Глагол самостоятельная часть речи правило. Постоянные и непостоянные признаки глагола

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие либо состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .

2. Каждый глагол имеет последующие формы:

  • исходную форму, которая именуется неопределенной формой (либо инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только именует действие либо состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только неизменными признаками глагола;
  • спрягаемые формы (не инфинитив). Они владеют неизменными и непостоянными признаками глагола;
  • причастие;
  • деепричастие.
  • 3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это неизменный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на иной предмет, заглавие которого может быть выражено

  • существительным (либо местоимением) в винительном падеже в отсутствие предлога: читать газету, видеть его ;
  • существительным в родительном падеже в отсутствие предлога, обозначающим часть чего-то: испить чаю, отрезать хлеба ;
  • существительным (либо местоимением) в родительном падеже в отсутствие предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .
  • Все другие глаголы непереходные: гулять в парке , веровать в добро .

    4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), именуются возвратимыми : обриваться , пытаться . Другие глаголы безвозвратные : мыслить, знать (это неизменный признак глаголов). Все возвратимые глаголы непереходные.

    5. Глаголы бывают совершенного либо неидеального вида (это неизменный признак глаголов). Виды глагола демонстрируют, как протекает действие.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его итог, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее обычное, состоящее из 1-го слова (что сделают? - запоют ). Формы реального времени глаголы совершенного вида не имеют.

    Глаголы неидеального вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, итог, конец либо начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? - читали ), истинное (что делают? - зацветают ) и будущее сложное , состоящее из 2-ух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

    В российском языке есть маленькое число двувидовых глаголов, другими словами подобных глаголов, которые зависимо от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то неидеального вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, изучить, исследовать, арестовать, штурмовать и др. К примеру: По стране распространялись слухи, что повелитель лично казнит (что делает? - неидеальный вид) собственных противников; Повелитель казнит (что сделает? - совершенный вид) немного мятежников .

    6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения демонстрируют, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, вероятным либо желательным при каком-либо условии.

  • Изъявительное наклонение указывает, что действие реально, по сути происходит, происходило либо произойдет: Мы противников встречаем просто: били , бьем и будем бить .
  • Сослагательное (условное) наклонение указывает, что действие может быть только при определенном условии: В отсутствие тебя я не добрался бы до города и промерз бы на дороге . Сослагательное наклонение появляется от формы прошедшего времени методом добавления частички бы (б) . Частичка бы пишется раздельно.
  • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, требуют, рекомендуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение появляется методом добавления суффикса -и к базе реального (грядущего обычного) времени либо в отсутствие суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .
  • 7. В изъявительном наклонении глаголы меняются по временам

  • истинное время: хожу, думаю ;
  • будущее время: принесу (будущее обычное), буду приносить (будущее сложное);
  • прошедшее время: прогуливался, задумывался .
  • 8. В формах реального и грядущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

  • 1-е лицо: я иду, мы идём ;
  • 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;
  • 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .
  • Некие глаголы именуют состояние, действие, происходящее в отсутствие роли действующего лица, вроде бы само по себе. Такие глаголы именуются безличными : Светает. Лихорадит. Мне недужится .

    9. Число - непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

  • единственное число: иду, шёл, пойду ;
  • множественное число: идём, шли, пойдём .
  • 10. Род - непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

  • мужской род: возжелал бы ;
  • дамский род: возжелала бы ;
  • средний род: захотело бы .
  • 11. В предложении глагол обычно является сказуемым и совместно с подлежащим образует грамматическую базу предложения: Луна ярко озаряла всю равнину .

    Однако инфинитив может быть хоть каким членом предложения:

  • Жить - родине служить (жить - подлежащее, служить - сказуемое);
  • Я желаю поступить в консерваторию (желаю поступить - составное глагольное сказуемое);
  • У меня появилось острое желание обернуться (желание (какое?) обернуться - определение);
  • Она попросила меня прочесть письмо (попросила (о чём?) прочесть - дополнение);
  • Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть - событие цели).
  • См. Как найти синтаксическую роль инфинитива?

    12. Морфологический разбор глаголов (план)

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Исходная форма (инфинитив).

  • вид (совершенный, неидеальный);
  • возвратность (безвозвратный, возвратимый);
  • переходность (переходный, непереходный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый либо архаический).
  • 4. Непостоянные морфологические признаки:

  • наклонение;
  • время (в изъявительном наклонении);
  • число;
  • лицо (в реальном, будущем времени; в повелительном наклонении);
  • род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
  • 5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

    Эталоны разбора глаголов

    Любишь кататься - обожай и саночки возить .

    Любишь

    что делаешь?
    2. Н. ф. - обожать.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) безвозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    1) изъявительного наклонения;
    2) реального времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

    Кататься

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
    2. Н. ф. - кататься.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) возвратимый;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.

    Обожай

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
    2. Н. ф. - обожать.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) безвозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
    5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).

