Занятия в доу по технологии ситуация. Формирование предпосылок ууд на основе технологии "ситуация". Что нам это дает

Основателем деятельностного метода является Петерсон Людмила Георгиевна, российский педагог, доктор педагогических наук, директор центра «Школа 2000». Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...», получившая в последние годы научное признание и широкое распространение (авторский коллектив под руководством директора Центра, д.п.н. Л.Г. Петерсон удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2002 г. - указ № 1178 от 5 октября 2003 г.).

Перемены, произошедшие в России за последние 10-15 лет, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Если раньше приоритетной целью являлось формирование у учащихся устойчивой системы знаний, умений и навыков, то в новых условиях акцент был смещен в сторону развития деятельностных способностей, формирования у выпускников учебного заведения готовности к самоопределению и самореализации .

В начале 90-х годов прошлого века стало очевидным, что обеспечение адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым условиям, в которых значительно уменьшилось влияние государства на дальнейшее личностно-профессиональное развитие выпускника, не может пройти без коренного пересмотра технологии обучения, содержания и структуры образования, системы контроля его результатов.

В настоящее время становится возможным реализовать эту идею благодаря успехам в педагогике, психологии и методологии. Общим понятием для всех современных теорий образования является понятие деятельности .

«Именно понятие деятельности, - писал В.В. Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер». Действительно, именно свободное развитие системы образования на общих понятийных основаниях создаст условия для неслучайного воспитания активных, трудоспособных, востребованных, успешных людей.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей .

Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации , построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия, развитие логического и творческого мышления .

Выделяют основные преимущества деятельностного метода обучения Петерсон Л.Г.

1. Программа формирует такое важное умение, как умение учиться.

На занятиях по программе дети:

· учатся ставить перед собой цель,

· самостоятельно находить путь решения проблемы,

· самостоятельно преодолевать возникшие затруднения, корректировать свои действия,

· делать адекватный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями.

2. Дети успешно сдают ЕГЭ, до 90% выпускников поступают в высшие учебные заведения, становятся лидерами в дальнейшей учебе и жизни.

3. Психологи отмечают, что дети, обучающиеся по программе «Школа 2000…», показывают более высокие результаты по уровню развития таких психических функций как память, внимание, речь, мышление . Это позволяет им быть успешными не только по математике, но и по другим предметам.

4. Программа подходит для детей самого разного уровня. Каждый ребенок получает возможность продвигаться в своем темпе, при этом каждый оказывается в ситуации успеха. А ведь это так важно для формирования правильной самооценки и мотивации к учебе .

5. Программа позволяет вывести учеников на олимпиадный уровень. В структуру учебников заложены задания разного уровня сложности, поэтому не тормозится развитие более сильных и одаренных детей.

6. Ученики на уроках получают знания не в готовом виде, а САМИ открывают их и учатся правильно применять.

7. Дети, обучающиеся по данной программе, выгодно отличаются от своих сверстников умением нестандартно и творчески подходить к решению самых разных задач.

8. На занятиях снижается тревожность детей, снимается страх перед ошибкой. Ребята не боятся пробовать, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

9. Развиваются коммуникативные навыки, умение обоснованно доказывать свою точку зрения, давая при этом возможность высказываться и другим, а также способность выслушивать и принимать к сведению другие мнения. Этому помогает систематическая работа в группах.

10. Благодаря тому, что познавательный интерес учащихся поддерживается на протяжении всего урока, снижаются утомляемость.

11. На всех ступенях обучения (ДОУ - НШ - СШ) создается развивающая образовательная, сохраняющая и поддерживающая здоровье детей .

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов :

1. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Процесс познания должен быть организован, как самостоятельная деятельность познающего. Учитель - организатор процесса

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний)

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создает условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания) .

Технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон предполагает построение и развитие учебной деятельности на основе решения определенной проблемы – затруднения . На уроках технологии, деятельностный метод Л.Г.Петерсон может быть использован на любом из этапов выполнения проекта учащимися, когда они уже имеют определенный опыт в изготовлении изделий, но могут испытывать различные затруднения, например, при разработке технологии изготовления изделия или при выполнении экономического расчета проекта. Учащиеся намечают пути выхода из затруднения и на основе самостоятельной исследовательской работы решают поставленные цели. При этом создаются благоприятные условия для формирования у учащихся УУД.

