Тест по теме результаты эволюции. Тесты по теории эволюции и атропогенезу. Инструкция по выполнению теста

Инструкция по выполнению теста

На выполнение тестового задания на тему «Эволюция органического мира» отводится 20 минут времени. Данный тест состоит из 2 - х частей, включающей 10 заданий различной степени сложности.

Часть 1 содержит 8 заданий (1-8) с выбором одного верного ответа из четырех.

Часть 2 содержит 2 задания (В 1 - В 2), требующих написать последовательность букв или цифр или же выбрать три правильных ответа из шести.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты ответов, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответов. Советуем выполнять задания в том порядки, в котором они даны. С целью экономии времени, пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или два балла. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно большее количество заданий и получить максимальный балл. Наибольшее количество баллов, которые Вы можете набрать в данном тесте, 12. Верно выполненное задание части 1 приравнивается к 1 баллу, а части 2 - 2 баллам.

Желаем успеха!

Эволюция органического мира

1. Процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней - это:

1. Естественный отбор

2. Эволюция

3. Борьба за существование

4. Межвидовая борьба

2. Цитологическим доказательством эволюции является:

1. Единство планов строения организмов в пределах вида

2. Сходство зародышей в пределах вида Хордовые

3. Сходство строения и химического состава клеток всех организмов

4. Наличие рудиментов - остатков имевшихся ранее органов

3. Наличие рудиментов и атавизмов является доказательством эволюции:

1. Сравнительно - анатомическим

2. Палеонтологическим

3. Эмбриологическим

4. Биогеографическим

4. Находки отпечатков ископаемых растений являются доказательством эволюции:

1. Биохимическим

2. Из области систематики

3. Сравнительно - анатомическим

4. Палеонтологическим

5. Эволюционным процессом внутри не родственных систематических групп, находящихся в одинаковых условиях, приводящим к приобретению сходных признаков, называется:

1. Конвергенция

2. Рудимент

3. Дивергенция

4. Атавизм

6. Сходство форм тела у акул, ихтиозавров и дельфинов является примеров эволюции:

1. Филетической

2. Дивергентной

3. Параллельной

4. Конвергентной

7. Органами, развивающимися из разных зародышевых зачатков и приспособленных в результате конвергенции к выполнению одинаковых функций, называются:

1. Атавизмы

2. Гомологические органы

3. Рудименты

4. Аналогичные органы

8. Появление от одного общего предка нескольких видов галапогосских вьюрков является примером эволюции:

1. Филетической

2. Дивергентной

3. Параллельной

4. Конвергентной

В 1. Выберите три правильных ответа. Доказательствами эволюции называются свидетельства:

1. Общности происхождения всех организмов от единых предков

2. Индивидуального развития

3. Изменяемости видов

4. Изменения условий окружающей среды

5. Возникновения одних животных от других

6. Изменения в численности живых организмов

(в ответ запишите ряд чисел)

В 2. Выберите три правильных ответа. Примером аналогичных органов являются:

1. Рука человека и крыло бабочки

2. Колючки боярышника и колючки барбариса

3. Ловчие листья росянки и колючки барбариса

4. Крыло бабочки и крыло птицы

5. Почечные чешуи и усики гороха

6. Усики гороха и усики винограда

(в ответ запишите ряд чисел)

Эталон ответов

В 1 - 135

Тест по теме «Учение об эволюции органического мира»
1 В А Р И А Н Т

ЗАДАНИЕ № 1

УРОВЕНЬ «А» . При выполнении заданий этого уровня выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?

А) географическому

Б) экологическому

В) морфологическому

Г) генетическому

2. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями

Б) внутривидовую

В) межвидовую

Г) все перечисленные формы в равной степени

3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма

Б) популяции

В) вида

Г) биоценоза

4. Какие ароморфозы позволили пресмыкающимся полностью освоить наземно-воздушную среду

А) роговой покров, развитые легкие

Б) пятипалая конечность, живорождение

В) покровительственная окраска, способность к регенерации

Г) четырехкамерное сердце, теплокровность

5. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

А) определенная

Б) модификационная

В) групповая

Г) мутационная

6. Главный фактор, объединяющий особей одного вида в отдельную популяцию:

А) свободное скрещивание особей друг с другом

Б) сходство внешнего и внутреннего строения особей друг с другом

В) одинаковый хромосомный набор особей: форма и число хромосом

Г) общая территория (ареал), занятая особями в природе

7. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем:

А) ароморфоза

Б) идиоадаптации

В) общей дегенерации

Г) направленной эволюции

8. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:

А) существование реликтовой кистеперой рыбы латимерии

Б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы

В) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах

Г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами

9. Движущая форма отбора обычно приводит:

А) к уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции

Б) сужению прежней формы реакции

В) расширению прежней нормы реакции

Г) сдвигу прежней нормы реакции

10. Микроэволюция приводит к образованию новых:

А) семейных групп

Б) подвидов и видов

В) родов

Г) отрядов и семейств

11. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

А) биологическом прогрессе

Б) развитии по пути дегенерации

В) биологическом регрессе

Г) развитии по пути ароморфоза

12. Борьба с неблагоприятными условиями среды в результате эволюции:

