И.Тургенев «Стихотворения в прозе» (материалы к уроку). Анализ "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева "Деревня"

Темы стихотворений в прозе Тургенева совершенно различные. Они отражают социальные проблемы, касаются нравственных категорий и затрагивают общечеловеческие ценности. Периодически эти тексты полезно перечитывать, отмечать в них для себя что-то важное и значимое. Вот почему они до сих пор актуальны и в наше время. Анализ стихотворений в прозе Тургенева позволяет глубже понять проблематику его произведений, проникнуться трогательными текстами, которые учат добру, справедливости и ответственности.

Когда с ними знакомишься, появляется ощущение светлой грусти. Одним из самых интересных и запоминающихся являются коротенькие заметки Тургенева. Жанр стихотворения в прозе появился именно с момента создания этих удивительных мини-рассказов. Иван Сергеевич стал его основателем. Рассмотрим подробнее отдельные тексты.

«Два богача»

Здесь автор сравнивает между собой примеры щедрости души. Один человек, состоятельный во всех отношениях, жертвует огромные суммы денег на то, чтобы помогать больным и обездоленным. Другой - бедный крестьянин - отказывает себе в самом необходимом. Главной его целью становится забота о сироте племяннице. Он не жалеет денег на чужого ребенка и даже не помышляет о том, скольким ему приходится жертвовать. Тургенев подчеркивает мысль о том, что истинное благо всегда исходит из сострадания, умения отказаться от чего-то важного во имя благополучия другого.

«Воробей»

В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.

Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.

«Щи»

Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки - вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» - это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.

«Русский язык»

Замечательный текст, который хочется периодически читать и перечитывать. Автор восхваляет родную речь, считая ее эталоном красоты и изящества. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» заставляет о многом задуматься: о выборе своего индивидуального пути, о том, где всегда можно найти опору и поддержку. Автор ощущает созвучие своей души с родной речью, искренне восторгается ею. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» наполнено небывалой нежностью, проникнуто сокровенными чувствами. Этот текст пробуждает в сердце добрые воспоминания.

«Враг и друг»

Тема этого произведения достаточно неоднозначная, не позволяющая сразу понять, в чем заключен его непреходящий смысл. И друг может случайно погубить, и враг в какой-то момент сказать правду. Автор подчеркивает многоплановость самой проблемы.

«Голуби»

Потрясающее жизнеутверждающее произведение, которое помогает почувствовать, насколько велико многообразие жизни. Оно наполнено невообразимой любовью ко всему сущему, чем и отличается от других стихотворений в прозе Тургенева. «Голуби» - это настоящий гимн жизни. Произведение помогает понять, насколько мы порой заблуждаемся относительно каких-то проявлений действительности. По мнению автора, самым главным в жизни является любовь и сострадание.

Наблюдая за поведением птиц, писатель восторгается их самоотверженными проявлениями, желанием помогать и быть нужными друг другу. Вероятно, он сравнивает эту картину с людскими взаимоотношениями, которые не всегда бывают столь гармоничными и прекрасными.

«Что я буду думать»

Произведение, овеянное мрачным настроем перед неотвратимой близостью смерти. Писатель предчувствует, что скоро настанет конец его жизненного пути и потому очень страдает.

Его страшит неизвестность, а также перспектива того, что жизнь прожита не самым лучшим образом. Кажется, что впереди не ожидает ничего хорошего, и сердце медленно заполняет тоска. «Что я буду думать» представляет собой один большой вопрос, на который невозможно ответить, не погружаясь в детали, не рассматривая конкретные обстоятельства. Анализ стихотворений в прозе Тургенева подчеркивает, насколько сам человек, находясь в преклонном возрасте, может задаваться серьезными вопросами, тем самым лишая себя душевного спокойствия и уверенности.

Подводя итоги, можно не просто многое упустить, а еще и оценить необъективно.

«Песочные часы»

Произведение, которое несет в себе скорбь по бесполезно прожитой жизни. Автор в каждом предложении утверждает, что всякое мгновение бесценно, но мы тратим время на сущую ерунду! По сути, люди проживают его так, как будто у них нет других возможностей и альтернатив. Скоротечность каждого индивидуального пути усложняет понимание смысла своего предназначения.