    Возить

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
    2. Н. ф. - возить.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) безвозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
    5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

    Источники:

  • Глава «Глагол» в пособии Зубковой А. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Глагол» в пособии Литневской Е. «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое причастие?
  • Как происходит переход причастий в прилагательные?
  • Как различать причастия и отглагольные прилагательные?
  • На какие вопросы отвечает причастие?
  • Какова исходная форма причастия?
  • Как меняется причастие?
  • Какие есть разряды причастий?
  • Что такое действительное причастие?
  • Что такое страдательное причастие?
  • Когда пишется одно Н в причастиях?
  • Когда пишется НН в причастиях?
  • Как верно создавать причастия?
  • При помощи каких суффиксов образуются причастия?
  • Что такое деепричастие?
  • На какие вопросы отвечает деепричастие?
  • Что обозначает деепричастие как часть речи?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании деепричастий?
  • Введение


    Глагол - это знаменательная часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы что делать? что сделать? При этом понятие действия или состояния трактуется в грамматически обобщенном смысле. Они могут пониматься как физические действия (рубить, строить), перемещения в пространстве (бежать, ходить), деятельность органов чувств (слышать, видеть), физические и душевное состояние, изменение состояния (спать, тосковать, слабеть), становление признакам (зеленеть, краснеть), обозначать речи (говорить, кричать), мыслительные процессы (думать, размышлять). Слова со столь различными лексическими значениями группируются в единую часть речи на основании общего для всех глаголов признака - категориального значения процессуальности.

    Глагол как часть речи объединяет слова со значением процессуального признака, или действия предмета. Процессуальный признак - это частеречная, категориальная семантика. Ее имеют все глаголы. Особенности этой семантики выявляются при сравнении глаголов с существительными и прилагательными.


    1. Глагол как часть речи


    Глагол - самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения.

    Существительное чтение и словоформа читают лексическим значением и называют одно и то же действие, но называют его по-разному: существительное - как независимую субстанцию, совокупность определенных свойств, а глагол - как деятельность предмета (в данном случае человека), т.е. как проявление субстанции, как ее признак. В предложениях под окном зеленеет трава и под окном зеленая трава обозначается одна ситуация, которая, однако, прилагательным и глаголом интерпретируется по-разному: прилагательное называет признак травы как нечто данное природой вещей, а глагол изображает «зеленость» как проявление свойств травы, как реализацию ее потенциальных возможностей.

    Обозначение признака, в своем существовании обусловленного предметом, которому он приписывается, является отличительной чертой глагольного значения. Каждый глагол включает в себя анафорическую предметную сему, т.е. отсылает к предмету как источнику действия, что соответствует традиционному определению: "глагол как часть речи называет действие предмета". В личных формах глагола эта особенность проявляется в том, что глагольное окончание предопределяет тип действующего предмета, ограничивает возможности его морфемного выражения (пишу -> я, пишешь -> ты, пишет -> он, она, оно, человек). В неличных формах (инфинитиве, причастии и деепричастии) - в синтаксических связях и синтаксической дистрибуции.

    Второй специфической чертой процессуального признака является его охарактеризованность во времени. Это свойство глагольного значения также неразрывно связано с морфологическими категориями глагола, а именно с категориями времени и вида. Значение процессуального признака потому и является категориальным, что оно формируется с опорой на грамматическую оформленность глагола.

    Как значение грамматической предметности не совпадает с лексическим значением предмета, так и категориальная семантика действия (процессуального признака) не тождественна с лексической семантикой глаголов. Лексически глаголы могут называть как действия, так и недействия: процессы (гнить), события (жениться), состояния (болеть), отношения (граничить) и др. Но что бы ни называл глагол, глагольный признак дается в отнесенное к его источнику и предполагает временную характеристику.

    Как в существительных значение предмета или выражается дважды, лексическим значением основы и грамматическими категориями (стол, книга), или зависит только от грамматического оформления слова (пение, бег, нежность), так и в глаголах значение действия может передаваться и лексически, и грамматически (бежать, пилить, умываться) или только грамматически (иметь, принадлежать, состоять, существовать).

    Итак, глагол как часть речи обозначает признак предмета, облигаторно охарактеризованный в двух измерениях: 1) признак дается как результат проявления свойств предмета (см. школьный вопрос к глагольному сказуемому: Что делает - делал - будет делать?), 2) признак имеет временные параметры (последнее свойство глагола иногда определяется словом «динамический»: глагол называет динамический признак предмета). Такова семантическая особенность глагола.

    глагол русский язык синтаксический


    Глагол богат морфологическими категориями. Одни из них - вид, залог, наклонение, время, лицо - есть только в глаголе. Другие - род, число - являются едиными для глагола и имен. С морфологической стороны глагол специфически характеризуется обязательностью словоизменения. Как уже отмечалось, в языке нет неизменяемых глаголов, хотя у глагола есть неизменяемые формы.

    Морфологические категории неодинаково характеризуют разные глагольные словоформы. Одни категории обнаруживаются во всех глагольных словоформах. Их называют постоянными глагольными категориями. Таковы категории вида и залога. Другие категории - наклонение, время, лицо, число, род - имеют не все глагольные словоформы. Их называют непостоянными грамматическими категориями глагола. Наклонение, время, лицо в спрягаемом глаголе неразрывно связаны с выражением синтаксической предикативности, т.е. грамматического значения предложения. Поэтому их называют также предикативными категориями глагола. [Зализняк, 142с.]

