Урок 9 кл спп с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными (урок-исследование) Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными (урок-исследование) - презентация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

Конспект

урока русского языка по теме

«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»

с аспектным анализом

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Класс: 9

Цели урока: образовательные:

Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;

Формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;

Развитие пунктуационных навыков;

Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

развивающие:

Развитие навыков монологической речи;

Развитие навыков парной и групповой работы;

Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Формирование умений анализировать полученную информацию;

Формирование умения слушать и вступать в диалог;

воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование: компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать - узнал», учебник, рабочий лист, таблица «Типы придаточных предложений в русском языке».

Ход урока

    1.Организационный момент.

Сегодня нас с вами ждет большая и интересная работа. Я прошу Вас помочь мне своими знаниями и активностью на уроке. В первой части урока мы будем работать с рабочими листами. Перед вами на партах лежат листочки «Мои достижения на уроке». Оцените свою готовность к уроку по пятибалльной шкале.

Кто оценил себя на «5»? На «4»? На «3»? Молодцы!

Ребята, вы проходите большую и сложную тему «Сложноподчиненное предложение» И начали знакомиться с видами придаточных. Давайте проверим, что известно вам по теории данного вопроса, используя прием «Верно-неверно». Я прошу вас взять рабочие листы, где на первой странице, вы отметите простым ответом да или нет верные и неверные утверждения. Работаем быстро, у вас 1,5 минуты. (Правильные ответы на слайде. Самопроверка)

2. Актуализация знаний

Я хочу загадать вам синтаксическую загадку. На слайде и в рабочих листах вы видите незаконченные предложения, скажите можно ли составить схему предложения и определить вид придаточного, если оно незакончено. Молодцы! Можно. Давайте попробуем это сделать.

Я желаю вам, чтобы….

День, который перевернет вашу жизнь, ….

Когда человек счастлив, он улыбается……

Кто догадался, что мы повторяли этим упражнением? Правильно, место придаточного в сложном предложении и виды придаточных предложений.

Разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств.Стр.1 на рабочем листе

Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия ).

3. Изучение нового материала

Давайте проверим, насколько развита у вас память.

Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)

Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.

Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.

Ребята, а кто из вас догадался, как мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Наша задача – выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.

4.Работа с учебником Прочитайте материал на стр.278

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

- Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).

Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).

5.Первичное закрепление

1.Прием « Кластер».

Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). «Виды придаточных»Итак, СПП с придаточными обстоятельственными Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.Учитель раздаёт таблицы обучающимся «Виды придаточных в СПП»

2. Путешествие по Ставропольскому краю (предложения об истории Ставропольского края)

П рочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:

    в 1-й столбик СПП с придаточными определительными

    в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными

    в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными

3.Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.Стр.4 на рабочем листе

4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.

1.Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин) (меры и степени)

2.Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.Пушкин) (места)

3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин). (цели)

4. Оттого я присмирел , что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин) (причины)

6. Итог урока

Мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.

Перед вами схема. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.

Значения

Обстоятельства

в простом предл.


Придаточные

обстоятельственные

7. Домашнее задание .

Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.

8. Рефлексия

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету. ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

УРОК № 32

Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными цели

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; формировать умения выделять главную и придаточную части, определять вид придаточной (цели); научить разграничивать союзы и союзные слова, при помощи которых придаточные цели связываются с главным предложением; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать культуру речи, внимательное отношение к одноклассникам.

Оборудование: учебник, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

Девять десятых мудрости заключается в том, чтобы быть мудрым вовремя.

Т. Рузвельт

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Если вы удачно выб..рете труд и влож..те в него свою душу то счастье само отыщет вас. (К. Ушинский)

Карточка № 2

Переведите предложение на русский язык. Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

Якщо добре працюватимеш честь і славу матимеш. (Народна творч ість)

Карточка № 3

Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев)

2. Проверка домашнего задания.

Установите соответствие между началом и окончанием пословиц. Запишите восстановленные высказывания. Определите виды сложноподчиненных предложений.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

Придаточные предложения цели указывают на цель действия, о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? и присоединяются к главному союзом чтобы, которому в главном предложении часто соответствуют указательные слова затем, для того, с тем.