«Писатель и критик»

Здесь речь идет о том, что значит настоящий талант в жизни и чем он измеряется. Писатель видит смысл жизни в подлинной самоотдаче и величайшем стремлении донести до читателей какую-то светлую идею, обладающую непреходящей ценностью. Критик обнаруживает в таком существовании нечто недостойное, однако сам умеет только рассуждать и оценивать. Автор показывает, что настоящий писатель и критик живут в каждом из нас. Один одержим мечтой о творчестве, другой его постоянно ругает, возвращая к суровой неприглядной действительности. Их спор может продолжаться до тех пор, пока кто-то один не уступит другому и не сдаст собственные позиции.

«Собака»

В данном произведении автор пытается осмыслить непреходящую ценность жизни. Взгляд животного как будто отражает его собственные страхи, которые сделались невыносимыми и чересчур навязчивыми. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» показывает связь жизни питомца с мыслями и чувствами его хозяина.

Если у человека не очень позитивное расположение духа, то и животное начинает вести себя подобным образом: беспокоится, жалобно заглядывает в глаза. Во всем этом прослеживается взаимосвязь близких душ. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» направлено на раскрытие чувств, которые человек спрятал от самого себя, опасаясь новых разочарований.

«Завтра! Завтра!»

Произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни. Люди склонны приближать завтрашний день, строить планы, однако упускают настоящее мгновение. Даже тот, кто состоялся в жизни, сумел сполна выразить свой талант, несомненно, перед смертью жалеет о нереализованных возможностях.

Таким образом, анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, что автор много размышлял о сути и ценности своего бытия. Собственная жизнь представлялась ему заведомо проигранной партией. Индивидуальные переживания писателя нашли воплощение в изысканных и лаконичных историях, которые легко читаются. Анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, насколько тяжелыми были последние годы жизни Ивана Сергеевича. Он постоянно обращается к своим воспоминаниям и не находит в них утешения. Во многих отдельных произведениях прослеживается мысль о бессмысленности дальнейшей жизни, надрывной нотой звучит тема разочарования. Сами стихотворения в прозе достаточно емкие, наполнены мудростью, хотя и не отличаются оптимизмом.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева

    ФИО Шморгун Юлия Владимировна

    Место работы МОУ Дергаевская СОШ № 23

    Должность учитель русского языка и литературы

    Предмет литература

    Класс 10

    Тема урока Анализ стихотворений в прозе

    Базовый учебник «Литература», под редакцией В. И. Коровина

Цель урока:
1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе.
2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании.
3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.

Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.
1. Объявление темы и целей урока

2.Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого поистине русского писателя.

Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом. Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

До 9 лет Тургенев жил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии).

Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение.

Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски.

Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего родного.

И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до "Записок охотника" им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное стихотворение "Утро туманное" легло в основу создания известного русского романса.

Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен.
Вспомните, что называется стихотворением?

(Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами)

В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов?

(Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)

"Стихотворения в прозе" Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя.

"Стихотворения в прозе" - последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека.
Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею.

В цикле "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.

Темы стихотворений в прозе:

    раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы;

    размышления писателя о русском народе;

    гуманность человеческих отношений;

    торжествующая любовь;

    противопоставление добра и зла;

    размышления о неотвратимости смерти;

    родины;

    счастье и красота;

    воспоминания о давней любви;

    о подвиге и трусости;

    о русском языке, его роли.

3. Анализ стихотворений. 1) Стихотворение «Старуха» Вопросы для анализа:
    Первые ассоциации по названию (старуха-судьба, фольклорный образ, суффикс –ух -негативная оценка) Есть ли в стихотворении сюжет? Определите основную мысль. Что помогает автору передать внутреннее состояние героя? Как меняется в тексте состояние героя?(Приходит смирение) Какую проблему поднимает автор?(Может ли человек повлиять на свою судьбу?)

2) Стихотворение «Собака» Вопросы для анализа:

    Почему стихотворение называется «Собака»?(Через образ собаки звучит проблема) Какую проблему поднимает автор?(Проблема единения человека и природы.) Как автор решает эту проблему?(Природа и человек едины, все смертны, все нужны друг другу) Найдите лексические средства выразительности.

3) Стихотворение «Нищий» Вопросы для анализа:

    Ассоциации по названию Найдите важные детали в тексте. Почему Нищий сказал «спасибо»? Почему повторяется слово «брат»? Что получил лирический герой? Какую проблему поднимает автор?(Проблема сострадания, милосердия) Найдите лексические и синтаксические средства выразительности.
IV. Вывод. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам.

