Что такое археология. Чем занимается археология. Что означает слово «археология»

Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, теперь находятся под толстым слоем зем-ли. Чтобы их найти, необхо-димо провести раскопки. Ору-дия труда, украшения, оружие, клады, древние захоронения — все эти и другие веществен-ные источники помогают вос-становить жизнь людей в да-лёком прошлом, о котором часто нет никаких письмен-ных сведений.

Археология — самостоятельная наука. Главное заня-тие археологов — раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древно-сти.

Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далёком прошлом. Найден-ные предметы переходят в собственность музеев и ста-новятся доступными для людей.

Раскопки

Раскопки — очень тяжёлая работа. Археологи бук-вально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследова-ния местности используют авиацию. Археологам прихо-дится вести работы в самых разных условиях. Раскапы-вать могильник, обследовать обжитую в древности пе-щеру, работать в местах, где ведётся строительство, спускаться на морское дно в затонувший город или ко-рабль — и это далеко не всё, что их может ожидать.

Археологи не выбирают места раскопок наугад. Они знают, какие территории могли использовать люди для своих поселений в древности. Подсказки можно найти и в трудах древних писателей. В них могут быть сведения о том, где проходили сражения, строились крепости, располагались не существующие теперь города. Это по-могает археологам определить, где проводить раскопки.

Раскопками с целью добычи древностей нередко за-нимаются люди недобросовестные: коллекционеры, желающие пополнить личную коллекцию, грабители, продающие найденные предметы для собственного обогащения. В таких случаях бесценные свидетельства прошлого бесследно исчезают для науки. По россий-ским законам это считается преступлением.

Изучение находок

Поиск остатков прошлого — только начало работы, за-тем археологи приступают к изучению находок. Важней-шая задача — определить, к какому времени относятся те или иные археологические находки. При исследовании учёные обращают внимание на всё: форму, цвет, возраст предмета, материал, из которого он изготовлен, и дру-гие характеристики. Анализ предметов и почвы , в кото-рой они находились, проводят в лаборатории. Там же принимают меры к сохранению находок.

Важные сведения можно получить, сравнивая предме-ты, найденные в одном месте, с подобными им. Необхо-димо сделать всё, чтобы находки стали такими истори-ческими источниками, которые помогают раскрывать тайны прошлого. Например, найденные археологами ка-менные наконечники стрел позволяют судить и об ору-диях охоты, и о местах расселения древних охотников.

При раскопках Кумранского поселения (рис. 1), расположенного на западном побережье Мёртвого мо-ря в Израиле, археологами были найдены рукописи, большая часть которых написана на древнееврейском языке (иврите). Эти находки имеют огромную цен-ность для исторической науки. Самые древние рукопи-си датированы II в. до н. э.

В Южной Италии в древности существовал город Помпеи (рис. 2). Он располагался у подножия вулкана Везувий. В 79 г. при извержении вулкана город был засыпан сло-ем пепла по самые крыши. Несколько столетий спустя уже ничто не напоминало о когда-то находившемся здесь городе. В 1748 г. начались его раскопки, обнару-жились храмы, рынки , жилые дома и многое другое.

Раскопки Карфагена (рис. 3) позволили заглянуть в глубь времён. Карфаген — древний город в Северной Африке, в рай-оне современного г. Туниса. Основан финикийцами в 825 г. до н. э. Когда-то это было могущественное государство на Средиземном море, покорившее Северную Африку и даже земли в Европе.

Глиняные сосу-ды — амфоры, найденные археологами при раскопках Карфа-гена (рис. 4) имеют узкое горло, заострённое или закруглённое дно и две ручки. В них перевозили и хранили вино, оливковое масло, зерно. Древние греки и римляне широко использова-ли их в хозяйстве. Обычно на таких сосудах ставилось клей-мо — знак, указывающий имя гончара и место, где они были изготовлены. Такие амфоры археологи находят, как правило, на затонувших кораблях, в поселениях и погребениях. Материал с сайта

В Великом Новгороде археологи обнаружили мостовые, относящиеся к 938 г. (рис. 5) Вдоль всей улицы жители укладывали брёвна, а сверху на них настилали деревянные плахи Срубы домов, обнаруженные при раскопках в Великом Новгороде (рис. 6), помогают узнать, как жили наши предки в X в., какой утварью и орудиями труда пользовались и о многом другом

Найденные археологами во время раскопок серпы (рис. 7) позволили учёным прийти к выводу, что в Древней Руси при изготовлении серпов применяли такую же технику, как и в XIX-XX вв.

Петра (рис. 8) — город, существовавший с конца 2-го тысячелетия до н. э. по XV в. н. э. в Южной Иордании. Здесь археологи об-наружили под слоем земли остатки храмов, театров и даже жилища в пещерах.

Горгиппия (рис. 9) — древний город в Боспорском государстве на восточном берегу Чёрного моря (современная Анапа). Здесь были раскопаны городские кварталы, обнаружены бытовые предметы, погребения. Время, к которому архео-логи относят найденные предметы, — приблизительно IV-III вв. до н. э. На месте этого древнегреческого города сегодня создан Анапский археологический музей-заповедник.

Картинки (фото, рисунки)

  • Рис. 1. Археологические раскопки. Кумранское поселение, существовавшее около 130 г. до н. э. - 134 г. н. э.
  • Рис. 2. Город Помпеи, существовавший в VI в. до н. э. - I в. н. э.
  • Рис. 3. Раскопки г. Карфагена
  • Рис. 4. Амфоры из г. Карфагена
  • Рис. 5. Мостовые в Великом Новгороде
  • Рис. 6. Срубы домов в Великом Новгороде
  • Рис. 7. Серпы
  • Рис. 8. Храм-мавзолей в скале, г. Петра
  • Рис. 9. Раскопки древнегреческого города Горгиппия
  • Археологические раскопки
  • Немецкий археолог Г. Шлиман (1822-1890)
  • Русский археолог А. В. Арциховский (1902-1978)
  • Английский археолог Г. Картер (1874-1939)

Археология: наука и общество

Общественные представления об археологии и археологах могли бы стать темой специального исследования. До недавнего времени археолог представлялся общественности этаким одержимым ученым чудаком — здесь можно вспомнить и Федю из «Песни студентов археологов» В.Высоцкого, который «древние строения искал с остервенением»; и профессора Мальцева с золотым шлемом Александра Македонского из фильма Л. Гайдая «Джентльмены удачи»; и даже продолжающие этот ассоциативный ряд образы археологов, использованные совсем недавно в телевизионных рекламных роликах стирального порошка («Смотри какая древность!») и пива («Душевно сегодня покопали!»).

