Для всех и обо всем

После того, как пир в честь новоиспеченного рыцаря закончился, рыцарь ступал в суровую жизнь, которая не каждому известна.

То, насколько рыцарь был обеспечен, зависело от количества его земли, но хоть это было и важным фактором для рыцаря, главным его занятием все же была война, на службе у сеньора. Но вот как только рыцарь освобождался от службы, он сразу же ехал на охоту, ведь для рыцаря это было лучшим отдыхом.

Рыцари делали из охоты настоящее представление, где рыцарь мог сразиться с загнанным собаками хищником, что в точности как на войне ставило его жизнь под угрозу, ведь малейшая ошибка могла привести к смерти. Помимо единоборств с животными, рыцари любили охоту на дичь, где они могли использовать своего сокола.

Но охота для рыцаря это не просто развлечение, это его способ существования, именно так рыцари добывали себе пищу, и даже если на складе нет места для дичи, то она готовилась в первую очередь, так как дичь ценилась намного больше любой домашней скотины.

Что особенно важно было для рыцаря, то это воспитание своего ребенка, которого он учил владеть оружием, ездить верхом на коне, плавать и всему остальному, что пригодится в самостоятельной жизни. Также это помогало рыцарю все время быть в боевой готовности, чего он хотел и от своего замка и от своих воинов.

Местом сбора всех рыцарей, были рыцарские турниры , где каждый мог показать себя и овладеть при этом новыми навыками, наблюдая за боями соперников. Ну и любимым занятием каждого рыцаря были пиры, где они действительно могли отдохнуть, общаясь с другими рыцарями.

При любой поездке по лесу рыцарю приходилось всегда находиться в напряжении ведь в любую секунду из-за куста или дерева могли выскочить бандиты, с целью полакомиться запасами рыцаря или ограбить его.

Но бывали такие случаи, когда и красть то у рыцаря было нечего, так как во владениях у него была только какая-нибудь деревенька с десятком крестьян и небольшим кусочком земли. Для посадки растений рыцари в таком случае лично вставали за плуг, чтобы перевернуть землю для посадки растений.

Также бедность к рыцарю могла придти из-за закона, который бы установлен. Ведь по закону, все владения отца, переходили к старшему сыну, в то время как у младшего не оставалось ничего, кроме его коня и доспехов . В таком случае ему ничего не оставалось, как скитаться по свету бедняком. Были случаи, когда рыцари, для того, чтобы прокормиться, вступали в банды и грабили крестьян, тем самым нарушая свою клятву, данную церкви.

Но также встречались случаи, когда и богатый рыцарь был не прочь, что-нибудь украсть. Ведь уже к концу одиннадцатого века, начали появляться рынки, на которых мастера выставляли на продажу свои изделия, и увидев меч из высокопрочной, заклеенной стали рыцарь мог не выдержать искушения, и украсть.

Именно в то же время начали привозить товары из других стран Европы, и вот, когда проплывает небольшой корабль, груженый зарубежными товарами, некоторые просто не выдерживали, желая иметь что-нибудь уникальное, и грабили этот корабль.

Были случаи, когда даже встречались целые армии бродячих рыцарей, которые объединялись для завоевания крупных объектов.

Увидев таких рыцарей, которые позабыли о рыцарских идеалах и целях, просто бросает в дрожь, ведь все, чему их так долго учили, обернулось против учителей, то есть против церкви. Такие рыцари были просто безжалостны, убывая людей, будь то старики, или женщины с детьми, на их лицах не было ни капли сожаления.

