Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: тексты для изложений. Изложение с элементами сочинения. Чтение по абзацам и выявление микротем

Тексты для изложений 6 класс

НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Однажды хозяйка уехала по делам и забыла, что у нее на кухне осталась кошка. А у кошки были три котенка, которых надо было кормить. Вот кошка проголодалась и стала искать что-нибудь съестное. А на кухне никакой еды не было. Тогда кошка вышла в коридор. Но и в коридоре она тоже ничего хорошего не нашла. Тогда кошка подошла к одной комнате и почуяла через дверь, что там чем-то вкусным пахнет. Кошка стала лапкой открывать дверь. А в этой комнате жила соседка, которая ужасно боялась воров. Она сидела у окна, кушала пирожки и дрожала от страха. И вдруг она видит, что дверь в ее комнату тихонько открывается. Соседка пугается и говорит:

Ой, кто там? Но никто не отвечает. Соседка подумала, что это воры, открыла окно и выпрыгнула во двор. И хорошо, что она жила на первом этаже. Иначе она сломала бы себе ногу или еще что-нибудь. А так она только немножко ушиблась и расквасила себе нос. Соседка побежала звать дворника, а кошка тем временем открыла лапкой дверь, нашла на окне четыре пирожка, съела их и снова пошла на кухню к своим, котятам. Вот приходит дворник с соседкой и видит, что никого в квартире нет. Дворник рассердился и ущел. А соседка села у окна и снова хотела заняться пирожками. И вдруг видит, что никаких пирожков нет. Она подумала, что это она сама их съела и от страха позабыла. И тогда она легла спать голодная. А утром приехала хозяйка и опять стала вовремя кормить кошку. (По М. Зощенко)

МАЛЬЧИК И ПТИЧКА

Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками и мушками. Мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков. Он хотел взять одного и принести его домой. Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем упала к его ногам птичка. Упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить птичку, но она немножко попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. Он подумал, что птичка ушибла себе крыло и поэтому летать не может. Только мальчик подошел к птичке, а она снова запрыгала по земле и немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка вспорхнула и снова села в траву. Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик рассердился на птичку и пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И он понял, что потерял то место, где было гнездышко. Тогда мальчик догадался, что птичка нарочно упала с дерева и бегала по земле, чтобы подальше увести его от гнездышка. Так мальчик и не нашел птенчика. Он собрал немножко лесной земляники и пошел домой. (По М. Зощенко)

МЕДВЕДЬ-РЫБАК

В прошлом году я весну встречал на Камчатке. Там увидел я однажды медведя-рыбака. Сидит в реке здоровенный медведь. Сидит по горло в воде, только голова сухая из воды торчит, как пень. Башка у него громадная, мохнатая, с мокрой бородой. Он ее то на один бок наклонит, то на другой: рыбу высматривает. И вдруг что-то лапами стал в воде хватать. Вижу - достает рыбу-горбушу. Прикусил он горбушу и сел на нее. Зачем это он, я думаю, на рыбу-то сел? Сел и сидит в воде на рыбе. Да еще и проверяет лапами: тут ли, под ним ли? Вот плывет мимо вторая рыба, и ее медведь поймал. Прикусил и тоже на нее садится. А когда садился, опять, конечно, привстал. И первую рыбу течением из-под него утащило. Мне-то сверху все видно, как эта горбуша покатилась по дну. А медведь как рявкнет! Потерялась рыба. Ах ты! Непонятно ему, бедняге, что такое с его запасом делается, куда он девается. Посидит, посидит, да и пощупает лапой под собой: тут ли рыба, не убежала ли? А как схватит новую, опять я вижу, что старая выкатилась из-под него, и ищи-свищи! Ведь, на самом деле, обида какая: теряется рыба, и все тут! Долго-долго сидел он на рыбе, ворчал, даже пропустил две рыбины, не решился ловить; я видел, как они проплыли мимо. Потом опять подцепил лапой горбушу. И опять все по-старому: нет прежней рыбы. Я лежу на берегу, хочется мне посмеяться, а смеяться нельзя. Попробуй-ка посмейся! Тут тебя медведь со злости съест вместе с пуговицами. Громадную сонную рыбину натащило течение прямо на медведя. Сгреб он ее, кладет под себя... Ну, конечно, под ним пусто. Тут медведь так обиделся, что заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде. Ревет, захлебывается. Вылез из воды, отряхнулся и ушел в лес. А рыбу опять потащило течение. (По Е. Чарушину)

Цели урока:

  • повторение темы “художественные средства языка”, “стили и типы речи”,
  • обучение приёмам сжатия текста,
  • развитие умения выделять микротемы,
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, ксерокопии текста изложения

Оформление доски:

  • Юрий Яковлев.
  • Рассказ “Солнце с белыми лучами”
  • Сжатое изложение.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

– Ребята, как вы понимаете тему урока? Что значит сжатое изложение?

