Автор строк ленин жив будет жить. Ленин жил. Ленин жив. Ленин будет жить. (В. Маяковский)

На прошлой неделе каждый, кто хотел, отметил 85-летие кончины Владимира Ильича. В 1924 году смерть вождя страна встретила по преимуществу вполне искренними рыданиями, траурными гудками фабричных труб и стихами: «И вновь, товарищ Ленин, с краткой речью ты обратишься к нам с броневика». В 2009 году все прошло гораздо скромнее, никто не рыдал и стихов не писал. Хотя, конечно, компартия (уже давно переставшая, правда, быть компартией) и возложила протокольный венок к Мавзолею.

Спала и волна интереса к самому Мавзолею. Еще десять лет назад сторонники и противники идеи перезахоронения Ленина готовы были сойтись в рукопашной. Сегодня этой темой бесстрастно занимается ВЦИОМ. Результаты для поклонников Ленина одновременно утешительные и оскорбительные.

Сторонники и противники перезахоронения делятся так: 47% за то, чтобы вынести из Мавзолея тело Владимира Ильича, 37% за то, чтобы оставить все, как есть. 37% достаточно большая цифра, чтобы отбить у власти охоту пойти на конфронтацию с населением по поводу судьбы ленинского тела. Тем более, сейчас, когда и без того забот полон рот. Так что любители посмотреть на «как живого» Ильича, могут спать спокойно.

Вместе с тем, большинство из тех, кто выступает за то, чтобы оставить тело вождя мирового пролетариата в Мавзолее, аргументирует свое решение вовсе не уважением к ленинской памяти. Некоторые заботятся о своих и чужих стариках: зачем им еще и это потрясение, пусть старшее поколение спокойно уйдет, а потом уже и займемся «переездом». Кстати, полностью разделяю эту позицию, подход гуманный. Вынос ленинского тела из Мавзолея, ей Богу, не стоит ни одного инфаркта. А мистические рассуждения о том, что «пока это тело лежит на Красной площади, в России все будет плохо», к либерализму и демократии не имеют ни малейшего отношения. Скорее, к средневековью. Если у кого-то плохо с нервами, значит, надо меньше смотреть по ящику страшилки о привидениях.

Немало и тех (у которых, чувства, наоборот, похоже, полностью атрофировались), кто подходит к мавзолейной теме в духе нынешних рыночных времен, утверждая, что ничего не надо трогать, потому что Мавзолей «превратился в обычный туристический объект, какие есть во многих странах». Разумеется, в туристические маршруты попадают иногда и некрополи, но наш случай несколько иного рода. Ленин все-таки не Хеопс, а потому ни на бальзамирование, ни на египетскую пирамиду никогда не претендовал. Так что очутился в Мавзолее не по своей воле. Если бы Ильич знал, что станет после смерти забальзамированным «туристическим объектом», он бы, не исключаю, предпочел утопиться задолго до революции в Женевском озере, да так, чтобы тело никогда не нашли.

Впрочем, хватит о теле. Поговорим об идеях. Насколько живы они, или также находятся в забальзамированном состоянии?
Нынешние коммунисты лишь салютуют Мавзолею, но на самом деле давно уже отказались от тех идей, которые Ленин считал необходимыми для каждого истинного марксиста-ленинца. Конечно же, и Ленин был человеком гибким, умел приспосабливаться к политической конъюнктуре, но при этом никогда не изменял основополагающим принципам марксизма-ленинизма и не упускал главную цель - мировую революцию.

Ленинскую гибкость партия Зюганова подменила, однако, бытовым приспособленчеством. Большевики никогда не были «системной оппозицией», а зюгановцы - да. Между тем принадлежность к «системной оппозиции» подразумевает, что партия хотела бы лишь подкорректировать власть, не более того. А Ленин мечтал о полном сломе старой государственной машины и замене ее новой, с принципиально иными задачами. И сделал это. Нынешние коммунисты предпочитают революции депутатские привилегии. По мне, так и, слава Богу: только революции нам сейчас и не хватало! Поэтому, сказанное выше - не осуждение, а лишь простая констатация фактов.

Если у нынешних коммунистов и осталось что-то ностальгическое от прошлого, то это не от ленинского, а от сталинского периода. Чтобы это понять, придется хоть на секунду углубиться в марксизм-ленинизм. Без этого никуда.

Есть три краеугольных камня, с помощью которых Ленин отделял истинного коммуниста от соглашателя, оппортуниста и «политической проститутки»: диктатура пролетариата, пролетарский интернационализм и воинствующий атеизм. Без этих трех составляющих делать мировую революцию, как считал Ленин, просто невозможно. А вдруг революционный боец начнет колебаться: стрелять или не стрелять в буржуйскую жену, или не к месту вспомнит Нагорную проповедь, или начнет жалеть Россию, которую ленинцы использовали, как растопку для мирового пожара.

Между тем, Сталин, перебрав в задумчивости три ленинских камня, в карман к себе положил лишь один: это, разумеется, насилие. Более того, на этом направлении Иосиф Виссарионович пошел много дальше Владимира Ильича. Тот «недостаток», на который жаловался Ленин во время гражданской войны, а жаловался вождь на анархию и безалаберность в деле проведения «массовидных» насильственных мероприятий («слишком добер русский человек» сокрушался Ильич), Сталин полностью устранил. «Воронки» с надписью «Хлеб» ездили бесперебойно. ГУЛАГ работал, как часы. «Тройки» все, что надо, подписывали. Чистки и процессы проходили в срок. Граждане с энтузиазмом, кого скажут, клеймили.

