Государственная деятельность княгини ольги. Киевская княгиня ольга

Регентство при Святославе: 945-962

Из биографии

  • Княгиня Ольга — хитрая (по преданию), святая (такой нарекла ее церковь), мудрая (такой осталась в истории).
  • В летописи её описывают как красивую, умную, энергичную женщину и, одновременно, дальновидную, хладнокровную и довольно жестокую правительницу
  • Существует легенда, как Ольга жестоко отомстила за смерть мужа- Игоря. Первое посольство было закопано заживо в землю. Второе – перебито после пьяного пира. По приказу Ольги была сожжена столица древлян -Искоростень (попросила с каждого двора по два голубя и воробья, к лапам которых была привязана зажженная пакля). Погибло 5000 человек.
  • Такая месть не считалась в те времена жестокостью. Это было естественное желание отомстить за близкого человека.
  • Ольга правила в период малолетства сына Святослава, но и после она долгое время оставалась у руководства, так как Святослав большую часть времени проводил в военных походах.
  • Княгиня Ольга была одной из первых правителей, которые большое внимание уделяли дипломатии в отношениях с соседними странами.
  • В 1547 г. была причислена к лику святых.

Исторический портрет Ольги

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы налогообложения. Провела налоговую реформу, ввела уроки — размер дани, который был чётко определён.
Совершенствование системы административного деления Руси. Провела административную реформу:ввела административные единицы – становища и погосты , куда свозилась дань.
Дальнейшее подчинение племён власти Киева. Жестоко подавила восстание древлян, подожгла Искоростень (отомстила за смерть мужа согласно обычаю).Именно при ней были окончательно подчинены древляне.
Укрепление Руси, активное строительство. В княжение Ольги начали строиться первые каменные здания, положено начало каменному строительству.Продолжала укреплять столицу- Киев.При ней активно благоустраивались города, был основан город Псков.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Стремление укрепить престиж страны на мировой арене путём принятия христианства. В 955 г(957г). приняла христианскую веру под именем Елены. Но её сын, Святослав, не поддержал мать.959г — посольство в Германию к Отто I . Германский епископ Адельберт изгнан язычниками из Киева в этом же году.
Защита Киева от набегов. 968 г. – руководила защитой Киева от печенегов.
Укрепление связей с Западом и Византией Проводила умелую дипломатическую политику с соседними странами, особенно с Германией. С ней обменялись посольствами.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Усиление княжеской власти
  • Укрепление и расцвет государства, его могущества
  • Положено начало каменному строительству на Руси.
  • Предприняты попытки принятия единой религии — христианства
  • Значительное укрепление международного авторитета Руси
  • Расширение дипломатических связей с Западом и Византией.

Хронология жизни и деятельности Ольги

Княгиня Ольга.
Нестеров, 1892г.

Святая Ольга.
Икона

Памятник княгине Ольге, апостолу Андрею, Кириллу и Мефодию в Киеве, на Михайловской площади
1911 г. Авторы: И. Кавалеридзе, П. Сниткин, архитектор В. Рыков.

Крещение Ольги в Константинополе.
Н.Акимов.

деятельность княгини ольги годы правления внутренняя и внешняя политика

  1. В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти.

    Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого Плескова - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское.

    За долгие годы правления Ольга заслужила звание. Одной из первых на Руси она приняла христианство. Ольга крестилась в Константинополе в 955 или 957 году. Несомненно, впоследствии это оказало влияние на выбор ее внука, князя Владимира, принявшего восточную ветвь христианства (православие) уже для всего русского народа.

    Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.

    Одно из главных деяний княгини Ольги - установление первой на Руси системы сбора дани (налогов) . Ею введены и, то есть постоянные величины налогов. С. М. Соловьев считает, что следы этой хозяйственной деятельности видны во всех тогдашних русских землях, а не только древлянских и новгородских, как гласит летопись.

    Княгиня Ольга умерла в 969 году в глубокой старости. Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля.

