Что означает поэма. Значение слова поэма. Героическая поэма: определение
греч. poiema, от греч. poieo – творю), большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде. Поэмы разных эпох в целом не одинаковы по своим жанровым признакам, однако имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является, как правило, определенная эпоха, авторские суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека, являющегося ее типичным представителем (в эпике и лиро-эпике), или в виде описания собственного мироощущения (в лирике); в отличие от стихотворений, для поэм характерен дидактический посыл, так как в них прямо (в героическом и сатирическом типах) или косвенно (в лирическом типе) провозглашаются или оцениваются общественные идеалы; они практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах тематически обособленные фрагменты стремятся циклизоваться и превратиться в единое эпическое повествование.
Поэмы – самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями», при обращении к которым можно узнать о богах, правителях и героях, познакомиться с начальным этапом истории нации, а также с ее мифологической предысторией, постичь свойственный данному народу способ философствования. Таковы ранние образцы эпических поэм во многих нац. литературах: в Индии – народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.) и «Рамаяна» Вальмики (не позднее 2 в. н. э.), в Греции – «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме – «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.), в Иране – «Шах-наме» Фирдоуси (10–11 вв.), в Киргизии – народный эпос «Манас» (не позднее 15 в.). Это поэмы-эпопеи, в которых либо смешаны различные линии единого сюжета, связанные с фигурами богов и героев (так в Греции и Риме), либо важным историческим повествованием обрамлены тематически обособленные мифологические предания, лирические фрагменты, нравственно-философские рассуждения и т. п. (так на Востоке).
В античной Европе жанровый ряд мифологических и героических поэм был дополнен образцами пародийно-сатирического (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактического («Труды и дни» Гесиода, 8–7 вв. до н. э.) стихотворного эпоса. Эти жанровые формы развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее: героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»); ее композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобожденном Иерусалиме» Т. Тассо); волшебному сюжету мифологической эпопеи пришел на смену облегченный волшебный сюжет стихотворного рыцарского романа (его влияние будет ощутимо и в ренессансных эпических поэмах – в «Неистовом Орландо» Л. Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера); традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки); наконец, в Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, в манере бурлеска создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).
В эпоху романтизма с его культом лирики появились новые поэмы – лиро-эпические («Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона, поэма «Езерский» и «роман в стихах» «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова). В них эпическое повествование прерывалось различными развернутыми пейзажными описаниями, лирическими отступлениями от сюжетной канвы в виде авторских рассуждений.
В рус. литературе нач. 20 в. наметилась тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Уже в поэме А. А. Блока «Двенадцать» различимы главки лиро-эпические (с авторским повествованием и диалогами персонажей) – и лирические (в них автор имитирует песенные виды городского фольклора). Ранние поэмы В. В. Маяковского (напр., «Облако в штанах») также скрывают эпический сюжет за чередованием разнотипных и разнотемных лирических высказываний. Особенно ярко эта тенденция проявится позднее, в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
Что такое героическая поэма? Очевидно, что это термин, обозначающий определённый литературный жанр. Чем он характеризуется и чем отличается от остальных? В каких странах создавались такие произведения? Что может послужить примером этого жанра? Ответы на эти вопросы можно найти в статье.
Состав понятия
Определённо, «героическая поэма» - это составной термин. В его основе лежат два понятия: «поэма» и «герой». Имеет смысл рассмотреть каждое отдельно, а затем объединить смысл.
Поэма (от греч. poiema «творение») как литературный жанр представляет собой большое по объёму произведение в стихах, относящееся к лиро-эпическому роду. Такое произведение состоит из нескольких частей, объединённых одним сюжетом, в котором в повествовательной форме передаются какие-либо важные события. Особенности поэмы как литературного жанра:
- развёрнутый сюжет (множество сцен и событий);
- широта повествования (иногда охватывает годы и поколения);
- глубоко раскрытый образ лирического героя.
Истоки поэмы лежат в эпопеях античности и Средневековья.
Герой (от греч. geros «смельчак, силач, полубог» и франц. heros «герой») - в литературе это слово может представлять следующие понятия:
- главное действующее лицо какого-либо произведения;
- доблестный храбрец, совершитель подвигов.
