Двигатель и трансмиссия

С августа 1914 года к созданию перспективных бронеавтомобилей были привлечены гвардии штабс-капитан Некрасов, генерал-лейтенант Р.А. Дурляхер и инженер А.А. Братолюбов. Они должны были разработать и построить несколько новых броневиков, которые планировалось передать армии. К началу следующего года специалисты разработали два проекта и начали строительство новых машин. Результатом их работы стало появление одного броневика на шасси «Рено» и шести боевых машин на базе автомобилей «Руссо-Балт».

Для реализации планов по строительству бронеавтомобилей специалистам-подрядчикам передали семь машин, имевшихся в наличии. Новые броневики предлагалось строить на базе одной машины «Рено» французского производства и шести отечественных «Руссо-Балтов» моделей C 24/40 и D (по три каждого типа). Изучив характеристики переданных шасси, авторы новых проектов смогли приступить к формированию облика перспективной техники.


Техническое задание заказчика подразумевало создание бронеавтомобилей с комбинированным пулеметно-пушечным вооружением. Предполагалось, что такая техника будет бороться не только с пехотой, но и с бронемашинами противника. Для эффективного поражения вражеской бронетехники и укреплений требовалось соответствующее , что и сказалось на составе вооружения. Для борьбы с пехотой броневики должны были нести несколько пулеметов, а уничтожение техники и укреплений возлагалось на пушки малого калибра.

Броневик "Руссо-Балт Тип I". Фото Wikimedia Commons

Проект броневика на базе шасси «Руссо-Балт» традиционно обозначили по названию шасси, из-за чего машины этого типа часто называют «Руссо-Балт Тип C» и «Руссо-Балт Тип D». При этом, однако, возможна некоторая путаница. Дело в том, что такие же названия носили некоторые другие отечественные броневики времен Первой мировой войны. По этой причине со временем появился «нейтральный» вариант названий, не вносящих путаницу. В таком случае название «Руссо-Балт Тип C» остается за проектом полковника Добржанского, а разработка Некрасова и Братолюбова именуется «Руссо-Балт Тип I». Кроме того, это позволяет ввести дополнительное обозначение «Руссо-Балт Тип II» для более поздних броневиков Некрасова-Братолюбова на шасси Русско-Балтийского завода, оснащенных корпусом иной конструкции.

В распоряжении специалистов, ответственных за строительство новых броневиков, было по три автомобиля «Тип D» и «Тип C 24/40». С них предлагалось удалить все ненужные детали, вместо которых следовало установить новый бронекорпус. В ходе сборки на шасси монтировался металлический каркас, служивший основой для корпуса. Бронелисты закреплялись на каркасе при помощи заклепок и болтов.

Сборка броневиков «Руссо-Балт» и «Рено» осуществлялась в собственных мастерских Братолюбова. Производственные мощности этого небольшого предприятия не позволяли осуществлять все необходимые работы, из-за чего к проекту привлекли Обуховский сталелитейный завод. Некрасов и Братолюбов сделали комплект шаблонов, по которым рабочие завода изготавливали бронелисты нужной конфигурации. Проект «Руссо-Балт Тип I» подразумевал сборку корпуса из листов толщиной 5 мм.

Все шесть базовых шасси имели схожую конструкцию. На базовой раме устанавливался бензиновый двигатель мощностью до 40 л.с. и механическая трансмиссия с цепной передачей на ведущую заднюю ось. Машины с колесной формулой 4х2 имели зависимую подвеску на листовых рессорах. Поскольку шасси изначально предназначались для легковых автомобилей, Некрасову и Братолюбову пришлось доработать их. Были усилены рамы и рессоры и переделаны механизмы рулевого управления. Кроме того, колеса оснастили литыми шинами.

Броневики «Тип I» получили бронекорпус необычной конструкции. Вероятно, авторы проекта желали уменьшить вес корпуса и броневика, не жертвуя огневой мощью. В результате этого появился корпус достаточно сложной формы, образованной прямыми и изогнутыми поверхностями. Поворотная башня не предусматривалась. Все вооружение должно было устанавливаться в амбразурах корпуса, обеспечивающих наведение в широких горизонтальных секторах.

Бронекорпус машины на базе шасси «Руссо-Балт» был разделен на два основных объема: моторный отсек и боевое отделение, совмещенное с отделением управления. Двигатель защищался вертикальными бортами и лобовым листом с качающимися створками жалюзи, выполненными в виде отдельных панелей. В бортах предусматривались распашные люки для обслуживания двигателя. Верхняя крышка располагалась под заметным углом к горизонтали. Позади двигателя бортовые панели корпуса плавно расходились в сторону, что позволило увеличить размеры обитаемого отделения.


Схема броневика. Рисунок Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг.

Обитаемая часть бронекорпуса имела оригинальную форму с необычной архитектурой лобовой части. Непосредственно за моторным отсеком располагался бронекороб с вертикальными бортами и горизонтальной крышей. Сверху на нем установили полукруглый изогнутый лист с люком для установки вооружения и наблюдения за дорогой. Позади переднего короба борта расходились на максимальное расстояние и после этого ширина корпуса не менялась. Боевое отделение имело вертикальные борта и изогнутый кормовой лист. При этом высота бортов не была одинаковой по всей их длине. Сверху экипаж защищался изогнутой крышей с поднятой средней частью. На бортах предусматривались полукруглые щитки, закрывавшие задние колеса.