    В грамматическом строе языка глагол как часть речи оформлен и словообразовательными средствами. Важно, что многие суффиксы образуют только глагольные основы: и-тъ (белить), е-тъ (белеть), а-тъ (охать), ну-ть (охнуть), нича-тъ (лентяйничать) и др.

    Глагол богат грамматическими категориями и соответствующими формами, причем у глагола есть категории, которые присущи только этой части речи, категории вида, залога, наклонения, времени, есть и общие с другими частями речи категории - категории числа, лица, рода.

    Морфологические категории глагола различаются по составу охватываемых ими форм. Категории вида и залога присущи всем формам глагола, включая причастия и деепричастия. Остальные морфологические категории присущи только определенным формам. Категорией наклонения обладают все спрягаемые формы, но она не свойственна формам инфинитива, причастий и деепричастий. Категория времени присуща лишь формам изъявительного наклонения, но отсутствует в формах сослагательного и повелительного наклонения. Категория лица свойственна формам изъявительного наклонения (кроме форм прошедшего времени) и формам повелительного наклонения, не обладают данной категорией формы сослагательного наклонения, инфинитива, причастий и деепричастий.

    Категория числа свойственна всем формам глагола, кроме форм инфинитива и деепричастий. Категория рода свойственна в единственном числе лишь формам прошедшего времени и сослагательного наклонения, а также причастиям.

    Категории лица, времени, наклонения относят также к синтаксическим категориям (лицо указывает на соотношение между субъектом речи (говорящим) и субъектом самого действия, обозначенного глаголом; время - выражает отношение момента действия к моменту речи о нем; наклонение выражает модальность действия, т.е. отношение действия к действительности, реальности).

    Все глагольные формы делятся на две группы: спрягаемые формы и неспрягаемые формы (неопределенная форма, причастие, деепричастие). В Академической грамматике (1980) рассматриваются 3 класса форм:

    ) спрягаемые формы;

    ) инфинитив;

    ) причастия и деепричастия.

    Спрягаемые формы противопоставляются по грамматическим значениям наклонения, времени, лица, числа и рода.

    Изменение глагола по наклонениям, а внутри наклонений по временам (только в изъявительном наклонении), по лицам (в изъявительном и частично в повелительном наклонении) и по числам, а также по родам (в единственном числе прошедшего времени) и слагательного наклонения) называется спряжением, а образуемые при этом изменения формы называются спрягаемыми (личными).

    Неспрягаемые (неличные) формы глаголов (инфинитив, причастия, деепричастия) отличаются от спрягаемых форм отсутствием словоизменительных грамматических значений. Исключения составляют причастия, которые могут противопоставляться по временам (настоящего и прошедшего времени) и залогам, изменяться по родам, числам. Инфинитив и деепричастия представлены одной формой.

    Спрягаемые и неспрягаемые формы объединяются в единую систему форм глагола, т.к. обладают рядом общих признаков:

    ) общностью лексических залогов;

    ) общностью видовых и залоговых образований;

    ) общностью управления;

    ) общей возможностью поясняться наречием.


    Синтаксические функции глагола


    Первичной синтаксической функцией глагола является функция сказуемого в глагольном предложении. Существует своего рода симметричность между словоизменительными формами глагола (или тем, что называют финитным, т.е. определенным, глаголом) и их синтаксической ролью. Эти формы не бывают другими членами предложения (речь идет о собственно глагольном употреблении). Подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством глагол может быть только в форме инфинитива, причастия и деепричастия, в связи с чем их можно было бы назвать внутричастеречными синтаксическими дериватами.

    Основная синтаксическая роль глагола - выражение сказуемого (предиката). Однако синтаксическая функция зависит от формы глагола. Спрягаемые формы глагола используются в синтаксической роли простого глагольного сказуемого (Здесь родилась я) и составного глагольного сказуемого (Дети могут спать спокойно). Поэтому спрягаемые формы называются предикативными.

    Причастия в полной форме выступают в предложении в роли согласованного определения (Над бушующим морем проносились чайки), а в краткой форме - в роли именной части составного именного сказуемого (Вся комната янтарным блеском озарена) (П).

    Деепричастия выступают в роли различных обстоятельств (Над мостовой летают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями), а также второстепенного сказуемого (Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом) (Ф. Тютчев). Так как причастия и деепричастия выступают в роли второстепенных членов, их называют атрибутивными.

