Что на букву п. Изучение буквы п и звука в подготовительной группе

Светлана Гонина
Изучение буквы п и звука [п] в подготовительной группе

Цель : знакомство детей с буквой П и звуком [п]

Задачи :1. Учить находить звук [п] в словах и тренироваться в чтении слогов.

2. Развивать у детей связную речь, мышление.

3. Воспитывать доброжелательность, усидчивость и интерес к занятию.

Ребята, приготовились к занятию.

Для начала давайте вспомним, с какими буквами вы уже знакомы . Я показываю букву , вы хором ее произносите и называете звук . Буква А , звук [а] (Дети называют, опираясь на наборное полотно)

Ребята, у меня на столе лежит письмо, интересно, от кого оно к нам пришло! Здесь написано, что письмо от почтальона Печкина из Простоквашино. Давайте посмотрим, что внутри. В нем лежит буква , с которой нам предлагает познакомиться сегодня почтальон Печкин. Но прежде, чем мы узнаем, какая именно это буква , посмотрим, кто изображен на картинках. (достаются картинки из письма) ПАНДА, ПТИЦА, ПЧЕЛА, ПИНГВИН

С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука п )

Давайте теперь вспомним, как пыхтит каша (п-п-п, а как пыхтит паровоз (п-п-п)

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с буквой П и звуком п (достается карточка с буквой П из письма )

- Буква П является согласной или гласной? Как мы это проверим? (пропеть)

Каким цветом обозначаются согласные буквы ?

А на что похожа буква П ? Давайте послушаем стихотворения про букву П .

Говорил недавно кто-то

П – похожа на ворота,

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле (показ картинки)

А другой сказал тут маме :

«Буква П в спортивном зале

Перекладиною стала!»

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди, да подтянись. (картинка)

А дома букву П найдем

Заглянув в дверной проем (картинка)

Давайте выложим букву П с помощью счетных палочек. (выкладывают) . Теперь напишем букву П в тетрадях в верхней части листа. (показ на доске, с последующей записью детьми буквы в прописях )

Поднимемся на ножки и прокатим букву П на паровозе .

Загудел паровоз (наклон вперед)

И вагончики повез (вращать руки перед собой)

П-п-п-п (прыжки)

Прокатили букву П (вращать руки перед собой)

Садимся на места. Почтальон Печкин приготовил для вас игру (достать из письма, которая называется «Доскажи словечко»

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?. (палатка)

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное Р содержит он

И называется (перрон)

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он- веселая игрушка,

И зовут его (петрушка)

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?. (петушок)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту-

Зовусь я (подосиновик)

Я – хозяйка разных снов,

Про дельфинов, про слонов,

Вы ложитесь и на ушко

Вам нашепчет сны… (подушка)

Он круглый и красный,

Как свет светофора.

Среди овощей

Нет сочней (помидора)

Молодцы, ребята! Вы знаете, пока мы с вами играли, буква П подружилась с некоторыми гласными буквами . Давайте посмотрим на доску.

ПА ПИ ПЕ ПУ ПО

Прочитаем слоги все вместе. Попробуйте сами придумать слова, которые начинаются с данных слогов. (помочь, если затрудняются ПЕ-НАЛ)

Теперь запишем слоги, представленные в тетрадях. Открываем тетради, берем карандаши и пишем слоги.

Сейчас я прочитаю слова, а вы назовете только те, которые начинаются на букву П .

Слушаем внимательно.

ПОЛКА, СТУЛ, ПОДУШКА, ПАРК, КЛУМБА, ПОСУДА, БУМАГА. (дети называют)

Теперь придумайте сами слова, которые начинаются или содержат букву П .

Итак, с какой буквой и каким звуком мы познакомились на занятии?

- Буква П является гласной или согласной?

Публикации по теме:

Анализ занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки, буквы и слова» Возрастная группа: подготовительная к школе группа-подгруппа детей (8 человек) Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении.

Цель:сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, учить применять эти знания в дорожных ситуациях,способствовать потребностям.

Комплексная игра по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «Большие буквы» 1. Игра «Вспомни алфавит» - дети стоят в круге, перебрасывая мяч, друг другу по-очереди, называют буквы алфавита по порядку и любое слово.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Потерянные буквы Мэри Поппинс» Учитель - логопед Уроженко Ольга Львовна I квалификационной категории Педагогический стаж работы -18 лет МБДОУ комбинированного вида № 134.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.