Боевое отделение имело интересную особенность. Для повышения уровня защиты экипажа корпус получил некоторое подобие противоосколочного подбоя. Изнутри на броневых листах закрепили слой войлока и закрыли его линолеумом. Предполагалось, что такое покрытие брони позволит задержать пулю, сумевшую пробить броню.

В бронекорпусе предусмотрели набор люков для входа в машину, наблюдения за обстановкой и установки оружия. На левом борту имелся узкий вытянутый люк для доступа в боевое отделение. Две амбразуры располагались в лобовом и кормовом листах, причем кормовая была выполнена в виде широкого люка с внутренним подвижным щитком. Кроме того, имеются сведения о нескольких других люках для использования пулеметов.

Экипаж броневиков «Руссо-Балт Тип I» должен был состоять из шести человек: водителя, командира и четырех артиллеристов. При этом конкретный состав экипажа мог зависеть от типа броневика и установленного на нем вооружения.

По ряду причин было решено оснащать новые бронеавтомобили разным оружием. Так, броневики на базе шасси «Руссо-Балт C» предложили вооружать двумя пушками Гочкиса калибра 37 мм. Одно орудие монтировалось в амбразуре лобового листа, второе – в корме. Броневики на шасси D, в свою очередь, должны были нести одну кормовую пушку Максима-Норденфельда калибра 37 мм. Дополнительное вооружение броневиков должно было состоять из трех пулеметов «Максим». Их планировалось устанавливать в различных люках корпуса.

Сборка всех броневиков Некрасова-Братолюбова первых проектов столкнулась с серьезными проблемами. Из-за большого количества брака Обуховский завод в течение нескольких месяцев не мог поставить все необходимые комплекты броневых деталей. Сборку семи бронемашин удалось закончить только в конце зимы 1915 года. Шесть броневиков «Руссо-Балт» и один «Рено» были представлены комиссии Главного военно-технического управления 23 февраля 15-го.


Броневик, вид справа. Фото Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг.

Комиссия во главе с генерал-лейтенантом Мгебровым осмотрела новую технику и одобрила начало испытаний. Сперва машины отправили на полигон Офицерской стрелковой школы (г. Ораниенбаум), где прошла проверка вооружения и защиты. Один из броневиков подвергся обстрелу из пулемета с расстояния не менее 50 шагов. Борт машины успешно выдержал такое испытание. На бронелисте остались вмятины разных размеров, но сквозные отверстия отсутствовали. Проверки оружия также завершились успехом. Пушки и пулеметы броневиков эффективно поражали цели и вели обстрел в пределах достаточно широких секторов. К примеру, конструкция лобовой амбразуры позволяла наводить пушку в пределах сектора шириной 90°.

Боевые качества новых машин устроили военных, но ходовые характеристики оставляли желать лучшего. Для проведения полигонных испытаний броневики Некрасова-Братолюбова пришлось перегнать из Петрограда в Ораниенбаум. Эта дорога позволила выявить реальные характеристики подвижности. Во время перегона машины, двигаясь по хорошему шоссе, развивали скорость до 30-35 верст в час, но на грунтовых дорогах максимальная скорость значительно падала. Незначительная грязь на дороге затрудняла движение техники, а на уплотненном песке она могла даже завязнуть.

Приемлемые характеристики подвижности на шоссе были связаны с повышенной нагрузкой на двигатель. Броневики «Руссо-Балт» и «Рено» несколько раз сталкивались с перегревом двигателей и кипением воды в радиаторе. Таким образом, даже в щадящих условиях шоссе машинам приходилось работать на пределе.

По результатам испытаний на полигоне и проверки на дорогах комиссия Главного военно-технического управления постановила, что новые броневики Некрасова и Братолюбова не могут использоваться по прямому назначению. Из-за значительной нагрузки на шасси эксплуатация машин на фронте не представлялась возможной. Дальнейшая судьба семи бронеавтомобилей стала предметом споров.

От разборки броневики спас генерал А.А. Брусилов, командовавший 8-й армией. В марте 1915 года он предложил переделать все имеющиеся машины в бронедрезины. Так можно было сохранить уже построенную технику, а также избавиться от проблем, связанных с движением по разбитым дорогам и пересеченной местности. По предложению генерала Брусилова, машины следовало оснастить железнодорожными колесами, рассчитанными под европейскую колею. Это позволяло использовать их в боях в Галиции.

Вскоре три броневика на шасси «Руссо-Балт C» и единственный «Рено» отправились в Москву, где должны были пройти ремонт и модернизацию. Остальные броневики Некрасова-Братолюбова передали одному из армейских подразделений для использования в качестве учебных. В мастерских Казанской железной дороги на машины установили новые колеса и некоторое другое оборудование. Для проведения испытаний этой техники подготовили специальный перегон длиной три версты. Проект модернизации броневиков осуществлялся под руководством штабс-капитана Мещеренинова.

12 июня 1915 года комиссия генерала Мгеброва вновь осмотрела модернизированные броневики и пришла к выводу об успешном выполнении поставленной задачи. Тем не менее, машины и в этот раз не добрались до фронта. К лету 15-го русская армия начала отступление в Галиции, где должны были работать новые броневики. Пригодные для эксплуатации обновленной техники железнодорожные пути оставались на территории противника. Чтобы не отказываться от интересного проекта, было решено оснастить технику колесными парами с широкой российской колеей. На этом этапе из проекта выбыл броневик «Рено», доработку которого сочли сложной и нецелесообразной.


