Что похоже на букву ы. Изучаем буквы в действии!: Буква Ы
Цель занятия: изучаем букву Ы, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ы, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ы по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Дым
Сыр
Усы
Мыло
- Скажи, как гудит пароход? (Ы-ы-ы!..)
- СЫР, КОСЫНКА - какой звук есть во всех этих словах?
Запомни, пожалуйста: в русском языке нет слов, в которых звук [Ы] находится в начале слова.
В середине или в конце звук [Ы] в словах СЫР? ЧАСЫ? УСЫ? СЫН? КОТЫ? ОСЫ? СУПЫ? ДЫМ?
Когда мы произносим звук [Ы], воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Ы].
- Гласный или согласный звук [Ы]?
- Какие еще гласные звуки ты знаешь?
- А какие ты знаешь согласные звуки?
Задание: печатная буква Ы для дошкольников
Рассмотри букву Ы. Нашили букву Ы в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Сказка про букву Ы
Крыса Дылда и Пых-Пых
Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:
Кара-ул!!!
- А что случилось?
У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!
Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
- Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.
- Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша.
- Т-ты что, б-боишься? - тихо спросил Цып.
- А т-ты?
- С тобой нет.
Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.
Но через несколько минут друзья вернулись.
Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.
- А кто же это был?
- Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.
Скороговорки
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так мылась Мила.
Кто больше?
Назовите как можно больше слов со звуком [Ы] в середине.
(Ответ: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка, пыль, быть, мышь, выгодно.)
Веселые стихи про букву Ы для детей
Бык мычит две буквы: - Му!
- Мяу! - кот сказал ему.
- Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)
Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)
Ы - мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)
Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы - нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Слова с буквой Ы в середине слова
: крыша, мышка, дым, дырка,
Буква Ы в конце слова
: машины, шары, столы,
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква...
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву...
Стихотворения про букву Ы
() (ещё )
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
В русском языке, увы,
Не бывает слов на "Ы".
Странный звук у буквы "Ы":
Он как "И", но твёрже "Ы".
Димку превращает в дЫмку,
Милу в мЫло, а рис - в рЫсь.
РЫсь, похожая на Тимку,
И скажу я рЫське - брЫсь!
Букве Ы
не бЫть в начале,
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах
МЫ проходим
букву "Ы"
,
В слове есть она "штанЫ",
В слове "дЫм" и в слове"бЫк",
К этой букве тЫ привЫк?
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни
букву "Ы"
!
МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.
СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дыЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.
Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с
буквой «Ы»
.
Чистоговорки с буквой Ы
РЫ-РЫ-РЫ - съеду я горы.
ЫР-ЫР-ЫР - нашла мышка сыр.
ДЫ-ДЫ-ДЫ - вот стакан воды.
ЫД-ЫД-ЫД - жадиной быть - стыд.
МЫ-МЫ-МЫ - ждём уже зимы.
ЫМ-ЫМ-ЫМ - из трубы шёл дым.
НЫ-НЫ-НЫ - будем ждать весны.
ЫН-ЫН-ЫН - в огороде сын.
Скороговорки с буквой Ы
()
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Буква Ы купила мыло,
Им она посуду мыла.
Мыло мылилось и мыло,
Много сил у мыла было.
- Как ты думаешь, что мыла мылом буква Ы?
- Представь, что буква Ы потеряла палочку. В кого она тогда превратится?
Изображения буквы Ы
Поговорим с буквой Ы ()
- Что ты любишь кушать?
- Сыр.
- Каких животных ты знаешь?
- Мышь, крыса.
- Чем ты моешься дома?
- Мылом.
- Чем ты любишь заниматься?
- Прыжками, лыжами.
- Какие растения ты знаешь?
- Дыня, тыква.
Дефектология - звук [Ы].
Мой ребёнок не умел выговаривать звук [Ы]: у него что МИШКА, что МЫШКА - всё одинаково. Пыталась объяснить как ставить язык, но всё в пустую...
