10 мощнейших упражнений для артикуляции. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Упражнения на звуки Л, Р

Скачать:


Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

При работе над правильным звукопроизношением воспи тателю необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т. е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосо вые связки.

Перед началом работы над каждым звуком пе дагог анализирует положение всех органов артикуляционно го аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.

После того как артикуляционный уклад звука усвоен (разобран), следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука. Упражне ния к основным звукам. Эти упражнения помогут ребенку выработать правильный артикуляционный уклад.

Каждое упражнение имеет свое название. Обучая ребен ка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с ка ким-то образом, предметом, изображенным на картинке. Например: широкий кончик языка - лопаточка, узкий кончик языка - иголочка и т. п.

В последующей работе при показе картинки ребенок бу дет выполнять соответствующие упражнения без дополни тельных объяснений со стороны воспитателя.

В детском учреждении должна проводиться артикуляци онная гимнастика - система упражнений для речевых ор ганов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.

Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) раз виты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для про цесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упраж нений, направленная на развитие моторики органов артику ляции.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возник новения некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляци онной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рож дению правильных звуков, а позднее - усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего до школьного возраста проводится ежедневно в утренние часы (первый раз),

после занятий (второй раз)

и после дневного сна (третий раз) по инструкции педагога.

Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Продолжи тельность гимнастики - до 5 мин.

Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается воспитателем на основе таблицы «Артику ляционные упражнения».

В комплекс должно входить 4-5 упражнений: 2-3 ста тических и 2-3 динамических.

Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.

Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постанов ке звука [ш].

1-я часть. Статические упражнения:

«Дудочка»;

«Чашечка».

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»;

«Дятел»;

«Лошадка».

Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш]. 1-я часть . Статические упражнения:

«Дудочка»;

«Чашечка».

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»;

«Вкусное варенье»;

«Лошадка».

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется пе дагогом на неделю . На следующей неделе комплекс частич но видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, под ходящим под артикуляцию изучаемого звука.

Таким образом, педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артику ляционной гимнастике.

Знакомство с каждым новым артикуляционным упраж нением желательно сопровождать небольшой сюжетной зари совкой .

Например, упражнение «Вкусное варенье»:

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хороню считать. Карлсон предложил бабушке посчи тать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с варе ньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ педагога)».

После показа воспитатель просит детей выполнить уп ражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом педагог контролирует каждого ребенка, правильно ли он вы полняет упражнение.

Затем воспитатель показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по пока зу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами. Все смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ ар тикуляционных поз также происходят через зеркала. В та ком положении дети видят, как они выполняют упражне ние, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения.

При планировании работы педагоги должны фиксировать комплексы артикуляционной гимнастики (как представлено выше).

27 артикуляционных упражнений .

Название упражнения

Цель

Как делать

Рисунок

«Улыбочка» (статическое)

Губы растянуты в виде улыбки, обна жая сомкнутые зубы.

Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с.

«Дудочка» (статическое)

Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с.

«Хоботок» (статическое)

Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряже нием вытянуты вперед до предела. Удер живать губы в таком положении следует 10 с.

Лопаточка» (статическое).

Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасает ся к поверхности языка.

«Иголочка» (статическое)

Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком поло жении.

Узкий кончик языка высунуть из по лости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

«Сердитая кошечка» (статическое)

Развивать подвижность мышцы спинки языка.

Рот приоткрыт. Кончик языка упира ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

«Желобок» (статическое)

Вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выпол нять упражнение следует 3-4 раза по 5-7 с.

«Парус» (статическое).

Растягивать подъязычную связку; развивать уме ние расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кон чик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2-3 раза.

«Чашечка» (статическое)

Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кон чик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боко вые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в та ком положении под счет до 10. Упражне ние выполнить 3-4 раза.

«Заборчик» (статическое).

Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выпол нить 5-6 раз, продолжительность каждо го упражнения 10-15 с.

«Утиный клювик» (динамическое)

Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.

Губы находятся в положении трубоч ки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.

«Шторки» (динамическое)

Рот приоткрыт. Нижняя губа закрыва ет нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа от крывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение вы полнить 5- 6 раз.

