Беззаветная преданность. Письма к молодым читателям

Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! Смит Свен

Беззаветная преданность

Беззаветная преданность

Первой и главной причиной, объясняющей, почему действуют техники вербовки, является убежденность вербовщика в своей правоте.

Влиять на мировоззрение незнакомого человека может лишь тот, кто беззаветно предан идее, которую он проповедует.

До тех пор пока вербовщик не убедил самого себя в правильности идеи, он может завербовать лишь человека, уже полностью готового к этому. Впрочем, если он сам не верит в то, что говорит, то бывает, что отталкивает даже человека, который стремится к воплощению данной идеи (например, заставит сбежать с призывного пункта человека, который сам пришел записываться в армию).

Вербовщик должен верить в идею. Для этого он должен сам пройти через дело, в которое вовлекает новичка. Он должен знать, о чем говорит.

Лучшие агенты, продающие страховые полисы, – те, кто сами приобретали страховку и уже успели получить по ней страховую премию. Вы не сможете завербовать новобранца в армию, если сами не служили в ней. Сложно уговорить человека поверить в Бога, если вы сами в него не верите.

Упражнение

«Убежденность»

Прежде чем убеждать других, вы должны убедить себя. Представьте, что значит не бояться трудностей, преодолевать препятствия, воодушевляться, даже утратив прежний привычный уровень комфорта, прикладывать усилия, которые в иных обстоятельствах вам были бы не нужны.

Что может заставить вас пойти на это? Хорошо продумайте последствия. Представьте себе цель, которой сумеете добиться. Оцените, стоит ли эта цель всех ваших усилий? Придумайте десятки трудностей, которые вам придется преодолеть, а затем для каждой из них придумайте позитив («сложно бежать по пересеченной местности в тяжелом обмундировании – но только так я смогу закалить себя и приобрести выносливость»). Представьте каждое препятствие как очередную ступеньку, которая приведет вас к цели.

Когда для любой (и мелкой, и крупной) проблемы вы найдете решение, вы поймете, что цель достижима, что усилия окупятся результатами. Вы осознаете, что можете гордиться тем, во что верите. Теперь вы готовы идти и оказывать гипнотическое влияние на других. Они поверят вам, потому что вы сами осознанно верите в это.

Упражнение

«Любовь и удовлетворенность»

Вербовщик должен любить не только свое дело, но и людей. Только это позволит ему быть уверенным в том, что он действует во благо человека. Только это даст ему возможность почувствовать удовлетворенность от хорошо сделанной работы. Только это даст им чувство выполненного долга.

Вербовщик, который не получает удовлетворения от своей работы, не сможет добиться успеха на своем поприще.

Любой хороший вербовщик – будь то продавец, политик или учитель – обязательно должен любить людей. Ему должно быть приятно находиться среди людей, общаться с ними, помогать им, заботиться о них.

Упражнение

«Приятного общения»

Чаще бывайте среди людей. Устанавливайте с ними раппорт. Почувствуйте, как это здорово – общаться с разными людьми и находить с каждым общий язык – молодыми и старыми, умными и глупыми, уставшими и бодрыми, работающими и отдыхающими, пассивными и агрессивными, веселыми и грустными… Чем сложнее задача, тем слаще победа. Научитесь получать удовольствие, наслаждаться общением.

Упражнение

«Полезного общения»

Подумайте о человеке, с которым вы общаетесь. Вы можете быть ему чем-то полезным? Какую пользу он сможет извлечь из общения с вами? А чем он сможет помочь вам? Сможете ли вы выразить радость от того, что он помог вам? Будет ли он доволен тем, что вы помогли ему? Не раздражает ли его ваша забота?

Люди бывают благодарны за помощь, если она им действительно нужна (или хотя бы вы сумели убедить их, что им нужна ваша помощь). Они пропустят мимо ушей даже самый хороший совет, если он им не нужен. Их будет раздражать, если вы будете настаивать на помощи, которая им не нужна.

Упражнение

«Взаимность»

Взаимная любезность, по сути, является системой бартера «ты – мне, я – тебе».

С помощью этой простой техники вы можете создать у человека подсознательное впечатление, что он у вас в долгу. Для этого вполне достаточно бывает ни к чему не обязывающего вопроса «не правда ли?»

Когда кто-то благодарит вас за то, что вы сделали, просто скажите: «Не за что! Уверен, что вы бы сделали для меня то же самое, не правда ли? ». Собеседник согласится с вами. А на бессознательном уровне у него останется обязательство перед вами.

Рассказывая о том, как в сложной ситуации Джордж помог Майклу, спросите у собеседника: «Но ведь и ты сделал бы для меня то же самое, не правда ли? »

Представьте себе несколько ситуаций, в которых вы бы смогли произнести в нужном контексте: «не правда ли?». Вам нужно хорошо продумать такую возможность, чтобы в разговоре, принявшем нужное направление, вы могли без затруднений произнести эту фразу.с

Из книги Магия и культура в науке управления автора Шевцов Алексей

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Личная преданность в любви: найти свою Ариадну Дионис встретил Ариадну во время своих путешествий, когда проезжал через остров Наксос. Ее бросил на этом острове Тесей, которому Ариадна помогла убить Минотавра и сбежать с Крита. По пути в Афины Тесей оставил спящую Ариадну

Из книги Психологические приемы управленца автора Либерман Дэвид Дж

Из книги Счастливый брак автора Крабб Лэрри

Глава 7 Второй краеугольный камень: преданность Второй краеугольный камень в фундаменте эффективных супружеских отношений вплотную смыкается с первым. Если наша надежда основана на благодати Бога, то и в моменты отчаяния мы должны исполнять Его указания. Действовать

Из книги Классификация мужчин по видам и отрядам: Полная периодическая система мужских достоинств и недостатков автора Копланд Дэвид

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОНЯТИЕ «ПРЕДАННОСТЬ» ДЛЯ ВАС И ЧТО ОНО ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ НЕГО Что такое отношения, основанные на преданности? Не все люди вкладывают в это понятие один и тот же смысл, но обычно преданные отношения предполагают верность партнеру и веру в то, что они будут длиться