В западной массовой культуре археолог, как правило, оказывается персонажем захватывающего детективного или приключенческого сюжета, будь то Индиана Джонс из серии фильмов С. Спилберга или «расхитительница гробниц» Лара Крофт из боевика С. Уэста. Археолог в этих и подобных им фильмах — детектив, ставящий перед собой цель найти определенный предмет, обладающий сверхъестественными свойствами, ранее, чем это сделают представители неких злых сил. Очевидно, что подобный взгляд на археологию не имеет отношения к действительности. Более того, по существу такого рода фильмы и игры оказываются «мощной рекламой кладоискательства как нового вида спорта» (Макаров 2004: 4) и формируют ложные представления о целях и задачах профессиональных археологических изысканий.

Сами археологи стали заниматься связями с общественностью совсем недавно. Пожалуй, лишь в 1990-х гг. археологические организации существенно активизировали работу по разъяснению целей, задач и характера своей деятельности и стали более активно пропагандировать общественную значимость изучения и сохранения археологического наследия. Здесь следует отметить российский образовательный проект, рассчитанный именно на широкую общественность, а не профессионалов-археологов — «Международный летний культурно-исторический университет „Старая Ладога“», проводившийся в Санкт-Петербурге и Старой Ладоге в 2004-2006 гг. (Кирпичников 2004). Участники этой летней школы получили уникальную возможность принять участие в археологических раскопках, а также прослушать лекции известных ученых по истории и археологии России.

Какую общественную функцию выполняет археология или, проще говоря, зачем она нужна обществу? Схожим вопросом задавался 15 лет назад известный петербургский археолог Г.С. Лебедев: «Какова культурная функция археологии? Почему она на протяжении десятилетий, столетий сохраняет свою притягательную силу для новых и новых поколений? Дело, видимо, именно в том, что археологии принадлежит уникальная культурная функция: материализация исторического времени. Да, мы исследуем „археологические памятники“, т. е. попросту копаем старые кладбища и свалки. Но ведь при этом мы совершаем то, что древние с почтительным ужасом называли „Путешествием в царство мертвых“. Связывая древние вещи с отложениями земли, в которых они лежат, и осмысливая эти связи, археология создает материальную и объективную основу для субъективного общественного самосознания… Именно поэтому общество с развитым самосознанием испытывает растущую потребность в данных археологии, в объективации исторического времени» (Лебедев 1992: 450).

Действительно, именно благодаря открытиям археологов мы может в полной мере ощутить ход истории, почувствовать или, образно говоря, «увидеть» время в конкретных древних вещах и сооружениях. «Наглядная» материализация исторического времени в древних вещах помогает преодолеть тот разрыв в его восприятии, о котором писал русский философ Н.А. Бердяев (1990: 57): «Прошлое с своими историческими эпохами есть вечная действительность, в которой каждый из нас, в глубине своего духовного опыта, преодолевает болезненную разорванность своего бытия». Эта же мысль звучит в работе археолога М.Е. Ткачука (1996: 32-33): «Мы сталкиваемся с неосознанным стремлением упорядочить время не линейно (день, ночь, неделя, месяц, пятилетка, двенадцать лет), а качественно, подойти к нему ценностно, разбить на этапы с точки зрения „Всемирного потопа“, „Сотворения мира“ или „Основания Рима“. Ведь во времени движутся не некие абстрактные культуры — движутся ценности, представления о добре и зле, героях и антигероях».

На самом деле, стремление материализовать историческое время в той или иной степени присуще каждому из нас. Современные функциональные вещи, заполняя собой пространство, по выражению Ж. Бодрийяра (1995: 61-63), «не обеспечивают наполненность времени». Между тем, старинная вещь «лишена какого-либо выхода в практику и явлена нам исключительно затем, чтобы нечто означать. Она не является внефункциональной или просто „декоративной“, и в рамках системы у нее есть вполне специфическая функция: ею обозначается время».

Приведенные выше наблюдения французского социолога относятся к его исследованию мира вещей современного общества потребления. Однако, аналогичные соображения можно «спроецировать» и на общественную функцию археологии, на то место, которое она занимает в общественном сознании: подобно тому, как старинные вещи являют свою историчность среди вещей современных, «среди лишенной истории домашней обстановки» (Бодрийяр 1995: 71), археология дает возможность обществу «увидеть» материальные воплощения чувства исторического времени в виде музейных экспозиций, популярных изданий, публичных выступлений ученых, сообщениях средств массовой информации о деятельности научно-исследовательских учреждений и т. п.

Очевидно, что охарактеризованная общественная функция археологии оказывается одним из важнейших факторов в формировании национального самосознания. Изучение древностей оказывается своего рода катализатором данного процесса. Это обстоятельство неоднократно осознавалось и отчетливо формулировалось многими политическими лидерами. Говоря об общественно-политическом значении отечественного археологического наследия, необходимо особо отметить беспрецедентные в истории нашей страны визиты Президента России В.В. Путина в первую столицу Руси Старую Ладогу, состоявшиеся в 2003 и 2004 гг. В ходе визита 2004 г В.В. Путин не только принял непосредственное личное участие в раскопках остатков поселения IX в., но и отметил общественную значимость археологических изысканий в целом: «..Это очень нужное и полезное дело, потому что это живая история, не выдуманная из головы, не предположенная, а факты» (цит. по — Кирпичников 2004: 9).

Какое же место занимает археология в современной системе исторических наук? Каким образом изучение исторического прошлого «распределяется» между различными научными дисциплинами? Перед тем, как перейти к этим основным вопросам данной главы необходимо подробно остановиться на том, как сформировалось современное значение самого по себе термина «археология».

Современное значение термина «археология» сформировалось сравнительно недавно — в XIX в., в то время, как сам термин появился еще в античную эпоху. Буквальный смысл древнегреческого слова «arxaiologia» — изучение древности. Принято считать, что этот термин впервые был использован греческим философом Платоном в диалоге «Гиппий Больший», датируемом 380-ми гг. до н. э. Этот диалог ведется от лица философа Сократа и известного греческого софиста Гиппия из Элиды; Гиппий не раз бывал в Лакедемоне (Спарте), и Сократ расспрашивает его об этом государстве о его жителях. В частности Сократ спрашивает, какие публичные выступления Гиппия особенно понравились лакедемонянам? И Гиппий отвечает: «О родословной героев и людей, Сократ, о заселении колоний, о том, как в старину основывались города, — одним словом, они с особенным удовольствием слушают все рассказы о далеком прошлом (об археологии), так что из-за них и я сам вынужден был очень тщательно все это изучить».