Конспект НОД в подготовительной группе «Наши друзья - звуки и буквы» Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Задачи: - формировать умение разгадывать числовые и буквенные.


Буква П - 17 буква русского алфавита. Обозначает согласный глухой звук: твёрдый "П" и мягкий "ПЬ".
Слова на букву П : пингвин, пельмень, пугало, почта, паста, поезд, паровоз, попугай, подорожник, паук, пыль, плита, плот, порт, пюре, парта, парус, пальма, пижама, платье, повар, помидор, почта, пушка, пятно,

Буква П в середине слов : шапка, топор, выпускной, запах, капуста, копыто, лапа, липа, лопата, лопух, лупа, опыт, запуск, ропот, сапог, супы, топор, хлопок, дупло, спор, спорт, толпа,

Слова, оканчивающиеся на букву П : стоп, скрип, храп, хрип, суп, трап, Остап, штамп, кетчуп, гороскоп, логотип, кодоскоп, телескоп,

Несколько букв П в слове : потоп, грипп, епископ


Стихотворения про букву П ()
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди, да подтянись.

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле.

Дома букву П найдём,
Заглянув в дверной проём.

П - проворная пчела
Мишке мёду принесла.
Он пчелу благодарил,
Сладким чаем напоил.

Петя, Петя, Петушок,
С буквой П знакомится,
Чтобы ПАПА прочитать,
Букву П всем надо знать.

Зарядку делать кот привык
На букве П, ведь П - турник!


Загадки про букву П ()
Попугайчик, попугай,
Папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе,
А найди нам букву...

Чистоговорки ( , )

Ап-ап-ап - раздаётся храп.
Ип-ип-ип - где-то слышен хрип.
Оп-оп-оп - очень толстый пол.
По-по-по, по-по-по - наш трамвай идёт в депо.
Уп-уп-уп - ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп, яп-яп-яп - ты не делай всё тяп-тяп.

Па-па-па - упала шляпа.
По-по-по - я еду в Лимпопо.
Пу-пу-пу - перебери крупу.
Пы-пы-пы - на поле снопы.
Пи-пи-пи - место уступи.
Пе-пе-пе - ранка на стопе.
Пя-пя-пя - говоришь сопя.
Пю-пю-пю - куклу куплю.

Скороговорки про букву П ()
Петя пилил пилой пень.

Пётр Петру пёк пироги.

Парад Победы порадовал после победы.
После победы рады Параду победы.

Пишет Пушкин о пушках и пышках,
А о пышках из пушек не Пушкин пишет.

Повар Пётр, повар Павел.
Пётр плавал, Павел плавал.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
- Попугай, попугай, попугай!

Расскажите про покупки!
- Про какие про покупки?
- Про такие про покупки.
- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.

Изображение буквы П и слова на букву П ()






Слова с буквой П:



Сегодня ты услышишь сказку про букву «П». Это была самая печальная буква Алфавита. Потому что у неё была очень строгая работа. Она ставила печати на документах. И всё-всё проверяла. У неё был в рабочем кабинете целый шкаф с самыми разными печатями. И когда буква «А» что-то решала, то это сразу писали на бумаге и приносили сначала снова к букве «А» на подпись, а потом к букве «П» за печатью.

Ещё буква «П» запечатывала все письма, которые писали буквы для ребят. Вот сколько работы было у буквы «П».

Однажды буква «П» пошла гулять, – так ей надоело печатать, – а она ещё всё печатала на компьютере. Только она одна умела так хорошо печатать, поэтому все буквы её просили всегда что-то нужное напечатать.

Так вот, пошла однажды буква «П» гулять пешком, по пешеходной дорожке. Шла она, шла, вся такая печальная, и вдруг увидела, как на улице продают со столов вкусные пирожные и пирожки. И те, кто их покупал, ели их и радовались. Сразу такие счастливые и довольные становились.

И подумала буква «П»: «Может от моей печали помогут мне эти пирожные?» Купила она пирожных, сладких пирожков, поставила себе на спину и пошла. А буква «П» была очень похожа на стол. И на спине ей было очень удобно всё носить.