«Лошадка» (динамическое).

Растягивать подъязычную связку языка.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Уп ражнение способствует растяжению уко роченной подъязычной связки. Упражне ние выполнить 10 -15 раз.

«Грибок» (динамическое)

Растягивать подъязычную связку языка

Широко раскрыть полость рта. Присо сать поверхность языка к нёбу. Не отры вая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5- 6 раз.

«Маляр» (динамическое)

Вырабатывать подвижность языка в верхнем по ложении.

Широко раскрыть полость рта. Широ ким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медлен ном темпе 5-6 раз.

«Дятел» (динамическое )

Вырабатывать подвижность кончика языка.

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верх ними зубами; ребенок при этом произно сит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15-20 с.

«Утюжок» (динамическое).

Активизировать кончик языка на бугорках.

Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Уп ражнение проводить 20 -25 раз.

«Прогони комарика» (динамическое).

Вызвать самостоятельное дрожание кончика язы ка под воздействием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кон чик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.

«Покусывание кончика языка» (дина мическое).

Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусыва ние кончика языка производится 8 - 10 раз.

«Качели» (динамическое).

Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.

Упражнение повторить 15- 20 раз.

Упражнение «Катание шарика» (динамическое).

Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движе ния выполняются сначала в одном направ лении (по часовой стрелке) - 5-6 кру гов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) - 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

«Часики» (динамическое).

Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.

Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождает ся словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения - 20 с.

«Мясорубка» (динамическое

Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Губы в положении улыбки. Зубы плот но сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его впе ред до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.

«Прятки» (динамическое).

Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкну ты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячет ся». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

«Вкусное варенье» (динамическое)

Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верх нюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5- 6 раз.

«Змейка» (динамическое).

Развивать боковые мышцы языка.

Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5- 6 раз.

«Настроение» (динамическое).

Вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуть в улыбке. Зубы забор чиком. Эта часть упражнения представля ет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем по ложении. Мимика помогает ребенку при нять рассерженный вид.

Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В артикуляционную гимнастику следует вводить упраж нения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание су щественно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыха ния.

Работа над речевым дыханием ребенка способствует раз витию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

Для правильного произношения любого звука необходи ма воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

1. Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближен ные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенный ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т. д.).

Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом поле (картонный цветок, листок и т. п.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твердому полю.

2. Исходная позиция для поддувания та же, но ребенку предлагается для перемещения более тяжелый предмет, на пример карандаш. Причем сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладется на глад кую поверхность стола, и ребенок дует на него, чтобы он покатился до определенной границы (кубика, книги и др.).

3. С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздуш ная струя. В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т. п.).

4. Ребенка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха (например, игра «Паровозик» - ч-ч-ч-ч).

5. Детей учат на одном выдохе произносить 3-4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т. п.).

6. Детей учат слитно произносить фразу из 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 слов - с коротким вдохом и длительным выдо хом.

7. У детей вырабатывают дифференцированное дыхание: вдох ртом, выдох ртом;

вдох ртом, выдох носом;

вдох носом, выдох ртом;

вдох носом, выдох носом.

Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«ДЕТСКИЙ ДОМ № 18 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» Г. ВОРКУТЫ

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

педагогов дополнительного

образования

УТВЕРЖДАЮ

директор ГУ РК «Детский

дом №18» г. Воркуты

протокол № ______________

от «____»____________2015г.

И.В. Никитина

«____»___________2015г.

«Веселый язычок»

Артикуляционная гимнастика

Составила:

Учитель-логопед: Круглова С.В

Воркута

2015 г.

«Подуем на торт»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Иголочка»

Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.

«Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Часики»

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем дети высовывают язык и поварачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

«Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.


«Силач»

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

«Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий. Нежелательно выполнять гимнастику сразу после еды. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5.

Цель артикуляционной гимнастики

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

    Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

    Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    Показывает его выполнение.

    Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Выступление на МО

Представление методических рекомендаций

С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляци и. Польза артикуляционной гимнастики:

Улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов; - укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

Навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение; - увеличение амплитуды движений;

Снижение напряжённости артикуляционных органов;

Постановка правильного произношения звуков.