А) снижает сопротивляемость организмов

Б) ведет к выживанию наиболее жизнеспособных особей

В) ведет к вымиранию вида

Г) способствует совершенствованию свойств вида

13. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

А) создает новые виды

Б) популяции

В) вида

Г) биоценоза

14. Изоляция – это фактор эволюции, который:

А) не влияет на скорость видообразования

Б) замедляет процесс формирования приспособленности

В) не препятствует смешиванию популяции внутри вида

Г) ускоряет эволюционный процесс

15. Результатом действия естественного отбора не является:

А) приспособленность организмов к среде обитания

Б) многообразие органического мира

В) борьба за существование

Г) совершенствование организации живых существ

ЗАДАНИЕ № 2

УРОВЕНЬ «В». Выберите несколько ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

А) превращение передних конечностей в ласты

Б) дыхание кислородом, растворенным в воде

В) дыхание кислородом воздуха

Г) обтекаемая форма тела

Д) развитый толстый подкожный слой жира

Е) постоянная температура тела

В2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и характеризующими их признаками:

ХАРАКТЕРИСТИКИ: НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ:

1) многообразие видов А) биологический прогресс

2) ограниченный ареал Б) биологический регресс

3) небольшое число видов

4) широкие экологические адаптации

5) широкий ареал

6) уменьшение числа популяций

2 В А Р И А Н Т

ЗАДАНИЕ № 1

УРОВЕНЬ «А». При выполнении заданий этого уровня выберите один правильный ответ из четырех

1. Укажите пример идиоадаптаций:

А) возникновение семени у голосеменных

Б) возникновение плода у цветковых

В) возникновение у цветковых нектарников, привлекающих насекомых

Г) появление фотосинтеза у растений

2. Гомологичные органы у разных организмов образовались в результате

А) конвергенции

Б) идиоадаптации

В) дивергенции

Г) ароморфоза

3. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

А) распадения или расширения исходного ареала

Б) искусственного отбора

В) изоляции популяций внутри старого ареала

Г) дрейфа генов

4. Каковы последствия движущего отбора?

А) сохранение старых видов

Б) поддержание нормы реакции

В) появление новых видов

Г) устранение особей с новыми мутациями

5. Образование новых видов в природе происходит в результате:

А) методического отбора

Б) искусственного отбора

В) деятельности человека

Г) взаимодействия движущих сил эволюции

6. Укажите неверное утверждение: «В процессе эволюции борьба с неблагоприятными условиями приводит. . .»

А) повышению сопротивляемости организмов

В) вымиранию вида

Б) выживанию наиболее жизнеспособных особей

Г) совершенствованию вида

7. Фактор эволюции, основу которого составляет возникновение преград к свободному скрещиванию особей, называют:

А) модификацией

Б) естественным отбором

В) изоляцией

Г) популяционными волнами

8. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?

А) сохранение старых видов

Б) сохранение нормы реакции

В) появление новых видов

Г) сохранение особей с неизменными признаками

9. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет:

А) естественный отбор

Б) искусственный отбор

В) изоляция

Г) борьба за существование

10. Примером ароморфоза является:

А) уплощение тела у донных рыб

Б) покровительственная окраска

Г) возникновение полового процесса

11. К идиоадаптациям следует отнести:

А) многоклеточность

Б) четырехкамерное сердце млекопитающих

В) игольчатые листья растений пустынь

Г) все перечисленные эволюционные изменения

12. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:

А) размножение организмов

Б) образование новых видов в природе

В) мутационный процесс

Г) изоляция популяций

13. Естественный отбор считают направляющим фактором эволюции, так как в его результате сохраняются особи:

А) с нейтральными изменениями

Б) разнообразными изменениями

В) мелкими наследственными изменениями

Г) изменениями, соответствующими среде обитания

14. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

А) наследственной изменчивости

Б) борьбы за существование

В) вымирания

Г) видообразования

15. Борьба за существование играет большую роль в эволюции:

А) сохраняет особей преимущественно с полезными признаками

Б) сохраняет особей с любыми наследственными изменениями

В) поставляет материал для отбора

Г) обостряет взаимоотношения между особями

ЗАДАНИЕ № 2

УРОВЕНЬ «В»

В 1. Выберите несколько ответов из шести и запишите их в алфавитном порядке.

Результатом эволюции является:

А) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

Б) появление новых засухоустойчивых сортов растений

В) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

Г) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

Д) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

Е) получение высокопродуктивных бройлерных кур

В 2.Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОТБОРА

1) действует в природе постоянно А) естественный

2) сохраняет особей с признаками, Б) искусственный

интересующими человека

3) сохраняет особей с полезными для них признаками

4) обеспечивает формирование приспособленности

5) приводит к возникновению новых видов

6) способствует созданию новых пород животных

КЛЮЧ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ»

1 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ № 1.

УРОВЕНЬ «А» ОТВЕТ: 1Б, 2Б, 3Б, 4А, 5Г, 6Г, 7А, 8А, 9Г, 10Б, 11А, 12Г, 13Б, 14Г, 15В

ЗАДАНИЕ № 2.

