Что такое в педагогике. Институт психологии и педагогики. Кратко о социализации как основной функции

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами. Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.

А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогки является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.

Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.

Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения. Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести:

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

2) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;

3) разработку адекватных педагогических теорий и практических рекомендаций;

4) разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности;

5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы;

6) приоритетную разработку актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания;

7) разработку вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами, педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно-технического и кадрового обеспечения;

8) разработку системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, должностных лиц, специалистов разных ведомств и пр.;

9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

10) подготовку научно-педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы в необразовательных учреждениях и т. д.

В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую.

Педагогика – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения младшему.

2 ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

С момента зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического интереса педагогики были дети, педагоги, семья.

Сегодня педагогика не может ограничиваться рамками детства и школы. В связи с новыми реалиями и изменившимися условиями жизни людей педагогика должна охватывать всю структуру общественной жизни.

Педагогика является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений. Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др. Полученные результаты помогают составить целостную картину особенностей человеческой личности.

Личность человека в педагогике рассматривается с различных позиций: социологической (личность в социуме), психологической (особенности психологии возраста), биологической (особенности физического развития).

У каждой науки о человеке и обществе – одинаковые объекты исследования, но каждая наука имеет свой предмет исследований. Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида. Под развитием индивида следует понимать процесс внутреннего последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, которые обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие индивида происходит под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Личность – это системное свойство каждого человека, его качественные характеристики. Проблема личности находится в центре внимания многих наук, в педагогике же она рассматривается с точки зрения изменения и проявления ее педагогических свойств: воспитанности, образованности и развитости. Кроме того, педагогика изучает социализацию личности: процесс и результат возникновения у человека с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований.

Педагогика подходит к личности не как к пассивному объекту, наполняемому социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, несущему личную ответственность за свою жизнь.

Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.

Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.

3 КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.

Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.

Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.

Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.

Педагогическое взаимодействие организуется для решения какой-либо педагогической задачи – материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.

Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.

Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Образовательный процесс – это процесс интеллектуального развития личности, усвоения ей опыта старших поколений, результатов развития науки и общественной практики в виде системы знаний, умений и навыков.

Главная цель образовательного процесса – формирование образованности учащихся, просвещенности в тесной связи с общим педагогическим совершенствованием личности, воспитанностью и развитостью. Недостатки в любой из этих составляющих приводят процесс образования к педагогической неполноценности.

Урезанный до просвещения процесс образования превращается в чисто учебный, лишаясь своих главных признаков. Главное педагогическое действие образовательного процесса – организованное присвоение учащимися определенной части предлагаемого им опыта и их личностные изменения. Основные элементы образовательного процесса: осознание и формулирование цели; управление им; деятельность учащихся, учение; субъект-субъектное взаимодействие; макро-и микросреда, в которых он осуществляется и воплощает цели в результаты; конечные результаты. Все эти элементы взаимосвязаны и включают в себя все компоненты «педагогического квадрата» – образование, обучение, воспитание и развитие.

Основные условия эффективности образовательного процесса.

1. Подчинение достижению цели образования всей системы образовательного учреждения: целенаправленность, целевая деятельность, целевое управление, ориентированное на требуемый результат, обеспечивающее его достижение.

2. Обеспечение педагогической целостности процесса: включение всех направлений педагогической работы – учебно-педагогической, воспитательно-педагогической, развивающе-педагоги-ческой.

3. Осуществление научно обоснованной педагогической декомпозиции общей цели и наметка конкретных задач, вытекающих из квалификационных требований к выпускнику: выстраивание компонентов системности процесса, таких как содержание, время, формы, условия, технологии, методы, контроль, оценка, коррекция и др.

4. Ориентация на обучающихся: образовательное учреждение создается и функционирует для тех, кто в нем учится.

5. Помощь ученику в формировании себя как личности: воплощение цели формирования личности в концепции учреждения образования, уставе, программах и ином, а также в личной концепции каждого педагога.

6. Максимально доступная интенсификация учения: обеспечение стиля и атмосферы в образовательном учреждении, при котором у учеников возникает желание учиться.

7. Гуманизация и демократизация процесса, использование современных психолого-педагогических технологий.

8. Постоянный контроль, оценка, коррекция результатов по критериям целей и задач.

9. Осуществление образовательного процесса преподавателями-профессионалами; повышение педагогического профессионализма учительского и научно-педагогического состава.

5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Методология – учение о принципах и способах научного познания фактов, закономерностей и механизмов исследуемой действительности и ее преобразования. Существуют общенаучная, частная и специальная методологии.

Педагогическая методология обеспечивает фундаментально-достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений педагогической действительности.

Любое педагогическое исследование, решение и действие научно корректно и педагогически эффективно, если в основе его лежит осмысленный и грамотно реализованный методологический подход.

Принципы педагогических исследований.

1. Принцип социальности.

2. Принцип практичности.

3. Принцип системности.

4. Принцип развития, историзма и современности.

5. Принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.

6. Принцип единства личности, среды, деятельности и поведения.