– Вот, – думает, – приду домой, поем пирожных, порадуюсь…

Шла она, шла, и решила немного отдохнуть, да и уснула, солнышко её разогрело, разморило. А тут зайчик мимо бежал, увидел стол и пирожки на нём с пирожными. Ну, взял зайчик пирожок, спасибо сказал и поскакал дальше.

А буква «П» спит, не слышит.

Потом белочка спустилась с сосны, тоже пирожное взяла, спсибо сказала и ускакала.

А буква «П» спит, не слышит.

А потом петушок пробегал, остановился, увидел пирожки вкусные, тоже взял, поклевал, и побежал дальше. «Спасибо» прокукарекал, и только тут проснулась буква «П». Только хвост у петушка увидела. Посмотрела она себе на спину, а она могла это делать, и увидела, что там лежало всего одно единственное пирожное.

Опечалилась тут буква «П», и по привычке стала плакать. Плакала, плакала, целую лужу наплакала. Пролетали в это время мимо птички, посмотрели сверху и удивились:

– Ой, что же это? Может новое озеро появилось, а мы и не знали?

Опустились птички на землю и увидели печальную и плачущую букву «П».

– Что же ты плачешь, буква «П»?

– Как же мне не плакать, все мои пирожки и пирожные кто-то съел, пока я спала.

– Ну, этому горю легко помочь!

Птички тут же полетели к хозяину леса, медведю, и рассказали ему всю историю. Тогда медведь позвал всех зверей и спросил:

– Кто из вас букву «П» обидел? Кто съел её пирожки, пусть теперь идёт и извиняется, успокаивает её. Даже если он и не знал, что это её пирожки, и думал, что они ничьи.

Тут зайчик, белочка и петушок прибежали быстро к букве «П». А она уже такую большую лужу наплакала, что там даже лягушки стали плавать. Зайчик ей и говорит:

– Прости меня, буква «П», я тебя ведь не заметил, и съел твой пирожок. Но зато я подарю тебе вкусную морковку! Вот! – и он положил на спину букве «П» морковку.

– И меня прости! – сказала белочка. – Пирожное было такое вкусное! Но я тебе взамен принесла орешков, они ещё вкуснее и полезнее! – и она положила орешки букве «П» на спину.

– И меня, петушка, прости! Прости! – прокукарекал петушок.

– Я тебя со столом перепутал, думал, что это просто так, ничьи пирожки лежат. А я тебе вместо этого принёс вкусных зёрнышек! – и он положил зёрнышки на спину букве «П».

И тут буква «П» перестала плакать. Она увидела, что они действительно не хотели её обидеть. Они подарили ей свои подарки и очень хотели, чтобы буква «П» их простила. И она им сказала:

И потом они играли, буква «П» катала на спине всех по очереди и они дурачились и смеялись! И им всем было очень весело и радостно без всяких пирожных. И печаль буквы «П» растаяла, как дым… И с тех пор буква «П» больше не печалилась и не плакала.

Как только ей становилось грустно, она шла к друзьям, и они так веселились, что плакать было не из-за чего совсем.

Такая вот история про букву «П». А ты, если вдруг запечалишься и захочешь поплакать, то прочитай эту сказку и иди к своим друзьям, они обязательно тебя порадуют! И печаль сразу же убежит от тебя далеко-далеко, и никогда не вернётся.

Доброго времени суток дорогие мои читатели!

В рубрике учим буквы сегодня буква «П» . С маминой буквой мы уже познакомились, а сегодня папина буква. Малыши с малых лет так же быстро запоминают букву П . Первые слова, которые ребенок быстро учится писать это слова мама и папа, а затем уже и свое имя.

Работая с детьми, не трудно было заметить, что ребенок научился писать эти слова. Спросите почему? Да потому, что на всех рисунках ребенка начинают появляться слова. А уж когда малыш научился писать свое имя, то он стремиться оставить свой автограф на каждом рисунке.

Но согласитесь мало знать букву и уметь писать простые слова, надо еще и многое другое уметь делать и поэтому вам в помощь практический материал . Это и художественное слово , и кроссворды , и ребусы , и игры на букву «П»

Буква «П»


Веселые стихи

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

– Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди да подтянись.

А. Шибаев

Поросенок изумился:

– Ох, как долго я не мылся!

Быть грязнулей неохота! –

И отправился в болото.