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из цикла «Крохотки» - «Лихое зелье».

4. Дифференцированное домашнее задание: 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.

  • 4.2. Проблема образности художественного текста. Слово и образ
  • 5.1.Драматургия Фонвизина
  • 2.Акмеизм. История. Эстетики. Представители и их творчество.
  • 5.3.Стилистические ресурсы морфологии совр. Рус. Языка (общий обзор)
  • 1.Проза Достоевского
  • 2. Литература русского авангарда 10-20-ых 20 века. История, эстетика, представители и их творчество
  • 1.Проза Карамзина и русский сентиментализм
  • 2. Русская драматургия 20 века, от Горького до Вампилова. Тенденции развития. Имена и жанры
  • 1.Натуральная школа 1840-ых, жанр физиологического очерка
  • 2.Поэтический мир Заболоцкого. Эволюция.
  • 3. Предмет стилистики. Место стилистики в системе филологических дисциплин
  • 1.Лирика Лермонтова
  • 2. Проза Шолохова 3. Языковая структура текста. Главные пути и приемы стилистического анализа текстов
  • 9.1.Структура текста
  • 1.«Суворовские» оды и стихотворения Державина
  • 10.3 10/3.Понятие «Стиль» в словесности. Языковые стили, стилевая норма. Вопрос о нормах языка художественной литературы
  • 1.Лирика Пушкина
  • 3. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.Роман Достоевского «Преступление и наказание». Двойника Раскольникова
  • 1.Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.
  • 2. Творческий путь Бунина
  • 3. Эстетическая функция языка и язык художественной литературы (художественный стиль). Вопрос о поэтическом языке
  • 1.Драматургия Островского
  • 1.Драматургия а.Н. Островского
  • 2. Художественный мир Блока
  • 3. Композиция словесного произведения и ее различные аспекты. Композиция как «система динамического развертывания словесных рядов» (Виноградов)
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей.
  • 2. Творческий путь Твардовского
  • 3. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы современного русского языка
  • 1.Комедия Грибоедова «Горе от ума»
  • 2. Жизнь и творчество Маяковского
  • 3. Язык художественной литературы (художественный стиль) в его отношении к функциональным стилям и разговорному языку
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжет и образы
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжеты и образы.
  • 2. Поэтический мир Есенина
  • 3. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимия и соотносительность способов языкового выражения
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 3. Текст как феномен употребления языка. Главные признаки текста и его языковое выражение
  • 1.«Былое и думы» Герцена
  • 2. Творческий путь Горького
  • 3. Главные особенности разговорного языка в его отношении к литературному языку. Разновидности разговорного языка
  • 1.Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»
  • 2. Художественный мир Булгакова
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (имена существительные, прилагательные, местоимения)
  • 1.Проза Тургенева
  • 2. Творческий путь Мандельштама
  • 3. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.«Борис Годунов» Пушкина и образ Лжедмитрия в русской литературе 18-19 веков
  • 3. История опубликования бг, критика
  • 5. Жанровое своеобразие
  • 2. Поэзия и проза Пастернака
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (глагол)
  • 1.Драматургия Чехова
  • 2. Поэзия и проза Цветаевой
  • 1.Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет и композиция
  • 2.Великая Отечественная война в русской литературе 40-х – 90-х годов 20 века.
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.
  • 1.Новаторство прозы Чехова
  • 2. Творчество Ахматовой
  • 3. Стилистические ресурсы современного русского языка (сложное предложение)
  • 1.Южные поэмы Пушкина
  • 2. Русская литература наших дней. Особенности развития, имена
  • 1.Проза Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883). Дворянская семья, из Орловскю губернии. Учился на философском ф-те в Питерск. и Берлинск. ун-тах, после знакомства с певицей Полиной Виардо преимущ. жил за границей.

    Эволюц. Тургенева-писателя очень интересна. Он начинал как поэт, но как поэт, умевш. писать лирич. стихотв-я, но и стихотв-я сюжетные, в духе «дельной» литературы (рассказы в стихах «Параша», «Разговор», «Андрей»; повесть в стихах «Помещик»). В 40е гг. самой литерат. ситуацией выдвиг. вперёд проза, интерес читателя к поэзии заметно уменьшается. Нельзя сказать, что именно этот процесс послужил причиной того, что Тург. перешёл на прозу, но и не обращать внимания на эту тенденц. нельзя. Как бы то ни было, с серед. 40х гг. Тург. пишет прозу.