Броневики в железнодорожной конфигурации. Фото Aviarmor.net

В июле Русско-Балтийский вагонный завод (г. Рига) поставил мастерским Московской железной дороги несколько колесных пар с нужными параметрами. На их установку ушло несколько дней, и 9 августа «Руссо-Балты Тип I» впервые проехали по рельсам с колеей 1524 мм.

23 сентября три броневика испытали в условиях, приближенных к реальным. В рамках испытаний эти машины преодолели более 80 верст, проехав от Москвы до ст. Раменское и обратно. Средняя скорость во время этой поездки составляла 35-37 верст в час, максимальная – порядка 56 верст в час (60 км/ч). Переоснащение броневиков оправдало себя. Можно было начинать их эксплуатацию.

Вскоре после поездки в Раменское и обратно три броневика «Руссо-Балт» отправили в Петроград. Там военнослужащие Запасной броневой роты провели полный цикл испытаний с передвижением по железнодорожным и автомобильным дорогам, стрельбой на полигоне и т.д. Испытатели отмечали достаточно высокие характеристики машин. Они развивали хорошую скорость, могли брать на борт груз, а также использоваться в качестве буксировщика железнодорожных вагонов. Так, в ходе испытаний броневики успешно буксировали четыре платформы общим весом 2700 пудов (43,2 т).

В январе 1916 года по предложению Мещеренинова был сформирован Броневой автомобильно-железнодорожный взвод, в состав которого вошли три броневика «Руссо-Балт» и несколько других машин, приспособленных для движения по железной дороге. Через несколько недель после формирования соединение отправили на Западный фронт. Подробности эксплуатации этой техники на фронте неизвестны. По имеющимся данным, взвод несколько раз перебрасывали на разные участки фронта. Точный состав подразделения на момент передислокаций неизвестен.

Броневой автомобильно-железнодорожный взвод продолжал боевую работу до конца войны. В дальнейшем техника этого соединения досталась участникам Гражданской войны и с переменным успехом использовалась обеими сторонами конфликта. Согласно некоторым источникам, броневики «Руссо-Балт Тип I» Некрасова-Братолюбова пополнили парк техники Красной Армии, тем не менее, точные данные о количестве этих машин и особенностях их применения отсутствуют.

Как и множество других бронеавтомобилей, построенных в годы Первой мировой войны, машины «Руссо-Балт» Некрасова и Братолюбова первой версии были разобраны и утилизированы не позже начала двадцатых годов. К этому времени машины выработали свой ресурс, а их характеристики уже не устраивали военных. Броневики решили разобрать.

По материалам:
http://aviarmor.net/
http://simvolika.org/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000

Бронеавтомобиль 1-й Автомобильной пулеметной роты Русской Императорской Армии Шасси Руссо-Балт, тип С24/40 (точная копия, изготовлен 2009г.)
Ширина: 1900 мм
Длина: 4750 мм
Высота: 2050 мм
Боевая масса броневика – 185 пудов (2960 килограммов).
Корпус автомобиля из стали, приклепанной к шасси. Борты расположены наклонно, что позволяло уменьшить толщину брони без ущерба для пулестойкости при обстреле с расстояния 400 шагов.
Толщина передней и задней стенок бронекорпуса – 5 мм.
Толщина бортов – 3,5 мм.
Толщина крыши – 3 мм.
В лобовом и кормовом листах, а также на правом и левом бортах имеются отверстия под пулемет Максим. Внутри устанавливались 3 пулемета «треугольником». В случае задержки одного из пулеметов была возможность иметь в бою два постоянно действующих пулемета, направленных на цель. Разработанные полковником ГАУ Соколовым станки и скользящие на роликах щиты позволяли бронеавтомобилю иметь обстрел на 3600. 1-й пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса, 2-й – в кормовом, 3й пулемет устанавливался на правый либо левый борт согласно надобности.
Наружные боковые стенки моторного отсека значительно выступают за переднюю крышку (капот) и имют заточенные края для прорыва загражений из колючей проволоки.
На крыше бронеавтомобиля установлен бак для запаса воды. С нижней части бака внутри броневика отходит специальный шланг для подачи воды из бака напрямую в пулемет.
Экипаж: 5 человек: офицер, шофер и три пулеметчика.
Боекомлект: 9 000 патронов калибра 7,62 мм в ящиках с лентами (18 стандартных ящиков).
Запас хода: Запас бензина – 6 пудов (96 килограммов).