Погляди, павлин какой!

Хвост как веер расписной.

Не гордись, павлин, хвостом –

Прослывешь большим глупцом.

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Подходящие ворота.

Проходи, кому охота!

Дома букву П найдем,

Заглянув в дверной проем.

Г. Ванюхина

П – турник. На нем гимнаст

Подтянулся сорок раз.

Подтянись попробуй ты

И не бойся высоты.

В. Степанов

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячи верст пути.

С. Маршак

* * *Прыгать я всегда готов,Но не понимаю,

Почему так высоко

Планку поднимают?

Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.

Е. Тарлапан

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

В. Степанов

Пели-пели-пеликаны –

Это птицы великаны.

В. Степанов

Мы подарок маме

Покупать не станем –

Приготовим сами,

Своими руками.

О. Высотская

Подъехал к стройке

Кран подъемный.

Подъемный кран –

Силач огромный.

Е. Балгинина

Скороговорки

Пословицы и поговорки

1. Пишут не пером, а умом.

2. Поздно поднялся – день потерял,

В молодости не учился – жизнь потерял.

3. Правда глаза колет.

4. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

5. Переливать из пустого в порожнее.

6. Признание – половина исправления.

Игры

Игра «Кто больше?».

Сначала перебираем все слова с буквой «п», находящиеся на полу
(плинтус, паркет, палас ), затем – на потолке (лампа, побелка, паучок ).

Игра «Профессии».

Назовите десять профессий на «п». (Плотник, пианист, пекарь, почтальон, парикмахер, продавец, программист, пилот, певец, продюсер, посудомойщик.)

Игра «Знатоки сказок».

Названия каких сказок начинаются на «П»?

Игра «Доскажи словечко».

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?.. (Палатка).

Вперевалку шел со льдин

К нам на утренник… (пингвин).

Я – хозяйка разных снов

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны… (подушка).

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?.. (Петушок).

Не будильник, а разбудит,

Запоет – проснутся люди.

На головке – гребешок.

Это Петя-… (петушок).

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидора).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый… (пирог).

Твои помощники – взгляни –

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый… (пальчик).

На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться.

Людям воск и мед дала

Беспокойная… (пчела).

Над цветком кружит, кружит,

Села, сок с цветка взяла,

Мед готовит нам… (пчела).

Игра «Слова-невидимки».

– Я – самый лучший ткач на свете.

П – – –

– Во мне, смеясь, играют дети.

П – – –

– Я – два ботинка, две перчатки.

П – – –

– Из-за меня рассохлись кадки.

– – – –

О т в е т: паук, парк, пара, жара.

Игра «Лесенка».

Игра «Выпусти пар!».

Игра «По одной букве».

А теперь попробуем менять слова, отнимая от них по одной букве.

1. Эти шесть букв можно увидеть на полу.

П – – – – т

2. Эти пять букв в руках того, кто идет из магазина.

П – – – т

3. Эти четыре буквы ищите в дипломатических документах.

П – – т

4. Это слово знает любой шахматист.

П – т

5. Это слово ищите в танце.

О т в е т: паркет, пакет, пакт, пат, па.

Игра «Волшебная цепочка».

Замените одну букву в словах:

палка – галка – балка;

печка – речка – сечка;

печка – пачка – почка;

пень – день – тень – лень;

порт – сорт – корт – торт;

пол – вол – кол – кон – кот – кит.

Игра «Найди слово в слове».

Плуг (луг, гул ); полк (пол, кол ); поля (Оля ); парта (тара, пар ); перевод (ведро, дерево, перед ); поднос (дно, одно, под, нос, сон ); плов (лов, вол, пол ).

Игра «Составь новые слова».

Из букв данного слова составьте новые слова.

1. Начинай с буквы «П».


О т в е т: пень, польза, письмо, портфель, пальцы, пальто, пять.

2. Допиши слова.

О т в е т: погода, помело, подвал; поводок, порядок, позиция; перелом, перевод, перекос

3. Кругограммы.

1. Найдите слово. 2. Прочитайте загадку, начиная с «не».

О т в е т: подберезовик. О т в е т: не рыбак, а сети

расставляет. (Паук.)

4. Птицы.

5. Клоун.

Клоун разбросал слова, если вы их соберете, то у вас получится загадка.