(На уроке будем готовиться к изложению; написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст, не искажая смысла)

– А название рассказа о чём вам говорит? Какое средство выразительности использует автор?

Почему? (слайд 2)

(Речь пойдёт о ромашке; метафора – скрытое сравнение; так интереснее, загадочнее)

2. Сообщение ученика о писателе

(слайд 1):

Юрий Яковлев родился в Ленинграде (теперь это Санкт-Петербург) в 1922 году. Школу закончил в 1940 и был призван на службу в армию. Он участник Великой Отечественной войны, наводчик зенитной батареи. После войны учился в Литературном институте, написал много рассказов для детей и подростков. Один из них – “Солнце с белыми лучами”.

3. Чтение текста учителем или подготовленным учеником. (приложение 1)

4. Анализ текста:

– Перечитайте текст и ответьте на вопросы:

– Когда происходят события, изображённые в тексте? (В будущем)

– Определите тему текста. (Исчезновение ромашки)

– Определите основную мысль текста (идею, с какой целью написан рассказ?) (Автор предупреждает, к чему может привести неразумное отношение к природе)

– Определите стиль речи (художественный, так как много изобразительных средств)

– Какие средства выразительности использует автор и что этим достигается? (эпитеты: странный цветок, удивительное растение, незнакомое, самый родной метафоры: белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами, цветок-инопланетянин сравнения: казалось, что выпал снег; стал чужим, как инопланетянин олицетворения: покрывали поля, новосёл таинственный, белое колёсико встречало человека)

– А что такое “тёплый летний снег”? Как вы понимаете это выражение? (тёплый снег – это оксюморон (совмещение несовместимого, например, страшно весело)

– Что изменится, если не использовать средства выразительности? (стиль будет научным)

– Сможем ли мы тогда выразить свои чувства, эмоции, отношение к изображаемому предмету? (нет)

– Что же отличает художественный стиль от научного? (использование изобразительно-выразительных средств)

– Определите тип речи, докажите. (Повествование)

– Только ли? (описание ромашки есть)

– Что в тексте важнее: описание цветка или повествование? (Описание ромашки)

Следовательно, сокращать будем повествовательную часть.

5. Работа над сжатием текста.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

Чтение первого абзаца (слайд 3), выделение ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях карандашом подчёркивают ключевые слова, зачёркивают то, что можно исключить)

а) О чём идёт речь?

б) Как озаглавим? (Странный цветок) слайд 4

г) Как сократим этот абзац? Что сделаем с диалогом? Как быть с повторами?

д) Запишите свой вариант первого абзаца.

е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их корректировка, затем слайд 4.

Чтение второго абзаца (слайд 5), выделение ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях карандашом подчёркивают ключевые слова, зачёркивают то, что можно исключить)

а) О чём идёт речь?

б) Как озаглавим? (отец изучает незнакомца) слайд 6

в) Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся работают самостоятельно, затем вместе проверяем полученное и корректируем).

г) Как сократим этот абзац?

д) Запишите свой вариант второго абзаца.

е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их корректировка, затем слайд 6

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

Чтение третьего абзаца (слайд 7), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) О чём идёт речь?

(Для всех это растение – загадка: никто не узнаёт его)

б) Озаглавьте абзац.

(Таинственный новосёл) слайд 8

Вариант сжатия абзаца (слайд 8):

Чтение четвёртого абзаца (слайд 9), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) Какой была бабушка? (Старенькая, ей сто лет, она много знает)

б) Почему слёзы на её глазах? (Вспомнила цветы)

в) Перечитайте пятый абзац (слайд 10), можно ли объединить эти два абзаца? (Конечно, говорится об одном)

г) Озаглавьте. (Ромашка из бабушкиного детства) слайд 11

Эта часть текста очень важна, поэтому и сокращать будем осторожно.

– Слова бабушки важны? (Очень)

В них разгадка тайны растения, бабушка назвала цветок и рассказала о нём.

Вариант сжатия четвёртого и пятого абзацев (слайд 11):

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег.

Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.

