Чем различаются понятия индивид и личность. Чем отличается личность от индивида


Личность, по мнению Р.С. Немова, - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Личность, по мнению А.В. Петровского, - это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий. Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид.

По мнению А.Н. Леонтьева понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза из менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Оллпорт определяет личности как реальную сущность каждого конкретного человек, уникального в своем своеобразии. По формулировке Оллпорта, характер - это оцененная личность, а личность - это неоцененный характер. По Оллпорту, ядро личности составляют мотивы деятельности.

Ближе всего к наиболее принятому в отечественной психологии понятие личности, данное Леонтьевым А.Н.

2. Чем отличается понятие «Личность» от понятия «Человек», «индивид» и «индивидуальность»?

Понятия «личность» и «человек» не тождественны. «Человек» определяет любое существо, принадлежащее к виду человека.

Индивид также не тождественен личности. Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или "личность новорожденного". Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов.

«Индивидуальность» - это более узкое понятие, чем «личность».

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

3. Заполните таблицу.

4. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что еще может выступать в качестве побуждения к поступкам и деятельности?

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей и интересов субъекта. То есть потребности и интересы толкают личность на выполнение каких-либо действий. К поступкам могут побуждать также убеждения, склонности и идеалы личности.

5. Что такое способности? Могут ли быть задатки, которые так и не станут способностями, или, если не проявляются способности к чему-либо, то не было и задатков?

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности .

Задатки могут не преобразоваться в способности. Например, человек с врожденным слухом, никогда не слышавший музыку и не имеющий доступ ни к каким музыкальным инструментам, никогда не разовьет свои способности.

6. Какая существует зависимость между способности, умениями и знаниями?

Способности помогают быстрому формированию умений и освоению знаний.

7. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно? Приведите примеры у одного человека нескольких темпераментов: примеры маскировки темперамента (не менее двух).

По однократным проявлениям делать выводы о темпераменте человека нельзя. Темперамент раскрывается более полно в стрессовых, экстремальных ситуациях. Примером маскировки темперамента могут послужить следующие ситуации: собеседование при приеме на работу, посещение общественных мест. При собеседовании человек старается представить себя в выгодно свете: холерик ведет себя более спокойно, рассудительно, меланхолик старается быть активнее, общительнее. При посещении общественных мест, например, театров, музеев воспитанный человек сдерживает свои порывы, хотя, возможно, как холерику, ему бы хотелось ярко проявлять свои эмоции.

8. Как вы считаете, характер формируется в течение жизни, путем воспитания, или является прирожденным, неизменным?

Прирожденного характера быть не может, поскольку характер – это свойство личности, а не индивида. Характер формируется в процессе развития в течение жизни.

9. Может ли иметь сильный характер человек со слабым здоровьем?

Да, может. Примеров тому много: Т. Рузвельт – президент США, А.В. Суворов – русский полководец и т.д.

10. Всегда ли подражание говорит о слабохарактерности?

Нет. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. Оно встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый “содержательный” контакт. Подражание в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста - сюжетно-ролевой игры : первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) индентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности.

11. Можно ли приобрести хороший характер в плохом коллективе?

Понятие «хороший» и «плохой» не отражают многообразие качеств характеров и коллективов. В определенном коллективе чаще всего формируется характер, соответствующий гласным и негласным законам коллектива, то есть характер помогает адаптироваться к деятельности в этом коллектива, поэтому скорее всего сформированный в условиях плохого коллектива характер будет отражать основные его черты.

12. Чем объяснить «бесхарактерность» многих талантливых людей?