О т в е т : Летом я летаю, мед я собираю,

Но когда меня подразнишь, тогда я кусаю. (Пчела.)

Ребусы

О т в е т: пенал, подарок, подушка.

Перевертыши

Поп. Потоп. Пуп.

Загадки

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает.

(Петух.)

Я бываю выше дома

И легко одной рукой

Поднимаю груз огромный.

Кто, скажите, я такой?

(Подъемный кран.)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд.)

Где прошел – там пыли нет,

Пыль и сор – его обед.

(Пылесос.)

Иноземец эксцентричный

Хвост завел себе отличный –

Хвост как веер расписной!

Догадайтесь: кто такой?

(Павлин.)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник.)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела.)

Многорукий царь Гордей

Наплел ловушек да сетей.

Как расставит он ловушки,

Прошипит: «Ловитесь, мушки

Да букашечки!».

(Паук, паутина.)

Пшеничные кафтанчики,

В кафтанчиках – кабанчики.

(Пончики.)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

(Пенал.)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьет он из корытца.

(Поросенок.)

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

(Подсолнух.)

Кто пасет овец и коз

Там, где луг травой зарос?

(Пастух.)

Этому овощу в поле

Хорошо расти на воле.

Чем жара стоит сильнее,

Тем он слаще и краснее.

(Помидор.)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух.)

Длинной шеей поверчу –

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут – положу:

Человеку послужу.

(Подъемный кран.)

Девочка Аленушка

Посадила зернышко,

Летом выросло на грядке

Золотое солнышко.

(Подсолнечник.)

А. Прокофьев

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.

(Подорожник.)

Этот зверь, себе на грех,Дорогой имеет мех.Двести сорок три стрелка

День и ночь палят в зверька.

(Песец.)

В этом хоре музыкантыВсе во фраках, словно франты.Но поет ужасно хор.

Хору нужен дирижер.

(Пингвины.)

Ползет улитка, за улиткой – нитка.Нитка витая, улитка золотая.

(Перо.)

Ветер дует-дует – никак не сорвет!

Солнышко пригреет – само спадет.

(Пальто.)

Два брюшка, четыре ушка.

(Подушка.)

Если день стоит пригожий,

Он не выйдет из прихожей.

Если дождик моросит,

Он на улицу бежит.

(Плащ.)

Живет она в поле,

Там корма вволю!

Мышь городская

Сестра ее родная.

(Полевка.)

Кто приходит по утрамИ приносит письма нам?

(Почтальон.)

Пять братцев вместе родятся,

А росту разного.

(Пальцы.) Г. Виеру

Ростом разные, в работе равные.

(Пальцы.)

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники.

Живут они не за горой –

День и ночь со мной:

Целый десяток верных ребяток!

(Пальцы.)

А вотчина его квокчатая.

(Петух.)

С буквой «П» и её значением мы вскользь познакомились в прошлой главе. Самое время пообщаться поближе и узнать её получше, все-таки именно она возглавляет самое большое воинство слов в русском языке. Например, в словаре Даля «П» полностью оккупировала целый том из четырех напечатанных. И неудивительно. Полистав его, нетрудно заметить, что колоссальную долю составляют слова, ведомые приставками. Их у буквы «П» почти десяток, и это не просто больше всех, это почти треть от общего количества в русском языке. «По», «Под», «Пере», «Пре», «Пред», «При», «Про», «Пра». Каждая из этих приставок имеет собственное уникальное значение, которое, как мы уже знаем, изменяет смысл любой последующей морфемы. Более того, раз «П» и её приставки стоят впереди значения не только корня, но и вообще всех морфем, то мы с уверенностью можем сказать, что их значение является определяющим для всей темы слова. А вот это уже очень серьёзно. Вкупе с тем, что «П» зачинает почти четверть всех русских слов, это напрямую указывает на её ведущую роль в словообразовании.

Логично предположить, что причиной такой плодовитости является значение буквы «П». Здесь и будем копать. Что есть «постоянство» и как его употреблять?

Павел постоянно спит по ночам. У Оли постоянно звонит телефон. Дима постоянно слушает музыку. В каждом из этих примеров постоянство явное, и оно заключается в закономерном повторении одного и того же события, связанного с одними и теми же действующими лицами, через определенный промежуток времени. Делаем узелок на память: постоянство – повторение одних и тех же событий на определенном отрезке времени.