Два оставшихся краеугольных камня марксизма-ленинизма Сталина не убедили. Один он просто выбросил, другой обтесал на свой манер. Скажем, пролетарский интернационализм был решительно заменен на национал-большевизм. По Сталину, не Россия должна была жертвовать собой ради мировой революции, а международные революционные силы были обязаны работать на Советскую Россию. То есть, поезд решительно развернули в обратную сторону. В значительной мере это было продиктовано изменением самой обстановки, мировая революция захлебнулась, а советская власть устояла, но, справедливости ради, следует отметить, что Сталин схожие идеи высказывал и раньше, за что даже получил однажды выволочку от учителя за необоснованный скепсис. Тем не менее, Ленин был не прав, прав был Сталин, который куда более трезво оценивал потенциал международного рабочего движения. Иначе говоря, в том факте, что Сталин после смерти учителя перевел стрелки и направил состав под названием СССР в другом направлении, была своя логика.

При этом формально ленинизм в стране, естественно, никто не отменял. Рецепт на самом деле древний. Поставьте предшественнику памятники, а потом делайте, что хотите. Два брата - сыновья римского императора Септилия Севера враждовали между собой, борясь за наследство. Когда один из них - Каракалла убил брата, то, чтобы загладить преступление, тут же провозгласил его божеством: «Пусть будет божественным, лишь бы не живым». Кстати, точно так же, по сути, возникла и идея ленинского Мавзолея.

Во время Отечественной войны Сталин сдал позиции и в отношении атеизма, решив, что в трудные времена пригодится и православная вера. Храмы начали снова открываться. И действительно, православие, как могло, помогло.

Вот и выходит, что сегодняшний коммунист со свечкой в храме или коммунист-антисемит - все это не от Ленина, а от Сталина. Это только на первый взгляд священник, целующий икону с изображением Сталина, или манифестация, над которой развиваются одновременно красные полотнища и черносотенные лозунги - нонсенс. На самом деле в этом есть своя, хотя и не очевидная для большинства, закономерность.
На сегодня в народной памяти миф Сталин значительно опережает миф Ленина. Так было не всегда. Знаменитый ХХ съезд партии сумел разоблачить культ личности Сталина, лишь опираясь на культ Ленина - все объяснялось необходимостью вернуться к ленинским нормам партийной жизни. Без этого объяснения психологическая травма была бы для многих членов компартии просто несовместима с жизнью. Веру в Ленина умело подставили вместо ампутированной веры в Сталина. Перестройка началась с того же: партийные реформаторы, пока не окрепли, могли противостоять партийным консерваторам лишь потому, что прикрывались тем же самым спасительным щитом - лозунгом о необходимости «возвращения к подлинному ленинизму».

Но это прошлое. Сегодня уже не Ленин, а Сталин входит в призовую тройку конкурса «Имя Россия». Что касается Владимира Ильича, то он застрял где-то среди аутсайдеров. Низы намекают власти, что соскучились по порядку, но при этом забывают, каким способом товарищ Джугашвили этот порядок обеспечивал. Впрочем, это другая тема.

Так что, на день сегодняшний Ленин, пожалуй, уже и не жив. Полное собрание сочинений Ильича читают лишь чудаки вроде меня. Это мое хобби: находить в ленинских трудах противоречия. Уверяю, их немало. Памятников Ильичу, правда, по-прежнему больше. Но они уже давно слились с ландшафтом.

А вот на вопрос, будет ли Ленин жить в будущем, определенно ответить не берусь. Во-первых, есть мудрый совет: никогда не говори «никогда». Во-вторых, история, как юла, делает все новые и новые витки, подозрительно похожие между собой. Как тут предскажешь? Умершие вроде бы идеи нередко возвращаются после ребрендинга.

Появится новое поколение, появятся новые иллюзии и желание переделать мир. Тем более, и капитализм - не Дева Мария, поклоняться ему трудно. Так что возникновение новой волны интереса к ленинизму не исключено.

Припудрят, подретушируют, здесь укоротят, там добавят. И вперед!


21 января является знаменательной датой для коммунистов всего мира. Именно в этот день, в 1924 году, не стало Владимира Ильича Ленина. Буквально перегорев на своем рабочем месте, занимаясь строительством первого в мире социалистического государства, вождь мирового пролетариата не канул в лету, а оставил нам всем огромное наследство, величие которого мы, коммунисты, должны чтить, помнить, обсуждать и преумножать. Именно так, как это делал главный ученик и соратник Ленина - Иосиф Виссарионович Сталин. Опираясь на великие труды Владимира Ильича, который был настоящим коммунистом, великим ученым и теоретиком марксизма, мы можем с уверенностью заявить, что «Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить!»