«Руско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ) был основан в Риге в 1875 г., как филиал немецко-бельгийской фирмы Van Zippern & Charlierдля посторойки железнодорожных вагонов. Вскоре предпрятие стало независимым и выросло в один из крупнейших машиностроительных концернов России. На заводах в Риге и Петербурге строились вагоны, сельскохозяйственная техника, стационарные моторы, с 1909г. начали выпускать первые автомобили «Руссо-Балтийский» на базе бельгийских автомобилей «Фондю». С 1913г. завод освоил собственные модели легковых и грузовых автомобилей с моторами мощностью от 16 до 65 л.с., среди которых были автобус, пожарная машина, артиллерийский тягач.
На шасси «Руссо-Балтов» также строились на «Путиловском» и «Ижорском» заводах в Петрограде бронированные зенитные пушки и бронеавтомобили. Основным заказчиком было Военное Министерство.
В 1910г., после приобретения заводом кузовной фабрики «Фрезе», в Петербурге начали сторить кароссери, в том числе и гоночные. Позже был основан завод фирмы «Аэро-Балт», который начал выпускать авиадвигатели и самолеты для Русской Армии.
В советское время заводы были национализированы и стали называться «Бронетанково-автомобильные заводы» «Объединения «Промоборонь».
Автомобили «Руссо-Балт» были самыми массовыми и знаменитыми машинами производства Российской Империи. До наших дней дожили два «Руссо-Балта»; один из них модели «К» с кузовом торпедо хранится в Политехническом музее в Москве (полностью оригинал), второй – из пожарной линейки модели «D» - в автомузее в Риге (кузов – копия 1980-х гг).
Представленный на экспертизу Бронеавтомобиль относится к Шасси «Руссо-Балт» тип 24/40. Всего таких моделей в 1914 г. было выпущено восемь: (№№ 530, 532, 533, 534, 535, 538, 539, 542). Проект бронировки был разработан А.Я.Грауэном (инженер-механик) и А.Н. Добржанским (Полковник Л-гв Егерского Полка) для 1-я автомобильной пулеметной роты с началом Первой мировой войны.
В Красной Армии концу 1921 года сохранились только четыре «Руссо-Балта» и две машины находились в Ликвидационной комиссии.
Нет информации о захваченном или уничтоженном Руссо-Балте этого типа, другие машины встречаются в списках трофеев и на архивных немецких фото, данный автомобиль зарекомендовал себя как первый Русский серийный бронеавтомобиль активно действующий на фронте долгое время и честно носящий имя Русского оружия.

Данный экземпляр бронеавтомобиля на Шасси «Руссо-Балт» тип 24/40 является точной копией, единственно известной в мире на сегодняшний день, изготовленной в наши дни по оригинальным архивным данным.

Продаём первый и последний образец, на ходу наличии, посмотреть можно по адресу Тверская 21, Москва, перед входом в Музей современной истории России(Музей Революции)

«Руссо-Балт» М

Первые русские бронеавтомобили времен Первой мировой войны созданы на базе серийных грузовиков «М» грузоподъемностью две тонны Русско-Балтийского завода. Работами руководил полковник А. Добржанский, который был знаком с производством броневиков на заводе Крезо во Франции и даже принимал участие в их проектировании. Бронирование и вооружение машин производилось на Ижорском заводе в Колпино под Петроградом. Так как фронту были срочно нужны броневики, шасси коммерческих грузовых автомобилей «М» просто обшивались броневыми катаными листами из хромоникелевой стали, не пробивавшимися остроконечной пулей с дистанции в 200 шагов. Они крепились к каркасу корпуса на заклепках. От вращающейся башни пришлось отказаться. Вооружение состояло из трех станковых пулеметов системы Максима, устанавливаемых в амбразурах бортов и лобового листа корпуса. Углы обстрела в вертикальной и горизонтальной плоскостях не превышали 15-20°.

Машины имели зависимую рессорную подвеску и деревянные колеса со спицами.

Боевая масса броневика -4 т, габаритные размеры 4500 x1980 x2000 мм.

двигатель - бензиновый, четырехцилиндровый, мощностью 40 л. с, максимальная скорость 20 км/ч, колесная формула -4x2.

Экипаж - 5 человек.

В весьма сжатый срок - за шесть недель - было изготовлено восемь бронеавтомобилей. В первых числах сентября 1914 года были разработаны чертежи общих видов, а 19 октября организованная из этих автомобилей 1-я пулеметная автомобильная рота, состоявшая из четырех взводов по два броневика в каждом, под командованием полковника Добржанского отправилась на Северо-Западный фронт. Она успешно действовала в боях в Восточной Пруссии и в Польше на лодзинском направлении.

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ РУССО-БАЛТ М Состояние на вооружении с 1914г.Разработчик Русско-Балтийский з-дИзготовитель. Ижорский з-дПроизводство. серия с 1914г.База Руссо-Балт М(Т)Колесная формула 4x2Боевая масса, т. 4(8,35)Длина, мм 4500Ширина, мм 1980Высота, мм 2000Тип двигателя

Из книги Бронетранспортеры и бронемашины России автора Газенко Владимир Николаевич

«Руссо-Балт» М Первые русские бронеавтомобили времен Первой мировой войны созданы на базе серийных грузовиков «М» грузоподъемностью две тонны Русско-Балтийского завода. Работами руководил полковник А. Добржанский, который был знаком с производством броневиков на

Из книги автора

«Руссо-Балт» Т Одновременно с серией пулеметных бронеавтомобилей на Ижорском заводе была построена одна машина со смешанным пушечно-пулеметным вооружением. В качестве базового шасси был использован грузовик Русско-Балтийского завода серии «Т» грузоподъемностью 4,1 т.


Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
«Руссо-Балт» модель 1914 г.

Боевая масса, т: 2,96;
Экипаж, чел: 5;
Габаритные размеры, мм: длина - 4500, ширина - 1980, высота - 2000, колесная база - 3165;
Бронирование, мм: лоб и корма корпуса - 5, борт - 3,5, крыша - 3;
Вооружение: три 7,62-мм станковых пулемета «Максим»;
Боекомплект: 9000 патронов;
Двигатель: «Руссо-Балт С24-40», 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4501 см3, мощность 29,4кВт при 1800 об/мин;
Удельная мощность, кВт/т: 9,93;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 40;
Запас хода, км: по шоссе до 300;
Запас топлива, л: 96.