Река течет. Ветер дует. Деревья растут. Солнце светит. Здесь постоянство иного рода. Река течет в своем русле, и ничего в этом процессе не меняется, он постоянен. Если она река, она всегда будет течь. Если есть ветер, он всегда будет дуть, сильно или незаметно, неважно. Дерево, если оно является деревом, является живым и находится корнями в земле, будет продолжать постоянный рост. Отсюда делаем второй простой и логичный вывод: постоянство - это неизменность состояния одного и того же объекта по отношению к собственным свойствам и функциям .

Но, рано или поздно звонки прекратятся, музыка заглохнет, ветер перестанет дуть, дерево иссохнет и упадет, а с речкой приключится какой-нибудь катаклизм. Мы с вами взрослые люди и знаем, что рано или поздно все заканчивается, рано или поздно, каким бы глобальным ни был постоянный прежде процесс, он прекратится. Увы, ничто не вечно, это не наша вина, это порядок вещей, и с этим нужно считаться. Возьмем на заметку и это свойство: любое постоянство временное, то есть оно имеет временные рамки.

Немножко примеров разнообразия ради, понимания для.

Уныние в массы! А вы знаете, что слово «уныние» является уникальным в русском языке, других таких нет. Кстати о трупе. Это, правда, русское слово, даже древнерусское. И какое точное, верно? Тело обрело постоянное, неизменное состояние, перешло в стадию разложения, и процесс этот необратим. Что же случилось? Внутри тела (Т) начался процесс (Р), и этот процесс указывает на (У) текущую, очевидно, собственную, постоянность (П).

Поменяем пару букв местами и поглядим, что изменилось. Вместо твердого хладного трупа мы получили… не менее твердый и хладный… объект. Прут – это тонкая ветка дерева. Под связкой «Постоянство (П) процессом (Р)», вполне вероятно, понимается постоянный рост и развитие дерева, то есть формирование, веток, почек, листьев. Сюда же вписывается и наш прут, как частный случай ветки.

Здесь постоянство (П) является причиной, создающей строго ограниченное по времени действие (Д). Кстати, здесь мы снова видим «Д», хотя по смыслу вроде бы снова напрашивается движение «Г». Ведь, кажется, падение – это движение. Но это только кажется. Падение – это процесс. Постоянство «П» характеризует этот процесс, как постоянный, то есть не меняющийся, а действие «Д» определяет рамки этого процесса. Ведь то, что начало падать, рано или поздно упадет. Если что-то начало падать и никак не может упасть, значит, либо оно летит, либо оно в невесомости. А это уже другой процесс. Если мы углубимся в смысл расшифровки и посмотрим на взаимодействие самих букв, то увидим, что постоянство «П» описывает действие «Д», происходящее в заданных временных рамках, как постоянное. И пока объект находится в этих рамках, он совершает постоянное (П) не изменяющееся действие (Д) – падение. Запутались? Ничего страшного, перечитайте и распутайтесь.

Итак, десяток примеров, и перед нами примерная картина того, что такое постоянство. Это не процесс и не действие, и, конечно, не предмет. Это свойство, характеризующее и описывающее процессы, действия и, конечно, предметы, в качестве постоянных. Оно выражается в неизменности свойств и функций объекта или процесса, а также в повторяемости одного и того же действия на определенном отрезке времени. Попросту говоря, если постоянство описывает процесс, то этот процесс в определенный промежуток времени протекает без изменений по отношению к наблюдателю и его точке зрения.

А вот скажите, каким способом мы можем дать такую оценку действию? С помощью чего в устной и письменной речи мы можем охарактеризовать процесс или описать предмет? Это можно сделать, например, с помощью кучи глаголов и существительных, составив из них десяток однотипных предложений.

Зонт раскрывается. Зонт закрывается. Зонт не протекает. Зонт спасает от дождя. Зонт спасает от солнца. Зонт сделан из нейлона. Ручка зонта сделана из дерева. Ручка зонта не скользит. И так далее. Это можно сделать, правда, и это даже будет чем-то похоже на оценку или характеристику. Но вот скажите, вы, правда, в повседневной жизни, для того, чтобы сказать, что «зонтик качественный» используете вот такое словесное безобразие?

