Илья Муромец: Богатырь силы и духа. Преподобный Илья Муромец. Историческая личность и былинный герой

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.

Образ богатыря - рождение, призвание былинного героя

(В. Васнецов "Богатырский скок" 1914г )

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.

Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.

Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

Славные подвиги русского богатыря

(Кадр из фильма "Илья Муромец" 1956г )

Описанные в былинах подвиги русских богатырей, какими бы фантастическими и удивительными они не были, имеют под собой реальную основу, потому что они все равно перекликаются с реальными событиями, имевшими место в настоящей жизни, немного приукрашенные и с добавлением толики вымысла и фантазии, сочинивших их людей.

Одни из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.

Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми.

(Борис Федорович Андреев - народный артист СССР в роли Ильи Муромца )

И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны.

Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.

Сегодня у большинства людей, проживающих в России, немного исковеркано понимание кем был непобедимый «русский богатырь», и жил ли в действительности былинный герой Илья Муромец?

Факты и расследования

В ближних пещерах Киево — Печерской Лавры ученые нашли доказательства того, что похороненный там монах преподобный Илья и былинный богатырь Илья Муромец одно и тоже лицо.

Но, даже если Илья Муромец существовал в реальной жизни, почему он неожиданно оставил ратную жизнь и ушел в монастырь? Какие причины заставили богатыря никогда больше не брать в руки меч?

До этого времени доказательствами существования Ильи Муромца были только догадки. Летописи и другие исторические документы ни одним словом не упоминают о существовании легендарного богатыря. Неужели за какую-то провинность его могли вычеркнуть из летописи Киевской Руси?

Оказывается, в 1718 году страшный пожар уничтожил все оригиналы книг Киево — Печерской лавры.

Единственное упоминание об Илье Муромце сохранилось в случайно уцелевших записях монаха Киево-Печерского монастыря Анастасия Кальнофойского. Они датированы XYII веком. И это первое достоверное упоминание о святом Илье Печерском.

Монах записал: «В народе этого святого считали богатырем и великим воином, одним словом храбрецом». Именно таким словом ‘храбр’ тогда называли богатырей.

А слово ‘богатырь’ появилось намного позже. Поэтому сочетание ‘храбрый богатырь’ является просто тавтологией как масло масляное или ветер ветрянный.

XII век. Киевскую Русь разрывают междоусобицы. А с южных границ государству угрожает новый страшный враг — половцы. Это были невысокие ростом, желтокожие и очень жестокие кочевники. Они не строили городов и поселков, не вели хозяйство, а только убивали, грабили и угоняли пленных в рабство.

Обескровленная Русь была для них легкой добычей. Полчища половцев захватывают города и земли и быстро приближаются к Киеву. В этот угрожающий момент Киевский князь приглашает в город богатырей — избранных воинов с исключительной физической силой.

Кем в действительности были богатыри?

Люди приписывают богатырям сверх человеческие возможности. Согласно народных представлений это были очень сильные мужчины, которые ездили на огромных лошадях и в руках держали тяжелое оружие, которое не в силах был поднять обычный смертный.

После нападения половцев в Киев начали съезжаться десятки таких богатырей. Среди них был и скромно одетый крестьянин очень мощного телосложения по имени Илья Муромец.

Он родился в деревне возле русского города Мурома. Именно фамилия Муромец указывает на происхождение богатыря.

Но есть некоторая нестыковка исторических фактов.

Русский город Муром находится в тысяче пятистах километрах от Киева. Сейчас этот город территориально находится во Владимирской области.

Возникает естественный вопрос: за какое время в XII веке человек мог преодолеть это расстояние на лошади? Точно неизвестно. Но абсолютно все былины утверждают, что Илья Муромец прибыл в Киев по зову князя за пять часов.

Мало кто знает, что в Черниговской области недалеко от Киева есть поселок Муровск. И оба небольших города — русский Муром и украинский Муровск ныне считают себя родиной былинного героя Ильи Муромца.

В этом нет ничего странного. На право называться родиной мифического героя Геракла претендуют сразу шесть греческих городов.

Черниговская область, примерно 70 километров от Киева, селение Муровск. В XII веке здесь был город и назывался он Муровийск. Вокруг густые леса и болота и до Киева всего один день на лошади. Многие историки считают, что богатырь Илья на самом деле родился здесь, в Муровийске. Но в современном Муровске (сейчас городок называется так) никто и не догадывается, что девять столетий назад здесь родился будущий былинный герой.

Дни рождения в то время праздновать было не принято и этому событию особого внимания не придали.

Ведь вполне вероятно, что на каком-то этапе при пересказывании былин произошел сбой: кто-то что-то недослышал и передал далее новую, несколько измененную версию. В результате Илья с Муровска превратился в Илью Муромца.

Илья Муромец и страшное проклятие

Действительно ли Илья просидел на печи 30 лет и 3 года? За какую провинность мальчик получил страшное родовое проклятие — паралич ног?

