Все прогрессы реакционны, если рушится человек сочинение по русской литературе, сочинения из литература. Сочинение на тему «Все прогрессы реакционны, если рушится человек

, который я создал 3 года назад и всё это время редактирую.

Сборник пока не вышел: нужны немалые средства - примерно 200-250 тысяч рублей. Что ж, когда-нибудь они или с неба свалятся, или из-под земли явятся, как иные чудотворные иконы. А нет - так тоже не беда: вы сможете прочесть материалы сборника здесь: по одному интервью в неделю - на целых 2 года с гаком чтения. А за это время много чего может произойти, загадывать не будем.

Начну со слова от составителя - то бишь самого себя. Впрочем, нет - с эпиграфа сборника, который, как и его название, взял у Андрея Вознесенского:

Выше нет предопределения -
мир
к спасению
привести.

Андрей Вознесенский (из поэмы «Оза»).

Вот, а теперь уж и

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Глава государства распорядился образовать организационный комитет по его проведению.

Чиновники бросились, каждый в меру своей ретивости, исполнять президентское указание. Но и экологическое сообщество принялось размышлять, как хоть бы на сей раз извлечь побольше пользы из неожиданной кремлёвской инициативы (неожиданной, ибо, напомню, совсем недавно, в 2013 году, уже вроде бы проводился Год охраны окружающей среды - но именно «вроде бы», поскольку прошёл практически незамеченным ни властью, ни общественностью). Задумались над этим и в редакции международного сетевого ресурса экологического просвещения ЭКО.ЗНАЙ, который действует при поддержке петербургского Экологического союза, поскольку является нашим совместным детищем.

В итоге родился проект «Год Эко». Идея его проста - мы надумали предложить ответить на наши вопросы, касающиеся наиболее животрепещущих проблем сохранения биосферы, российских и зарубежных экологов - учёных и практиков, а также государственных деятелей в России и за рубежом. Для публикации ответов тех из них, кто откликнется на нашу просьбу, отвели специальный раздел сайта http://ecoznay.ru/ , который так и назывался - «Год Эко».

Коллективными усилиями составили общий для всех адресатов вопросник, содержавший вопросы как концептуальные и даже философские, так и касающиеся конкретных проблем загрязнения атмосферы, почвы и воды, изменения климата, глобального потепления, сокращения использования углеводородов и выбросов парниковых газов, обращения с отходами и т.п. Очень интересными вопросами обогатили подготовленную в редакции основу председатель Комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности Союза промышленников и предпринимателей Петербурга, бессменный председатель правления НП «Экологический союз» Семён Гордышевский, председатель межрегиональной инициативной группы по экологической безопасности Петербурга и Ленобласти (МИГ) Виктория Маркова, член Политсовета Российской экологической партии «Зелёные», председатель Совета её регионального отделения в Петербурге Александр Старцев, ветеран экологического движения, председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зелёный Крест», член Общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти Юрий Шевчук.

Вопросник получился внушительный: 43 пункта - не шутка! Но мы понимали, что наряду с достоинством такой «всеохватности» прямо-таки выпирает немалый минус. Наши потенциальные адресаты - не досужие лежебоки, а люди занятые безмерно, многие могут отказаться отвечать просто потому, что пришлось бы надолго отвлечься от любимых занятий. Так, скажу, забегая вперёд, в итоге и вышло: мы получили немало писем с извинениями за отказ от участия в проекте по причине огромной занятости. Это нас, чего скрывать, немало огорчало, но мы смирились, ибо хотелось затронуть побольше экологических «болевых точек» и привлечь специалистов из разных областей экологии: кто-то ведь больше разбирается в проблемах загрязнения воздуха, кто-то - мирового океана, третьи - в возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) и т.п. Разумеется, мы всем писали, что несмотря на то, что были бы безмерно счастливы получить развёрнутые ответы на все 43 вопроса, будем однако рады и тому, если придут ответы лишь на те, которые покажутся адресатам наиболее актуальными или интересными. Однако как люди серьёзные, ответственные, да ещё и азартные экологи в большинстве своём не хотели никаких исключений - и либо отвечали практически на все наши вопросы, либо присылали извинения, полные огорчения. Поэтому спасибо всем, кто откликнулся на предложение поучаствовать в нашем проекте - даже если и вынужденно отказался!

Всего мы направили более 1200 приглашений - на все континенты, кроме Антарктиды. Адресатам в дальнем зарубежье - по-английски. Хорошо бы, конечно, было адресоваться на их родных языках, но лингвистические познания редакции ограничены, а те питерские языковые кафедры, куда мы обратились с просьбой перевести наш вопросник и сопроводительные письма на европейские, арабский, китайский и ещё несколько языков, наши запросы проигнорировали. Ну, слава богу, впервые в жизни порадовался этому я, английским владеет полмира, так что обошлись.

В России наши приглашение получили, разумеется, президент, председатели обеих палат Федерального Собрания, советник президента по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской, главы всех субъектов Федерации, лидеры парламентских и не только (как, например, «Яблоко») партий. Однако, как вам сразу же бросится в глаза при чтении сборника, из всего этого «синклита» в нем есть ответы только губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Надеюсь, никто не подумает, что остальным мы вульгарно отказали, - и правильно сделаете.

Например, президент - это можно почти наверняка утверждать - сознательно уклонился. Письмо ему я отправил, как все, через электронную приёмную его администрации. А спустя 2 дня был до крайности изумлён ответом советника департамента письменных обращений граждан и организаций президентского Управления по работе с обращениями граждан и организаций О. Маслова № А26-01-ЗИ-5620191, который на голубом глазу известил меня, что содержание моего письма Путину... «не относится к деятельности Президента Российской Федерации».

Как вам это понравится?! Президент в самом начале 2016 г. объявляет своим Указом предстоящий год Годом экологии, в самом конце 2016-го проводит памятное заседание Госсовета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» - а спустя всего месяц (!) экологическая проблематика вдруг, оказывается, перестаёт относиться к его деятельности. Нонсенс же, причем форменный! Хотя... «У нас две тысячи сотрудников администрации, неужели вы думаете, что я каждого контролирую? Вон Песков.., мой пресс-секретарь, он несет иногда такую «пургу», я смотрю по телевизору и думаю: чего он там рассказывает?» , - заявил Путин в начале марта 2018 г. в интервью журналистке американского телеканала NBC. И это пресс-секретарь в должности заместителя главы президентской администрации! Что же говорить о столь ничтожном «винтике» этой администрации, как какой-то десятистепенный советник О. Маслов...