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

Гимнастику можно использовать ежедневно, во время занятий,как элемент физминутки, перед началом занятий.

О сновными задачами являются: 1. развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.); 2. развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3. развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого. Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИИ

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – черную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующие мышление, речь и поведение.

1.1. Упражнения для языка

«Лошадки». Цоканье (щелканье) языком.

«Желобок». Детям предлагается высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

«Киска сердится» . Детям предлагается выгнуть язык вверх, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

«Орешки за щечками». Детям предлагается делать движения языком вправо-влево, вверх-вниз; выгибание языка, свертывание в трубочку, прокатывание «орешков» за щечками.

«Вкусное варенье». Детям предлагается облизывать языком верхнюю губу, оставляя неподвижными губы и нижнюю челюсть.

«Почистим зубы». Детям предлагается делать движения языком по внутренней стороне верхних зубов, имитируя чистку зубов языком. Рот должен быть открыт, нижняя челюсть и губы (в улыбке) неподвижны.

«Болтушка». Движения языком вперед – назад.

«Часики». Движения языком вправо – влево.

«Качели». Движения языком вверх – вниз.

«Лопатка». Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Иголочка». Язык узкий, напряженный.

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.

«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет.

«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.

«Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

«Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

«Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

«Силач». Предложите ребенку напряженным кончиком языка прижать к верхней губе ватную палочку. Важно сохранять эту позицию не менее 5 секунд и при последующих попытках тянуться языком ближе к носу. А если ребенку удается язычком в таком положении удерживать предметы потяжелее, например, счетную палочку или карандаш, тогда он, несомненно, настоящий силач!

1.2. Упражнения для губ

«Слоники». Детям предлагается вытянуть губы вперед, имитируя всасывание воды хоботом при вдохе. Затем имитировать разбрызгивание воды при выдохе хоботом (воздух выпускается через сжатые губы).

«Кролик». Детям предлагается сомкнуть зубы, при этом верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

«Расческа». Детям предлагается причесывать» верхними зубами нижнюю губу, и наоборот.

«Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (про себя произнести звук «и»). Удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10.

«Трубочка».

1.3. Упражнения для челюсти

«Челюсть». Детям предлагается делать движения нижней челюстью вправо-влево; широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколь­ко секунд; делать жевательные движения с сомкнутыми губами; делать легкое постукивание зубами при разомкнутых губах.

«Заборчик». Верхняя челюсть располагается точно над нижней челюстью. При этом губы складываются в улыбку.

Мимические движения . Детям предлагается 1) надувать щеки, 2) вытягивать губы трубочкой, 3) хмуро сдвигать брови, 4) изображать улыбку;

«Спать хочется». Детям предлагается зевать, постепенно закрывая глаза, приподнимая брови, медленно опуская голову на грудь и расслабляя тело.

«Трубочка». Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой, удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10.

«Разговор с рыбами». Встаньте, согните колени. Ладони заведите за уши, большие пальцы касаются нижней челюсти. Массируйте пальцами голову. Глаза широко открыты. Поднимите голову вверх. Потяните шею. Сморщите рот, имитируя рыбу. Посмотрите вокруг и сымитируйте разговор с другими рыбами, как будто вы находитесь в воде.

УПРАЖНЕНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие перекрестные упражнения.

«Кулак-ребро-ладонь» . Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

«Ухо-нос» . Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейки» . Предложите ребенку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

«Лягушка. Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений. Для усложнения выполнения упражнения добавляются движения глаз и языка. Сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глаза – в сторону кулачка, язык – в сторону ладошки).

«Паровозик». Правую руку положить на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

«Рисующий слон». Сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) большими мазками. Затем повторить тоже другой рукой.

«Сова». С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить тоже для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох – голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-х» – голова у другого плеча – вдох и т.д.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Паровозик». Правую руку положите на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

«Перекрест» . Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем символом Х. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 сек смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 сек взгляд переведите на светлый фон. С появлением образа глаза закройте, а перекрест медленно перенесите в область лба, а затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяйте 3 раза.