    «Записки охотника» (1847-1852, «Современник»). . Знаменитым именно как прозаика Тургенева сделал цикл рассказов «Записки охотника». 1-е произв-я цикла (особ. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха») имеют черты, общие с жанром физиологич. очерка. Но в отлич. от очерков Даля, Григоровича и др. представит. натур. шк., в которых как правило отсутств. сюжет, а герой представл. обобщение цехов. признаков (шарманщик, дворник и др.), для очерка Тург. характ. типизация героя (т.е. выраж-е характ. черт в конкретном образе), создание ситуации, способствующ. выявлению и раскрытию характера. В 70-е гг. Тург. дополн. «З. о.» ещё 3-мя рассказами: «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит!». Анализ произв-й. «Хорь и Калиныч». В «З. о.» рассказчик, в сопровожд. крест.-охотника Ермолая или один, бродит с ружьём по лесам Орловск. и Калужск. губернии и предаётся наблюдениям в духе физиологич. очерков. Довольно ярко «физиологизм» у Тургенева проявл-ся в первом рассказе цикла (он и написан был первым) «Хорь и Калиныч». Начинается расск. со сравнит. описания мужиков Орловск. и Калужск. губернии. Это описание вполне в духе натур. школы, т.к. автор выводит обобщённый образ мужика орловского и мужика калужского (орловский угрюм, невелик ростом, живёт в плохой осинов. избе, носит лапти; калужск. – весел, высок, живёт в хорошей соснов. избе, по праздн. носит сапоги) и обобщённый образ местности, в которой живёт этот мужик, т.е. подтекст таков: среда влияет на хар-р и условия жизни (орловск. деревня – деревьев нет,избы стоят тесно и т.д.; калужск. – наоборот). Такое впечатление, что описываются не две соседн. области, а разные климатич. пояса. Но это очерковое начало даётся не ради описания, оно нужно автору, чтобы перейти собственно к рассказу о том, как помещик Петр Петрович отправ. на охоту с помещ. Полутыкиным и в результ. познакомился с 2мя его крестьянами. В физ. очерке мы чувствуем присутствие автор-наблюдателя, но героя как такового нет. В «З. о.» автор-наблюдатель персонифицируется в образе охотника Петра Петровича, что снимает очерковую отстраненность и почти полное отсутствия сюжета. Образы Хоря и Калиныча – образы индивидуальные, не обобщённые, но представляют собой разные типы личности: Хорь – рационалист (Тург. сравн. его с Сократом), Калиныч – идеалист. Описания некот. моментов жизни крестьян (продажа кос и серпов, скупка тряпья) даются не как наблюдение автора, а как сведения, почерпнутые из беседы с крест-ми. После разгов. с Хорем автор делает вывод о том, что Петр Великий был русским челов. в своих преобраз-ях (полемика со славянофилами, которые считали преобраз. Петра вредными), т.к. русск. челов. не прочь перенять у Европы то, что ему полезно. «Два помещика». Намного ярче влияние нат. шк. проявл-ся в рассказе «Два помещика». Цель героя – познак. читателя с 2мя помещиками, у которых он часто охотился. Рассказ можно раздел. на 2 части – очерк о помещиках и бытовые сценки в доме 2го помещ., Мардария Аполлоныча. 1я часть предст. собой подробное, детальное описание привычек, манер, портретную характ-ку персонажей, которые сами по себе – типажи. Говорящие фамилии у помещ. – Хвалынский и Стегунов. Вся эта часть – вступление к бытовым сценам, которые демонстр. помещичий беспредел по отнош. ко всем окружающ. (приказыв. свящ-ку выпить водки, сцена с курами: крестьянск. куры забрели на барск. двор, Мардарий их сначала велел гонять, а когда дознался, чьи куры, отобрал; отнош-е к крестьянам как ко скоту: «Плодущи, проклятые!» и т.д.), а кроме того крестьянск. покорность и радость, что барин-то еще «не такой... такого барина в целой губернии не сыщешь». Сюжет минимально выражен, главное – прийти к выводу: «Вот она, старая Русь». «Живые мощи». Рассказ написан позже, в 1874 г., и достаточно сильно отлич. от ранних рассказов. Изжита очерковость, цельный законч. сюжет, основной рассказчик на довольно длит. время уступ. место Лукерье, которая повесв. о своём существовании. Рассказчик хотя и остаётся наблюдателем, но выражается это менее явно (в портретной характ-ке Лукерьи, когда он удивл-ся тому, в каком виде дошла до Лукерьи история Жанны д’Арк, когда расспраш. прказчика в деревне о Лукерье). Интересная деталь – сны Лукерьи, они очень яркие и явл-ся как выраж. идеи искупляющ. страдания, так и очень верной психологич. характ-кой (обездвиж. человек живёт и отдых. только в своих снах, сны компенсируют отсутствие событий в реальн. жизни). Этот расск. – один из самых проникновенных.