    Инфинитив (лат. infinitivus- неопределенный) входит в систему глагольных форм, хотя и отличается весьма своеобразной структурой. Инфинитив обозначает действие в самом общем виде, без отнесения его к какому-либо субъекту. Семантически инфинитив (неопределенная форма) аналогичен именительному падежу имени существительного со значением действия: ловить - ловля <#"justify">Инфинитив имеет свои формальные показатели - аффиксы -ть, -ти, -сти, (-сть), -чь. Инфинитивные показатели квалифицируются по-разному: -ть, -ти определяются как суффиксы (так как инфинитив - неизменяемая форма глагола), и как окончание (поскольку они отбрасываются при образовании глагольных форм и не входят в основу). [Виноградов, C. - 584-596]

    Нет единой точки зрения и в отношении -чь. В книге «Современный русский язык», учебном пособии-справочнике по русскому языку для студентов факультетов филологии педвузов и университетом под ред. М.А. Хегай (Т., 1995) -чь рассматриваются как часть основы, формообразующий аффикс - нулевой: беречь, стеречь. В учебнике «Русский язык» под ред. Л.Ю. Максимова (М., 1987) -чь квалифицируется как часть корня и суффикс, т.е. налицо наложение.

    Самым распространенным является аффикс -ть, развившийся из -ти. Суффикс -ти имеет небольшая группа бесприставочных глаголов на -з, -с (везти, нести) только под ударением.

    Аффикс -сти выделяется в инфинитиве глаголов с основой настоящего времени на т (мету - мести), д (веду - вести), б (гребу - грести). По мнению ученых, этот аффикс сложился в общеславянскую эпоху в результате фонетического изменения групп согласных тт>ст, дт>ст и последующего перехода звука с от основы к аффиксу инфинитива -ти.

    Вариант этого аффикса -сть имеет некоторые глаголы с неподвижным ударением на основе прошедшего времени: клали - класть, пали - пасть и т.д. Употребление неопределенной формы на -сть вне указанных случаев придает речи характер разговорный и просторечный: Всем домом правила Параша, поручено ей было счеты весть (А. Пушкин).

    У глаголов с основой на заднеязычные г, к неопределенная форма заканчивается на -чь, представляющее результат древнего фонетического изменения группы согласных кт и гт и редукции гласного и, а затем исчезновения его (ср.: пек -ти - печь, лег -ти - лечь). Суффикс -чи исчез, встречается лишь в просторечии и художественной литературе, например: Беда, коль пироги начнет печи сапожник (И. Крылов).

    Синтаксические функции инфинитива различны. Он может выступать в роли любого члена предложения: подлежащего и сказуемого (курить - здоровью вредить), главного члена безличного предложения (Вам и не видать таких сражений) (М. Лермонтов), определения (Желание учиться никогда не покидало его (М. Горький); дополнения (Прошу освободить меня от занимаемой должности), обстоятельств (Я вам старинный сват и кум, пришел мириться к вам (И.Крылов).

    Все глагольные формы, за исключением будущего сложного образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы находится путем отбрасывания суффикса -ть, -ти.

    От основы инфинитива образуются: формы прошедшего времени изъявительного наклонения (чита(ть)+ л), формы сослагательного наклонения (чита(ть)+л бы), причастия прошедшего времени действительного залога (написа+вш+ий), причастия прошедшего времени страдательного залога (написанный), деепричастия (от основы глаголов совершенного вида: написа+в).


    Лексико-семантические категории глагола


    Семантическая структура глагола более емкая и гибкая, чем все другие грамматические категории. Это свойство глагола зависит от особенностей его грамматического строя.

    Глагол семантически характеризуется тем, что обозначает действие (процесс) в его отношении к лицу или предмету, которыми это действие осуществляется. Важнейшей синтаксической ролью глагола является то, что он выступает сказуемым; наиболее типичные глагольные формы и употребляются только как сказуемое. Глагольные формы, сближающиеся с другими частями речи, могут быть другими членами предложения: подлежащим, дополнением, обстоятельством. Глагол располагает наиболее разнообразным управлением. Глагол обладает многочисленными грамматическими категориями, большая часть которых тесно связана с его семантикой и принадлежит только ему. Таковы категории лиц, выражающие отношение действия к деятелю; времен, указывающие, как протекает действие во времени; наклонений, устанавливающие отношение действия к реальности; видов, детализирующие протекание действия в отношении к его ограничению, результату, повторности; залогов, выражающие отношение действия к субъекту и объекту. Категории числа, а также рода у глагола являются общими с другими частями речи и обычно, как у прилагательных, служат средством согласования с существительным. [Храковский, Володин, С. - 108-131]

    Глагол располагает разветвленной системой форм, имея изменения по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. Для словообразования глагола характерно широкое использование приставок.

    Лексическое значение слова неизбежно заключает в себе понятие об этом предмете или явлении, находящееся в определенной связи с другими понятиями». Предметно-понятийное содержание является важнейшим компонентом семантики слова, без которого невозможно его функционирование как средства языковой коммуникации.

    Рассматривая проблемы семантических отношений членов внутри ЛСГ, А. Сентенберг вводит понятие лексико-семантической парадигмы (поля), так как рассматривает ее члены как составляющие один доминантный признак в комплексе с другими, его сопровождающими.