УРОВЕНЬ «В».

В1 – А, Г, Д

В2 - 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5А, 6Б

ЗАДАНИЕ № 3.

УРОВЕНЬ «С».

С 1. Элементы ответа:

1) дало возможность использовать в пищу разные корма;

2) способствовало ослаблению конкуренции;

3) в связи с дивергенцией признаков и изоляцией популяций произошло образование новых видов.

ВАРИАНТ № 2

ЗАДАНИЕ №1.

УРОВЕНЬ «А» ОТВЕТ: 1В, 2Б, 3А, 4В, 5Г, 6В, 7В, 8А, 9А, 10Г, 11В, 12Б, 13Г, 14Б, 15Г

ЗАДАНИЕ № 2.

УРОВЕНЬ «В»

В 1 – А. Г, Д

В 2 - А1, Б2, В1, Г1, Д1, Е1

ЗАДАНИЕ № 3

УРОВЕНЬ «С»

С 1. Элементы ответа:

1) тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дня;

2) способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи;

3) приспособленность нарушается при движении рыбы, она становится доступной для врагов. В этом состоит относительный характер приспособления.

К Р И Т Е Р И И О Ц Е Н К И

За каждое правильно выполненное задание уровня «А» дается по одному баллу. Максимальное количество баллов, которое можно получить – пятнадцать.

За правильно выполненное задание В1 можно получить три балла, т.е. за каждый ответ по одному баллу. За выполнение задания В2 максимально можно получить также три балла, т.е. за шесть ответов по 0,5 балла. Всего правильное выполнение заданий части «В» дает шесть баллов.

За выполнение задания № 3 (уровень «С») можно получить три балла, если ответ правильный и полный, включает все элементы ответа, не содержит биологических ошибок.

«5» - 24 – 21 балл

«4» - 20 – 16 баллов

«3» - 15 – 10 баллов

«2» - 9 баллов и меньше

Задание 1.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Ученые: Их вклад в науку:

1. К. Линней а) ввел термин «биология»;

2. Ж.Б. Ламарк б) ввел термин «генетика»;

в) ввел бинарную номенклатуру в биологии;

г) создал целостную эволюционную

концепцию развития природы;

д) разработал учение о естественном отборе.

Задание 2.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Формы искусственного Их сущность:

1. Бессознательный а) выявление и сохранение лучших,

2. Сознательный соответствующих стандарту организмов;

б) выбраковка организмов, не

соответствующих требованиям,

предъявляемым человеком;

в) создание родительских пар, от которых

можно ожидать получения потомства,

обладающего желательными свойствами.

Задание 3.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Ученые: Их достижения:

1. С. Райт а) разработал математическое обоснование теории естественного отбора;

2. Р. Фишер б) разработал учение о микроэволюции;

3. Н.В. Тимофеев- в) сформулировал представления

Ресовский о генетико-автоматических про-

цессах в популяции;

4. Н.П. Дубинин г) изучал эволюцию групп организмов.

Задание 4.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Элементарные эволюционные

факторы: Характеристики:

1. Дрейф генов а) направленный процесс;

2. Естественный отбор б) характерен для изолированных

популяций;

в) характерен для крупных, много-

численных популяций;

г) не направленный процесс.

Задание 5.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Формы естественного Ученые, впервые

отбора: описавшие их:

1. Движущий а) Дж. Симпсон;

2. Стабилизирующий б) С.С. Четвериков;

3. Дизруптивный в) Ч. Дарвин;

г) Н.П. Дубинин;

д) И.И. Шмальгаузен;

е) Н.В. Тимофеев-Ресовский.

Задание 6.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ СЛОВО.

Естественный отбор по признакам пола, называется

……………….. отбором.

Задание 7.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Признаки Вид человека

1. Время существования

1,5-0,5 млн. лет назад

2. 300 тыс.– 30 тыс. лет назад

3. Объем мозга 750-900 см 3 А. Человек прямоходящий

4. Объем мозга 1400 см 3 (архантроп)

5. Покатый лоб Б. Неандерталец (палеоантроп)

6. Массивные челюсти

Задание 8.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Способы видообразования: Характеристики:

1. Аллопатрическое а) в основе лежит пространственная

изоляция;

2. Симпатрическое б) новый вид возникает внутри ареала

исходного вида;

в) в основе лежит сезонная изоляция;

г) в основе лежит автополиплоидия;

д) новый вид возникает из одной или

группы смежных популяций, распо-

ложенных на периферии ареала исхо-

дного вида;

е) в основе лежит аллополиплоидия.

Задание 9.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Эволюционные процессы: Их критерии:

1. Биологический прогресс а) уменьшение численности группы организмов;

2. Биологический регресс б) расширение ареала;

в) уменьшение числа систематических

групп в таксоне;

г) сужение ареала;

д) увеличение численности группы

организмов;

е) увеличение числа систематических

групп в таксоне.