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

I. Преданность? Привязанность? Первая нить, которую я вытянул, имеет отношение к двум словам, указанным в заголовке, но все же знаки вопроса говорят о том, что ни одно из них меня не удовлетворяет. Разрешите мне проследить ход моих мыслей на эту тему. «Я люблю тебя», «Мы любим

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Принадлежность и преданность Третий вид привязанности также появляется в раннем детстве - если всё идет правильно. Близость с кем-то подразумевает отношение к этому человеку как к своей собственности. Для маленького ребенкабыть привязанным к кому-то или чему-то -

Из книги Любовь! Верните ее в свою жизнь. Курс на чудеса автора Уильямсон Марианна

Преданность Тех, кого соединил Господь, «эго» разлучить не сможет. «Курс на чудеса» Согласно «Курсу на чудеса», мы должны во всех отношениях с людьми действовать с полной преданностью. Преданность в отношениях означает полную отдачу, максимальное желание достичь

admin

Преданность – это полная приверженность, верность конкретному делу или человеку. Именно это качество питает личность вдохновением, придает силы для борьбы, когда кажется, что выхода нет. Преданность является готовностью идти до конца ради идеи или человека. Но существует и крайний . В этой случае человек способен на преступления и страшные поступки.

Что такое преданность

Преданностью называется стойкость, надежность, соблюдение своих слов, принципов, клятв. Преданный человек – это человек Чести. Он всегда выполняет свой долг и обязательства. Подобное качество усиливает все лучшие чувства, это базис надежности, способность достичь любых целей, силы для преодоления самых сложных преград.

Преданность дарит человеку . Это качество дает взаимоуважение и доверие людей. Верят верным и надежным людям, с ними ведут серьезные дела. Преданное отношение выступает базой для достижения успеха. Это умение не отречься от цели, намеченного пути при появлении сложностей. Это умение все проблемы преодолеть с достоинством, не сдаться, не предать клятву.

Условием верности выступают личностные качества, правильность действий и исполнение правил преданности.

Правила преданности

Существуют такие правила формирования преданности:

усиливать и создавать те качества, которые соответствуют данной черте характера: ответственность, искренность, стойкость, вера в себя и других, надежность, желание действовать и быть настойчивым;
по внешнему проявлению данное качество отличается смелостью давать обещания и выполнять их, брать на себя обязательства, выполнять дела в лучшем виде, но при этом не давать невыполнимых обещаний;
что касается приоритетов, то человек всегда знает, чему он предан в первую очередь. Для него существует четкая градация преданности и долга;
важным правилом выступает умение не быть преданным негативным проявлениям: злым людям, негативным целям и т.п. Это способность не поддаваться отрицательным эмоциям и влияниям.

Проблема преданности

В нынешнем социуме складывается уважительное отношение к этой черте характера. Принято считать именно преданное отношение к делу проявлением высокой морали. Преданных людей сравнивают с альтруистами, с теми, кто готов жертвовать собой, в этом видится благодетель. Но нередко проблема преданности убеждению или человеку заключается в том, что личности приходится предавать собственные интересы и желания. А это далеко не позитивно сказывается, даже когда этому содействует благородная цель.

К примеру, поистине преданные дети отказываются от собственного счастья в угоду родителям. Они не создают семью. Такие люди подобным образом показывают благодарность, или прячут вину за жертвы родителей ради них. Но исход у подобной преданности всегда печален для самой личности.

Преданность тесно связана с личностными ценностями, поскольку данное понятие чересчур мощное. Оно соединяется с наиболее весомыми явлениями в жизни. Преданным человек становится собственной семье, убеждениям, религии, идеалу.

Это качество заставляет тратить собственные ресурсы, время, эмоции. Но не во имя награды, а ради идеи. Фанатичное следование идеалу в любом случае несет в себе опасность. И прежде чем поступаться собственными интересами ради убеждений, подумайте, стоит ли это совершать. Иногда люди не замечают границ, когда преданное отношение становится чем-то страшным и негативным.

Примеры преданности

Стоит сказать, что ярким примером истинной верности выступает герой популярной картины «Хатико». Это пес, который на протяжении многих лет ждал умершего хозяина на железнодорожной платформе. При жизни он каждый день встречал его после службы. Что бы ни случалось, собака сидела и ожидала электричку, что раньше привозила хозяина.

Именно там, на платформе, завершилась жизнь собаки. Она показала собственным примером, что означает истинная верность человеку. Это не придуманная история. А собака из фильма не единственный пример. В городе Тольятти (Россия) есть «Памятник преданности». Он поставлен во имя собаки, совершившей подобный поступок.

Если говорить о примерах преданности людей, то здесь встречаются абсолютно разные ситуации: от или другу до преданности работе и своему делу. В качестве примера преданности работе можно привести ситуацию, когда человек с невероятными талантами работает на компанию, которая не способна платить ему высокое жалованье. Но при этом он отказывается от поистине выгодных предложений, чтобы поднять эту компанию на ноги.

Другой случай — преданное отношение к убеждениям и идеалу. Люди, которые верили в цель революции, в 1917 году свергли монархов, что действовали множество веков. Они уничтожили всю семью царей. Подобное проявление преданности считается наиболее опасным. На основе этого часто возникают розни и войны. Люди, чье преданное отношение к идее чрезмерно, не всегда способны правильно оценить собственные действия или считать с мнением общества.

Хорошо ли быть преданным

Чтобы ответить на вопрос, хорошо ли быть преданным, стоит задать другие вопросы и дать на них искренние ответы. Это, в первую очередь, важно для тех, кто не осознает роль верности.

В любой религии нижний круг ада отводится для предателей, там, на протяжении тысяч лет, горят все изменники, которые предавали благодетелей. Страшнейшие муки ожидают тех, кто смог предать. В вероучениях, предательство считается ужасным грехом, хуже убийство, потому и муки предполагаются длительные и страшные.