Для примера рассмотрим типовую технологическую карту построения учебной деятельности на уроке по методу Л.Г.Петерсон (см. таблица 12)

Таблица 12

Технологическая карта построения учебной деятельности учащихся

по методу Л.Г.Петерсон

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности

Организует готовность учащихся к уроку

Готовятся к работе на основе целеполагания

Личностные: самоопределение;

регулятивные : целеполагание;

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и умений, фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень необходимых знаний и умений. Определяет типичные недостатки.

Демонстрируют учебные умения и навыки, способности к учебной деятельности, мыслительные операции. Фиксируют свои затруднения в предстоящей работе.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные : анализ объектов с целью выделения их признаков

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют (уточняют) учебные задачи по выходу из затруднения

Регулятивные : целеполагание;

коммуникативные : постановка вопросов;

познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные : моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность учащимися ситуации.

Проговаривают алгоритм решения задачи вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; рефлексия способов и условий действия;

познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

коммуникативные : управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполоняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая результаты работы с эталоном.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Рефлексиядеятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

регулятивные : рефлексия;

личностные : смыслообразование

Рассмотренные выше технологии развивающего обучения в основном направлены на формирование у учащихся умственных действий. Они могут быть использованы и при обучении учащихся трудовым приемам, например, когда учащиеся испытывают некоторые затруднения в работе с инструментами и необходимо осмыслить их причины.

Шмидт Татьяна Николаевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад №27 «Березка», МО г. Щелково

Технология деятельного метода «Ситуация»

Введение

«Воспитатель – луч солнца для молодой души,

который ничем другим заменить невозможно»

Сухомлинский В.А.

Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника, развить коммуникативные навыки, активизировать речевую деятельность детей. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

В нашем учреждении мы применяем данную технологию с сентября 2016 года. На начало года, проведя диагностику, мы увидели, что у детей плохо получается ставить «детскую» цель. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. Это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Всю научную основу программно-методического комплекса «Мир открытий» составляет система дидактических принципов деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон:

  • психологической комфортности
  • деятельности
  • минимакса
  • целостности
  • вариативности
  • творчества
  • непрерывности

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.

Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.

Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы.

Принцип деятельности

Принцип деятельности заключается в следующем: основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Принцип минимакса

Моделируя различные образовательные ситуации, педагог предлагает детям задания на достаточно высоком (но посильном для них) уровне сложности. Кто-то из детей сможет решить задачу (выполнить задание) самостоятельно; кому-то потребуются наводящие вопросы; а кто-то из детей пока сможет выполнить задание «по показу».

Каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения вперед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте.

Принцип целостности

Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

Принцип вариативности

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

Педагог выслушивает все ответы детей и при этом не лишает ребенка права на ошибку. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор.

Принцип творчества

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это не просто повседневная реальность жизни детского сада - это необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

Принцип непрерывности.

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного институтов воспитания.

Технология деятельностного метода «Ситуация»

"Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему сделать для себя открытие"

Галилео Галилей


Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Этапы занятий «открытия» нового знания

в технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, так называемую «детскую» цель .

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?») воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».

Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).

2. Актуализация знаний и умений

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».

У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

3. Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым. Здесь моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением и для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, которое опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели.

4. «Открытие» нового знания (способа действий)

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).

Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

6. Осмысление

На данном этапе происходит фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).

Подводя итоги, можем сказать, что технология «Ситуация» является инструментом для системного и целостного формирования у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий.

В результате использования технологию деятельностного метода «Ситуация» у детей стало получаться фиксировать то, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Следует отметить, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. А с помощью воспитателя и системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Дети с удовольствием вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникшее ранее затруднение. Они предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.

В заключении хочу сказать, что использование технологии деятельностного метода «Ситуация» благотворно сказывается на образовательный процесс в нашей группе. Мы видим сияющие глаза наших детей полные желаний узнать, что то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научныу руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп

Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Старший воспитатель

МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

Елена Анатольевна Тимофеева.

Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по нашему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация».

Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторов, которые при этом должны учитываться. Каждый ребенок, его семья, воспитатель, каждая группа детского сада – индивидуальны, поэтому педагогическая технология (в отличие, например, от технологии изготовления автомобиля) должна использоваться педагогом не как догма и самоцель, а как инструмент для проектирования и рефлексии своей деятельности.

С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.

Известно, что термин «технология» подразумевает обеспечение получения определённого результата. И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.