Придаточное цели может стоять перед, после и внутри главного предложения, выделяется запятыми.

Например: Затем кузнец клещи кует, чтобы рук не сжечь. Указательные слова для того, для этого, затем, с тем могут относится как к главному предложению, так и к придаточному. В первом случае запятая ставится перед словами, во втором - после них.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

Перепишите предложения; расставьте знаки препинания; определите вид придаточного; подчеркните союз, которым оно присоединяется к главному, и указательные слова в главном предложении.

1) С утра была метель но к завтраку погода разгулялась.

2) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни.

3) Для того чтобы вовремя попасть в село мы должны были перебраться через широкую реку.

4) Ученик делал точно так как учил его мастер.

С данными словосочетаниями составьте предложения по образцу и запишите. Подчеркните союзы.

Образец:

Словосочетание - надо заниматься систематически. Предложение - Чтобы овладеть иностранным языком, надо заниматься им систематически.

Напишите советы одноклассникам на самые разные случаи жизни, используя союзы чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Закончите предложения, записанные на доске.

Придаточные предложения цели указывают на...

Придаточные предложения цели отвечают на вопросы...

Придаточные предложения цели присоединяются к главному союзами...

Придаточное цели может стоять...

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал по учебнику.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.

3. Выписать 5-7 предложений с придаточными цели, сделать синтаксический разбор одного из них.




Урок – исследование.

ТЕМА УРОКА : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями строения и пунктуации придаточных условных;

2) развивать умения находить придаточные предложения в тексте;

3) закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

4) развивать навыки употребления сложноподчиненных предложений в своей речи;

5) подготовить учащихся к сочинению о родном крае.

Воспитательная цель : воспитывать чувство любви к Родине и родной

Природе.

Наглядность: Опорная схема «Сложноподчиненные предложения с придаточными условными ».

Оборудование: карточки, таблица, компьютер.

Эпиграф:

Мне о России надо говорить…

А.Прокофьев

План урока.

    Орг. момент.

    Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведем урок-исследование, продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.

Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова А.Прокофьева:

Мне о России надо говорить…

Работая над текстами, мы постараемся подготовиться к сочинению- рассуждению о родном крае.

Сначала мы повторим изученные сведения о сложноподчиненных предложениях.

Вопросы:

Расскажите об особенностях строения сложноподчиненных предложений.

- Какие виды придаточных предложений вам уже известны?

И сегодня мы познакомимся еще с одним видом придаточных обстоятельственных, но пока проведем орфографическую «пятиминутку».

Орфографическая « пятиминутка»

Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами;

объясните выбор гласных в корнях с чередованием.

1 2 3 4 5

А) р…стение а о а о а

Б) з…ревать о о а а а

В) к…сательная а а а а о

Г) заг…рать а а о о о

Д) прил…гать а а а о о

Е) р…сток а о о а а

    Словарная работа. Подобрать синонимы к слову Родина .

Родина - отечество, отчизна, отчий край, страна отцов, родная страна.

    Работа по карточкам. Индивидуальные задания .(работа у доски и с компьютером)

Карточка №1

С чего начинается Родина?

Не сразу ответит на это человек. Один представит себе южное небо,

другой - бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири… У каждого человека есть свои корни, что дают ему жизнь. Мои корни - в приокском крае. Я люблю эту землю. Приокский край - моя родина.

Задание:

1.Определите основную мысль данного текста.

2.Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного, нарисуйте его схему.

Карточка№2

    Используя схему предложения, восстановите высказывание А. Н. Толстого.

    Определите вид придаточного предложения.

    К чему относится придаточное предложение ?

, (потому что….)

Мы, все, отечество, должны любить, здесь, мы, жизнь, получили, потому что.

Работа с компьютером – 4 человека.

Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

2005 г

5.Анализ текста.

Родина

При слове Родина взволнованно бьется сердце каждого человека.