Итак, теперь ответьте на такие вопросы: хотелось бы вам, чтобы вас предали близкие люди, оставили в трудную минуту, обманули? Понравится ли вам, если близкий человек окажется в тюрьме из-за того, что его предал друг? Хотелось ли вам, чтобы друзья обсуждали вас за спиной, вели темные дела против вас? Понравится ли вам жить в обществе, где никому нельзя довериться, поскольку все готовы предать и подставить?

Наверное, нет. Таким образом, нельзя сказать, что преданное отношение – это плохо. А для точного убеждения стоит задать еще один вопрос: хочется ли вам иметь друга, близких, друзей, которые не способны предать, подставить? Вы желаете быть уверенным в своих друзьях? В том, что они не вставят нож в спину?

Мало кто откажется от такого. Но теперь еще одна ситуация: вам хотелось бы, чтобы у вас была репутация преданного и надежного человека, который верен собственным обязательствам и словам, который сдерживает обещания? Никто не согласится с обратным.

1 апреля 2014

ЛИТЕРАТУРА 69

этом строится конфликт поколений, отраженный в романе преимущественно во взаимоотношениях Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Это противостояние носит общественный характер и характеризуется внешними проявлениями.

Внутренние противоречия Базарова, основанные на внешнем конфликте, глубоки и драматичны. Как тонкий психолог, Тургенев показывает душевную борьбу, казалось бы, убежденного нигилиста. Дока-зывая безнравственность нигилистических взглядов, автор наделяет героя высокими моральными качест-вами. Иван Сергеевич убежден, что героя может спа-сти его душевная неуспокоенность, нерастрачен-ность чувств и высота нравственных принципов.

Непримиримый, казалось бы, спор дворянина Кирсанова и разночинца Базарова завершается не-доумением спорящих. После нелепой никчемной дуэли Павел Петрович и Евгений пытаются найти друг в друге человеческие достоинства, что помога-ет им преодолеть существовавшую пропасть непо-нимания. Увидеть человека в человеке, не врага или сторонника фанатичной идеи. Такой удар на-носит Тургенев своему герою.

Пожалуй, самые драматичные страницы романа Иван Сергеевич посвятил взаимоотношениям отца и сына Базаровых. Отторгая родителей, дом, Евге-ний теряет необходимую каждому человеку связь со своими истоками. Возведя стену непонимания, герой романа обедняет себя душевно и нравственно. Будучи ослеплен идеями нигилизма, отрицающи-ми чувства и сердечную привязанность, он обрека-ет себя на мучительные страдания и трагический исход. Вернувшись в родительский дом во второй и

Последний раз, Евгений не в состоянии восстано-вить утраченных связей.

Безотчетная преданность идее вынуждает челове-ка отказаться от близких людей, от дома, от семьи. Тем самым, подвергая своего героя испытанию лю-бовью, автор вынужден констатировать неспособ-ность Базарова к высоким чувствам, душевному со-переживанию.

Завершает роман Иван Сергеевич Тургенев мрачными картинами смерти Евгения Базарова. Это последнее испытание, выпавшее на долю героя. Подводя его к последней жизненной черте, автор раскрывает перед читателями нерастраченные ду-шевные тайники Евгения. Он открывает для себя истинные человеческие ценности: любовь к родите-лям, к женщине, религиозные истины. Глубоким лиризмом проникнута сцена прощания с Анной Сергеевной Одинцовой.

Почему же такой дорогой ценой платит Базаров за душевное прозрение? Почему автор не щадит своего героя? Бессмысленная смерть от пореза пальца глубоко символична. Тургенев подчеркива-ет, что Базаров обречен. Пытаясь помочь простому народу, он поставил себя выше этих людей и остал-ся непонятым. Уверовав в нигилизм, он лишил се-бя естественных человеческих чувств - любви и дружбы. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти проявляет себя полностью.

Вынося суровый приговор разного рода теори-ям, Тургенев в эпилоге провозглашает высокие фи-лософские истины: жизнь вечна, она не подчиняет-ся отвлеченным теориям, в ней торжествуют глубо-ко человеческие начала.

ТРАГИЧНОСТЬ ОБРАЗА ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА Сочинение

Проблема взаимопонимания поколений отрази-лась в творчестве многих русских писателей как XIX, так и XX веков, она волнует современных ли-тераторов и, думаю, будет актуальна всегда, пока существует и развивается человеческое общество. Каждый из писателей по-своему видел этот кон-фликт и его участников. Так, например, в комедии А. С. Грибоедова Чацкий, представитель «века ны-нешнего», выразитель прогрессивных идей, вступа-ет в конфликт с реакционным фамусовским обще-ством и его устоями «века минувшего». Так же и в Грозе» А. Н. Островского молодежь является светлым лучом в «темном царстве* отживающих свой век самодуров. М. Ю. Лермонтов, напротив, в уходящем поколении видел то лучшее, чего не на-ходил в современниках. Общим же во многих слу-чаях для этого конфликта было то, что он был вы-зван различием жизненных принципов или поли-

тических воззрений сторон. В конфликте романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» нашел отражение идейный антагонизм дворянских либералов и демо-кратов шестидесятых годов XIX века. Раскрытию его подчинена система персонажей произведения:

столкновение «века нынешнего» и «века минувше-го» обусловливает разграничение героев на «отцов» и «детей».

Персонажи произведения не делятся автором на два антагонистических лагеря просто по возрасту. Искренним и убежденным выразителем идей «де-тей» можно назвать лишь Базарова. Аркадий Кир-санов, ровесник Евгения и первоначально его еди-номышленник, в конце концов выбирает жизнен-ные принципы «отцов* и оказывается в их лагере.

