Эссе на тему что такое психология. Зачем мне знание психологии - сочинение. Эссе "Что такое психология?"

Эссе на тему «Почему я решила стать психологом!»

Начну, пожалуй, с того, что каждый человек должен найти свое призвание в жизни. Профессия, выбранная человеком должна подходить человеку по способностям и возможностям, а также быть полезной для людей. Моя профессия – педагог дополнительного образования. Мое решение стать педагогом обдуманно долгими годами и подкреплено множеством фактов. Моя основная работа связана с детьми, с их родителями. А для этого необходимо разбираться в людях, находить с ними общий язык. Поэтому возникла острая необходимость пойти учиться на психолога. Что же интересует меня в этой профессии? Ответ прост.
Во-первых, работа психолога заключается в общении с людьми, это привлекает меня больше всего, так как мои коммуникативные способности довольно-таки развиты. Во-вторых, я считаю, что работа психолога востребована в наши дни, так как многим людям нужна психологическая помощь. В-третьих, работа психолога не только помогает людям разобраться в своих проблемах, но и обогащает внутренний мир человека, решившего посвятить себя этому делу. Ведь общение с разными людьми положительно влияет на человека, учит его находить подход к разным личностям и помогает разбираться в проблемах окружающего мира.
Также я считаю, что эта профессия позволит узнать лучше людей, предоставит целую коллекцию характеров.

Да, я, хочу стать психологом. Но каким же должен быть хороший психолог? Психолог – это самодостаточный человек, человек с устойчивой жизненной позицией. Говоря о личных качествах, то психолог - это человек, достигший достаточно высокого уровня личностного и духовного развития.
Психологу необходимо научиться разбираться в себе самом, в своем внутреннем мире. Именно поэтому к одним из важнейших для профессии психолога качествам относят способность к рефлексии.
Еще одно важное качество – толерантность. Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Психологу необходима и сензитивность, иначе говоря, чувствительность. Он должен хорошо чувствовать настроение другого человека, уметь догадаться о его потребностях.
Самое главное - это желание помогать другим людям. Любить людей. В своей работе я каждый день сталкиваюсь с различными проблемами при общении со своими учениками. Поэтому я хочу научиться помогать им. Ведь психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика. Психолог занимается поиском ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отвергает, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эффективным в общении с другими. Зачастую, профессия психолога это сложная и кропотливая работа (причем не только с учениками и их родителями, коллегами, но и с собой), это столкновение с ошибками, неудачами, которые часто принимаешь за свою некомпетентность.
К тому же, оказывается, эта профессия необычайно разнообразна. Существует огромное количество направлений, в которых специалист в данной области может себя задействовать: психотерапия (которая сама может осуществляться в разных направлениях, школах), работа с дошкольниками, с зависимым поведением, детьми-сиротами, специальная, клиническая психология, перинатальная и пр.
Конечно, наука психология просто может пригодиться в обыденной жизни. Но всегда надо иметь в виду, что если имеешь диплом психолога – это не означает, что теперь ты можешь с легкостью разрешать свои проблемы. Хотя, на мой взгляд, плюсы здесь тоже есть. Знания по психологии в какой-то мере помогают лучше узнать самого себя, тем более что для нашей профессии это необходимо. Я считаю, что понять окружающую действительность, сложность человеческих взаимоотношений, увидеть внутренний мир другого человека можно лишь в том случае, если ты познал сам себя.
Профессию психолога часто называют помогающей. Я полностью согласна с этим. Помочь человеку – это основная задача в нашей работе, главная движущая сила. Без этого компонента она невозможна. И для того чтобы стать хорошим психологом, надо определиться и ответить себе на вопрос: чем я могу помочь другому? От этого должно отталкиваться и дальнейшее самоопределение.

Для чего изучать психологию?

Для себя. Изучение психологии, во-первых, направлено на познание себя - самопознание, разобраться в своих скрытых качествах, прояснить открытые для всех свои странные для себя поступки и эмоции. Во-вторых, понять свои задатки, способности, мотивы, чтобы жить в соответствии с ними и получать, наконец, удовольствие от ежедневной жизни. В-третьих, изучение психологии полезно тем, что помогает быть честным с самим собой. И смело отвечать на вопрос А чего это я… и далее можно подставлять различные окончания, например, …расстроился, …рассмеялся (один), …разозлился, …задумался, …разленился, …разоткровенничался, …расплакался, …активизировался, …развеселился и т.д и т.п.

Можно ли это сделать одному? Можно, но очень сложно и очень долго. В группе таких же искателей истины про себя это сделать намного легче, веселее, интереснее и быстрее.