Больше того, даже 100 предложений из глаголов и существительных не смогут указать на то, что «зонтик-то чудо как хорош!». Потому что «хороший» – это личное отношение к предмету с точки зрения чувств, а не с точки зрения выполняемых предметом функций. Для одного зонт хороший, потому что с ним можно гулять под дождем. Для другого этот же самый зонт – плохой, так как в нем нельзя носить кирпичи или варить суп. Это личная качественная оценка наблюдателя, какой бы сумасшедшей она ни была. И выразить эту оценку можно только с помощью одной части речи – прилагательного.

Вот и наше постоянство «П» – это качественная личная оценка, которая характеризует или описывает предмет, действие или процесс с точки зрения наблюдателя. То есть, если наблюдатель видит, что свойства и функции объекта не меняются с течением времени, он сочтет состояние данного объекта постоянным. Если с точки зрения наблюдателя происходящий процесс не претерпевает видимых изменений, не меняет вектора направления собственного развития, он сочтет данный процесс постоянным.

Ну, что примем «П» в качестве прилагательного при расшифровке? Давайте попробуем на старых знакомых, для которых мы выдумывали подчинительную связь.

«Прут» на «отлично»! «Труп» - неуд. Делаем вывод, не всегда это удобно и не всегда понятно. Давайте присмотримся и выясним, почему и в чем разница; когда можно применять прилагательное, а когда не стоит. Удобно с помощью прилагательного описывать существительное. Белый парус, черствый хлеб, жизненный принцип. Если прилагательным описывать глагол, ничего хорошего не получается. Вычурный льется, веселый карабкается, синий белеет. Забавно, но понятной смысловой нагрузки такие предложения не несут. Значит, если рядом стоят две согласные, и одна из них «П», то её можно расшифровывать в качестве прилагательного. Если после «П» стоит гласная, то лучше использовать «П» в качестве существительного «постоянство». Все правильно, как в жизни.

А ещё в жизни мы обычно располагаем прилагательное перед существительным для облегчения понимания текста. Сначала прилагательное описывает существительное, затем существительное действует с помощью глагола. «Зеленый слон полетел». Мы не говорим «Слон зеленый полетел». Значит, и в расшифровке будет логично отталкиваться от этой же логичной схемы. В слове «прутъ», прилагательное «постоянный» (П) стоит перед существительным «процесс» (Р), образуя связку «пр», которая читается слева направо: «постоянный процесс». И только после этого стоит глагол «указывает» (У). На правильность такой логики указывает ещё и то, что в нашем языке НЕТ ни одного слова, которое бы начиналось или имело внутри себя неразделенную смыслом обратную связку «рп», которую можно было бы расшифровать «процесс постоянный».

Теперь также становится понятно и то, почему у буквы «П» огромное количество слов, начинающихся с приставок, и так мало без них. Ведь свойство постоянства в форме прилагательного можно придать практически любому слову, начинающемуся с любой буквы и обозначающему любое действие, процесс или объект, просто добавив подходящую по смыслу приставку. И наоборот, не являясь «самостоятельным» процессом или объектом, «постоянство» не в состоянии создать большого количества слов, не используя приставки.

Посмотрим, как все это работает.

По простой аналогии с «падением» мы можем сказать, что пока объект «пара» существует, он постоянно (П) создает (А) процесс (Р), для того он собственно и создается. Какая глубокая мысль и какое глубокое слово, верно? Только находясь в кооперации с чем-то или кем-то, можно начать какой-либо процесс. Действие можно совершать в одиночку, но процесс всегда затрагивает несколько участников, как минимум двух. Чтобы попить воды, нужны человек и вода. Для продолжения рода, мужчине нужна женщина. Чтобы зажечь свечу, требуются огонь, воздух и, собственно, свеча. Несколько обязательных предметов, приводящих к необходимому результату. Кстати, вероятно, именно поэтому мы под словом «пара» нередко понимаем не двух человек, а «около» двух, больше одного, но не больше минимального количества достаточного для начала какого-то определенного простого процесса. Осознанно или неосознанно, но пара всегда начинает какой-либо процесс. Потому и поэтому они пара. Двух мальчиков называют парой разбойников, потому что, будучи рядом друг с другом, они наведались в соседский сад и наворовали яблок. А на прошлой неделе разукрасили школьную стену нецензурными надписями и подожгли траву в походе. Парня с девушкой называют парой, потому что они, будучи вместе, будучи парой, постоянно занимаются положенными парню и девушке делами. Кстати, сам слово «парень» – пару ищет, ёпт.

