«Вторые Канны»: гибель римского легиона. Причины гибели римской империи

Гибель Римской республики началась уже со 2 века до н.э., когда Рим был ввергнут в пучину гражданских противостояний. Против сенаторов начали выступать богатые люди, которые хотели обладать правом управления государства, также как и представители аристократии.

Влияние гражданской войны

Сенаторы не хотели признавать их равными себе, что послужило началом открытой и затяжной борьбы. Во внутренне противостояние были также втянуты иностранные союзники Рима.

Интересы обеспеченных граждан в гражданской войне представлял полководец Гай Марий, во главе сенаторской аристократии стоял Луций Сулла. Гай Марий к тому времени славился как мудрый полководец, он сумел победоносно завершить затяжное военное противостояние в Африке.

У него также были личные причины для того, чтобы возглавить войско богачей: он сам претендовал на консульство в Риме, хотя являлся представителем плебеев. Сулла был представителем патрициев, получившим блестящее образование, и в свое время также учувствовал в африканской войне под командованием Гая Марии.

По большому счету противостояние в Риме было в первую очередь соревнованием двух полководцев. Победителем в войне стал Гай Мария, однако, спустя некоторое время, он внезапно умер.

Сулла воспользовался ситуацией и, несмотря на оказанные ему противостояния, захватил Рим, установив там жесткую диктатуру. Война показала то, что армейское руководство при поддержке армии, способно пойти на любые преступления, не останавливаясь перед законом.

Внешние войны республики

Восстание Спартака не остановило Рим в его колонизаторской политике. В 1 веке до н.э. государство активно продолжает вести завоевательные войны. Римляне сумели дойти до гор Кавказа.

Благодаря поддержке причерноморских городов они подчинили под свою власть Армению. В Сирии, где на протяжении трех веков правила элланистическая династия, также была захвачена.

Римские войска сумели захватить Иерусалим, который ранее не знал посягательств со стороны иностранных завоевателей. Успехи Рима во внешних войнах не давали покоя претендентам на верховную власть в государстве. Республика погрузилась в пучину грязной борьбы за победу на выборах.

Первый триумвират

Чтобы захватить власть в стране в ход шли самые нечестные политические приемы, начиная от подкупа избирателей, заканчивая убийствами главных конкурентов. В 60 году до н.э. претендентами на должность главы государства были трое знаменитых римлян: Марк Красс, Юлий Цезарь и Гней Помпей.

Чтобы не допускать кровопролитий и не враждовать между собой ими был создан первый триумвират. Не смотря на то, что отношения в триумвирате были сложными и иногда перерастали в открытую вражду, ему удалось подчинить себе сенат, магистраты и народные собрание, сделав свою власть фактически единоличной.

Судьба двух членов триумвирата сложилась трагически: Красс и Помпей погибли во время попытки колонизировать Египет. Власть в государстве сосредоточилась в руках Юлия Цезаря , который благодаря своей мудрой и хитрой политике, смог приблизить конец существования республики, окончательно превратив ее в империю.

Гости Вечного города спешат первым делом увидеть руины великой империи римлян. во время экскурсий часто задают вопрос о причинах упадка Римской империи: туристы не могут себе представить, что такая гигантская махина, располагавшая опытом, неограниченными материальными и людскими ресурсами, покорившая самых непокорных, могла рухнуть без основательной причины.

В самом деле, подробный ответ на этот резонный вопрос интересен, но не так прост. И вряд ли во время экскурсии по городу гид сможет отклониться от заданной темы более чем на 5 минут. Мы хотели бы помочь всем любознательным, поэтому публикуем материал известного обозревателя журнала "Знание - Сила" Александра Волкова.

210 оттенков гибели Рима

Пятнадцать веков назад Рим умер, поваленный варварами, как иссохшее дерево. На его кладбище, среди его осыпавшихся памятников, давно вырос другой город, которой носит то же название. И вот уже который век историки продолжают спорить о том, что же погубило Рим, казавшийся «вечным городом». Рим, чьи «образы гражданской мощи» повергали в трепет величайшие царства античной ойкумены. Рим, чьи беззащитные останки так деловито обобрали вандалы-воры.

Итак, почему погиб Рим? Почему светоч всех стран погас? Почему глава величайшей державы древности так легко была отсечена? Почему был завоеван город, который прежде покорил себе мир?

Сама дата гибели Рима вызывает споры. «Гибель одного города повлекла за собой крах целого мира», - так отозвался на кончину Рима святой Иероним, философ и ритор, переселившийся из Рима на Восток. Там он узнал о захвате Рима готами Алариха. Там оплакал навеки погибший град.