Родина- это прежде всего дом, в котором ты родился. И береза под окном.

Родина- это улица, по которой ты бегал в школу. Родина- это двор, где ты играл с друзьями. Родина- это лес, речка и все то, что связано с отчим краем. Образ Родины, связанный с тем местом, где человек родился и рос, появляется у него с детства, и он бережно хранит его в своем сердце всю жизнь. Это его малая родина.

Но Родина- это не только место, где прошло наше детство. Родина-это вся наша огромная страна, которую называют большой Родиной.

Понятие Родины постепенно ширится и углубляется. Изо дня в день человек открывает свою родину и узнает, что Родина - это не только окружающая природа, но и ее люди, ее история, ее будущее. Но всегда она начинается с заветного уголка.

(по В. Григорьеву)

Задание к тексту:

    Определите тему текста и основную мысль.

    Найдите сложноподчиненные предложения, определите их вид.

    Объяснение нового материала. Исследование текста №1.( материалы для исследовательской работы распечатываются каждому ученику)

Безграничны просторы нашей Родины. Но для каждого из нас Родина начинается с маленького уголка, который навсегда входит в нашу жизнь… Если бы не было этого заветного уголка, то перед тобой не открылась бы дверь в огромный мир Родины.

Задание: 1 .Прочитайте последнее предложение.

2.Найдите главное и придаточное, задайте вопрос от главного предложения к придаточному.

3.Назовите средство связи главного предложения с придаточным.

4 Определите, на что указывает придаточное предложение?

5.Запишите выводы в опорную схему (заготовка опорной схемы раздается каждому учащемуся и заполняется по ходу исследований).

6 .Можно ли изменить место придаточного?

    Исследование №2.

Упр.№93. (учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык.9 класс.) Вывод оформляется в опорную схему. Опорная схема демонстрируется через компьютер (см. приложение к уроку).

8.Работа с компьютером. Тренировочные упражнения на закрепление нового материала.

Задание: указать предложения с придаточными условными (несколько человек –5-6 или все, по возможности кабинета). Задание №13, раздел №4. Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

Часть 2. Пунктуация. Издательство. « Айрис». Компания Магнамедиа.

2005 г.

или работа в группах.

1-ая группа . Выписать сложноподчиненные предложения с придаточными условными.

1.Если ты глубоко любишь родину, то не пожалеешь за нее и жизни.

2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва. (В.Маяковский)

3.Если бы люди все сообща могли отдаться духовной деятельности, то они узнали бы все. (В. Чкалов)

4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.(Л.Н.Толстой)

5. Раз мы начали говорить, то нужно договорить до конца.

6.Чем больше я старался забраться вглубь, тем реже становились деревья.

2-ая группа . К данным придаточным допишите главные предложения, расставьте знаки препинания.

1.Если вы хотите увидеть новые для себя края…

2. Если же в вашем крае много интересного…

3.Когда все люди на земле будут беречь природу…

4.Раз взялся за дело…

3-я группа. Написать сочинение- миниатюру « С чего начинается Родина?»

(использовать придаточные условия).

9. Вывод по уроку.(использовать опорную схему, демонстрация через компьютер)

-Что нового мы узнали на уроке?

10.Итоги урока. Домашнее задание: упр.94,§ 8.

Приложение к уроку.

Схема №1

(……….),

1.Задайте вопрос.

2.Укажите средство связи частей

сложного предложения.

3.На что указывает придаточное

предложение?

Схема

2

При каком условии?

КОЛИ…

КОГДА

(ЕСЛИ БЫ ),

РАЗ

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ.

Схема №3

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ

1.Отвечают на вопрос…

2.Соединяются с главным при помощи…

3.Указывают…

4.Относятся…




Аннотация Синтаксис СПП многообразен и функционален. Известно, что большинство придаточных обстоятельственных в таких предложениях имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды. Материал данного урока можно использовать в качестве дидактического материала к урочной, внеурочной деятельности, для организации индивидуального обучения, работы с одаренными детьми в области языка и литературы.