«Взгляд влево вверх» . Правой рукой фиксируйте голову за подбородок. Взяв карандаш или ручку, левую руку выбросите в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинайте делать упражнение в течение 7 сек. Смотрите на предмет в левой руке, затем меняйте взгляд на «прямо перед собой» (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Упражнение выполняйте 3 раза, потом доводите до 8 раз. Затем упражнение выполняйте «с точностью до наоборот».

«Рисующий слон». Встаньте или сядьте в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте ей то, что видите большими мазками. Затем повторите тоже с другой рукой.

«Покачивания головой». С силой схватите левое плечо правой рукой, головой медленно пересекайте среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Расслабьтесь. Сделайте два полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторите тоже для другого плеча.

«Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одно направленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

«Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, мизинец - на безымянный. Поза удерживается 10-20 с. После выполнения правой рукой то же - левой, а затем - двумя руками одновременно.

«Носик-художник». Глубоко дышите, смотрите вдаль. Носом рисуйте горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмерки вокруг предмета, на который смотрите. Проделайте упражнение с несколькими предметами.

Упражнение 1

Попеременно высовывать узкий напряженный язык («жалом») и широкий расслабленный («лопатой»).

Упражнение 2

С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.

Упражнение 3

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счет 1-5.

Упражнение 4

Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.

Упражнение 5

Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть.

Упражнение 6

Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.

Упражнение 7

Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка. Затем расслабить язык, уложив его на дно полости рта.

Упражнения для голосового аппарата

Зевок - это безусловный рефлекс, произвольный дыхательный акт, который состоит из медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Зевание уменьшает напряженность, скованность голосового аппарата.

Упражнение 1

Раскрыть широко рот, глубоко зевнуть. Повторить упражнение.

Упражнение 2

Зевнуть и, перебивая зевание, протяжно произнести звук м-м-м. Повторить 10-15 раз.

Упражнение 3

Зевнуть, на выдохе произнести слоги ах, ух, ох сначала беззвучно, а затем озвучив их.

Упражнение 4

Зевание с произношением слогов мумми, момми, мамми на выдохе. Повторить 10-15 раз.

Обратите внимание!

При выполнении упражнений следует улавливать контраст между напряжением и расслаблением мышц. Ежедневно мысленно воспроизводите во всех деталях приятное ощущение расслабленности.

Овладев релаксацией, вы научитесь снимать напряжение и усталость, почувствуете себя спокойнее и раскрепощенное.

Глава 5 Тренируем речевые мышцы

Работающие мускулы - крепнут,

неработающие - засыпают, неправильно

работающие - разрушаются.

Общие сведения

Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей - языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

♦ При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила:

♦ выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;

♦ избегайте сопутствующих (дополнительных) движений;

♦ выполняйте упражнения в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений;

♦ переходите к следующему упражнению только после того, как усвоено предыдущее;

♦ тренируйтесь 2-3 раза в день по 7-10 минут.

Уже в семье начинает закладываться Задача близких людей - создавать условия, при которых ребенок легко сможет приобретать речевые навыки. Недостатки развития могут привести к неспособности выражать собственные мысли, к плохой школьной успеваемости. Если ребенок плохо владеет речью, как правило, он плохо учится. 3-4 лет поможет в игровой форме учиться разговаривать, правильно произносить звуки.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это целый комплекс упражнений, направленных на то, чтобы помочь ребенку улучшить работу артикуляционных органов, увеличить силу и объем движений, выработать точность положения языка, губ в произношении определенного звука. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет тренирует органы звукопроизношения. В психическом развитии малыша речь играет огромное значение. По качеству произношения в целом можно судить об общем развитии. Дети 2-3 лет достигают пика развития речи, они уже могут произносить простейшие звуки, как глухие, так и звонкие Х, В, Ф, Г, Д, К, Н, О. Уже в 3-4 года становятся доступными звуки С, Э, Л, Й.

