Анализ стихотворения "благовест" алексея толстого. Анализ стихотворения благовест

- 20.47 Кб

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный, стыдится матери своей -

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

БЛАГОВЕСТ.

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает...

ПИХОД ВЕСНЫ

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!

Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,

Светлеют небеса,

Меж черных туч приветно засияла

Лазури полоса;

Еще дрожат цветы, полны водою

И пылью золотой, -

О, не топчи их с новою враждою

Презрительной пятой!


Творчество Толстого проникнуто философскими идеями, лирическими эмоциями. А.К. Толстому приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения “Благовест”.

Идея: религиозное чувство. Тема: сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них - этот отклик, как и положено, у каждого свой, он и неповторим. В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест - это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок значения важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Темой стихотворения можно назвать религиозное чувство.

Главные образные картины: Благостный звон колокола пробуждает в авторе особые чувства: тоску, радость на сердце. Он зовёт, манит. Стихотворение состоит из ямбических метров. Двустопный ямб.

Рифма: перекрёстная. Слова рифмуются с помощью предпоследнего слога (женской рифмой). Деление стихотворения на части: стихотворение состоит из семи строф.

Художественные особенности: двустопный ямб, в тексте много глаголов и деепричастий. Два ударения в стихе словно воспроизводят удары колоколов, радостно зовущих людей в храм.

Язык: в 1757году Ломоносов в своём предисловии к собранию сочинений «О пользе русских книг в российском языке» выделил три «штиля»: высокий, средний и низкий. Это стихотворение относится к среднему «штилю», так как это лирическое произведение. Произведение написано простыми словами, но в тексте присутствуют и эпитеты: край благодатный, край родимый, звон призывный, непонятная тоска, мечта чудесная, звон благостный; и олицетворения: звон гудит, тянет и зовёт, сердце гудит и тает, звон не замирает; и метафоры: звон тянет неодолимо, странствуя мечтой, через пространства лечу небесные. В тексте также присутствует устаревшее слово – благостный.

Чувства: лирический герой этого произведения, слушая звон колоколов, забывается, мечтает, звон церковных колоколов зовёт, пленит его. Он вспоминает родимый край. При звоне колоколов возникает чувство очищения, причастности к высокому и святому. В душе воцаряется покой, тихая радость. А.К. Толстому колокольный звон напоминает о церковной службе, смысл которой - общение с Богом и очищение души.

Значение: когда мы читаем это стихотворение, складывается особое духовное чувство. Это важно для понимания общечеловеческих ценностей, таких как вера и Родина.

Для анализа я выбрала стихотворение «Благовест» Алексея Константиновича Толстого. Творчество Толстого проникнуто философскими идеями, лирическими эмоциями.

Стихотворение было написано в 40-ых годах девятнадцатого века. Автору приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения.

Сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них - этот отклик, как и положено, у каждого свой, он неповторим. Благостный звон колокола пробуждает в герое различные чувства: тоску, радость на сердце, чувство очищения, причастности к высокому и святому, он вспоминает родимый край. В душе воцаряется покой, тихая радость. Лирическому герою этого произведения колокольный звон напоминает о церковной службе, смысл которой - общение с Богом и очищение души.

В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест - это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Исходя из этого, идеей стихотворения можно назвать религиозное чувство.

Стихотворение состоит из семи строф. «Благовест» написан ямбом, причём не часто встречающимся размером ямба – двустопным. Рифма в стихотворении перекрёстная, а слова рифмуются с помощью предпоследнего слога, так называемой «женской рифмой». Художественной особенностью этого произведения можно назвать наличие большого числа глаголов и деепричастий. Это стихотворение очень важно читать с соблюдением всех знаков препинания, и что самое главное – с интонацией: два ударения в произведении словно воспроизводят удары колоколов, радостно зовущих людей в храм.