Середина XII века, Муровийск. Непокорные язычники, которые жили в этом городе, противились принять христианство много веков.

Когда в Киеве уже давно отреклись от Перуна, в Муровийске продолжали поклоняться древним языческим богам. Пока на один из местных родов не упало тяжелое проклятие.

Когда-то отец Ильи, который был заклятым язычником, в одной из битв разрубил на части православную икону. За это его род был проклят: «Отныне все мальчики в роду будут рождаться инвалидами». Проклятие начало сбываться через 10 лет, когда у богохульника родился мальчик Илья и у него сразу после рождения отказали ноги.

Чего только ни делали его родные. Но все заговоры не помогали. Мальчик рос сильным, веселым, но абсолютно беспомощным. Целыми днями Илья сидел на лавке и смотрел в окно на детей, которые играли на улице. В эти моменты мальчик не по-детски сжимал кулаки и обещал себе, что когда-то он станет здоровым и ни для кого больше не будет в тягость.

Так прошло 30 лет. На лавке возле окна сидел уже сильный мужчина. Он и теперь не мог встать и не чувствовал ног. Но никто из его родных не знал, что Илья каждый день, упрямо сжав зубы, тренирует руки: поднимает тяжести и разгибает подковы. Он может все, тело слушается каждого его приказа, но ноги и теперь как бы принадлежат другому человеку.

Когда Илье исполнилось тридцать три года, он был готов смириться с судьбой и дома на печке искупать богохульство своего рода. Что и того, что в руках он чувствовал богатырскую силу? Ведь взрослый мужчина оставался беспомощным ребенком.

Но все изменилось в один день, когда возле его дома появились странствующие старцы. Они зашли в дом и попросили подать им воды. Илья пояснил, что не может этого сделать, потому что никогда не мог вставать. Но гости как будто не слышали его и повторили свою просьбу. В этот раз просьба звучала как приказ. 33-летний мужчина едва не расплакался от обиды. Но неожиданно почувствовал в ногах неведомую силу.

Отныне он мог ходить. Кем были эти старцы, Илья так и не узнал. Откуда они узнали о нем и почему помогли? Современные доктора не могут дать этому случаю объяснение. Единственное в чем они убеждены, так это в том, что этот мужчина действительно начал ходить только лишь в зрелом возрасте.

Феномен исцеления

Что произошло на самом деле никто не знает, но многие склоняются к тому, что психология здесь может сыграть решающую роль.

Современная медицина еще не дошла до того уровня знаний, чтобы пояснить этот феномен исцеления.

Старцы ушли, но перед уходом дали Илье наказ искупать дедовский грех и защитить свою землю от полчищ врагов, которые тучей сунут на Русь. Исцеленный Илья согласился, а потом дал старцам обет посвятить свою жизнь Богу.

Став на ноги он берется за самую тяжелую физическую работу: за день выкорчевал целое поле могучих дубов, на своих плечах легко переносит колоды, которые не под силу сдвинуть двум лошадям. Старые родители радуются выздоровлению сына, но еще больше они удивлены его нечеловеческой силой. Они не подозревали, что Илья годами тренировал руки. Счастливые родители надеялись, что теперь их сын будет им помощником и опорой.


Надпись на табличке: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки. Этому дубу около 300 лет, он рос ещё во времена Ивана Грозного, а потом ещё 300 лет в оке пролежал. Его диаметр около 1.5 м., обхват около 4.6м. В 2002 году дуб был поднят муромскими речниками со дна Оки на Спасском перекате, в 150 км. от устья»

Но Илья не захотел оставаться дома. Годы, проведенные в параличе, изменили его тело.Руки стали необыкновенно сильными, в такие руки меч сам просится.

Он помнит свой обет старцам: защитить свою родину от врагов и посвятить свою жизнь служению Богу.

А когда услышал о страшном нашествии половцев и призыв князя к защите родины, то едет в Киев добывать военную славу и защищать землю.

Самый короткий путь от Муровийска в Киев идет через опасный лес. Там, возле могучего дуба, жило огромное чудище, которое своим свистом убивало каждого спутника. Это чудище называли Соловей Разбойник.

Былины рассказывали: Илья Муромец заехал в лес и громко вызвал чудище на ратный бой. Соловей засвистел так, что конь под богатырем присел. Но Илья не испугался. Бой между ними был коротким. Илья с легкостью победил Соловья Разбойника, связал и повез его в Киев в подарок князю.

Но как эта встреча могла выглядеть в действительности?

Соловей ли, разбойник ли?

Ученые считают, что Соловей Разбойник действительно мог жить в Черниговских лесах. И это было не мифическое чудище а вполне реальный человек. О нем даже воспоминание в летописи осталось.

Разбойника звали не Соловей, а Могита. Он разбойничал в лесах под Киевом. Возможно именно его победил реальный Илья Муромец. Как и былинный Соловей, Могита был пойман и привезен на суд в Киев.