    Ключевым словом, в первую очередь, является слово-доминанта ЛСП. Доминанта в составе лексико-семантической парадигмы (ЛСП) представляет собой ее системообразующее качество, которое «сообщает» семантическую тему всей парадигме. И эта семантическая тема, отражая определенный кусочек peальной действительности способствует наличию двусторонней связи лексемы как члена ЛСП, т.е. выводит понятие семантической значимости за пределы чистых системны отношений. Ибо «попытки свести ceмантическую проблематику к изучению только... системы „чистых отношений" в языке, „освобожденных" от „содержательной субстанции" (= значения), приводят к крайнему структурализму в семантике, фактически к отказу от рассмотрения языка как особой формы отражения действительности. Соотнесенность различных аспектов семантики слова (или различных аспектов его лексического значения) в современной лингвистике не вызывает сомнения. Как указывает Л.А. Новиков, «...различные аспекты (или различные виды) значения тесно связаны и взаимодействуют в пределах единого целого - лексического значения единицы... Их взаимосвязь и взаимоотраженность объясняется тем, что они по-разному, с разных сторон характеризуют одну и ту же сущность.

    Семантическая индивидуальность лексических единиц как членов определенных ЛСП во многом определяется и соответствующими деривационными связями. В условиях парадигматической соотнесенности в движение приходят все уровни их семантических структур. И только на пересечении всех этих разноуровневых контактов каждая лексическая единица как член определенной ЛСП обнаруживает то, что мотивирует ее место в данной языковой системе, - свою семантическую значимость. В своих работах Д.Н. Шмелев приходит к признанию еще более сложного объема понятия семантической значимости: в качестве одного из важных критериев ее выделения наряду с парадигматическими и синтагматическими факторами им выдвигается фактор эпидигматический (или деривационный).

    Итак, «между словами и их значениями существуют весьма различные связи, в своей совокупности составляющие лексико-семантическую систему языка, не замкнутую и подвижную, развивающуюся через преодоление разного рода противоречий».Эта система, в отличие от систем других языковых уровней, очень многочисленна, содержит тысячи, десятки тысяч слов, зачастую весьма разнообразных по семантике. Это создает объективные трудности (причем, весьма значительные) в установлении собственно языковой значимости каждой лексической единицы, которые выступают особенно рельефно при количественном сравнении лексико-семантической и, например, фонологической систем.

    Исходя из того, что семантическая значимость выявляется не только через связь с внеязыковой действительностью и что се сущность в значительной мере определяется и собственно языковыми системными связями лексической единицы, мы в качестве структурной языковой организации, обеспечивающей наибольшую эффективность соответствующих сопоставлении признаем лексико-семантическую группу (ЛСГ), понимая ее, вслед за Ф.П. Филиным, как «совокупность слов, имеющих близкие (в том числе противопоставленные - антонимы) и идентичные значения с разными оттенками, дифференциальными признаками (синонимы)».

    Лексические единицы включаются в определенное семантическое поле на основании того, что они содержат объединяющую их архисему.

    Элементарным семантическим микрополем является лексико-семантическая группа - относительно замкнутый ряд лексических единиц одной части речи, объединенных архисемой конкретного содержания. Л.А. Новиков дает следующее определение семантическому полю: «Иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу. С точки зрения идеографического (ономасиологического) описания языка, то есть в направлении от заданного смысла (содержания) к средствам его выражения, лексику можно представить в виде системы взаимодействующих семантических полей, которые образуют сложную и специфическую для каждого языка «картину мира», определяемую его внутренней формой».

    В ЛСГ входят слова одного лексико-грамматического класса, отличающиеся общностью одного из дескриптивных признаков их значения, чаще всего видо-родового.

    Традиционно ЛСГ включает слова одной части речи (главным образом глаголы), которые объединены общим дескриптивным родо-видовым признаком и противопоставлены по каким-либо другим различительным признакам.

    Как мы помним из определения Ф.П. Филина, синонимические и антонимические отношения - два наиболее важных, конструктивно значимых вида семантических связей слов в структуре лексико-семантической группы.

    В настоящее время в определении синонимов среди существующих различных точек зрения отчетливо выявились две: согласно одной из них, синонимы - это слова с близкими, но разными значениями, согласно другой, синонимы - слова с тождественными значениями.

    Говоря о конструктивной значимости обеих указанных тенденций для ЛСГ и ее членов, необходимо подчеркнуть органическую соразмерность их действия. Если происходит усиление одной из тенденций, например, тенденции к семантическому уподоблению и, как следствие крайнего усиления, появление абсолютных синонимов, то существование их длится недолго: вторая тенденция - к семантической дифференциации - своевременно «восстанавливает равновесие сил» в системе, уничтожая создавшуюся в ней лексическую избыточность. «Существование слов, абсолютно идентичных во всех отношениях,- отмечает Ф.П. Филин, - неуловимо кратковременно. При такой идентичности одно слово или исчезает... или между словами начинается дифференциация». Близкую мысль высказывает и Л.А. Брагина, автор крупного исследования в области синонимии. «Дифференциация, - пишет она, - явление объективное, их тождество - явление ситуативное, контекстное, временное».