Вот именно поэтому мы с товарищами решили подробно разобрать брошюру Владимира Ильича Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма» , к тому же дата встречи, 21 января, обязывала нас к этому. Сразу же хочу подчеркнуть, что по итогу анализа данной работы все участники дискуссионно-философского клуба «Суть Времени ЦАО» в очередной раз отметили гениальность Ленинских мыслей и их способность предугадывать развитие важнейших социально-политических и экономических процессов.

Для начала я выделю суть данной работы, а потом покажу ее актуальность для анализа текущей ситуации в мире.

Итак, брошюра «Империализм, как высшая стадия капитализма» была написана В.И. Лениным в 1916 году в Цюрихе. За основу работы была взята работа Дж. А. Гобсона, которую Владимир Ильич характеризует, как «главный английский труд об империализме». Необходимо оговорить сразу, что, находясь в Швейцарии, Ленин имел определенные проблемы с литературой и количеством статистических данных. Но это скорее специфика того времени, когда уровень книгопечатания и распространения информации был намного ниже нынешнего. Тем не менее, наукой занималось достаточное количество людей, поэтому мы не имеем права говорить, что Ленин что-то выдумал и использовал только специфическую литературу. Сам автор пишет, что: «Основная задача книги была и остается: показать по сводным данным бесспорной буржуазной статистики и признаниям буржуазных ученых всех стран, какова была итоговая картина всемирного капиталистического хозяйства, в его международных взаимоотношениях, в начале XX века, накануне первой всемирной империалистской войны». Поэтому мы не имеем права обвинять Ленина в использовании ангажированных, антикапиталистических материалов. Скорее наоборот, методика состояла именно в том, чтобы, используя данные буржуазной науки, показать истинное положение вещей в мире.

Сделав необходимую вводную часть, перейдем к понятию «империализм» и разберемся, почему именно он является высшей стадией капитализма.

«Если бы необходимо было дать как можно более короткое определение империализма, то следовало бы сказать, что империализм есть монополистическая стадия капитализма. Такое определение включало бы самое главное, ибо, с одной стороны, финансовый капитал есть банковый капитал монополистически немногих крупнейших банков, слившийся с капиталом монополистических союзов промышленников; а с другой стороны, раздел мира есть переход от колониальной политики, беспрепятственно расширяемой на незахваченные ни одной капиталистической державой области, к колониальной политике монопольного обладания территорией земли, поделенной до конца».

Из этого определение империализма, которое дает Ленин, важно выделить его 5 основных признаков:

1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;
2) слияние банкового капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии;
3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение;
4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир;
5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами.

Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами.

Так почему же империализм является высшей стадией капитализма? Потому, что время свободной конкуренции и главенства рынка на рубеже XIX и XX веков прошло! Все, нет больше этой свободной конкуренции, она вытеснена монополиями, то есть более крупными рыбами капитализма (в этом место невозможно не вспомнить наших «талантливых» экономистов в правительстве, которые как заколдованные произносят мантру о всемогуществе рынка и его способности к саморегуляции. Ленин еще в начале прошло века заключил, что время это прошло, что монополисты через создание трестов, картелей и других подобных институтов задушили мелких и средних производителей на мировом уровне. Поэтому напрашивается вывод, что, либо не понимают этого наши экономисты во власти, либо специально произносят эти устаревшие знания, чтобы проводить политику своих хозяев), которые сожрали более мелкую рыбку в мировом океане. Именно поэтому Ленин делает вывод, что «по своей экономической сущности империализм есть монополистический капитализм. Уже этим определяется историческое место империализма, ибо монополия, вырастающая на почве свободной конкуренции и именно из свободной конкуренции, есть переход от капиталистического к более высокому общественно-экономическому укладу».

Отдельно стоит выделить роль банков в возникновении и развитии империализма. Ленин отмечает, что: «Слияние или сращивание банков с промышленностью — вот история возникновения финансового капитала и содержание этого понятия». А финансовый капитал, в свою очередь, «концентрированный в немногих руках и пользующийся фактической монополией, берет громадную и все возрастающую прибыль от учредительства, от выпуска фондовых бумаг, от государственных займов и т. п., закрепляя господство финансовой олигархии, облагая все общество данью монополистам». И далее Ленин делает важный вывод: «Преобладание финансового капитала над всеми остальными формами капитала означает господствующее положение рантье и финансовой олигархии, означает выделение немногих государств, обладающих финансовой «мощью», из всех остальных. В каких размерах идет этот процесс, об этом можно судить по данным статистики эмиссий, т. е. выпуска всякого рода ценных бумаг. Начало XX века, следовательно, является эпохой перелома не только в отношении роста монополий (картелей, синдикатов, трестов) … но и в отношении роста финансового капитала».

Теперь перейдем ко второй обещанной части - актуальности данной работы, а значит и наследия Владимира Ильича Ленина для анализа современного мира.

Во-первых, чтобы понимать и анализировать текущее положение дел в мировой политике и экономике, необходимо наладить причинно-следственную цепочку процессов. Выделить определенные закономерности и сшить их нитками логики и здравого смысла. Брошюра «Империализм, как высшая стадия капитализма» создает из штрихов полноценную картину мира, преобразую отдельные феномены в целостную картину мира.

Во-вторых, важно отметить, что эта работы была написана 100 лет назад и в ней, преимущественно, проведен анализ и синтез тех процессов, тех данных, которые были актуальны для того периода. НО, какие-то закономерности и выводы оказались «живы» и по сей день. Какие именно?