Чтение шестого абзаца (слайд 12), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) Чем важна эта часть? (В ней – основная мысль, идея всего текста)

– Какие слова повторяются дважды и почему? (Не уберегли, люди виновны в том, что исчезла ромашка, так автор привлекает наше внимание к проблеме бережного отношения к природе)

б) Как озаглавим? (“Мы виноваты перед вами, дети: не уберегли родной цветок ”)

Вариант сжатия шестого абзаца (слайд 13):

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку.

Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.

– Какова она?

– Давайте запишем, как по-разному в тексте назван цветок. Что это? Зачем нужны? (Синонимы текстовые или контекстуальные используются, чтобы избежать повторов, ярче и выразительнее выразить мысль)

  • Ромашка – странный цветок
  • неизвестный цветок
  • белое колёсико с жёлтой сердцевинкой
  • солнце с белыми лучами
  • таинственный новосёл
  • цветок-инопланетянин
  • удивительное растение
  • самый родной цветок

– Теперь мы готовы к написанию сжатого изложения?

На втором уроке учащиеся пишут сжатое изложение в тетрадях по развитию речи. Слайд14, 15,16 (приложение 2)

Домашнее задание : ответить письменно на вопрос:

А мы ответственны за природу?

Литература:

  • Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева и др.– М. : Просвещение, 1991. – С. 113-115.

Приложение

Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

– Мама, мы нашли странный цветок!

– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

– Значит, не ты посадила его? - сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

– Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок - инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

– Это ромашка, – тихо сказала бабушка,

– Ро – маш – ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

– Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой: “Срывали просто так”.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. (399 слова)

Вариант сжатого изложения

Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.

Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег. Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.

Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим. (151 слово)

Урок по развитию речи в 6 классе с использованием приемов РКМЧП.

Тема урока: Подробное изложение. Текст «Встреча с кашалотом»(6класс).

Цели

Ход урока:

1 этап-активизация каждого ученика.

1 .-В названии содержится слово встреча.(Название текста читается не полностью ). Какие ассоциации возникают у вас с этим словом, запишите в тетрадях.

азговор, узнавание, беседа).

Задайте вопросы.

Кто встречается и с кем?

Где происходит встреча?

Что необычного в этом?

2.- Что отражено в названии текста? (Тема)

3 .На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним сюжетную канву:(корабль, пролив, не врезаться во льды, удар, качнуло)

Индивидуальная работа, прослушивание и обсуждение нескольких вариантов работ.

2 этап– осмысление текста.

-Прослушайте 1 часть текста, подтвердилась ли ваша версия?


Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло…

Заполнение дневника:

Кто? Что?

Ключевые слова на доске: как кувалда, чудовище .

Кто это?

Прослушайте 2 часть.

Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло. Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом. Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был …

Ключевое выражение на доске: фонтан пара.

Кашалот? Опишите его, используя знания из области зоологии (работа в паре). Прослушивание ответов.

Прослушайте3 часть текста.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

Правильно ли вы описали кашалота?

Заполнение дневника

Кто? Что?

- Почему кашалот плыл за кораблем? Ваши предположения?

(Работа в паре, группе). Прослушивание версий.

Прослушайте последнюю часть текста.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения.
Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
- Оправдались ли ваши предположения?

Заполнение дневника.

Кто? Что?

Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?

Прослушайте текст еще раз, напишите изложение близкое к тексту.

Работа с черновым и чистовым вариантами.

3 этап - рефлексия. Заполнение листа.

Вопрос

Приложение

Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.
Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло… Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом.

Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете я разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения. Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
(По Г.Снегиреву).

1. обучающие:

  1. отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
  2. актуализация опорных знаний по стилистике;
  3. обучение приёмам работы над творческим заданием;

2. развивающие:

  1. закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации текста;
  2. развитие умения создания собственного текста на основе личных наблюдений и полученной информации;
  3. формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;

3. воспитывающие:

  1. воспитание высоких нравственных ценностей (доброты, ответственности, любви к природе);
  2. формирование интереса к слову, русскому языку и их богатым возможностям.

Метод: репродуктивный, исследовательский.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением зимнего леса, белок; записи на доске; музыкальная композиция “Звуки леса”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа с учащимися по вопросам:

1) Что такое подробное изложение текста?

Подробное изложение текста – это письменный пересказ исходного текста, максимально приближенный к его содержанию.

2) Каким требованиям должно соответствовать подробное изложение?

Обобщение учителя. Подробное изложение должно соответствовать определённым требованиям.