История производства отечественных бронеавтомобилей неразрывно связана с историей создания первого в российской армии бронеавтомобильного подразделения, известного под названием «1-я автомобильная пулеметная рота».
Сразу же после начала первой мировой войны Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич поставил перед военным министром генерал-адьютантом Сухомлиновым задачу создать специальное подразделение, оснащенное бронированными автомобилями с пулеметным вооружением. Сухомлинов вызвал к себе лейб-гвардии егерского полка полковника А. Добржанского, временно прикомандированного к канцелярии Военного министерства, и поручил ему и штабс-капитану Некрасову в кратчайшие сроки построить два десятка бронеавтомобилей и сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею». Спустя два дня своим официальным приказом приступить к постройке броневых машин военный министр «положил начало существованию блиндированных автомобилей и формированию роты».


Выбор военного министра не был случайным он знал, кому доверить организацию производства отечественных бронеавтомобилей. Еще до войны полковник Добржанскии в соавторстве с подполковником в отставке Л. Чемерзиным разработал теоретические основы применения бронемашин в ходе военных действий, изучив и обобщив опыт испытаний первого русского бронеавтомобиля подъесаула М. Накашидзе. Он считал что в будущей войне эти машины смогут применяться для ведения разведки в тылу и на флангах противника, для огневой поддержки своих войск в наступлении и преследовании отступающего врага, для срыва атак его кавалерии, для поддержания связи и выполнения других видов боевых задач. Кроме того, Добржанский был знаком с производством бронемашин на заводах французской фирмы «Крезо» и принимал непосредственное участие в их проектировании.
Добржанскому и Некрасову удалось сделать почти невозможное - всего за полтора месяца с нуля спроектировать и построить девять бронемашин. И уже 16 октября 1914 года - до прибытия в Россию 48 бронемашин «Остин», заказанных в Англии, - на фронт отправилась автомобильная пулеметная рота, укомплектованная первыми отечественными броневиками.
В качестве производственной базы Добржанский избрал Ижорский завод в Колпино, под Петроградом. Туда с 24 августа по 1 октября 1914 года из Риги с Русско-Балтийского вагонного завода прибыли семь легковых шасси модели «Руссо-Балт-С24-40» серии ХШ-бис, оснащенных 294-киловаттными (40 л. с.) двигателями На основании указаний полковника Добржанского, назначенного командиром нового подразделения, инженер-механик Грауэн разработал проект бронировки шасси. Работы по изготовлению бронекорпусов и их установке на шасси велись в бронепрокатной мастерской № 2 Ижорского завода.

Прежде всего, на рамах шасси были смонтированы каркасы, выполненные из прокатного уголкового профиля, к которым с помощью болтов и заклепок крепились броневые листы из хромоникелевой стали особой закалки - их прокатывали непосредственно на Ижорском заводе. Толщина передней и задней стенок корпуса составляла 5 мм, бортов - 3,5 мм и крыши - 3 мм. Бронелисты располагались под наклоном таким образом, что в поперечном сечении бронекорпус представлял собой шестиугольник с несколько расширенной верхней частью. Такая конфигурация корпуса способствовала повышению пулестойкости бронировки, которая обеспечивала противопульную защиту на расстоянии 200 шагов. Бронемашина не имела вращающейся башни, и вооружение устанавливалось в стенках корпуса Экипаж «Руссо-Балта» состоял из командира машины. который, как правило, был офицером, шофера и трех пулеметчиков.



Схема бронеавтомобиля «Руссо-Балт» модели 1914 г.

В отделении управления справа размешался водитель, слева - пулеметчик, который вел огонь из 7,62-мм пулемета «Максим», смонтированного в наклонном лобовом листе корпуса Водитель имел довольно ограниченный обзор, поскольку наблюдение за дорогой и местностью мог вести только через узкие смотровые щели в лобовом листе и правой стенке отделения управления. При необходимости смотровые щели закрывались изнутри внешними поворотными бронезаслонками в виде узких прямоугольных пластин. На крыше отделения управления был установлен патронный ящик.
В задней части корпуса находилось боевое отделение, в котором размещались остальные три члена экипажа. На его крыше, уровень которой был существенно ниже крыши отделения управления, имелся большой квадратный люк с откидной крышкой, состоявший из двух частей, соединенных шарнирными петлями. Для входа в машину в нижней части левого борта была предусмотрена прямоугольная дверь на внешних петлях, открывавшаяся в сторону кормы броневика. Кроме того, в бортах и корме корпуса имелись порты для установки пулеметов «Максим» и смотровые щели для наблюдения за местностью две в правом борту и по одной в левом и корме.
Вооружение «Руссо-Балта» состояло из трех 7,62-мм пулеметов водяного охлаждения «Максим» и располагалось треугольником один пулемет в лобовой стенке, второй в кормовой (устанавливались стационарно), третий в одном из бортов (мог перебрасываться с одного борта на другой в зависимости от ситуации на поле боя). Это давало возможность всегда иметь в бою два пулемета, направленных в цель, на случай задержки одного из них. Пулеметные станки и скользящие на роликах щиты, разработанные полковником ГАУ А Соколовым, позволяли вести круговой обстрел. Возимый боекомплект состоял из 9000 патронов, снаряженных в пулеметные ленты.