7. Принцип педагогически эффективной активности личности.

8. Принцип гуманности и цивилизованности.

9. Принцип педагогической предметности.

10. Принцип комплексности. Педагогические исследования проводятся с использованием общенаучных методов. Однако имеются и специфические методы.

Организационные методы – методы планирования и построения исследования – включают изучение состояния проблемы, разработку научной гипотезы, организационно-методический замысел. Метод сбора данных призван выявить, измерить и зафиксировать исследуемое явление. Для этого используются хронометраж, наблюдение, анализ биографий, ситуаций, фактов, беседа и интервьюирование, анализ педагогической документации, анализ и оценка результатов деятельности, обобщение педагогического опыта, сравнительно-педагогический и социально-педагогический методы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и пр.

Методы обработки данных: количественные (обсчет полученных данных, ранжирование, шкалирование, процентирование, корреляционный и факторный анализ, статистическая оценка, составление таблиц и графиков и др.) и качественные (систематизация, группировка, типо-логизация, синтез, оценка, педагогический анализ собранных обобщенных знаний и пр.).

Интерпретационные методы имеют содержательную педагогическую специфику. В их число входят есть следующие: каузальный (констатация и объяснение причинно-следственных связей и зависимостей); системный (оценка исследуемого явления как целостной педагогической системы); структурный (выявление элементов исследованного явления); функциональный (изучение динамики, функций исследуемого явления в целостной системе отношений); генетический (обнаружение развития, изменений, их тенденция); дедукции и индукции (заключения и выводы, осмысление); педагогический консилиум (групповой экспертный анализ и оценка).

6 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог-практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпретации применение педагогических действий и техники не имеет педагогической ценности. Сегодня выполнение действий и техника – это не только эмпирический процесс, не только обобщение опыта, но и результат экспериментальных педагогических исследований. Основываясь на общепедагогических положениях об использовании научных методов, педагог-профессионал в постоянном творческом поиске адаптирует их к себе и конкретным решаемым задачам. Со временем это развивает у педагога умения, педагогическую интуицию («искусство педагога»).

Результаты педагогических исследований могут быть обманчивыми, если не исключать влияния субъективности самого исследователя. Субъективность может возникнуть по причине предубеждения, неосознанных предпочтений, соблазн найти подтверждение исходной гипотезе и пр. Согласно общенаучному принципу объективности исследователь обязан исключить влияние на выводы и рекомендации личных пристрастий, взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и недостаточной личной научно-педагогической подготовленности.

Кроме того, педагог-исследователь должен: 1) сочетать экспертные методы с экспериментальными;

2) изучать одно и тоже явление, свойство, элемент несколькими методами;

3) использовать валидные методы;

4) строить выводы и оценки не на единичных фактах и данных, а на их статистически достаточном множестве;

5) применять методы математической статистики;

6) проводить педагогические консилиумы, привлекая экспертов;

7) завершать исследование практической апробацией.

Главное условие, требование к педагогу-исследователю – социальная ответственность и научная добросовестность, стремление к эффективности, истине, деловому результату.

Существуют два уровня методологической культуры педагога.

1. Педагогический уровень: педагог обязан знать историю педагогики; основные принципы, используемые в качестве методологических установок (принцип доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития). Кроме того, педагог должен иметь навыки использования различных методов ведения урока и навыки воспитательной работы. Велика значимость умения педагога выбрать и применить методы и методологические установки, соответствующие познавательной и практической деятельности.

2. Диалектический уровень: педагог должен применять в своей деятельности противоположные, взаимоисключающие идеи, принципы и положения.

Методологическая культура педагога – один из элементов, составляющих основу педагогического мастерства.

7 ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.

1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

2. История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

4. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.

5. Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

6. Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т. д.).

7. Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).

8. Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

9. Исправительно-трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

10. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной.

Педагогика активно взаимодействует с другими науками. В процессе разработки педагогических теорий важную методологическую роль играет философия, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования.

Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любая отрасль педагогики опирается на аналогичную отрасль психологии.

Связана педагогика и с физиологией. Для управления психическими процессами учащихся необходимо знать закономерности физиологических процессов организма в целом и его частей, функциональных систем. Это помогает педагогике разрабатывать развивающие и обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию личности.

Велика помощь, оказываемая педагогике социологией, а новые возможности для исследования процессов образования и обучения дают информатика и кибернетика. Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр.

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

  1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
  • описательном, объяснительном;
  • диагностическом;
  • прогностическом.
  • Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
    • проективном;
    • преобразовательном;
    • рефлексивном.

    Задачи педагогики :

    1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
    2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
    3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология.
    4. Внедрение результатов исследования в практику.

    Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

    1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
    2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
    3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

    Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

    Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.


    Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

    Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

    Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).

    Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

    Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

    Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

    Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

    Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

    Современная педагогическая система наук о воспитании:

    1. Фундамент - философия и история образования.
    2. Общая педагогика:
    • теоретические основы;
    • дидактика;
    • теория воспитания;
    • школоведение;
  • Возрастная педагогика:
    • дошкольная;
    • школьная;
    • профессионально-техническая;
    • педагогика высшей школы;
  • Социальная педагогика:
    • семейная педагогика;
    • перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
    • музейная педагогика;
    • театральная педагогика и т.д.
  • Специальная педагогика:
    • сурдопедагогика;
    • тифлопедагогика;
    • олигофренопедагогика.
  • Методика преподавания предмета.
  • Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
  • Военная педагогика.
  • Педагогика третьего возраста.
  • Межнаучные связи педагогики:

    1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
    2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
    3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
    4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
    5. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.
    6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
    7. С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).

    Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.

    Литература :

    1. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004.
    2. Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1995.
    3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.
    4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.

    Есть такая наука - педагогика, но чем она занимается, понятно не каждому. Общее представление можно вынести уже из наименования - видимо, это как-то связано с искусством преподавания. Но в чем суть явления? Кого этому учат? Что изучает педагогика предметно? Попробуем разобраться в этой довольно любопытной области науки, в некоторой степени определяющей будущее нашего общества.

    Общая информация

    Сама суть науки предполагает наличие объекта, который исследуют занимающееся этой областью профессионалы. Объектом выступает некоторый элемент социума, идеал, материальный, действительный предмет, заинтересовавший человека. Если физика занимается фундаментальными законами, а информатика - особенностями распределения информации, то что изучает педагогика?

    Эта наука посвящена отношениям между формирующими социум субъектами. В фокусе внимания - взаимодействие, позволяющее развить участника общества, усовершенствовать его с разных точек зрения. Задача, стоящая перед учеными, занимающимися педагогикой, а также работниками, задействованными в этой области - проанализировать особенности усовершенствования отдельного человека, применив к этому имеющиеся в распоряжении современного ученого данные о социальном опыте. Педагогика - наука, которая позволяет сделать реальным, эффективным, продуктивным производство в самых разных областях и сферах, не только материальных, но и духовных. Обусловлено это тем, что социальные отношения строятся вокруг самого главного субъекта - человека, а значит, его качественное изменение к лучшему влияет на сами общественные взаимодействия.

    Что в имени тебе моем?

    О том, что изучает педагогика, первичные выводы можно сделать уже из наименования дисциплины. Оно образовано от греческих слов:

    • пейда - ребенок;
    • гогос - ведение.

    Дословный перевод слова звучал бы как «мастерство ведения детей».

    Идея педагогики в обеспечении специфических отношений внутри социума, благодаря чему человек может развиваться физически, морально, умственно, нравственно - словом, во всех областях и сферах. Рабочий процесс в рамках такой дисциплины предполагает взаимодействие наставника, обучаемого. Педагог - человек, который способен применять положения института педагогики в реальной жизни, в рабочей практике, взаимодействуя с ребёнком и обучая его, дабы у маленького человека появилось представление о возможностях продвижения по жизни, оптимальных путях развития и достижения желаемого.

    Педагогика: актуальность темы

    Из указанного выше понятно, что изучает педагогика, и можно сразу осознать, до какой степени важна эта наука для социума. Она появилась вместе с нашим обществом, вместе с человеком разумным, и в настоящий день представляет собой довольно сложную систему взаимного влияния. Довольно тесные связи наблюдаются с иными социальными дисциплинами. Традиционно буквально рука об руку идут психология и педагогика. В то же время определенные соотношения наблюдаются и с иными аспектами взаимодействия между людьми.

    В прежние времена не было такого четкого разделения: педагогика, психология, социология. Тем более не существовало разделения внутри педагогической дисциплины на отдельные направления - работа с разными группами, разделенными на основе возрастной принадлежности или иных специфических факторов. Со временем педагогика как наука стала сложнее и объемнее. Активность человека спровоцировала необходимость проработки принципиально нового подхода к пониманию и применению педагогических инструментов. В наше время педагогика - это довольно четко специализированная научная дисциплина, вместе с тем - профессия, обучение которой требует немалых усилий и времени.

    Образование и наука

    Основы педагогики преподают всем специалистам, планирующим карьеру в области воспитания, образования. Степень погружения в науку зависит от конкретной специализации. При этом поначалу люди не могут понять разницу между педагогикой и образованием. В некоторой степени на помощь тут приходит греческий язык, расшифровка терминов, пришедших из него и используемых в научной среде.

    Образование изначально в греческом обозначалось словом «пайдейа», но применялось это к довольно специфическим процессам: становление личности, формирование, создание сущности, взросление. В соответствии с постулатами греческих философов, процесс должен был происходить с учетом внутренней сущности, ее особенностей. То есть речь идет не о простом накоплении знаний, а применении их ради совершенствования себя как элемента общества. Особенно ценны для понимания сути, основ педагогики дошедшие до нас изречения Фалеса, который говорил о сходстве процесса с выращиванием лучшего винограда.

    Во многом сходным значением обладает латинский термин «культура», в оригинале также означавший вскармливание, культивирование, соответствующее природе человека, учитывающее интересы личности и общественное благо. Современный подход к методологии в рамках педагогики предлагает рассматривать эти термины как близкие друг другу.