    Если исходить из того, что природа синонимов определяется не тождеством, а близостью значений (о чем мы говорили выше), а стало быть, из признания семантической индивидуальности синонима как члена ЛСГ, то вполне очевидно, что появление позиции регулярной взаимозаменяемости одного члена ЛСГ с другим (или с другими) ее членом становится возможным лишь благодаря его способности к определенной семантической перестройке. Таким образом, явление синонимии можно квалифицировать как устойчиво реализуемую способность определенной лексической единицы - члена ЛСГ - к трансформации значения под воздействием другой (или других) единицы данной системы, в чем как раз и получает наиболее отчетливое выражение указанная выше тенденция к семантическому уподоблению. В плане сказанного наиболее убедительным представляется определение синонимов, данное в работах Д.Н. Шмелева. Приведем одно из последних: «...синонимы можно определить как слова, относящиеся к той же части речи, значения которых содержат тождественные элементы, различающиеся же элементы устойчиво нейтрализуются в определенных позициях. Иначе говоря, синонимами могут быть признаны слова, противопоставленные лишь по таким семантическим признакам, которые в определенных контекстах становятся несущественными». Главное достоинство данного определения состоит, на наш взгляд, в том, что оно репрезентует синонимы не как некие константы, а как элементы, природа которых определяется взаимообусловленными процессами семантического сближения и отталкивания. По сути дела это определение раскрывает не только сущность синонимов, но и шире - сущность синонимии.

    В целом под ЛСГ мы понимаем объединение лексико-семантических вариантов слова с однородными, сопоставимыми значениями, которые не подводятся под понятие стилистического ряда.

    В современном языке наблюдаются два разных типа образования глаголов:

    Глаголы производятся по способу суффиксального (и значительно реже комбинированного, префиксально-суффиксального) словообразования: от основ других частей речи (любовь - любить, важность - важничать). Из проанализированных, таких глаголов оказалось 37%.

    Чаще всего и больше всего глаголы образуются от основ имен существительных, прилагательных и числительных. В особую небольшую группу замыкаются глаголы, производные от междометий и от слов, близких к междометиям по функции.

    Кроме того, очень продуктивны способы внутриглагольного словопроизводства.

    Внутриглагольное словообразование бывает префиксальное (трусить - струсить, гордиться - загордиться). С помощью префиксов образовано 9% анализируемых глаголов.

    Семантическая структура глагола более емка гибка, чем всех других грамматических категорий. Это свойство глагола зависит от особенностей грамматического строя глагола. Семантические качества морфологических единиц, в данном случае - глаголов, определяются не только их стилистической окраской. Не менее важны присущие им разного рода дополнительные оттенки, связанные с такими категориями, как стиль.

    Среди анализируемых нами слов мы выделили три основополагающих семантических признака: сема положительных чувств, сема отрицательных чувств и сема нейтральных, семантически не обозначенных чувств.


    Заключение


    Итак, мы выяснили, что глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

    Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида, делятся на переходные и непереходные, изменяются по наклонениям. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в предложении являются сказуемыми. Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством. Глаголы в неопределенной форме (в инфинитиве) отвечают на вопросы что делать? или что сделать? В неопределенной форме имеют вид, переходность и непереходность, спряжение, имеют окончания -ть, -ти или нулевое.

    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида - что сделать? Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки. Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

    Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет. Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже. Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переход на другой предмет. К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь).

    Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными. Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

    Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле. В изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается. В изъявительном наклонении несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.

    Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях. Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами. В условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам. В повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу, употребляются обычно в форме 2-го лица.

    В повелительном наклонении не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. В повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.

    В настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи. Могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда. В настоящем времени изменяются по лицам и числам.

    Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи. При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время. Образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-. В неопределенной форме на -чь, -ти, -нить (несовершенного вида) образуются формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л-. Изменяются по числам, а в единственном числе - по родам. Во множественном числе в прошедшем времени по лицам не изменяются.

    В будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи. Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глагола несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое, от глаголов несовершенного вида - будущее время составное.


    Список литературы


    1.Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1977. - 142 с.

    Краткая русская грамматика. - М.: Логос, 1989. - 318 с.

    Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Просвещение, 1999. - 133 с.

    Виноградов В.В. Современный русский язык. Морфология. - М.: Просвещение, 1952. - 349 с.

    Белошапкова В.А. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1989. - 508 с.

    Современный русский язык Ч 2 Под ред Е.И. Дибровой. - М.: Просвещение, 1995. - 349 с.

    Храковский В.С., Володин А.П. Семантика и типология императива Русский императив. - Л.: Владос, 1986. - 268 с.

    Шатуневский И.Б. Семантика предложения и нереферентные слова. - М.: Просвещение, 1996. - 402 с.

    Виноградов В.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1972. - 654 с.

    Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1981. - 469 с.

    Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М.: Просвещение, 1957. - 156 с.

    Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991. - 289 с.

    Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Просвещение, 1995. - 487 с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    §1. Общая характеристика глагола как части речи

    Глагол - это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

    Обсуждаем проблему толкования

    Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

    • начальную форму - неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
    • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
    • склоняемую форму - причастие,
    • неизменяемую форму - деепричастие.

    А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

    Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

    1. Грамматическое значение: «действие».
    К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать? , что сделать?

    2. Морфологические признаки:

    • постоянные - вид: совершенный-несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
    • изменяемые
      • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
      • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
      • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) - нет.

    Внимание:
    Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.

    3. Синтаксическая роль в предложении:

    Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.