    Вообще перед Тургеневым стоит 1 важная проблема: перестать быть поэтом и стать прозаиком. Это труднее, чем может показаться. В поисках новой манеры Тургенев пишет повесть «Дневник лишнего человека» (1850) . Самоназвание героя этого произв-я – «лишний человек» - подхватывается критикой, и все герои типа Онегина, Печорина, а затем – и тургеневского Рудина, появивш. позднее, именуются теперь лишними людьми.

    В 1852 – 1853 гг. , находясь на полож. ссыльного в родном имении Спасском-Лутовинове, Тург. продолж. работать над выработкой новой творч. манеры. Роман «Два поколения», над которым он работ. в это время, остался незавершенным. 1-й заверш. и опубликов. роман – «Рудин» (1855) , затем – «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862) . В этот же период он пишет повести «Муму» (1852) и «Ася» (1857) , повесть в письмах «Переписка» (1854) .

    Проза Тург. – не «предугадывание» появл-я новых людей в русск. обществе (Добролюбов считал, что Тург. каким-то образом угадывает появл-е новых соц. типов в обществе), она не огаранич-ся одними только социальными мотивами. Каждая из его повестей и романов – о трагич. любви, причем нередко возникает ситуация любовного треугольника или его подобия («Отцы и дети»: Павел Кирсанов – графиня Р. – ее муж; Базаров – Анна Одинцова – смерть; «Дворянское гнездо»: Лаврецкий – его жена Варвара Павловна – Лиза; «Накануне»: Елена – Инсаров – снова смерть).

    Еще 1 пласт тургеневской прозы – решение вечного насущного рус. вопроса «что делать?». Его пытаются разрешить в своих спорах по социально-политич. вопросам Рудин и Пигасов, Базаров и Павел Кирсанов, Лаврецкий и Паншин, в позднем романе «Дым» - Созонт Потугин и Григорий Литвинов (и прочие).

    Философская составляющая также важна, особенно ярка она в «Отцах и детях». Исследователи доказ., что реминисц. из трудов Паскаля активно использ-ся в предсмертном монологе Базарова.

    Образ «нового» человека. Романы Тургенева «Рудин» и «Накануне».

    Тургенев. 2 типа «нового» человека – Рудин и Инсаров («Накануне»). Первый ничего так и не соверш., кр. смерти на баррикадах во Фр (позже вставленный конечный эпизод. Рудин хочет хоть чего-то добиться, совершить хоть какое-то великое дело). Второй не успевает, умирает от чахотки. Инсарова в романе наз. «герой». Рудин – типичный трус, за все хватается, ничего не доводит до конца, никого не любит, в т.ч. родину, что, по мнению Лежнева, его и приводит к краху. Рудин не созд. своего, только питается чужими идеями. Инс. Тургенев любит, ему близок обр. борца, героя, но Инс. – болгар, не русский. => возн. вопрос: когда на Руси герои появятся. Инс. прежде всего любит свою страну, но способен и на чувства к женщине. Однако этот обр. Тургеневым не до конца проработан. Женщины: Елену (Нак., жена Инсарова) критики относили к эмансипе, считали выраж. воли женщин. Нов. человек, в т.ч., женщина – это человек мыслящий, сомневающийся, облад. свободой выбора и совести, но Тург. считает (в этих романах), что он еще не появился, есть только заготовки.

    «Отцы и дети» Тургенева. Образ нигилиста. Полемика вокруг образа главного героя.