Там, если верить былине, Илья встретился с князем Владимиром — Красное Солнышко. Но просто одетый крестьянин не понравился надменному князю. Вместо обещанной награды за Соловья Разбойника Владимир бросил к ногам Ильи свою поношенную шубу, бросил как какому-то нищему.

Богатырь рассердился не не шутку и начал угрожать князю. Охране с трудом удалось его схватить и бросить в темницу. Перепуганный Владимир велел тридцать дней не давать наглецу хлеба и воды.

Тем временем Киев окружает орда врагов. Их Хан предлагает сдать город и снять с церкви кресты. Иначе он уничтожит город, выжжет церкви и потопчет лошадьми святые иконы. С самого князя он грозится живьем содрать кожу. Тогда-то Владимир вспомнил о богатыре, который сидит в темнице. Он просит Илью Муромца забыть обиду и стать на защиту Киева.

Так повествуют древние былины. Но на самом деле Илья Муромец не мог встретиться во времени с князем Владимиром, т.к. жил на сто лет позже него.

Почему былины это припрятали? И мог ли Илья Муромец на самом деле помогать защищать Киев?

Былины сдвинули во времени людей из двух эпох. В этом нет ничего странного. Ведь народные рассказы из поколения в поколение дополнялись новыми подробностями и персонажами. В былинах они часто перемешивались и свои героические поступки совершали вместе.

Три легендарных былинных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович никогда не могли встретиться друг с другом в реальном времени ибо их разделяет три столетия.


Картина В. М. Васнецова «Богатыри»

Богатырь Добрыня Никитич жил в X веке и на самом деле был дядей князя Владимира Великого. Богатырь Алеша Попович дрался с чудищем — змеем в XI веке, а Илья Муромец защищал Русь в XII веке. Но кому из князей служил Илья?

Когда Илья Муромец приехал в Киев, на престоле был князь Святослав, правнук Владимира Мономаха. Он не мог пренебрежительно отнестись к богатырю.

Первый военный поход Ильи Муромца

Святослав был здравомыслящим и уравновешенным политиком. Он во времена своего правления пытался объединить русских князей против половцев. Уже в своем первом походе под руководством Святослава русичи разбили полчища половцев.

Именно в этом походе, как считают историки, впервые принял участие богатырь Илья Муромец. Они предполагают, что он входил в дружину князя и принимал участие во всех битвах, которые происходили в тот промежуток времени.

В военных походах прошло десять лет. Илья стал прославленным богатырем, о котором начали слагать легенды.

Тем временем сам он не торопился исполнять обещание, которое дал своим исцелителям. Он не готов был уйти от мирской жизни в монастырь и считал, что впереди у него еще много ратных подвигов. Но воевать ему оставалось недолго.

В 1185 году сын Святослава князь Игорь собирает свою дружину в поход на половцев. Семь тысяч русских воинов, возглавляемых Игорем, идут просто в сердце половецкой земли.

Тогда они еще не знали, что этот поход закончится для них поражением, самым жестоким в истории Киевской Руси. Именно эта битва была описана неизвестным летописцем в произведении «Сло́во о полку́ И́гореве «.


В. М. Васнецов. После побоища князя Игоря Святославича над половцами

Решающий бой русичей с кочевниками

Их было столько, что пыль из-под копыт закрыла землю. Силы были неравными и ряды русичей танут. Князь Игорь видит, что половцы прижимают русичей к берегу реки.

На Илью нападают сразу несколько кочевников. Тяжелый удар сбрасывает его с лошади. Половец заносит кривой ятаган над головой богатыря. Еще мгновение и все…

И тут на Илью как бы снисходит прозрение. Только теперь, перед лицом смерти он вспомнил свое обещание искупить старый дедовский грех служением Богу. Илья Муромец мысленно просит старцев, исцеливших его, о помощи в последний раз. Если он выживет в этом бою, то больше никогда не возмет в руки оружие.

Илья Муромец в этой битве с половцами получил очень тяжелые ранения. И это стало причиной его отхода от ратных дел. А жизнь ему спасла стрела русича, успевшая пронзить половца.

Илья уже не помнил, как верный конь вынес своего всадника с поля боя. А когда сознание вернулось ему, первое, что увидел Илья, были православные кресты на церкви.

Киево-Печерский монастырь

Сюда на лошади приехал израненный мужчина лет сорока. Возле стен монастыря он расседлал и отпустил коня, а затем снял с себя доспехи. В Лавре богатыря принял иегумен Василий. Он был не просто монахом, а главным защитником главной русской святыни. Нового послушника он встретил гостеприимно и надеялся, что Илья Муромец поможет монахам защищать Лавру от частых набегов. Поэтому иегумен разрешает Илье взять с собой в келью меч.

Но Муромец сразу говорит монахам, что больше он никогда не возмет в руки меч, никогда и никого не станет убивать, а будет исполнять обет, который когда-то дал святым старцам.