Здесь нужно коснуться во­проса о соперничестве и столкновениях между отдельными сто­ронами человеческой личности. Наша физическая природа ограничивает наш выбор одними из многочисленных представляющихся нам и желаемых нами свойств личности. Если бы только было возможно, то, конеч­но, никто из людей не отказался бы быть сразу красивым, здоро­вым, прекрасно одетым человеком, великим силачом, богачом, имеющим миллионный годовой доход, остряком, поко­рителем сердец и в то же время философом, филантро­пом, государственным деятелем, военачальником, исследователем Африки, модным поэтом и святым человеком. Но это решительно невозможно. Деятельность миллионера не мирится с идеалом святого; душа философа не уживается с душой сердцееда в одной телесной обо­лочке. Поэтому нельзя требовать от человека, развившего свой талант, чтобы он обладал «сильным» характером, был хорошим управленцем, хозяйственником или полностью владел своими эмоциями. Стоит действи­тельно развить одно из свойств характера, чтобы оно тотчас же заглушило другие.

13. Как взаимосвязаны способности, темперамент и характер в личности и деятельности одного человека? Или они независимы друг от друга? Или как-то влияют друг на друга?

Характер формируется в том числе и под влиянием способностей и темперамента человека. В деятельности его эти качества также переплетаются. Так, например, люди разного темперамента, но с примерно одинаковыми способностями могут выбирать в своей деятельности разные пути. Например, музыкальный ребенок холерического темперамента будет с большей охотой слушать и исполнять громкую, яркую музыку, например, марш. А ребенок меланхолического темперамента будет склонен к спокойной, плавной музыке.

14. Опираясь на характеристику особенностей поведения представителей разного типа темперамента, определите тип темперамента любого литературного персонажа и докажите, используя примеры из произведения.

Надо сказать, что людей и героев книг с «чистым» темпераментом практически нет.

Если рассмотреть книгу и мультфильм про Вини Пуха, то можно увидеть, что ослик Иа-иа – типичный меланхолик. Он не контактен, углублен в себя, зациклен на собственных переживаниях, сильно сомневается в своей нужности коллективу. В противовес ему Тигра – яркий холерик, он скачет на хвосте и не стоит на месте, его жесты порывисты, эмоции ярки.

Определяя типы темпераментов героев романа А. Дюма «Три мушкетера», можно предположить, что Д`Артаньян – холерик, Атос – меланхолик, Портос ближе к сангвинику, а Арамис больше похож на флегматика.

Д`Артаньян очень порывист, высоко эмоционален и инициативен, он лезет в каждую драку и норовит устроить ее сам, здесь, конечно, сказывается и его юный возраст, но ведь именно в это время темперамент особенно заметен.

Портос эмоционален, но более сдержан, он радуется жизни, и любит ее во всех проявлениях. Он экстраверт и достаточно контактный.

Арамис выглядит не слишком эмоциональным, он довольно уравновешен и внешне спокоен. Кроме того, он довольно скрытен и не делится своими переживаниями и подробностями своей жизни с другими. На расспросы об этом отшучивается.

Атос углублен в себя, не склонен к откровениям с малознакомыми людьми, зато склонен к рефлексии, эмоционален и внешне довольно печален.

15. Является самооценка врожденной характеристикой? Назовите возможные пути формирования адекватной, завышенной и заниженной самооценки?

Самооценка не является врожденным качеством, а формируется в процессе развития личности и общения с другими людьми.

Адекватная самооценка формируется в благоприятной атмосфере при условии правильного воспитания, когда педагог/родитель адекватно реагирует на поведение ребенка, вовремя и правильно корректирует его, поощряет успехи.

Завышенная самооценка формируется тогда, когда ребенка только хвалят, заласкивают, не замечают его неправильного поведения, не помогают ему сформировать адекватное видение мира и себя самого.

Заниженная самооценка формируется в условиях, когда ребенка редко хвалят, внушают, что он не способен справиться с какими-либо задачами, не замечают, не ласкают его.

16. Почему в настоящее время наблюдается пристальный интерес к общению в науке и практике, жизни человека?

Потому что в современном обществе стоит проблема дефицита человеческого общения. С развитием техники и убыстрением темпа жизни люди стали редко общаться друг с другом полноценно, от этого возникает много проблем в семейной жизни и в воспитании детей.

17. Чувства как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах?