    Я люблю Петербург.
    Светает.

    Неопределённая форма глагола - сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже - главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

    Я люблю гулять по Петербургу.
    Гулять по Петербургу - огромное удовольствие.
    Быть дождю!
    Дети просили нас поехать в Петербург.
    У нас возникло желание поехать в Петербург.
    Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

    Внимание:
    Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.

    Причастия бывают: полные - определением, краткие - сказуемым.

    Петербург - город, основанный Петром I.

    Петербург основан Петром I.

    Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

    Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

    §2. Виды глагола

    Вид - это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

    • СВ - для глаголов совершенного вида,
    • НСВ - для глаголов несовершенного вида.

    Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? - отражают деление глаголов по видам.

    Образование видов

    Большинство непроизводных русских глаголов - это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
    От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:

    есть → поесть, доесть, переесть,
    жить → пожить, дожить, пережить,
    любить → полюбить,
    прыгать → прыгнуть,
    кричать → крикнуть.

    Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

    переписать → переписывать,
    сбить → сбивать,
    решить → решать.

    Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

    делать - сделать,
    писать - написать,

    прыгать - прыгнуть,
    расписывать - расписать.

    Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс - результат, многократное - однократное действие.
    Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

    • писать (НСВ)
    • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
    • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
    • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
    • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

    Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

    • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени, например:
      • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
      • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть , называется составной формой),
      • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
    • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы : будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
      • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
      • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

    Внимание:

    В русском языке есть двувидовые глаголы . Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

    В конце концов преступников казнили (СВ).
    Преступников казнили целый месяц (НСВ).
    Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
    Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

    Не удивляйся:

    Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

    Например:

    Учить (НСВ) - выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
    Учить (НСВ) - научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

    §3. Переходность

    Переходность - это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

    любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
    смотреть фильм, журналы, фотографии
    читать книгу, доклад, записку, поздравление
    есть мороженое, курицу, суп, торт
    пить воду, чай, кофе, сок

    Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

    В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

    Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

    Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

    Внимание:

    Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.

    §4. Возвратность

    Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Формальным показателем является формообразующий суффикс -ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся -сь следует за ним, например:

    одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.

    Внимание:

    • суффикс -ся бывает после согласных, например: купался , купается ,
    • суффикс -сь - после гласных: купалась , купались .

    Значения возвратных глаголов может быть разным, например:

    • Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя),
    • встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),
    • удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта),
    • ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта),
    • смеркается - безличность.

    Запомните:

    Возвратные глаголы непереходные.

    §5. Спряжение

    Спряжение глагола - это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.

    Образцы спряжений

    Внимание:

    Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
    Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.

    Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить , то это глагол 2 спряжения.
    Исключение : брить, стелить и устаревшее слово зиждиться . Также ко 2 спряжению относятся

    • 7 глаголов-исключений на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть ,
    • 4 глагола-исключения на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

    Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

    Внимание:

    Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других - 2. Проспрягаем эти глаголы:

    хотеть - хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. - 2).
    бежать - бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)
    чтить - чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)

    Внимание:

    Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.

    Есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят,
    Дать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

    Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть , доесть , съесть , передать , подать и т.п.

    Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.

    §6. Наклонение

    Наклонение - это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:

    • изъявительное,
    • повелительное,
    • условное (также распространён термин "сослагательное").

    Изъявительное наклонение

    Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.

    Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются . Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л - показателем времени и наклонения.

    Повелительное наклонение

    Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:

    • пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём - формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
    • иди, идите - формы 2 лица выражают побуждение к действию;
    • пусть (пускай) идёт , идут , да здравствует - побуждение относится к 3 лицу.

    Формы повелительного наклонения со словами давай , давайте , пусть , пускай , да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.

    Условное наклонение

    Глаголы в условном наклонении могут выражать:

    • условие,
    • действие, возможное при каких-либо условиях.

    Если бы ты позвонил , мы бы встретилис ь. Если бы мы встретились , я бы вернула тебе книгу.

    Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы . Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы .

    * Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.

    §7. Время

    Время - это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи.
    Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:

    • прошедшее,
    • настоящее,
    • будущее.

    Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

    Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:

    Вчера он приходит и говорит : - Сегодня я пришёл вовремя

    (действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).

    Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:

    У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду , напишешь , посмотрим.
    По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.

    §8. Лицо

    Лицо - это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.
    Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.
    Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.
    Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.

    Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
    Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)

    Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
    Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)

    Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
    Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)

    В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

    Безличные глаголы

    Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

    Темнеет.
    Смеркалось.
    Меня тошнит.
    Мне нездоровится.

    Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

    §9. Род

    Род - это изменяемый морфологический признак глагола. Глаголы имеют формы рода в ед.ч. прош. времени изъявительного наклонения и формы ед.ч. условного наклонения.

    Урок прошёл , лекция прошла , собеседование прошло , встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
    Если бы урок прошёл (лекция прошла , собеседование прошло) , мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).

    §10. Число

    Число - морфологический признак, свойственный всем глагольным формам, кроме неопределённой формы глагола и деепричастия.

    Формы глагола

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Верно ли считать, что глагол - это знаменательная часть речи?