Напомним, что технология деятельностного метода известна с середины 90-х годов прошлого века. Автор адаптированного к дошкольному образованию варианта Людмила Георгиевна Петерсон. Непосредственно технология «Ситуация» описана в программе «Мир открытий».

Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию , и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество. Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.

Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями, («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для саморазвития на протяжении всей жизни.

Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.

Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п. ситуации могут возникать, наполняться содержанием, продолжаться на протяжении одного дня, недели, месяца.

Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, понятием, а может идти от события, праздника, чтения книги или разглядывания картинки. В ней интегрируются разные занятия и свободная деятельность детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают ее и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием. В ситуации могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы. Однако при всём разнообразии возникающих ситуаций они все вписываются, то есть являются составными частями единой структуры – рефлексивной самоорганизации, которая в учебной, а затем и в трудовой взрослой деятельности представляет собой механизм саморазвития.

Структуру технологии «Ситуация» данного вида схематично можно представить следующим образом. Дети движутся в игровой ситуации к своей «детской» цели, встречают затруднение, находят выход (что-то узнают, осваивают какое-то новое действие, способ) и продолжают своё движение к цели с того момента, где у них произошло затруднение.

В целом технология объединяет в себе несколько этапов. Все они важны и необходимы!

Этап 1. «Введение в ситуацию»

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Например:

Взрослая цель

Детская цель

ОС «Поможем маме-кошке»

Научить делать кошку с помошью оригами

Помочь маме кошке найти котят

ОС «Путешествие в страну музыки»

Знакомство с музыкальным знаком «пауза»

Спасти музыкальные инструменты

ОС «Загадочная посылка»

Знакомство со звуками В, Вь и буквой В

Открыть посылку

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.

Этап 2. « Актуализация».

На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Этап 3. « Затруднение в ситуации».

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.

Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка» .

Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знения реализуются в практической деятельности детей.

Этап 6. «Осмысление (итог)».

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избекгать.Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.

В нашем учреждении мы применяем данную технологию в образовательных ситуациях открытия новых знаний. Работаем с данной технологией с сентября 2016 года.

Проводя наблюдение образовательного процесса, мы увидели, что у детей не всегда получается ставить «детскую» цель. Часто дети не готовы сказать, что они чего-то не знают, не умеют. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. А это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Педагогический коллектив пришёл к выводу, что необходимо найти такую технологию, которая будет работать на решение данных проблем.

  1. Педагогический час «Деятельностный подход в работе с дошкольниками». На данном мероприятии были освещены основные позиции деятельностного подхода в образовании, дана структура образовательной деятельности.
  2. Семинар-практикум «Проектирование образовательной деятельности, способствующей личностному развитию воспитанников». Воспитателями и специалистами были освоены способы проектирования образовательной деятельности.
  3. Семинар «Технология «Ситуация» - технология деятельностного типа». На мероприятии были озвучены этапы структуры технологии «Ситуация», проанализированы несколько готовых ситуаций.
  4. Просмотр примеров образовательной деятельности, организованной по технологии «ситуация», подготовленных творческой группой педагогов.
  5. Практикум «Конструирование образовательных ситуаций». В ходе деловой игры воспитателями и специалистами были разработаны «Ситуации» по различным направлениям развития.
  6. Открытые просмотры образовательной деятельности всех педагогов учреждения, посредством взаимопосещения, с последующим обсуждением с точки зрения применения технологии «Ситуация».
  7. Создание банка видеоматериалов для использования в работе «Школы начинающего воспитателя», для демонстрации опыта на городских мероприятиях.

Примеры разработанных в учреждении ситуаций с затруднениями.

Ситуация 1. Открытка для мишки. Цель: познакомить с новой техникой изобразительного творчества «граттаж». По ситуации необходимо нарисовать для бурого медведя изображение северного сияния. В группе в уголке творчества нет обычных материалов для рисования, аппликации и т.д. Дети находят специально приготовленные листы бумаги и палочки-зубочистки. Исследуя предметы, дети пытаются найти новый способ изображения. Воспитатель по просьбе детей рассказывает о новой технике.

Ситуация 2. Мама кошка потеряла котят. Цель: познакомить со способом изготовления «кота» в технике оригами. Дети находят в группе плачущую кошку, изготовленную в технике «оригами». Кошка «рассказывает», что потерялись ее котята. Дети решают помочь кошке и изготовить котят. Воспитатель обращает внимание, что кошка необычная и дети делают вывод, что котята должны быть похожи на маму, т.е. сделаны тем же способом (складыванием бумаги). Дети получают бумагу и пытаются сделать поделку. Обращаются к воспитателю за помощью.