    Полемика вокруг обр. гл. героя началась сразу после выхода романа. В «Соврем». за март 1862 – статья Антоновича – А. утверждает, что нигилист Базаров списан с Добролюбова. Чернышевский – считает карикатурными изображения всех нигилистов в романе, включая, естественно, Базарова. Писарев публикует в «Русском слове» статью «Базаров». Он отмечает, что Т не любит Базарова, что несмотря на все попытки Т его очернить, Б симпатичен, виден его незаурядный ум, «мысль и дело сливаются в одно целое». По определению Писарева, Т не любит ни отцов, ни детей. Не имея возм. показать жизнь Б, Т показывает его достойную смерть. Пис. делает вывод: не Б плох, плохи условия. Герцен считает, что Т, из нелюбви к Б, делает его с самого начала нелепым, заставляет говорить нелепости и пр. Страхов (журнал «Время») Базаров – титан, восставший против матери-земли, он показан Т со всей силой поэтич. искусства. Все сходятся на мысли, что показан только рез-т, не видно синтеза, работы мысли, кот. привела Базарова к такому образу жизни и пониманию окр. мира.

    Последние романы Тургенева – «Дым» (начат в 1862, опубл. в 1867), «Новь» (1876).

    Последн. романы Тург. «Дым» (опубл. в 1867г.) и «Новь» (1876г.) стоят в ряду его романов несколько особняком. Они свидетельств. о заметных переменах в мировоззрении. Действие романа «Дым» происх. в 1862г. Дата дана на первой строке, привязка ко времени: вроде, реформы прошли, ничего не изменилось, под ногами – хлябь, над головой – свобода ( Саленко), люди в подвешенном состоянии. Роман демократич. направленности. Критика определяла его как «новелла + 2 памфлета + полит. аллюзия». Действие происх. за границей, в Бадене, два кружка местного русскоговорящ. общества пародируют полит. круги России (либералы-консерваторы). Гл. герой – Литвинов, молодой человек, небогатый помещик, образов. и приятный. Герой не рассуждающий, герой-идеолог Тургенева закончился, Л говорит по делу, часто попадает под влияние (невесты, тетки невесты, Ирины). Бывшая и вновь обретенная любовь Л – Ирина. Они хотели вместе бежать, но она отказалась. Теперь И как бы на это согласна, хотя у Л есть невеста – Татьяна. Ирина играет по законам баденского общ., в эти игры Л играть не хочет. Литвинов – ведомый, он подчиняется Ирине, как и др. герой – Потугин (почти идеолог, сторонник реформ, с И связан страшной тайной: она умолила его взять ребенка покойной подруги, но девочка умерла), как и ее богатый муж (версия – И пожерт. собой, чтобы вытянуть семью, вышла за старого ген., но до конца ничего не понятно). Непонятно, страстная И или холодн. и расчетл, в ее образе есть мистическое, она красива. Невеста Л искренне ей восхищена. В конце-концов, когда стало понятно, что И только играет, а Т как бы простила Литв., он принимает решение вернуться на родину, и в поезде едет в Россию. В пейзаже – образ дыма. Направление его зависит от ветра. Дым без огня… Россия- дым, любовь – дым. Баден –дым.