Ужас слухов о трех августовских днях 410 года раскатился, как гул лавины. Современные историки спокойнее относятся к тому недолгому пребыванию варваров на стогнах Рима. Словно табор цыган через провинциальный городок, они прошли, пошумев, через Рим.
Это было «одно из самых цивилизованных разграблений в истории города, - пишет британский историк Питер Хизер в своей книге «Падение Римской империи». - Готы Алариха исповедовали христианство и отнеслись ко многим святыням Рима с величайшим уважением… Даже по истечении трех дней огромное большинство городских памятников и зданий остались нетронутыми, разве что с них сняли то ценное, что можно было унести».

Или Рим погиб в 476 году, когда варвар Одоакр низложил последнего правителя Западной Римской империи - ее «пятнадцатилетнего капитана» Ромула Августула? Но в Константинополе еще много веков продолжали править «императоры римлян», удержав под натиском варваров хотя бы пядь имперской земли.

Или, как считал британский историк Эдвард Гиббон, Римская империя окончательно умерла в 1453 году, когда последний ее осколок, отблеск былой славы, померк и Константинополь заняли турки? Или когда Наполеон упразднил Священную Римскую империю в августе 1806 года? Или Империя была обречена уже в день своего Преображения, своего перерождения, когда в 313 году император Константин издал Медиоланский эдикт, прекратив преследования христиан и уравняв их веру с язычеством? Или подлинная, духовная смерть античного Рима наступила в конце IV века при императоре Феодосии Великом, когда началось осквернение языческих храмов? «Монахи, вооруженные дубинками, опустошали святилища и уничтожали произведения искусства. За ними следовала толпа, жаждавшая добычи, которая грабила деревни, подозреваемые в нечестии», - так описывал самоумерщвление Рима, гибель самой его плоти, русский филолог и историк И. Н. Голенищев-Кутузов. Рим умер, а варвары лишь заселили его кладбище, усеянное церковными крестами? Или всё произошло позже, когда к концу VII столетия на большей части римских земель расселились арабы и не осталось больше свободных земель, чтобы огнем и мечом спаять из них точную копию державного Рима? Или…

Причина гибели Рима еще непонятнее оттого, что историки даже не могут утвердиться в дате его смерти. Сказать: «Здесь еще был Рим, здесь уже не было Рима».

Но прежде Рим высился как ливанский кедр. Откуда же в его мощной древесине завелась гнильца? Почему древо державы покачнулось, упало, разбилось? Почему оно так явственно напомнило истукана, что, по Книге пророка Даниила, приснился царю Навуходоносору?

Полезно :

Уже Орозий, завершив в 417 году «Историю в семи книгах против язычников», показал, как с неизбежностью вершится история мира. Как одно мировое царство сменяется другим, другим, всё более могучим: Вавилонское - Македонским, Карфагенским, Римским.

На протяжении тысячелетия закономерность этой смены государственных формаций оправдывалась философским выводом, логику которого немыслимо было поколебать. У Данте в трактате «Монархия» он сформулирован так: «Если Римская империя существовала не по праву, Христос, родившись, совершил бы несправедливость».

Но и Римское царство погибнет, увенчав смену царств земных и торжество Царства Небесного. И верно, Аларих уже взял Рим, и готы его прошли по «вечному городу», словно тени будущих воинств Врага человеческого.

В эпоху Просвещения, казалось, был дан энциклопедически полный ответ на этот вопрос: была издана монументальная эпопея британского историка Эдварда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи» (1776−1787).

В принципе, выводы, сделанные им, были не вполне новы. Почти за три столетия до него выдающийся итальянский мыслитель Никколо Макиавелли в своей книге «История Флоренции» в таких выражениях описывал падение Рима. «Народы, живущие севернее Рейна и Дуная, в областях плодородных и со здоровым климатом, зачастую размножаются так быстро, что избыточному населению приходится покидать родные места и искать себе новые обиталища… Именно эти племена и разрушили Римскую империю, что было облегчено им самими же императорами, которые покинули Рим, свою древнюю столицу, и перебрались в Константинополь, тем самым ослабив западную часть империи: теперь они уделяли ей меньше внимания и тем самым предоставили ее на разграбление как своим подчиненным, так и своим врагам. И поистине, для того чтобы разрушить такую великую империю, основанную на крови столь доблестных людей, потребна была немалая низость правителей, немалое вероломство подчиненных, немалые сила и упорство внешних захватчиков; таким образом, погубил ее не один какой-либо народ, но объединенные силы нескольких народов».