Задание 10.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Стадия развития гоминид: Представители:

1. Древние люди а) человек разумный;

2. Современный человек б) неандерталец;

3. Древнейшие люди в) человек умелый;

4. Ранние гоминиды г) человек прямоходящий;

д) австралопитек грацильный.

Задание 11.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Гоминиды: Объем мозга:

1. Австралопитек грацильный а) 510-650 см 3 ;

2. Австралопитек массивный б) 650 – 800 см 3 ;

3. Человек разумный в) 1350 – 1440 см 3 ;

4. Человек прямоходящий г) 900 – 1045 см 3 ;

5. Человек умелый д) 660 – 800 см 3 ;

6. Неандерталец е) 1350 см 3 .

Задание 12.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Русские названия Латинские названия

1. Человек разумный a) Homo habilis;

2. Человек прямоходящий б) Homo erectus;

3. Человек умелый в) Homo sapiens;

4. Человек будущего г) Homo futures.

Задание 13.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Представители рода Время появления на

Homo: Земле:

1. Кроманьонец а) 2-3 млн. лет назад;

2. Человек умелый б) 6-8 млн. лет назад;

3. Неандерталец в) 1,5-1,8 млн. лет назад;

4. Человек прямоходящий г) 40-250 тыс. лет назад;

д) 40-50 тыс. лет назад;

е) 15-20тыс. лет назад.

Задание 14.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Особенности строения: Доказательства эволюции:

1. Наличие хвоста

2. Аппендикс А. Атавизмы

3. Копчиковая кость

4. Густой волосяной покров на теле

5. Многососковость Б. Рудименты

6. Складка мигательной перепонки

Задание 15.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Характеристика: Виды естественного:

отбора отбора

1. Устраняются особи с установи-

вшейся нормой реакции

2. Сохраняются особи с новыми А. Движущий

признаками

3. Устраняются особи с отклоне- Б. Стабилизирующий.

нием от нормы реакции

4. Проявляется в новых

условиях среды

Задание 16.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Характеристика: Направление эволюции:

1. Крупные эволюционные изменения

2. Исчезновения ряда органов А. Ароморфоз

3. Общий подъем организации

4. Упрощение организации Б. Общая дегенерация

образу жизни

Задание 17.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Примеры: Виды доказательств

эволюции:

1. Усы таракана и рыбы сома

2. Чешуя ящерицы и перо птицы А. Гомологичные органы

3. Глаза осьминога и собаки

4. Зубы акулы и кошки

5. Нос обезьяны и хобот слона Б. Аналогичные органы

6. Когти кошки и ногти обезьяны

Задание 18.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Признаки: Критерии вида:

1. Сходство внешнего А. Генетический.

строения особей

2. Каждый вид имеет

свой кариотип

3. Сходство внутреннего Б. Морфологический

строения органов

4. Сходство в структуре

наследственного материала

Задание 19.

УКАЖИТЕ ОШИБКИ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯЦИИ.

1. популяционный ареал;

2. численность популяции;

3. распределение генов в популяции;

4. половая структура популяции;

5. распределение фенов в популяции;

6. возрастная структура популяции.

Задание 20.

УКАЖИТЕ ОШИБКИ.

К ДРЕВНЕЙШИМ ЛЮДЯМ ОТНОСЯТ:

1. питекантроп;

2. синантроп;

3. гейдельбергский человек;

4. австралопитек афарский;

5. австралопитек бойса;

6. неандерталец.

Задание 21.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

К ФОРМАМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА ОТНОСИТСЯ:

1. движущий отбор;

2. стабилизирующий отбор;

3. дизруптивный отбор;

4. все вышеперечисленное.

Задание 22.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

РЕЗУЛЬТАТОМ ДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОТБОРА

ЯВЛЯЕТСЯ:

1) признаки костромской породы коров;

2) способность бактерий выделять антибиотики;

3) способность дрожжей вызывать спиртовое брожение;

4) способность плодов дозревать в этиленовых камерах.

Задание 23.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

НАИБОЛЬШЕЕ СХОДСТВО С ЧЕЛОВЕКОМ, ИЗ СОВРЕМЕННЫХ

ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН, ИМЕЕТ:

1. горилла;

2. гиббон;

3. орангутан;

4. шимпанзе.

Задание 24.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

ДЛЯ ИДЕАЛЬНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ ХАРАКТЕРНО:

1. отсутствие эволюции;

2. замедленная скорость эволюции;

3. высокая скорость эволюции.

Задание 25.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

ВРЕМЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ОТРЯДА ПРИМАТЫ:

1. 75 млн. лет назад;

2. 150 млн. лет назад;

3. 25 млн. лет назад;

4. 100 млн. лет назад.

Задание 26.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ОРУДИЯ ОЛДУВАЙСКОЙ ЭПОХИ:

(ПЕРВЫЕ ПРИМИТИВНЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА):

1. классическому австралопитеку;

2. неандертальцу;

3. человеку умелому;

4. кроманьонцу.

Задание 27.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

АВСТРАЛОПИТЕКИ И ПЕРВЫЕ ЛЮДИ ВОЗНИКЛИ В:

1. Южной Африке;

2. Восточной Африке;

3. Южной Азии;

4. Юго-восточной Африке.