В 1757году Ломоносов в своём предисловии к собранию сочинений «О пользе русских книг в российском языке» выделил три «штиля»: высокий, средний и низкий. Это стихотворение относится к среднему «штилю», так как это лирическое произведение. Стихотворение написано простыми словами, но в тексте присутствуют и эпитеты (край благодатный, край родимый, звон призывный, непонятная тоска, мечта чудесная, звон благостный), и олицетворения (звон гудит, тянет и зовёт, сердце гудит и тает, звон не замирает), и метафоры (звон тянет неодолимо, странствуя мечтой, через пространства лечу небесные). В тексте также присутствует устаревшее слово – благостный.

Мне понравилось это стихотворение из-за его лёгкости, из-за того как оно передаёт состояние души человека. Когда мы читаем его, складывается особое духовное чувство. Это важно для понимания общечеловеческих ценностей, таких как вера и Родина.


Описание работы

Тема: сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них - этот отклик, как и положено, у каждого свой, он и неповторим. В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест - это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок значения важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Темой стихотворения можно назвать религиозное чувство.

Стихотворение «Благовест» было написано А. К. Толстым в 1840 г. Поэт долгое время провел за границей, находясь на дипломатической службе. В произведении отразились чувства Толстого при возращении на Родину.

Жанр произведения - лирическое стихотворение с христианскими мотивами. Может считаться религиозной лирикой.

Основная тема стихотворения - православный благовест (перезвон колоколов) и чувства, которые рождаются в душе при этих звуках. Толстой изображает образ пятиглавого храма. Звон колоколов приобретает символическое значение. Этот чудесный звук, неразрывно связанный с понятием России, воспринимается сердцем. Он «зовет и манит» человека на Родину.

Толстой имеет в виду свою длительную заграничную поездку. Находясь вдали от России, он все же ни на секунду не забывал о своем родном крае. Помогал ему в этом колокольный звон, постоянно звучащий в душе. Воспоминания о православном благовесте изгоняли злые мысли, побуждали к молитве и покаянию.

Будучи глубоко верующим человеком, Толстой считал, что православие - неотъемлемая часть российского образа жизни. Оно помогает русскому народу оставаться единым. Верующий человек, где бы он ни оказался, никогда не забудет о своей Родине. Благовест, как символ России, будет служить ему постоянным напоминанием.


Композиция

Первая часть (две строфы) - описание конкретного храма и звона его колоколов. В остальной части произведения появляется лирический герой, описываются его чувства и ощущения.

Размер произведения - двустопный ямб. Такой размер (два ударения) очень точно передает размеренный колокольный звон.


Выразительные средства

В стихотворении широко применяются эпитеты («призывный», «родимый», «чудесною»). Особую выразительность придают разнообразные олицетворения («звон… зовет и манит», «сердце… дрожит и тает»).

Большое значение имеет сама структура стихотворения. Первые две строфы - два законченных предложения. Описание храма завершает восклицание. Остальные строфы состоят из одного развернутого предложения. Тем самым возникает ощущение неограниченного полета мысли, навеянной воспоминаниями и размышлениями о благовесте. Многоточие в концовке указывает на незавершенность этого полета.


Основная мысль стихотворения

Толстой убежден, что православие живет в сердце каждого русского человека. Оно несет в себе не только религиозный смысл. Православные элементы (в частности, колокольный звон) стали неотъемлемыми признаками России. Без них уже просто невозможно представить себе Отчизну.

План анализ стихотворения Благовест


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Алексей Толстой — русский писатель из рода Толстых, который написал множество интереснейших произведений. Среди них не только повести, романы и рассказы, но и стихотворения. Тематика же его работ была самой разнообразной. Так в стихотворении Благовест, которое мы изучили на уроке, писатель прибегает к христианским мотивам, затрагивая тему религии. Краткий данного произведения Толстого в 7 классе мы сейчас и сделаем.