Хотя до прямо сказать озадачивающих откровений Путина оставался ещё почти год, я всё же усомнился в правоте г-на Маслова и решил повторить попытку упросить президента ответить на наши вопросы, кои, как я писал ему уже на адрес его пресс-службы, убеждён, самым непосредственным образом относятся «к деятельности Президента Российской Федерации». Коллеги, спасибо, не отмахнулись и порекомендовали написать письмо начальнику Управления пресс-службы и информации президента Андрею Цибулину - так-де будет вернее.

Написал, попросив оказать содействие в передаче моих обращений с вопросником не только Путину, но заодно и его спецпредставителю по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Иванову и советнику по вопросам изменения климата Бедрицкому. А уж, дескать, пожелают ли гг. Путин, Иванов и Бедрицкий откликнуться на мою просьбу или нет - решать им.

Не откликнулся никто!

Отмолчалось и большинство губернаторов и глав республик. Впрочем, из аппаратов некоторых пришли ответы в духе О. Маслова - мол, наш шеф этим не занимается, адресуйтесь в региональные комитеты, главки, министерства экологии. Подчинённые иных губернаторов, как, например, петербургского - Георгия Полтавченко, прислали справки об экологической работе, проделанной в регионе за определённый период (от года до пятилетки), а также о намеченной на Год экологии.

Естественно, о публикации всей этой канцелярщины не возникло и мысли: представляете, как бы бледно выглядели руководители регионов, опубликуй мы её вместо их личных суждений и рассуждений?! Чтобы подумали о них их же избиратели? Особенно на фоне Александра Дрозденко, тщательно, вдумчиво, глубоко, интересно и ярко ответившего на все без исключения наши вопросы. И, что самое ценное, - добровольно, ибо ни я, ни мои куда более авторитетные в глазах губернатора Ленинградской области коллеги-экологи не применяли никаких ухищрений и уловок, чтобы довести до сведения Александра Юрьевича нашу идею. Я отправил ему стандартный вопросник со столь же стандартным сопроводительным письмом по адресу электронной почты, предназначенному для писем обычных граждан, - и довольно скоро точно так же, по электронной почте, получил те самые ответы, которые вы теперь получите удовольствие прочитать. Как журналист с более чем полувековым профессиональным стажем скажу вам: такого практически не бывает. Но вот, как говорится, имело же место. Выходит, и губернатором можно быть не только с умной головой, но и с отзывчивым сердцем.

Удивил меня, но уже по-иному отказ бывшего министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского. Уже ему-то, казалось бы, сам бог велел где-только можно продвигать в 2017-м природоохранные идеи - «профильный» же год! Но он лишь довольно высокомерно дал понять через свою пресс-службу, что у нашего ресурса не тот уровень, чтобы министров о чём-то расспрашивать. Я, помнится, прочитал его «месседж»и почти равнодушно махнул рукой. Досадно, и крепко, мне стало немного позже, когда пришли ответы его коллеги - министра окружающей среды и изменения климата Канады Кэтрин Маккенны (Catherine McKenna). Да, они довольно декларативны и не больно-то содержательны, но главное же в том, что член правительства чужой страны проявил уважение к моему труду, тогда как свой «член» - откровенно побрезговал соотечественником. А пресс-секретарь канадского правительства Марк Джонсон (Mark Johnson), в отличие от нашенской министерской дамы, с неприличной язвительностью передавшей мне «отлуп» Донского, радушно отозвался на присланную мной ссылку на публикацию миссис Маккенны: «Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне напрямую, если вам понадобятся комментарии правительства Канады по любым экологическим вопросам!» (Please do not hesitate to come to me directly if you’re looking for comment from the Government of Canada on any environmental issues!) Вот так-то...

Ну, что ещё... Конечно, мы получили на свои более 1200 запросов всего 58 желаемых откликов. Разумеется, хотелось бы побольше. Но ведь и вопросник обширен, и работу текущую не всем удаётся и хочется откладывать. Да и всякие привходящие обстоятельства вечно встают на пути. В нашем архиве хранится чуть не сотня писем с твёрдыми обещаниями ответить - вот только, мол, книгу закончу, сборник статей отредактирую, цикл лекций отшлифую, экологическую акцию завершу, из научного отпуска или долгой экспедиции вернусь, подлечусь... Видимо, не успели, или по иным причинам наше сотрудничество не срослось.

Про совсем отмолчавшихся «экологических» россиян ничего сказать не могу: поди знай, что их остановило. Иностранцев же наверняка удержала от нежелательного, а может и опасного контакта уж который год раскручиваемая в западной прессе антироссийская вакханалия. Но при этом иные учёные-экологи первой величины, с мировыми именами откликались, и даже очень охотно. Разве я мог подумать, что столь радушно и подробно ответит Стюарт Пимм (Stuart L. Pimm) - биолог и эколог, руководитель заповедника Дорис Дьюк Николаевской школы окружающей среды при частном исследовательском Дьюкском университете (г. Дарем, Северная Каролина, США), профессор экологии, доктор философии. Тот самый Пимм, что является мировым лидером в изучении современного вымирания видов и того, что можно сделать, чтобы его предотвратить! А он ещё и трогательно извинялся, что ответил не тотчас, а чуточку погодя. А другая глыба американской и мировой экологии - Питер Глеик (Peter H. Gleick) - член Национальной академии наук США, один из создателей, почётный президент и главный научный сотрудник прославленного Тихоокеанского института (Окленд, Калифорния, США), всемирно известный эксперт по вопросам водных ресурсов и климата! Или Питер Уодхэмс (Peter Wadhams) - профессор физики океана, руководитель Группы физики полярных океанов на кафедре прикладной математики и теоретической физики Кембриджского университета (Великобритания), широко известный своими работами о морских льдах, больше которого о них не знает никто. Или Катрин Хейхо (Katharine Hayhoe) - американский климатолог канадского происхождения, профессор Техасского технического университета (г. Лаббок. Техас, США), чьи исследования направлены на понимание того, что означает изменение климата для людей и мест, где мы живем. Она была названа американским журналом «Тайм» одним из 100 самых влиятельных людей и 50 крупнейших мировых лидеров. Конечно, по поводу этих номинаций можно и улыбнуться, но имя Катрин сейчас буквально гремит в научном мире, и число её подписчиков в Твиттере впечатляет.