Он принял постриг в честь пророка Ильи. В келье вел аскетический образ жизни и ни с кем не общался.

В рукописи XYII века были найдены воспоминания о необычайном смирении бывшего богатыря, который дал обет никогда не поднимать руку на ближнего своего. За время пребывания в монастыре к нему пришел дар предвидения и исцеления. Но довелось ли Илье умереть в мире и молитве? Летописные источники утверждают, что нет.

В 1203 году в Киев ворвались полчища князя Рюрика Ростиславовича. Для того, чтобы изгнать из города своего племянника, князь привел с собой жадных к грабежам и разбою половцев, а после осады отдал им Киев на растерзание.

И случилось великое зло на земле русской. Ничего подобного не было со времени крещения Руси. Эти печальные события описаны в «Повести временных лет».

Половцы сожгли Подол, ограбили Софию Киевскую и Десятинную церковь и уничтожили всех монахов и священников. Мирное население беспощадно уничтожили. А потом подошли к воротам Киево-Печерской Лавры.

К бою с ними встали все, кто был в монастыре. Единственный, кто не вышел со всеми, был инок Илья. С кельи он слышал отголоски битвы. Но он помнил, что пришел в монастырь и дал обет никогда не брать в руки оружие.

Муромец выходит с кельи, готовый склонить голову перед мечом половца. Но неожиданно он видит иегумена Василия, который в руках держит икону. С ней он медленно идет через поле битвы навстречу врагу. А потом Илья увидел, как иегумен упал, а разбитая икона стала красной от крови. И тогда иегумен Илья в последний раз нарушает обещание. Он поднимает меч чтобы, как когда-то, одним ударом снести головы врагам но неожиданно чувствует сильнейшую слабость в ногах. Он не может сделать ни одного шага.

Через мгновение он видит видение — поруганную его делом икону. Окруженный врагами, Муромец собрал последние силы, но стать на ноги он уже не смог, а только почувствовал, как его ударило вражеское копье.

В тот день все монахи Киево-Печерской Лавры приняли мученическую смерть. Среди них был и инок Илья. Его похоронили вместе с остальными.

А когда через пол столетия монахи открыли его захоронение, они были сильно удивлены. К телу Ильи Муромца не прикоснулось тление. Пальцы правой руки были сложены так, как будто он осенял себя крестом.


Гробница преподобного Илии Муромца. В серебряном ковчеге находится часть левой руки преподобного.
Объяснения этому феномену ученые до сих пор не нашли. И точных обстоятельств Ильи Муромца не знает никто. Известно только, что погиб он, получив смертельный удар копьем, когда защищал святой монастырь. В последний момент жизни Илья Муромец был и богатырем-воином и преподобным монахом одновременно.

В 1643 году его канонизировали под именем Преподобного Ильи. Так монахи на много веков спрятали правду о настоящем Илье Муромце. К мощам Преподобного Ильи до сих пор приходят за исцелением, особенно люди с болезнью ног.

Они молятся не былинному герою, который стал героем сказок и анекдотов, а тому, кто нашел в себе силу преодолеть неизлечимую болезнь и навсегда отказаться от мирской жизни.

Заключения специалистов судебной медицины

В 1990 году группа киевских ученых получила беспрецедентную возможность. Им поручили исследовать святые Киево-Печерские мощи. Эти тела хранились нетленными на протяжении почти тысячи лет в пещерах Лавры. Люди, которые приходят в эти пещеры, убеждены, что эти мощи обладают бесценным даром исцеления. Но кем они были в реальной жизни и откуда получили такую силу?

Специалисты судебной медицины посетили ближние пещеры Лавры и там провели полную экспертизу пятидесяти четырех тел. Среди них были исследованы и мощи преподобного Ильи Муромца. Результаты несказанно удивили и просто поразили.

«Это был высокий сильный мужчина, который умер в возрасте 45 — 55 лет. Он был высотой один метр семьдесят семь сантиметров.»

Здесь следует понимать, что десять веков тому назад человек такого роста действительно считался и являлся великаном, ибо средний рост мужчин того времени был значительно меньшим. Но исследователей поразило не только это.

Они пришли к обоснованному выводу, что имя монаха не просто совпадает с именем былинного богатыря и вот почему. На костях преподобного Ильи ученые обнаружили отголоски многих битв в виде различных повреждений. На костях преподобного Ильи ученые обнаружили и следы ударов копьем, саблей, мечом и поломанные ребра. Но не эти повреждения стали причиной гибели.

Описание Ильи Муромца по результатам экспертизы:

Специалисты утверждают, что этот человек при жизни имел сильно развитые мышцы, необычайно толстый череп и значительно длиннее, чем у обычных людей, руки.

Но более всего поразило другое. Оказалось, что при жизни этот монах страдал тяжелым недугом позвоночника и очень длительный промежуток времени не мог двигаться вообще.