1) Владимир Ильич разбирает тот исторический период, в котором существовала национально ориентированная элита и буржуазия. Правящий класс был заинтересован в развитии промышленности (промышленный капитал) и банков (банковый капитал), а также их слиянии (финансовый капитал), но в рамках национальных государств (Англия, Франция, США). Посредством наличия огромных капиталов, олигархия мощнейших империалистических государств подкупала верхние слои рабочего класса, который обуржуазивается. «Энгельс писал, например, Марксу 7 октября 1858 года: «Английский пролетариат фактически все более и более обуржуазивается, так что эта самая буржуазная из всех наций хочет, по-видимому, довести дело в конце концов до того, чтобы иметь буржуазную аристократию и буржуазный пролетариат рядом с буржуазией. Разумеется, со стороны такой нации, которая эксплуатирует весь мир, это до известной степени правомерно». В том числе и потому пролетариат выступал на стороне своей национальной буржуазии во время Первой мировой войны (империалистической). Мир, до ее начала был поделен между национальными монополистами, но, в основном, аппетиты растущей Германии, которая не успела вовремя принять участие в дележе лакомого пирога, бросили вызов устоявшейся системе. Как мы понимаем, убийство эрцгерцога Франца Фердинанда - это был лишь повод к войне. Причины были в том, о чем писал Ленин.


На протяжении XX века активно формировалась транснациональная элита, которая была (и остается) заинтересованной в развитии ТНК. Свою власть она легитимизирует идеологией неолиберализма и распространением постмодернистских концептов. Она не имеет привязки к отдельному государству, так как ее интересы представлены по всему земному шару (тут стоит хорошенько подумать о нашей элите в правительстве, которая целенаправленно занимается разрушением всех основных сфер жизни жителей Российской Федерации). И если мы продлим мысль Ленина, о том, что монополизация есть логика развития капитализма, то монополизация в мировом масштабе финансового капитала вполне закономерна и понятна. Но для этой монополизации ей необходимо уничтожить национально ориентированную элиту.
Последние выборы президента США ОЧЕНЬ ЯРКО доказали наличие этой транснациональной элиты, которая активно ведет мир к новой мировой войне, а также противостояние «глобалистов» и «национально ориентированной элиты».


Что же касается США, то победа Дональда Трампа показала, что в США доминируют «глобалисты», которые плевать хотели на промышленность штатов. И голоса того американского рабочего и среднего класса, которые были съедены новыми, но уже мировыми, монополистами, обеспечили победу миллиардера и той элиты, которая стоит за ним.

4) Все вышеперечисленное, если простроить логическую цепочку, увязывается в следующий сценарий или анализ текущей ситуации в мире: власть монопольного капитала, привязанного к национальным государствам, продолжило свое движение, обусловленное закономерностью, выделенной Лениным, к новой монополии, только уже транснациональной. Она обусловлена властью финансового капитала, развитием ТНК, неолиберализмом и постмодернизмом. Глобальная элита долгое время пыталась поделить мир по-своему, но ей противостоял системный антикапитализм, в лице СССР. Как только последнего не стало (надо понимать при активном участии глобалистов), новый монополист, только уже мировой, проявил себя «во всей красе»: бомбардировка Югославии, Ливия, Сирия, «цветные революции» по всему миру, рост неофашизма. Сейчас мы наблюдаем ту схему, которую вывел Сергей Ервандович Кургинян: мир модерна атакуется постмодерном и контрмодерном. Национально ориентированные элиты, и это прежде всего относится к Китаю, но также и к России, или национальные государства вступают в схватку с «глобалистами», и это отчетливо видно по борьбе с ИГ, с неолиберализмом и постмодернизмом, которые пропагандируют не гражданственность, а концепт «гражданин мира», не нормы морали и наличие культуры, а аморальность и бескультурье.

Еще раз подчеркну, что выборы президента США четко маркируют наличие противостояния между глобалистами, чью политику проводил Обама, как некий «топ-менеджер элиты», и национально ориентированной элитой, чьи интересы представляет Трамп. На данном этапе игры глобалисты проиграли, и это видно по тому количеству протестов по всему миру, которые высказывают свое недовольство новым президентом и его программой. Тут и глобалистские СМИ, которые, как обещал Трамп, обязательно будут наказаны, а Владимир Путин назвал в открытую «проститутками».


Таким образом мы получаем некий откат, но уже при наличии «глобалистов». И они не отступят со своего кровавого, античеловеческого, фашистского пути. Важно понимать, что этот откат не сулит нам, людям планеты земля, ничего хорошего, кроме передышки. Кто-то, как подавляющая часть российской элиты, может уподобляться ребенку, которому добрый дядя Трамп много-много радости принес в своем «президентском мешке». Мы же, как коммунисты, не имеем права на подобные оппортунистические вещи! И именно поэтому Владимир Ильич так яро критикует «ренегата Каутского». После передышки, как правило, наступает еще более остервенелая борьба, которая может начаться и не дожидаясь, пока кто-то переводит дыхание.