В передней части корпуса располагался моторный отсек, в котором был установлен четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Руссо-Балт-С24-40» с рабочим объемом 4501 см3 , развивавший мощность 29,4 кВт (40 л. с.) при 1500-1800 об/мин. Двигатель отличался двусторонним расположением клапанов, цилиндры были отлиты в двух блоках. Циркуляция воды в системе охлаждения осуществлялась с помощью насоса. К подшипникам коленчатого вала смазку подавал шестеренчатый масляный насос. Остальные детали смазывались масляным туманом в картере двигателя. Для регулировки подачи смазки служили игольчатые клапаны с контрольными стеклянными пробирками - так называемая рампа (этот прибор применялся на всех машинах, выпускавшихся на «Руссо-Балте»).



Внутри бронеавтомобиля «Руссо-Балт» модели 1914 г.

Двигатель монтировался отдельно от четырехступенчатой коробки передач, и, чтобы деформации рамы не нарушали соосности обоих агрегатов при езде по бездорожью, они крепились на дополнительном подрамнике. Картеры двигателя и коробки передач были отлиты из алюминиевого сплава. Все шестерни коробки передач, главной передачи, а также колеса вращались не во втулках, а на шарикоподшипниках. Для передачи крутящего момента к ведущим колесам служили не цепи, как на ряде машин того периода, а карданный вал. В сочетании с трансмиссией двигатель позволял бронемашине с боевой массой 2,96 т двигаться по дорогам с твердой поверхностью с максимальной скоростью 40 км/ч. С полными баками, вмещавшими 96 литров бензина, «Руссо-Балт» мог пройти по шоссейной дороге до 300 км.
В двухосной заднеприводной (4x2) ходовой части на обеих осях использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами размером 880-120 мм. Подвеска передних колес, представляла собой две продольные полуэллиптические листовые рессоры. Подвеска задней оси состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических листовых рессор: двух продольных и одной поперечной. Тормозами, причем с механическим приводом, были оборудованы только задние колеса. Ни передних, ни задних крыльев бронемашина не имела.
Из построенных бронемашин «Руссо-Балт» полковник Добржанский сформировал 1-ю автомобильную пулеметную роту, состоявшую из четырех взводов. В каждом было по два пулеметных броневика и легковых автомобиля, по одному грузовику малой грузоподъемности (1 т.) и по мотоциклу. На автомобилях перевозили личный состав и имущество, а мотоцикл использовался для связи с командиром роты и штабом.

16 октября 1914 года подразделение Добржанского отбыло на Северо-Западный фронт. Броневики «Руссо-Балт» успешно действовали в боях в Восточной Пруссии и в Польше на лодзинском направлении. Уже 3 января 1915 года штаб 2-й армии этого фронта доносил «Бронированные автомобили снискали себе полное доверие в войсках, нашедших в этих машинах огромную, мощную поддержку, особенно в наступлении». Штаб 1-й армии дал следующую оценку боевой деятельности роты. «Эти автомобили своей боевой службой с ноября месяца уже в полной мере оправдали возлагавшиеся на этот новый вид оружия надежды...».
К концу 1921 года сохранились только три «Руссо-Балта» из 1-го дивизиона. Один броневик (шасси № 538) находился в 41-м автобронеотряде, а два других (шасси № 535 и №5 39) - в Ликвидационной комиссии.


Заслуживший положительные отзывы, но не получивший дальнейшего развития проект бронеавтомобиля Накашидзе, всё же оказал заметное вляиние на моторизацию русской армии. В августе 1914 г. военный министр Российской Империи генерал-адъютант Сухомлинов, на основании требований Великого Князя Николая Николаевича, издал приказ о создании “бронированной пулеметной автомобильной батареи” и постройке двадцать бронемашин. Работа была поручена лейб-гвардии Егерского полка полковнику Добржанскому и штабс-капитану Некрасову, под руководством которых был спроектирован первый российский серийный бронеавтомобиль.

Для постройки броневика было выбрано наиболее массовое и надежное на тот момент шасси легкового автомобиля Руссо-Балт С24\40 сериии XIII-бис. Для этой цели выделили восемь шасси: № 530, 532, 533, 534, 535, 538, 539 и 542.

Проект одного из самых оригинальных корпусов бронеавтомобиля времен Первой Мировой войны, изготавливаемого из хромоникилевой брони особой закалки, разработал инженер-механик Грауэр, руководствуясь указаниями Добржанского. Лобовые и бортовые листы располгались под рациональными углами наклона, что несколько усложняло сборку, но повышало их пулестойкость. Бронелисты крепились к стальному каркасу из прокатных уголков при помощи болтов и заклёпок. Толщина переднего и заднего вертикального бронелиста составляла 5 мм, бортового – 3,5 мм, крыши – 3 мм. Такая схема бронирования позволяла защитить экипаж от поражения пулями винтовочного калибра на дистанции до 200 метров. Посадку в бронеавтомобиль экипаж осуществлял через одностворчатые двери в боковых нижних бронелистах.

Экипаж машины состоял и пяти человек: офицера (командира), водителя и трёх пулеметчиков. Вооружение включало три 7,62-мм пулемета “максим” образца 1910 г., установленных по бортам корпуса и в лобовом листе с левой стороны. Для их монтажа полковником Главного Артиллерийского Управления А.Соколвым было разработано два типа станков и скользящие щиты. Полный боекмплект был довольно внушительным – 9000 патронов. Масса броневика в снаряженном состоянии не превыщала 2960 кг.

Существовал также вариант бронеавтомбиля “Руссо-Балт” с открытым кузовом, где на тумбовых установках монтировалось два 7,62-мм и имел третий переносной, а также небольшой серией была выпущена 76,2-мм зенитная самоходная установка.