Интеллектуальная разминка Разберите по членам предложение. Чем оно интересно? Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол. В этом предложении очень много различных обстоятельств, представлены практически все их разряды: в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия; вечером – обстоятельство времени; несмотря на дождь – обстоятельство уступки; во двор - обстоятельство места; поиграть – обстоятельство цели; увлеченно – обстоятельство образа действия; очень – обстоятельство степени



Придаточные обстоятельственные А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных. Вероятно, их так же много, как и обстоятельств; они отвечают на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ? и КАК?


Проверяем гипотезу Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1. Смелый там найдет, где робкий потеряет. 2. Когда пьешь воду, помни об источнике. 3. Чтобы много знать, надо много читать. 4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. 5. Я счастлива, потому что умею любить. 6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (Выполнение задания у доски. Проверка).




СПП с придаточными места Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. 1.Откуда ветер оттуда и дождь. 2.Смелый там найдет где робкий потеряет. 3.Куда ветер дует туда и тучи несутся. 1. (откуда), [оттуда ]. 2.[там ], (где). где? 3.(куда), [туда ]. куда? откуда?


Проведение физкультминутки Закрыть глаза (досчитать до пяти) – вдох. Открыть глаза (посмотреть вверх, вниз, в стороны) – выдох. «Эмоциональная разрядка» Нахмуриться так, как это делает рассерженный человек или как осенняя тучка. Затем улыбнуться друг другу, как дети, увидевшие чудо.


Обобщим! Начинаем заполнять таблицу «Виды придаточных обстоятельственных в СПП») Вид придаточ- ного На какие вопросы отвечает К чему относится Средства связи Указатель- ные слова Обстоятель- ственное места Где? Куда? Откуда? Ко всему главному предложени ю (к сочетанию сказуемого с указательны ми словами) Союзные слова: где, куда, откуда Там, туда, оттуда


П\П Придаточные Вопрос Союзы Союзные слова К чему присоединяет ся Указательные слова 1 Места Где? Куда? Откуда? ______ Где, куда, откуда Сказуемое, обстоятельств о места Там, туда, оттуда 2 Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Когда, как только, едва _______ Сказуемое, обстоятельств о времени Тогда, до тех пор, после того как 3 Образа и степени действия Как? Каким образом? До какой степени? Как, будто, словно, точно Как, что, сколько, насколько Сказуемое, обстоятельств о образа действия Так, такой, таким образом 4Условия При каком условии? Если, если..то, когда, кабы _______Сказуемое В случае, тогда 5Причины Почему? Отчего? По какой причине? Потому что, так как, ибо _______Сказуемое Потому, ввиду того, вследствие того 6Цели Зачем? С какой целью? Для чего? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы _______Сказуемое Для того, затем, с тем 7Сравнения Как? На сколько? Как, как будто, словно, точно _______ Все предложение, обстоятельство образа действия Так, настолько, только


Подумай! Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1.Медведь остановился там, где только что стоял лось. [ там ],(с.с. где). – Придаточное обстоятельств. места где? 2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось. какой? [ той сущ ],(с.с. где). – Придаточное определительное 3. Медведь заметил, где стоял лось. [ глаг. ],(с.с. где). – Придаточное изъяснительное что?


Различие СПП с придаточными определительными и места, присоединенными при помощи союзных слов где, куда, откуда. Придаточные определительные Распространяют член предложения, выраженный существительным. Союзные слова могут быть заменены союзным словом который. Союзным словам в главной части соответствует указательное местоимение тот. Отвечает на вопросы какой?, каков?, какое? и т.д. Придаточные места Распространяют сочетание сказуемого с указательными словами там, туда, оттуда. Замена невозможна Союзным словам в главной части предложения соответствуют указательным словам (наречия) там, туда, оттуда. Отвечают на вопросы где?, куда?, откуда?