Термин «археология» оказался востребованным античной исторической наукой. Так, греческий историк I в. до н. э. Диодор Сицилийский описывая в своей «Исторической библиотеке» события, предшествовавшие Троянской войне (около 1200 г до н. э.), использовал словосочетание «эллинские археологии». В 7 г. до н. э. историк Дионисий Галикарнасский написал труд под названием «Римская археология», в котором рассматривал историю Рима с древнейших времен до Первой Пунической войны (264-241 гг. до н. э.). Кстати, благодаря именно Дионисию Галикарнасскому термин «археология» стал знаком книжникам поздней Московской Руси 1670-1680-х гг.: в анонимном «Предисловии к исторической книге, составленной по повелению царя Федора Алексеевича» упоминается «Дионисий Аликарнасей», который «в начале архиологии пишет, что историку надобно быти истинну…».

Греческий историк и географ Страбон пользуется термином «археология» в своем труде «География», завершенном около около 7 г. до н. э. Позднее в I-II вв. н. э. этот термин был востребован иудейским историком Иосифом Флавием и греческим историком и философом I-II вв. н. э. Плутархом. Одно из сочинений Иосифа Флавия так и называется — «Иудейская археология». Оно было завершено в 90-х гг. н. э. и представляет собой историю Иудеи от сотворения мира до периода правления императора Нерона — 54-68 гг.

В латинской традиции (как в Древнем Риме, так и позднее — в средневековье) использовался другой термин — antiquitates (древности), а также — antiquarius (антикварий, любитель древностей). «Antiquitates rerum humanarum et divrnrum» («Человеческие и Божественные древности») — так назывался не дошедший до нашего времени труд ученого-энциклопедиста II-I вв. до н. э. Марка Теренция Варрона, посвященный истории и культуре римлян. В эпоху Возрождения слово «antiquarius» также обозначало любителя античных вещественных древностей.

В 1767 г профессор Геттингенского университета Х.Г. Гейне возродил греческий термин, прочитав курс лекций «Археология искусства древности, преимущественно греков и римлян». А в 1799-1800 гг., в Нюрнберге ученик Х.Г.Гейне И.Ф. Зибенкес опубликовал в двух томах первый «Справочник по археологии». Несколько позднее, в 1809-1810 гг. другой ученик Х.Г. Гейне И.Ф. Буле прочитал аналогичный курс лекций «Археология и история изящных искусств» в Императорском Московском университете. Однако, в то время этим словом называлась исключительно история античного искусства. В начале XIX в. термин «археология» получает распространение «для обозначения особой дисциплины, трактующей о вещественных памятниках классической древности» (Жебелев 1923а: 26).

Самое первое упоминание термина «археология» в России (после 1670- 1680-х гг.) относится, видимо, к 1803 г и встречается в «Новом словотолкователе» Императорской Академии наук. Здесь «археология» объясняется просто как «описание древностей». Несколькими годами позже, в 1807 г Н.Ф. Кошанский издает русский перевод труда французского ученого О.Л. Миллена под названием «Руководство к познанию древностей», в котором в самом начале дается следующее определение: «Археология заключает в себе науку древностей, то есть знание нравов, обрядов и памятников древних, дошедших до наших времен» (Милень 1807: 1). Обе формулировки довольно-таки расплывчаты, однако, археология не ограничивается в них исключительно античным искусством. В течение первой половины XIX в. термин «археология» начинает использоваться в России все чаще и в 1846 г в Санкт-Петербурге появляется первое учреждение, в названии которого он присутствует — «Археологическо-Нумизматическое Общество». Понимание же археологии как науки об именно вещественных древностях вообще сформировалось в середине XIX в. и окончательно возобладало лишь на рубеже XIX-XX вв.

В Советской России начиная с рубежа 1920-1930-х гг. и вплоть до конца 1930-х гг. термин «археология» был объявлен названием чуждой буржуазной науки. В 1932 г С.Н. Быковский (1932: 3) писал: «Можно считать окончательно установленным, что археология в старом понимании себя изжила и сторонников иметь не может. С этим старым пониманием связано антинаучное деление исторических наук по видам источников. Основным признаком специальности археолога являлась работа над вещественными памятниками. Старый археолог — по преимуществу вещевед в полном и дурном смысле этого слова. Он изучал, как правило, не общественные явления, отраженные в вещах, а самые вещи». А двумя годами ранее идеолог молодой советской археологии В.И. Равдоникас (1930: 13) отмечал: «Узость и неудовлетворительность старой вещеведческой археологии заставили в советское время ввести у нас другое название, — „история материальной культуры“…».

Действительно, в 1919 г. декретом Совета Народных Комиссаров была учреждена «Российская Академия истории материальной культуры» (первоначально заместителем народного комиссара просвещения М.Н. Покровским было предложено название «Академия материальной культуры», однако, В.И. Ленин добавил слово «история»). Позднее «историю материальной культуры» стали воспринимать не просто как формальную замену термина «археология» — новому словосочетанию стремились придать новый смысл: «Понимая термин „материальный“ в философском смысле, предметом истории материальной культуры необходимо будет признать область истории материального производства, как и условия развития последнего. Такой науке по преимуществу придется иметь дело с изучением материального базиса общества на различных ступенях развития.» (Быковский 1932: 4). Однако, начиная с середины 1930-х гг. термин «археология» постепенно возвращается: с 1936 г начинает издаваться серия научных сборников «Советская археология»; в том же году на историческом факультете Ленинградского государственного университета создается кафедра археологии (ее предшественница называлась «кафедра истории доклассового общества»), а в 1939 г кафедра археологии открывается на историческом факультете Московского государственного университета; наконец, в 1959 г Институт истории материальной культуры Академии наук СССР становится Институтом археологии.

«Археология есть история, вооруженная лопатой», писал в 1940 г советский археолог А.В. Арциховский (1940: 3). Пожалуй, ни до, ни после этого высказывания, ставшего крылатой фразой, никто не формулировал позицию археологии в системе исторических дисциплин столь образно и, в то же время, однозначно. Однако, диапазон мнений о взаимоотношении археологии и истории конечно же не исчерпывается данной точкой зрения и определяется, в первую очередь, представлениями о том, что является предметом археологии (то есть — что собственно изучает археология).

Л.С. Клейном (2004: 44-46) выделяются три основные позиции исследователей по этой проблеме. Сторонники первой считают археологию исключительно источниковедческой дисциплиной. Соответственно, предмет археологии ограничивается только ее источниками. Археология, по словам И.Б. Рауза, «ограничивается определением тех материальных следов человечества, которые сохранились в земле». «Цели археологии заключаются в получении остатков и в выяснении их сущности» (Rouse 1972: 7). В российской археологии последовательным сторонником данной точки зрения является Г.П. Григорьев (1973: 42), определяющий предмет этой науки как «установление закономерностей развития ископаемых объектов и отношений между ними». Как источниковедческую дисциплину характеризует археологию и сам Л.С. Клейн.