Задание 28.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

САМЫМ ДРЕВНИМ (2,5-1,5 МЛН. ЛЕТ НАЗАД) ВИДОМ

РОДА HOMO БЫЛ:

1) австралопитек могучий;

2) человек умелый;

3) человек прямоходящий;

4) неандерталец.

Задание 29.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

К СОЦИАЛЬНЫМ ФАКТОРАМ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

НЕ ОТНОСИТСЯ:

2. трудовая деятельность;

3. общественный образ жизни;

4. борьба с неблагоприятными условиями среды.

Задание 30.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

СОГЛАСНО ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ КРЕАЦИОНИСТОВ:

1. жизнь занесена на Землю из космоса;

2. жизнь возникла на Земле из неживой материи;

3. жизнь создана Богом;

4. живое постоянно само зарождается из неживой

материи и в настоящее время.

Задание 31.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

СОГЛАСНО ТЕОРИИ Ж.-Б. ЛАМАРКА ПРОГРЕССИВНОЕ

УСЛОЖНЕНИЕ ФОРМ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

ПРОИСХОДИТ В РЕЗУЛЬТАТЕ:

1. градаций;

2. упражнения или не упражнения органов;

3. действия естественного отбора;

4. множественных актов творения Богом.

Задание 32.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ - ЭТО:

1. соперничество между особями одного вида;

2. соперничество и борьба между представителями разных видов;

3. борьба и противостояние условиям окружающей среды;

4. все вышеперечисленное.

Задание 33.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ПО ДАРВИНУ ЯВЛЯЕТСЯ:

2. популяция;

4. биоценоз.

Задание 34.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

СОГЛАСНО СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

2. популяция;

4. биоценоз.

Задание 35.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

К ВОЗНИКНОВЕНИЮ СРАЗУ БОЛЬШОГО МНОГООБРАЗИЯ

ФОРМ - ПОЛИМОРФИЗМУ, ПРИВОДИТ:

1. движущий отбор;

2. стабилизирующий отбор;

3. разрывающий (дизруптивный) отбор;

4. ни одна из вышеперечисленных форм.

Задание 36.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

ДРЕЙФ ГЕНОВ - ЭТО:

1. свободное скрещивание особей в популяции;

2. спонтанное изменение частоты аллелей в большую

или меньшую сторону;

3. миграции особей, обогащающих генофонд популяции;

4. колебание численности особей в популяции.

Задание 37.

УКАЖИТЕ ПРИМЕРЫ ОБЩЕЙ ДЕГЕНЕРАЦИИ.

А. отсутствие органов пищеварительной системы у

ленточных червей;

Б. отсутствие крыльев у кузнечика;

В. отсутствие органов зрения у бычьего цепня;

Г. редукция хорды у взрослой формы асцидии;

Д. наличие ползучего стебля земляники;

Е. отсутствие конечностей у змей.

Задание 38.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

А. Складывается в историческом процессе развития жизни.

Б. Заключается в несоответствии строения органов живого

организма и выполняемых им функций.

В. Проявляется в гармонии между морфологией, физиологией,

поведением организмов и средой их обитания.

Г. Формируется в результате действия в природе естественного

Д. Формируется в результате действия искусственного отбора.

Задание 39.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

К ФАКТОРАМ ЭВОЛЮЦИИ ОТНОСЯТСЯ:

А. Изменчивость организмов.

Б. Естественный отбор.

В. Внутреннее стремление к совершенствованию.

Г. Упражнение и не упражнение органов.

Д. Миграции.

Е. Борьба за существование.

Задание 40.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

КАКИЕ ПРИЗНАКИ В СТРОЕНИИ СКЕЛЕТА

МЛЕКОПИТАЮЩИХ НЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА:

А. Прямой позвоночник без изгибов.

Б. Грудная клетка, сплюснутая в спинно-брюшном

направлении.

В. Грудная клетка, сплюснутая с боков.

Г. Позвоночник S-образной формы.

Д. Сводчатая стопа.

Е. Массивный лицевой отдел черепа.

Задание 41.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

В СВЯЗИ С ПРЯМОХОЖДЕНИЕМ У ЧЕЛОВЕКА

ПОЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ:

А. Увеличение скорости передвижения.

Б. Стопа приобретает сводчатую форму.

В. Большой палец верхней конечности противостоит

остальным.

Г. Тазовые кости образуют тупой угол между собой.

Д. Мозговой отдел черепа меньше лицевого.

Е. Уменьшается волосяной покров.

Задание 42.

УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.

УСТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ПОЯВЛЕНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ ГОМИНИД ОПРЕДЕЛЕННЫХ

А. архантропы;

Б. австралопитеки;

В. палеоантропы;

Г. человек умелый;

Д. неоантроп.

Задание 43.

ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.

(Вставьте в квадраты номера правильных ответов в эволюционной последовательности)

Догоминидные предки человека: Названия приматов:

тупайя

1. Дриопитек.

2. Австралопитек.

а

б

в

3. Парапитек.

4. Рамапитек.

г

д

5. Проплиопитек.

Задание 44.

ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.