Враги, стоявшие у ворот. Слабые императоры, сидевшие на троне. Их ошибочные решения, повлекшие за собой тяжкую цепь непоправимых последствий. Коррупция (в ту эпоху перечень государств был слишком куцым, чтобы Рим мог занять надлежащее ему место во второй сотне самых коррумпированных).

Наконец, что очень смело для того времени, язвительный историк назвал одним из главных пороков, погубивших Рим, всеобщее увлечение христианством: «Но из всех этих перемен самой важной была перемена религии, ибо чудесам новой веры противостоят привычка к старой, и от их столкновения возникали среди людей смута и пагубный раздор. Если бы религия христианская являла собой единство, то и неустройства оказать бы меньше; но вражда между церквами греческой, римской, равеннской, а также между еретическими сектами и католиками многоразличным образам удручала мир».

Этот приговор Макиавелли воспитал в европейцах Нового времени привычку смотреть на Поздний Рим как на государство, пришедшее в полный упадок. Рим достиг своих пределов роста, ослабел, одряхлел и был обречен умереть. Схематичный, сведенный к тезисам очерк истории Рима превратился под пером Эдварда Гиббона в многотомный труд, над которым он работал почти четверть века (по его признанию, в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима мелькнула у него 15 октября 1764 года, когда, «сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в то же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера»). Мысль о том, что христианство погубило Рим, пронизала его книги.

«Чистая и смиренная религия тихо закралась в человеческую душу, - писал Эдвард Гиббон, - выросла в тишине и неизвестности, почерпнула свежие силы из встреченного ею сопротивления и наконец водрузила победоносное знамение креста на развалинах Капитолия». Еще до полного торжества христианства римские язычники часто задавались вопросом: «Какова была бы участь империи, со всех сторон атакованной варварами, если бы весь человеческий род стал придерживаться малодушных чувств новой (христианской - А.В.) секты?» На этот вопрос, пишет Гиббон, защитники христианства давали неясные и двусмысленные ответы, ибо в глубине души ожидали, «что прежде, нежели совершится обращение всего человеческого рода в христианство, перестанут существовать и войны, и правительства, и Римская империя, и сам мир».

Мир уцелел. Рим погиб. Однако изложенная блистательным литературным языком, приправленная, как пряностью, иронией эпопея Гиббона в XIX веке постепенно пришла в упадок. Ее автор был прекрасным рассказчиком. Его величественный труд, как на античных колоннах, покоится на сочинениях древних и новых писателей.

Но, чем усерднее историки XIX века исследовали археологические находки, а также дошедшие до нас надписи и тексты, сохранившиеся на папирусах, чем тщательнее они занимались критическим анализом источников, одним словом, чем глубже они копали, тем сильнее расшатывались опоры, на которых покоилось наследие Эдварда Гиббона. Постепенно становилось понятно, что упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

С каждым новым историком, ступавшим на научное ристалище, этих причин становилось всё больше. В своих лекциях, посвященных императорскому Риму (они опубликованы лишь недавно), знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен подвел черту под теориями гибели Рима, которые оставил потомкам XIX век.

Ориентализация. Варваризация. Империализм. Пацифизм. И, главное, утрата военной дисциплины.

Сам Моммзен, будучи либеральным националистом, охотно заговаривал о том, как поспособствовали падению Рима «наши немцы». К 1900 году древняя история стала понемногу превращаться в турнир пропагандистов, оттачивавших свои убийственные идеи на знакомых примерах из далекого прошлого.

Например, для основателей марксизма-ленинизма некоторые события римской истории (особенно восстание Спартака) были ярчайшим примером классовой борьбы, а действия популярных вождей восстания - наглядным уроком того, как нельзя совершать революцию. В советское время любая работа, посвященная истории Рима, непременно включала цитаты, подобные этим:

«/Спартак - это/ великий полководец… благородный характер, истинный представитель античного пролетариата» (К. Маркс). - «Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов… Эти гражданские войны проходят через всю историю существования классового общества» (В. Ленин).

Но триумфального шествия пролетарской революции Рим избежал. Рим обезлюдел. Рим в конце своей истории был подобен дереву, сбросившему листву. Тем легче эту пустоту было заполнить варварам, изрек провозвестник «заката Европы» Освальд Шпенглер, проанализировав «закат Рима»:

«Хорошо всем известный «закат античности», завершившийся еще задолго до нападения германских кочевых народов, служит наилучшим доказательством того, что каузальность не имеет с историей ничего общего. Империя наслаждается полнейшим миром; она богата, она высокообразованна: она хорошо организована: от Нервы и до Марка Аврелия она выдвигает столь блестящую когорту правителей, что второй такой невозможно указать ни в каком другом цезаризме на стадии цивилизации. И всё равно население стремительно и массово убывает - невзирая на отчаянные законы о браке и детях, изданные Августом… несмотря на массовые усыновления и непрекращающееся заселение обезлюдевших земель солдатами варварского происхождения и на колоссальные благотворительные фонды, основанные Нервой и Траяном в пользу детей неимущих родителей. Италия, затем Северная Африка и Галлия, наконец, Испания, которые были населены при первых императорах гуще, чем все прочие части империи, становятся безлюдными и пустынными».