Базаров, воплощающий в романе тип человека новейшего поколения, демократа, разночинца, но-вый герой русской литературы, - центральное дей-

60 Иван Сергеевич Тургенев

ствующее лицо произведения. Он действительно ти-пичный представитель демократической молодежи шестидесятых годов. В его рассуждениях нашли отражение идеи крупнейших деятелей российского демократического движения. Убедиться в этом можно из следующего сопоставления: Базаров гово-рит о сущности человеческой природы: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой... Нравственные болезни происходят... от безобразно-го состояния общества». Он почти дословно повто-ряет слова Чернышевского: «Каждый человек - как все люди, в каждом точно то же, что и в дру-гих... все зависит от общественных привычек и об-стоятельств». Называя «таинственные отношения между мужчиной и женщиной» «чепухой, гнилью, художеством», Базаров повторяет аналогичные рас-суждения Добролюбова: «Кто не убирает розовыми цветами идеализма - простой, весьма понятной склонности к женщинам?» Нашли отражение в ре-чах Базарова и некоторые рассуждения Писарева.

К лагерю «детей» примыкают также «нигили-сты» Кукшина и Ситников. В этих образах чита-тель видит осуждение Тургеневым лженигилизма, или «базаровщины». К модному общественному движению, как это часто бывает, примыкали порой личности недостойные, лишние, они пристраива-лись по глупости или из корыстных убеждений, чтобы показать всем свою значимость. А на самом деле неопрятная, развязная, глупая Евдокия Кук-шина и пустышка Ситников не понимают до конца смысла идей, а лишь бездумно повторяют их, упи-ваясь сознанием собственной неординарности. Сам Базаров относится к своим «единомышленникам» с крайним, порой оскорбительным пренебрежением. Образы Кукшиной и Ситникова играют в романе еще одну важную роль: они - пародия на Базаро-

Изображая Базарова, Тургенев не упускает тра-гические стороны его судьбы. В первую очередь одиночество. Ведь в конечном счете у этого челове-ка не было никого, кто бы до конца понимал его, разделял его убеждения, верил ему, любил и ува-жал его и к кому оц сам относился бы так же. Хотя Базаров и отрицал весь этот «романтизм», однако, возвратившись домой во второй раз, стал «томиться тоскливою скукой и глухим беспокойством» и начал искать общества. Аркадий, с которым Базаров был дружен, в конце концов оставляет его, любовь к Одинцовой была почти безответна, кроме того, мучи-тельна. Он не верил в это чувство, презирал влюб-ленных («этакий человек - не мужчина») и потому негодовал, обнаружив в себе «рыцарские чувства», которые «считал чем-то вроде уродства или болез-ни». Любовь опровергла его нигилизм.

Драматична разобщенность Базарова с кресть-янством. Однажды он сказал Аркадию, что возне-навидел «этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого... должен из кожи лезть и ко-торый... даже спасибо не скажет». Евгений умеет говорить с мужиками, и простой люд не чурается его, но, когда он, по обыкновению презрительно подтрунивая, заговорил с одним мужиком, тот в свою очередь сказал о Базарове с «небрежной суро-востью»: «Болтал кое-что... известно, барин; разве он понимает?» Базаров и не догадывается, что в глазах крестьян был чем-то вроде шута горохового.

Несомненно, трагична скоропостижная смерть героя. Он умирает по нелепой случайности, умира-ет молодым, полным надежд и неистраченных сил.

БАЗАРОВ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ План сочинения

I. Конфликт поколений (Тургенев не ограничи-вается возрастными проблемами поколений, конфликт «отцов» и «детей» связан с социаль-ным антагонизмом в обществе: аристократы и разночинцы).

II. Спор поколений (Базаров и Павел Петрович Кирсанов):

1) общие черты:

а) сильные личности (убежденность, оба не поддаются чужому влиянию, способность подчинить себе других);

б) безграничное самолюбие (неумение слу-шать оппонента, «сатанинская гордость»);

в) взаимная вражда (полное неприятие взглядов и поступков соперника);

2) различные черты:

а) социальное положение (Кирсанов - дворя-нин, Базаров - разночинец);

б) манера поведения (аристократизм Кирса-нова, плебейство Базарова);

в) внешний вид (небрежность у Базарова, подчеркнутая изящность у Кирсанова);

г) взаимоотношения друг с другом (недруже-любное и равнодушное отношение Базаро-ва к Кирсанову, резкое неприятие, нена-висть Кирсанова к Базарову);

д) поведение в споре (убежденность Базаро-ва, сочетающаяся с пренебрежением к со-беседнику, полное неприятие прежних ус-тоев и правил, огульное отрицание, у Кир-

ЛИТЕРАТУРА 61

санова - отстаивание аристократических «принсипов», непререкаемое подчинение авторитетам).

III. Философское осмысление Тургеневым образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения База-рова (бессмысленность и бесцельность сущест-вования обоих приводит к трагичности обра-зов, конфликт аристократа и разночинца как общественная проблема приобретает драмати-ческий характер, автор задается вопросом: ка-кова дальнейшая судьба общества, где царит атмосфера непонимания и пренебрежения че-ловеческими достоинствами, видимо, поэтому Тургенев пытается найти точки соприкоснове-ния двух противоположных личностей).

Темы сочинений

1. Отражение общественной борьбы 60-х гг. XIX века в романе «Отцы и дети».

2. Характер конфликта романа «Отцы и дети».

3. «Настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (И. Тургенев). /

4. «Величайшие государства\рушились по вине молодых и охранялись и Восстанавливались стариками» (Цицерон). \

5. Смысл заглавия романа «Отцы И дети».

6. Нигилизм и нигилисты. \

7. Базаров - «лицо трагическое» (Д. Писарев).

8. «Беспокойный и тоскующий Базаров - при-знак великого сердца» (Ф. Досторвский).

10. Женские образы в романе.

11. Тургенев - «гений меры» (Д. Мережковский).

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ «Преступление и наказание»

«УБИВАТЬ? УВИВАТЬ-ТО ПРАВО ИМЕЕТЕ?» (Отношение Ф. М. Достоевского к «герою действия» - характерному лицу шестидесятых годов XIX века)

Сочинение

Роман «Преступление и наказание» был заду-ман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую ми-нуту грусти и саморазложения». Именно там, на каторге, писатель столкнулся с «сильными лично-стями», ставящими себя выше нравственных зако-нов общества. Воплотив в Раскольникове черты та-ких личностей, Достоевский в своем произведении последовательно развенчивает их наполеоновские идеи. На вопрос: возможно ли уничтожение одних людей ради счастья других - автор и его герой от-вечают по-разному. Раскольников считает, что воз-можно, так как это «простая арифметика». Нет, ут-верждает Достоевский, не может быть в мире гар-монии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает Лизавету и ее неродившегося ребенка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Тема бунта и тема ге-роя-индивидуалиста, последние годы владевшие Достоевским, соединились в «Преступлении и на-казании».