    Предмет науки

    Таким термином обозначают такую сферу нашего мира (реальную, материальную, духовную, идеальную), которая имеет логические связи, была рассмотрена учеными, что привело к формулированию конкретного результата: что представляет собой объект исследований. Невозможно в размышлениях полностью охватить сложность объекта, который рассматривает ученый, как бы ни был высок его уровень, многое зависит от субъекта исследований и попавшего в поле зрения элемента. Как видно из истории педагогики, отдельные личности и их позиция относительно разумных подходов оказали существенное влияние на восприятие предмета дисциплины и особенностей взаимодействия с ним.

    Если в прежние времена наука была набором относительно простых постулатов, то рассмотрение этой темы общественными деятелями привело к накоплению полезной информации и разветвлению системы подходов к вопросу. История педагогики начинается с древнегреческих философов, которые лишь размышляли на тему процессов становления личности, но со временем из этой базы сформировалась полноценная отрасль, некоторое время включённая в другие дисциплины (историю, философию), но относительно недавно получившая абсолютную самостоятельность. В наши дни предметом выступают размышления, связанные с реальностью в области образования, методиками, которые позволили бы усовершенствовать эту отрасль.

    Суть направления

    Педагогика - общая наука, дающая возможность рассмотреть особенности образовательных процессов, формирование личности, а также определить практические пути, позволяющие сделать образовательный, воспитательный процесс более эффективным, результативным. Теория и практика в рамках педагогики тесно связаны, нужно не только уметь объяснять и описывать исследуемый предмет, но и применять его на практике, разрабатывая методики совершенствования. Специалисты, занимающиеся методологией дисциплины, говорят о «вечных проблемах», решение которых могло бы стать важным прорывом для науки в целом.

    Самая первая проблема общей педагогики - выявление конкретных целей. Хотя с первого взгляда кажется, что тут не может быть ничего сложного, особенность вопроса обусловлена разностью между эпохами: каждая новая требует от человека совершенно иного, нежели прежняя, государство, народности предъявляют к индивидуумам требования, которым приходится следовать, но в момент получения этими индивидуумами образования зачастую даже невозможно предугадать, что потребуется от людей в скором будущем. Наоборот, то, что было освоено, может оказаться непригодным на практике по прошествии всего нескольких лет. Кроме того, так и не удалось и по сей день сформулировать удовлетворительного полноценного ответа на вопрос, с какой целью человека воспитывают, какие идеалы этим достигаются. Без четкого определения цели невозможно говорить об эффективности, в то же время достижимость определяется реальностью сформулированной задачи, ее соответствием возможностям людей, занимающихся воплощением на практике, «на местах».

    Шаг за шагом

    Современные проблемы педагогики во многом связаны со сложностью определения человеческих границ. Необходимость выявления этой особенности была озвучена лучшими методологами педагогики еще в позапрошлом столетии, но точных формулировок не удалось найти и по сей день.

    Удалось разработать, несмотря на отсутствие бесспорной информации, несколько общепринятых подходов. В педагогике они нашли довольно широкое применение, но не только. Идеи, воплощаемый в практическом применении теоретических постулатов дисциплины, обязывают анализировать каждого обучаемого: психику, душу, внутренний мир. Это делает педагогику близкой психологии и создает между дисциплинами тесное взаимодействие. Идеальный вариант - это реализации постулатов педагогики с применением подходов психологии в качестве фундамента для работы с аудиторией. Правда, нужно учитывать динамичность человеческой природы, способность меняться, подстраиваясь под внешние факторы. Это сильно усложняет задачу педагогов, так как объект взаимодействия никогда не совпадает с предыдущим полностью, требует разработки уникального метода влияния.

    Один ствол дает множество ветвей

    Как и любая другая важная для человеческого сообщества наука, педагогика, первоначально довольно узкая, ограниченная, со временем активно развивалась, внутри направления выделялись более специализированные области, каждая из которых получила свое наименование. В качестве самостоятельной науки педагогика, как считается, появилась в Новое время, в семнадцатом столетии. Основные постулаты профессиональной педагогики базируются на изречениях Коменского, написавшего исключительно значимый труд «Великая дидактика». Именно этот чешский автор смог сформулировать, какова особенность образовательной деятельности, в чем заключается связанная с нею человеческая общественная активность. Коменский рассматривал категории образования, воспитания, на базе чего предпринял первые попытки систематизировать эту науку, структурировать имеющийся объем информации. Именно он и выбрал наименование области.

    Развитие и дополнение постулатов, создавших основу педагогики, позволило разделить направление на несколько наук, специализирующихся на особенных вопросах, задачах. Можно называть их ветвями знаний в этой сфере. Для современного методолога педагогика представляется сложной комплексной наукой, включающей в себя множество дисциплин, исследующих довольно сильно отличающиеся предметы, объекты. В то же время есть деление на две крупные категории, для каждой из которых характерны свои методики анализа.