В 1984 году немецкий историк Александр Демандт в своей монографии «Падение Рима» подвел итог двухвековым поискам причин катастрофы. В работах философов и экономистов, социологов и историков он насчитал не менее 210 факторов, которыми объясняли злополучную историю Рима.

Некоторые причины мы уже назвали, приведя развернутые аргументы их сторонников. Вот еще несколько.

Суеверия. Истощение почвы, вызвавшее массовые неурожаи. Распространение гомосексуализма. Культурный невроз. Старение римского общества, рост числа пожилых людей. Смирение и безразличие, охватившее многих римлян. Паралич воли ко всему - к жизни, к решительным действиям, политическим поступкам. Торжество плебеев, этих «хамов», прорвавшихся к власти и не способных мудро править Римом/Миром. Война на два фронта.

Похоже, историкам, которые берутся объяснять плачевную судьбу Римской державы, нет нужды напрягать фантазию и выдумывать новую теорию. Все возможные причины уже названы. Им остается лишь анализировать их, чтобы выбрать ту, что была «несущей конструкцией», ту, на которой держалось все здание римской государственности. Причин так много и они вроде бы так хорошо объясняют случившееся, что, может быть, это лишь потому, что самого падения вовсе и не было?

В самом деле, на поверхности того же V века много роковых, бурных событий. Аларих входит в Рим. Гунны устремляются в Европу. «Битва народов» на Каталаунских полях. Вандалы, грабящие «мать городов европейских». Низложенный мальчишка Ромул Августул.

На поверхности века бушует буря. В глубине же тихо, спокойно. Всё так же сеятель выходит сеять семена. Всё так же звучат проповеди в церквях. Идут нескончаемые крестины и похороны. Пасется скот. Печется хлеб. Косится трава. Собирается урожай.

В 1919 году, наблюдая за тем, как на переломе эпохи, миновав пропасть войны. разбившись вдребезги несколькими государствами кряду, Европа всё так же продолжает жить - дансинг, кино, кафе, крестины и похороны, хлеб и стать, скот и вечное колесо политики, - австрийский историк Альфонс Допш выдвинул полемический тезис. Между Античностью и Средневековьем нет никакой четко выраженной границы. Раннее Средневековье - это лишь поздняя Античность и наоборот. Ночь, перетекающая в день, - день, слившийся с ночью, переиначим мы, легко припоминая гравюры Эшера.

Если и есть четкая грань, линия раздела, после которой уже нельзя сказать: «Мы всё еще на античной земле», а надо: «Античность осталась позади», то эта грань - VIII век, уточнил в начале 1920-х годов бельгийский историк Анри Пиренн.

Восьмой век. Беспримерное продвижение ислама, уже готового обратить в свою веру даже Галлию-Францию, как это произошло с большинством земель Древнего Рима. Мир римский был миром Средиземного моря. В хаосе ойкумены римская держава внезапно застыла на каркасе из Средиземного моря, как застывает платье, надетое на манекен. Теперь мирное море, решительным натиском императоров когда-то очищенное от пиратов, ставшее гладкой дорогой, связующей все части Империи между собой, превратилось в поле войны. Войны между мусульманами и христианами. Первые продвигались на север, восстанавливая на свой, иноверческий лад Римскую империю. Вторые пятились на север, роняя из своих рук одну область земли за другой. В конце концов, натиск ослаб, наступление прекратилось. Но воссоздать Империю было уже не из чего. Не к чему прикрепить, нечем соединить отдельные части.

В последние десятилетия, перебрав все 210 (и даже больше) оттенков гибели Рима, историки все чаше соглашаются с идеей Допша и Пиренна. Рим умер, но никто из живших тогда людей и не заметил, что это произошло. Круговерть политических событий ослепляла, не давала увидеть, как одна эпоха переродилась в другую. Неспешный ход житейских дел успокаивал, обманно уверял, что ничего вокруг не меняется, что все мы живем по-старому, и иного быть не может. Так в старину заблудившийся парусник мог перебраться из Атлантического океана в Индийский, и никто из команды еще долго не замечал этого.