В заключение я хочу отметить, что мысли Ленина не только с потрясающей точностью отразили сущность тех процессов, которые имели место в социально-политической и экономических сферах жизни той мировой системы, но и где-то гениально опередили свое время, а где-то дали нам фундаментальную базу для анализа современных процессов и событий. Используя и развивая теоретическую базу марксизма, Владимир Ильич смог назвать вещи своими именами и пролить свет на те темные закоулки мировой капиталистической системы, о которой оппортунисты и буржуазные реформисты не хотят слышать, либо целенаправленно недоговаривают в своих речах и научных трудах, обслуживая тем самым хозяев финансового капитала.

Но Ленин был не только гениальным ученым и теоретиком марксизма, он такж преобразил этот мир, создав СССР! Именно наша страна, под руководством партии Ленина, показала всему миру, что империализму может и должна быть создана альтернатива - построение коммунизма, как системный антикапитализм. И тогда человечество перейдет от главенства угнетения и насилия к раскрепощению и пробуждению высших творческих способностей в каждом человеке!

Только коммунизм способен дать миру будущее, иначе мир опять столкнется с коричневой чумой - фашизмом. И уже при наличии ядерного оружия и современных форм по контролю за сознанием человеке, гитлеровский фашизм покажется всем детским лепетом.

Либо коммунизм и восхождение человека, либо фашизм и конец человечества!
Вот почему нам так важно изучать гениальные работы Владимира Ильича. Создавая СССР в начале прошлого века, она прекрасно это понимал и оставил нам драгоценное наследство, которое мы обязаны использовать во блага человечества.

Именно поэтому «ЛЕНИН-
ЖИЛ,
ЛЕНИН-
ЖИВ,
ЛЕНИН-
БУДЕТ ЖИТЬ!»


Автор нескольких стихотворений о Ленине, Маяковский в то время сочинял самое знаменитое из своих произведений в духе культа Ленина - эпическую поэму «Владимир Ильич Ленин». Поэт выступил с публичным призывом: «Не торгуйте Лениным». Так называлась передовая статья в журнале ЛЕФ (Левый Фронт в Искусстве), главным редактором которого был Маяковский. Соавтором статьи, возможно, являлся Осип Брик.

Маяковский не возражал против публичного возвеличивания Ленина - его возмущали дешевая и вульгарная форма такого прославления. Культ Ленина, в существующем виде, порочил и разрушал, по мнению Маяковского, бессмертный дух вождя. На первой странице передовой статьи имелась графическая иллюстрация, воспроизводившая одно из многих рекламных объявлений, которыми пестрела тогдашняя пресса (поэт находил эту рекламу крайне безвкусной):

Бюсты В. И. Ленина гипсовые, патинированные, бронзовые, мраморные, гранитные в НАТУРАЛЬНУЮ и ДВОЙНУЮ ВЕЛИЧИНУ с оригинала, разрешенного к воспроизведению и распространению Комиссией по увековечению памяти В. И. ЛЕНИНА РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА С. Д. МЕРКУЛОВА

ПРЕДЛАГАЕТ Государственное Издательство для госучреждений, партийных и профессиональных организаций, кооперативов и проч.

Осмотр и ПРИЕМ ЗАКАЗОВ в ОТДЕЛЕ КОММЕРЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ Москва, Рождественка, 4.

Иллюстрированные проспекты высылаются по первому требованию бесплатно.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И КОПИРОВАНИЕ БУДЕТ ПРЕСЛЕДОВАТЬСЯ ПО ЗАКОНУ.

«Мы против этого.

Мы согласны с железнодорожниками Казанской жел. дор., предложившими художнику оборудовать у них в клубе Ленинский зал без бюстов и портретов Ленина, говоря: „Мы не хотим икон“.

Мы настаиваем: -

Не штампуйте Ленина.

Не печатайте его портретов на плакатах, на клеенках, на тарелках, на кружках, на портсигарах.

Не бронзируйте Ленина.

Не отнимайте у него его живой поступи и человеческого облика, который он сумел сохранить, руководя историей.

Ленин все еще наш современник.

Он среди живых.

Он нужен нам, как живой, а не как мертвый.

Поэтому, -

Учитесь у Ленина, но не канонизируйте его.

Не создавайте культа именем человека, всю жизнь боровшегося против всяческих культов.

Не торгуйте предметами этого культа.

Он остается среди живых. Такова главная тема собственных произведений Маяковского о Ленине: «Комсомольская» (март 1924 г.) и «Владимир Ильич Ленин» (закончено в октябре того же года). В этой эпической поэме, где жизнь Ленина описывается на фоне истории российской революции, Ленин предстает всемогущим, всезнающим и в то же время трогательно человечным, «самым человечным человеком». Ленин к тому же бессмертен. На первой же странице поэмы Маяковский заверяет: «Ленин и теперь живее всех живых». Он вечно живет в коллективе: в партии, в рабочем классе. Поэт приветствует энтузиазм, благодаря которому «Стала величайшим коммунистом-организатором / даже сама Ильичева смерть».