Вторая позиция сводится к признанию в качестве предмета археологии исторического процесса как такового. Археология оказывается в таком случае вспомогательной исторической дисциплиной «внутри» самой истории, так сказать «поставщиком» иллюстративных материалов для историков. Так, К. Рандсборг внутри «всеобъемлющей» истории выделяет «традиционную историю, основанную на письменном тексте» и «историю, основанную на прошлой материальной реальности, иначе — археологию». Основная мощь и своеобразие археологии проявляется именно в исторических исследованиях (Randsborg 1997: 189, 194). С этой позицией может быть сопоставлена приведенная выше точка зрения А.В.Арциховского.

Наконец, представители третьей позиции объединяют в предмете археологии и сами источники, и отраженный в них исторический процесс. То есть, археолог рассматривается как абсолютно самостоятельный специалист, который при желании может писать свою собственную «археологическую» историю без оглядки на разработки историков. Хотя, конечно, сознательно игнорировать имеющиеся в наличии исторические данные никто не собирается.

Пример подобной позиции представлен во «Введении в археологию» Х.Д.Санкалиа, согласно которому предмет археологии включает в себя как непосредственно «изучение древностей», так и «историю прошлых событий» (Sankalia 1965: 1). В российской археологии эта точка зрения представлена в работах Ю.Н. Захарука (1978: 15): «Без органичного единства археологического источниковедения и задач общеисторического исследования нет предмета археологической науки».

Стоит отметить, что эта группировка взглядов на проблему предмета археологии не является исчерпывающей. За ее рамками оказались такие неожиданные точки зрения как, например, позиция М.В. Аниковича (1988: 96), согласно которой «археология как практическая деятельность не выделяется в одну особую самостоятельную науку». Однако, так или иначе, все охарактеризованные выше позиции основываются на специфике археологии, определяющейся ее источниками — вещественными древностями (иначе говоря, материальными остатками). И именно это обстоятельство отличает археологию от собственно истории, источниками которой являются, как правило, письменные тексты.

Письменные и вещественные источники различаются принципиально по многим показателям. Но самое главное их различие заключается в том, что первые являются сообщениями, в то время как вторые — остатками: «Исторические источники сообщают об историческом прошлом, в них фиксируется действительность, видоизменяясь согласно представлениям того, кто их пишет… Археологические источники не создаются намеренно. В археологических источниках до нас дошли не сообщения о прошлой жизни, а фрагменты этой жизни.» (Григорьев 1981: 5).

Наличие или отсутствие письменных свидетельств является столь значительным фактором для источниковой базы исторических исследований, что именно он лежит в основе выделения «преистории» (иначе — «доистория», близкий по значению термин — «история первобытного общества»), определяемой как «древнейший период существования человека, о котором нет никаких письменных данных» (Вишняцкий 2005: 14) и который предшествует собственно «истории», уже освещенной письменными источниками. Иногда выделяют еще промежуточную «протоисторию», определяемую как период в жизни человечества после появления письменности, но вне тех областей, где есть письменные источники. Считается, что первым термин «преистория» использовал французский исследователь П. Турналь при публикации в 1830-х гг. находок, сделанных в пещерах южной Франции. В англоязычной литературе этот термин впервые прозвучал в 1851 г в названии книги Д. Уилсона «Археология и преисторические анналы Шотландии».

«Письменность, — считает Л.Б. Вишняцкий (2005: 14), — лишь формальный критерий отделения,преистории“ от,истории“, а суть различий между двумя этими периодами лежит неизмеримо глубже: в характере общества, в движущих силах развития культуры, наконец, в человеческой психологии.» Однако, такое понимание письменности как исключительно формального признака представляется в данном случае неверным. Наличие или отсутствие письменных источников во многом предопределяет наши представления об исследуемом периоде. Наличие письменных текстов, в первую очередь, дает нам чрезвычайно важную информацию о языке, на котором они написаны; кроме того, как правило, мы встречаем в этих свидетельствах названия оставивших их народов, а нередко — и имена конкретных личностей. Наконец, письменное известие в той или иной степени отражает собой точку зрения, мировоззрение его автора. В вещественных древностях все это отсутствует в принципе. Археология доистории — это бессловесный мир анонимных материальных остатков.

Обратимся к истории формирования базовой археологической периодизации прошлого человечества — «системы трех веков».

Предположение о господстве различных материалов в различные эпохи истории человечества высказывалось еще в трудах античных авторов. Так, еще древнегреческий поэт VIII-VII вв. до н. э. Гесиод в своей поэме «Труды и дни» писал о последовательном существовании пяти поколений людей — золотого, серебряного, медного, героев- полубогов и, наконец, железного — современного Гесиоду. Во II в. н. э. греческий историк и географ Павсаний включил в свое сочинение «Описание Эллады» следующее рассуждение: «А что в героические времена оружие вообще все было медное, свидетелем этого является Гомер, в тех стихах, где он описывает секиру Писандра (Илиада, ХIII, 612) и копье Мериона (Илиада, ХIII, 630). И, с другой стороны, это подтверждается копьем Ахиллеса, хранящимся в Фаселиде в храме Афины, и мечом Мемнона, находящимся в Никомидии в храме Асклепия; у копья острие и нижняя часть сделаны из меди, а меч вообще весь медный. Я это видал и знаю, что это так».

Древнеримский поэт и философ I в. до н. э. Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» выделял три периода (камня, меди и железа) в технологическом развитии человечества, причем под «камнями», подразумевались, судя по всему, не изготовленные из этого материала орудия, а камни как таковые. Важно подчеркнуть, что поэма Лукреция была хорошо известна в Европе эпохи Возрождения и более позднего времени — первое ее издание состоялось еще в 1473 г.

Использование каменных ножей и преобладание медного вооружения, и особая ценность изделий из железа (обусловленная, видимо, их редкостью в соответствующее время) упоминается в текстах Библии. Так, каменные орудия упоминаются, например, в «Книге Иисуса Навина» (5: 2-3) — «2. В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе каменные ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. 3. И сделал себе Иисус каменные ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном „Холм обрезания“». «Железные сосуды» упоминаются среди особых ценностей, принесенных «в сокровищницу дома Господня» после взятия Иисусом Навиным Иерихона около 1400 г до н. э.: «А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро, и золото, и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня» (Книга Иисуса Навина 6: 23). С другой стороны, преобладание медных предметов, обнаруживается в описании вооружения филистимского воина Голиафа, убитого Давидом в царствование Саула (около 1030-1010 гг. до н. э.): «4. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди. 5. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди; 6. Медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; 7. И древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец» (Первая книга Царств 17: 4-7).