Общий объём выпуска оказался небольшим – всего 15 машин. Первые семь шасси переоборудовали в период с 24 августа по 1 октября 1914 г., и уже 9 октября “Руссо-Балты” и ещё два других бронеавтомобиля были отправлены на Северо-Западный фронт. Здесь они поступили в распоряжение 1-й автомобильной пулеметной роты, формирование которой завершили 16 октября. Именно с этим соединением будет неразрывно связана судьба первых серийных российских бронемашин – пулеметных Руссо-Балт и пушечных Паккард.

История 1-й АПР началась 17-го августа 1914 года, когда военный министр В.А.Сухомлинов предложил полковнику лейб-гвардии Егерского полка Александру Николаевичу Добржанскому сформировать «бронированную пулемётную автомобильную батарею». Определенный опыт в этом отношении уже имелся, поскольку ещё в 1910-1911 гг. были выделены средства на закупку автомобилей для армии и к началу Первой Мировой войны уже имелось несколько тысяч подготовленных водителей и техников. Добржанский взялся за дело весьма резво и очень скоро, при активном содействии командира 1-й Учебной автомобильной роты П.И.Секретева, начался набор личного состава и материальной части. Уже 19-го августа резолюцией военного министра было официально «положено начало существования блиндированных автомобилей и формированию 1-й пулемётной автомобильной роты».

Подготовительный процесс и, собственно, само формирование 1-й АПР завершили всего за полтора месяца. Помимо бронемашин Руссо-Балт в состав роты включили пушечные Паккард и Маннесман-Мулаг. В общей сложности, к 19 сентября 1914 года удалось собрать четыре взвода:

1-й взвод – два Руссо-Балт тип С (номера 1 и 2, шасси 530 и 534) и один Маннесман-Мулаг (номер 10, шасси 2003)

2-й взвод – два Руссо-Балт тип С (номера 3 и 4, шасси 532 и 538) и один Паккард (номер 20)

3-й взвод – два Руссо-Балт тип С (номера 5 и 6, шасси 534 и 535) и один Паккард (номер 30)

4-й взвод – два Руссо-Балт тип С (номера 7 и 8, шасси 539 и?) и один Маннесман-Мулаг (номер 40, шасси 1878)

Кроме того, в состав роты включили два 3-тонных грузовика (немецкий Benz и английский Oldice) вооружённых 37-мм автоматическими пушками Максима-Норденфельта, но не забронированных из-за недостатка времени. 22-го сентября командиром 1-й АПР стал полковник Добржанский. Соответственно, командирами взводом назначили штабс-капитанов Б.Л.Подгурского, Б.А.Шулькевича, С.А.Дейбеля и П.В.Гурдова.

На фронт 1-я АПР отправилась 19-го октября 1914 года. К этому времени две русские армии потерпели жестокое поражение в Пруссии и начали откатываться назад, оставив значительную часть территории Польши. На этот проблемный участок фронта рота прибыла к концу месяца и вскоре была переведена в оперативное подчинение штаба 2-й армии. Следующие две недели экипажи Руссо-Балтов готовились к участию в контрнаступлении, начатом 29-го сентября. В ходе Варшавско-Ивангородской оборонительно-наступательной операции против германо-австрийских армий в Польше противник был отброшен на исходный рубеж. Бронемашины пошли в бой 9-го ноября, войдя в состав Ловичского отряда генерал-лейтенанта В.А.Слюсаренко.

Наибольший эффект от их применения был достигнут 10-го ноября. В этот день шесть пулемётных бронеавтомобилей под командованием штабс-капитана Б.А.Шулькевича прорвалась через занятый противником город Стрыков, а два пушечных автомобиля поддержали огнём наступление 9-го и 12-го Туркестанских стрелковых полков. Впоследствии, хотя и с большим запозданием, командир 2-го взвода был награждён мечами и бантом к ордену Святого Станислава III степени.

В не меньшей степени отличился и командир 4-го взвода Гурдов. Несмотря на то, что линия фронта отчасти стабилизировалась, обе стороны периодически предпринимали меры по оттеснению противника с выгодных позиций. В течении 20-21 ноября у польского города Пабьянице немцам удалось прорвать непрочную русскую оборону, создав угрозу выхода в тыл. Ранним утром навстречу противнику вышли бронемашины 1-й АПР. Далее события описываются развивались образом. Встретив противника на подступах к Ласскому шоссе две пулеметные бронемашины заставили противника залечь. Подоспевшие пушечные «маннесманы» открыли по немцам сильный огонь, но сопротивление с обоих сторон оказалось слишком велико. Спустя несколько часов Гурдов принял решение выйти из боя, поскольку бронемашины получили многочисленные попадания из стрелкового оружия, а среди экипажей было много раненых. Тем не менее, дальнейшее продвижение немцев удалось остановить на несколько дней, а гурдов был представлен к Ордену Святого Георгия IV-степени со следующей формулировкой:

«…за то, что в боях под п. Пабьянице 20 и 21 ноября 1914 года с 4 бронеавтомобилями выдвинулся вперёд по шоссе Ласк без прикрытия и, приблизившись на 150 шагов к наступающей колонне противника, нанёс ей большой урон и привёл её в полное расстройство, продолжая действовать несмотря на то, что штабс-капитан Гурдов и все пулемётчики были ранены, причём все автомобили, хотя и повреждены, были вывезены из боя,»

Несмотря на положительные отзывы в боях 1914-го года у бронемашин 1-й АПР было выявлен целый ряд серьёзных недостатков. Главным из них была недостаточная защищенность. Если в первые недели применения можно было рассчитывать на определенный моральный эффект, то впоследствии немцы привыкли к наличию у русской армии большого количества бронеавтомобилей и пытались подтянуть артиллерию к месту их появления. Кроме того, броня толщиной 5-6 мм защищала от пуль на дистанции до 300 метров. В ближнем бою бронелисты пробивались пулями калибра 7,92-мм и 9-мм навылет. Также, в условиях осенней распутицы, проявилась недостаточная проходимость машин. Вне дорог их старались не использовать вообще.