Порода – это постоянство образования рода. Интересное словечко, правда? Нам даже не потребовалось расшифровывать корневое слово «родъ», чтобы понять смысл. Постоянство рождения детей внутри одной семьи из поколения в поколение привело к образованию (появлению) породы. То есть эти люди по рождению имеют какой-то определенный признак или статус, благодаря которому их можно отнести именно к этому роду.

Печать – это такая штука, которая своим существованием образует у наблюдателя ощущение постоянного присутствия владельца этой печати. Пока печать существует, а наблюдатель её видит или знает о ней, ощущение присутствия её хозяина не пропадет. В качестве определения, оно и лучше, и понятнее. Ну, вот, а мы мучились с этим «постоянством».

Поход – постоянный образ хождения. Опять. Это становится тенденцией. Если кто-то куда-то долго (постоянно) идет или постоянно куда-то ходит, то это поход. Пока существует поход, хождение будет постоянным. Кстати, буква «Х», вероятно, тоже является определением, качественной оценкой действия, процесса или объекта, потому вполне резонно будет и её время от времени по необходимости использовать в качестве прилагательного по тем же логичным правилам.

Да, с прилагательными стало значительно лучше, особенно, если они стоят рядом с другой согласной. Стоит лишь уточнить по поводу «плача». Под вместилищем, очевидно, понимается вместилище слез, причем вместилище это постоянное. Слезы в нем никогда окончательно не закончатся. И через день, и через два, и через год, и через десять, это вместилище в подходящей ситуации заслезится или, по крайней мере, будет иметь такую возможность.

Нельзя дать объективной оценки или достичь полного понимания процесса без сравнения его с процессом похожим. Поэтому возьмем слово, а потом добавим к нему букву «П», и посмотрим что получилось.

Луг – это обширная площадь с многолетними травами. Используется в качестве кормового угодья для сенокоса или пастбища для скота. То есть это вместилище (Л), указывающее (У) куда идти (Г) сенокосить или гнать скот, потому что там есть трава. А сам луг никуда не движется. Точно нет. Роли расставлены.

Плуг – это сельхозорудие для обработки земли. Здесь снова «вместилище (Л) указывает на (У) движение (Г)». Начнем с движения (Г). Так как мы знаем значение слова, мы можем точно сказать, что «плуг» это указание не на то, куда надо двигаться, это указание на то, что надо двигать. Двигать надо сам плуг. Хорошо, дальше.

Плуг это вместилище? «Нууу… эээ…». Нет, плуг это не вместилище, скорее уж, плуг – это соединение. Тогда о каком вместилище идет речь? Давайте думать. Допустим, что под «постоянным вместилищем» понимается человек. Тогда получим: «Человек указывает на движение». Что-то совсем ничего не понятно, причем тут сельхозорудие. Подождите, а мы ничего не забыли? Плуг же ворочает землю, в этом его назначение. Он двигается, вместе с ним двигается земля, а в земле жучки, паучки, червячки, там перегной и прочее. Раз в земле что-то есть, можем мы её назвать «вместилищем»? Да, конечно! А «постоянным вместилищем» можем? Ещё как можем! Эти жучки и паучки в ней всегда. Ура! Значит, наше первое логичное предположение, основанное на знании значения «плуг», было неверно. Плуг указывает не на движение, которое нужно к нему применить, чтобы пользоваться. Плуг указывает на движение постоянного вместилища (почвы), которое происходит при использовании плуга.

И снова повторю, это не другая логика, это другое понимание мира. Люди, создававшие слова, которыми мы пользуемся до сих пор, мыслили образами, а не объектами, как это делаем мы. Другое мышление рождает другую картину мира, и въехать в неё с информационным багажом мира современного без подготовки невероятно сложно. К этому надо привыкать постепенно. Одно за другим, медленно и последовательно. А первый шажок, думается, мы уже сделали вместе.

Скажите, вы, правда, ещё не пробовали подставлять найденные значения букв в названия простых бытовых предметов и не улыбаться при этом?