Бунт героя, лежащий в основе его теории, поро-жден социальным неравенством общества. Не слу-чайно разговор с Мармеладовым стал последней ка-плей в чаше сомнений Раскольникова: он оконча-тельно решается убить старуху-процентщицу. Деньги - спасение для обездоленных людей, счи-тает Раскольников. Судьба Мармеладова опроверга-ет эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги

его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.

Установление социальной справедливости на-сильственным путем Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются ге-рои - «двойники» Раскольникова. «Мы одного по-ля ягоды», - говорит Свидригайлов Родиону, под-черкивая их сходство. Свидригайлов, так же как и Лужин, исчерпали идею отказа от «принципов» и «идеалов» до конца. Один потерял ориентиры меж-ду добром и злом, другой проповедует личную выгоду - все это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассужде-ния Лужина Родион отвечает: «Доведите до послед-ствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Раскольников считает, что преступать закон мо-гут только «настоящие люди», так как они дейст-вуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство не-допустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приво-дя простые и убедительные аргументы, что престу-плению противится человеческая натура.

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать «ненужных» людей для блага униженных и оскорбленных? Он сам под-нимается над людьми, становясь человеком «не-обыкновенным». Поэтому Раскольников делит лю-дей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Дос-

62 Федор Михайлович Достоевский

тоевский, снимая с наполеоновского" пьедестал^ своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Расколъникова, а его занимает вопрос:

«...вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею...» Родион Раскольни-ков мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.

Опровергая жизненные цели своего героя, про-поведуя христианские принципы, Достоевский вво-дит в роман образ Сони. Писатель видит «величай-шее счастье» в уничтожении своего «я», в безраз-дельном служении людям - эту «правду» Федор Михайлович воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революцион-ное атеистическое бунтарство Раскольникова о хри-

стианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, ее вера убе-ждают Родиона «страдание принять». Он признает-ся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдален совершенным преступлением. «Их воскресила любовь...»

Разрушив «стройную» теорию Раскольникова, его «простую арифметику», Достоевский предосте-рег человечество от опасности революционных бун-тов, провозгласил идею ценности любой человече-ской личности. Писатель считал, что «есть один закон - закон нравственный».

РАСКОЛЬНИКОВ И СВИДРИГАЙЛОВ План сочинения

I. Введение Достоевским параллельных образов

(«двойников») в сюжетно-образную систему

1) развенчание теории Раскольникова (желая как можно глубже вскрыть бесчеловечную идею главного героя, автор показывает ее логическую завершенность на других худо-жественных образах - Лужина и Свидри-гайлова).

II. Раскольников и Свидригайлов - «одного по-ля ягоды» (опровержение этого утверждения Свидригайлова):

1) «странные сближенья»:

а) взаимный интерес (два человека, пересту-пившие черту нравственного закона, ин-туитивно испытывают взаимное притяже-ние - Свидригайлов убежден, что между ними «есть какая-то общая точка», а Рас-кольников чувствует, что в Свидригайлове «таится какая-то власть над ним»);

б) неприятие окружающего мира (Расколь-ников пытается искать выход, разрабаты-вает теорию; Свидригайлов уходит в праздность и распутство);

в) оба неординарные личности (критический ум, способность к состраданию, к глубо-ким чувствам, сны Раскольникова и Свид-ригайлова отражают сложные внутренние процессы в их душе);

г) «все позволено» - «общая точка», сбли-жающая Раскольникова и Свидригайлова;

2) различия Раскольникова и Свидригайлова:

а) разное социальное положение (Раскольни-ков - обедневший дворянин, разночинец;

Свидригайлов - помещик);

б) различные жизненные ориентиры (Рас-кольников учится," пробивается в жизни сам, беден, вынужден заботиться о матери и сестре; Свидригайлов ведет праздный об-раз жизни, свободен в деньгах);

в) разность идеалов (подчинившись ложной идее, Раскольников не потерял ориентиры между добром и злом; нравственный ниги-лизм Свидригайлова);

г) взаимное отстранение (Раскольников ис-пытывает отвращение к Свидригайлову;

Свидригайлов не в состоянии понять логи-ку поступков Раскольникова);

д) пути к возрождению личности (любовь спасает Раскольникова, т. к. он не утра-тил духовность; Свидригайлова любовь гу-бит потому, что он аморален, и даже про-снувшаяся совесть, реализованная в бла-городных поступках, не способна его возродить);

е) наказание Раскольникова и Свидригайло-ва (потеряв веру в себя и людей, Свидри-гайлов преодолевает страх перед смертью и уходит из жизни, где ему нет места; Рас-кольников через страдания возвращается к людям, обретает истинные ценности, по-няв ложность своих убеждений).

III. Раскольников и Свидригайлов - психологи-чески сложные образы (борьба добра и зла в душе человека не всегда оканчивается победой добродетели, через страдания люди идут к преображению - взгляды Достоевского, реа-лизованные в романе «Преступление и наказа-ние»).

ЛИТЕРАТУРА 63

Темы сочинений

1. «Боль о человеке» в произведениях Ф. М. Дос-тоевского.

2. Борьба идей в романе «Преступление и наказа-ние».

3. Теория Родиона Раскольникова.

4. Преступление и наказание Раскольникова.

5. Идея страдания и очищения в романе «Престу-пление и наказание».

6. «Сонечка... Вечная Сонечка, пока мир стоит!»

7. Евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание». /

8. Герои- «двойники»^? романе «Преступление и наказание».

9. «Лик мира сего мне самому очень не нравится» (Ф. М. Достоевский).