Маяковский имеет в виду Ленинский призыв, благодаря которому, как пишет поэт, на место Ленина встали сотни тысяч рабочих-энтузиастов. Общее горе, которое потрясло Россию, когда Ленин умер, массовые проявления скорби и солидарности вселяют в поэта надежду. В то же время Маяковский опасается, что бесчисленные славословия, которые звучат по всей стране, вычеркнут из памяти человечность вождя, а «шествия и мавзолеи, поклонений установленный статут» зачеркнут его простоту . Эти чувства уже звучали в передовице ЛЕФа: мы должны славить бессмертный ленинский дух, но так, чтобы этими славословиями не принизить Ленина. Однако Маяковский оказался не властен даже над своей собственной поэмой: ее кромсали на куски, нарушая общий замысел. Мелкие фрагменты поэмы использовались в качестве сопроводительных надписей к слащавым бездарным плакатам, которые были широко распространены в 1960–1970-е гг.

Маяковский не был единственным, кто осуждал грубую вульгарность ранней Ленинианы. В начале февраля 1924 г. в газете «Рабочая Москва» было опубликовано письмо, автор которого жаловался, что украинская табачная фабрика начала выпускать папиросы с портретом Ленина на пачке. Беда в том, писал недовольный, что пустые пачки валяются на улицах и прохожие волей-неволей наступают на изображение вождя . Власти решили пресечь такого рода злоупотребления. В мае 1924 г. Комиссия по увековечению опубликовала резолюцию, в которой все предприятия предупреждались, что помещать портрет Ленина на папиросных пачках и упаковках, на конфетных обертках и конфетах, на всевозможных наклейках и на ювелирных изделиях «категорически запрещено» .

Время - начинаю
про Ленина рассказ.
Но не потому, что горя
нету более, время потому,
что резкая тоска стала ясною
осознанною болью.
Время, снова
ленинские лозунги развихрь.
Нам ли растекаться слезной лужею, -
Ленин и теперь
живее всех живых.
Наше знанье - сила
и оружие.
Люди - лодки.
Хотя и на суше.
Проживешь свое пока,
много всяких
грязных ракушек
налипает нам на бока.

2.
А потом, пробивши
бурю разозленную,
сядешь, чтобы солнца близ,
и счищаешь водорослей
бороду зеленую
и медуз малиновую слизь.
Я себя под Лениным чищу,
чтобы плыть в революцию дальше.
Я боюсь этих строчек тыщи,
как мальчишкой боишься фальши.
Рассияют головою венчик,
я тревожусь, не закрыли чтоб
настоящий, мудрый,
человечий ленинский
огромный лоб.

3
Я боюсь, чтоб шествия и мавзолеи,
поклонений установленный статут
не залили б приторным елеем
ленинскую простоту.
За него дрожу, как за зеницу глаза,
чтоб конфетной не был
красотой оболган.
Голосует сердце -
я писать обязан по мандату долга.
Вся Москва. Промерзшая земля
дрожит от гуда.
Над кострами обмороженные с ночи.
Что он сделал?
Кто он и откуда?

4
Почему ему
такая почесть?
Слово за словом
из памяти таская.
не скажу ни одному -
на место сядь.
Как бедна у мира
сл_о_ва мастерская!
Подходящее откуда взять?
У нас семь дней,
у нас часов - двенадцать.
Не прожить себя длинней.
Смерть не умеет извиняться.
Если ж с часами плохо,
мала календарная мера,
мы говорим - "эпоха",
мы говорим - "эра".

5
Мы спим ночь.
Днем совершаем поступки.
Любим свою толочь
воду в своей ступке.
А если за всех смог
направлять потоки явлений,
мы говорим - "пророк",
мы говорим - "гений".
У нас претензий нет, -
не зовут - мы и не лезем;
нравимся своей жене,
и то довольны дон_е_льзя.
Если ж, телом и духом слит,
прет на нас непохожий,
шпилим - "царственный вид",
удивляемся - "дар божий".

6
Скажут так, - и вышло
ни умно, ни глупо.
Повисят слова и уплывут, как д_ы_мы.
Ничего не выколупишь
из таких скорлупок.
Ни рукам ни голове не ощутимы.
Как же Ленина
таким аршином мерить!
Ведь глазами видел
каждый всяк - "эра" эта
проходила в двери,
даже головой не задевая о косяк.
Неужели про Ленина тоже:
"вождь милостью божьей"?
Если б был он царствен и божествен,
я б от ярости себя не поберег
я бы стал бы в перекоре шествий,
поклонениям и толпам поперек.

7
Я б нашел слова
проклятья громоустого,
и пока растоптан я
и выкрик мой,
я бросал бы в небо богохульства,
по Кремлю бы бомбами метал:
д_о_л_о_й!
Но тверды шаги Дзержинского у гроба.
Нынче бы могла
с постов сойти Чека.
Сквозь мильоны глаз,
и у меня сквозь оба,
лишь сосульки слез,
примерзшие к щекам.

8
Богу почести казенные
не новость.
Нет! Сегодня настоящей болью
сердце холодей.
Мы хороним самого земного
изо всех прошедших
по земле людей.
Он земной, но не из тех,
кто глазом упирается в свое корыто.
Землю всю охватывая разом.
видел то, что временем закрыто.
Он, как вы и я,
совсем такой же,
только, может быть, у самых глаз
мысли больше нашего морщинят кожей,
да насмешливей и тверже губы,
чем у нас.