Стало известно, что действительно он имел большие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, что собственно и подтверждает версию о былинном герое Илье Муромце, который до тридцати трех лет не мог двигаться.

Что могло явиться причиной недуга такого физически крепкого мужчины?

Директор музея медицины В. Шипулин утверждает, что изначально у экспертов была версия о том, что умерший перенес туберкулез костей. Но после детального анализа мощей выяснилось, что этот человек практически от рождения страдал полиомиелитом.

Полиомиели́т (от др.-греч. πολιός - серый и µυελός - спинной мозг) - детский спинномозговой паралич, острое, высококонтагиозное инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга полиовирусом и характеризующееся преимущественно патологией нервной системы.

Эта болезнь и вызвала полный паралич. Это были две основные версии причин неподвижности. То есть, Илья Муромец, описанный в былинах и преподобный Илья, похороненный в пещере Киево-Печерской Лавры является одним и тем же человеком!

И 800 лет назад он завершил свою жизнь в этом монастыре.


Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана.) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром", "Бой Ильи Муромца с Жидовином". Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: "Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева..." По данным некоторых историков Российской Империи и современных украинских историков его малой родиной было древнее селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским.

Былинная биография Ильи Муромца

Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) "не владел" руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они - во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что "калики" были Христос с двумя апостолами. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: "Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище". Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется "к стольному граду ко Киеву" и приходит сперва "к тому камени неподвижному". На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: "Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне". После этого Илья скачет к князю Владимиру.

Исторический прототип

Дополнительная информация

Дата смерти, если взять основную теорию (силач Чобиток из Мурома), - 1188.
Возраст (по экспертизе мощей святого Ильи Муромца) - 40-55 лет.

Родина Ильи Муромца

Версия-1 (большинство историков) - село Карачарово под Муромом.
Версия-2 (По данным некоторых историков Российской Империи и современных украинских историков) - селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев.
Рассмотрим современную карту.

Версия-1.


Село Карачарово под Муромом (микрорайон города Мурома Владимирской области, ранее село на южной окраине Мурома). Расстояние до Чернигова по современным дорогам (через Москву) - 1060 км. Доспехи, оружие и коня Илья получил скорее всего в Москве. По современным дорогам расстояние Муром - Москва - 317 км, Москва-Чернигов - 738 км.
Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий (1090-е годы - 15 мая 1157 года) принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. В 1156 году здесь были построены новые деревянные укрепления.

Версия-2.


Селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Расстояние до Чернигова - 62 км по современным дорогам. Моровск-Киев - 94 км. Чернигов-Киев - 149 км.
Вопрос - Если ехал он в Киев к князю Владимиру, то зачем такой крюк делать? Чтобы отогнать врагов от Чернигова? Тогда где взял он воинскую справу? Неужели доспехи, оружие и конь, которые стоили целого состояния, под каждым камнем валялись?
К какому князю Владимиру ехал Илья Муромец?
Если исходить из даты смерти (1188г.) и возраста (50 лет), то дата рождения Ильи Муромца - 1138г. Тогда год исцеления (в 33 года исцелился)- 1171г. Тут необходимо внести корректировки на срок реабилитации - не сразу же ведь после 33 лет "сидения" стал богатырем. Также надо учесть, что приобретение воинских навыков не в одночасье приходит. Это еще несколько лет. Но в целом можно пока учитывать эти даты.
В 1171 году в Киеве престол занял князь Владимир Мстиславич - личность неоднозначная.
Владимир Мстиславич (1132 - 30 мая 1171) - князь Дорогобужский (1150-1154, 1170-1171), князь Владимиро-Волынский (1154-1157), князь Слуцкий (1162), князь Трипольский (1162-1168), великий князь Киевский (1171). Сын Мстислава Владимировича Великого от второго брака, Мачешич.
В 1171 г. после смерти Глеба Юрьевича Давыд и Мстислав Ростиславичи позвали своего дядю Владимира на великое княжение в Киев. Тайком от Ярослава Изяславича и от Андрея Боголюбского Владимир приехал в Киев, оставив Дорогобуж сыну Мстиславу. Андрей Боголюбский потребовал от Владимира покинуть Киев. Владимир умер, княжив менее трех месяцев, не дождавшись насильственного изгнания с великого стола.

Заключение

Если учесть, что Илья Муромец принял постриг до 1182г. (до 44 лет), то за 10 лет он совершил немало ратных подвигов, что о нем сложили столько былин:
Обретение силы Ильёй Муромцем(Исцеление Ильи Муромца)
Илья Муромец и Святогор
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Илья Муромец и Идолище
Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
Илья Муромец и голи кабацкие(редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
Илья Муромец на Соколе-корабле
Илья Муромец и разбойники
Три поездки Ильи Муромца
Илья Муромец и Батый-царь
Илья Муромец и Жидовин
Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
Илья Муромец и Сокольник
Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
Камское побоище
Илья Муромец и Калин-царь
Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
Илья Муромец и Алеша Попович

Яркая была личность! Богатырь!