И, последнее, а может предпоследнее, а последнее вы поставите сами. Изучение психологии дает уверенность. Причем уверенность не внешнюю, чаще всего временную, которую можно отработать на специальных тренингах, хотя это часто похоже на самоуверенность. Вы приобретете внутреннюю уверенность, которая дает спонтанность в своем поведении, мышлении и выражении эмоций.

Для семьи. Изучение психологии полезно для улучшения отношений в семье. Изучая психологию детского развития, вы поневоле вспоминает свое детство, становятся понятными поведение и эмоции детей, вы получаете возможность насладиться своим детством, ведь никогда не поздно иметь счастливое детство, хотя иногда и кажется, что не так, понимая детскую психологию вы поймете, что про плохое просто кажется. Разбирая гендерную психологию, вы начнете понимать различие в поведении и мышлении мужчин и женщин. В конце концов вы становитесь более терпимы в отношении своих родных и близких. Все напряжения в семейных отношений складываются из непонимания, недоговаривания, недоверия себе и другим. Бывает страшно что-то сказать, что-то понять, довериться себе и другому. И в этом очень много потенциала и просто много радости для семейных отношений.

Для работы. Работа - хорошее дело и проводим мы на ней немало времени. А если понять простую истину, что человек особо работать не хочет и не создан, то отношение к работе надо менять. Изучение психологии помогает понять свои индивидуальные способности и соотнести их с требованиями рабочего места, которое вы заняли. Никогда не поздно что-то изменить: или работу или отношение к ней. Найти свое место в этой жизни - священная обязанность каждого человека.

Эссе

педагог – психолог

Слабодчикова Е.А

2015г

Что такое психология?

Какие тайны скрывает это загадочное слово?

Как бы я ответила любознательному ребенку на эти вопросы? Нашла бы нужные слова?

Может быть ребенок уверен, что психология связана с волшебством и фантазирует, представляя мудрых и добрых волшебников-психологов, которые могут превращаться в кого угодно, изменять других людей и даже заглядывать в глубину их душ?

Как верно подобрать слова, чтобы рассказать об этой науке, ведь ребенок мыслит, опираясь на образные представления?

И все-таки попробую:

«Когда-то давно люди обратили внимание, что есть явления жизни, предметы, которые нас окружают. Например – морской прибой бьется о берег, кричат чайки, дует теплый соленый ветер…. И есть другие, совсем особые явления, которые происходят внутри нас. Например – каким мы себе представляем море? А когда мы приедем туда отдыхать, там все будет совсем по-другому.

Нередко наши переживания, воспоминания довольно сильно отличаются от тех, что были на самом деле. Этим внутренним явлениям люди придумали названия – восприятие, воображение, память, мышление, воля. Все вместе они образуют внутри каждого из нас особое Королевство Внутреннего Мира. По-другому Внутренний Мир называют психикой.

А психологи изучают психику человека, те законы, по которым живет Королевство Внутреннего Мира. Все миры внутри людей очень разные, непохожие, но общие законы в них есть. Наука психология пытается найти эти законы, узнать о том, что все-таки происходит в этих королевствах».

И если мы совершим исторический экскурс в прошлое, то можем увидеть, что на протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся.

В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми

Еще С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…»

Если я сама себе задам вопрос: «Кто такой практический психолог и каковы задачи и функции деятельности в дошкольном образовательном учреждении?» Теперь мой ответ будет отличаться от объяснений, данных любознательному человечку.

Психолог в детском саду – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах.

Основные функции – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Построение системы работы педагога – психолога ДОУ невозможно без знаний теоретических основ и закономерностей развития ребенка-дошкольника. В отечественной психологии проблема дошкольного детства охватывает возраст с 3 до 6-7 лет.

Л.С. Выготский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или иного возраста, указывающие на общее направление развития на том или ином этапе жизни. В процессе обучения и воспитания личности ребенка обучение «ведет» за собой развитие. И именно обучение создает «зону ближайшего развития» ребенка.

А.Н. Леонтьев отмечал, что формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности. На каждом возрастном этапе ведущей является определенная деятельность, обуславливающая основные изменения в личности.

Для улучшения самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Особый акцент педагог – психолог ДОУ должен делать на работу с родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Разные авторы с различных позиций подходят к проблеме взаимодействия родителей и детей. Однако все отмечают, что именно родители в большей степени формируют личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Многие считают, что не только родители воздействуют на детей, но и дети оказывают влияние на родителей, побуждая их к одним действиям и подавляя другие.

Научно-психологическое изучение развития поведения родителей показало, что его можно описать с помощью двух пар признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание (контроль).

На основе выделенных признаков, Э. Шефер предложил классификацию типов воспитания детей:

    «Принятие – отвержение»

    «Кооперация»

    «Симбиоз»

    «Маленький неудачник»

Очень важно родителям воспитывать в детях эмоционально положительное отношение к самому себе («Я хороший»), лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка. Это ориентирует его на соответствие положительному этическому эталону.