В 1971 году британский ученый Питер Браун в своей, как отмечают специалисты, актуальной и сегодня книге «Мир поздней античности» предложил раз и навсегда отказаться от выражения «упадок Рима», поскольку оно отягощено отрицательными смыслами, и вместо него употреблять более нейтральную формулу «религиозный и культурный переворот». Проблема, сформулированная Эдвардом Гиббоном, неуместна?

Мало того! Вместо упадка и крушения следует вести речь об изменении и обновлении, призывали приверженцы этой школы. И вот уже в возобладавших к концу XX века традициях политкорректности разграбление Рима вандалами стало принято сокрушенно именовать «досадными упущениями в процессе интеграции»…

Но тут маятник мнений снова качнулся в обратную сторону. Изданная в 2005 году книга Питера Хизера «Падение Римской империи» столь же резко, сколь и скрупулезно оспаривает благостную картину перерождения Римской империи, ее спокойной трансформации в варварские королевства.

В этом он не одинок. К столь же категоричным выводам пришел и археолог из Оксфорда Брайан Уорд-Перкинс. Он пишет о «глубоком военном и политическом кризисе», который пережила в V веке Римская империя, о «драматичном упадке экономического развития и благосостояния». Жители Римской империи испытали «ужасные потрясения, и я могу, честно говоря, лишь надеяться на то, что нам никогда не доведется испытать ничего подобного».

Вряд ли случайным совпадением можно назвать то, что ученые стали высказывать подобные мнения после 11 сентября 2001 года, когда стало очевидным, что «конец истории» снова откладывается, и нам, возможно, предстоит пережить очередной конфликт цивилизаций. Снова ужасы войн, кошмары страхов? Снова упадок и крушение… Вот только чего?

«Римляне в канун катастроф, ожидавших их, были точно так же, как и сегодня мы, уверены в том, что их привычному миру ничто не грозит. Мир, в котором они живут, может лишь незначительно меняться, но в целом он останется таким же всегда», - пишет Уорд-Перкинс, привнося в мировоззрение римлян смыслы, которые нам, тоже привыкшим к нашему мирку, никак не хотелось бы туда вкладывать. Ведь еще римлянин Тацит учил всех приверженцев музы истории Клио говорить о прошлом sine ira ei studio, «без гнева и пристрастия». Но ведь и Тацит был уверен в том, что Рим, в котором он живет, мир, в котором он живет, вечен и неизменен.

Так от чего все-таки погиб Рим?..
Мир хочет знать. Древо мира тоже открыто всем ветрам катастроф.

Исследованию вопроса что стало причиной паления Древнего Рима посвящены многотомные труды учёных — историков и на эту тему написана не одна тысяча диссертаций разного уровня, начиная от магистерских на Западе и заканчивая докторскими в Советском Союзе. Однако однозначно назвать причину не удалось. И то что гибель Римской империи вызвана непрекращающимися набегами авторов, прежде всего германских племен, годится лишь для учебников средней школы.

Социально-экономические причины падения Древнего Рима

Уже III-IV веках рабовладельчество с присущим ему правами собственности не только на орудия труда и ресурсы, но и на самих создателей материальных ценностей – рабов стало показывать свою неэффективность. Ситуация обострилась массовой раздачей земельных участков не только выдающимся военачальникам перманентных римских завоевательных походов, но простым . Это требовало увеличения притока земледельцев, но армия рабов не могла расти бесконечно.

Владение легионерами земельной собственностью привело к внутреннему разложению армии, военачальники которой вынуждены были пополнять армейский контингент наемниками из числа германских, готских и галльских племен. Это в свою очередь требовало дополнительного финансирования.
Таким образом решение одной проблемы порождало другую, и все это крутилось вокруг общего финансового упадка, вызванного неэффективностью производства и ограниченными человеческими ресурсами на рынке труда. Деградацию всей системы усугублялось все более распространяющимся христианством.


Религиозные причины упадка Рима

Если принятие христианства нельзя назвать одной из основных причин падения Древнего Рима , то смена политеистического вероисповедания, на монотеистическое внесло свой вклад в нарушение хорошо отлаженного имперского механизма. Первые римские императоры, различными способами и приемами отождествляли себя с богами, но с начала правления , завоевавших имперский трон на штыках своих легионов, это отождествление становилось проблематичным. И конечно никакой параллели между Христом и правителями Рима найти невозможно. Раннехристианская мораль находилась в явном противоречии с нравственным разложением имперской знати, начавшейся во время правления Нерона.