9
Не сатрапья твердость,
триумфаторской коляской мнущая тебя,
подергивая вожжи.
Он к товарищу милел
людскою лаской.
Он к врагу вставал
железа тверже.
Знал он слабости,
знакомые у нас,
как и мы, перемогал болезни.
Скажем, мне бильярд -
отращиваю глаз,
шахматы ему - они вождям полезней.
И от шахмат перейдя
к врагу натурой,
в люди выведя вчерашних пешек строй,
становил рабочей-человечьей диктатурой
над тюремной капиталовой турой.

10
И ему и нам
одно и то же дорого.
Отчего ж, стоящий от него поодаль,
я бы жизнь свою, глупея от восторга,
за одно б его дыханье _о_тдал?!
Да не я один!
Да что я лучше, что ли?!
Даже не позвать,
раскрыть бы только рот -
кто из вас из сёл, из кожи вон,
из штолен не шагнет вперед?!
В качке - будто бы хватил вина и горя лишку -
инстинктивно хоронюсь трамвайной сети.
Кто сейчас оплакал бы
мою смертишку в трауре
вот этой безграничной смерти!

11
Со знаменами идут, и так.
Похоже - стала вновь
Россия кочевой.
И Колонный зал дрожит,
насквозь прохожей.
Почему? Зачем и отчего?
Телеграф охрип
от траурного гуда.
Слезы снега с флажьих
покрасневших век.
Что он сделал, кто он
и откуда - этот самый человечный человек?
Коротка и до последних мгновений
нам известна жизнь Ульянова.
Но долгую жизнь товарища Ленина
надо писать и описывать заново.

12
Далеко давным, годов за двести,
первые про Ленина восходят вести.
Слышите - железный и луженый,
прорезая древние века, -
голос прадеда Бромлея и Гужона -
первого паровика?
Капитал его величество,
некоронованный, невенчанный,
объявляет покоренной силу деревенщины.
Город грабил, грёб, грабастал,
глыбил пуза касс, а у станков
худой и горбастый
встал рабочий класс.

13
И уже грозил, взвивая трубы з_а_ небо;
Нами к золоту пути мост_и_те.
Мы родим, пошлем, придет когда-нибудь
человек, борец, каратель, мститель! -
И уже смешались облака и д_ы_мы,
будто рядовые одного полка.
Небеса становятся двойными,
дымы забивают облака.
Товары растут, меж нищими высясь.
Директор, лысый черт, пощелкал счетами,
буркнул: "кризис!"
и вывесил слово
"расчет".

14
Кр_а_пило сласти мушиное с_е_ево,
хлеб_а_ зерном в элеваторах портятся,
а под витринами всех Елисеевых,
живот подведя, плелась безработица.
И бурчало у трущоб в утробе,
покрывая детвориный плачик:
- Под работу, под винтовку ль,
н_а_ - ладони обе!
Приходи, заступник и расплатчик! -
Эй, верблюд, открыватель колоний! -
Эй, колонны стальных кораблей!
Марш в пустыни огня раскаленней!

15
Пеньте пену бумаги белей!
Начинают черным лат_а_ться
оазисы пальмовых нег.
Вон среди золотистых плантаций
засеченный вымычал негр:
- У-у-у-у-у, у-у-у!
Нил мой, Нил!
Приплещи и выплещи
черные дни!
Чтоб чернее были, чем я во сне,
и пожар чтоб
крови вот этой красней.
Чтоб во всем этом кофе,
враз, вскипелом, вариться пузатым -
черным и белым.
Каждый добытый слоновий клык -
тык его в мясо, в сердце тык.

16
Хоть для правнуков, не зря чтоб
кровью литься, выплыви,
заступник солнцелицый.
Я кончаюсь, - бог смертей
пришел и поманил.
Помни это заклинанье, Нил, мой Нил!
- В снегах России, в бреду Патагонии
расставило время станки потогонные.
У Ив_а_нова уже у Вознесенска
каменные туши будоражат
выкрики частушек:
"Эх, завод ты мой, завод, желтоглазина.
Время нового зовет Стеньку Разина".
Внуки спросят: - Что такое капиталист? -
Как дети теперь:
- Что это г-о-р-о-д-о-в-о-й?..
- Для внуков пишу в один лист
капитализма портрет родовой.

17
Капитализм в молодые года
был ничего, деловой парнишка:
первый работал - не боялся тогда,
что у него от работ
засалится манишка.
Трико феодальное ему тесн_о_!
Лез не хуже, чем нынче лезут.
Капитализм революциями
своей весной расцвел
и даже подпевал "Марсельезу".
Машину он задумал и выдумал.
Люди, и те - ей!
Он по вселенной видимо-невидимо
рабочих расплодил детей.

18
Он враз и царства и графства сжевал
с коронами их и с орлами.
Встучнел, как библейская корова
или вол, облизывается.
Язык - парламент.
С годами ослабла мускулов сталь,
он раздобрел и распух,
такой же с течением времени
стал, как и его гроссбух.
Дворец возвел - не увидишь такого!
Художник - не один! -
по стенам поерзал.
Пол ампиристый, потолок рокок_о_вый,
стенки - Людовика XIV,
Каторза.

19
Вокруг, с лицом, что равно годится
быть и лицом и ягодицей,
задолицая полиция.
И краске и песне душа глуха,
как корове цветы среди луга.
Этика, эстетика и прочая чепуха -
просто - его женская прислуга.
Его и рай и преисподняя -
распродает старухам
дырки от гвоздей креста господня
и перо хвоста святого духа.