10. Образ Петербурга и его идейно-художественная роль в романе «Преступление и наказание».

11. Прием антитезы в романе «Преступление и на-казание».

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ «Война и мир»

«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» Сочинение

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой «мысль народную». Наи-более ярко и многогранно эта тема отражена в тех частях произведения, которые повествуют о войне. В изображении же «мира» преобладает «мысль се-мейная», играющая в романе очень важную роль.

Испытанию любовью подвергаются практиче-ски все герои «Войны и мира». К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу.

Тернистым был путь к счастью у Андрея Бол-конского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным «внешней» красотой, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Анд-рею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как «жестоко и непоправимо» он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии про-износит слова: «Никогда, никогда не женись... до тех пор, пока ты не сделал все, что мог... Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!»

Семейная жизнь не приносила Болконскому сча-стья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глу-пого «света». Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравниваю-щей его с «придворным лакеем и идиотом».

Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который «старым, сер-дитым и презрительным уродом стоял между улы-бающимися березами» и «не хотел подчиняться обаянию весны». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - ...наша жизнь кончена». Таким он впервые встретился с Наташей в Отрадном. И от соприкосновения с ее естествен-

ной, озаренной радостью жизнью «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд» поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а по-крытый «шатром сочной, темной зелени», так что «ни болячек, ни старого недоверия, ни горя - ни-чего не было видно».

Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так не-похожей на пустых, вздорных женщин «света», пришло к князю Андрею позже и с невероятной си-лой перевернуло, обновило его душу. Он «казался и был совсем другим, новым человеком», «как буд-то он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий». Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил На-таше «измены». Лишь после смертельной раны и но-вого душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде», - сказал он тогда На-таше, но уже ничто, даже ее пламенное чувство, не могло удержать его в этом мире.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его луч-шего друга. Так же как и Андрей, в юности увлек-шийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный, Пьер увлекается" «ку-кольной» красотою Элен. Пример князя Андрея не стал для него «наукой», Пьер на своем опыте убе-дился, что не всегда красота внешняя является за-логом красоты внутренней - духовной.

Документ

Богомолов, Александр Иванович . Религии... Борис Андреевич . ... Ивашов, Петр Васильевич... 03 К78 Краткий справочник школьника . 5-11 кл./ Сост. П.И. Алтынов , П.А. Андреев , А.Б. Балжи и др .. - ... язык. 10-11 классы / Сост. Л.М. ... Прохоров, Борис Борисович . Экология...

Задания 15-19 ЕГЭ вариант III .

11.

1) Михаил су-ро-во и от-ры-ви-сто на всех по-кри-ки-вал и вы-гля-дел взволнованным.

2) Сердце в груди за-дро-жит и забьётся и по-то-нет в при-ят-ных воспоминаниях.

3) Большие об-ла-ка мерно плыли по небу и то за-кры-ва-ли то от-кры-ва-ли солнце.

4) Мама лю-би-ла стихи и книги де-ре-вья и небо.

5) Всё кру-гом цвело жуж-жа-ло пело и свет-лое чув-ство охва-ты-ва-ло душу.

12. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений.

1) Наша лодка про-плы-ва-ла то мимо тон-ких оси-нок то около ост-ров-ков то неподалёку от за-ро-с-лей тальника.

2) Безотчётная пре-дан-ность идее часто вы-нуж-да-ет че-ло-ве-ка от-ка-зать-ся от близ-ких людей и от дома и от семьи.

3) Москва - это сады и чер-то-ги зо-ло-тые го-ло-вы церк-вей и де-ре-вян-ные дома в ста-рых переулках.

4) Су-мер-ки сгу-ща-ют-ся и опус-ка-ют-ся ниже и на небе за-жи-га-ют-ся пер-вые звёзды.

5) Ветер шумит в вер-ши-нах сосен и про-но-сит под ними ве-ре-ни-цы туч.

13. .

1) Снег ло-жил-ся на де-ре-вья и кусты на ска-мей-ки и дорожки.

2) Вы-гля-ну-ло яркое солн-це и вспых-ну-ли за-све-ти-лись рез-вые ручейки.

3) От дома и от де-ре-вьев и от го-лу-бят-ни по-бе-жа-ли да-ле-ко длин-ные тени.

4) По от-но-ше-нию че-ло-ве-ка к сво-е-му языку можно со-вер-шен-но точно су-дить не толь-ко о его общем куль-тур-ном уров-не но и о ха-рак-те-ре его ду-хов-ных ценностей.

5) Лица при-сут-ству-ю-щих вы-ра-жа-ли не то страх не то бес-по-кой-ство не то недовольство.

14. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений .

1) Ста-ро-го лес-ни-ка не стра-ши-ли не-хо-же-ные тропы и глу-бо-кие пе-ще-ры и не пу-га-ла встре-ча с ди-ки-ми животными.

2) Я видел толь-ко вер-хуш-ки ив-ня-ка да об-ры-ви-стый край про-ти-во-по-лож-но-го берега.

3) У Си-би-ри есть много осо-бен-но-стей как в при-ро-де так и в люд-ских нравах.

4) Чел-каш со-жа-лел об этой мо-ло-дой жизни по-сме-и-вал-ся над ней и даже огор-чал-ся за неё.

5) Ближе к осени мои ла-сточ-ки всё реже при-ле-та-ли к гнез-ду а потом по-кру-жи-лись во дворе ска-за-ли мне что-то на своём пти-чьем языке и уле-те-ли в тёплые края.

15. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений.

1) Муж и жена шли рука об руку и были аб-со-лют-но счастливы.

2) Рядом с до-ро-гой тя-ну-лись узкие тро-пин-ки да длин-ные цве-точ-ные клумбы.

3) Не то мысли не то вос-по-ми-на-ния не то мечты бро-ди-ли в го-ло-ве Оленина.

4) Со-неч-ка пре-крас-но шила и вы-ши-ва-ла вя-за-ла спи-ца-ми и крючком.