Ситуация 3. Экскурсия в мини-музее. Цель: познакомить с новым экспонатом музея, старинным предметом «рубелем». Дети проводят для гостей группы экскурсию в своем музее, рассказывают про экспонаты. Доходят до незнакомого предмета – экскурсия прерывается. Чтобы ее продолжить, необходимо получить новые знания о новой предмете. Дети высказывают мнение о том, где можно получить необходимую информацию. На полке рядом с рубелем находят диск. Просмотрев его получают знания о новом экспонате. Теперь экскурсию можно продолжить.

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.

Наблюдая образовательный процесс, мы видим сияющие глаза детей полные желания узнать, что-то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп.
  3. Официальный сайт НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики», раздел «Воспитателям» https://www.sch2000.ru/vospitatelyam/undermenu.php

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ» Тимофеева Елена Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска Белетей Светлана Валерьевна, воспитатель МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

Некоторые факты Технология деятельностного метода (ТДМ) разработана в середине 90-х гг. XX века. Технология «Ситуация» – это адаптированный вариант ТДМ Людмилы Георгиевны Петерсон для дошкольного образования Программа дошкольного образования «Мир открытий»

С–6 Словарь С.И. Ожегова: Технология (от греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – это научное описание способа производства, то есть совокупности тех процессов, которые обеспечивают получение определенного производственного результата. Педагогическая технология – научное описание способа достижения педагогического результата, то есть совокупности тех правил, педагогических приемов и способов организации взаимодействия с детьми, которые обеспечивают достижение поставленной педагогом цели.

Ж.-Ж. Руссо Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности. «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты» Жан-Жак Руссо

Структура технологии деятельностного метода «Ситуация» Образовательная ситуация «открытия» нового знания (ОНЗ) 1) Введение в ситуацию. 2) Актуализация знаний и умений. 3) Затруднение в ситуации: 4) «Открытие» нового знания: 5) Включение нового знания в систему знаний. 6) Осмысление.

Введение в ситуацию Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели»).

Введение в ситуацию Взрослая цель Детская цель ОС «Поможем маме-кошке» Научить делать кошку с помошью оригами Помочь маме кошке найти котят ОС «Путешествие в страну музыки» Знакомство с музыкальным знаком «пауза» Спасти музыкальные инструменты ОС «Загадочная посылка» Знакомство со звуками В, Вь и буквой В Открыть посылку

Актуализация знаний и умений Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

Затруднение в ситуации Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности. Фиксация затруднения и выявление его причины. Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

В результате у детей формируются следующие установки: «Ошибаться – не страшно» «Каждый имеет право на ошибку» «Я имею право чего-то не знать, не уметь» «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» «В затруднении содержится возможность» «Я могу!» «Я умею!» «Я хороший, умный, сильный!!!» «Я заслуживаю уважения!» «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

«Открытие» нового знания Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. Фиксация нового знания в речи и знаково. Создание ситуации успеха.

Включение нового знания в систему знаний Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, свойства. Самостоятельная проверка по эталону (образцу). Индивидуальные затруднения в играх. Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным. Ситуация успеха в совместной деятельности.

Осмысление Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем или самими детьми условий, которые позволили добиться этой цели.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности … Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения… Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать… Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать… Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно!

Спасибо за внимание. Удачи в профессиональной деятельности!


"Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему сделать для себя открытие"

Галилео Галилей

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Этапы занятий «открытия» нового знания в технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них. Источниками формирования ситуации могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в жизни группы), воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе и пр. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Как подчеркивал Л.С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?»), воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».

Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).

2. Актуализация знаний и умений

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».В зависимости от программных задач, особенностей детей группы, их образовательных потребностей данный этап может быть, как локализован во времени вместе с другими этапами, так и проводиться отдельно как преддверие специально моделируемой ситуации затруднения.

3. Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным» действием. Но выполнение этого «пробного» действия опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать: «я чего-то пока не знаю (или не умею)».

Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения решения общей задачи образования – формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели, при этом она проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, следуя логике этапов технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они только что сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

4. «Открытие» нового знания (способа действий)

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Используя различные приемы и методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).

Здесь же дети приобретают первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников. Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

В зависимости от программных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей данный этап может быть реализован в рамках одного занятия (образовательной ситуации), так и распределен во времени.

6. Осмысление

Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).