Образованное от существительного «герой», прилагательное «героический», соответственно, может означать следующее:
- способный к героизму;
- описывающий какие-либо героические события.
Героическая поэма: определение
Используя определения понятий «поэма» и «герой», можно сформулировать, что значит «героическая поэма». Это в литературе многочастное поэтическое произведение, темой которого являются некие важные и героические события, обычно связанные с легендарными персонажами, их подвигами или путешествиями.
Героическая поэма - это, прежде всего, которое представляет собой литературно обработанный народный эпос, характерный для многих культур и существовавший со времён античности.
Героическая поэма в том или ином виде существует практически у любого народа мира. Эпические народные предания постепенно объединялись в стихотворные циклы, затем получившие широкую известность и популярность.
Как правило, у эпического произведения есть автор, объединивший и обработавший литературно разрозненные сказания. Примерами древнего могут служить: индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», греческие «Илиада» и «Одиссея», древнескандинавская «Эдда», финская «Калевала», германская «Песнь о Нибелунгах», французская «Песнь о Роланде», итальянский «Освобожденный Иерусалим», англосаксонский «Беовульф» и т. п.
От античности до классицизма
Жанр героического эпоса вдохновлял поэтов как античного времени, так и последующих веков. Своего расцвета он достиг в XVIII в., и был с воодушевлением подхвачен поэмы привлекал их своим героическим пафосом, возвышенностью и гражданственностью. Лирический герой поэмы обязательно должен был являться нравственным образцом. Классицисты называли эти произведения вершиной поэтического искусства. Считалось, что каждая нация должна стремиться к тому, чтобы создавать собственные героические поэмы.
На этапе расцвета классицизма героическая поэма - это поэтическое произведение, написанное возвышенным стилем и состоящее из множества глав, нередко именуемых «песнями». Темой повествования неизменно становились исторические события, значимые для данного народа, страны и всего человечества. Другое название этого жанра - эпопея.
Согласно канонам классицизма, подобное произведение обязательно должно включать в себя следующие компоненты:
- начало, сообщающее о предмете повествования;
- обращение к тем, кто вдохновил поэта;
- большое количество подробно описанных батальных сцен;
- фантастические элементы сюжета и мифологические персонажи;
- аллегорические персонажи, представляющие порок, добродетель, правосудие, власть, зависть и т. п.;
- строки о будущем, изложенные как прорицание.
В русской традиции
Русская героическая поэма получила развитие в творчестве М. В. Ломоносова («Петр Великий»), В. К. Тредиаковского («Тилемахида»), А. П. Сумарокова («Димитриада») и А. Н. Майкова («Освобожденная Москва») и М. М. Хераскова («Чесменский бой» и «Россиада»). Все эти произведения были написаны в стиле классицизма. Повествование шло по одному из альтернативных путей: преобладание исторического либо художественного в сюжете. В первом случае упор делался на сохранение исторической достоверности, а во втором - на художественное осмысление событий прошлого и выработку их нравственной оценки. Поэтому отдельные русские героические поэмы значительно отличаются друг от друга по стилю и направленности.
В восточной традиции
Героическая поэма на Востоке представляет собой малый известный как «дастан» (в переводе с персидского «рассказ»). Такое произведение может быть написано поэтическим, прозаическим и даже смешанным языком (то есть может сочетать в себе поэзию и прозу).
Обычно в основу сюжета дастана ложились народные предания и сказки. Для этого жанра нередки фантастические и приключенческие сюжеты со множеством сложных перипетий. Образ главного героя представляет собой Таким образом, восточный дастан является аналогом европейской героической поэмы.
Этот литературный жанр представлен в творчестве таджикско-персидских, узбекских и Примеры восточных героических поэм: «Лейли и Меджнун», классика персидской поэзии эпическая поэма «Шахнаме» Фирдоуси, поэтическое творчество узбекского поэта Алишера Навои и персидско-таджикского поэта Джами.
Проследив исторический путь, который прошла героическая поэма, можно уверенно утверждать, что этот жанр был характерен для человечества на всех этапах его существования, а также получил развитие во многих частях мира.