А вот до иных моих российских и западных респондентов я, вероятно, никогда бы и не добрался, если бы не содействие их коллег. Тут уж самый яркий пример - замдиректора международного экологического центра «Baikal Waste Management» Иркутского национального исследовательского технического университета, координатор международных эко-проектов Европейской Комиссии, BMU/UBА, член правления Европейско-российского центра эколого-экономического и инновационного развития (ЕРЦ «ЕвроРосс») Ольга Уланова. Именно благодаря Ольге Владимировне мы получили интереснейшие интервью её давних европейских партнёров. Одно из них принадлежит Фелицитас Шнайдер (Felicitas Schneider) - австрийскому экологу, члену правления 100 - First Zero Waste & Organic Cycle Organization (100-НПО - организация, созданная в 2014 году группой экспертов для поддержки правительств, местных органов власти и операторов отходов в Болгарии, других странах Восточной Европы и во всем мире для разрешения новых экологических проблем экономически эффективным и безопасным для окружающей среды способом), эксперту по профилактике пищевых отходов. До этого Фелицитас в течение 15 лет была научным сотрудником Института управления отходами и BOKU-Университета природных ресурсов и наук о жизни в Вене, тогда же, с 2006 года осуществляла экологические образовательные проекты в России, работала об руку с Ольгой Улановой на Байкале. Другое - Йохену Эббингу (Jochen Ebbing) - германскому экологу-практику, инженеру-специалисту по управлению отходами фирмы Lobbe Umweltberatung, члену правления того самого европейско-российского Центра эколого-экономического и инновационного развития «ЕвроРосс» («EuroRuss» e.V.), в руководство коего входит и Ольга Уланова. Огромное ей спасибо за такие человеческие подарки!

Не меньшая благодарность и тем западным учёным и экологам-практикам, которые не поддались на антироссийскую риторику, пренебрегли недружественной к нашей стране пропагандистской шумихой и поучаствовали в нашем проекте несмотря ни на что. Особенно тронуло короткое письмецо, которым сопроводил свои ответы Гари Опит (Gary Bruce Opit) - австралийский криптозоолог, педагог и ветеран защиты окружающей среды Австралии, личность на этом материке столь же легендарная, как у нас Николай Дроздов. Гари уже третье десятилетие - авторитетнейший на своей родине консультант по вопросам окружающей среды, преподаёт на Австралийском экологическом факультете университета Лонг-Айленд в Нью-Йорке, читает лекции для иностранных студентов по австралийской экологии и водит их на экскурсии в Национальный парк Ламингтон, а также учительствует в одной из средней школ, обучая школьников практическим курсам по естественной регенерации растений, ботанике, зоологии, экологии, микробиологии, географии и космологии. Он написал нам: «Благодарю вас за то, что вы отправили мне этот вопросник. Пожалуйста, прочитайте мои ответы и позвольте мне поздравить вас и народ России с вашей работой в области экологии и провозглашением 2017 года Годом экологии» . Согласитесь, это дорогого стоит в ту пору, когда на Россию со всех сторон льётся столько грязи.

Вот и всё. А теперь - читайте интервью умнейших и интереснейших людей, наслаждайтесь и мотайте их мудрость на ус.

Закончив воспроизведение слова от составителя сборника, должен заметить, что структура будущей книги такова: она разбита на 5 разделов - «Российские и зарубежные государственные деятели», «Российские учёные-экологи», «Зарубежные учёные-экологи», «Российские экологи-практики» и «Зарубежные экологи-практики». Поэтому начнём мы с раздела

Российские и зарубежные государственные деятели

Первое интервью читайте прямо сегодня - оно публикуется следом, отдельной записью.

Андрей Вознесенский

Оза
Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы

Поэма

Аве, Оза. Ночь или жилье,
псы ли воют, слизывая слезы,
слушаю дыхание Твое.
Аве, Оза...

Оробело, как вступают в озеро,
разве знал я, циник и паяц,
что любовь - великая боязнь?
Аве, Оза...

Страшно - как сейчас тебе одной?
Но страшнее - если кто-то возле.
Черт тебя сподобил красотой!
Аве, Оза!

Вы, микробы, люди, паровозы,
умоляю - бережнее с нею.
Дай тебе не ведать потрясений.
Аве, Оза...

Противоположности свело.
Дай возьм всю боль твою и горечь.
У магнита я - печальный полюс,
ты же - светлый. Пусть тебе светло.

Дай тебе не ведать, как грущу.
Я тебя не огорчу собою.
Даже смертью не обеспокою.
даже жизнью не отягощу.

Аве, Оза. Пребывай светла.
Мимолетное непрекратимо.
Не укоряю, что прошла.
Благодарю, что приходила.

Аве, Оза...

Женщина стоит у циклотрона -
стройно,

слушает замагниченно,
свет сквозь нее струится,
красный, как земляничинка,
в кончике ее мизинца,

не отстегнув браслетки,
вся изменяясь смутно,
с нами она - и нет ее,
прслушивается к чему-то,

тает, ну как дыхание,
так за нее мне боязно!
Поздно ведь будет, поздно!
Рядышком с кадыками
атомного циклотрона 3-10-40.

Я знаю, что люди состоят из атомов,
частиц, как радуги из светящихся пылинок
или фразы из букв.
Стоит изменить порядок, и наш
смысл меняется.
Говорили ей, - не ходи в зону!
а она

вздрагивает ноздрями,
празднично хорошея,
Жертво-ли-приношенье?
Или она нас дразнит?

Не отстегнув браслетки,
вся изменяясь смутно,
с нами она - и нет ее,
прислушаивается к чему-то...

"Зоя, - кричу я, - Зоя!.."
Но она не слышит. Она ничего не
понимает.

Может, ее называют Оза?

Не узнаю окружающего.

Вещи остались теми же, но частицы их, мигая,
изменяли очертания, как лампочки иллю-
минации на Центральном телеграфе.
Связи остались, но направление их изменилось.