Покопавщись в интернете, я нашла несколько заметок про то, как помочь ребёнку - вот они:
1) широкая улыбка, при этом открыть рот широко (между верхними и нижними зубами щель около 2 см), спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук ЫЫЫЫЫ.
2) Зажать ручку или карандаш зубами (не в рот положить, а поперёк между зубами держать, чтобы язык не поднимался вверх) и говорить "И". Когда ребёнок поймёт, где образуется звук "Ы", то сам сможет его произносить.
2а (другими словами): Пусть ребёнок улыбнётся, скажет "И". Потом берите карандаш или ложку и отодвигаете кончик языка назад. Язык при этом должен быть "бугром", а также показать на личном примере.
3) Надо попросить произнести сначала звук "И", затем попросить оттянуть язык назад, а спинку языка прижать книзу.
4) Чтобы ребёнок понял, как образуется звук "Ы", пусть говорит "КЫ-ГЫ-КЫ-ГЫ" - именно звук "Г" поможет языку отодвинуться назад.
5) Произносить долгое "Ууууууууу", а потом не меняя положения языка, поменять положение губ, растянув их в улыбку.
6) Произносить звук "Ммммммммм", потом открыть немного рот, растянув губы в небольшой улыбке - получится "мммммыыыыы".
У нас получилось!!! :) Теперь звук "Ы" есть, только надо чуть потренироваться несколько дней:) Наибольший результат дали упражнения №1, 5, 6. Упражнение №2 моему сынишке уж очень понравилось (ведь не каждый день мама разрешает брать карандаш в рот! :), но по-моему оно не дало того результата (или я не совсем правильно его делала).
Сказка про букву Ы
()
Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.
Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее.
Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала:
Нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь.
Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна.
Что может убедить тебя вернуться? - тогда спросили буквы.
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "Живая азбука" или "Живая Буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква Ж превращается - в жука, буква М - качели и т.д.
Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается живой АЛФАВИТ.
ВНИМАНИЕ!!!
На нашем сайте объявляется конкурс проектов, выполненных учащимися первых классов по теме "Живая азбука"
Уважаемые учителя начальных классов и родители первоклассников! Приглашаем Вас к участию.
Всем участникам высылаем грамоты, а победителям и призёрам дипломы I, II и III степени.
Свои работы присылайте администратору сайта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Проект Живая Азбука 1 класс
Маленькая ящерица
Быстро от вас спрячется
Средь травы найдет лазейку
Промелькнет пронырой-змейкой
А от страха ой-ё-ёй
Потеряет хвостик свой
Проект "Живая Буква"
Дети нашего класса приняли участие в проекте "Живая Буква". Они инсценировали стихотворения известных поэтов современности. Выполнили костюмы в форме букв русского алфавита. Первоклассникам очень понравился наш праздник.
Хочу отметить, что проект - это не только рисунки, но и театрализованные представления.
Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается
Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная
Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука.
Проект "Живая буква" Иванова Миши, 1 А класс, город Москва
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш
Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем
На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
Посмотри на колесо
А увидишь букву О
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"
У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки
Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′
Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл
На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я.
Проект "Живая Буква", 1 класс, город Нижний Новгород
Оживить букву можно в проекте "Живая буква" инсценируя стихотворение Бориса Заходера "Буква Я". Костюмы для букв можно сделать своими руками и у вас получится проект "Костюм для буквы"
Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
- Неизвестно.
- Интересно?
- Интересно! -
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!
Я, -
Сказала буква Я, -
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! -
Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мною -
Недоразумение!
Недоразумение -
Не более не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
- Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
- Срам! -
Сердито С сказало.
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог! -
Проворчало П:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! -
Закричали Гласные. -
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква Я
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
Я
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! -
Я
Затопало ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:
- Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку, -
Правда,
Стало быть,
Твоя!
Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А Я!
...Буква Я взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, -
Написать она сумела
Только
«...яяяяя!»
Как зальется буква X:
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот...
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы Ю!
Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От А до Я -
Жили, как одна семья!
Буква Я
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.
Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.
Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается
Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная
Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш
Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем
На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
Посмотри на колесо
А увидишь букву О
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"
У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки
Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′
Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл
На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я