  2. Олег (882-912) захватил Киев в 882 году и объединил территорию восточных славян в единое государство "Киевская Русь", в 907 и 911 совершил походы на Византию и заключил с ней выгодные торговые договора; Игорь (912-945) Русь расширила территорию, подчинил древлян и обложил их данью, 913-914 - походы на хазарские владения, 941, 944 - походы на Византию, убит в 945 году во время сбора дани древлянами (полюдье) . Ольга (945-957). Отомстила за смерть мужа, упорядочила сбор дани, ввела уроки и погосты, в 957 году приняла крещение в Константинополе. Святослав (957-972) Присоединил земли вятичей, разбил волжских булгар и Хазарию, завоевал устье реки Дунай, образовал русское Тмутараканское княжество, в 967 году совершил поход на Дунай, объявил город Переяславец новой столицей, в 970 году заключил договор с Византией, в 972 году убит печенегами.

Княгиня Ольга стала одной из первых правителей русской земли, кто обратил свое внимание на внутреннюю политику.

Первые князья выбирали экстенсивный путь развития, расширяя свои границы, богатея за счет захвата чужих территорий.

В годы правления Ольги экстенсивны и интенсивный пути развития сошлись в симбиозе, который позволил княгине оставить большой след в истории Руси.

Внутренняя политик Княгини Ольги

Правление началось с трагедии. Древляне убили ее мужа, . Убили его за то, что дружина вернулась за повторным сбором дани. Древлянам было нечего терять, поэтому случился «мятеж». Дань они платить отказались, дружине Игоря нанесли большой урон, а самого князя убили.
Ольга жестоко подавила восстание древлян. Но причины бунта стали для нее хорошим уроком. Она справедливо решила, что нужно установить понятный и справедливый размер дани, для того, что бы избежать конфликтов в будущем.

Если бы действие происходило в современном мире, то можно было бы сказать, что Ольга провела налоговую реформу. Новые правила включали в себя установление места сбора дани - «погоста», и размера дани - «урок».

В дальнейшем инцидентов, подобных случаю с киевским князем и древлянами не случалось.


Политика Княгини Ольги в таблице



После введения погостов и уроков, Ольга активно строит города и крепости во круг них, укрепляя оборону Древней Руси.



Внешняя политика княгини Ольги

Внешняя политика Княгини Ольги сводилась к поиску новых союзников и укрпелению международных отношений. В 956 году в Киев приезжал Византийский император. Через год Ольга совершила визит в Константинополь, где приняла православие по именем Елена. В 958 году Ольга отправилась в Германию, стремясь обзавестись новым союзником. Немцы присылали в Киев христианских праповедников. Но языческий Киев, проповедников не принял, и отправил восвояси.

При Ольге Русь пережила войну с Хазарией и Печенегами. В 968 Печенеги осадили Киев. Город удалось отстоять, а его обороной княгиня руководила лично.


Итоги политики Ольги

  • Укрепление централизованной власти
  • Развитие дипломатических отношений со странами Европы
  • Установления размеров налогом
  • Первые шаги к Христианству

Ольга (945 – 966 г.)

После гибели Игоря могучее, казалось, государство оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга с малолетним наследником, князем Святославом. Древляне отложились от Киева и перестали уплачивать дань. Однако русская верхушка сплотилась вокруг княжны Ольги и не только признала ее права на престол до совершеннолетия сына, но и безоговорочно поддержала княгиню.

К этому времени княгиня Ольга находилась в расцвете своих физических и духовных сил. С первых шагов своего правления она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего княгиня отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала. Затем она сама двинулась с войском в древлянскую землю. В бою древляне были разгромлены. На побежденных вновь была наложена тяжелая дань. Единство государства было восстановлено.

Но не только жестокими наказаниями и силой утвердила свою власть Ольга. Как умная и дальновидная правительница, она понимала, что полюдье с его насилиями, порой с бесконтрольным взиманием дани вызывает в людях недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства. И великая княгиня пошла на реформы. Она изменила систему сбора дани, начав это с древлянской земли. Теперь население уплачивало дань по твердым нормам. Определила она и места, куда дань ежегодно должна была свозиться самим населением. Это были так называемые погосты . Там ее принимали представители княжеской администрации и отправляли в Киев. Затем Ольга двинулась с дружиной по другим русским землям и повсюду устанавливала новые нормы - их назвали уроками - и учреждала погосты.
Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Руси. Государство сделало еще один шаг в своем развитии.

Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси. В 957 г. она отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства, которое насчитывало более ста человек. Княгиня была принята там по самому высокому рангу. Византийский император, писатель, крупный дипломат Константин Багрянородный дал в ее честь обед. В ходе бесед император и Ольга подтвердили действие прежнего договора, заключенного еще Игорем, как и военный союз двух государств. Этот союз отныне был направлен против Хазарии и Арабского халифата.

Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

К X в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство. Одни сделали это под влиянием папского Рима, другие - под воздействием Византийской империи. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их культуру, поднимало престиж крестившихся правителей. Не случайно народы Западной Европы, принявшие крещение на 300 - 500 лет раньше народов Восточной Европы, обогнали их в своем развитии. Но повсюду этот процесс был болезненным, так как он означал отказ от привычной народам языческой религии.
Ольга понимала, что дальнейшее укрепление страны невозможно без принятия христианства. Но она одновременно понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Вместе с тем ей было на кого опереться. Среди купцов, горожан, части бояр было уже немало людей, принявших христианство.

Для самой Ольги крещение было не только вопросом политики, но и ответом на многие вопросы совести. К этому времени она многое пережила: трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами. Порой мы считаем, что все это проходит бесследно для человеческой души. Это не так - в зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Спрашивает себя - зачем он жил, каково его место в этой жизни. Язычество искало ответы на эти вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, но при условии, что человек на земле будет праведным: справедливым, гуманным, терпимым к людям.

На этот путь и встала Ольга на склоне своих лет. Но она обставила крещение так, чтобы принести как можно больше славы своему Отечеству. Она крестилась в храме Святой Софии - главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее константинопольский патриарх. Отныне Ольга стала христианкой по православному, византийскому образцу, в отличие от римского, католического обряда.

После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству и Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение. Вскоре языческая группа устранила Ольгу от управления. Всю полноту власти взял молодой Святослав. Это произошло в 962 г.

Княгиня Ольга (945-957? гг.). Правила за сына Игоря Святополка, так как тот был малолетним. Как только начала править отправилась к древлянам, чтобы отомстить им за мужа (946 г.). В летописи это событие описывают так: «первых послов древлян заживо похоронили в ладье, кинув ее в заранее вырытую яму. Вторых – сожгли в бане. Затем Ольга отправилась к древлянам, сказала, что простила их, велела готовить тризну по убитому Игорю, а когда те напились, приказала перебить их. На следующий год отправилась в поход с малолетним Святославом, осаждала Корсунь (главный город древлян) в течение года, но те не сдавались. Тогда она попросила в качестве откупа голубей, те с радость согласились, но Ольга, подвязав к ним бумажки с серой, которые подожгли, выпустила их на волю – сгорел весь город» В 946-947 гг. Ольга провела реформы. Княгиня понимала, что предотвратить новое восстание покоренных племен можно только одним путем - упорядочить размер дани, собираемой с зависимого населения. Для этого по реформе система полюдья заменяется новым порядком взимания дани. Создавались специальные укрепленные пункты - погосты , на которые были посланы представители княжеской администрации, которые и принимали от населения свозимую сюда дань. Ее размеры точно устанавливались заранее уставами (определённые правила установления размеров дани) и уроками. Эти реформы имели очень большое значения для укрепления гос-ва Киевской Руси. Устанавливая уставы и уроки, Ольга подчинила древлян Киеву и укрепила власть, устанавливая дань и погосты в Новгородской земле и других землях.

В 955 г. – поездка Ольги в Царьград, её крещение и принятие имя Елена. Отнесена к лику святых.

Внутренняя и внешняя политика Святослава

Святослав родился в 940 г. В 945 г. Стал князем, но вместо него правила Ольга. Всю свою дальнейшую жизнь провёл в походах. В 964 г. Летопись рассказывает, как он вырос, как пошёл в поход на реку Десну, встретил вятичей и сказал «Дайте дань», а те ответили, что платят её хазарам.