Поэма (греч. poiema, от греч. poieo – творю) - большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде. Поэмы разных эпох и у разных народов, в целом, не одинаковы по своим жанровым признакам, однако, имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является, как правило, определённая эпоха, определённые события, определённые переживания отдельно взятого человека. В отличие от стихотворений, в поэме прямо(в героическом и сатирическом типах) или косвенно(в лирическом типе) провозглашаются или оцениваются общественные идеалы; они практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах тематически обособленные фрагменты объединяются в единое эпическое повествование.
Поэмы – самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями», при обращении к которым можно узнать о богах, правителях и героях, познакомиться с начальным этапом истории нации, а также с её мифологической предысторией, постичь свойственный данному народу способ философствования. Таковы ранние образцы эпических поэм во многих национальных литературах: в Индии – народный эпос «Махабхарата» и «Рамаяна», в Греции – «Илиада» и «Одиссея» Гомера, в Риме – «Энеида» Вергилия.
В русской литературе начала 20 века наметилась тенденция превращения поэмы лиро-эпической в поэму чисто лирическую. Уже в поэме А. А. Блока «Двенадцать» чётко проступают как лиро-эпические, так и лирические мотивы. Ранние поэмы В. В. Маяковского («Облако в штанах») также скрывают эпический сюжет за чередованием разнотипных лирических высказываний. Особенно ярко эта тенденция проявится позднее, в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
Разновидности поэмы
- Эпическая
- Описательная
- Дидактическая
- Романтическая
- Философская
- Историческая
Поэма!
Поэма (др.-греч. Ποίημα ) — это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. д.
Поэма — произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах. Также поэмой называют произведения, созданные на основе народных сказаний, преданий, эпических рассказов. Классическим видом поэмы принято считать эпопею. В переводе с греческого языка поэма — это творение.
Возникнув в первобытном родовом обществе в виде песен, поэма прочно сложилась и широко развернулась в последующих эпохах. Но вскоре поэма потеряла значение ведущего жанра.
Поэмы разных эпох имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является определённая эпоха, суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека (в эпике и лиро-эпике) или в виде описания мироощущения (в лирике).
В отличие от стихотворений, для поэм характерен посыл, так как в них провозглашаются или оцениваются общественные идеалы. Поэмы практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах отдельные фрагменты стремятся превратиться в единое повествование.
Поэмы - самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями» прошлого.
Ранние образцы эпических поэм: в Индии - народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.), в Греции - «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме - «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.) и др.
Наибольшую законченность поэма получила в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее», классических образцах данного жанра - эпопеях. В них отражались большие события, а целостность охвата действительности позволяла останавливаться на мелочах и создавать сложную систему персонажей. В поэмах-эпопеях утверждался широкий народный смысл, борьба за силу и значение народа.
Поскольку условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены, поэмы в своей подлинной форме не могли вновь появиться - поэма деградирует, получая целый ряд отличий.
В античной Европе появились пародийно-сатирические (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактические («Труды и дни» Гесиода, 8-7 вв. до н. э.) поэмы. Они развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее. Героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»).
Её композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобождённом Иерусалиме» Т. Тассо). Сюжету мифологической эпопеи пришёл на смену облегчённый сюжет рыцарской поэмы (его влияние ощутимо в «Неистовом Орландо» Л. Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера). Традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки). В Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).
Поэма! Поэму часто называют романом в стихах.
Расцвет жанра поэмы происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. Поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).
В русской литературе начала 20 века возникла тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Интимнейшие переживания соотносятся с историческими потрясениями («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание » А. Белого). В поэме А. А. Ахматовой «Реквием» эпический сюжет скрыт за чередованием лирических высказываний.
В советской поэзии существовали различные жанровые разновидности поэмы: возрождающие героическое начало («Хорошо! » Маяковского, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского), поэмы лирико-психологические («Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), философские, исторические и др.
Поэма как лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и исторические события, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии, хотя в современном мире мало авторов этого жанра.
Другие статьи этого раздела:
- Языковые системы общения! Языки как основной фактор в системе развития знаний!
- Традиции. Что такое традиция? Традиция в диалектическом развитие общества.