Благовест: краткий анализ стихотворения

Алексей Толстой написал свой Благовест в 1840 году. Анализируя лирическое стихотворение, мы можем услышать среди строк покаяние за грехи, увидеть тоску, душевную печаль и переживания героя. Все эти чувства у писателя возникли, когда он вернулся на Родину, после длительного отсутствия во время дипломатической службы. И вот, вернувшись в родные края, Толстой пишет о перезвоне колоколов, которые зовут и манят его на родную землю. Где бы он не находился, герой не забывает край родной и в этом ему помогает колокольный звон благовест, который всегда слышен в душе. Автор делится с нами своими чувствами, что вызваны звоном. Он вспоминает пятиглавый храм, о котором пишет в самом начале. Благовест возвращает его в детство, когда он часто ходил на службы.

Анализируя стихотворение Благовест Толстого, мы видим между строк произведения его собственное покаяние, где автор отрекается от дела злого. Скорее всего он имеет в виду свой грех, когда он увлекся и отдался чувствам с замужней женщиной.

Толстой в своих мечтах летит через пространства, возвращается в прошлое, его сердце наполняется радостью. Оно дрожит и будет радостным, пока слышен колокольный звон.
Анализируя стихотворение Благовест и знакомясь с его содержанием по плану, можем отметить и различные приемы, к которым автор прибегает, чтобы более точно передать свои чувства. Так мы можем найти эпитеты, такие как родимый, чудесною, имеются и метафоры. Используются и олицетворения, где мы видим, как звон зовет и манит, а сердце дрожит и тает.

Звон колоколов для каждого человека имеет свои ассоциации, и в случае с данным автором неудивительно, что его ассоциации, вызванные звоном колоколов, переносились в его детство. Когда поэт был ребенком, его набожная бабуля регулярно водила мальчика в храм. Повзрослевший поэт попытался передать свои чувства, которые возникают у него в связи с колокольным звоном, и рассказать о тоске по родному краю, где прошло его детство.

Главная тема стихотворения

Строки стихотворения наполнены покаянием за все грехи, и глубочайшей тоской. Автор погружается в переживания, связанные с прошлым. В произведении есть упоминание об отречении "от дела злого", что свидетельствует о покаянии поэта за недавний грех, и ему действительно есть о чем жалеть.

Упоминание греха, скорее всего, относится к периоду, когда автор решил завязать отношения с замужней женщиной, что в те времена довольно сильно осуждалось. Тогда весь Петербург был полон слухов об этой греховной связи, и сплетни разносились повсеместно, что не могло отразиться на психологическом состоянии автора.

В последних строчках поэт рассуждает о том, как благостный звон воздействует на дущевное состояние человека. В данном случае описание звона тесно связано с образом не только храмов, но и кладбища, которое автор воспринимает, как некую связь с другими мирами.

Структурный анализ стихотворения

Для передачи переживаний используются слова, которые позволяют подчеркнуть ностальгическое настроение: "забытый", "благодатный", "мечтою чудесной". Множество ярких прилагательных обеспечивают яркие эмоциональные оттенки, чтобы передавать состояние лирического героя.

Эмоциональная насыщенность обеспечивается различными как фонетическими, так морфологическими или синтаксическими средствами. Основной мыслью, которая не выражается явно, но чувствуется в строчках стихотворения, является необходимость, по мнению поэта, быть добрее к окружающим людям, милосерднее в отношении других личностей.

В III строфе поэт использует для акцентирования внимания читатля ассонансный классический повтор звука, и то же самое можно отметить в IV строфе. В VI и VII строфах происходит нарастание бодрящего и радостного звука р, что передает соответствующее изменение настроения лирического героя и, конечно, читателя.

Само по себе слово Благовест - радостное, доброе и хорошее, и смысл такого названия скрывает мысль о том, что лирический герой "получил благую весть" от колокольного звона. Под благой вестью подразумевается положительный настрой и выводы, которые делает персонаж стихотворения в конечном итоге и получает после глубоких размышлений.

Вывод

Поэт старается не только передать собственные переживания, но и используется некоторый ряд педагогических приемов в попытке рассказать другим людям о том, что стоит менять себя, и быть более добрым к окружающим. Религиозные нотки, а также ностальгические элементы подчеркивают не только настроение, но и горечь глубокого раскаяния.