Физиологически малыши не сразу становятся готовыми к произношению сложных звуков, поэтому им нужно тренировать язычок. Взрослые должны помочь в пополнении словарного запаса. Нужно вести с ребенком беседу, и он предложениями должен рассказывать о своей семье, о погоде, о том, что он делает. Освоить азы произношения звуков поможет артикуляционная гимнастика. Фото детей подтверждают, что счастливы малыши, только когда имеют полноценное общение как с другими сверстниками, так и с взрослыми. Речь в формировании взаимоотношений играет главнейшую роль. Она не может быть врожденной способностью и требует постоянного развития.

Условием становления звукопроизношения является слаженная работа артикуляционного аппарата (языка, губ, неба, нижней челюсти).Главной целью любой артикуляционной гимнастики считается выработка полноценных движений, навыков правильных произношений звуков, укрепление мышц речевого аппарата.

Если у ребенка есть сложности со звукопроизношением и ему предстоят занятия с логопедом, занимаясь артикуляционной гимнастикой, он быстрее подготовит свой речевой аппарат к произношению самых сложных звуков. Также четкий проговор различных звуков - основа при обучении письму. Комплекс артикуляционной гимнастики для детей выполнять нужно, соблюдая некоторые рекомендации:

На начальных этапах занятий все упражнения выполняются очень медленно, лучше делать это перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свои действия. Задавайте малышу наводящие вопросы: что делает язычок? Где он сейчас находится? Что делают губы?

Заниматься лучше по утрам и вечерам, минут по 5-7. Время занятий зависит от усидчивости малыша. Занятия не должны быть навязанными.

В возрасте 3-4 лет следите за тем, чтобы усваивались основные движения.

В возрасте с 4 до 5 лет повышаются требования - движения должны становится более плавными и четкими, без подергиваний.

В возрасте с 6 до 7 лет дети должны выполнять все в быстром темпе, при этом уметь удерживать язычок на некоторое время без изменений.

Следует напомнить, что артикуляционная гимнастика только готовит к произношению звуков, она не сможет заменить занятий с логопедом!

Упражнения на звуки С, Ц, З

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет включает в себя комплекс на произношение свистящих звуков С, Ц, З.

«Заборчик». Улыбнуться и показать ряды сжатых зубов. Верхний ряд должен расположиться точно над нижним. Положение удерживается до 7 секунд. Повтор 5 раз.

«Слоник». Зубы сжать, а губы в это время вытянуть вперед трубочкой. Держать до 7 секунд. Повтор 4-5 раз.

Упражнения «Заборчик» и «Слоник» чередуются. При этом нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Чистим зубки». Улыбаясь, широко открыть рот. Язычок за зубами двигается влево, вправо (сначала скользит по верхнему ряду, потом по нижнему). Нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Больной пальчик». Слегка зажать губами высунутый кончик язычка, выдыхать воздух так, чтобы он проходил посередине - дуть на палец. Вдох глубокий, плавный выдох. Повтор 4-5 раз.

«Горка». Показать зубки, широко улыбнуться. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. При этом спинка языка приподнимается вверх. Удерживать положение до пяти. Повтор 5 раз.

«Ледяная горка». Повторить «Горку» и надавить указательным пальчиком, сдерживая сопротивление язычка. Удержаться до пяти. Повтор 4-5 раз.

Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч

На эти звуки артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет подразумевает повторение упражнений «Заборчик» и «Слоник» и дополнительно включает следующие:

  • «Непослушный язычок». Плоский кончик языка шлепать губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повтор при этом 5 раз.
  • «Блин на тарелке». Кончик языка расположить на нижней губе. Произнесим «пя» один раз, не двигать язычком, рот немного приоткрыт. В таком положении находиться 5-10 секунд. Повтор 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу. Нижний ряд зубов при этом должен быть виден, для этого оттянуть вниз нижнюю губу. Повтор 5 раз.
  • «Индюк». Глубокий вдох, рот приоткрыт, нужно кончиком языка в быстром темпе двигать взад-вперед по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянется до 7 секунд.
  • «Дуем на челку». Кончик языка поднять вверх над губой, дуть вверх. Щеки надуваются, воздух проходит через середину язычка. Повтор 5 раз.
  • «Чашечка». Улыбнуться широко, показать зубы, язык высунуть, сложить таким образом, чтобы он напоминал чашку. Удерживать до 10 секунд. Повтор 5 раз.