    Базовые отрасли

    Первой достойна упоминания история педагогики. Она занимается тем, как теория, практика образования развивались, менялись вместе с человечеством. В качестве базовой дидактической единицы - жизнь, творчество известных мыслителей, занимавшихся образованием, воспитанием, культурой. Анализируются идеи, сохранившиеся в трудах, постулатах.

    Педагогическая теория, общая педагогика рассматривают понятийные составляющие образовательного, воспитательного процесса. Здесь исследуют разнообразные технологии, включая компьютерные, управленческие системы, позволяющие сделать образовательный процесс более качественным, результативным. Особенное внимание уделяют компьютерным методологиям и подходам.

    Специальные отрасли

    Есть занимающаяся детьми педагогика (дошкольная, школьная), есть направление, рассчитанное на работу со взрослыми - андрогогика. Специфическими особенностями обладает дефектология. Это такая специальная педагогика, которая позволяет находить и совершенствовать способы обучения особенных людей, отличных от основной массы строением психики или физиологическими аспектами.

    Не менее интересная область - образовательный менеджмент. Эта специальная педагогика рассматривает экономические, управленческие аспекты образовательного процесса и предоставления услуг в этой сфере, ищет пути усовершенствования, соблюдения общепринятых на межгосударственном уровне стандартов. Область относительно молодая, сформировалась недавно. Проблематика, которую раскрывает такая педагогика, связана с вопросами аттестационных комиссий, аккредитаций, корректного построения рейтингов образовательных учреждений. Задача методологов - разработать требования, на основании которых можно оценивать действующие учреждения.

    Частные вопросы

    Это направление педагогики занимается конкретными дисциплинами. Разрабатывают методологические подходы, рассматривают организационные проблемы, прорабатывают содержание. Частная педагогика может заниматься самыми разными направлениями - физикой, химией. Выводы, сведения, полученные в рамках конкретных работ, посвященных строго ограниченному числу вопросов, обобщаются для получения общих теоретических основ педагогики как комплексной науки.

    Высока важность всех указанных направлений, будь то дошкольная педагогика или дисциплина, рассматривающая образование пожилых людей. Деятельность, позволяющая обучать других людей, совершенствовать их вне зависимости от возраста, социального статуса, для нашего общества важна и значима. В равной степени актуальная социальная, научная педагогика, общая теоретическая, историческая, базовая прикладная. Взаимодействие отраслей обеспечивает возможности эффективного развития педагогики в целом, а через это - всего социума как единого объекта.

    Тесные взаимосвязи

    Отличительная особенность педагогики - взаимодействие с широким спектром научных дисциплин самого разного характера, направленности. Связи реализованы через взаимодействие частных методик. Фактически педагогика представлена в любой современной науке, что формирует взаимное влияние. В то же время, как признают специалисты, открыть мысль - это одно, научить других тому, что понятно для себя - совсем иная задача. Хороший пример, известный в социальной педагогике - Кант, чьи работы в наше время считаются исключительно значимыми, но во многом заслуга эта принадлежит последователям мыслителя, сумевшим популяризовать его творения, так как сам автор хоть и создал важные тексты, но изложение их было слишком непонятным для широкого круга читателей.

    Важность современного корректного подхода к подаче информации реализована через применение норм, принципов педагогики. В общем случае считается, что это повышает имидж науки, но есть и обратная связь - сама педагогика становится более значимой, взаимодействуя с разными дисциплинами.

    Это важно!

    Один из исключительно значимых в настоящее время разделов рассматриваемой науки - коррекционная педагогика. Она занимается людьми с особенными потребностями, то есть теми, у кого наблюдаются отклонения в физическом либо психическом аспекте. Самые современные научные подходы к образовательному процессу требуют применения гигиенических, физиологических, санитарных правил, обеспечивают полноценное физическое, нравственное, интеллектуальное развитие. Коррекционная педагогика рассматривает довольно сложную тему, ведь подать знания тому, чей образ мышления, восприятия мира сильно отличается от свойственного преподавателю, непросто. В то же время сложность и специфичность этого направления лишний раз доказывают его значимость для человеческого социума.

    Если педагогический подход применительно к конкретной группе обучаемых не будет учитывать особенности этого сообщества, есть вероятность не только отсутствия пользы, но и наличия вреда для людей. Эти аспекты также рассматривает социальная педагогика, эффективное применение постулатов которой помогает через образовательную систему интегрировать в человеческое сообщество тех, кто отличается от общей массы некоторыми довольно выраженными особенностями.

    Новейшие подходы и возможности

    Информационные технологии открывают уникальные возможности перед современной педагогикой. Применение таких методов дает больше практических возможностей и помогает усовершенствовать теоретический аспект. Полезные сведения поступают через информатику. Термином принято обозначать дисциплину, занимающуюся строением информации, свойственным ей закономерностям, свойствам, а также процедурам работы с данными - сохранение, транспортировка, обработка, деление и аккумулирование, развитие. Информатика разрабатывает методы взаимодействия со сведениями, связанными с самыми разными аспектами социальной жизни, не будет исключением и педагогика.