    Стихотворения в прозе (Senilia . 50 стихотворений в прозе). В черновиках наброски с 1877г., 1е назв-е – Posthuma (посмертные, лат.), поэтому предполагается, что Тург. не намеревался сначала печат. их при жизни. Но в 1883г. 50 стих-й в прозе выходят в «Вестнике Европы». В конце 20х гг. XXв. в рукописях Тург. были найдены ещё 31 стих-е в прозе. Сейчас они издаются в 2х частях: в 1й – 50 стих-й, во 2й – 31 стих-е. Жанров. особ-ти. «Стих. в пр.» ввели нов. прозаич. жанр малой формы в русск. лит-ру. Появилось множ-во подражаний и произв-й, развивающ. этот жанр (Гаршин, Бальмонт, Бунин). Сам по себе жанр стих-я в прозе возник во Франц. (термин возник после выхода в свет сб-ка Шарля Бодлера «Маленькие стихотв-я в прозе»). Термин «стихотв-я», избранный Бодлером, был скорее всего компромиссным, определяющим нов. жанр как промежуточн. между прозой и поэзией. Бодлера жанр привлек. удобством формы, он писал в одном из писем, что эта форма весьма подходит для опис-я внутр. мира соврем. челов., а кроме того этот жанр был воплощ-ем мечты о создании «поэтич прозы, музыкальной без рифмы и без ритма». Тург. нигде не упомин. о том, что был знаком с этими произв-ми Бодлера, но предполагается, что он хорошо знал их. И хотя тематика стих-й Бодлера и Тург. различна, в отнош. жанра можно наблюдать известн. сходство. Некот. исследователи выдвигали также идею о том, что стих-я в прозе – это «последняя поэма Тургенева». Споры в вопросе жанров. особ-тей «Стих-й в прозе» продолжаются. Тематика. В «Стих-ях в прозе» можно выделить ряд мотивов. Одним темам посвящ. группы стих-й, другим – одно или два. Основные мотивы. 1) Деревенск.: Деревня, Щи. Образ деревни возник. и в других стих-ях в прозе, но мотивом он не становится – только фоном. 2) Человек и природа: Разговор, Собака, Воробей, Нимфы, Голуби, Природа, Морское плавание. Человек выступает то восторж. созерцателем природы, то чувств. своё единение с ней, то она предастаёт перед ним в виде страшн. безжалостн. фигуры, главное для которой – равновесие, и нет дела до ничтожн. человеч. идей вроде блага и т.д. 3) Смерть: Старуха, Соперник, Черепа, Последнее свидание, Насекомое, Завтра! Завтра!, Что я буду думать?, Как хороши, как свежи были розы. Смерть нередко персонифицируется (то старуха, то прекрасн. женщина, примиряющ. врагов, то страшное насекомое). Часто человек не думает о смерти, но она совсем близко. 4) Христианск. мотивы: Нищий, Памяти Ю.П.Вревской, Порог, Милостыня, Два богача, Христос, «Повесить его!». Тонко и ярко даны образы страдальцев, всепрощающих, сострадающих. 5) Россия / российск. действит-ть и нравы: «Услышишь суд глупца», Довольный человек, Житейское правило, Дурак, Два четверостишия, Чернорабочий и белоручка, Корреспондент, Сфинкс, Враг и друг, Русский язык. Пожалуй, этот мотив – самый распростр., но не сам. важный. Эти стих-я часто носят иронич и даже саркастич. хар-р. 6) Конец света: Конец света. 7) Любовь: Маша, Роза, Камень, Стой! 8) Старость и молодость: Посещение, Лазурное царство, Старик. Нередко трудно выделить в стих-ии какой-то один центральн. мотив, поскольку сплетаются воедино природа и смерть, природа и любовь, смерть и любовь и т.д.

    Самостоят. линию в творч-ве Тургенева представл. собой «странные повести» (мистич. фантастика; «Фауст», 1856; «Призраки», 1864; «Собака», 1870; «Клара Милич», 1883 и др.). Много раз делались попытки доказ., что это направл-е – нечто нехарактерное для Тургенева (но раз он писал это, то почему же нехарактерное?). Короче, потребность у него, видимо, была такая: от реализма к мистике. Да и философские интересы тут играют не последнюю роль.

    Еще одна линия – культурно-историч. сюжеты в прозе Тургенева («Бригадир», 1866; «История лейтенанта Ергунова», 1868; «Старые портреты», 1881 и др.). Интерес писателя к отеч. истории, особенно 18 века, дает о себе знать также в романе «Новь» (фигуры стариков Фомушки и Фимушки – Фомы Лаврентьевича и Евфимии павловны, картины их организованного по старинке дворянск. быта). Тургенев мастерски воссозд. изображаемую эпоху, в «Бригадире» даже вводит сочиняемые героем стихи, стилиз. под поэзию конца 18 века

    Солопова Любовь,

    Ученица 10 б класса

    МБОУ «Гимназия № 5»

    Г. Дзержинский

    Олимпиада школьников Союзного государства

    «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

    Тема сочинения

    « Незабываемый мир русской вольной деревни ! (отзыв о стихотворении И.С. Тургенева «Деревня»)

    Родина мила сердцу не местными

    Красотами, а пленительными

    воспоминаниями.

    Н. М. Карамзин

    Первое из стихотворений в прозе И.С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл, "Деревня" начинается картиной сельской природы, родной ему Орловщины.

    После прочтения мы не можем не заметить сходства лирического героя с автором. Во многом это произведение автобиографично. Иван Сергеевич Тургенев рассказывает нам о своей родине. До девяти лет он прожил в наследственном имении, дорогом его сердцу Спасском-Лутовинове, в десяти километрах от Мценска Орловской губернии, которое и является прообразом патриархальной деревни, зримо представшей перед нами в его стихотворении. А потому такой ностальгией пронизано это произведение, «стихотворение-воспоминание»!