    2. Какие морфологические признаки объединяют все глагольные формы?

      • Непостоянные (изменяемые) признаки
    3. Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов?

    4. Формы какого времени нет у глаголов СВ?

      • Настоящего
      • Прошедшего
      • Будущего
    5. Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п.?

    6. Верно ли считать, что переходные глаголы невозвратные?

    7. Как называются глаголы, имеющие в одних формах окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го?

      • Безличные
      • Переходные
      • Разноспрягаемые
    8. Как изменяются глаголы в настоящем времени?

      • По лицам и числам
      • По числам и родам
    9. Могут ли безличные глаголы быть сказуемым в двусоставных предложениях?

    10. Является ли время постоянным (неизменяемым) признаком глагола?

    11. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

      • По лицам и числам
      • По числам и в единственном числе по родам
    12. Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать - дописать ?

    Правильные ответы:

    1. Постоянные (неизменяемые) признаки
    2. Настоящего
    3. Разноспрягаемые
    4. По лицам и числам
    5. По числам и в единственном числе по родам

    Вконтакте

    Глагол. Самый термин глагол некоторые русские грамматики предлагали заменить каким нибудь более понятным названием. Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Термин глагол есть перевод латинского слова… … История слов

    См … Словарь синонимов

    ГЛАГОЛ, глагола, муж. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк. книжн., поэт. устар.). «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта… … Толковый словарь Ушакова

    Муж. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), архан. в дружбе, согласии, в мире. Глаголать, глаголовать что … Толковый словарь Даля

    Времён. Книжн. Устар. Напоминание о фатальной быстротечности жизни. /i> Цитата из стихотворения Г. Р. Державина. БМС 1998, 111. Фильтровать глагол (глаголы). Жарг. мол. Следить за своей речью, быть осторожным в выражениях; не употреблять грубых … Большой словарь русских поговорок

    Глагол - Глагол ♦ Verbe В написании с заглавной буквы иногда употребляется как синоним Слова или Логоса, то есть Божественного действия, или Бога в действии, где под действием понимается сотворение смысла. «И Слово стало плотию, и обитало с нами»,… … Философский словарь Спонвиля

    ГЛАГОЛ, часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. В предложении употребляется преимущественно в… … Современная энциклопедия

    Часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. Основная синтаксическая функция глагола в предложении быть… … Большой Энциклопедический словарь

    ГЛАГОЛ, а, муж. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и… … Толковый словарь Ожегова

    В индоевропейских языках часть речи, означающая непостоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное исуществительное), а, наоборот, известный преходящий признак,свойственный предмету в известный ограниченный промежуток времени.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Глагол - ГЛАГОЛ (латинск. verbum). В широком смысле Г. название грамматической категории, заключающей как спрягаемые слова, т. е. слова, имеющие формы времени и наклонения, так и образованные от тех же основ слова, не имеющие форм времени и наклонения … Словарь литературных терминов

    Книги

    • , Аглоссер. Лексическая лирика - завершающая трилогию о слове книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом Аглоссер, член Российского союза писателей с 2018 г.). В первой книге Физическая…
    • Глагол-волк. Лексическая лирика , Аглоссер. Лексическая лирика - завершающая трилогию о слове книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом Аглоссер, член Российского союза писателей с 2018 г.). Впервой книге Физическая…

    Глагол - самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

    Глаголы бывают:

    • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
      совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
    • переходные - сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
      непереходные - сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
    • 1-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
      2-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
    • возвратными - с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
      невозвратными (встречать, умывать, учить).

    Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

    Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

    Глаголы изменяются:

    • по трём наклонениям:
      • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) - глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
      • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) - глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
      • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) - глаголы с выражением просьбы, приказа.
    • по трём временам:
      • прошедшее время - отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
      • настоящее время - действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
      • будущее время - действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
    • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
      по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

    Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени - по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

    Неопределённая форма

    Начальная форма глагола - неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть - увидеть, сеять - посеять, смотреть - рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

    Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами - с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать? (совершенный вид).

    Спряжения глаголов

    Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

    Глаголы-исключения

    I спряжение:
    брить, стелить
    (2 глагола)

    II спряжение:
    -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
    -ать: гнать, держать, слышать, дышать
    (11 глаголов)

    При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

    Лицо I спряжение II спряжение
    Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
    1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
    2-е -ешь -ете -ишь -ите
    3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

    Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь - выполнять (несов. вид), выполним - выполнить (сов. вид).

    Примеры:
    читаю → читать → I спряжение
    построят → построить → II спряжение

    При определении спряжения глагола учитывайте, что:

    1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать - сделать, работать - поработать, учить - выучить, гнать - обогнать;
    2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться - умывать, советоваться - советовать, учиться - учить, извиниться - извинить;
    3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку - печёшь, берегу - беречь, хожу - ходишь, прошу - просишь, отвечу - ответишь и др.

    От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению - разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

    Примеры глаголов

    Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

    Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
    Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
    Женского рода (что делала?): плыла, висела.
    Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

    Синтаксическая роль

    В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

    Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
    Учиться - всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
    Прошу вас подождать . (Дополнение.)
    Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
    Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)