Суждения античных авторов об эпохах господства различных материалов в истории человечества (с учетом сведений, представленных в Библии) нашли свое продолжение в предположениях французских и скандинавских ученых ХVIII — начала XIX вв. Разработка гипотезы Тита Лукреция Кара была продолжена монахом ордена св. Бенедикта Нурсийского Б. де Монфоконом, антикварием Н. Магюделем, философом и историком А.-И. Гоге и другими исследователями. В 1813 г профессор Копенгагенского университета, историк Л.Ш. Ведел-Симонсен высказал следующее соображение: «Предметы вооружения и утварь древнейших обитателей Скандинавии были первоначально сделаны из камня или дерева. Позднее эти люди стали использовать медь … и только недавно появилось железо. Поэтому, с этой точки зрения, история их цивилизации может быть разделена на век камня, век меди и век железа. Эти века не были отделены друг от друга настолько четкими границами, что они не,перекрывали“ друг друга. Несомненно беднота продолжала использовать каменную утварь после появления медного инвентаря, а медный инвентарь — после появления аналогов из железа». Однако, несмотря на столь четкую и в то же время корректную формулировку системы трех веков, она не была еще обоснована фактическим материалом — археологическими находками. Это было сделано несколько позднее.

В 1807 г в Дании, с целью формирования Национального музея древностей был учрежден «Королевский Комитет по сохранению и коллекционированию национальных древностей», секретарем которого стал директор библиотеки Копенгагенского университета Р. Нируп. В 1816 г его сменил на этой должности К.Ю. Томсен, который тогда же был назначен «первым хранителем» Национального музея древностей. Главной задачей Томсена было упорядочивание коллекций древних вещей для музейной экспозиции и он классифицировал их, таким образом, чтобы по ним можно было продемонстрировать технический прогресс — распределил археологические находки на группы, основываясь на материалах, из которых они были сделаны. В 1819 г Национальный музей древностей, экспозиция которого была построена по описанному принципу, был открыт для общественности, а в 1836 г Томсеном был издан «Путеводитель по северным древностям», в котором нашла отражение его классификация. Результатом этой классификации стало выделение трех периодов в технологическом развитии населения Северной Европы — каменного, бронзового и железного.

Томсен отмечал, что бронзовые вещи с режущим лезвием (орудия или оружие) не встречаются вместе с такими же железными вещами; что с подобными вещами из бронзы встречаются украшения одного облика, а из железа — другого, и т. д. Таким образом, Томсен не просто классифицировал отдельные вещи, он стремился классифицировать совокупности находок — комплексы вещей. Важно подчеркнуть, что Томсен не устанавливал никаких абсолютных (календарных) дат, он показал лишь последовательность смены периодов в развитии производства орудий.

В эти же (1830-е) годы под влиянием Томсена, в соответствии с системой трех веков были организованы музейные экспозиции в Швеции — в музеях Лунда и Стокгольма. В 1834 г. система трех веков была поддержана шведским зоологом, профессором Лундского университета С. Нильссоном в очерке о появлении охоты и рыболовства в Скандинавии, представлявшем собой введение к новому изданию его труда посвященного фауне этого полуострова. В это же время системой трех веков стали пользоваться и ученые северо-восточной Германии — Г.К.Ф. Лиш и И.Ф. Даннайл. Позднее, классификация Томсена была подтверждена его учеником Й.-Я.А. Ворсо в монографии 1842 г «Датская старина по материалам древних саг и раскопок курганов».

В настоящее время, нередко звучат скептические оценки системы трех веков. Так, авторы «Археологического словаря», отмечая «пропуск» эпохи бронзы в процессе развития некоторых регионов, полагают, что «система постепенно изживает себя и, несомненно, будет заменена, как только будет предложена лучшая.» (Брей, Трамп 1990: 250). Однако, несмотря на существование таких точек зрения, основа системы трех веков (эпоха камня — эпоха бронзы — эпоха железа) получила в мировой археологии «ранг универсальной археологической периодизации — общемировой и всеобъемлющей (общекультурной)» (Клейн 2000а: 495). Формирование этой периодизации в XIX в. характеризуется как «переворот в археологии, в деле превращения ее из простого собирательства в науку» (Монгайт 1973: 19) и именно система трех веков признается всемирной (панойкуменной) археологической периодизацией. Этапы, выделяемые «внутри» «веков», уже относятся исключительно к региональным периодизациям. Система трех веков представляет собой археологический «каркас» истории (в широком значении этого слова, включающем дописьменную эпоху), инструмент, который связывает археологическое видение процесса развития человечества с исторической действительностью.

Система трех веков изначально не была привязана к абсолютным датам (то есть — к календарной шкале времени). Тем не менее, предполагается, что она охватывает собой именно тот отрезок истории, который изучает археология. И если начало этого отрезка, само собой разумеется, относится к появлению человека на Земле и началу человеческой деятельности, то его конечная дата не столь очевидна.

В 1851 г члены Императорского Археологического Общества в Санкт-Петербурге приняли решение: «назначить 1700 год крайним пределом для исследований Русских древностей. Все памятники, появившиеся после этого времени, не входят в круг его занятий». Сегодня несостоятельность подобного подхода представляется очевидной. Археологи уже достаточно давно исследуют объекты гораздо более позднего, чем 1700 г, времени. Любопытно, что первые подобные попытки в России относятся как раз к середине XIX в. — еще в 1830-е гг. начальник архива Инженерного департамента, «Генерал-Инспектор по Инженерной части» А.Л. Майер стремился выявить стены Зимнего дворца 1710-х гг., в котором умер Петр I. Впрочем, А.Л. Майер не производил раскопок, а использовал лишь письменные и графические документы в сочетании с натурными наблюдениями. Однако, необходимость подобных раскопок он формулировал довольно отчетливо: «.Если воинская слава России быстро превзошла славу Греции и Рима, то иногда столь же скоро и памятники великих ея мужей уподоблялись памятникам древних героев, с трудом и медленно отыскиваемым в классической земле или под новыми зданиями, изгладившими следы бывших некогда на их месте» (Майер 1872: 7). И уже в 1853 г, в ходе изысканий Ф.Г. Солнцева была выявлена «угловая жилая комната нижнего этажа дворца Петра I» (Михайлов 1988: 244). Тем не менее, спустя столетие, когда А.Д. Грач проводил раскопки на территории стрелки Васильевского острова в Ленинграде в 1952 г, он, публикуя результаты своих исследований, вынужден был объяснять необходимость археологического изучения остатков деятельности населения Санкт-Петербурга XVIII в., «так как считалось, что в задачи археологии в основном входит изучение памятников глубокой древности» (Грач 1957: 7-9). Сегодня же полноценное археологическое изучение Санкт- Петербурга в течение всех трех столетий его существования является признанным направлением исследований. «Петербург, — пишет Г.С. Лебедев (1996: 15), — сохраняет весьма ценные объекты специфической бытовой культуры, начиная со „шведских трубок“ времен Северной войны 1700-1721 гг до становящихся реликвиями бытовых вещей Ленинградской Блокады 1941-1944 гг.»