Военные причины крушения Римской империи

Официальной причиной падения Римской империи считается захват города римским военачальником (скиром или ругом по национальности) Одоакром, в сентябре 476 года. Правда основную массу воинства составляли разноплеменные наемники. Но еще за 60 лет до этого, войско вестготов, возглавляемое королем Аларихом разграбило Рим. Позднее, когда гуннские войска

Непобедимая древнеримская армия занимает особое место в наших умах. Её эффективность и дисциплина помогли небольшому городу на Апеннинском полуострове установить контроль над большей частью Западного мира, начиная от Британских островов и Рейна и заканчивая Ближним Востоком и Северной Африкой. Данная статья содержит интересные факты о древнеримской армии; некоторые из них могут частично объяснить причины её успеха и поражений.

1. Сезонность и войны

Согласно ранним историческим сведениям, древние римляне воевали только в период между посевной и сбором урожая (летом) ввиду трудностей ведения войны, связанных с материально-техническим обеспечением. Экономика Рима основывалась на сельском хозяйстве. Продвижение войск в зимний период требовало много затрат.

Согласно Титу Ливию («История от основания города»), если война не заканчивалась к началу осени, «наши воины были вынуждены пережидать зиму». Он также писал, что многие солдаты во время длительного периода ожидания предпочитали охотиться в горах и лесах.

Впервые древние римляне решили не прекращать воевать зимой в 396 году до нашей эры, во время осады этрусского города Вейи.

2. Децимация

Мятежные настроения среди солдат всегда были потенциальной проблемой для римских генералов. Было разработано множество способов, призванных предотвратить такое поведение. Самым опасным и действенным из них считалась децимация. Она представляла собой избиение или забивание камнями до смерти каждого десятого солдата из армейского подразделения, поднявшего бунт. Жертв выбирали их собственные товарищи путём жеребьёвки. Если у кого-либо появлялось желание организовать мятеж, перспектива децимации заставляла этого человека подумать дважды перед тем, как принять окончательное решение и перейти к действиям. Также существовала большая вероятность того, что другие солдаты, узнав о его планах, тут же расскажут обо всём генералу.

Римляне прекрасно осознавали, что децимация, несмотря на свою эффективность, была несправедливой, поскольку её жертвами могли стать люди, которые не имели ничего общего с мятежом. С их точки зрения, несправедливость децимации была необходимым злом. Публий Корнелий Тацит («Анналы») писал, что «демонстрация примера в больших масштабах всегда предполагает определённую степень несправедливости, когда люди страдают ради обеспечения общественного блага».

3. Имущественный ценз

Военная служба считалась долгом и привилегией для римских граждан. Изначально римская армия состояла исключительно из местных жителей и организовывалась на основе их социального статуса (согласно оружию и снаряжению, которое они могли себе позволить). Самые богатые люди служили в коннице, менее состоятельные шли в пехоту. Мужчины, которые не имели собственности, исключались из рядов армии.

После Второй Пунической войны (218-201 года до нашей эры) эта система стала считаться устаревшей. Рим начал вести масштабные и затяжные войны, поэтому нуждался в постоянном военном присутствии на новых завоёванных территориях. По этой причине имущественный ценз был снижен.

Во втором веке до нашей эры он был вообще отменён. В 107 году до нашей эры древнеримский полководец Гай Марий начал принимать в армию добровольцев, которые не имели никакой собственности и получали оружие и снаряжение за счёт государства.

4. Осадная война

Когда римляне вели осаду какого-либо города или здания, они отправляли на передовую специальное подразделение, которое окружало поселение и не давало никому убежать. Затем в этом районе разбивался укреплённый лагерь (обычно на возвышенности и вне зоны досягаемости метательных орудий). После этого другое армейское подразделение пыталось пробить оборонительные стены, находясь под прикрытием лучников и катапульт.

Катапульта считалась одним из самых опасных осадных орудий. Иосиф Флавий («Иудейская война») первым предоставил нам отчёт о разрушительной силе катапульты: «Он [имеется ввиду камень, брошенный катапультой] моментально сразил солдата, который стоял на стене возле Иосифа Флавия. Каменный снаряд оторвал ему голову; верхняя часть его черепа была отброшена в сторону на расстояние 550 метров».

5. Туннелирование

Туннелирование играло ключевую роль в осадной войне. Эта тактика была довольно эффективной, однако после того как о ней стало известно врагам Рима, она утратила фактор внезапности. Во время войны против Митридата Понтийского в начале первого века до нашей эры римляне пытались прорыть тоннель для того, чтобы прорвать оборону города Фемискира. Жители, узнав об этом, запустили в тоннель ряд опасных животных и насекомых, включая медведей и пчёл.