Мужчина стоял на весах. Его вес оставался тем
же. И нос был на месте, только вставлен
внутрь, точно полый чехол кинжала. Не-
умещающийся кончик торчал из затылка.
Деревья лежали навзничь, как ветвистые озера,
зато тени их стояли вертикально, будто их
вырезали ножницами. Они чуть погромыхи-
вали от ветра, вроде серебра от шоколада.
Глубина колодца росла вверх, как черный сноп
прожектора. В ней лежало утонувшее ведро
и плавали кусочки тины.
Из трех облачков шел дождь. Они были похожи
на пластмассовые гребенки с зубьями дож-
дя. (У двух зубья торчали вниз, у треть-
го - вверх).
Ну и рокировочка! На месте ладьи генуэзской
башни встала колокольня Ивана Великого.
На ней, не успев растаять, позвякивали
сосульки.
Страницы истории были перетасованы, как кар
ты в колоде. За индустриальной революци
ей следовало нашествие Батыя.
У циклотрона толпилась очередь. Проходили
профилактику. Их разбирали и собирали.
Выходили обновленными.
У одного ухо было привинчено ко лбу с дыроч
кой посредине вроде зеркала отоларинго
лога.
«Счастливчик,- утешали его.- Удобно для
замочной скважины! И видно и слышно од
новременно».
А эта требовала жалобную книгу. «Сердце забы
ли положить, сердце!» Двумя пальцами он
выдвинул ей грудь, как правый ящик пись
менного стола, вложил что-то и захлопнул
обратно. Экспериментщик Ъ пел, пританцо вывая.

«Е9-Д4,-бормотал экспериментщик.-О, таин
ство творчества! От перемены мест слагае
мых сумма не меняется. Важно сохранить
систему. К чему поэзия? Будут роботы.
Психика - это комбинация аминокислот...
Есть идея! Если разрезать земной шар по эква
тору и вложить одно полушарие в другое,
как половинки яичной скорлупы...
Конечно, придется спилить Эйфелеву башню,
чтобы она не приткнула поверхность в рай
оне Австралийской низменности.
Правда, половина человечества погибнет, но за
то вторая вкусит радость эксперимента!..»
И только на сцене Президиум секции квазиис
кусства сохранял порядок. Его члены сияли,
как яйца в аппарате для просвечивания
яиц. Они были круглы и поэтому одинако
вы со всех сторон. И лишь у одного над
столом вместо туловища торчали ноги по
добно трубам перископа.
Но этого никто не замечал.
Докладчик выпятил грудь. Но голова его,
как у целлулоидного пупса, была повернута
вперед затылком. «Вперед, к новому искус
ству!» - призывал докладчик. Все согла
шались.
Но где перед?
Горизонтальная стрелка указателя (не то «туа
лет», не то «к новому искусству!») торчала
вверх на манер десяти минут третьего. Лю
ди продолжали идти целеустремленной це
почкой по ее направлению, как по ступе-
ням невидимой лестницы.
Никто ничего не замечал.
НИКТО
Над всем этим, как апокалипсический знак, го
рел плакат: «Опасайтесь случайных свя-
зей!» Но кнопки были воткнуты острием вверх.
НИЧЕГО
Иссиня-черные брови были нарисованы не над
а под глазами, как тени от карниза.
НЕ ЗАМЕЧАЛ.

Может, ее называют Оза?

Ты мне снишься под утро,
как ты, милая, снишься!..

Почему-то под дулами,
наведенными снизу,

ты летишь Подмосковьем,
хороша до озноба,
вся твоя маскировка -
30 метров озона!

Твои миги сосчитаны
наведенным патроном,
30 метров озона -
вся броня и защита!

В том рассвете болотном,
где полет безутешен,
но пахнуло полетом,
и - уже не удержишь.

Дай мне, господи, крыльев
не для славы красивой -
чтобы только прикрыть ее
от прицела трясины.

Пустье еще погуляется
этой дуре рисковой,
хоть секунду - раскованно.
Только пусть не оглянется.

Пусть хоть ей будет счастье
в доме с умным сынишкой.
Наяву ли сейчас ты?
И когда же ты снишься?

От утра ли до вечера,
в шумном счастье заверчена,
до утра? поутру ли?
за секунду до пули.

А может, милый друг, мы впрямь
сентиментальны?
И душу удалят, как вредные миндалины?

Ужели и хорей, серебряный флейтист,
погибнет, как форель погибла у плотин?

Ужели и любовь не модна, как камин?
Аминь?

Но почему ж тогда, заполнив Лужники,
мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?
И радостно и робко в нас души расцветают...
Роботы,
роботы,
роботы
речь мою прерывают.

Толпами автоматы
топают к автоматам,
сунут жетон оплаты,
вытянут сок томатный,

некогда думать, некогда,
в оффисы - вагонетки,
есть только брутто, нетто -
быть человеком некогда!

Вот мой приятель-лирик:
к нему забежала горничная...
Утром вздохнуа горестно, -
мол, так и не поговорили!

Ангел, об чем претензии?
Провинциалочка некая!
Сказки хотелось, песни?
Некогда, некогда, некогда!

Что там в груди колотится
пойманной партизанкою?
Сердце, как безработица.
В мире - роботизация.

Ужас! Мама,
роди меня обратно!..

Обратно - к истокам неслись реки.
Обратно -от финиша к старту задним
ходом неслись мотоциклисты.
Баобабы на глазах, худея, превращались в пру-
тики саженцев - обратно!
Пуля, вылетев из сердца Маяковского, пролетев
прожженную дырочку на рубашке, юркну-
ла в ствол маузера 4-03986, а тот, свернув-
шись улиткой, нырнул в ящик стола...

Твоя отец историк. Он говорит, что человече-
ство имеет обратный возраст. Оно идет от
старости к молодости.
Хотя бы средневековье. Старость. Морщинистые
стены инквизиции.
Потом Ренессанс - бабье лето человечества. Это
как женщина, красивая, все познавшая,
пирует среди зрелых плодов и тел.

Не будем перечислять надежд, измен, приклю-
чений XVIII века, задумчивой беременно-
сти XIX...
А начало ХХ века - бешеный ритм револю-
ции!.. Восемнадцатилетие командармов.
"Мы - первая любовь земли..."
"Я думаю о будущем, - продолжает историк, -
когда все мечты осуществляются. Техника
в добрых руках добра. Бояться техники?
Что же, назад в пещеру?.."
Он седой и румяный. Ему улыбаются дети
и собаки.

А не махнуть ли на море?

В час отлива возле чайной
я лежал в ночи печальной,
говорил друзьям об Озе и величье бытия,
но внезапно черный ворон
примешался к разговорам,
вспыхнув синими очами,
он сказал:
"А на фига?!"

Я вскричал: "Мне жаль вас, птица,
человеком вам родиться б,
счастье высшее трудиться,
полпланеты раскроя..."
Он сказал: "А на фига?!"

"Будешь ты, - великий ментор,
бог машин, экспериментов,
будешь бронзой монументов
знаменит во все края..."
Он сказал: "А на фига?!"