20
Наконец, и он перерос себя,
за него работает раб.
Лишь наживая, жря и спя,
капитализм разбух и обдряб.
Обдряб и лег у истории на пути
в мир, как в свою кровать.
Его не объехать, не обойти,
единственный выход -
взорвать!
Знаю, лирик скривится горько,
критик ринется хлыстиком выстегать:
- А где ж душа?!
Да это ж - риторика!
Поэзия где ж? - Одна публицистика!! -

21
Капитализм - неизящное слово,
куда изящней звучит - "соловей",
но я возвращусь к нему
снова и снова.
Строку агитаторским лозунгом взвей.
Я буду писать и про то и про это,
но нынче не время любовных ляс.
Я всю свою звонкую силу поэта
тебе отдаю, атакующий класс.
Пролетариат - неуклюже и узко
тому, кому коммунизм - западня.

22
Для нас это слово - могучая музыка,
могущая мертвых сражаться поднять.
Этажи уже заёжились, дрожа,
клич подвалов подымается по этажам!
- Мы прорвемся небесам
в распахнутую синь.
Мы пройдем
сквозь каменный колодец.
Будет.
С этих нар рабочий сын -
пролетариатоводец.
- Им уже земного шара мало.
И рукой, отяжелевшей от колец,
тянется упитанная туша капитала
ухватить чужой горл_е_ц.

23
Идут, железом
клацая и лацкая.
- Убивайте!
Двум буржуям тесно! -
Каждое село -
могила братская,
город_а_ -
завод протезный.
Кончилось - столы
накрыли чайные.
Пирогом победа на столе.
- Слушайте
могил чревовещание,
кастаньеты костылей!
Снова нас увидите
в военной яви.
Эту время
не простит вину.
Он расплатится,
придет он и объявит
вам и вашинской войне
войну! -

24
Вырастают на земле
слез_ы_ озёра,
слишком непролазны
крови топи.
И клонились
одиночки фантазеры
над решением
немыслимых утопий.
Голову об жизнь
разбили филантропы.
Разве путь миллионам -
филантропов тропы?
И уже бессилен
сам капиталист,
так его машина размахалась, -
строй его несет,
как пожелтелый лист,
кризисов и забастовок х_а_ос.
- В чей карман стекаем
золотою лавой?
С кем идти
и на кого пенять? -
Класс миллионоглавый
напрягает глаз -
себя понять.

25
Время
часы капитала
кр_а_ло,
побивая прожекторов яркость.
Время родило
брата Карла - старший
ленинский брат Маркс.
Маркс!
Встает глазам
седин портретных рама.
Как же жизнь его
от представлений далека!
Люди видят
замурованного в мрамор,
гипсом холодеющего старика.
Но когда
революционной тропкой
первый делали
рабочие шажок,
о, какой невероятной топкой
сердце Маркс
и мысль свою зажег!

26
Будто сам
в заводе каждом
стоя ст_о_ймя,
будто каждый труд
размозоливая лично,
грабящих прибавочную стоимость
за руку поймал с поличным.
Где дрожали тельцем,
не вздымая глаз свой
даже до пупа
биржевика-дельца,
Маркс повел разить
войною классовой
золотого до быка
доросшего тельц_а_.
Нам казалось -
в коммунизмовы затоны
только волны случая
закинут нас юл_я_.
Маркс раскрыл
истории законы,
пролетариат
поставил у руля.

27
Книги Маркса
не набора гранки,
не сухие цифр столбцы -
Маркс рабочего
поставил н_а_ ноги
и повел колоннами
стройнее цифр.
Вел и говорил: -
сражаясь лягте, дело -
корректура выкладкам ума.
Он придет, придет
великий практик,
поведет полями битв,
а не бумаг!
- Жерновами дум
последнее мел_я_
и рукой дописывая
восковой, знаю,
Марксу виделось
видение Кремля
и коммуны флаг
над красною Москвой.

28
Назревали, зрели дни,
как дыни, пролетариат
взрослел и вырос из ребят.
Капиталовы отвесные твердыни
валом размывают
и дробят.
У каких-нибудь годов
на расстоянии сколько гроз
гудит от нарастаний.
Завершается восстанием
гнева нарастание,
нарастают революции
за вспышками восстаний.
Крут буржуев
озверевший норов.
Тьерами растерзанные,
воя и стеная,
тени прадедов,
парижских коммунаров,
и сейчас вопят
парижскою стеною:

29
- Слушайте, товарищи!
Смотрите, братья!
Горе одиночкам -
выучьтесь на нас!
Сообща взрывайте!
Бейте партией!
Кулаком одним
собрав рабочий класс. -
Скажут: "Мы вожди",
а сами - шаркунами?
За речами шкуру
распознать умей!
Будет вождь такой,
что мелочами с нами -
хлеба проще,
рельс прямей.
Смесью классов,
вер, сословий и наречий
на рублях колес
землища двигалась.
Капитал
ежом противоречий
рос во-всю и креп,
штыками иглясь.
Коммунизма призрак
по Европе рыскал,
уходил и вновь
маячил в отдаленьи...