Требования к подробному изложению:

  1. максимальная приближенность к исходному тексту;
  2. сохранность всех микротем;
  3. соблюдение последовательности в развитии событий;
  4. установление смысловой связи между абзацами и предложениями;
  5. соответствие языковых средств стилю и типу речи текста.

2. Совместное определение задач на два урока.

Первый урок – подготовка написанию подробного изложения с творческим заданием. Второй урок – непосредственное его написание.

  1. провести комплексный анализ текста;
  2. определить микротемы текста и составить его план;
  3. поработать над истолкованием незнакомых слов;
  4. повторить ключевые понятия, связанные с интерпретацией текста;
  5. совершенствовать умение отбора содержательного материала и языковых средств для создания собственного текста и выполнения творческого задания.

III. Работа с исходным текстом С. Топоркова “Беличьи кладовки”.

1. Первое прочтение текста учителем.

Беличьи кладовки.

Солнце ещё только позолотило макушки высоких деревьев, а я уже подумываю об отдыхе. Выбрав укромное местечко под нависшими ветками вечнозелёной старухи ели, снимаю лыжи и сажусь на её толстую коричневато – фиолетовую руку. Сижу тихо, посматриваю из засады вокруг.

И вдруг прямо передо мной шлёпается в снег серебристый пушистый комок. “Белка! Что же ей надо на вырубке?”

Поведение зверька заинтересовало меня. Вот он спокойно движется по вырубке, изредка склоняя мордочку к снегу. Вот направляется к высокому древнему пеньку, надвинувшему снежную чалму на самые глаза. Здесь белка останавливается и вдруг скрывается в облачке снежной пыли. Через минуту зверёк весь уходит под снег.

Этого я уже не могу вытерпеть. Быстро, не закрепляя, надеваю лыжи и бегу к месту происшествия. Напуганная белка опрометью кидается из ямки и длинными прыжками стелется в сторону ближней ёлки. По пути зверёк роняет на снег что-то чёрное. Подхожу – сухой гриб!

Тут – то я и вспомнил, что с осени белки запасают грибы, накалывая их на сухие сучки, забивая под отставшую кору старых пней. Запах грибов белки чувствуют через тридцатисантиметровую толщу снега. Конечно, белки не помнят всех своих кладовок. Если не найдёт их хозяин, найдёт другая белочка. Удобно, не правда ли? Особенно когда голодное время настанет.

2. Второе прочтение текста .

Текст читается учителем по абзацам, совместно с учащимися определяются пять микротем текста; устанавливается, что количесто микротем соответствует количеству абзацев в предложенном тексте.

3. Учащиеся самостоятельно составляют план текста .

Задание (самостоятельно составить и записать в черновом варианте план текста) даётся учащимся перед вторым прочтением текста.

4. Редактирование учащимися собственных планов текста.

После второго прочтения текста и самостоятельной работы по составлению плана учащиеся сверяют свои планы с предложенным примерным планом и по желанию редактируют собственные планы.

Примерный план текста:

  1. отдых под елью;
  2. неожиданное появление белки;
  3. странное поведение зверька;
  4. бегство белки с места происшествия;
  5. беличьи запасы грибов.

5. Словарная работа.

Позолотить – окрасить в золотистый цвет (перен.). Макушки (деревьев) – вершины. Укромное (местечко) – тайное, удобное, скрытое. Засада – скрытое расположение кого – либо с определённой целью. Вырубка (лесная) – место, где вырублен лес. Чалма – у мусульман: головной убор – длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг головы. Снежная чалма (на пне) – много снега (перен.). Опрометью – быстро, стремительно. Кладовка – небольшая кладовая, то есть помещение для хранения припасов.

6. Комплексный анализ текста.

Учитель. К какому стилю относится предложенный текст: художественному, научному, публицистическому, официально – деловому, разговорному?

Учащиеся. К художественному.

Учитель. Аргументируйте свой выбор.

Учащиеся. Основными признаками предложенного текста являются образность и яркий, выразительный язык.

Учитель. Каков тип речи: повествование, описание, рассуждение?

Учащиеся. Доминирует повествование. В него включены элементы описания природы, белочки и её поведения.

Учитель. Определите тему текста, задав к нему вопрос: о чём текст?

Учащиеся. Тема текста – происшествие на лесной вырубке.

Учитель. Сформулируйте основную мысль текста. Для этого задайте вопросы: зачем автор рассказывает о происшествии с белочкой? что он хочет этим сказать?

Учащиеся. Белочки по-хозяйски готовятся к зиме, наполняют свои кладовки запасами, а в голодное время ими пользуются.