Объединив опыт, полученный в первых боях, были выработаны определённые тактические приёмы, а 11-го февраля 1915 года приказом Верховного Главнокомандующего № 7 была введена «Инструкция для боевого применения бронированных автомобилей». В этом документе детально описывались действия бронемашин в условиях наступления, обороны и преследования противника.

В марте 1915 года пришло первое пополнение – рота получила четыре новых пушечных бронеавтомобиля. За прошедшие полгода безвозвратные потери составили всего один «паккард», погибший вместе с экипажем штабс-капитана Гурдова у деревни Добржанково. Служба «руссо-балтов» продолжалась на Западном фронте вплоть до поздней осени 1916 года, когда она была переформирована в 1-й броневой дивизион. Дальнейшая судьба этого соединения, пополненного в сентябре 33-м автомобильным пулеметным отделением, оказалась довольно бурной. До лета 1917 года 1-й бронедивизион находился в Финляндии, прикрывая дислоцированные там русские части от возможной высадки немецкого десанта. Впрочем, финское правительство сохраняло лояльность по отношению к русским вплоть до Октябрьской революции и помощь бронемашин не понадобилась.
В октябре 1917 года боеспособные машины, в основном «остины», перебросили под Двинск (теперь это латвийский Даугавпилс), где немцы успешно наступали практически не встречая сопротивления со стороны деморализованных русских войск. Всеобщий хаос затронул и 1-й бронедивизион. Практически не получая поддержки от Генерального Штаба Северо-Западного фронта экипажи бронемашин оказались в патовой ситуации. Война шла, а воевать было некому. И уж тем более бывшим царским офицерам не хотелось воевать на стороне большевиков. Всё это привело к значительным потерям в материальной части и личном составе, восполнить которые было уже невозможно. История некогда легендарной 1-й автомобильной пулеметной роты завершилась трагически – оставленные в Двинске машины были захвачены немцами в марте 1918 года и частично введены в строй после ремонта. Правда, «руссо-балтов» среди них уже не было.

Ещё одной страницей в истории бронемашин Руссо-Балт тип С стала служба в составе Кавказской Туземной дивизии, прибывшей на Юго-Западный фронт в ноябре 1914 года. О количестве «руссо-балтов», переданных дивизии точных данных пока найти не удалось. Возможно, всё ограничилось только одной машиной, которая, помимо прочего немного отличается конструкцией корпуса (изменена передняя часть). Как сложилась судьба «туземной» бронемашины также сказать весьма затруднительно. Единственный снимок этого «руссо-балта» был опубликован в журнале «Нива» весной 1916 года – то есть, теоретически эта бронемашина могла принять участие в Брусиловском прорыве. Не исключено, что в начале 1917 года «руссо-балт» был уничтожен при отступлении русских войск.

После революции карьера немногих сохранившихся бронемашин Руссо-Балт тип С оказалась весьма насыщенной. Несколько броневиков попало в руки “красных” и эксплуатировалось до конца Гражданской войны. Одна из машин (№539) дважды переходила из рук в руки. Летом 1919 г. этот бронеавтомобиль, принадлежавший 21-му автобронеаотряду (АБО), был оставлен экипажем в бою у балки Шклянская и был захвачен белогвардейцами. Впрочем, спустя всего три месяца, этот же “Руссо-Балт” вновь перешел в руки РККА, когда его отбил у “белых” 32-й АБО 1-й конной армии. К концу войны бронеавтомобилей “Руссо-Балт” осталось совсем немного. По состоянию на 1921 г. в составе 41-го АБО числилась одна машина и ещё две находились в ведении Ликвидационной Комиссии. В скором времени их окончательно вывели из состава РККА и разбронировали.

Таким образом, до настоящего времени ни одного настоящего «руссо-балта» не сохранилось. Однако, в 2009 году специалистами мастерских КИП «Лейбштандарт», по оригинальным чертежам из архивов Политехнического музея, РГАКФД и других была изготовлена полноразмерная модель-копия бронеавтомобиля. На постоянной основе она находится в открытой экспозиции Центрального музея современной истории России и периодически «руссо-балт» привлекают для различных военно-исторических реконструкций. Благо, ходовая часть у него полноценная, хоть и не 100% аутентичная.

Источники:
М.Барятинский, М.Коломиец «Броня Первой автопулемётной» («Моделист-конструктор» 1996-3)
М.Барятинский, М.Коломиец «Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг.», Москва, 2000
М.Коломиец «Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне», Москва, Яуза, 2008

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
Руссо-Балт тип С образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА 2960 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4500
Ширина, мм 1980
Высота, мм 2000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ три 7,62-мм пулемета “максим” обр.1910 г.
БОЕКОМПЛЕКТ 9000 патронов в лентах
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5 мм
корма корпуса — 5 мм
борта корпуса — 3,5 мм
крыша корпуса — 3 мм
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колеса одинарные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 20 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