05.03.2019

Рыцарь был не просто воином, а эталоном благородных устремлений и чувств. У рыцарей сформировались собственные понятия о чести и благородстве. Прежде всего, рыцарь должен был быть добрым христианином и обязывался везде и всюду бороться за христианскую веру и защищать ее. Он должен был оберегать слабых, всегда держать данное слово. Рыцарь должен был быть верен своему сеньору и должен был уметь постоять за свою жизнь и достоинство. А еще, совершенно не лишними оказывались навыки рыцарей играть на музыкальных инструментах, слагать стихи и поэмы, посвященные Прекрасной Даме, которая просто обязана была быть у каждого уважающего себя рыцаря. При этом, следует заметить, что Прекрасная Дама должна была оставаться для рыцаря недосягаемой величиной. Он мог в ее честь слагать стихи и песни, он мог сражаться за ее благосклонный взгляд на турнирах и совершать еще, Бог знает сколько, военных подвигов на поле брани, но рыцарь, как правило, не мог обладать дамой своего сердца. Так что, частенько Прекрасными Дамами рыцари избирали дам замужних и, по всем средневековым правилам этикета, восхваляли их красоту и добродетель, и вздыхали о них исключительно платонически. Даже королева вполне могла стать Прекрасной Дамой какого-нибудь славного рыцаря, ведь, как известно, даже кошке позволено смотреть на короля.
Конечно же, все мальчишки Средневековой поры мечтали о том, чтобы стать рыцарем. Но для этого приходилось немало потрудиться. Пятнадцать лет – самый подходящий возраст для оруженосца. Именно в этом возрасте мальчики поступали на службу к рыцарю, повсюду, как тень, следуя за своим господином. Пажи-оруженосцы держали щит, подавали запасное оружие во время боя, ухаживали за лошадьми. За несколько лет службы, мальчик мужал и уже сам мог претендовать на то, чтобы его посвятили в рыцари. В ночь перед посвящением, будущий рыцарь должен был всю ночь на коленях молиться, испрашивая у Господа сил и мужества, и благородства мысли, и стойкости, дабы в будущем ему хватило отваги не посрамить почетное звание рыцаря. Утром он исповедовался, совершал ритуальное омовение, облачался в белоснежные одежды неофита и, возложив руки на Святое Евангелие, торжественно клялся соблюдать все писанные и неписанные законы рыцарства. После этого, один из рыцарей (или отец юноши) доставал из ножен меч и трижды касался клинком плеч неофита. Затем юноше вручался собственный меч, с которым он отныне больше не расставался. Тот, кто посвящал мальчика в рыцари трижды бил его по щекам, приговаривая: «Будь храбр!» и это были единственные удары в жизни рыцаря, на которые он не имел права отвечать. Даже король, проходя обязательное посвящение в рыцари, не имел права сопротивляться этим ритуальным оплеухам. Во время войны, правда, ритуал посвящения в рыцари проходил несколько скромнее.
Почти все свободное время рыцарь проводил либо на охоте, либо на войне. Война – это кормилица не только рыцарей, но и любых других воинов. Мародерствуя на захваченных территориях, люди делали себе если не состояние, то, по крайней мере, хоть как-то компенсировали долгие годы военных лишений. Еще одним способом зарабатывать себе на жизнь для рыцаря являлись рыцарские турниры. Эта полувоенная – полуспортивная забава, на которой рыцари сражались друг с другом, стремясь выбить соперника из седла тупым концом копья. Поверженный на землю рыцарь, должен был отдать своего коня и свои доспехи победителю, но поскольку остаться без коня и доспехов для рыцаря считалось позором, то победитель тут же возвращал свой выигрыш проигравшему за очень хорошие деньги (рыцарские доспехи стоили приблизительно столько же, сколько стоило небольшое стало коров, голов, эдак, в 45). Так что, некоторые рыцари зарабатывали себе на жизнь, путешествуя из города в город и принимая участие в рыцарских турнирах, параллельно во всех городах прославляя имя своей Прекрасной Дамы.

Жизнь человека в Средние века была, по сути, сплошным испытанием на выносливость, хотя люди и вряд ли отдавали себе в этом отчет, ибо жили, не зная и даже не предполагая иной реальности. Жили, как заведено, как жили их отцы и прадеды, и прапрапрадеды. Исключение составляли, разве что, рыцари, в чьем образе жизни все-таки происходили определенные изменения. Вначале, быть рыцарем означало просто быть воином, нести вассальную, как правило, конную военную службу своему сеньору. Однако, в бесконечных средневековых внешних и внутренних войнах, постепенно была сформирована новая идеология и психология рыцарства; к образу малограмотного военного добавилась изрядная доля аристократизма и благородства, даже, некоторой куртуазности в лучшем смысле этого слова. Рыцарь стал не просто воином, а эталоном благородных устремлений и чувств, понятие рыцарства стало синонимом верности, что в средневековом обществе считалось почти непозволительной роскошью. Даже король не всегда мог похвастаться верностью собственных подданных, а что уж говорить о простых смертных?