Былины об Илье Муромце знакомы большинству из нас с детства. Но далеко не все знают, что богатырь был отнюдь не былинным персонажем, но вполне реальным человеком.

Чтобы посмотреть на Илью Муромца , достаточно в Москве зайти в Третьяковскую галерею или, в крайнем случае, найти репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Илья Муромец изображен на ней посередине. Сидит в кольчуге на вороном коне. Смотрит настороженно из-под одетой в кожаную перчатку руки, на которой висит огромная булава. Из-под шлема выбивается седая прядь. Богатырь уже не молод, в нем чувствуется не только спокойная уверенная сила, но и жизненный опыт.

Картина Васнецова Три Богатыря

За спиной щит, левая рука на длинном копье. Слева на картине на белом скакуне — другой богатырь — Добрыня Никитич, на голове у него островерхий шлем, русая борода почти по пояс. В левой руке огромный щит, правой богатырь вытаскивает меч. Он не только силен, но и глаза его светятся умом и мудростью. Самый молодой из троицы былинных героев — Алеша Попович. Он на картине справа. Одной рукой держит лук, другая сзади на гуслях. Он красавец, певец и музыкант. На пальцах у него перстни. Этот если не возьмет силой, то одолеет изворотливостью и смекалкой. Богатыри стоят на границе леса и поля, откуда могут появиться враги русичей — половцы или печенеги. Небо на картине тревожное, серое.

В первом варианте картина называлась длинно: «Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Теперь ее чаще называют просто «Три богатыря».

История Трёх Богатырей

Историки говорят, что в реальной жизни три былинных героя вряд ли могли встретиться. Добрыня жил в конце X века и был воеводой киевского князя Владимира Красное Солнышко, которому приходился дядей. Суздальский же боярин Александр Попович — на полтора века моложе, служил в конце жизни киевскому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. В былинах Илья, как и Добрыня, тоже служит Владимиру, но вот исторические факты свидетельствуют, что он жил позже, при , в XII веке.

Впрочем, это не так уж и важно. Васнецов писал ведь художественную картину, а не историческое полотно. Всех троих персонажей на нем объединяет одно — они герои былин. Однако Илья Муромец среди них все же выделяется особо.

История жизни Ильи Муромца

В 1643 году он был причислен к лику святых и с тех пор остается единственным святым былинным героем. Память преподобного Ильи Муромца отмечается 1 января. Тем не менее, в древнеславянских рукописях он не упоминается. Возможно, просто потому, что Муромец был не княжеских кровей.

Православная церковь не составила его «официальной биографии» — канонического жития. Мы больше знаем об Илье из былин, чем из сохранившихся исторических документов. Однако былин Илье посвящено больше, чем любому другому русскому богатырю, и они достаточно точно доносят до нас подробности жизни Муромца. По сути дела, былины рассказывают нам об Илье от его рождения до кончины.

Например, Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова». Город такой на карте имеется, и село такое сохранилось. Рядом течет Ока. Былины рассказывают, что ее течение Илья однажды изменил, побросав в реку несколько дубов. Возможно. Жители Карачарова показывают приезжим развалины Троицкой церкви, которая по преданию была заложена легендарным богатырем. В ее основу он положил несколько дубов, которые принес с берега реки на крутую гору.

Кстати, древние мореные дубы в три обхвата на дне Оки встречаются и в наши дни.

Старожилы села обязательно укажут на родники, которые, по преданию, возникли от скоков — ударов копыт коня Ильи Муромца. Малым детям в Карачарове рассказывают, что «гром происходит оттого, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Местная династия Гущиных считает Илью своим далеким предком. Говорят, что дом, где родился Илья, стоял почти в самом лесу, в гуще деревьев. Отсюда сначала возникло прозвище — Гущины, а потом пошла и фамилия.

Теперь на месте рождения былинного героя стоит дом под номером 279 по Приокской улице. Так считают местные жители. Многие потомки Муромца отличались недюжинной силой. Родившийся в конце XIX века Иван Афанасьевич Гущин легко тянул воз, доверху нагруженный дровами. Во время кулачных боев ему разрешали толкаться только плечами. Не рассчитав силу своего удара, он мог просто убить человека.


В одном сказители былин промахнулись. По легенде богатырю было предсказано, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в сказках герой под конец жизни либо каменеет вместе с верным конем, либо куда-то уплывает и больше не подает о себе вестей. На самом деле Илья пал в битве против врагов. Утверждать это можно почти точно.

Дело в том, что мощи богатыря хранятся в одной из пещер . Над гробницей висит образ святого Ильи Муромца. Надпись у изголовья гласит — «Илья из града Мурома». Святые останки изучали. Результаты впечатляют. Определен рост Ильи 177-180 сантиметров.