(Вставьте в квадраты номера правильных ответов в исторической последовательности).

Этапы эволюции человека: Представители рода Homo:

1

а

б

в

г

. Неандерталец.

2. Человек умелый.

3. Кроманьонец.

4. Человек прямоходящий.

Задание 45.

ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.

(Вставьте в квадраты номера правильных ответов)

Величина генетического груза популяции рассчитывается по следующей формуле:

1. Приспособленность оптимального (лучшего) генотипа.

а

б

в

2. Генетический груз.

3. Приспособленность худшего генотипа.

4. Средняя приспособленность популяции.

Задание 46.

ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.

ВСТАВЬТЕ В КВАДРАТЫ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

Очередность этапов Названия этапов

развития эволюци 1. Период синтетической теории эволюционной теории:

2. Додарвиновский период.

3. Период развития теории эволюции,

основанный на молекулярных механизмах

наследственности и изменчивости.

4. Период классического

дарвинизма.

Задание 47.

СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МАКРОЭВОЛЮЦИЯ»:

МАКРОЭВОЛЮЦИЯ это________________________

1. а) изменчивость б) эволюция в) динамика

2. а) надвидовых б) популяционных в) индивидуальных

3. а) характеристик б) генов и фенов в) таксонов

Задание 48.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ФРАЗЫ.

Человек относится к подклассу ________, отряду ____________

подотряду ____________.

Задание 49.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩУЮ ФРАЗУ.

Постепенное необратимое развитие живой природы,

сопровождающееся возникновением новых видов

и прогрессивным усложнением живого, называется

………………..

Задание 50.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩУЮ ФРАЗУ.

Форма естественного отбора, направленная на поддержание

в популяции среднего, ранее сложившегося значения признака

или свойства называется....................... .

Задание 51.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩУЮ ФРАЗУ.

Происхождение и эволюционное развитие человека называется.................... .

Задание 52.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩУЮ ФРАЗУ.

Антинаучное учение, приверженцы которого пытаются перенести закономерности эволюции, установленные Ч. Дарвином для живой природы, на человеческое общество, называется - .........................

Задание 53.

ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩУЮ ФРАЗУ.

Снижение уровня приспособленности к условиям обитания,

уменьшение численности вида и площади ареала вида – это

биологический …………….

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТУ

ПО ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ И АТРОПОГЕНЕЗУ

Задание 1. 1в, 2 а, г.

Задание 2. 1б, 2 а, в.

Задание 3. 1в, 2а, 3б, 4в.

Задание 4. 1б, г; 2 а, б, в.

Задание 5. 1в, 2д, 3а.

Задание 6. половым.

Задание 7. 1а, 2б, 3а, 4б, 5б, 6а.

Задание 8. 1а, д; 2 б, в, г, е.

Задание 9. 1б, д, е; 2а, в, г.

Задание 10. 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, в.

Задание 11. 1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – г, 5 – д, 6 – е.

Задание 12. 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г.

Задание 13. 1д, 2а, 3г, 4в.

Задание 14. 1а, 2б, 3б, 4а, 5а, 6б.

Задание 15. 1а, 2а, 3б, 4б.

Задание 16. 1а, 2б, 3а, 4б, 5б.

Задание 17. 1б, 2а, 3б, 4а, 5а, 6а.

Задание 18. 1б, 2а, 3б, 4а.

Задание 19. 3, 5.

Задание 20. 4, 5, 6.

Задание 21. 4

Задание 22. 1

Задание 23. 4

Задание 24. 1

Задание 25. 1

Задание 26. 3

Задание 27. 4

Задание 28. 2

Задание 29. 4

Задание 30. 3

Задание 31. 2

Задание 32. 4

Задание 33. 3

Задание 34. 2

Задание 35. 3

Задание 36. 2

Задание 37. а, в, г.

Задание 38. а, в, г.

Задание 39. а, б, е.

Задание 40. а, в, е.

Задание 41. б, в, г.

Задание 42. б, г, а, в, д.

Задание 43. а3, б5, в1, г4, д2.

Задание 44. а2, б4, в1, г3.

Задание 45. а2, б1, в4.

Задание 46. а2, б4, в1, г3.

Задание 47. Эволюция надвидовых таксонов.

Задание 48. Плацентарные, приматы, человекоподобные.

Задание 49. Эволюция.

Задание 50. Стабилизирующая.

Задание 51. Антропогенез.

Задание 52. Социал-дарвинизм (расизм).

Задание 53. Регресс.

