошной, 2- натрия, 3- водорода, 4-гелия. Фотолюминесценция – возбуждение за счёт внешнего излучения: Работы С.И.Вавилова (1891–1951).

«Спектр» - Исследование спектров испускания и поглощения позволяет установить качественный состав вещества. Примеры линейчатых спектров. Спектры испускания. ФРАУНГОФЕР (Fraunhofer) Йозеф (1787–1826), немецкий физик. Поэтому каждый химический элемент имеет свой спектр. Постулаты Бора. Спектральный анализ. Усовершенствовал изготовление линз, дифракционных решеток.

«Виды спектров» - Виды спектров: Гелий. Прибор для определения химического состава сплава металлов. Натрий. 1. Непрерывный спектр. 3. Полосатый спектр. Определение состава вещества по спектру. Спектральный анализ. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров. Лабораторная работа. 4. Спектры поглощения. Водород. 2. Линейчатый спектр.

«Спектральный анализ физика» - Главное поле деятельности Вуда - физическая оптика. Линейчатые спектры дают все вещества в газообразном атомарном состоянии. Изолированные атомы излучают строго определенные длины волн. Загадка Роберта Вуда. Слайд подготовлен учеником Якушевым А. (11 кл.). Спектральный анализ. Применение спектрального анализа.

1. Цель работы: изучить особенности линейчатого спектра газов и сплошного спектра излучения твёрдых тел.

2. Литература:

2.1. Касьянов В.А. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003. Параграфы 53 – 55.

2.2. Конспект лекций по предмету «Физика».

3. Подготовка к работе:

3.1. Ответить на вопросы самопроверки для получения допуска к работе:

3.1.1. Сформулируйте первый постулат Бора.

3.1.2. Сформулируйте правило квантования.

3.1.3. Какие энергетические состояния электрона в атоме называют связанными; свободными?

3.1.4. Сформулируйте второй постулат Бора.

3.1.5. На каких физических принципах основан спектральный анализ? Где используется этот метод исследования?

3.2. Подготовить бланк отчета в соответствии с пунктом 6.

4. Перечень необходимого оборудования:

4.2. Электронное издание «Лабораторные работы по физике 10-11 класс»: Дрофа, 2005. Лабораторная работа № 14.

5. Порядок выполнения работы:

5.1. Включить ПЭВМ. Установить лабораторную работу № 14. Рассмотреть установку для проведения эксперимента (рис.1).

5.2. Включите спектральную трубку с водородом.

5.3. Проведите наблюдение линейчатого спектра водорода с помощью плоскопараллельной пластинки: через грани, образующие угол 60° и угол 45°. Запишите последовательность цветов видимых спектральных линий.

5.4. Укажите отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.

5.5. Повторите наблюдения линейчатых спектров:

а) для гелия, б) для неона.

5.6. Проведите наблюдение сплошного спектра от светлой вертикаль­ной полоски, спроецированной на экран проекционным аппаратом, через грани, образующие угол 60° и угол 45°. Укажите последовательность чередования цветов в сплошном спектре. Опишите отличие сплошных спектров при их наблюдении через разные грани.

5.7. Проведите наблюдение сплошного спектра излучения лампы накаливания с помощью плоскопараллельной пластинки. Опишите наблюдаемый спектр.

5.8. Изменяя напряжение на лампе, опишите изменение спектра из­лучения лампы в зависимости от температуры нити накала.

6.1. Номер и наименование работы.

6.2. Цель работы.

6.3. Схема установки (рис. 1).

6.4. Последовательность цветов видимых спектральных линий водорода для 60 0 и 45 0 . Отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.

6.5. Последовательность цветов видимых спектральных линий гелия для 60 0 и 45 0 . Отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.

6.6. Последовательность цветов видимых спектральных линий неона для 60 0 и 45 0 . Отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.

6.7. Последовательность цветов сплошного спектра от светлой вертикаль­ной полоски, спроецированной на экран проекционным аппаратом для 60 0 и 45 0 . Отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.



6.8. Описание сплошного спектра излучения лампы накаливания. Изменение спектра из­лучения лампы в зависимости от температуры нити накала.

6.9. Вывод по результатам наблюдений.

6.10. Ответы на контрольные вопросы.