В XII веке такой человек выглядел почти великаном. Илья был широк в плечах, сложение имел богатырское. Про таких, как он, в старину говорили — косая сажень в плечах. Как известно из былин, Илья просидел сиднем на печи тридцать лет и три года и был излечен каликами перехожими, то есть странниками-монахами.

В былинах упоминается о том, что Илья сиднем сидел 30 лет. Действительно, ребенок с детства был болен - не мог ходить. Он было смирился со своей немощью и только молился Богу. Но однажды у него в избе появились «калики перехожие», которые попросили его принести им напиться. Желая угодить старцам, Илья вдруг встал на ноги...

Он всего лишь поверил каликам, что у него это получится. И получилось! По требованию старцев Илья и сам испил воды, получив при этом «силу великую». Так парализованный Илья Чоботок превратился в богатыря Илью Муромца, в котором так нуждалась наша земля - то было время бесконечных набегов на Русь.

Удивительно, но этот впечатляющий эпизод подтверждается наукой.

Исследователи нашли в поясничном отделе Ильи искривление позвоночника вправо. К тому же на позвонках нашли ненормальные отростки. Это говорит о том, что у героя в детстве было смещение позвонков (возможно, от рождения или в результате травмы). Иначе говоря, в юности Илья перенес паралич ног, от которого потом смог излечиться. Скорее всего, калики просто поставили ему на место смещенные позвонки.

Как умер Святой Илья Муромец

Скончался Илья Муромец в январе 1188 года. А через 500 лет его причислили к лику святых: по сей день его нетленным мощам можно поклониться в Антониевых пещерах Лавры.


Причиной смерти героя служит обширная рана в области сердца. Эту область прикрывает правая рука. На ней также следы серьезных повреждений. Создается впечатление, что Илья в своем последнем бою прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Возможно, на склоне лет Илья поселился в обители Киево-Печерского монастыря. Однако закончить свои дни в тихих молитвах ему не пришлось.

В 1203 году на Киев нагрянули половцы. Город был взят, Киево-Печерская лавра, монастырь и разграблены. Илья не мог остаться в стороне во время этих событий. Он встал в ряды защитников города и пал смертью храбрых.

Мощи Ильи были тщательно изучены специалистами уже в наше время, и оказалось, что на самом деле рост богатыря был
необычно высоким для своего времени - 177 сантиметров. Были обнаружены и признаки заболевания костей и суставов, а также следы от полученных в боях ран.

О чем молятся Илье Муромцу

Святому Илье Муромцу молятся в первую очередь об исцелении от телесной немощи, о восстановлении после перенесенных инсультов.

Молитва преподобному Илье Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему Царя, мир и благоденствие, Церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь!

Богатырь Илья Муромец является, пожалуй, одним из самых популярных героев русского эпоса. Причём этого персонажа прекрасно знают абсолютно все поколения. Этому отчасти способствовало и создание современной серии российских мультфильмов, рассказывающих о ратных подвигах Ильи Муромца.

В 1643 году он был причислен к лику святых, а его чудотворные мощи находятся в Киево-Печерской лавре. Но точных сведений о жизни Ильи Муромца сохранилось крайне мало. Все помнят легенду о том, что он родился в крестьянской семье и до 30 лет не мог ходить. В народных сказаниях даже иногда встречалось имя его отца - крестьянина Ивана Тимофеевича - и информация о том, что якобы недуг мальчика стал наказанием за поведение его деда - он был язычником, не признавал христианство и однажды разрубил икону.

А чудесное исцеление случилось, когда в дом пришли "калики перехожие" - странники, поющие духовные стихи и былины. Они попросили мальчика поднести воды, но он сказал, что не сможет этого сделать, так как не умеет ходить. После повторных просьб странников он внезапно почувствовал силы и впервые встал на ноги.

Родился Илья, предположительно, между 1150 и 1165 годами. Местом рождения называют село Карачарово, расположенное близ Мурома. Ещё в ХVII веке в Муроме появилась Ильинская улица и другие, названия которых так или иначе были связаны с подвигами богатыря. А рядом с селом Карачарово в том же веке воздвигли Ильинский храм со святым колодцем Илии Муромца, разрушенный в 1930-е годы.

В XIX веке была историческая школа по изучению былин, они пытались под каждого исторического героя подобрать в летописи подходящего персонажа, - отметил Королёв. - Так, Добрыня Никитич - это дядя князя Владимира, Алёша Попович - ростовский боярин. А под Илью никого не нашли, и единственной зацепкой было прозвище, потому что в ранних вариантах он называется не Муромец, а Моровьянин, поэтому начался поиск - Муров, Моров. Существовал древнерусский город Моровийск, вот за него и попытались зацепиться.