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов , отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям , и побуждая к деятельности по их удовлетворению, чувства представляют собой конкретно-субъективную форму существования последних. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Самого по себе знания мотивов , идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек им руководился; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства человека общественно обусловлены и историчны, как и сама человеческая личность, изменяющаяся в ходе развития общества.

Список использованной литературы


  1. Аверин В.А. Психология личности. СПб, 1999.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб, 2001.

  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МОДЭК, 2005.

  4. Бадмаев Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.

  5. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1998.

  6. Божович Л.И. Личность а ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1988.

  7. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. М., 2006.

Человек, индивид и личность - ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании , так как человек - это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек - термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это - конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие - индивидуальность , то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид - это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность - уже больше психологический термин, чем биологический - набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность - самое сложное понятие. Это социальный образ человека . Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор - общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации , и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации :

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности , моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность - это член общества , и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG - игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу - эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии “индивид ” воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человек наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия “индивид” и “личность” не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро “в уме” складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми”, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика ” как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика ” определяется отношением человека к внешней среде. “Эндопсихиа” включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” - систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. Итак, признавая роль природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности, необходимо остановиться на структуре личности, когда она рассматривается как “сверхчувственное” системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяют три типа подсистем личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная подсистема : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная подсистема , когда сферой ее определения и существования становится “пространство межиндивидных связей”. Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная подсистема . Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах “он живет в нас и после смерти” нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения.

Разумеется, что личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения: ее индивидуальности, представленности в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

Если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется активность, необходимо проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека . Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно - для индивида - интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы - важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей , выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных и др.), они могут рассматриваться как мировоззрение.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как “Я”, противостоящее “другим” и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего “Я” является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как “открытие “Я””. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: “ Я сам!” Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим (“Это мое, это не твое!”).

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного “Я”. Образ “Я” - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ “Я” тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ “Я” включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент : представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент : самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В- третьих - поведенческий (волевой ): стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ “Я” - устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Образ “Я” и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множество сменяющих друг друга “Я-образов”, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. “Я-образ” - не статическое, а динамическое образование личности индивида.

“Я-образ” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или “текущим Я” субъекта.

“Я-образ” - это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.

Укажем еще один вариант возникновения “Я-образа” - “фантастическое Я” - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Конструирование своего фантастического “Я” свойственно не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого “Я-образа” важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его “фантастическим Я”. Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые бы способствовали осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности “Я-образа” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? К. Марксу принадлежит справедливая мысль: человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами и.т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Слишком высокая или слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Для того, чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Ее устойчивые компоненты составляют понятия "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность" . Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой - часть социально-практического бытия, - наводит на мысль, что по своей структуре понятия "человек", "личность", "индивидуальность" включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных соотношениях. Наиболее общим, родовым понятием является понятие «человек». Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются. В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид - это не просто единичное эмпирическое существо, "вкрапленное" в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые.


В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке. Личность тем более значительна, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей.

Социально-деятельностная сущность человека, прежде всего, лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей - величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Теории личности.

В гуманитарных науках сформировались три основные концепции личности. Наиболее распространенной в социологии является статусно-ролевая концепция личности. Сторонниками этой теории были видные социологи Мэртон, Парсонс, Митт и др. С точки зрения данной теории, личность возникает и формируется только тогда, когда человек включен в социальную группу, входит в различные социальные институты, в которых приобретает статус, связанные с ним роли, усваивает нормы, ценности, установки и т. д. При этом социальная роль рассматривается как способ поведения человека в соответствии со своим статусом. Таким образом, можно рассматривать личность как функцию от множества социальных ролей, а ролевое поведение - как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Индивид - носитель различных социальных статусов, и человек может сам определять, какой статус для него является доминирующим, главным. Статусы могут быть предписанными и естественными. Естественные не зависят от выбора человека и даже общества (статус пола, возраста). Предписанный статус навязывается человеку обществом, приобретается человеком в обществе и его собственными усилиями. Системой существующих статусов различных социальных институтов человеку предлагается выбор, который он осуществляет на основе объективных и субъективных условий. Все статусы предписывают определенные роли - совокупность действий, которые должен выполнять человек, чтобы им соответствовать. Человек имеет целый набор статусов и ролей и это может, в некоторых случаях, приводить к ролевым конфликтам - к ситуациям, когда выполнение одних ролевых функций делает невозможным выполнение других. Социальная роль связана с ролевым поведением и ролевым ожиданием. Осуществление ролевых ожиданий во многом определяет возможность ролевых действий. Через ролевые ожидания общество воздействует на личность и в этом смысле автономия (свобода) личности всегда имеет определенный предел.