Упражнения на звуки Л, Р

Повторить упражнения «Заборчик» и «Слоник». Затем чередовать эти два упражнения.

Повторить упражнение «Чистим зубки».

Повторить упражнение «Вкусное варенье».

«Маляр». Рот широко открыть. Язычок - это кисточка. Красим потолок (небо) - двигаем язычком вперед, назад, влево, вправо. Кисточка не должна отрываться от потолка. Язычок не выскакивает за зубки. Повтор 6 раз.

«Лошадка». Рот чуть приоткрыть, показать зубы, улыбнуться. Начинаем цокать языком попеременно быстро - медленно. Делаем для отдыха короткие паузы. Язык присасывается к небу, затем шлепается вниз. При этом нижняя челюсть не двигается.

«Грибок». Рот приоткрыть, показать зубки. Цокнуть языком, а затем присосать его к небу, удерживать до 10 секунд. Уздечка - ножка гриба, язык - шляпка. Повтор 3 раза.

«Гармошка». Повторяем «Грибок», при этом удерживая язык, открываем широко рот, после чего сжимаем зубы. Чередуем. Повтор до 8 раз.

Упражнения для губ и щек

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста очень важна для развития и становления артикуляционного аппарата. В игровой форме выполняйте с детьми следующие упражнения для губ и щек:

  • Массаж щек. Растирайте и похлопывайте щечки. Аккуратно покусывайте их изнутри. Упражнение выполняется во время купания или умывания.
  • «Сытый хомячок». Губы сомкнуть, а зубы разжать. Набрать воздуха, щеки надуты. Сначала обе, потом поочередно. Удерживать по 5 секунд.
  • «Голодный хомячок». Все наоборот. Щечки втягивать внутрь, можно помогать руками.
  • «Лопнул шарик». Глубоко вдохнуть, губы сомкнуты. Щеки раздуть и хлопнуть по ним руками, чтобы выпустить воздух.

«Птенчик». Рот широко раскрыть, набрать воздуха, как бы зевая. Следите, чтобы язык был расслаблен. Полный выдох. Повтор 3 раза.

«Слоник». Вдохнуть, вытянуть губы и на выдохе произносить «у-у-у-у…». Держать до 5 секунд. Повтор 3 раза.

Упражнения для нижней челюсти

Артикуляционная гимнастика для детей 3 лет включает в себя упражнения для подвижности нижней челюсти:

  • «Птенец». Открывать, закрывать широко открытый рот. При этом губы улыбаются, а «птенчик»-язычок сидит за нижними зубами. Выполнять упражнение ритмично под счет.
  • «Акулы». Приоткрыть рот. На счет «один» - челюсть вправо, «два» - на место, «три» - челюсть влево, «четыре» - на место», «пять» - челюсть вперед, «шесть» - на место. Движение выполнять очень плавно и медленно.
  • Имитируем жевание с открытым, потом с закрытым ртом.
  • «Обезьянка». Открыть рот, челюсть тянется вниз, одновременно язык максимально вытягивается вниз.
  • «Силач». Открыть рот. Представить, что на бороде висит груз. Закрываем рот, представляя сопротивление. Расслабиться. Повторить. Можно создавать препятствие руками.

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка для детей представлена следующими упражнениями:

  • «Лопатка». Малыш видит картинку с лопатой. Приоткрывает рот в улыбке. Широкий язык держится на нижней губе. Держать язычок 30 секунд, нижнюю губу не поджимать.
  • «Чистим зубки». Рот слегка открыт, улыбаемся. Кончиком язычка проводим изнутри по зубкам, отдельно дотрагиваемся до каждого. Сначала в одну сторону. Отдохнули. Теперь в другую.
  • «Часики». Малыш видит изображение часов с маятником. Рот широко открыт. Языком поочередно касаться одного уголка рта, затем другого. Нижняя челюсть - неподвижна.
  • «Лошадка». Щелкать язычком, как лошадка копытцами. Начинать упражнение медленно, ускоряя темп (лошадка поскакала быстрее). Работать должен только язык, челюсть не движется. Можно придерживать подбородок руками. Повторить 6 раз.
  • «Поймать мышку». Открыть рот, улыбнуться. Язык лопаткой положить на нижней губе. Произнося «а-а-а-а...», аккуратно прикусить кончик язычка. Мышка попалась. Повтор 5 раз.
  • «Орешки». Рот закрыт. С напряжением касаемся язычком внутренней стороны щек. То справа, то слева. При этом удерживать положение по 5 секунд. Пальчиками снаружи контролировать движения, придерживать язык. Повтор 6 раз.