Но это фантазия украинской стороны - она порождена желанием затащить всё на свою территорию. Это национальный комплекс небольшого народа, который пытается увеличить значимость собственной истории. Одна из их идей: любого исторического, культурного и литературного персонажа, который побывал в Малороссии или родился там, сделать украинцем. Вообще, в XIX веке понятия украинца не существовало. Что касается Ильи Муромца - это ещё одна попытка сделать себе знатного земляка, оторвать его от России

историк Александр Королёв

Одно из древнейших письменных упоминаний об Илье Муромце как русском богатыре относится к 1574 году, однако ещё в начале ХIII века в древнегерманском эпосе был герой Илия Русский, в связи с которым упоминались Смоленск, Киев, Полоцк. В конце XVI века оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский использовал образ Ильи в письме к Троицкому кастеляну Остафию Воловичу. Он жаловался на то, что терпит нужду, и сравнивал себя с русскими богатырями - в том числе с Ильёй Муромцем, - к которым также зачастую пренебрежительно относились до тех пор, пока не требовалась их помощь.

В русском эпосе первые подвиги Ильи Муромца были связаны с работой землепашца: он расчищал землю от огромных корней и камней, помогая людям возделывать её и получать урожай.

После он собирается отправиться в путь, чтобы совершать другие подвиги. Но прежде просит благословения родителей. Этот сюжет очень распространён в русских былинах - многие сказы об Илье Муромце начинаются именно с эпизода благословения родителей, а иногда ему посвящены и отдельные былины.

Одна из подобных былин, записанная в 1903 году в станице Клетской (нынешняя Волгоградская область), приведена в сборнике Листопадова "Песни донских казаков".

Как сказано в былинах, Илья Муромец отправился в Киев. Он, возглавив других богатырей, сражался с врагами Руси, защищая её границы. Например, в летописях сказано, что русские богатыри, в частности, вытеснили половцев за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

В одной из былин говорится, что после ратных подвигов богатыри вернулись в Киев, где они разошлись по монастырям и стали монахами. В их числе был и Илья Муромец, принявший постриг в Печерском монастыре. В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - Чоботок, то есть "сапожок". Согласно преданию, однажды в монастырь пришли враги, а Илья в тот момент обувался. Он успел надеть лишь один сапог, а вторым стал обороняться. В итоге этим сапогом он и разогнал врагов.

Точные обстоятельства смерти богатыря также трудно установить. По одной из версий, он был ранен острым орудием в грудь во время боя. Считается, что он скончался около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Судя по дошедшим письменным свидетельствам, сначала мощи Ильи Муромца были захоронены в храме Святой Софии в Киеве, но со временем их перенесли в Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской лавры.

По мнению историка Александра Королёва, Илья Муромец - это былинный персонаж, а о его могиле заговорили только в начале XVII века.

В основе моей книги история литературного образа, но с учётом того, что у этого образа есть прототипы, это симбиоз многих людей, которые оказывали какое-то воздействие на протяжении столетий на этот образ. Есть материальные вещи, например могила в Киево-Печерской лавре - на ней указание, что инок был родом из Карачарова. На самом деле, в общем-то, это литературный персонаж, но в его основе лежат истории о многих героях, - отметил Королёв. - Что касается могилы в Киеве - это поздняя инновация, и до начала XVII века эту могилу указывали как захоронение другого человека. Потом в Великороссию пришла популярность Ильи Муромца, и, чтобы привлечь внимание к лавре, вот такая работа была проведена. Всё очень условно.

Несмотря на то что достоверность многих сказаний не доказана, Илья Муромец стал настоящим национальным героем. Его почитают как покровителя русского воинства, с особым трепетом к нему относятся казаки.

Здесь, на Дону, на южной окраине рус­ского государства, в постоянной, тревожной борьбе с враждебными на­родами идеалом мужества, смелости и предприимчивости для казака - защитника родины и её границ являлись богатыри: Добрыня-Дончак, Илья Муромец ("старый казак"), Дюк Степанович, Васюшка Буслаевич. А за ними казацкие богатыри - Степан Разин, Емельян Пугачёв, Некрасов, Булавин, Ермак Тимофеевич, Иван Матвеевич Краснощёков. Значительная часть былин долго сохранялась в памяти казаков и дошла до наших дней; большинство же, нужно полагать, бесследно исчезло, забытое и утерянное, без надежды на восстановление, - писал Листопадов в предисловии к сборнику "Песни донских казаков".

В его книге собраны десятки былин, где упоминается Илья Муромец. Например, в 1908 году он записал б ылину "Ай да как во славном было во городе" в станице Распопинской, где упоминается Киев.

Похожий текст про речку Смородинку бытовал в начале XX века в станице Марьянской, но там упоминается и Киев, и село Карачарово. В 1911 году Листопадов в Марьянской записал былину про богатыря, которая начиналась словами:

По словам Александра Королёва, Украина, в отличие от России, не может похвастаться столь богатым фольклорным наследием, связанным с Ильёй Муромцем, и это, по его мнению, только подтверждает безосновательность заявлений о черниговском происхождении богатыря.