Некоторые археологи, не называя каких-либо абсолютных (календарных) дат, полагают, что «археология начинается, когда заканчивается живая память» (Daniel 1962: 5) и указывают на «фактор забвения» (Клейн 1978а: 58), определяющий финальный предел хронологического интервала, относящегося к объекту археологии, — «исторического прошлого» по С.А. Жебелеву (1923б: 4). С этим трудно согласиться. Наверное, самым ярким примером полноценного использования методики археологических раскопок для изучения событий недавнего прошлого остаются исследования героической обороны в мае-октябре 1942 г Центральных Аджимушкайских каменоломен близ Керчи советским гарнизоном под командованием полковника П.М. Ягунова. Первые изыскания здесь были проведены в 1972 г. по инициативе Керченского историко-археологического музея и журнала «Вокруг света» (Рябикин 1972: 17-23), впоследствии они были продолжены в 1980-1990-х гг Важно подчеркнуть, что это были в полной мере научные исследования, сопровождавшиеся сплошной зачисткой больших участков штолен и профессиональной обработкой полученных материалов. Очевидно, что археологические исследования Аджимушкайских каменоломен никак нельзя соотнести с «фактором забвения» — они начались спустя всего лишь 30 лет после событий 1942 г, представители поколений свидетелей и участников Великой Отечественной войны и сегодня являются носителями той самой «живой памяти» об этом времени.

Впрочем, в вопросе определения конечной даты отрезка истории, изучаемого археологией, главное, конечно же, не в том, насколько более «поздний» пример раскопок возможно привести в данный момент. В конце концов, мы можем «остановиться» на изучении современных бытовых отбросов североамериканского города, предпринятом в качестве эксперимента группой исследователей Аризонского университета по руководством Уильяма Рэтджи в 1970-х гг По мнению У. Рэтджи, «применение археологических методов для изучения нашего общества может способствовать более глубокому пониманию самого общества» (Ренфрю 1985: 8). То есть, изучение современного мусора является в данном случае не просто неким экзотическим вариантом практического занятия для студентов, а отчетливо осознается в качестве возможного (хотя и не востребованного) способа исследования современной культуры. Любопытно отметить, что, характеризуя систему трех веков, археологи нередко утверждают, что «железный век продолжается и сейчас» (Амальрик, Монгайт 1966: 52). То есть, современность оказывается включенной в хронологические рамки всеобщей археологической периодизации!

Наверное, следует признать, что археология является, в первую очередь, «ремеслом, комплектом методик» (Daniel 1969: 86).

Неслучайно археолога часто сравнивают с детективом. Первым это сделал Г. Кларк, по мнению которого археолог «напоминает криминалиста. Он должен быть уверенным в косвенных доказательствах и большая часть его времени уходит на детали, которые могут казаться тривиальными, несмотря на то, что как следы человеческих действий они представляют чрезвычайный интерес» (Clark 1939: 1).

Востребованность же этого «криминалистического» метода для изучения различных исторических эпох определяется различными факторами. Пример Аджимушкайских каменоломен убедительно показывает, что даже при изучении новейшей истории «в силу конкретных исторических причин может оказаться, что единственным преимущественным или неизбежным средством получения информации о каком-либо событии будут археологические изыскания» (Боряз 1975: 11). А то, что раскопки остатков человеческой деятельности XX в. случаются гораздо реже, чем, например, археологические исследования поселений каменного века, обусловлено информационной уникальностью доисторических материальных остатков и, что особенно важно, традиционным восприятием археологии как науки о древностях.

Умер - - советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
  • 2001 Умер Хельге Маркус Ингстад - норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л"Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.
  • Упоминать об археологии начали еще в Древней Греции. Например, Платон под этим понятием понимал исследование древности, а в Эпоху Возрождения имелось в виду изучение истории Греции и Древнего Рима. В зарубежной науке этот термин связывают с антропологией. В России археология - это наука, которая изучает ископаемые материалы, которые связаны с человеческой деятельностью в глубокой древности. Она изучает раскопки и на данный момент сотрудничает со многими научными отраслями и имеет несколько разделов, занимающихся разными эпохами и культурными областями.

    Профессия археолог - это многогранная и интересная работа

    Люди изучают культуру и быт древних цивилизаций, восстанавливая далекое прошлое по останкам, которые аккуратно раскапывают в пластах земли. Работа эта требует большой осторожности и кропотливости. Так как со временем останки прошлого становятся более хрупкими и ветхими.

    Археолог - это человек, который занимается раскопками в поиске источников для новых исследований. Часто эту профессию сравнивают с детективной деятельностью. Работа археологов творческая, требующая внимания, воображения и абстрактного мышления - для воссоздания первозданной картины древнего мира в прошлом.

    Профессия стала популярной еще в Греции и Древнем Риме. Уже с тех времен были известны каменный, бронзовый и железный века, проводилось множество раскопок и находились еще более древние архитектурные памятники. В эпоху Возрождения основная цель археологов была - найти античные скульптуры. Как отдельная наука она сформировалась в начале 20-го века.

    Какими качествами должен обладать археолог

    Нужно знание множества накопленных учеными фактов в избранной области для своей деятельности. Это может быть эпоха неолита или палеолита, бронзы, раннего железа, скифского времени, античности, может быть славяно-русская археология и т.д. Перечень не полон, и его можно продолжить. Археолог - профессия интересная, но требует эрудированности ученых и умения сопоставлять различные источники.

    Такой человек должен иметь свое мнение и уметь его отстаивать, аргументировать, опираясь на логику, а не на эмоции. Бывает сложно, но необходимо отказаться от своих гипотез, если существуют факты, которые их опровергают. Работа археологов требует наличия важных качеств - это терпеливость, старательность, аккуратность. Они чрезвычайно необходимы при раскопках.

    Нужна хорошая выносливость и физическая подготовка, так как работа археологов чаще всего связана с раскопками, которые проходят в различных климатических условиях. Плюс отсутствие аллергии на органические материалы. Археолог - это человек, который должен быть уравновешенным, спокойным, уметь работать в команде.