    В первой строке четко обозначен хронотоп: «последний день июня месяца», «на тысячу верст кругом Россия – родной край!» Символично, что первое предложение текста – восклицательное! Восторгом наполнено сердце лирического героя. Что его радует? “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба - синеватая черта большой реки...” Поразительное, типичное для поэтики Тургенева художественное пространство, зримое, осязаемое, наполненное цветом, светом, движением, жизнью ! Читая эти строки, мысленно оказываешься на обрыве перед оврагом, чувствуешь лёгкий ветерок, ощущаешь речную свежесть, видишь, как причудливо соединились земля и небо. … И сама становишься героиней этого произведения.

    Всё стихотворение Тургенева пронизано невероятной любовью лирического героя к России. Тургенев тщательно подбирает эпитеты, выбирает самые яркие краски, чтобы филигранно описать русскую деревню. “ Я, - писал Тургенев в 1848 году , - предпочту созерцать торопливые движения утки, которая влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, - всему тому, что херувимы (эти прославленные парящие лики) могут увидеть в небесах...” Стихотворение в прозе «Деревня» как нельзя лучше подтверждает эти сокровенные мысли писателя. Лирический герой никогда ни за какие богатства не сможет променять благодатную тишину и неяркую красоту родных мест на райские пейзажи и заморские страны.

    Язык Тургенева прост, изящен, в этом произведении каждое слово играет, как драгоценный камень. “ Огнистые капли ”- этот эпитет как таковой не передаёт никакого явления, но очень ёмко и образно создаёт ощущение тёплого летнего денька, солнца, слепящего глаза. “На конце-крае земли и неба” – удивительно как неповторимо ярко можно описать манящую линию горизонта. “Стенки горшка покрыты росинками, точно бисером…”, «большой ломоть ещё теплого хлеба», «крупные дутые бусы», «вырезной железный крутогривый конек», «кувшины с букетами» - такое описание обычных, повседневных в обиходе крестьян предметов делает их осязаемыми.

    Кто-то скажет, что таких деревень в России тысячи, и, конечно будет прав. Но ведь никто и не настаивает на оригинальности, неповторимости этой деревни. Да, и скорее всего, описание её во многом носит собирательный характер, ведь каждый, прочитав это стихотворение в прозе, увидит в нём до боли знакомое место, дорогое именно ему, свою малую родину, отчий дом…

    Что очень важно, Тургенев не разделяют малую и большую Родину. Для него эти понятия едины. Так и для лирического героя его деревня – весь мир. Это место, где он родился, сделал свои первые шаги, сказал первые слова, впервые влюбился.

    Известно, что Иван Сергеевич Тургенев – мастер цветописи. “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба - синеватая черта большой реки.” «…стекла окон отливают цветами радуги ». Прилагательные и существительные со значением цвета помогают создать автору эффект присутствия, полноты бытия.

    Поражает и звукопись стихотворения: « жаворонки звенят», «зобастые голуби воркуют», «лошади фыркают», молодка смеётся, «петух … закричал и хлопотливо захлопал крыльями». Цветом, звуками и запахами наполнен тургеневский текст. « Молоко парное», «и дымком-то пахнет, и травой и дегтем маленько – и маленько кожей», «кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена».

    Важную роль в произведении играют чувства и эмоции лирического героя. Всё стихотворение пронизано его невероятной любовью к миру русской деревни, раздольной и «вольной », с круговертью каждодневных дел и забот.

    В этом произведении, как в родниковых водах, отразилась вся наша Россия-матушка. Страна наша много веков была сельскохозяйственной. А значит, ключевую роль в ней играли крестьяне. И как удивительно описывает их Иван Сергеевич! Он говорит об этих простых людях с невероятной теплотой. “ Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, - зубоскалят. Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.” Какой ёмкий образ деревенской жизни подарил нам Тургенев! Его лирический герой любуется каждой деталью крестьянской жизни. «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать !» - эти риторические восклицания невольно тоже эхом отзываются в нашем сердце.

    Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: “И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?” Автор хочет подчеркнуть эфемерность, временность нашей жизни в городе в плену ложных ценностей, и показать дух соборной жизни в деревне. Тут всё идёт так, как было заведено столетия назад. В ней все живут как одна большая семья, и всё это кажется удивительным после одиночества города…

    Родина у нас одна единственная, мы не должны забывать о ней. Да и вряд ли нам это удастся. Тургенев подтвердил эту истину всей своей жизнью и творчеством…