Различие СПП с придаточным изъяснительным и места Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы. Указательные слова там, туда, оттуда к сказуемому, требующему изъяснения, поставить нельзя Придаточные места Отвечают на вопросы обстоятельств: где?, куда?, откуда? При сказуемом, к которому относятся придаточные места, можно поставить указательные слова там, туда, оттуда


Творческая работа -прочитайте текст; -озаглавьте его; -найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными; -какие ассоциации у вас вызывает бабочка? Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась так далеко, что он был известен за пределами родного города. Но был в городке человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел завистник на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Таким образом все поймут, насколько я умнее» Так все и случилось. Хитрец поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрому старцу. Спросил он у него: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец ответил так, что завистник побагровел от злости. Он сказал: ???








Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Разработала учитель русского языка МБОУ СОШ № 7 г. Конаково Хицкова Ирина Николаевна

Цель: - получить понятие о СПП с придаточными обстоятельственными; - начать формировать умения определять типы обстоятельственных предложений; - совершенствовать пунктуационные навыки при употреблении СПП.

Ход урока:

    Сообщение цели. Повторение.
- Сегодня мы изучаем придаточные обстоятельственные, а какие-то виды придаточных вы уже знаете. Давайте вспомним их: 1) Какие три большие группы придаточных по значению мы выделяем? (опред, изъясн, обстоят) 2) Какие из них вам уже знакомы? (опред, изъясн) - Для того чтобы проверить ваши знания об этих придаточных и умение определять вид придаточного, небольшая проверочная работа. Задание: заполнить таблицу, анализируя предложенные предложения. № предложения
1 вариант: 1.Мне показалось, что сейчас сгорит все живое. 2.Попадались полянки, которые заросли высокими желтыми цветами. 3.Оставшись один, он (Плюшкин) даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое беспримерное великодушие. 4.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. № предложения
2 вариант: 1.Я догадывался, что брат привез мне. 2.Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. 3.Макар и не заметил, что на равнине как будто стало светать. 4.Не помню, сколько длился этот тягостный разговор.
- После проверки сообщу оценки, но уже сейчас можете уяснить для себя, усвоили ли вы тему «Придаточные изъяснительные и определительные» или нет. (Проверка по проекции на экране)
- Для кого не составило труда определить вид придаточного? Молодцы, значит вы готовы к изучению нового. - А теперь скажите, пожалуйста, какой еще вопрос вы бы задали для более глубокого анализа данных предложений? (вопрос о средстве связи: союз или союзное слово) - А как отличить, союз или союзное слово перед нами?
    Новый материал.
А теперь мы готовы к изучению нового материала, записываем тему урока. - С какими второстепенными членами соотносятся придаточные обстоятельственные? - Следовательно, нам понадобится сегодня вспомнить кое-что об обстоятельствах. - См. на экран: на какие вопросы отвечают обстоятельства данных видов? Виды обстоятельств
- Замечательно, я вижу, что вам нетрудно будет сегодня запомнить информацию о придаточных обстоятельственных. - Давайте сравним информацию об обстоятельствах с информацией о придаточных обстоятельственных, см. учебник - Что бы вам хотелось отметить? (+ сравнения, уступки, следствия) - Есть случаи, в которых будет невозможно задать вопрос. Какие?
    Первичное закрепление.
Чтобы закрепить полученные о СПП с придаточными обстоятельственными знания, комментированное письмо. Задание : записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного. 1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (обр.дей) 2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. (места) 3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи. (места) 4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (услов) 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (услов) 6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. (причин) 7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. (цели) 8. Чтоб эту истину понять еще ясней, прослушай басенки моей. (цели) 9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. (уступки) 10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (след)
    Закрепление нового.
А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа. Задание : записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. Самопроверка.

Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.

Весна.

Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели) 1-2 ош – «4», 3-5 ош – «3», 6 и более – «2»
    Итоги урока
См. на схемы и определяем вид придаточного обстоятельственного (не глядя в учебник). На экране появляются поочередно схемы. , (когда…). - образа действия и степени , (где…). - места , когда(). - времени , если(). - условия , потому что(). - причины , чтобы(). - цели , словно(). - сравнения , хотя(). - уступки , так что(). - следствия
    Д\З упр.по учебнику или составляем текст, аналогичный представленному в самостоятельной работе.