Так в чем же заключается роль педагога – психолога при взаимодействии с родителями воспитанников? Эти роли разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями каждого дошкольника. Прежде всего, педагог – психолог представляет интересы ребенка, занимает активную позицию по отношению к нему, стремится добиться максимального взаимопонимания и взаимодействия с родителями на пользу ребенку.

Если меня спросит мой маленький виртуальный собеседник: «А как психологи помогают людям?» Я отвечу: «По-разному. Этим занимается практическая психология. Допустим, у какого-то ребенка плохая память. Он забывает все на свете. Тогда психолог придумывает для него специальные упражнения и развивает его память. Или, например, так боится темноты, что не может заснуть без света. Психолог просит выполнить некоторые его задания, и страх постепенно исчезает».

«Я тоже хочу все знать о себе. И память развивать. И темноты не бояться. Научите меня этому!»

И это самые замечательные слова, которые педагог – психолог может услышать от любознательного человечка!

1 часть Эссе на тему зачем мне знание психологии.

Психология изучает очень сложные и трудно познаваемые явления. Можно ли увидеть, как мыслит, запоминает человек, какие образы возникают в его сознании, можно ли, наконец, увидеть чувства человека - радость и печаль, любовь и ненависть? Конечно, нет. Об этом невидимом мире можно узнать только косвенным путем, изучая поведение, деятельность людей во всем их многообразии.

Люди многого ожидают от исследований психической жизни: их результаты волнуют не только специалистов-психологов, в той или иной степени они касаются каждого человека, потому что психология активно участвует в решении многих крупных социальных проблем. Важнейшие среди них - обучение, воспитание, труд.

Стремительно и неудержимо растет объем информации, необходимой человеку в жизни. Современный рабочий, инженер, врач, ученый должен знать намного больше своих предшественников. Каждое новое поколение вынуждено примерно в одни и те же сроки усваивать все большее количество знаний. Без ясного представления о том, как человек воспринимает и познает окружающий мир, невозможно справиться с этой задачей.

Человек - единственное на Земле существо, испытывающее потребность в труде. Но удовлетворение этой потребности происходит сложными путями. Человек сейчас глубже, чем когда-либо раньше, осознает цели и социальное значение своей трудовой деятельности. Он не хочет быть человеком-роботом, но все острее ощущает стремление к творчеству, к максимальному раскрытию своих внутренних возможностей.

В этой связи следует назвать еще одно направление психологических исследований - поиски возможностей профессионального отбора и профессиональной ориентации. Изучение объективных требований, предъявляемых различными профессиями к психической деятельности людей, определение реальных возможностей самого человека, начиная от чувствительности органов зрения или слуха и кончая умением строить отношения с окружающими, должны привести к тому, что каждый молодой человек окажется в состоянии правильно определить свое место в общем труде.

Данные психологии говорят о том, что формирование характера человека, свойств его личности зависит не только от влияния окружающей среды, но в сильной степени определяется способностью к самовоспитанию. Следовательно, результаты психологических исследований приводят к выводу о том, что человек может активно «строить» свою личность.

Необыкновенно сложна и многообразна психическая жизнь человека. Психология изучает ее закономерности - восприятие человеком окружающего мира, мышление, чувства, формирование его психических свойств - потребностей, интересов, навыков, привычек, способностей, характера.

Важная задача психологии - познание объективных законов психической жизни человека с целью руководства развитием личности, формированием ее сознания, целенаправленного изменения ее психических свойств в соответствии с требованиями общества.

Светлана Глущенко
Эссе «Я - психолог»

Я Глущенко Светлана Юрьевна – педагог-психолог , я личность я счастливый человек. Каждый человек как личность реализуется в своей профессии. Очень важно выбрать правильный профессиональный путь. Только любимое дело помогает чувствовать себя счастливым человеком.

«Человек может жить своей профессией, только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу». Моя профессия, как ни одна другая даёт мне возможность познать саму себя, а значит, у меня есть возможность приносить пользу обществу.

Я не с детства мечтала стать психологом , в старшем классе я мечтала стать акушером-гинекологом. Я хотела участвовать в процессе появления нового человечка, хотела быть причастной к новой зарождающейся жизни. И моя мечта сбылась, потому что профессия психолога позволяет мне быть причастной ко многим детским судьбам, помогает лечить не физическое, а душевное здоровье детей и взрослых.

Мое предназначение, как педагога-психолога детского сада сопровождать детей, проходя с ними определенный отрезок жизненного пути, не навредив им, помогая взрослым (педагогам и родителям) выстраивать гармоничное отношение с драгоценным созданием – нашими детьми.