"Уничтожив олигархов,
ты настроишь агрегатов,
демократией заменишь
короля и холуя..."
Он сказал: "А на фига?!"

Я сказал: "А хочешь - будешь
спать в заброшенной избушке,
утром пальчики девичьи
будут класть на губы вишни,
глушь такая, что не слышна
ни хвала и ни хула..."

Он ответил: "Все - мура,
раб стандарта, царь природы,
ты свободен без свободы,
ты летишь в автомашине,
но машина - без руля...

Оза, Роза ли, стервоза -
как скучны метаморфозы,
в ящик рано или поздно...
Жизнь была - а на фига?!"

Как сказать ему, подонку,
что живем не чтоб подохнуть, -
чтоб губами тронуть чудо
поцелуя и ручья!

Чудо жить - необъяснимо.
Кто не жил - что спорить с ними?!

Можно бы - да на фига?

А тебе семнадцать. Ты запыхалась после гимнастики. И неважно, как тебя зовут. Ты и не слышала о циклотроне.
Кто-то сдуру соткнул на приморской набережной два ртутных фонаря. Мы идем навстречу. Ты от одного, я от другого. Два света бьют нам в спину.
И прежде, чем встречаются наши руки, сливаются наши тени - живые, теплые, окру женные мертвой белизной.
Мне кажется, что ты все время идешь навстречу!
Затылок людей всегда смотрит в прошлое. За нами, как очередь на троллейбус, стоит время. У меня за плечами прошлое, как рюкзак, за тобой - будущее. Оно за тобой шумит, как парашют.
Когда мы вместе - н чувствую, как из тебя в меня переходит будущее, а в тебя - прошлое, будто мы песочные часы.
Как ты страдаешь от пережитков будущего! Ты резка, искрення. Ты поразительно невежественна.
Прошлое для тебя еще может измениться и наступать. «Наполеон, - говорю я,- был выдающийся государственный деятель». Ты отвечаешь: «Посмотрим!»
Зато будущее для тебя достоверно и безусловно.
«Завтра мы пошли в лес»,- говоришь ты У, какой лес зашумел назавтра! До сих пор у тебя из левой туфельки не вытряхнулась сухая хвойная иголка.
Твои туфли остроносые - такие уже не носят. «Еще не носят»,- смеешься ты.
Я пытаюсь заслонить собой прошлое, чтобы ты никогда не разглядела майданеков и инквизиции.
Твои зубы розовы от помады.
Иногда ты пытаешься подладиться ко мне Я замечаю, что-то мучит тебя. Ты что-то ерза ешь. «Ну, что ты?»
Освобождаясь, ты, довольная, выпаливаешь, как на иностранном языке: «Я получила большое эстетическое удовольствие!
А раньше я тебя боялась... А о чем ты ду маешь?..»

Может, ее называют Оза?

Выйду ли к парку, в море ль плыву -
туфелек пара стоит на полу.

Левая к правой набок припала,
их не поправят - времени мало.

В мире не топлено, в мире ни зги,
вы еще теплые, только с ноги,

в вас от ступни потемнела изнанка,
вытерлось золото фирменных знаков...

Красные голуби просо клюют.
Кровь кружит голову - спать не дают!

Выйду ли к пляжу - туфелек пара,
будто купальщица в море пропала.

Где ты, купальщица? Вымыты пляжи.
Как тебе плавается? С кем тебе пляшется?..

В мире металла, на черной планете,
сентиментальные туфельки эти,

как перед танком присели голубки -
нежные туфельки в форме скорлупки!

. . . . . . . . . .

Друг белокурый, что я натворил!
Тебя не опечалят строки эти?
Предполагая
подарить бессмертье,
выходит, я погибель подарил.

Фельфебель, олимпийский эгоист,
какой кретин скатился до приказа:
"Остановись, мгновенье. Ты - прекрасно"?!
Нет, продолжайся, не остановись!

Зачем стреножить жизнь, как конокрад?
Что наша жизнь?
Взаимопревращенье.
Бессмертье ж - прекращенное движенье,
как вырезан из ленты кинокадр.

Бессмертье - как зверинец меж людей.
В нем тонут Анна, Оза, Беатриче...
И каждый может, гогоча и тыча,
судить тебя и родинки глядеть.

Какая грусть - не видеться с тобой,
какая грусть - увидеться в толкучке,
где каждый хлюст, вонзив клешни, толкуя,
касается тебя - какая боль!

Ты-то простишь мне боль твою и стон.
Ну, а в душе кровавые мозоли?
Где всякий сплетник, жизнь твою мусоля,
жует бифштекс над этим вот листом!

Простимся, Оза, сквозь решетку строк...
Но кровь к вискам бросается, задохшись,
когда живой, как бабочка в ладошке,
из телефона бьется голосок...

Люблю я Дубну. Там мои друзья.
Березы там растут сквозь тротуары.
И так же независимы и талы
чудесных обитателей глаза.

Цвет нации божественно оброс.
И, может, потому не дам я дуба -
мою судьбу оберегает Дубна,
как берегу я свет ее берез.

Я чем-то существую ради них.
Там я нашел в гостинице дневник.

Не к первому попала мне тетрадь:
ее командировщики листали,
острили на полях ее устало
и засыпали, силясь разобрать.

Вот чей-то почерк: "Автор-абстрактист"!
А снизу красным: "Сам туда катись!"
"Может, автор сам из тех, кто
тешит публику подтекстом?"
"Брось искать подтекст, задрыга!
ты смотришь в книгу -
видишь фигу"

Оставим эти мудрости, дневник.
Хватает комментария без них.

А после были вырваны листы.
Наверно, мой упившийся предшественник,
где про любовь рванул, что посущественней...
А следующей фразой было:
ТЫ.

Ты сегодня, 16-го, справляешь день рождения в ресторане «Берлин». Зеркало там на потолке.
Из зеркала вниз головой, как сосульки, свисали гости. В центре потолка нежный, как вымя, висел розовый торт с воткнутыми свечами.
Вокруг него, как лампочки, ввернутые в элегантные черные розетки костюмов, сияли лысины и прически. Лиц не было видно. У одного лысина была маленькая, как дырка на пятке носка. Ее можно было закрасить чернилами.
У другого она была прозрачна, как спелые яблоко, и сквозь нее, как зернышки, просвечивали три мысли (две черные и одна светлая - недозрелая).
Проборы щеголей горели, как щели в копилках.
Затылок брюнетки с прикнопленным прозрачным нейлоновым бантом полз, словно муха но потолку.
Лиц не было видно. Зато перед каждым, как таблички перед экспонатами, лежали бумажки, где кто сидит.
И только одна тарелка была белая, как пустая розетка.
«Скажите, а почему слева от хозяйки пустое место?»
«Генерала, может, ждут?», «А может, помер кто?»
Никто не знал, что там сижу я. Я невидим. Изящные денди, подходящие тебя поздравить, спотыкаются об меня, царапают вилками.
Ты сидишь рядом, но ты восторженно чужая, как подарок в целлофане.