    Знания, которые требуются

    Профессионалы должны уметь чертить, рисовать, фотографировать. Владеть основами не только реставрации, но и консервации металлических, каменных, глиняных и органических материалов (кожа, кость, дерево, ткань и т.д.). Обязательно нужны широкие знания антропологии, языкознания, этнографии, геодезии, топографии, геологии и палеозоологии. Те археологи, которые изучают исторические древности, должны хорошо знать историю и вспомогательные дисциплины (текстологию, нумизматику, палеографию, сфрагистику, геральдику и многое другое).

    Археологи-полевики должны быть экономистами, хорошими организаторами, педагогами и психологами. Но самое главное - они должны уметь «видеть землю», читать ее слои и прослойки и правильно сопоставлять найденные древности.

    Профессиональные заболевания

    Люди-археологи имеют свои болезни, которые приобретают в экспедициях. Чаще всего это гастрит или желудочная язва, что напрямую зависит от качества питания, так как часто нормальных условий для приготовления пищи нет. Также распространены ревматизм и радикулит, так как очень часто археологам приходится жить в палатках при различных погодных условиях. Из-за этого возникают различные артрозы и артриты.

    В чем заключается работа археолога?

    Чем занимаются археологи? Не только глобальными раскопками, но и отдельными мозаическими фрагментами, которые необходимо правильно подобрать и тщательно сложить в одно целое. Часто бывает, что на разгадку тайны прошлого уходят многие годы. Но зато окончательный результат того стоит. Так как именно таким образом можно воссоздать прошлое, которое, казалось бы, навеки сокрыто в недрах планеты.

    Чем занимаются археологи? Они изучают источники, анализируют их и впоследствии дополняют различными уже известными фактами. Исследования включают в себя не только раскопки, но и кабинетную часть, когда работа проходит напрямую с артефактами и документами. Ученые могут работать не только на суше, но и под водой.

    Самые известные археологи

    Генрих Шлиман - это немецкий ученый, который открыл Трою. Это один из первых археологов-пионеров, которые начинали изучать древность. Родился он 6.01.1822 года. По гороскопу - козерог. Поводил раскопки в Сирии, Египте, Палестине, Греции и Турции. Почти половину своей жизни Генрих пытался показать историческую важность гомеровского эпоса. Он старался доказать, что все описанные события в поэмах - не фантазия, а реальность.

    Норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал родился в 1914 году, 6 октября. Он написал множество книг. Его экспедиции всегда были яркими, наполненными героическими событиями. Множество его работ вызвали полемику среди ученых, но именно благодаря Туру интерес к древней истории народов мира намного возрос.

    Есть известные археологи и в России. В их число входит родился он в 1908 году. По знаку зодиака - водолей. Это известный российский историк-востоковед и академик. Он исследовал многие памятники Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Уже с 1949 года был назначен замдиректора Эрмитажа по научной части.

    Выдающиеся открытия

    Ученые-археологи выделяют 10 самых значительных находок мира, которые были найдены при раскопках:


    Необъяснимые находки

    Что находят археологи из необычного? Существует ряд раскопанных экспонатов, которые объяснить логически просто невозможно. Переполошили научное общество фигуры Акамбаро. Первую нашел в Мексике немец Вольдемар Джалсрад. Фигурки, казалось бы, имели древнее происхождение, но вызвали много скептицизма среди ученых.

    Камни Дропа - отзвуки древнейшей цивилизации. Это сотни дисков из камня, найденные на полу пещеры, на которых были выгравированы истории о космических кораблях. Ими управляли создания, останки которых также были найдены в пещере.

    Страшные находки

    В археологии попадаются и довольно жуткие находки. Например, кричащие мумии. Одна из таких была связана по рукам и ногам, но на лице застыл крик. Были предположения, что ее хоронили живьем, пытали, отравили. Но исследования показали, что челюсть просто плохо подвязали или не сделали этого вовсе, поэтому рот мумии и был открыт.

    Археологи находили и огромные когти неведомого чудовища. А найденные череп и клюв огромных размеров только убедили ученых в том, что приятного будет мало, если такое чудище встретится кому-нибудь на его пути. Но впоследствии оказалось, что это были древние предки И рост их превышал человеческий в 2-3 раза. Говорят, что есть вероятность того, что эта птица дожила и до наших дней, и ее можно попробовать найти в районах Новой Зеландии. У туземцев этой страны очень много легенд, касающихся Моа.

    Инструменты археологов

    На раскопках применяется в основном такого рода инструмент: штыковая, совковая и саперная лопаты, различных размеров кирки и совки, метла, кувалды, молоты и разного размера кисточки. Труд археолога может быть и довольно тяжелым, особенно когда приходится раскапывать большие курганы.

    Важным моментом является правильная работа на объекте. И умение подобрать необходимый инструмент также нужно. Руководитель на раскопках не только следит за состоянием здоровья археологов, но и помогает правильно использовать нужные кисточки и лопаты.

    Как стать археологом

    Выучиться можно как на дневном отделении, так и на заочном. Археолог - профессия, которую может приобрести любой, у кого есть тяга к древности и раскопкам. Для этого нужно поступить в ВУЗ, в котором готовят историков. Именно по этой дисциплине могут потом заниматься раскопками и остальными направлениями. Археолог - это и есть историк. Однако, в отличие от последнего, он занимается не только изучением теории, но и собственноручно ищет и исследует древность.

    Заработная плата археолога

    Российская зарплата в среднем равняется приблизительно 15 тыс. рублям. Но только за одну экспедицию археолог может получить до 30 тыс. рублей. Заработная плата в разных городах может отличаться. Например, в Москве она колеблется от 20-ти до 30-ти тысяч рублей. В регионах она ориентировочно на 5-7 тысяч ниже.

    АРАХЕОЛОГИЯ(от Архео... и греч. lygos - слово, учение) наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников (См. Археологические памятники), исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение имеет А. для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время. А. необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн. лет) стал известен только благодаря развитию А. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. А. имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

    Теоретической основой исторической реконструкций по археологическим данным является историко-материалистический принцип, согласно которому на любой ступени развития общества существует определенная закономерная связь между материальной культурой и социально-экономической жизнью. Этот принцип положили в основу своих исследований учёные-марксисты. Исследователи, отрицающие закономерность исторического процесса, считают невозможной реконструкцию истории по данным А. и рассматривают последние лишь как сумму фактов, не дающих общей картины.

    А. обладает своими особыми методами исследования. Важнейшие из них: стратиграфический - наблюдение за чередованием культурных слоев, отложившихся в результате продолжительного обитания в данном месте человека, и установление хронологического соотношения этих слоев. Добытые при археологических раскопках вещи классифицируются по следующим признакам: назначение вещи, время и место её изготовления. Для определения назначения и функций орудий служит метод изучения следов работы на них. Для хронологической классификации служит Типологический метод. Кроме собственно археологических методов, применяют методы, заимствованные из других наук: датировку органических остатков по содержанию в них радиоактивного углерода 14C, установление относительных и абсолютных дат по годичным кольцам древесины, найденной в археологических памятниках, установление абсолютного возраста изделий из обожжённой глины путём измерений их остаточной намагниченности, различные геологические методы датировки (по отложениям ленточных глин и т.п.).