    Информатика требует применения специальной техники - компьютеров, оснащенных программными комплексами. Данные, участвующие в рабочем процессе, кодируются, что позволяет сохранять максимальные объёмы при минимальных затратах пространства, времени на поиски. Благодаря внедрению компьютерных технологий стало намного проще вести информационную базу для обеспечения процесса воспитания, обучения. Наиболее мощные средства используются для расширения дидактических средств и помогают сформировать новые управленческие инструменты, применимые к образовательному процессу.

    Социальный статус дисциплины

    Теоретические, практические аспекты педагогики важны для человеческого сообщества планетарного уровня, но не менее значимы и на уровне страны или отдельной личности. Значимость обучения не раз подчеркивалась в высказываниях наиболее известных и авторитетных философов, мыслителей с давних времён. В частности, Аристотель утверждал, что необразованному всякий хозяин, судья, кроме него самого, образованный же выступает в этой роли применительно не только к другим, но и себе. Если держава, сообщество не создают культуру, не берегут созданное, не прибегают к образованию для формирования непрерывной связи поколений, довольно быстро эти группы угасают. Образование превращается в связующую цепочку, стержень, через который возможно взаимодействие прошлого и будущего, старого и нового.

    Из проведённых недавно социологических исследований видно, что в настоящее время многие люди оценивают потребность получения хорошего образования выше, нежели многие другие. По мнению широкого круга обывателей, возможность получения образования более значима, нежели потребность в собственности, охране здоровья или возможности трудиться. Специалисты говорят, что уровень развития педагогики определяет судьбы наций, стран. Педагогика действительно значима, недооценка ее не просто недопустима, но преступна со стороны ответственных за национальность, некоторый социум, группу. Важно помнить и о влиянии педагогики на развитие других наук, в том числе базовых, фундаментальных, прикладных.

    Каждый человек с момента своего рождения подпадает под влияние окружающих его людей: изначально это его родители и другие родственники, затем воспитатели в детском саду, учителя в школе и преподаватели в других учебных заведениях. Изначально, ещё не обладая самосознанием и пониманием окружающей реальности, человек представляет собой «чистый лист», на котором можно писать всё что угодно. Но именно от того, что на этом листе будет написано, зависит вся жизнь человека в будущем: его успехи и неудачи, жизненная активность или пассивность, стремление и тяга к знаниям или нежелание узнавать что-либо новое вообще, развитие и совершенствование или топтание на одном месте. А это значит, что каждый, кто каким-то образом причастен к жизни другого в период его становления, должен обладать познаниям в области воспитания, обучения и развития. И если опустить тему воспитания как такового, то эти функции возложены, как правило, на учителей и педагогов. Именно тому, как обучать других людей, учит наука под названием «педагогика».

    Педагогические знания с самого начала развития человечества обладали огромным значением. Ведь для того чтобы находить подход к ученикам, уметь донести до них суть обучения и получения образования, а также грамотно и качественно обучить какой-либо дисциплине и привить определённые навыки и умения, нужно уметь обучать, а этот процесс можно без обиняков назвать настоящим искусством. К тому же отличается он огромнейшим количеством своих специфических особенностей и нюансов.

    Учитывая саму важность этого вопроса и для тех, кто обучает, и для тех, кто обучается, мы пришли к пониманию того, что просто обязаны посвятить один из курсов нашего педагогике, введение к которому, собственно говоря, вы и имеете возможность читать в настоящий момент.

    В курсе «Педагогика: Основы дидактики» мы поговорим о том, что такое педагогика и дидактика, рассмотрим основы педагогики и дидактики, общие принципы, закономерности, цели и задачи этих дисциплин. Беря во внимание то, что для становления педагогической науки неоценимое значение имела теория педагогики Яна Амоса Коменского, мы рассмотрим и её в рамках его труда «Великая дидактика». Кроме того, в курсе будет рассмотрена и тема взаимосвязи педагогики с : важные составляющие психологии учащихся, психологические основы обучения, а также психологические принципы эффективного обучения. Естественно, мы не могли не сказать и о традиционных и современных методах обучения - о них и о многом другом вы узнаете из представленного курса уроков. А по окончании курса вам будут предложены дополнительные материалы для изучения - список лучших книг и учебников по педагогике и дидактике.

    Что такое педагогика?

    С древнегреческого языка термин «педагогика» переводится как искусство воспитания. В настоящее же время педагогика понимается как наука о воспитании и обучении человека.

    Если же привести более точную формулировку, то можно сказать, что:

    Педагогика - это социальная наука, изучающая организованную систематическую и целенаправленную деятельность по формированию ; наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом.

    Становление педагогики как науки идёт вместе развитием человечества, т.к. сама педагогическая мысль зародилась ещё в философии и теологии эпохи Древнего мира. Однако из системы философских знаний педагогика была вычленена только в начале XVII столетия Фрэнсисом Бэконом - английским философом. Позже её закрепили труды чешского педагога Яна Коменского. На данный момент времени педагогика представляет собой многоотраслевую науку, которая функционирует и развивается, взаимодействуя с другими науками.