Модного поэта просят: «Ах, рваните чего-то этакого! Поближе к жизни, не от мира сего... чтобы модерново...»
Поэт подымается (вернее, опускается, как спускают трап с вертолета). Голос его странен, как бы антимирен ему.

Молитва

Матерь Владимирская, единственная,
первой молитвой - молитвой последнею -
я умоляю -
стань нашей посредницей.
Неумолимы зрачки Ее льдистые.

Я не кощунствую - просто нет силы,
Жизнь забери и успехи минутные,
наихрустальнейший голос в России -
мне ни к чему это!

Видишь -- лежу - почернел как кикимора.
Все безысходно...
Осталось одно лишь -
грохнись ей в ноги,
Матерь Владимирская,
может, умолишь, может, умолишь...

Читая, он запрокидывает лицо. И на его белом
лице, как на тарелке, горел нос, точно бол
гарский перец.
Все кричат: «Браво! Этот лучше всех. Ну и тос
тик!» Слово берет следующий поэт. Он пьян
вдребезину. Он свисает с потолка вниз голо
вой и просыхает, как полотенце. Только не
сколько слов можно разобрать из его бормо
танья:

- Заонежье. Тает теплоход.
Дай мне погрузиться в твое озеро.
До сих пор вся жизнь моя -
Предозье.
Не дай бог- в Заозье занесет...

Все замолкают.
Слово берет тамада Ъ.
Он раскачивается вниз головой, как длинный
маятник. «Тост за новорожденную». Голос
его, как из репродуктора, разносится с по
толка ресторана. «За ее новое рождение,
и я, как крестный... Да, а как зовут ново
рожденную?» (Никто не знает.)
Как это все напоминает что-то! И под этим
подвешенным миром внизу расположился
второй, наоборотный, со своим поэтом, со
своим тамадой Ъ. Они едва не касаются за
тылками друг Друга, симметричные, как
песочные часы. Но что это? Где я? В каком
идиотском измерении? Что это за потолоч
но-зеркальная реальность?? Что за наобо-
ротная страна?!
Ты-то как попала сюда?
Еще мгновение, и все сорвется вниз, вдребезги,
как капли с карниза!
Надо что-то делать, разморозить тебя, разбить
это зеркало, вернуть тебя в твой мир, твою
страну, страну естественности, чувства -
где ольха, теплоходы, где доброе зеркало
Онежского озера... Помнишь?
Задумавшись, я машинально глотаю бутерброд
с кетовой икрой.
Но почему висящий напротив, как окорок, пе-
риферийный классик с ужасом смотрит на
мой желудок? Боже, ведь я-то невидим.
а бутерброд реален! Он передвигается по
мне, как красный джемпер в лифте.
Классик что-то шепчет соседу.
Слух моментально пронизывает головы, как бу
сы на нитке.
Красные змеи языков ввинчиваются в уши сосе
дей. Все глядят на бутерброд.
«А нас килькой кормят!» - вопит классик.
Надо спрятаться! Ведь если они обнаружат ме
ня, кто же выручит тебя, кто же разобьет
зеркало?!
Я выпрыгиваю из-за стола и ложусь на крас
ную дорожку пола. Рядом со мной, за сту
лом, стоит пара туфелек. Они, видимо,
жмут кому-то. Левая припала к правой.
(Как все напоминает что-то!) Тебя просят
спеть...
Начинаются танцы. Первая пара с хрустом про
носится по мне. Подошвы! Подошвы! Поче
му все ботинки с подковами? Рядом кто-то
с хрустом давит по туфелькам. Чьи-то
каблучки, подобно швейной машинке, про
шивают мне кожу на лице. Только бы не
в глаза!..
Я вспоминаю все. Я начинаю понимать все.
Роботы! Роботы! Роботы!

Как ты, милая, снишься!
«Так как же зовут новорожденную?» -
надрывается тамада.
«Зоя! - ору я.- Зоя!»

А может, ее называют Оза?

Знаешь, Зоя, теперь - без трепа.
Разбегаются наши ропы.
Стоит им пойти стороною,
остального не остановишь.

Помнишь, Зоя, - в снега застеленную,
помнишь Дубну, и ты играешь.
Оборачиваешься от клавиш.
И лицо твое опустело.
Что-то в нем приостановилось
И с тех пор невосстановимо.

Всяко было - и дождь и радуги,
горизонт мне являл немилость.
Изменяли друзья злорадно.
Сам себе надоел, зараза.
Только ты не переменилась.

А концерт мой прощальный помнишь?
Ты сквозь рев их мне шла на помощь.
Если жив я назло всем слухам,
в том вина твоя иль заслуга.

Когда беды меня окуривали,
я, как в воду, нырял под Ригу,
сквозь соломинку белокурую
ты дыхание мне дарила.

Километры не разделяют,
а сближают, как провода,
непростительнее, когда
миллиметры нас раздирают!

Если боли людей сближают,
то на черта мне жизнь без боли?
Или, может, беда блуждает
не за мной, а вдруг за тобою?

Нас спасающие - неспасаемы.
Что б ни выпало претерпеть,
для меня важнейшее самое -
как тебя уберечь теперь!

Ты ль меняешься? Я ль меняюсь?
И из лет
очертанья, что были нами,
опечаленно машут вслед.

Горько это, но тем не менее
нам пора... Вернемся к поэме.

Экспериментщик, чертова перечница,
изобрел агрегат ядреный.
Не выдерживаю соперничества.
Будьте прокляты, циклотроны!

Будь же проклята ты, громада
программированного зверья.
Будь я проклят за то, что я
слыл поэтом твоих распадов!

Мир - не хлам для аукциона.
Я - Андрей, а не имя рек.
Все прогрессы -
реакционны,
если рушится человек.

Не купить нас холодной игрушкой,
механическим соловейчиком!
В жизни главное - человечность -
хорошо ль вам? красиво? грустно?