Рис. 10. Социальный статус и его основные виды

Концепция З. Фрейда. Свои рассуждения о личности известный австрийский мыслитель и психиатр строит, исходя из признания доминирования животного начала в человеке как биологическом существе. Как животное человек стремится к удовлетворению потребностей, которые приносят ему чувство удовлетворения. Общество же накладывает на человека систему запретов, направленных на сохранение общества как целостности, на установление определенного социального порядка. В связи с этим в структуре человеческой личности он выделяет три компонента: «оно», или «ид» - бессознательные, импульсивные влечения биологического порядка, эрос как источник активности (либидо - половое влечение); «я» или «эго» - самосознание человека; «сверх - я» или «супер–эго» - нормы, навязанные обществом и принятые человеком.

Самосознание человека как опосредующее звено между «оно» и «сверх я» ищет компромисс между глубинными влечениями и общественно приемлемыми формами их реализации.

Рис. 11. Структура личности по Фрейду

Поведенческая концепция личности возникла и развивалась в рамках психологии бихевиоризма. С этой точки зрения поведение личности складывается из трех типов поведения: безусловно-рефлекторное поведение, которое определяется системой безусловных рефлексов и мало осознается личностью; условно-рефлекторное поведение, которое определяется системой условных рефлексов, сформированных в процессе жизни индивида и заключающих в себе его жизненный опыт (поэтому такое поведение может быть достаточно разнообразным в зависимости от условий жизни, и оно также может быть мало осознаваемым); оперантное поведение, которое представляет собой стихийно выбранные формы поведения, закрепленные в привычках и стереотипах.Оперантное поведение в значительной мере индивидуально и, как привило, имеет определенное рациональное обоснование.

Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Проблема личности является центральной в современной психологии, и это не случайно, важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.

Личность - основная загадка человеческого мира, его тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

Рисунок 1 - Система личностных понятий

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие человек является самым широким, это основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Основные характеристики человека:

Особое строение организма;

Способность к трудовой деятельности;

Наличие сознания.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим (природным) и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основой и точкой отсчета обозначенного анализа выступает человек как социоприродный феномен.

Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид - приматы; классификационная категоризация - Homo sapiens.

Человек как существо, принадлежащее социуму, человечеству, представляет в себе человечество, и в этом его сущность. Человечество (человеческий род, человеческий мир) - особая, исторически развивающаяся социальная, социально-психологическая и духовная общность, которая отличается от всех иных материальных систем на планете присущим ей способом жизнедеятельности.

Главная социально-психологическая характеристика этого способа жизнедеятельности - механизм «САМО…»: самоорганизация, самопознание, самосознание, саморегуляция, саморазвитие, самодвижение и т.д.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

Целостность психофизической организации организма;

Устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Активность.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. Процесс такого внутреннего «слаживания» хорошо известен, он отмечался Ч. Дарвином…

Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезисе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения.

Наиболее общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Иначе, можно сказать, что индивид - это «конкретный человек» от рождения до смерти.

Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств.

Личность - это социальная сущность человека. Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.

Личностью не рождаются, личностью становятся.

Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека…

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность - одна из сторон личности, поэтому определить понятие «индивидуальность» сложнее, т.к. помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека.

Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Можно дать следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.). С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания.

Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

Психологическая структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида) (рис. 2).


Рисунок 2 - Человек - Индивид - Индивидуальность - Личность