Первые археологические доказательства применения химического оружия были датированы третьим веком нашей эры; учёные нашли их в тоннелях Дура-Европос (античный город на Евфрате, существовавший примерно с 300 года до нашей эры по 256 год нашей эры). Они связаны с подземным сражением, которое состоялось между римлянами и сасанидскими персами. Последние осадили римский гарнизон и, чтобы прорваться внутрь, использовали тоннели.

С целью обезвредить нападавших римляне также принялись рыть тоннели. Оружие и скелеты, найденные на месте раскопок, подтвердили тот факт, что римские солдаты задохнулись от удушливого газа, который образовался в результате воспламенения битума и кристаллов серы.

6. Функция шлема

Согласно некоторым древним писателям, шлемы в древнеримской армии, помимо очевидной защитной функции, имели множество других преимуществ. Полибий («История») отмечал, что украшения на шлемах оказывали психологическое воздействие на врагов; они заставляли римских солдат казаться более высокими и устрашающими.

Использование украшений на шлемах для запугивания врагов практиковалось многими культурами. Но в данном случае Полибий имел в виду конкретно длинные перья, благодаря которым римляне выглядели значительно выше, чем они были на самом деле. Это имеет значение, если учитывать то, что многие враги римлян, особенно из Центральной Европы (например, галлы и германцы), были намного выше и крепче их.

7. Процесс принятия решений

Во времена Римской республики только сенат, государственный орган, который воплощал волю граждан, имел право объявлять войну. После того как Рим начал расширяться, некоторые войны стали объявляться генералами без согласования с сенатом.

Примером тому является война против Митридата Понтийского, которая была объявлена в 89 году до нашей эры консулом и генералом Манием Аквилием без какого-либо участия со стороны сената. Теоретически это было незаконно, однако на практике сенат мало что мог сделать. Некоторые генералы были просто слишком влиятельными и могущественными. Когда Рим превратился в империю, право объявлять войну стало доступно только императору.

8. Фециалы

В Древнем Риме существовала особая группа священнослужителей, которые были известны как фециалы. Их единственной обязанностью было проводить ритуалы, связанные с войной и заключением соглашений. Последним этапом ритуала объявления войны было копьё, брошенное на территорию врага.

К началу третьего века до нашей эры Рим значительно расширил своё влияние, захватив почти весь Апеннинский полуостров, начиная от Паданской равнины и заканчивая югом. После этого обряд бросания копья на вражескую территорию для объявления войны утратил свой смысл.

Однако суеверия так просто не умирают, и, в конечном счёте, фециалы придумали ухищрённую альтернативу. Участок земли недалеко от храма Беллоны (богиня войны) был объявлен ничейным. Во время войны с царём Пирром (280-275 года до нашей эры) римляне брали в плен вражеского солдата и заставляли его покупать часть этой земли, чтобы иметь возможность бросить на неё копьё.

9. Gladius Hispaniensis

Солдаты римской армии использовали стандартный короткий меч, который назывался "gladius hispaniensis" («испанский меч»); он был разработан на Пиренейском полуострове. Этот меч был популярным благодаря своей смертельной эффективности и практичности.

Согласно Титу Ливию («История Рима от основания города»), когда римляне воевали против Филиппа V во время Второй Македонской войны (200-196 года до нашей эры), македонцы были шокированы римским мечом: «До этого македонцы […] наблюдали раны только от копий и стрел. Когда они увидели тела, расчленённые римскими испанскими мечами – руки, отрезанные от плеч, головы, отделённые от туловища и шеи, внутренности, вывернутые наружу, […] они задрожали, поскольку осознали, с каким оружием и с какими солдатами им придётся иметь дело».

10. Вознаграждение за убийство императора

Преторианская гвардия представляла собой специализированное подразделение римской армии, состоявшее из личных телохранителей императора. В первом веке нашей эры преторианская гвардия время от времени оказывалась вовлечённой в процесс назначения новых императоров.

Шло время, она приобретала всё большее влияние и, в конечном счёте, очутились в таком положении, при котором могла назначать, свергать и даже убивать римских императоров. В большинстве случаев преторианцы так делали из-за вознаграждения, которое они получали от нового императора за убийство его предшественника.

Данная практика является одной из причин, почему на закате Западной Римской империи преемственность императорской власти стала такой хаотичной. Некогда верные защитники императора, члены преторианской гвардии постепенно превратились в коррумпированных и опасных людей, которые осуществляли значительный контроль над жизнью правителя Рима.

Материал подготовлен специально для читателей моего блога сайт - по статье сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Путешествуя по Риму и и любуясь сохранившимися достопримечательностями, каждый турист размышляет о том, почему такая сильная цивилизация прекратила свое существование. Упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.