    Как и любое научное направление, педагогика имеет свой предмет, объект, методологию и задачи:

    Предмет педагогики состоит в целостном педагогическом процессе направленного развития и формирования личности человека, обусловленного его воспитанием, обучением и образованием.

    Объект педагогики состоит в воспитании как целенаправленно и сознательно осуществляемом процессе. В роли объекта могут выступать явления действительности, обусловленные целенаправленной деятельностью социума. Такие явления называются образованием - частью объективного мира, изучаемого педагогикой.

    Методология педагогики является системой знаний о структуре и основаниях педагогической теории, способах поиска знаний и принципах педагогического подхода, которые отражают педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию способов, логики, программ и качества исследовательской деятельности.

    Задачи педагогики как научного направления состоят в следующем:

    • Воспитание человека как процесса выработки в нём устойчивых поведенческих , например, трудолюбия, порядочности, честности и т.д. Целью воспитания является не просто знание того, что такое, к примеру, честность, но именно привычка всегда быть честным. Представленную задачу можно назвать первостепенной
    • Определение комплекса природных способностей и их величины, а также взаимосвязанных с ними потребностей каждого отдельного человека, которые в наибольшей степени определяют его возможности к обучению в каком-либо направлении
    • Определение комплекса социальных потребностей к воспитанию и обучению и их величины в конкретном месте в конкретный момент времени
    • Формирование условий и реализация гармоничного удовлетворения социальных и личных потребностей в обучении и воспитании, учитывая потребности и способности, как учащегося, так и иерархии социальных групп

    Очевидно, что педагогика является сложной и разносторонней наукой, и изучает довольно широкий спектр областей человеческой жизнедеятельности. Но в нашем курсе мы не станем затрагивать такие темы как воспитание или, например, самостоятельное обучение , т.к. для их изучения вы можете пройти отдельные тренинги на нашем сайте, а направим основные усилия на исследование именно обучения - передачу знаний от педагога к учащемуся.

    Применение педагогических знаний

    Использование знаний педагогического характера - это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

    Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к , желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

    Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

    Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен - восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию. Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей - в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

    Как этому научиться?

    Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.

    Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний. Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс.

    При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта - теоретический и практический:

    • Теоретический аспект педагогики представляет собой тот теоретический материал, который, во-первых, преподаётся в учебных заведениях, а во-вторых, на котором основан и наш тренинг - теория является его основой, и учебный материал важно не только прочитать, но и хорошенько усвоить
    • Практические аспект педагогики включает в себя применение полученного теоретического материала в практической деятельности, т.е. в работе и жизни. Практика является залогом успеха в любом деле

    Невзирая на важность практической части, множество людей усваивают теорию, причём делать они этого могут так успешно, что и равных им в познаниях просто не найти, но вот до практики дело так и не доходит, что и является причиной бесполезности знаний. Но точно так же, как практика невозможна без теории (ведь практиковать просто будет нечего), несостоятельна и теория без практики (она остаётся просто чем-то прочитанным и заученным). Виной отказа от практической деятельности могут быть обе стороны: и составители материала, и изучающие этот материал. В первом случае теоретические основы могут быть составлены так, что читатель просто не понимает, как их применять, а во втором может играть роль лень, отсутствие интереса и мотивации. И если на вашу мотивацию, интерес и желание заниматься и работать мы никак не можем повлиять, кроме того как порекомендовать изучить отдельные разделы нашего сайта, например, и , то при составлении курса мы постарались сделать всё возможное, чтобы теория не показалась слишком скучной и трудной для усвоения.

    В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике. Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть.

    Хотите проверить свои знания?

    Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

    Уроки по педагогике

    После довольно серьёзного с нашей стороны изучения источников информации на тему педагогики, а также после отбора наиболее важного из них и адаптации полученного материала к продуктивному освоению и практическому применению, мы разработали шесть уроков по педагогике, из которых вы узнаете о традиционных идеях, современных веяниях, методах, принципах, целях и задачах педагогической науки и т.д.

    Представим небольшой обзор каждого из уроков.

    Пятый урок продолжает тему методов обучения, однако рассматриваются в нём уже другие методы - современные - методы, которые только начинают находить своё применение в образовательно-воспитательной деятельности. Из этого урока вы узнаете о семинарах, тренингах, модульном и дистанционном обучении, ценностной ориентировке, методе кейс-стади, коучинге, ролевых и деловых играх, креативных группах, мифологемах и ряде других современных методов обучения. В процессе рассмотрения данных методов будут даны их определения и указаны основные преимущества и недостатки.

    Как проходить занятия?

    Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело - предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы - это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам и систематизировать свои занятия.

    Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и , а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.

    После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.

    Вопросы лекции:

    1. Определение понятия "педагогика". Предмет педагогической науки.

    2. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания

    и ее виднейшие представители.

    3. Методы педагогических исследований.