Дети – они приходят к нам в детский сад маленькими и беспомощными. Они растут у нас на глазах, взрослеют. Они такие разные общительные, импульсивные, замкнутые, агрессивные, гиперактивные, любознательные. У каждого свой характер, темперамент, свои «плюсы» и «минусы» . Но родителям, очень хочется, чтобы они выросли хорошими, умными, преуспевающими в жизни людьми, преумножив наши достижения и избежав наших ошибок. Они не могут понять, откуда берётся детская ложь, жестокость, непослушание. Они бояться, что это является предвестниками дурного характера и неуживчивости, которые впоследствии, осложнят жизнь детям. Как помочь ребенку, какие меры следует предпринять, чтобы победить лень, грубость, лживость и т. п.? Вот вопросы, которые, так или иначе, задают себе родители, столкнувшись с огорчениями и трудностями в воспитании своего малыша и с которыми приходят ко мне за помощью.

Самая главная проблема педагога - психолога заключается в том , что он не имеет «волшебной пилюли счастья» , которая может помочь при любых невзгодах. Психолог не может дать стопроцентный универсальный рецепт для избавления от всех бед. Вместе с самим человеком, которому нужна помощь, он ищет пути решения проблемы, помогает найти внутренние ресурсы организма Работа с психологом – это колоссальный труд, прежде всего над собой. Ведь большинство неудач, как в личной, так и в профессиональной жизни человека происходят не от того, что все вокруг такие плохие. Проблема сидит в самом человеке, в его взглядах на многие вещи, в его мировоззрении, может, в его детстве. Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему, в частности, немного под другим углом, подталкивает к мысли, что все, что с нами происходит - дело рук нас самих, что, чтобы изменить мир, надо измениться самому.

Профессия психолога - требует определённых как душевных, так и профессиональных качеств. Прежде всего, он должен быть добрым и неравнодушным к другим людям. Важно умение внимательно слушать и слышать собеседника. Психологу необходимы такие качества как логика, сообразительность, умение анализировать и делать выводы. Однако он должен уметь отгораживаться от чужих проблем, не пропускать их сквозь себя, не принимать близко к сердцу и не путать профессиональное сочувствие с сочувствием человеческим. То есть, он должен обладать стрессоустойчивостью. Быть психологом , значить постоянно, заниматься саморазвитием, самообразованием.

Учение – вот что нужно человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Только хорошо образованный педагог может провести воспитанника в мир прекрасного, только увлеченный психолог может заинтересовать родителей и педагогов и помочь в решении жизненно важных проблем.

Я стараясь соответствовать всем этим требованием. Веду постоянную работу над собой, чтобы обладать необходимыми навыками. Насколько это мне удаётся, я могу оценить по улыбающимся, искрящимся детским глазам, по теплым обнимающим рукам, по детским вопросам : «А у нас сегодня будет психолог , по родителям, пришедшим неоднократно на консультацию. Могу оценивать свою работу своей «популярностью» , своей востребованностью среди коллег и родителей.

Так что же такое, быть психологом ?

Профессия педагога-психолога для меня :

Способ самовыражения;

Занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы;

Профессия, которая, позволила изменить взгляд на многие события моей собственной жизни;

Профессия, которая дает мне силы для жизни и тяжелых испытаний судьбы;

Профессия, которая позволяет мне быть рядом с теми, кого я люблю.

Психолог ? Нет, он не волшебник,

Не чудотворец, не атлет, Не жизненных задач решебник,

И он не супер-человек. Он так же дышит, так же любит,

И так же чувствует, как все.

Он не вершит великих судеб, Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,

Мышленье, темперамент, речь.

Он может лишь чуть-чуть исправить,

Но он не в силах уберечь.

Души твоей путеводитель,

Он лишь подсказка – не ответ,

Дорожный знак, ограничитель,

Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии, в душе желая, За вас не сотворит ее,

Советом в жизни помогая,

За вас не проживет её.

Психолог ? Нет, он не волшебник,

Не шарлатан, не чародей,

Он не святой, не тяжкий грешник,

Он – человек среди людей.

Публикации по теме:

Установочное родительское собрание «Педагог-психолог в ДОУ» Добрый вечер, уважаемы родители! Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Педагог-психолог в первую очередь педагог. К чему я это.

Эссе «Моя профессия - педагог - психолог» На сегодняшний день существует множество профессий и любому человеку, в том числе и мне, предстояло стоять перед очень непростым выбором,.

Я – воспитатель, и горжусь этим, Ведь жизнь свою посвящаю детям! Сколько нужно ласки и заботы Каждому помочь и каждого понять. Благодарна.

Одна из основных задач воспитания - всестороннее развитие ребёнка, формирование у него духовных и общечеловеческих ценностей и творческих.