Одна из версий относит гибель Римской империи к 410 году нашей эры, когда на территорию вторглись готские племена под предводительством Алариха. Племена готов были христианами, поэтому они не совершили массовых убийств и не разрушали постройки, а только грабили, вывозили драгоценности, снимали со зданий ценные украшения.

По второй версии, Рим был разрушен до основания позднее, в 476 году, вождем варварского германского племени герулов Одоакром, который вынуждает отречься от престола последнего императора Рима юного Ромула Августа.

Однако, по мнению многих исследователей, падение Рима началось гораздо раньше и было вызвано не только такими очевидными причинами, как набеги внешних агрессоров. Начало кризисных явлений в Римской Империи отмечается еще в III веке, после того как глубоко изменилась политическая, экономическая, религиозная и культурная жизнь римлян. Сейчас историки называют более 210 причин падения . Остановимся на некоторых из них.

Отсутствие сильного лидера

В римской империи стала наблюдаться частая смена императоров, правителей областей и провинций, не обладавших политической силой, авторитетом и дальновидностью.

Среди представителей власти все чаще появляются лица неримских национальностей, что тоже снижает авторитет и абсолютно уничтожает патриотическую идею.

Варваризация

Значительную долю населения Рима в период упадка составляли представители варварских племен, не обладавших развитой культурой и идеологией. Из-за разницы в уровне развития общественных отношений ассимиляция представителей этих племен в римское общество происходит незначительно. Однако Рим вынужден поддерживать с варварами мирные отношения, так как значительная часть армии формировалась из их рядов.

Кризис армии

Внешние враги, наступавшие со всех сторон малочисленными и многочисленными отрядами, не встречали отпора со стороны римской армии, ослабленной плохим содержанием и крайней эксплуатацией, не имевшей сильных руководителей и не вдохновленной патриотической идеей.
Большую часть жалованья и довольствия солдат присваивали себе военачальники, поэтому низшие чины были крайне деморализованы, учащались случаи мародерства, направленные против соотечественников. Ряды вооруженных сил пополнялись незначительно по ряду причин:

  • Упадок рождаемости;
  • Нежелание владельцев земли отдавать в солдаты своих рабов и наемных работников и терять дешевую рабочую силу;
  • Нежелание жителей городов вступать в ряды армии из-за низких заработков.

Иногда эти явления связывают с таким движением, как пацифизм. Однако главная причина кризиса – разрушение профессиональной армии, утрата воинской дисциплины, увеличение количества солдат из числа плохо обученных рекрутов – бывших крестьян – и осевших на территории Римской империи варваров.

Рабовладельцы и рабы

Официальная версия школьных учебников: Рим погубил . Эксплуатация порождала возмущения и восстания рабов, вспыхивавшие регулярно. Восстания были разномасштабные: горели жилища землевладельцев, уничтожались орудия труда и домашние животные, рабы отказывались трудиться.

Для подавления восстаний рабов требовалась помощь военных, но те еле успевали отражать нападения внешних врагов.

Рабовладение привело к крайнему упадку сельского хозяйства, разрушению экономики страны.

  • Читайте также:

Кризис экономики

Римская империя переживала период дробления на провинции, крупные владения при этом делились на малые, частично сдавались в аренду мелким землевладельцам и рабам. Стало преобладать натуральное хозяйство, сократилась доля перерабатывающих отраслей хозяйства, повысились цены на перевозку товаров. Торговля переживает крайнюю степень упадка, окончательно прекращаются отношения между некоторыми провинциями.

Государство повысило налоги, но платежеспособность населения резко упала, и налоги платить было нечем. За инфляцией последовало сокращение объема денег в стране.

Мелкие земледельческие хозяйства стали объединяться в коммуны или просить защиты у крупных владельцев земли – начался процесс выделения крупных феодалов и окончательного разорения мелкого крестьянства.

Демографический кризис

Упадок экономики и последовавшие друг за другом неурожайные годы вызвали голод в стране, волну инфекционных заболеваний. Повышается смертность, резко снижается рождаемость. Правительство издает несколько указов о поддержке семей с детьми, о льготах для детей варваров, однако в Риме неуклонно повышается число людей старшего и преклонного возраста, общество стареет.

Социальные причины

Средний класс постепенно разоряется, приходит в упадок городская культура, производство и торговля, возникают массовые беспорядки. Второй стороной является так называемая социальная апатия, разрушение духовности и патриотизма.

Кризис духовности

Постепенно разрушен и забыт идеал гармонически развитого человека, гордого римлянина, который служит своему городу-государству, строит свою жизнь на основе общественных принципов. Наступает кризис искусства: литературы, архитектуры, скульптуры.

Нравственное разложение населения зачастую связывают с расцветом пороков, разврата, гомосексуализма.