Тема: «Эволюционное учение»

Вариант 1

К. Линней внес существенный вклад в развитие биологии т. к. он:

А) ввел в практику принцип двойных названий видов (род и вид)

Б) развил учение о борьбе за существование, классифицировав ее на две основные формы

В) развил представление о различных формах изменчивости и их значении в эволюции

Г) создал первую теорию происхождения человека

Назовите форму естественного отбора, результатом которой является индустриальный меланизм у бабочки березовая пяденица:

А) дизруптивный Б) направленный В) канализирующий Г) транзитивный

Назовите ученого, который в своей систематике разделил всех животных на «кровеносных» и «бескровных»

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) Эмпедокл Г)

Под необратимым процессом исторического изменения живых существ и их сообществ понимают:

А) борьбу за существование Б) естественный отбор

В) эволюцию Г) развитие жизни на Земле

Назовите ученого, который считал, что сначала возникли ткани, затем органы, а потом – организмы

А) К. Линней Б) Аристотель В) Эмпедокл Г)

Г) самоопыляющиеся растения

Какую форму естественного отбора назвали «ножницы эволюции», т. к. она сохраняет два различных уклонения от средней нормы:

Назовите основное отличие естественного отбора от других эволюционных факторов:

А) ведет к изменению генофонда популяций и вида

Б) имеет универсальный характер

В) имеет направленный характер

Г) обладает непрерывностью действия

Какая форма естественного отбора сохраняет внутривидовой полиморфизм (разнообразие)

Из предложенного списка выберите признаки движущей формы естественного отбора:

Г) приводит только к усилению признака;

Из предложенного списка выберите взгляды и вклад в науку К. Линнея:

Используя знания о движущих силах эволюции (наследственность, изменчивость (мутации) и естественный отбор) объясните, как возникло в природе явление индустриального меланизма у бабочки березовая пяденица. Какая форма естественного отбора действует при этом явлении?

Тест по биологии 11 класс

Тема: «Эволюционное учение»

Вариант 2

ри решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.


Назовите форму естественного отбора, благодаря которой происходит выработка у микробов и насекомых устойчивости к и ядохимикатам:

А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный

Назовите термин, которым обозначают комплекс разнообразных отношений между организмом и факторами живой и неживой природы:

А) адаптации Б) естественный отбор

В) борьба за существование Г) выживаемость

Естественный отбор:

А) всегда приводит к усилению определенного признака;

Б) не меняет признаки живых организмов;

В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;

А) трофическая межвидовая конкуренция Б) трофическая внутривидовая конкуренция

В) трофическая межвидовая борьба Г) трофическая внутривидовая борьба

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г)

Какое из приспособлений является результатом действия внутривидовой борьбы за существование:

А) длинный корень у верблюжьей колючки;

Б) сохранение у кактусов остатков листьев в форме колючек;

В) формирование запаса жира в горбе ;

Г) яркая окраска самцов у фазанов.

Назовите ученого, который полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию:

А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г)

Какая форма отбора может носить обратимый характер:

А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный

Назовите основную причину такого явления как борьба за существование:

А) наличие чрезмерного количества особей и недостаток средств к существованию

Б) неблагоприятное воздействие на организмы факторов окружающей среды

В) неблагоприятное воздействие на организм особей своего и другого вида

Г) противоречие между стремлением организмов выжить и размножиться и относительность приспособленности организмов к окружающей среде

Назовите форму естественного отбора, примером которой служит следующее явление: у вида бабочек африканский парусник имеется несколько форм окраски, каждая из которых подражает определенному виду ядовитых бабочек:

А) направленный Б) движущий В) дизруптивный Г) транзитивный

Что является непосредственным следствием (результатом) борьбы за существование:

А) формирование приспособленностей; Б) естественный отбор;

В) образование новых видов; Г) увеличение разнообразия особей

Назовите группу организмов, в которой практически невозможен движущий естественный отбор:

А) растения, размножающиеся вегетативным (бесполым) путем

Б) растения, опыляющиеся ветром или насекомыми

В) чистые линии (чистокровные особи)

Г) самоопыляющиеся растения

Назовите вид борьбы за существование, который является наиболее напряженным:

А) межвидовая Б) внутривидовая

В) между организмами и средой обитания Г) репродуктивная конкуренция

ри решении заданий части Б выберите три правильных ответа на вопрос.

1. Из предложенного списка выберите признаки стабилизирующей формы естественного отбора:

А) действует при изменении условий внешней среды;

Б) действует при стабильных, неизменных условиях внешней среды;

В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;

Г) действие направлено на уничтожение особей, несущих признаки, значительно уклоняющиеся от средней нормы;

Д) действие направлено на сохранение сложившейся в данных условиях нормы признака;

Е) приводит к сдвигу среднего значения признака, к появлению новой оптимальной средней величины.

2. Из предложенного списка выберите взгляды и вклад в науку:

А) считал вид реальной и элементарной единицей живой природы;

Б) полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию;

В) для обозначения видов ввел бинарную (двойную) номенклатуру названий;

Г) создал первую эволюционную теорию;

Д) считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству;

Е) построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и растения.

ри решении заданий части С дайте полный ответ на вопрос

1. Используя знания о движущих силах эволюции (наследственность, изменчивость (мутации) и естественный отбор) объясните, как возникло в природе явление внутривидового полиморфизма (разные оттенки раковин) у улиток. Какая форма естественного отбора действует при этом явлении?