    4. Место педагогики в системе наук о человеке. Задачи формирования

    педагогического мышления клинического психолога.

    1. Определение понятия "педагогика". Предмет педагогической науки.

    Свое название педагогика получила от греческого слова «пай-дагогос» (пайд

    Дитя, гогос - веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение».

    В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно -

    педагогами первоначально так называли рабов, сопровождавших детей сво-

    его господина в школу.

    Постепенно слово «педагогика» стало, употребляется в более общем смысле

    для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и

    обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами

    людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву стоят и имена

    воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к

    возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от

    конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее

    существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и

    обучении детей.

    Такое понимание педагогики сохранилось до середины XX в.

    И только в последние десятилетия окончательно утвердилось мнение, что в

    квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети,

    но и взрослые. Дадим понятие современной педагогике. Педагогика - наука

    о воспитании человека, раскрывает законы и закономерности

    педагогического процесса, а также становления и развития личности в

    педагогическом процессе.

    Предметом педагогики является образование как реальный целостный пе-

    дагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных

    социальных институтах (семье, образовательных и культурно-вос-

    питательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой

    науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы

    развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства

    развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика

    разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы

    совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и

    различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их

    взаимодействия.

    2. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания и

    ее виднейшие представители.

    Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем

    времени существует три концепции. Представители первой из них считают,

    что педагогика - междисциплинарная область человеческого знания.

    Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную

    теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В

    педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные

    сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.).

    Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция

    которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных

    из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и

    адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или

    воспитания.

    При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная

    основа для функционирования и преобразования педагогической практики.

    представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

    Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является

    только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно

    самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

    В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это

    объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его

    развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления

    действительности, которые обусловливают развитие человеческого

    индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления

    получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира,

    которую изучает педагогика.

    Функции педагогической науки

    Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это

    теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в

    органичном единстве.

    Как одна из наук о человеке педагогика зарождалась в недрах философии и

    долгое время развивалась как ее органическая часть.

    Воспитание появилось вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без

    всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о

    воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали

    такие, например, науки, как геометрия, механика, астрономия и многие др.

    Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира - Китае, Индии,

    Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения опыта

    воспитания, вычленения его теоретических начал, знания о природе,

    человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были

    сделаны и первые педагогические обобщения. Воспитание -

    целенаправленный и организованный процесс взаимодействия педагога и

    воспитанника, направленный на воспитуемого и создание благоприятных

    условий для всестороннего развития его личности.

    Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая

    философия. Виднейший ее представители Демокрит (460-730 гг. до

    н.э.);древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до до н.э.), Платон (427-

    347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Древнеримского философ и

    педагог Марк Квинтилиан.

    Во все времена важнейшую роль в духовном и физическом развитии людей

    играла народная педагогика. Народ создал оригинальные и удивительно

    жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.

    В эпоху Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь

    общества, направляя воспитание в религиозное русло. Догматические прин-

    ципы обучения просуществовали в Европе почти 12 веков. Вместе с тем

    среди деятелей церкви были блестяще образованные для своего времени

    Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274), создавшие обширные

    педагогические трактаты.

    Следует особо отметить вклад в развитие педагогической мысли и практики

    средневекового Ордена иезуитов и его лидер Игнация Лойола.

    Эпоха Возрождения открыла плеяду ярких мыслителей, педагогов-

    гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение. В их

    числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витторино де

    Фельтре (1378-1446), французы Франсуа Рабле (1483-1553) и Мишель

    Монтень (1553-1582).

    Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме

    философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку,

    оставаясь тысячами нитей связанной с философией.Выделение педагогики из

    философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого

    чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670). В отличие от Я. А.

    Коменского английский философ и педагог Дж. Локк (1632-1704)

    сосредоточил главные усилия на теории воспитания. Французские

    материалисты и просветители - Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-

    1771), П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж.-Ж. Руссо (1712-1778).

    Демократические идеи французских просветителей во многом определили

    творчество великого швейцарского педагога И. Г. Песталоцци (1746-1827).

    И. Ф. Гербарт (1776-1841) , Ф. А. В. Дистерверг (1790-1886), занимавшийся

    исследованием многих важных проблем, но более всего - изучением

    противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

    Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей,

    философов и писателей В. Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-

    1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Во

    всем мире признаны идеи Л.Н. Толстого (1828-1910), изучаются труды Н.И.

    Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и

    призывами к коренному преобразованию дела народного воспитания.

    Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871),

    которого называют учителем русских учителей.

    В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических

    проблем начаты в США. Виднейшими представителями американской

    педагогики являются Дж. Дьюи (1859-1952) чьи работы оказали заметное

    влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эд.

    Торндайк (1874-1949).

    Русская педагогика после революции 1917 г. пошла по пути собственного

    осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе.

    В педагогике социалистического периода широкую известность получили

    работы С.Т. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), Н.К.

    Крупской, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.. В. А. Сухомлинский

    (1918-1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем

    воспитания молодежи.