Край мой, родина красоты,
край Рублева, Блока, Ленина,
где снега до ошеломления
завораживающе чисты...

Выше нет предопределения -
мир
к спасению
привести!
. . . . . . . . .
"Извиняюсь, вы - певец паровозов?"
"Фи, это так архаично...
Я - трубадур турбогенераторов!"
Что за бред!
Проклинаю псевдопрогресс.
Горло саднит от техсловес.
Я им голос придал и душу,
будь я проклят за то, что грядущем,

порубав таблеток с эссенцией,
спросит женщина тех времен:
"В третьем томике Вознесенского
что за зверь такой Циклотрон?"

Отвечаю: "Их кости ржавы,
отпугали, как тарантас.
Смертны техники и державы,
проходящие мимо ас.

Лишь одно на земле постоянно,
словно свет звезды, что ушла, -
продолжающееся сияние,
называли его душа.

Мы растаем и снова станем,
и неважно в каком бору,
важно жить, как леса хрустальны
после заморозков поутру.

И от ягод звенит кустарник.
В этом звоне я не умру".

И подумает женщина: "Странно!
Помню Дубну, снега с кострами.
Были пальцы от лыж красны.
Были клавиши холодны.

Что же с Зоей?"
Та, физик давняя?
До свидания, до свидания.

Отчужденно, как сквозь стекло,
ты глядишь свежо и светло.
В мире солнечно и морозно..

Прощай, Зоя.
Здравствуй, Оза!

Прощай, дневник, двойник души чужой,
забытый кем-то в дубненской гостинице.
Но почему, виски руками стиснув,
я думаю под утро над тобой?

Твоя наивность странна и смешна.
Но что-то ты в душе моей смешал.

Прости царапы моего пера.
Чудовищна отвественность касаться
чужой судьбы, тревог, галлюцинаций!
Но будь что будет! Гранки ждут. Пора.

И может быть, нескладный и щемящий,
придет хозяин на твой зов щенячий.
Я ничего в тебе не изменил,
лишь только имя Зоей заменил.

НА КРЫЛЬЦЕ,
ОЧИЩАЯ ЛЫЖИ ОТ СНЕГА,
Я ПОДНЯЛ ГОЛОВУ.
ШЕЛ САМОЛЕТ.
И ЗА НИМ
НА НЕИЗМЕННОМ РАССТОЯНИИ
ЛЕТЕЛ ОТСТАВШИЙ ЗВУК,
ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ, КАК ПРИЦЕП
НА БУКСИРЕ.

Дубна - Одесса
Март 1964 г.

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек »

А.Вознесенский

Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, 0 0 1 Fот крываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые 0 0 1 Fот крытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот

0 0 1 Fпро цесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось

невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И 0 0 1 Fвозникает во прос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.

Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди

0 0 1 Fви девшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае

непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что 0 0 1 Fочевидно, прави тели же видели в любых изменениях угрозу спокойствию

0 0 1 Fсвоего существова ния.

Но что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден, 0 0 1 Fна сколько непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что

значит― движение вперёд. Но что заставляет человечество двигаться вперёд, совершенствовать орудия труда и убийства? Я считаю что, прежде всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная

0 0 1 Fкон куренция людей между собой и природой. Большое количество людей на 0 0 1 Fогра ниченной площади послужило причиной для развития инструментов, а с

ними и ремёсел, а затем и науки. К сожалению, прогресс техники, науки всегда 0 0 1 Fбыл не отрывно связан с оружием и убийствами себе подобных. Даже

Архимед, когда возникла необходимость, использовал свои знания для борьбы с Римом, он соорудил совершеннейшие для своего времени орудия убийства.

Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века,

0 0 1 Fот крытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и

0 0 1 Fпрактиче ский интерес. В связи с тем, что «плоды науки» стали всё глубже

проникать в жизнь людей, всё больше творческих людей стали проявлять всё 0 0 1 Fбольше озабо ченности относительно будущего человечества в свете всё

0 0 1 Fбольшего совершен ствования техники. Многие писатели и поэты на стыке 0 0 1 Fвеков пытались пред сказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их

0 0 1 Fпрогнозы, что непри ятно, иногда сбывались.

Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:

«Летун отпущен на свободу. Качнув две лопасти свои, Как чудище морское в воду,

Скользнул в воздушные струи…

… Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид:

Ночной летун, во мгле ненастной Земле несущий динамит?»

Можно заметить, что Блок описывает самолёт гораздо совершеннее тех, которые существовали в момент написания стихотворения. Более того, я могу заметить, что первые попытки использования авиации в войне имели место только во время I мировой войны. Более того, в строчке «Земле несущий

0 0 1 Fдина мит», явно прослеживается нечто похожее на бомбовые удары, оружие,

которое использовалось даже не во время первой, а во время II мировой войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель динамита, считал, что после изобретения такого мощного оружия, войны будут невозможны, но как показывает история,

0 0 1 Fон да леко не мог предполагать как велико желание людей к войне.

Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века. Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди

0 0 1 Fлю бых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли

во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга

0 0 1 Fлю дям с разных континентов, компьютерные технологии достигли

невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем 0 0 1 Fобстановку на пла нете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют

локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами. Даже если отставить в сторону африканские госсударства, где войны

0 0 1 Fисторически были одним из ос новный занятий людей, то и в Европе,

являющейся одним из самых развитых регионов планеты, уже который год 0 0 1 Fбушует война в бывшей Югославии (при чём проблема этого региона очень не

нова, достаточно сказать только то, что события именно в этом регионе стали поводом для начала I мировой войны), и не верится, что противоречия враждующих сторон настолько глубоки, что их нельзя было за все эти годы решить мирным путём. Поэтому можно заметить, что наиболее сложные

0 0 1 Fпроблемы прошлого века, и в конце нашего остались не решенными.

Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления 0 0 1 Fчелове чества к самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность.

Учитывая современный уровень развития компьютерной и робо-техники, можно 0 0 1 Fпредста вить, что рано или поздно (если конечно человечество не уничтожит

само себя и не найдёт ответы на терзающие мир проблемы) человек будет 0 0 1 Fполностью ис ключён из товарно-изготовительного процесса. То есть можно

будет получать любые товары, услуги без приложения каких-либо усилий. 0 0 1 FНесомненно с пер вого взгляда такая ситуация является совершенной

0 0 1 Fидиллией, но если призаду маться, то в подобной ситуации у большинства

0 0 1 Fлюдей полностью исчезнут ка кие-то не было мотивы к созидательной или

0 0 1 Fиной другой деятельности. Ко нечно, можно предположить, что в такой утопии

будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество 0 0 1 Fвсегда отражало проблемы чело вечества, а если нет проблем, то и творчество

становится бессмысленным.

Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к 0 0 1 Fкатаст рофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или

медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский в своих словах.

Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, от¬крываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые от¬крытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот про¬цесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И возникает во¬прос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.
Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди ви¬девшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно, прави¬тели же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего существова¬ния.
Но что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден, на¬сколько непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что значит― движение вперёд. Но что заставляет человечество двигаться вперёд, совершенствовать орудия труда и убийства? Я считаю что, прежде всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная кон¬куренция людей между собой и природой. Большое количество людей на огра¬ниченной площади послужило причиной для развития инструментов, а с ними и ремёсел, а затем и науки. К сожалению, прогресс техники, науки всегда был не¬отрывно связан с оружием и убийствами себе подобных. Даже Архимед, когда возникла необходимость, использовал свои знания для борьбы с Римом, он соорудил совершеннейшие для своего времени орудия убийства.
Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века, от¬крытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и практиче¬ский интерес.
Многие писатели и поэты на стыке веков пытались пред¬сказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их прогнозы, что непри¬ятно, иногда сбывались.
Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:
«Летун отпущен на свободу.
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду,
Скользнул в воздушные струи…

… Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?»

Можно заметить, что Блок описывает самолёт гораздо совершеннее тех, которые существовали в момент написания стихотворения. Более того, я могу заметить, что первые попытки использования авиации в войне имели место только во время I мировой войны. Более того, в строчке «Земле несущий дина¬мит», явно прослеживается нечто похожее на бомбовые удары, оружие, которое использовалось даже не во время первой, а во время II мировой войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель динамита, считал, что после изобретения такого мощного оружия, войны будут невозможны, но как показывает история, он да¬леко не мог предполагать как велико желание людей к войне.
Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века.

конце XX века с миром в конце XIX века. Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди лю¬бых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга лю¬дям с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на пла¬нете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами.
Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались не¬решенными.
Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления челове¬чества к самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный уровень развития компьютерной и робо-техники, можно предста¬вить, что рано или поздно (если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдёт ответы на терзающие мир проблемы) человек будет полностью ис¬ключён из товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые товары, услуги без приложения каких-либо усилий. Несомненно с пер¬вого взгляда такая ситуация является совершенной идиллией, но если призаду¬маться, то в подобной ситуации у большинства людей полностью исчезнут ка¬кие-то не было мотивы к созидательной или иной другой деятельности. Ко¬нечно, можно предположить, что в такой утопии будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество всегда отражало проблемы чело¬вечества, а если нет проблем, то и творчество становится бессмысленным.
Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к катастрофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский
в своих словах.

Реакционный

РЕАКЦИОННЫЙ ая, ое. 1 . полит. Враждебный прогрессу, действующий в интересах реакции. БАС-1. Народничество реакционно, послкольку оно предлагает мероприятия, привязывающие крестьянина к земле и к старым способам производства. Ленин 1 481. // БАС-1. Все прогрессы - реакционны, если рушится человек. 1964. А Вознесенский Оза. // Душенко 81. || устар. Некоммунистический . Речь Деборина была совершенно лишена партийного содержания и какого-то бы ни было намека на установки правительства и партии в деле развития нашей науки, она, несомненно, окрылила реакционную часть академиков, но на других она произвела удручающее впечатление. 9.1. 1939. Донесение секретного агента о выборах новых академиков. // Звезда 2001 8 157.

2. спец. Отн. к химической реакции, предназначенный для химической реакции. БАС-1. Температура реакционной зоны. Природа 1937 9 17.. Реакционная смесь - смесь принимающая участие в реакции. ТЭ 1937 5 126. Реакционная колба. Реакционный чан. - Лекс. СИС 1937: реакцио/нный.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "реакционный" в других словарях:

    реакционный - консервативный, правый, мракобесный, ретроградный, оппортунистический, контрреволюционный; обскурантский, обскурантистский, черносотенный, охранительный. Ant. реформаторский Словарь русских синонимов. реакционный мракобесный; ретроградный… … Словарь синонимов

    РЕАКЦИОННЫЙ - РЕАКЦИОННЫЙ, реакционная, реакционное; реакционен, реакционна, реакционно. 1. прил. к реакция в 1 знач.; крайне консервативный, направленный к возврату старых или к сохранению антидемократических, антипролетарских порядков, к подавлению… … Толковый словарь Ушакова

    РЕАКЦИОННЫЙ - РЕАКЦИОННЫЙ, ая, ое; онен, онна. Осуществляющий реакцию 2, действующий в интересах реакции2. Реакционная печать. Реакционные режимы. | сущ. реакционность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    реакционный - 1. РЕАКЦИОННЫЙ см. 1. Реакция. 2. РЕАКЦИОННЫЙ, ая, ое; онен, онна, онно. Действующий в интересах реакции (2 зн.), поддерживающий старое, отжившее в борьбе против нового, передового, прогрессивного. Р ая идеология. Р ая теория. Р ая печать. Р ые… … Энциклопедический словарь

    реакционный - — [] Тематики защита информации EN reaction … Справочник технического переводчика

    реакционный - враждебный всему передовому, прогрессивному (см. реакция2). Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. реакционный [см. реакция политическая] – враждебный всему передовому, прогрессивному; контрреволюционный. Большой словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Реакционный - прил. 1. соотн. с сущ. реакция II 2., связанный с ним 2. Действующий в интересах политики активного сопротивления общественному прогрессу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    реакционный - реакционный, реакционная, реакционное, реакционные, реакционного, реакционной, реакционного, реакционных, реакционному, реакционной, реакционному, реакционным, реакционный, реакционную, реакционное, реакционные, реакционного, реакционную,… … Формы слов

    реакционный - реакци онный; кратк. форма онен, онна … Русский орфографический словарь

    реакционный - кр.ф. реакцио/нен, реакцио/нна, цио/нно, цио/нны; реакцио/ннее … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Популяризаторы отрицательных доктрин: социально-философские этюды , Писарев Д.И.. Предлагаемая читателю книга содержит избранные статьи выдающегося русского литературного критика, писателя и философа Д. И. Писарева (1840-1868), посвященные социально-философской…