5) На-сту-пил дол-го-ждан-ный ав-густ и ро-ди-те-ли всё чаще стали го-во-рить о моих гря-ду-щих школь-ных занятиях.

Спокойная ве-ли-ча-вая река с точ-ка-ми лодок и их про-па-да-ю-щи-ми сле-да-ми рас-сти-ла-лась между бе-ре-га-ми и ухо-ди-ла вперёд (1) сжи-ма-ясь меж гро-мад-ны-ми усту-па-ми скал (2) и затем ис-че-за-ла (3) в ярко зе-ле-не-ю-щих (4) долинах.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старика ра-до-вал и обнадёживал (1) рано проснув-ший-ся в де-воч-ке (2) ин-те-рес ко всем про-фес-си-ям (3) вхо-див-шим (4) в круг от-цов-ских дел и предприятий.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вокруг од-но-го из сто-лов сби-лись в кучу (1) следя в жад-ном мол-ча-нии за ру-ка-ми банкомёта (2) де-сять или две-на-дцать иг-ро-ков с блед-ны-ми и из-мя-ты-ми ли-ца-ми (3) ка-зав-ши-ми-ся со-всем мёртвыми (4) при сла-бом утрен-нем освещении.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В лучах солн-ца роща озарялась, слов-но в ней всё улыбалось, тон-кие ство-лы берёз (1) при-ни-мав-шие от-блеск бе-ло-го шёлка (2) были ещё влаж-ны-ми от дождя, пест-ре-ли и за-го-ра-лись чер-вон-ным зо-ло-том (3) ле-жав-шие на земле (4) листья.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Фёдор Ива-но-вич вошёл ко мне в кабинет, что-то спро-сил и тут же (1) не до-жи-да-ясь от-ве-та (2) подошёл ко мне и бес-це-ре-мон-но за-гля-нул в (3) ле-жав-шую пе-ре-до мной (4) книгу.

11. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поэзия пле-ня-ет и не-за-мет-ным образом, но с не-пре-одо-ли-мой силой воз-вы-ша-ет че-ло-ве-ка и при-бли-жа-ет его к тому состоянию, когда он (1) на самом деле (2) ста-но-вит-ся укра-ше-ни-ем земли, или (3) как простодушно, но ис-крен-не го-во-ри-ли наши пред-ки (4) «венцом творения».

12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Космическая эра на-ча-лась (1) может быть (2) тогда, когда скром-ный учи-тель ма-те-ма-ти-ки из Ка-лу-ги пер-вым доказал, что че-ло-век спо-со-бен по-ле-теть в космос. Пер-вым сде-лал чер-те-жи ракеты, ко-то-рая спо-соб-на от-пра-вить-ся в космос, и вывел фор-му-лу её полёта (3) имен-но (4) К. Э. Циолковский.

13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В об-ра-зе Фа-му-со-ва (1) по-жа-луй (2) на-гляд-нее всего про-яви-лось свое-об-ра-зие са-ти-ры Грибоедова. В этом об-ра-зе (3) по мне-нию кри-ти-ков (4) нет того сгу-ще-ния мрач-ных са-ти-ри-че-ских красок, бла-го-да-ря ко-то-ро-му вни-ма-ние чи-та-те-ля со-сре-до-то-чи-ва-ет-ся на каком-либо одном ка-че-стве героя.

14. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В том не-боль-шом уще-лье (1) по сло-вам Игоря (2) было так узко, что (3) ка-за-лось (4) даже серд-цу в груди ста-но-ви-лось тесно.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У нас в Рос-сии самый (1) ка-за-лось бы (2) не-при-ме-ча-тель-ный и скром-ный че-ло-век может ока-зать-ся на по-вер-ку че-ло-ве-ком очень не-за-у-ряд-ным и значительным. Осо-бен-но глу-бо-ко это по-ни-мал (3) по мне-нию К. Па-у-стов-ско-го (4) пи-са-тель Лесков.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тёмный ста-рин-ный шкап (1) в бок (2) ко-то-ро-му (3) упи-ра-лась же-лез-ная койка с на-спех на-бро-шен-ным оде-я-лом (4) за-кры-вал собою по-ло-ви-ну и без того уз-ко-го гряз-но-го окна каюты.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Государственная Тре-тья-ков-ская га-ле-рея (1) кол-лек-ция (2) ко-то-рой (3) на-счи-ты-ва-ет более ше-сти-де-ся-ти тысяч ху-до-же-ствен-ных про-из-ве-де-ний (4) от-ра-жа-ет раз-ви-тие рус-ско-го ис-кус-ства на-чи-ная с XI века.

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Солнечным и ясным утром Во-ло-дя и Лида шли по кра-си-вой аллее (1) в глу-би-не (2) ко-то-рой (3) вид-не-лось двух-этаж-ное белое зда-ние (4) и мило беседовали.

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Красивые де-рев-ца (1) ство-лы (2) ко-то-рых (3) были уди-ви-тель-но строй-ны (4) при бли-жай-шем рас-смот-ре-нии ока-за-лись смо-ро-ди-ной и крыжовником.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На се-го-дняш-ний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради до-сти-же-ния (2) ко-то-рой (3) имело бы смысл (4) на-чать ядер-ную войну.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На окра-и-не го-ро-да раз-бит был чу-дес-ный парк с те-ни-сты-ми ал-ле-я-ми и бе-сед-ка-ми для от-ды-ха (1) и (2) хотя до-би-рать-ся до него было не очень удоб-но (3) го-ро-жа-не лю-би-ли это место (4) и за-ча-стую про-во-ди-ли празд-ни-ки имен-но здесь.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Длинной змеёй рас-ки-нул-ся полк (1) и (2) когда лучи солн-ца по-па-да-ли на штыки и ство-лы вин-то-вок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я не знал (1) сколь-ко вре-ме-ни бро-дил по лесам (2) и (3) когда вер-нул-ся в дом лес-ни-ка (4) ока-за-лось (5) что меня там уже давно ждут.