У рыцарей сформировались собственные понятия о чести и благородстве. Прежде всего, рыцарь должен был быть добрым христианином и обязывался везде и всюду бороться за христианскую веру и защищать ее. Он должен был оберегать слабых, всегда держать данное слово. Рыцарь должен был быть верен своему сеньору и должен был уметь постоять за свою жизнь и достоинство. А еще, совершенно не лишними оказывались навыки рыцарей играть на музыкальных инструментах, слагать стихи и поэмы, посвященные Прекрасной Даме, которая просто обязана была быть у каждого уважающего себя рыцаря. При этом, следует заметить, что Прекрасная Дама должна была оставаться для рыцаря недосягаемой величиной. Он мог в ее честь слагать стихи и песни, он мог сражаться за ее благосклонный взгляд на турнирах и совершать еще, Бог знает сколько, военных подвигов на поле брани, но рыцарь, как правило, не мог обладать дамой своего сердца. Так что, частенько Прекрасными Дамами рыцари избирали дам замужних и, по всем средневековым правилам этикета, восхваляли их красоту и добродетель, и вздыхали о них исключительно платонически. Даже королева вполне могла стать Прекрасной Дамой какого-нибудь славного рыцаря, ведь, как известно, даже кошке позволено смотреть на короля.

Конечно же, все мальчишки Средневековой поры мечтали о том, чтобы стать рыцарем. Но для этого приходилось немало потрудиться. Пятнадцать лет – самый подходящий возраст для оруженосца. Именно в этом возрасте мальчики поступали на службу к рыцарю, повсюду, как тень, следуя за своим господином. Пажи-оруженосцы держали щит, подавали запасное оружие во время боя, ухаживали за лошадьми. За несколько лет службы, мальчик мужал и уже сам мог претендовать на то, чтобы его посвятили в рыцари. В ночь перед посвящением, будущий рыцарь должен был всю ночь на коленях молиться, испрашивая у Господа сил и мужества, и благородства мысли, и стойкости, дабы в будущем ему хватило отваги не посрамить почетное звание рыцаря. Утром он исповедовался, совершал ритуальное омовение, облачался в белоснежные одежды неофита и, возложив руки на Святое Евангелие, торжественно клялся соблюдать все писанные и неписанные законы рыцарства. После этого, один из рыцарей (или отец юноши) доставал из ножен меч и трижды касался клинком плеч неофита. Затем юноше вручался собственный меч, с которым он отныне больше не расставался. Тот, кто посвящал мальчика в рыцари трижды бил его по щекам, приговаривая: «Будь храбр!» и это были единственные удары в жизни рыцаря, на которые он не имел права отвечать. Даже король, проходя обязательное посвящение в рыцари, не имел права сопротивляться этим ритуальным оплеухам. Во время войны, правда, ритуал посвящения в рыцари проходил несколько скромнее.

Почти все свободное время рыцарь проводил либо на охоте, либо на войне. – это кормилица не только рыцарей, но и любых других воинов. Мародерствуя на захваченных территориях, люди делали себе если не состояние, то, по крайней мере, хоть как-то компенсировали долгие годы военных лишений. Еще одним способом зарабатывать себе на жизнь для рыцаря являлись рыцарские турниры. Эта полувоенная – полуспортивная забава, на которой рыцари сражались друг с другом, стремясь выбить соперника из седла тупым концом копья. Поверженный на землю рыцарь, должен был отдать своего коня и свои доспехи победителю, но поскольку остаться без коня и доспехов для рыцаря считалось позором, то победитель тут же возвращал свой выигрыш проигравшему за очень хорошие деньги (рыцарские доспехи стоили приблизительно столько же, сколько стоило небольшое стало коров, голов, эдак, в 45). Так что, некоторые рыцари зарабатывали себе на , путешествуя из города в город и принимая участие в рыцарских турнирах, параллельно во всех городах прославляя имя своей Прекрасной Дамы.

December 20th, 2016

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы - носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах "грубых мужиков". Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда "базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам". Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов - эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским "искусствам". Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

"Если здесь война, я здесь остаюсь ", - говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.


Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат "не по правилам". Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 - последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации - рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил "куртуазии".

"Куртуазия", кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная "рыцарская" любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

Наиболее популярные сюжеты - о рыцарях "Круглого стола", о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

Лишение Рыцарского Достоинства

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.

Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.

В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).

После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).

После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести:

мужество (pronesse)
верность (loyaut)
щедрость (largesse)
благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
чувство чести (honneur)
вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.

Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.