В 965 г. Святослав идёт на хазар и захватывает их город - Белую Вежу. В 966 г. Он идет на вятичей и подчиняет их Киеву. Позже Святослав участвует в Болгарских войнах. В Киев отправляют послов, которые просят Святослава напасть на болгар. Это было выгодно Византии, так как это ослабило бы Русь и уничтожило болгар, их врагов, одновременно. В 968 г. Святослав идёт на болгар и основывается в городе Переяславец. В это же время на Киев нападают печенеги, поэтому Святослав покидает болгар и идёт на защиту столицы. В это же время умирает Ольга, поэтому Святослав на киевский престол садит Ярополка, новгородский – Владимира, а сам отправляется в Переяславец и воюет против Византии (970-971 гг.). Войны закончились мирным договором.

В 972 г. Святослав умер в бою против печенегов.

Религиозная языческая реформа киевского князя Владимира

Под 980г. в летописи описаны такие события: «Начата къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьного: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, И Хърса, И Дажьбога, И Стрибога, И Семарьгла, И Макошъ…» Описанная летописцем установка идолов в Киеве не являлась обычным делом или только обновлением старых святилищ. Официальных культов, судя по договорам с греками, стало два: культ Перуна и культ Волоса. Перун стал во главе целого пантеона из шести богов, а Даждьбог, почитание которого было повсеместным, попал в пантеон лишь как второстепенный бог. Новые идолы поставлены не в отдалении «на холме», как стоял Перун во времена Игоря, а непосредственно с княжеским дворцовым комплексом, но не внутри его, что замыкало бы богослужение в узком придворном кругу, а «вне двора теремного», в самом центре киевской крепости. Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых - укрепляла положение великого князя, главного военачальника страны, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов, покровительствующий воинам.

Принятие христианства

В 988 г. на Руси, князем Владимиром было принято христианство по восточному образцу. Летопись так описывает момент принятия христианства: к нему приехали послы разных вероисповеданий, но Владимир выбрал христианство. В целом Русь уже была до этого знакома с христианством - это сказания о апостоле Андрее, войны с Византией, принятие христианства в высших кругах (например Ольга крестилась в 955 г.).С 988 г. христианство стало официально распространяться по всей Руси. Не везде крещение мирно: в Новгороде противостояние населения, верного традиционной религии, и христианской дружины вылилось в кровавое противостояние. В конце IX-XI вв. были основаны епископства в важнейших городах: Новгороде, Полоцке, Ростове, Белгороде, Чернигове, Переяславле. В Киеве строится соборная Десятинная церковь, на содержание которой князь выделил десятую часть своих доходов. В правление князя Ярослава появляется монашество. Греческое духовенство принесло вместе с новой религией и новые понятия о правах и обязанностях правителя и подданных, представление о правителе как о пастыре, ответственном перед Богом за благосостояние подвластного ему народа. Представители церковной иерархии явились на первых порах естественными союзниками князей. Личная власть князей после крещения Руси значительно окрепла. Введение христианства было не только огромным культурно-историческим событием, но и важнейшим политическим актом, укрепившим культурное и идейное единство молодого государства. С принятием христианства на Руси распространились грамотность, книжность, письменные законы, изменились представление о мире, смягчились нравы людей. Христианство на Руси сочеталось с язычеством, т.е было двоеверие.

17. Этапы христианизации древнерусских земель. Влияние «крещения» Руси на исторические судьбы восточного славянства

X–XI вв. - Крещение князей и их приближенных. Захват христианами городов - основных сакральных центров. Разгром открытого и организованного противодействия насаждению христианства, удаление волхвов с политической арены.

ХI–ХIII вв. - Крещение городских общин. Прекращение конкуренции волхвов и князей и утрата последними интереса к насаждению христианства. Переход религиозной войны в "холодную" фазу. Поучения против язычества. Параллельное существование двух культов в городской среде (при господстве язычества в сельской округе).

XIII–XIVвв. - Ликвидация церковью (при поддержке татар) городского язычества. Прекращение языческих обрядов в городах, прекращение функционирования крупных святилищ. Начало проникновения христианства в сельскую округу. Отмирание обряда кремации.

XIV–XVI вв. - Христианизация сельских жителей. Возникновение синкретического "народного православия". Угасание язычества, как самостоятельного культа.

XVII–XVIII вв. - Последние упоминания о русских язычниках.

XVIII–XIX вв. - Евангелизация русской деревни, искоренение "обрядоверия" и "пережитков язычества" в православном крестьянстве.

XX в. - Падение Российской империи и православной церкви.