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лебеди с кри-ком взле-те-ли ввысь, сде-ла-ли не-сколь-ко про-щаль-ных кру-гов над озе-ром (1) где про-ве-ли лето (2) и (3) когда бе-ло-кры-лая стая скры-лась в ту-ман-ной дали (4) мы со ста-рым еге-рем (5) ещё долго молча смот-ре-ли в небо.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Леонид Ан-дре-ев сде-лал в то время ты-ся-чи фо-то-гра-фий своих родственников, дру-зей (1) и (2) когда мы при-хо-ди-ли к нему в гости (3) он за-став-лял нас (4) рас-смат-ри-вать все эти ты-ся-чи сним-ков (5) так как хотел всех уди-вить своим увлечением.

Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как 19, так и 20 веков, она волнует современных литераторов и, думаю, будет актуальна всегда, пока существует и развивается человеческое общество. Каждый из писателей по-своему видел этот конфликт и его участников. Так, например, в комедии А.С.Грибоедова Чацкий, представитель века нынешнего, выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями века минувшего.


Так же и в Грозе А.Н.Островского молодежь является светлым лучом в темном царстве отживающих свой век самодуров. М.Ю.Лермонтов, напротив, в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках. Общим же во многих случаях для этого конфликта было то, что он был вызван различием жизненных принципов или политических воззрений сторон. В конфликте романа И.С.Тургенева Отцы и дети нашел отражение идейный антагонизм дворянских либералов и демократов 60х годов 19


века. Раскрытию его подчинена система персонажей произведения столкновение века нынешнего и века минувшего обусловливает разграничение героев на отцов и детей. Персонажи произведения не делятся автором на два антагонистических лагеря просто по возрасту. Искренним и убежденным выразителем идей детей можно назвать лишь Базарова. Аркадий Кирсанов, ровесник Евгения и первоначально его единомышленник, в конце концов выбирает


жизненные принципы отцов и оказывается в их лагере. Базаров, воплощающий в романе тип человекановейшего поколения, демократа, разночинца, новый герой русской литературы центральное действующее лицо произведения. Он действительно типичный представитель демократической молодежи 60х годов. В его рассуждениях нашли отражение идеи крупнейших деятелей российского демократического движения.


Убедиться в этом можно из следующего сопоставления Базаров говорит о сущности человеческой природы Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой Нравственные болезни происходят от безобразного состояния общества. Он почти дословно повторяет слова Чернышевского Каждый человек как все люди, в каждом точно то же, что и в других все зависит от общественных привычек и обстоятельств.


Называя таинственные отношения между мужчиной и женщиной чепухой, гнилью, художеством, Базаров повторяет аналогичные рассуждения Добролюбова Кто не убирает розовыми цветами идеализма простой, весьма понятной склонности к женщинам? Нашли отражение в речах Базарова и некоторые рассуждения Писарева. Базаров называет себя нигилистом и проповедует идею полного отрицания.


Он не признает никаких преград на этом пути и думает, что только таким способом можно изменить мир и покончить со всеми противоречиями общества. Самоуверенно и грубовато ниспровергает Базаров все общественные ценности, выдвигаемые Павлом Петровичем Кирсановым аристократизм и сословность, общину и семью, принципы и авторитет пропагандирует принцип общественной полезности,практику, научную работу.


В спорах с Павлом Петровичем он предстает разрушителем старого мира и считает, что эти действия идут на пользу людям, даже если последние не понимают этой пользы. Он готов действовать, ненавидя все, что препятствует ему на пути к достижению цели. К лагерю детей примыкают также нигилисты Кукшина и Ситников. В этих образах читатель видит осуждение Тургеневым лженигилизма или базаровщины.


К модному общественному движению, как это часто бывает, примыкали порой личности недостойные, лишние, они пристраивались по глупости или из корыстных убеждений, чтобы показать всем свою значимость. А на самом деле неопрятная, развязная, глупая Евдокия Кукшина и пустышка Ситников не понимают до конца смысла идей, а лишь бездумно повторяют их, упиваясь сознанием собственной неординарности. Сам Базаров относится к своим единомышленникам с крайним, порой


оскорбительным пренебрежением. Образы Кукшиной и Ситникова играют в романе еще одну важную роль они пародия на Базарова, карикатура нигилизма. Автор использует этот прием для того, чтобы снять с Базарова героический ореол, подчеркнуть слабые стороны его взглядов. Изображая Базарова, Тургенев не упускает трагические стороны его судьбы. Пожалуй, самые драматичные страницы романа Иван Сергеевич посвятил взаимоотношениям отца и сына


Базаровых. Отторгая родителей, дом, Евгений теряет необходимую каждому человеку связь со своими истоками. Возведя стену непонимания, герой романа обедняет себя душевнои нравственно. Будучи ослеплен идеями нигилизма, отрицающими чувства и сердечную привязанность, он обрекает себя на мучительные страдания и трагический исход. Вернувшись в родительский дом во второй и последний раз, Евгений не в состоянии восстановить утраченных связей.


Безотчетная преданность идее вынуждает человека отказаться от близких людей, от дома, от семьи. Тем самым, подвергая своего героя испытанию любовью, автор вынужден констатировать неспособность Базарова к высоким чувствам, душевному сопереживанию. Базаров одинок, ведь в итоге у него не было никого, кто бы до конца понимал его, разделял его убеждения, верил ему, любил и уважал его и к кому он сам относился бы так же.


Нигилизм Базарова разрушает и уничтожает его самого. Мертвость была в философии Базарова, в его стремлении свести всю живую жизнь к законам неживой материи. Смерть была в нем самом, и бессмысленной смертью от пореза пальца Тургенев подчеркивает обреченность своего героя. Уверовав в нигилизм, он лишил себя естественных человеческих чувств любви и дружбы. Не сумевший реализовать себя в жизни,


Базаров только перед лицом смерти проявляет себя полностью. Он открывает для себя высшие человеческие ценности любовь к родителям, к женщине, религиозные истины. Несомненно, трагична смерть героя, но смерть единственный выход из сложившейся ситуации, когда по принципам нигилизма говоришь и делаешь одно, а душа требует другого.