1 вариант

1.Возникновение новых комбинаций уже существующих генов - это изменчивость а) наследственная б) комбинативная в) оба ответа верны

2.По Дарвину изменчивость, характерная для всех организмов вида, называется а) определенной б) неопределенной в) соотносительной

3.Насекомые, устойчивые к ядохимикатам, результат отбора а) движущего б) дизруптивного в) стабилизирующего

4.Видообразование, связанное с расширением ареала, это а) географическое б) экологическое в) симпатрическое

5.Полиплоидия - это а) кратное увеличение числа хромосом б) увеличение на несколько хромосом в) уменьшение на несколько хромосом

6.К биологическому прогрессу виды приводят а) ароморфоз и идиоадаптация б) дегенерация в) оба ответа верны

7.Скрытый резерв наследственной изменчивости формируют мутации а) соматические б) доминантные в) рецессивные

8.Дрейф генов - это а) случайные колебания частот генов б) переселение организмов в другую популяцию в) мутации

9.Приспособленность организма к конкретным условиям среды - это а) ароморфоз б) идиоадаптация в) дегенерация

10.Отдельные ненаследственные изменения - это а) мутации б) модификации в) нет ответа

11.Генные мутации вызывают а) повышение приспособленности б) нарушают обмен веществ в) способствуют росту организмов

12.Активно изменяет генофонд современного человека а) естественный отбор б) изоляция в) мутации

13.Хромосомные мутации - это изменения а) в генах б) в структуре хромосом в) их числе

14.Ламарк считал, что виды а) не изменяются б) не существуют в) существуют

15.Утрата волосяного покрова у китов - это а) ароморфоз б) идиоадаптация в) дегенерация

16.Признак с узкой нормой реакции а) жирность молока б) масть в) оба ответа верны

17.Результатами естественного отбора являются а) приспособленность б) многообразие видов в) оба ответа верны

18. Эволюционные факторы ненаправляющего значения а) естественный отбор б(волны жизни и изоляция в) нет ответа

19. Удвоение числа отдельных хромосом - это мутации а) геномные б) хромосомные в) полиплоидия

20.Разные сорта картофеля относятся к а) одному виду б) разным видам в) нет ответа

21. Борьба за существование приводит только к а) регуляции численности б) совершенствованию вида в) ответа нет

22. Линней считал, что виды а) существуют б) не изменяются в) оба ответа верны

23.Изменчивость, возникающая у отдельных организмов внезапно, Дарвин назвал а) соотносительной б) неопределенной в) определенной

24.. Микроэволюция - это процесс, происходящий внутри а)вида б) типа в) класса

25. Полиплоидия у растений приводит к а) повышению урожайности б) повышению приспособленности в) оба ответа верны

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» 9 КЛАСС

2 вариант

1.Утрата отдельных хромосом - это мутация а) геномная б) хромосомная в) генная

2.Животные разных пород скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.к. это- а) разные виды б) это один вид в) нет ответа

3.Дрейф генов может сохранять признаки, для организма а) полезные б) вредные в) оба ответа верны

4.Ламарк считал, что виды а) не существуют б) изменяются в) оба ответа верны

5.Отношения между организмами одного вида - это борьба за существование а) внутривидовая б) межвидовая б) с неблагоприятными условиями среды

6.Крупные систематические группировки возникают в результате а) ароморфоза б) идиоадаптации в) дегенерации

7.Эволюционные факторы направляющего значения а) изоляция б) мутации в) естественный отбор

8.Если организмы скрещиваются, но дают не плодовитое потомство, то они относятся а) к одному виду б) разным в) нет ответа

9.Признак с широкой нормой реакции а) жирность молока б) надои в) масть

10.Большое влияние на генотип современного человека оказывает а) естественный отбор б) изоляция в) мутационный процесс

11.Мутации, нарушающие обмен веществ, это а) геномные б) генные в) хромосомные

12.Экологическое видообразование связано с а) расширением ареала б) его разрывом в) освоением новых местообитаний в прежнем ареале

13.Случайные изменения частоты встречаемости генов - это а) волны жизни б) дрейф генов в) мутации

14.Роль отбирающего фактора при естественном отборе играют а) человек б) условия среды в) живые организмы

15.Возникновение новых комбинаций уже существующих генов - это изменчивость а) сооносительная б) комбинативная в) мутационная

16.Отдельные ненаследственные изменения - это а) мутации б) модификации в) нет ответа

17.Промышленный меланизм - это отбор а) дизруптивный б) движущий в) стабилизирующий

18.Борьба за существование а) полезна для вида б) вредна для отдельных организмов в) оба ответа верны

19.Геномные мутации - это мутации а) уменьшающие число хромосом б) увеличивающие в) оба ответа верны

20.Процесс расхождения признаков - это а) дивергенция б) конвергенция в) нет ответа

21.Линней считал, что виды а)не существуют б)не изменяются в) изменяются

22.Упрощение организации - это а) ароморфоз б) дегенерация в) идиоадаптация

23.Кратное увеличение числа хромосом - это а) гетероплоидия б) полиплоидия в) делеция

24.Полиплоидия у животных а) повышает приспособленность б) приводит к гибели эмбрионов и зародышей в) усиливает рост

25.На островах с сильными ветрами дизруптивный отбор сохраняет насекомых а) с хорошо развитыми крыльями б) с недоразвитыми в) оба ответа верны