Артикуляционная гимнастика для детей (сказки)

Все дети любят играть. На игре построено множество методик по обучению. Не исключение и артикуляционная гимнастика. Многими преподавателями используется артикуляционная гимнастика для детей в стихах и сказках. Малыши с удовольствием включаются в игру.

«Сказка о Язычке». Жил в своем домике Язычок. Кто знает, что это за домик? Отгадайте.

В этом домике красные двери,

А рядом с ними - белые звери,

Эти зверушки очень любят плюшки.

Кто догадался? Этот домик - наш ротик.

В домике двери то закрываются, то открываются. Вот так (вместе открываем, закрываем рот).

Озорной Язычок на месте не сидит, часто выбегает из своего домика (язычок высунуть).

Вышел Язычок погреться, позагорать на солнышке (язык «лопатой» на нижней губе).

Подул ветерок, Язычок ежится (свернуть трубочкой), зашел в домик, закрыл дверь (спрятать язык, губы закрыты).

На дворе стало пасмурно, забарабанил дождь. (Бьем по зубам языком, произнося при этом «д-д-д-д...»).

Дома Язычку не скучно. Он напоил молоком котенка. (Открыть рот, водим языком по верхней губе). Котенок облизнулся и сладко зевнул. (Провести языком по губам и широко раскрыть рот).

Язычок взглянул на часики «тик-так». (Рот открыт, язык кончиком дотрагивается поочередно до уголков рта). Котик свернулся в клубок и уснул. «Пора спать», - решил Язычок. (Спрятать язык за зубами и сомкнуть губы).

Младшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы состоит из самых простых упражнений. В 1 младшей у детей еще не сформированы шипящие, сонорные, свистящие звуки. Основной задачей здесь является овладеть движениями органов артикуляционного аппарата. Нужно развивать слуховое внимание, высоту, силу голоса, длительность вдоха и выдоха, уточнять произношения звуков «му-му», «ква-ква», «тук-тук» и т.д.

2 младшая группа знакомится с более сложными движениями артикуляционного аппарата. Улыбаются губки, обнажаются зубки, язычок поднимается вверх, удерживается, двигается из стороны в сторону. Применяются упражнения «воздушная струя» для дыхания, для движения губ «хоботок», «улыбка», «заборчик», для языка - «лопатка», «часики», «маляр», «лошадка».

Средняя группа

Артикуляционная гимнастика для детей средней группы закрепляет полученные упражнения. Вводятся новые понятия - верхняя, нижняя губа, нижние, верхние зубы. Уточняются движения языка, он делается узким и широким. Учимся правильно произносить сонорные, шипящие звуки. Требования к артикуляционной гимнастике повышаются.

Старшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в старшей группе закрепляет весь пройденный материал. Дети знают понятие о спинке языка. Все упражнения выполняются плавно, четко. Органы артикуляции быстро должны переключаться с одного упражнения на следующее, при этом должны устойчиво удерживаться какое-то время. Преподаватель строго следит за правильным исполнением. Движения должны становится со временем четкими, отработанными, легкими, привычными. Проводить занятия можно в любом темпе.

Подготовительная группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в подготовительной группе уточняет все движения языка. Используются упражнения на дифференциацию разнообразных звуков. В это же время у ребенка развивается фонематический слух. Чаще использовать в занятиях сказки, дети быстро осваивают правильные действия. В игре звуки преображаются и лучше ложатся на слух. Дети с удовольствием сами становятся героями сказочных сюжетов.