- Пространство и время. Законы пространства. Открытое пространство. Движение. Пространство миров.
- Эволюция и коэволюция. Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.
- Синергетика и законы природы. Синергетика как наука. Синергетика как научный подход и метод. Универсальная теория эволюции - синергетика.
- Можно или нельзя! Калейдоскоп событий и поступков через призму нельзя и можно!
- Мир религии! Религия как форма человеческого сознания в осознании окружающего мира!
- Искусство - Art! Искусство - это умение, которое способно вызвать восхищение!
- Реализм! Реализм в искусстве! Реалистическое искусство!
- Абстрактное искусство! Абстракция в искусстве! Абстрактная живопись! Абстракционизм!
- Неофициальное искусство! Неофициальное искусство СССР!
- Трэш - Thrash! Трэш в искусстве! Трэш в творчестве! Трэш в литературе! Кино трэш! Кибертрэш! Трэш-метал! Телетрэш!
- Живопись! Живопись это искусство! Живопись это искусство художника! Каноны живописи. Мастера живописи.
- Вернисаж – «vernissage» - торжественное открытие художественной выставки!
- Метафорический реализм в живописи. Концепция о «метафорическом реализме» в живописи.
- Стоимость картин современных художников. Как купить картину?
Поэма зародилась в древности. Так определяли жанр произведений Гомера (VIII-VII в. до н. э.). Вергилия (70-19 г. до н.э.) и др. К своей современной форме поэма приблизилась в первой половине XIX в.
Поэмой называют лиро-эпическое стихотворное произведение, в котором изображены значительные события и яркие характеры, а повествование о героях сопровождают авторские размышления. Она имеет несколько жанровых разновидностей: героическая, историческая, сатирическая, лирическая, драматическая, дидактическая и др.
Несмотря на большое разнообразие поэм, сочинённых разными авторами в различные эпохи, они имеют и общие черты. В основе таких произведений всегда лежит повествование (рассказ) о каком-либо событии (одном или нескольких). Например, в «Песне про царя Ивана Васильевича... » М. Лермонтова есть линия Кирибеевича, царского опричника, и линия купца Калашникова, которые пересекаются сначала заочно, а потом и явно в сцене кулачного боя.
В лиро-эпической поэме большую роль играет лирический герой, который является выразителем авторских мыслей и чувств. Лирический герой смотрит на события и героев как бы со стороны, часто сопереживая им. Так, в поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...» эту функцию выполняют гусляры. Они высказывают (иногда открыто, а иногда и завуалировано) народный взгляд и на события, и на героев. Например, в финале поэмы отчётливо слышится их сочувствие Калашникову и гордость за него.
В центре повествования обычно пребывает герой или несколько героев. В «Песне...» это и царь Иван Васильевич, и Кирибеевич, и Калашников, и Алёна Дмитревна... Чаще всего их образы раскрываются в монологах или диалогах. Это позволяет автору избежать развёрнутых описаний, быть лаконичнее, яснее и, в то же время, насытить повествование эмоциями.
В поэме каждый эпизод жизни героя или истории несёт определённый смысл. А все вместе они составляют содержание поэмы в целом. В «Песне...» Лермонтова три части. В первой — главные фигуры царь и его опричники. Во второй части раскрывается уклад жизни купеческой семьи. В третьей говорится о наказании за нарушение христианских законов и роли царя. А в целом поэма повествует о национальном характере в эпоху исторических потрясений.
Для поэмы как жанра характерно внимание к глубоким историческим, нравственным и социальным проблемам. Если мы обратимся к «Песне...», то увидим её смысловую ёмкость. Лермонтов поднимает в ней такие проблемы: христианский закон и его место в частной и в общественной жизни, личная честь, преемственность в сохранении семейной чести, отношения власти и народа, судьба отдельного человека в эпоху исторических потрясений.
Основные особенности поэмы как жанра литературы:
- лиро-эпический жанр;
- большое стихотворное произведение;
- жанровые разновидности (героическая, историческая и др.);
- тематическое разнообразие;
- наличие повествовательной части (сюжета);
- лирический герой, выражающий отношение к повествованию;
- изображение, обычно, среди нескольких героев главного;
- изображение общечеловеческих проблем на историческом фоне.