Учащиеся. “Происшествие на лесной вырубке” (выражает тему текста), “Запасливые белочки” (выражает основную мысль текста).

7. Нахождение в тексте С.Топоркова “Беличьи кладовки” языковых художественных средств и определение их функций.

На доске сделана предварительная запись языковых художественных средств с их краткими определениями: эпитет (художественное определение), метафора (бессоюзное сравнение), сравнение (сравнение с союзами как, как будто, будто, точно, словно), олицетворение (уподобление неживых предметов живым), лексические повторы (повтор одних и тех же или однокоренных слов), разговорная лексика (сниженная лексика), однородные члены предложения , восклицательные предложения , риторические вопросы (вопросы, не требующие ответа).

Эпитеты: укромное местечко, вечнозелёная старуха ель, древний пенёк, старые пни, голодное время. Функции эпитетов: создание художественных образов, отражение чувств автора.

Метафоры: “Солнце позолотило верхушки деревьев”, “Шлёпается в снег серебристый, пушистый комок. Белка!”, “пенёк, надвинувший снежную чалму на глаза”, “облако снежной пыли”. Функции метафор: создание яркой, красочной картины зимнего леса; отражение чувств автора (восторга и удивления).

Глаголы действия: “спокойно движется по вырубке”, “направляется к пеньку”, “белка останавливается и скрывается в облачке снежной пыли”, “зверёк уходит под снег”. Функция глаголов действия – выражение необычного, странного поведения белки на лесной вырубке.

Существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: “укромное местечко ”, “поведение зверька ”, “склоняя мордочку ”, “направляется к пеньку ”, “скрывается в облачке снежной пыли”, “найдёт другая белочка ”. Функция этого средства выразительности – передача интереса автора к белочке, доброго к ней отношения.

Разговорная лексика: “шлёпается в снег”, “старуха ель”, “белка опрометью кидается из ямки”. Функции разговорной лексики: наиболее точное выражение удивления автора неожиданным появлением белки; испуга зверька во время приближения к нему человека.

Восклицательные предложения: “Белка!”, “Подхожу – сухой гриб!” Функция восклицательных предложений – эмоционально – экспрессивная (передача чувств удивления, восторга, восхищения).

Риторический вопрос: “Если не найдёт их хозяин, найдёт другая белочка. Удобно, не правда ли?” Функция риторического вопроса – выражение автором чувства восхищения предусмотрительностью, запасливостью, рачительностью белочек.

Однородные члены предложения: “снимаю лыжи и сажусь ”, “сижу тихо, посматриваю из засады”, “белки запасают грибы, накалывая их на сучки , забивая под кору пней ”. Функция однородных членов предложения – более полное, подробное описание действий человека и поведения белки.

IV. Подготовка учащихся к выполнению творческого задания.

1. Определение понятия “творческое задание”.

Творческое задание – это ответ на поставленный вопрос. Ответ предполагает создание небольшого по объёму (8–10 предложений) собственного текста на основе личных наблюдений и полученной на уроке информации.

2. Вариативность творческого задания.

Учащимся предлагается 2 варианта творческого задания: “Как белки готовятся к зиме?” и “Что вы знаете о жизни белочек в зимнее время?” Выбор варианта задания остаётся за учащимися.

3. Фронтальная беседа по содержанию творческого задания.

Учитель. Как белочки готовятся к зиме?

Учащиеся. Они меняют тёмно – бурую шубку на серебристо – серую, чтобы быть менее заметными на снегу и таким образом уберечься от врагов.

Учитель. Какие запасы делают белки к зиме?

Учащиеся. Белки собирают грибы, ягоды, орехи и хранят их в дуплах деревьев.

Учитель. И не только в дуплах. Белочки хранят свои зимние запасы под корой деревьев, в трухлявых пнях, в земле у корней деревьев и кустарников. Белки очень любят разные орехи, семена, фрукты и ягоды. Они питаются корой деревьев и лишайниками, насекомыми, а голодной ранней весной – почками деревьев. А человек как может помочь белкам пережить голодное зимнее время?

Учащиеся. Люди делают кормушки, развешивают на деревьях и подкармливают белочек орешками, семечками, сухими грибами, яблоками, сушёными или замороженными ягодами, собранными осенью желудями.

V. Третье чтение учителем текста С. Топоркова “Беличьи кладовки”.

VI. Выполнение учащимися заданий:

– напишите подробное изложение текста по плану;
– ответьте на один из вопросов: “Как белки готовятся к зиме?” или “Что вы знаете о жизни белочек в зимнее время?” (по выбору).