    Для изучения древних вещей и способов их производства применяются спектральный анализ, металлография, техническая петрография и др.

    Для установления взаимозависимости общественных явлений прошлого с географическими факторами необходимо изучить природное окружение человека в древности. Этим целям служит пыльцевой анализ, дающий возможность проследить эволюцию растительности, а вместе с тем и эволюцию климата в данной области. А., таким образом, связана с палеоклиматологией. Целям археологического исследования служат также полученные при раскопках данные о древних культурных растениях (палеоботаника), о животном мире (палеозоология). Археологи добывают останки древних людей, что позволяет палеоантропологам дать представление о жизни и типе человека минувших эпох и об изменениях его под влиянием различных социальных и природных условий.

    Ввиду того что значительная часть археологических материалов представляет массовые находки, большое значение в А. имеет применение методов математической статистики.

    А. тесно связана с естественными науками не только в использовании их методов, но и в привлечении их выводов для истолкования археологических данных, и сама, со своей стороны, представляет естественным наукам ценные материалы. Однако ещё теснее связи археологии с общественными науками, один из разделов которых она представляет: с историей, этнографией (См. Этнография), историей искусства, социологией, а также с т. н. вспомогательными историческими дисциплинами: эпиграфикой (См. Эпиграфика) -- наукой о надписях на камне, металле, глине и дереве, нумизматикой (См. Нумизматика) - наукой о монетах, сфрагистикой (См. Сфрагистика) - наукой о печатях, геральдикой (См. Геральдика) - наукой о гербах. А., являясь единой по своим методам исследований наукой, достигла высокой степени специализации. Ещё в 19 в. раздельно существовали 4 отрасли А.: классическая А., изучающая письменный период истории Др. Греции и Рима, восточная А., средневековая А. и первобытная А. Отдельные специалисты изучают эпохи Палеолита, Мезолита, Неолита, бронзового века (См. Бронзовый век), раннего железного века (См. Железный век). Есть и другие системы специализации: по этническим признакам и по отдельным странам.

    А. В. Арциховский.

    Литература:

    Авдусин Д. А., Археология СССР, М., 1967;

    Авдусин Д.А., Археологические разведки и раскопки, М., 1959;

    Амальрик А. С. и Монгайт А. Л., В поисках исчезнувших цивилизаций, 2 изд., М., 1966;

    Амальрик А.С. и Монгайт А.Л. Что такое археология, 3 изд., М., 1966;

    Арциховский А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947;

    Арцихлвский А.В., Основы археологии, 2 изд., М., 1955;

    Блаватский В. Д., Античная полевая археология, М., 1967;

    Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира, т. 1-2, П., 1923-24;

    Жебелев С. А., Введение в археологию, ч. 1, История археологического знания, П., 1923, ч. 2, Теория и практика археологического знания, П., 1923;

    Мерперт Н. Я. и Шелов Д. Б., Древности нашей земли, М., 1961;

    Михаэлис А., Художественно-археологические открытия за 100 лет, М., 1913;

    Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955;

    Монгайт А.Л., Археология и современность, М., 1963;

    Формозов А. А., Очерки по истории русской археологии, М., 1961;

    Чайлд Г., Прогресс и археология, пер. с англ., М., 1949;

    Археология и естественные науки, Сб., М., 1965;

    Советская археологическая литература. Библиография 1918 - 1940, М-- Л., 1965;

    то же, 1941 - 1957, М.- Л., 1959;

    Сhilde G., A short introduction to archeology, L., 1956;

    Clark G., Archaeology and society, L., 1960;

    Kenyan К. М., Beginning in archaeology, L., 1952;

    De Laet S., L"archeologie et ses problemes, Berchem - Brux., 1954;

    Leroi-Gourhan A., Les fouilles prehistoriques, P., 1950.

    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

    Археоло?гия - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

    Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека.

    Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

    Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

    История образования Археологии

    Упоминание об археологии известно еще в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке - антропология.

    В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология - часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

    Этапы развития Археологии в России

    XVIII в. - начало XIX в. - Зарождение, начальный этап, начинают проводиться раскопки многих памятников.

    Середина XIX в. - середина 30-х годов XX в. - Характеризуется развитием Археологии как науки, созданием археологических обществ, музеев.

    Формированием русской археологии, сложением её основных направлений.

    Середина 30-х - конец 60-х гг. XX в. - Считается периодом т. н. «лысенковщины» в науке, якобы попыткой советского руководства утвердить коммунистические взгляды в археологии.

    Конец 60-х годов - настоящее время - Характеризуется децентрализацией науки (распространением изучения археологии на регионы, раньше её изучали в т. н. Академических центрах, МГУ, СПбГУ, КГУ и некоторых других). Возникают кафедры в университетах Поволжья, на Урале, Сибири и на Дальнем Востоке.

    История термина «археология»

    Слово «археология» (греч. ἀρχαιολογία) впервые употреблено Платоном в значении «история прошедших времён». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия.

    Наиболее древние памятники на территории Евразии расположены в 4 регионах: в Закарпатье, Закавказье, Средней Азии и Южной Сибири. На берегу Тисы находится один из самых древних памятников - Королево, исследуемый В. Н. Гладилиным. 5 слоев, семь палеопочв в 12-метровой толще дают хронологию от 1 млн. до 40 тыс. лет назад. В древних слоях обнаружена серия галечных чопперов, унифасы, рубила, отщепы.

    Второй памятник - Кльдара в Южном Таджикистане, исследованный В. А.Романовым. Здесь толща плейстоцена достигает почти 100 м. Третий ранний памятник - Азыхская пещера в Азербайджане в долине р. Куручай, исследованная М. Гусейновым. 10 ее слоев охватывают период около миллиона лет. Другие памятники: Стоянки Каратау и Лахиги в Таджикистане (возраст 200 тыс. лет), раскопанная Окладниковым Упалинка в г. Горно-Алтайске с чопперами и чоппингами. Молчановым были исследованы слои в пещере Деринг-Юрях в Якутии, где были обнаружены чопперы, скребла, острия. Ранние материалы получены У. Исламовым из пещеры Сельункур около Оша и нижних слове у стоянки г. Ангрена. На Черноморском побережье наиболее ранними являются поселения Колхида, Яшт, Гали и др. Каменные изделия находились здесь прямо на поверхности. По характеру это охотничьи стойбища и «мастерские» (места изготовления орудий труда).

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска: