Тематика второй мировой войны в адыгской (черкесской) повести xx века. Стихи о республике адыгея

Моя Адыгея – край дорогой!
Моя Адыгея – я сердцем с тобой.
Моя Адыгея – рай земной!
Моя Адыгея – ты вечно со мной!

Адыгея — родина моя!
Милая, красивая земля.
Многие народы здесь живут.
Между ними дружба и уют.
Жизнь свою я здесь прожить хочу!
Адыгею — родину — люблю!

Адыгея – Родина моя!


На Адыгее воздух свежий,
Копытный звон у камней шёл.
И запах брынзы лился нежный,
В прохладных каплях хорошо!

В прохладных каплях Адыгеи
Морские тучи занесёт
И взгляд горянки теплом веет,
И слышно как базар поёт.

И слышно песнь базара в дымке,
Разногласие людей.
От алычи рассвет тут сыпкий
И слышен топот лошадей.

Могильный Евгений

Моя песня – сестра синих гор и полей
Сердцу милые с детства края,

Адыгея родная моя!


В небе ласковом зори струят.
Твоих рек быстротечных красивее нет,
Адыгея родная моя!

Пусть, как море, шумит золотистая степь –
Богатырская слава твоя.
Ты навеки верна краснокрылой звезде
Адыгея родная моя!


Сердцу милые с детства края.
По сыновьи люблю адыгейский народ
Адыгея родная моя!

Жанэ К.

Адыгея, родная соседушка,
Сколько лет с тобой рядом живём!
Душа в душу! И льётся беседушка,
За поддержкой друг к другу идём.

Мирно дети у нас подрастают
В неге, ласке, заботе, любви,
Дружно трудимся, распрей не зная
На земле от зари до зари.

Так, плечо к плечу долгие годы
Мы по жизни спокойно идём.
Делим поровну боль и невзгоды
И о счастье мы вместе поем!

Веденяпина Надежда

Так прекрасен Адыгеи скалистый узор.
То природа красотою ласкает мой взор.
Отложи, ненадолго свои ты дела,
Приезжай насладиться покоем сюда.

Водопады, пещеры, ущелья, леса…
Улыбнись – поджидают нас всех чудеса.
Оживает старинной легенды сюжет,
Унося тебя в сказку на какой-то момент.

С гор прохлада и вода по камням журчит.
Солнца лучик и рекой течёт мой стих.
В небо брызги – бриллиантом капля блестит.
Радость в сердце – благодатной искры миг.

Малышева Наталья

Поднимись моя песня, над ширью полей
И прославь дорогие края.
Я родился и вырос в колыбели твоей,
Адыгея родная моя.

Над тобою России немеркнущий свет,
В небе ласковом зори струят,
Твоих рек быстротечных любимее нет,
Адыгея родная моя.

Пусть, как море, шумит золотая степь,
Богатырская слава твоя,
Ты навеки верна краснокрылой звезде,
Адыгея родная моя.

Я люблю гор высоких заоблачный взлёт,
Сердцу милые с детства края.
По-сыновьи люблю я адыгский народ,
Дорогая Отчизна моя.

Яхутль С.

Снежным облаком вершина
Оседлала горизонт,
И из облачного дыма
Небо лепит белый зонт.

Ниже – волны изумруда –
Лес выходит на парад.
И дорога ниоткуда
В никуда уносит взгляд.

Ближний лес вздымает пики
В небо синее свои.
И с небес святые лики
Дарят миру свет любви.

Адыгея! Здесь так чудно
И душе легко сейчас,
Что сам Лермонтов как будто
В даль ведёт к вершинам нас.

Тяптин Владимир

Я знаю, Адыгея так мала,
На пёстрой карте, возле гор Кавказских,
Вот вся она под кончиком указки –
Земля, что целым миром мне была:
Карабкались по склонам облака,
Трава на горных пастбищах качалась,
О скалы билась бурная река,
Текла издалека и не кончалась.

Потом большое становилось малым –
Был новый перевал за перевалом.
О, маленькая древняя земля!
Одним лучом её согреет солнце –
И домики белеющие сонно,
И синие вершины, и поля.
Лихой джигит, пришпоривший коня,
Объедет всю её к исходу дня,
Но ты приедешь с доброю душой –
Тебе она покажется большой.

В большой стране, на маленькой земле,
Живёт народ мой, мудрый и отважный.
И учит сыновей сидеть в седле,
Чтоб стали те джигитами однажды.
Спроси о нас у солнца и зари,
А лучше сам однажды посмотри –
Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть,
Ты приезжай, и добрым гостем будь!

Машбаш И.

Земля Адыгейская – милая сердцу страна,
Наша душа, пусть живёт, –
Пусть будет согласие всегда
В единой семье народов.

Адыгея – Родина моя!
Уголок страны привольной нашей.
Глянешь – вся в цвету твоя земля,
Кажется, что нет на свете краше.

Моя земля полна чудес!
Народ мой не живет без песен,
А песня птицей до небес
Летит легко — ей мир не тесен.
Провозглашает лад и свет
В согласии людей в их дружбе;
И Адыгея шлет привет
Всем тем, кому раздор не нужен.

Здесь полнится душа красой:
Вершины гор в снегу и летом,
А говорливость рек с собой
Уносит тайну на край света.
И гостья частая — гроза —
Привет от Марса — под раскаты
Покажет мощь — бурлит вода…
И тишина — поют цикады.

Поет душа под песни гор,
Красноречивый тост уместен.
И ширится в крови задор.
И песни, песни, только песни…
Люблю мой край, мой край родной —
Певучий, мирный, хлебосольный.
«Не нужен берег мне чужой» —
Мне в Адыгее жить привольно!

Пинчук Наталья

Родина моя любимая,
Родина моя вольна,
Родина моя красива,
Родина моя заря.
В ней народу очень много!
в ней всегда краса цветёт!
В ней чудес полно, так много!
В ней всегда душа поёт!
Горы в ней просто прекрасны,
реки в ней всегда поют,
А леса,что просто сказка,
Воздух чистый нам дают!
Адыгея наша гордость!
Любим всей тебя душой!

— Лучше дома мы незнаем!
Жить мы будем только в нём!
Все мы знаем сдесь друг-друга!
Вместе сильное звено!
Мы не просто друг-за друга,
Мы ещё одной семьёй!
Это ты нас так согрела,
Это ты нас так свела!
Бережём тебя родная,
Защитим тебя всегда!

Варнавская Юлия

Славься, живи, Адыгея,
Милая сердцу страна.
Наши народы согрела
Добрым согласьем она.

Припев:
Солнечный край,
Республика — наш общий дом.
Крылья взметай,
Республика, крепни трудом,
Светлая наша мечта.

Предками выбрано было
Дивное место для нас,
Мужество, мудрость и силу
Дал нам от дедов Кавказ.

Припев:
Солнечный край,
Республика — наш общий дом.
Крылья взметай,
Республика, крепни трудом,
Светлая наша мечта.

Гордо с душою свободной,
Вместе с Россией иди,
Солнце твое над тобою,
Бури невзгод позади.

Припев:
Солнечный край,
Республика — наш общий дом.
Крылья взметай,
Республика, крепни трудом,
Светлая наша мечта.

Небо родное и нивы
Будут навеки в сердцах,
Будут для нас, пока живы,
В нашей судьбе и делах.

Машбаша И.

В Адыгее все ценят дружбу.
Здесь тебе скажут: «Не в службу, а в дружбу».
Это многое значит и вправду,
В дружбу верную ты поверишь сразу.
Приезжайте в Адыгею!
Всех вас приглашаю
Побывать в добрый час,
Хлебом-солью встретят вас.
Дружбу крепкую предложат,
Плечо сильное подставят.
Здесь дружба дружбою зовется,
Когда эхом в сердце отзовутся
И сочувствие, и преданность, и счастье.
И будут с тобой делить и печаль и радость.
Здесь твой друг тебе будет верен,
Очень скромен и предельно честен.
И с ним никогда не узнаешь невзгоды,
Одолеешь все бури и непогоды.
Адыгские песни и танцы,
Древняя святость традиции,
Гордые и здравые нравы
Полные чести, дружбы и славы.

Родину, как мать, не выбирают,
Но я счастлив, что родился здесь:
В Адыгее — первом регионе,
Лучшем уголке страны моей.
Нет гостеприимнее народа,
Чем адыги, на большой земле.
Гостю лучший стол всегда накроют
И прокатят лихо на коне.
Будут развлекать его гармонью:
Песни, танцы. Краше в мире нет!
Дружно здесь живут армяне, греки,
Русский, адыгеец и чечен.
Древняя история народа.
Всех, кто приезжает в первый раз,
Удивляют воздух и природа —
Наш прекрасный Северный Кавказ!

О, Кавказ! Твои просторы
В зимней дымке так милы,
Так нарядны твои горы! –
Как на тронах короли.

А внизу – леса – как люди,
Словно подданные, ждут,
Что подать царям на блюде,
В бой идти или на труд.

Ну, конечно, это к слову –
То, что видится душе.
Красота – всему основа
И на этом рубеже:

Горы, лес, дорога, небо –
Всё сверкает и манит
В край, где я, хотя и не был,
Но, как с другом, говорит.

Зимней сказкой Адыгея
Увлекла меня всего.
От пейзажей просто млею.
Ох, и славно до чего ж!

Тяптин Владимир

Я живу на Кавказе
Среди гор и лесов,
Куда взглядом ни кинь
Всюду шапка снегов.

Наши горы как люди,
Есть легенда для всех.
Реки бурные очень,
Где не плыл человек.

Тропки узкая лента
Змейкой вьется наверх,
Приезжайте скорее
Адыгея для всех.

Шаплова Лана

Ах вы, синие просторы! –
Как застывший океан,
Изумляют горы взоры.
И не пьяный станешь пьян.

Адыгея! Красотища!
Рерих! Горный Эрмитаж!
Где такой музей отыщешь?
Где придёшь в подобный раж?

Все сюда! Кавказ пред нами
Блещет гордой красотой.
Вот и я запел стихами,
Потрясённый, сам не свой.

Тяптин Владимир

Волшебный край,
Ну просто рай…
Горами — крытыми лесами,
Он окружен под небесами.

Ущелья, воды быстрых рек,
Летящих с верху водопадов,
Пьянящий воздух и прохлада,
Звенящий лес от трелей птиц…

Пещер, укрывшихся в горах,
Так поражают украшеньем,
Наряды их росли века,
Ковались водами земными…

И сталагмиты, сталактиты,
Цветами разными покрыты,
Природа форму создавала,
Точила, резала, ваяла…

От света солнца укрывала,
Людей, к себе не допускала…
Ловушки всюду расставляла,
Как будто хорошо их знала…

С горы долины, бесконечны…
Меняют краски быстротечно…
Цветами зелени играют,
Туманом в «море» погружают…

Ползущих низко облаков,
Ряды причудливых творений…
Они рождают вдохновенье,
Восторг, душа твоя парит…

Места такие, как магнит…
Дольмены всюду, тут зарыты…
Их тайна, от людей сокрыта…
Поверишь в сказку исцеленья.
Коль проведешь, свое там время.

По всюду гейзеры там бьют,
Про Сивку бурку вспоминаешь,
Когда в источник сей ныряешь.
Там молодеешь на глазах…

Вода в ключах, могучей силы,
Испить её здоровым стать,
Природный доктор знаменит,
Ведь это лучший Айболит…

Трава в горах лечебной стала,
Лекарства все в себе собрала,
Цветы, на камнях там растут,
Особый цвет они дают.

О сколько много дивных мест,
Вобрал в себя сей край…
Поверти люди – это рай!
Увидеть сверху с дельтаплана…
Скакать на лошадях верхом…
Пройтись по лесу тут пешком…
По речке Белой, рафтинг смелый…
С горы на гору по канату,
Промчаться быстро с ветерком…
До моря тут рукой подать…
Поверишь сразу в РАЙ земной!
Ах Адыгея, Адыгея…
Хранила сказку столько время…

Александра Вз

В горах самые яркие звезды горят,
В вышине над горами птицы парят.
В горном ауле пропел песню петух,
В это же время проснулся пастух.
Стадо овец в горах он пасёт,
Ему сын помогает, обед принесёт.
В папахе почтенный старец сидит,
Брови насупил, словно сердит.
Девушка чёрные косы плетет,
Табун лошадей у ручья воду пьёт.
Рассекая ветер мчит джигита конь,
Дети на полянке развели огонь.
Речка журчит у подножья горы,
Моя Адыгея всё это – ты!

Стукова Наталья

Зеленеют холмы Адыгеи,
Прорезают гранит русла рек.
От такой красоты я немею!
Я станичник, степной человек.

Может, был я когда — то джигитом?
Горячился мой конь под седлом?
Я был гордым, но не был сердитым,
Гнал в аул своё стадо кнутом.

От людей там зарема скрывает
Щёчки — маки, пылающий взгляд.
Её груди дыханье вздымает,
Её губы желаньем горят!

Конь расседлан, наполнены ясли.
Подаёт мне зарема кувшин
В нём хрусталь родника! Это счастье —
Быть любимым и быть молодым!

Я в ночной тишине обнимаю
И целую зарему свою
Гибкий стан я к себе прижимаю
И душою и телом пою

О зелёных холмах Адыгеи,
И о мчащейся горной реке,
О рассвете, что робко алеет,
И о трепетной нежной руке.

Гордиенко Владимир

Упоительная свежесть утреннего воздуха,
Слепящая белизна горного снега,
Калейдоскоп окрестностей живописных,
Все это природа края родного.
Глаза закроешь и представишь:
«Как до солнца ты достанешь,
До голубого неба взлетишь,
Над полями и лесами воспаришь,
Всю красоту Адыгеи поглядишь».
Ни с чем не сравнятся эти сказочные горы,
Долины, равнины, минеральные воды,
Теплое море, здравницы, курорты —
Все это щедрость и красота природы.
В восторге говорю я вам друзья:
«Это райский уголок божьего творенья,
Возбуждающий чувства и вдохновения!
Чудесные и богатые наши края!».

В объятья крепких
Священного Кавказа,
Как к сердцу матери прильнув
Земля адыгов щедрая лежала
Мирно, без войны и бурь.
Адыгея —
Земля садов и солнца
Налитых яблок спелый аромат
Звенящих трав
Некошенных угодья
И меда, цветочный аромат.
Лесов зеленых
Неспитый воздух,
Полей пшеницы налитой,
Помидоров урожай отборный
Край дивный —
Но вполне земной.
Селяне с крепкими руками
Зерно растят и скот пасут
Сыры и брынза аулы славят
И реки здесь молочные текут.
В садах станицы утопают
Казачки статные в мечту зовут
Адыги, с черными усами
Песни здесь во здравие поют.
Среди зеленых крон
В низине теплой
Ровных улиц чистотой
Стоит красивый город
Столица Адыгеи-Майкоп.
Здесь вопреки реки
Бурлящей — «Белой»
Спокойно, мирно
Жизнь течет,
Размеренно, миролюбиво
Республика моя живет.

Богосян Людмила

В зелёных долинах, средь каменных гор,
Развитию техники наперекор,
Ещё сохранилась лесов красота,
Вода в горных реках, как прежде, чиста,
Нет дыма заводов, нет вони машин,
На свадьбах весёлых звучит шичепшин,
Разносит мелодии эхо а горах,
Не Моцарт звучит, не Бетховен, не Бах –
Лезгинка звучит адыгейская тут!
Джигиты танцуют и песни поют,
Всю душу влагая в своё мастерство.
Нет слаще напевов родных ничего!
И здесь, в окружении близких мне лиц,
Не хочется мне никаких заграниц,
Ни Крыма, ни Рима, ни всяких Канар!
Простёршись на травке под тенью чинар,
Часами журчанье Курджипса могу
Я слушать, и в сердце своём сберегу
Любовь к той земле, где на свет родилась,
Где пышность природы так радует глаз,
Где местные жители рады гостям
Из разных краёв… Приезжайте же к нам!

Олейникова Вера

Как тут в Адыгее сказочно тепло и светло
Самой красивой природной Республике я живу
Цветущие поля зеленые луга живая красота
Пение птиц по утрам воодушевляет вдохновляет
Очень богата Республика наша родниками лесами озерами
В мирной земле молодежь уважает пожилых людей
Народ Адыгеи уважительны добры к гостьям своим
Простота и чистота души радует приезжих к нам людей
Сказочная мусульманская много национальная страна
Каждом уголке нашей люди живут в мире в братстве
Как хочется сохранить баланс добра людей наших
Благодаря властям есть Мечети в прекрасной Адыгеи
По стройны Церкви большими золотыми куполами
Каждой минутой хочется вдохнуть свежий глоток воздуха
В столице цветущем добрый живет президент
Правление в Адыгеи его у власти много много лет
Охватывает нас гордостью и уважением всегда
Хвалу прошу от всего вышнего для его семьи
Может даст Аллах получить доброе рука-пожатие
Прошу Вас небеса сохраните любовь и понимание людей
Мирного неба над светлыми головами наших детей
И не видеть войны нам никогда на своей святой земле

Барыев М.

Адыгея, моя Адыгея,
Ты родимый, отчий мой край!
Белоречку душою согреешь
И в кубанских объятьях весь рай!

Твои вольные степи и горы,
Бесконечье высотных снегов
И адыгов гордые взоры —
Вновь подарят нам дух и любовь!

Всё величье адыгского края,
Тополиный где горизонт,
Вдруг взметнётся серебряной стаей
В черноморский вспененный понт!

И аулы твои и посёлки,
Всюду, всюду — снова вода,
Псоу, псе, где с разрезанной чёлкой,
Стали белые взлёт-города!

И все хабли, моя Адыгея,
снова все стоят у реки!
И все звёзды, Черкесии веер,
Вновь взойдут с родниковой воды!

И душа поплывёт в светлом танце
Под гармошку и вечный зафак!
Вновь взметнутся глаза от испанца
До Абхазии — вечный наш брат!

Пусть коня поменял на таёту
Твой горячий, нежный джигит!
Вместо сабли он держит в субботу
Для любимой родной новый стих!

И ложится зерно снова в землю
Хлеб родной отчизне даёт!
Трудолюбие вечно приемлет
Адыгейский смелый народ!

И твои помидорные горы,
И всесилье адыгских сыров,
Без которых не могут дороги
Из палаток, торговых шатров!

И фундук в меду весь растает,
И лоснится грецкий орех,
И лишипс откроет все дали,
Чувства все возведёт в твой успех!

Добрый день, моя Адыгея!
Хаопсоу! — Тебе я скажу!
Вавунит, вавунит вновь согреет
Я в глаза вновь твои погляжу!

Встану я пред тобой на колени
И земле адыгов клянусь,
Буду я с тобою мудрее,
Где я вырос, живу и тружусь!

Я тебе на всю жизнь благодарен,
Что свой образ дала для меня!
У адыгов учился я званьям,
Что достиг душою любя!

Я всю жизнь благодарен Амину,
И Мамию я поклонюсь!
И Мухтар Шаов воздвигнул
В Адыгее физмат наизусть!

Беданоков, Курижев, Нефляшев
И Сизо мечтательный взгляд!
Слава всем профессорам нашим,
Что нам дали профессию в ряд!

Андрухаеву слог благодарный
Разрешите особо постичь,
Когда он создал наш ударный
И профессора смог я достичь!

В воскресенье стоят у дороги
Студенты в столицу Майкоп!
Пусть Аллах, учитель наш строгий,
Даст для них главный урок!

Пусть года мчатся степенно,
А вся жизнь не стремиться на ноль!
На столе у меня неизменно
Вся моя адыгейская соль!

Адыгея, моя Адыгея!
Ты навеки юность моя!
И родимым солнцем согреет
Горы, степи, леса и поля!

И с Россией ты стала на веки!
Ноль один — это наш регион!
И единый Бог в целом свете
Мудрость братства дал нам в закон!

Мищик Сергей

Сочинение.

Адыгея в литературных произведениях

И творчестве народа

Адыгея …Сказочная земля горных, смелых, мужественных людей.

Что такое Адыгея? Это горы и реки, водопады и дольмены, песни и зажигательные танцы. И,конечно, народ- трудолюбивый, гостеприимный, древний.

Адыгея очень ярко отражена в произведениях устного народного творчества, в стихах, поэмах, романах, рассказах.

Мы знаем, что все древние народы обладали своей мифологией. Древние адыги тоже прошли эту школу мифологического объяснения мира. Так появился « Нартский эпос». В произведениях «Нартского эпоса»показано, как адыги боролись за производство материальных благ, изготовление орудий труда, за огонь, за похищенных невест. В эпосе сталкивается новое и старое. Олицетворение доброты, чистоты и любви к ближним является «мать нартов» Саталей. Центральным героем адыгского эпоса является нарт Саусырыко.

Не менее значительный образ сурового юноши- богатыря Батыноко. Батыноко- олицетворение мужества и отваги, чести и прямоты.

Очарование адыгским народом, его мудростью, героизмом и красотой отражали в своих произведениях многие писатели. Нальбий Куёк в повести» «Черная гора» поет гимн во славу нашего народа. Ранние стихи поэта- прозаика связаны с метафоричностью, опираются на фольклорные традиции. Все страницы жизни адыгского народа отражены в его произведениях. В повести «Лес одиночества», романе «Вино мертвых» вся история адыгов, его обычаи, традиции, мировидение.Н. Куёк считал, что каждый человек после себя оставляет мысли, чувства, которые ещё долго согревают душу.

Любовь к родной земле, к народу- труженику вдохновляла другого адыгского писателя- Хазрета Ашинова. Без ощущения духовных корней он не мог писать свои произведения. Особенно достоверно Х. Ашинов передал повседневную жизнь простых людей. Храбрость, стойкость, мужество- эти качества всегда привлекали мужчин. Именно эти качества изобразил Х. Ашинов в повести «Всадник переходит бурную реку», «Поймавший молнию». Герои Ашинова ведут спор о назначении человека на земле.

Писателей Адыгеи волновал вопрос о месте и роли женщины- горянки в семье и обществе. Именно эту проблему отразил П. Кошубаев в произведении «Пророчество судьбы». Другая тема в творчестве писателя- современные адыгейские юноши и девушки,их взгляды на жизнь, отношение между людьми. Жизнь, мечты адыгского народа показаны в произведениях «Дорога к счастью» Т. Керашева, «Тайна старого дуба» К. Жанэ, «Слышится топот коня» Паранука и другие. Ещё я бы хотела остановиться на лирических произведениях, в которых показана красота и величие Адыгеи. С. Яхутль написал стихотворение о мощи и красоте гор («Если горы тебя зовут»), Андрухаев любовь к Родине выразил в стихотворении «Кавказ», Жане обычаям народа посвящал стихотворение « У адыгов обычай такой», Гадагатль в стихотворении «Моя Адыгея» выразил не только восхищение любимой республики,но и воспел дружбу русского и адыгского народов.

У адыгов с русскими крепка

Дружба и вовеки нерушима,

Вместе мы идем с рукой рука

По просторам Родины любимой.

В нашей столице протекает река со светлым названием Белая. С. Яхутль очень точно передал мощь и красоту реки в своем стихотворении «Белая» .

С песней брызги рассыпает.

А вода бурлит, клокочет.

Дышат волны, блещут волны

Словно песня молодая…

Шхагуаш летит, бурля,

Теплым светом наполняя

Наши души и поля.

Как красивы горы Адыгеи,

Бескрайны плодородные поля.

Моя песня – сестра гор и полей,

Сердцу милые с детства края.

Я родился и рос в колыбели твоей

Адыгея родная моя.

С.Якутль

Однажды в библиотеке я увидела брошюрку С.Абреговой «К своим истокам». Прочитав первое стихотворение, не могла оторваться. На первый взгляд стихотворения кажутся простыми, но сколько в них прелести, красоты, любви к родному краю, любимой столице – Майкопу.

Ярких красок калейдоскоп-

Мой любимый родной Майкоп.

Вмиг светлеет от счастья взгляд.

Как я встрече с тобою рад.

Поэтесса настоящим кладом считает искромётную музыку танца.

Восхищает людей с давних пор

Зажигательный танец гор:

«Гажеудж», «Исламей», «Зафак».

Вмиг рассеют тоску и мрак.

Писатели, поэты преумножают славу Адыгеи, посвящая ей свои труды.

Дороги и к сердцу близки

Родины края.

Древняя земля адыгов- колыбель моя.

С. Абрегова

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Адыгейские писатели-просветители XIX века 9 класс Подготовила: Ивахненко О.А., учитель МБОУ СОШ №3 Ст. Абадзехской

2 слайд

Описание слайда:

Три периода развития адыгского просветительства Первый период – 20-60-е годы. К этому времени относится деятельность писателей-просветителей Ш.Б. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, С. Адиль-Гирея, У.Х. Берсея. В своих произведениях они обращаются к прошлому народа, его обычаям и традициям.

3 слайд

Описание слайда:

Три периода развития адыгского просветительства Второй период – 60-90-е годы. Деятельность писателей-просветителей Адиль-Гирея Кошева, С.Крым-Гирея (Инатова) и других была освящена освободительнымиидеями революционных демократов. Расширился круг тем и проблем литературы. Особое внимание уделялось современной им жизни, крестьянскому вопросу и судьбе женщины-горянки.

4 слайд

Описание слайда:

Три периода развития адыгского просветительства Третий период – 90-е годы XIX века и дореволюционные годы XX века. Новое поколение писателей расширяет тематику и разнообразит жанры своих произведений. Изображению тяжёлой жизни трудящихся, обличению социально несправедливого общества были посвящены повествования Б.Пачева, Т.Кашежева, Ю.Кази-Бека (Ахметукова), С.Сиюхова, И.Цея и др.

5 слайд

Описание слайда:

Шора Бекмурзович Ногмов Шора Ногмов - кабардинский просветитель, историк, филолог, поэт, общественный деятель. Родился в 1794г. в родовом ауле Ногма на р. Джуце недалеко от г. Пятигорска в семье мелкопоместного дворянина.

6 слайд

Описание слайда:

Шора Бекмурзович Ногмов Ногмов знал арабский, турецкий, персидский и татарский языки. В совершенстве владел русским языком. Религиозное образование Ногмова сыграло большую роль в формировании его мировоззрения, просветительских, филологических и исторических взглядов.

7 слайд

Описание слайда:

Творческое наследие Ш.Б. Ногмова Ему принадлежит труд «Начальные правила А(н)тыхеиской грам-матики» (1840) и крупное литературное произведение «История адыгского народа».

8 слайд

Описание слайда:

Творческое наследие Ш.Б. Ногмова Двухтомник филологических трудов, который включает работы по языку, записи произведений народной поэзии, а также кабардино-русский словарь.

9 слайд

Описание слайда:

Шора Бекмурзович Ногмов (1794-1844) Ногмов умер в возрасте 50 лет (10 июня 1844) в Петербурге. В Майкопе установлен бюст автору «Истории адыхейского народа». Работа скульптора Шикояна А. А. и архитектора Николенко Е. Г.

10 слайд

Описание слайда:

Шора Бекмурзович Ногмов (1794-1844) Памятник кабардинскому просветителю, поэту, подполковнику русской армии в Верхнем парке г. Прохладного был установлен в 1950-е годы. В 2010 г. памятник пострадал от сильного урагана. Восстановлен в мае 2017 г. Автор Дронкин Сергей Викторович.

11 слайд

Описание слайда:

Умар Хапхалович Берсей У истоков адыгской письменности стояли наиболее прогрессивные и выдающиеся личности, выдвинутые самой эпохой. В их ряду почетное место занимает адыгский просветитель У.Х. Берсей. Он родился в 1807 году в одном из абадзехских аулов. В возрасте восьми лет был украден турками и продан в Египет, где выучил французский, арабский, турецкий и татарский языки.

12 слайд

Описание слайда:

Умар Хапхалович Берсей В 1840-1843 гг. учился во Франции. В 1843 году вернулся на родину, принял русское подданство и поступил на службу в русскую армию в качестве переводчика. В 1850-1860 гг. преподавал адыгейский язык в Ставропольской губернской гимназии. Именно в этот период в 1853 году Берсей пишет букварь черкесского языка на арабской графике, ставший первым учебным пособием. Умар Берсей реализовал свой труд в практическом преподавании черкесского языка в гимназиях Ставрополя, Екатеринодара, Ейска. В 1862 году он работал вместе с исследователем кавказских языков, в дальнейшем членом-корреспондентом Академии наук, - Петром Усларом по созданию азбуки на русской графической основе. Дата и место смерти неизвестны.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Умар Хапхалович Берсей День 14 марта 1855 года, когда Берсей издал «Букварь черкесского языка», отмечается в Адыгее, Черкесии, Кабарде, а также в зарубежных адыгских диаспорах как «День современного адыгейского языка и письменности». Именем Умара Берсея названа улица в Майкопе. На территории факультета адыгейской филологии и культуры Адыгейского государственного университета установлен памятник У. Берсею.

15 слайд

Описание слайда:

Султан Хан-Гирей Князь, представитель одной из младших ветвей крымской ханской династии Гиреев, и одновременно представитель адыгской аристократии, этнограф, фольклорист, искусствовед, создатель азбуки родного языка, автор проектов по «гражданскому устройству» своего народа, своими произведениями внес значительный вклад в адыгскую культуру и адыгскую литературу, считается одним из основоположников адыгской этнографии и исторической науки.

16 слайд

Описание слайда:

Султан Хан-Гирей Родился в 1808 году, в ауле Тлюстенхабль, в Черкесии (ныне Республика Адыгея). Окончил в Петербурге кадетский корпус, служил в различных офицерских чинах. 1837 году - вступил в должность командира Кавказско-горского полуэскадрона. Был назначен полковником и флигель-адъютантом императора Николая I. Позже был назначен командиром царского конвоя. 1837-1840 гг., - участвовал в войнах, ведшихся Россией за рубежом (русско-персидская, русско-турецкая, Польша). 1841 год - был послан на Кавказ для агитации горцев в пользу царя. Ультимативный характер требований русского самодержца Хан-Гирей не разделял, однако считал целесообразным присоединение к России. В выполнении этого поручения он не преуспел, потому, по возвращении в Петербург, он подал в отставку. Осенью 1842 года Хан-Гирей умер в своем доме в родном ауле Тлюстенхабль(там же и похоронен).

Адыгейские писатели и поэты о Родине

С чего начинается Родина…

Утро. Чуть забрезжил рассвет, и веселый солнечный луч, играя, наполняет комнату. Кругом все еще спят. Из окна видно, как переливаются, искрятся золотыми огоньками росинки. Воздух чист и прозрачен. Как хорошо! Как дорога мне каждая черточка этого знакомого пейзажа! Словно собственные мысли, звучат в памяти строки стихотворения:

Сияет небо- синее и тайное.

Над головою ветерок прошел.

Молчат вершины- белые и дальние.

Мне- хорошо, и травам- хорошо

Как хорошо, что небу- синим цвесть,

Что мир-волна, огромная, тугая.

Как хорошо, что ты у меня есть,

Земля моя- до боли дорогая!

Удивительно точно И. Машбаш выразил мои чувства. Действительно, любовь к большой Родине начинается с любви к ее маленьким уголкам.

Я живу в Адыгее, которая на карте нашей многонациональной страны занимает более чем скромное место. Адыгея- это край степных просторов, покрытых лесами гор, бурных стремительных рек, заснеженных вершин, ярких в пору весеннего буйства красок садов.

Адыгея моя!

Край любимый навеки,

Где поют даже камни,

И нивы, и реки

Где цветы на лугах,

Словно пламя цветут,

Где дороги широкие

К счастью ведут…

Ты богата, счастлива,

Вольна и сильна,

Адыгея родная,

Моя сторона.

Так выразил свою любовь к Родине поэт К. Жанэ.

Родной край! Родные места! Сколько светлых минут жизни связанно с ними у любого человека. Я себе не представляю, как можно жить, дышать и работать в чужом краю, зная, что где-то вдали от тебя находится земля, где ты родилась и выросла. Об этом очень хорошо сказал И. Машбаш:

Если горец коня потерял- говорили,-

Он найдет себе лучшего-так говорили.

Если Родину- горе его не измерить,

Ведь ее никакая земля не заменит.

Я люблю мою Адыгею, люблю напевные стихи адыгейских поэтов об этой солнечной земле, о трудной исторической судьбе ее народа.

Я прожил жизнь в тяжелом сне.

Я горе вычерпал до дна.

Бессильна песнь моя была.

Ее давил тяжелый гнет

Бесправья, бедности, забот.

Я песни для себя слагал,

Но жизни новой

Яркий свет

Мне счастье дал,

Я им согрет…

Вслушиваешься в музыку слов и мелодия наполняет тебя, захватывает, заставляет проникнуться мудрой правдой народного поэта.

Творческое наследие Ашуга Цуга Теучежа- достояние всей нашей адыгейской литературы и культуры, его произведения одинаково любимы жителями всех районов Адыгеи. Но особенно гордимся творениями поэта мы, его земляки.

Сколько видела ты, моя земля, сколько выстрадала и пережила!

Пожалуй, самым трудным для нашей Родины временем был 1941 год. В этот год, в обычный июньский день, когда ярко светило солнце, когда мирно играли дети, когда колосилась пшеница, началась война. Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Уходили на фронт рабочие, труженики полей, учителя, врачи, студенты…В одном строю с ним шли писатели и поэты. 18 писателей и поэтов, прославив страну воинскими подвигами, удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них Хусен Андрухаев-первый советский писатель, который получил звание Героя Советского Союза.

Мы, молодежь, о войне знаем только из книг, фильмов, рассказов ветеранов. Книги о войне потрясают суровым рассказом о людской трагедии, восхищают беспримерностью совершенного простым, незаметным человеком, они учат нас любви к Родине, стойкости в испытаниях. Война не щадила никого. Не пощадила она и нашего земляка Айтеча Чамокова (А.Шеуджен « Не забудьте!»). Айтеч останется в истории войны человеком, чей подвиг бессмертен.

А. Чамоков и его боевые друзья, военные врачи, в неимоверно трудных условиях фашистского террора спасли жизнь сотням раненых и больных. Айтеч простым кухонным ножом проделал сотни операций. Невозможно себе представить, что совершил он под носом у фашистов, подвергая себя опасностям. После неудачного бегства Айтеч был схвачен. Он знал, что его ждут пытки и смерть. Но он шел на эту смерть. Долг перед Родиной, партией, перед народом был исполнен.

«- Вы, коммунисты,- фанатики,- проговорил сквозь зубы Планк.

Это не фанатизм. Это любовь к Родине и чувство долга!- ответил Чамоков».

Такие эпизоды, в которых решается участь Родины, подчеркивают, по-моему, беспредельность человеческих возможностей. «Просто был выбор у каждого- я или Родина».

Народ всегда воспевает подвиг во имя Родины и счастья людей, преклоняется перед мужеством и самоотверженностью своих богатырей, чтит их память… У нас «никто не забыт, ничто не забыто».

Более ста одиннадцати национальностей живут в мире и дружбе под одним небом, строят одно будущее. Во всех уголках моей необъятной Родины я встречаю людей, которые растят хлеб, строят дома, осваивают новые земли, летают в космос. И где бы ни жил человек, он любит свою землю, ибо с любви к ней начинается любовь к Родине. Человек должен с детства, со школьной скамьи помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

«Адыгейские писатели и поэты о Родине»

(эссе)

Работу выполнила

Ученица 9 класса А

МБОУ «Сош №1

Им Ю.К. Намитокова»

А.Понежукай,

Теучежский район,

Республика Адыгея

Сташ Алина Аслановна

Учитель-

Наниз Зуриет Заурбиевна

Авторы середины прошлого века посвящают свои произведения бытию страны во время приближенных к войне дней, а также – постижению драматического военного мышления и образа жизни. Писатели эти преимущественно сами участвовали в ВОВ: они напрямую относимы к реальным фронтам, а это закономерно прослеживается в их строках. На общероссийском уровне к подобным текстам причисляем следующие: «Трава забвенья» (1967) В.Катаева, «Где-то гремит война» (1967), «День рождения» (1968) Г.Гулиа, «Мой Дагестан» (1968) Р.Гамзатова, «Пестрый камень. Повесть в письмах» (1969) В.Чивилихина, «Сестра печали» (1969) В.Шефнера, «Последний поклон» (1971) и «Пастух и пастушка» (1971) В.Астафьева и др. Неизменно подчиняясь традиционному воздействию распространявшихся на всю соцреалистическую систему обязательств, национальные литературы Кавказа все-таки располагали явной спецификой собственного уровня. Середина прошлого века на этом поле есть период получения профессионализма, этап овладения умениями словотворчества, нацеленного на художественное отображение. Очевидно, что как раз мобильно реагирующая на события, живая лирическая повесть оказалась весьма распространенным жанром в период, характеризуемый так: держава разрушена боями, а человек – советским правлением.

Ближе ко второй половине послевоенного десятилетия адыгские прозаики все так же активны, причем и поэты (как то Ад.Шогенцуков, Х.Хавпачев, А.Кешоков и т.д.) все так же интенсивно погружаются в прозу. Несмотря на то, что часы, дни и годы все сильнее отдаляли ратные эпизоды, в людских душах Великая Отечественная война сохранялась ракурсом, помогавшим рассматривать реальность, вошедшую в послевоенную стадию. Авторам необходимо было, уходя от фронтового героизма, духовно адаптироваться к мирному бытию, продолжающему «определять сознание» (К.Маркс). Следовало в незнакомой на тот момент, мирной среде преобразоваться самому, видоизменить свои чувства и начать иначе воспринимать мир и человека в нем, что вызывало свойственное прозе середины века влечение забыть о войне и заняться индивидом. В-общем, необходимо подчеркнуть имевшуюся в советском слоге агитационную публицистичность, превалирование описаний над углублениями, нередкую гиперболизацию имеющихся в народном слоге качеств и признаков. Подобные тенденции замедляли достоверное, объективное обращение к субъекту, компетентное и стройное воссоздание как хроникальной, так и эмоциональной яви.

Однако заметным и существенным исключением оказалась проза адыгского автора 40-х – 50-х гг. Аскера Евтыха (Адыгея), который уже в тот период интенсивно развивает ведшееся в довоенные годы словесное продуцирование, выпуская пласт повестей о вернувшемся с войны фронтовике. Данный, частый для той прозы, герой активно и беззаветно регулирует жизненный строй собственной малой родины. Однако имела место некая преувеличенная похвала в адрес персонажа, когда предпринимаемые им усилия способствовали удачному окончанию всех имевшихся местных трудностей. Подобная закономерность присуща следующим текстам А.Евтыха, относившимся к «средней прозе», обладавшим явным «лиризмом»: «Превосходная должность» (1948), «Аул Псыбэ» (1950), а также изданным после романным текстам: «Девушка из аула», «Солнце над нами», «У нас в ауле». В частности, в «Ауле Псыбэ» повесть отдана работе сельчан, воспроизводящих разбитые хозяйства, однако ведущая линия здесь обращена к личности. Возвратившийся с фронта пилот назначается секретарем парторганизации колхоза и активно принимается трудиться. Однако нередко он оказывается в противоречии, – и трудовом, и моральном, – с руководителем хозяйства, тоже отвоевавшим войну, но после прекратившим прислушиваться к землякам в мирных условиях. В результате, посредством усилий бывшего летчика, повесть оканчивается наличием «исправившегося» председателя и завоевавшего передовую позицию колхоза.

Повесть другого адыгского писателя тех лет Пшимафа Кошубаева «Звонкая сталь Асланбека» (Адыгея), изданная в столице в 1974 году, воспроизводит непосредственно сами тяжкие и мрачные годы ВОВ. Писатель не пытался проигнорировать данной тематики и очертил здесь серьезные ценностные проблемы, как то: измена и патриотизм, моральная слабость и бесстрашие, война и мир. Скромная по размеру повесть сумела охватить весь четырехлетний период войны, включая ее гнет, трудности и муки. Зачин и продолжение фабулы закреплены за августом 1941 г. Представление ведущего персонажа (старый кузнец Асланбек) случается уже в зачине, и в начальной фразе писателя сразу видно, кто есть Асланбек и в чем его приоритеты. В частности, существует старец, подобно миллионам земляков, лишь во имя изгнания фашиста, лишь во имя сияния над его родной землей мирного неба и яркого солнца. Благословив к боям своих сынов, старец оказался наедине с трудом, бессрочным и порой безжалостным. Однако бок о бок оказалась супруга, и старческая пара пыталась сделать все нужное, а порой, – и более. Они были реально вооружены имевшейся у них верой в народную (советскую) победу и при этом мощно, всем разумом и всем духом вожделели ее. В подобных тягостных обстоятельствах, во время мрачных часов пара взаимно подкреплялась силами партнера, что несколько упрощало им существование. В данной тенденции ярко просматривается лирическая открытость персонажных взаимосвязей, являвшая собой ту реальную прямоту, характерную для межличностных контактов в военные и поствоенные периоды. В таком повествовании имеют место все нужные компоненты направленной на войну фабулы: и верность долгу, и измена родине. Преступления выходца из кулацкой семьи, перешедшего к неприятелю, противополагаются отваге старика Беча, поддерживавшего по возможности партизан; и, еще более ярко, противостоят свершению юного школьного педагога Людмилы Бодровой, отдавшей свою жизнь и уничтожившей так единичную броневую технику неприятеля. Ведущей персонажной паре (кузнец и его супруга), известной читателю по зачину, тоже довелось получить ужасающую новость об уходе из жизни обоих, выращенных ими юношей. Однако фортуна смилостивилась над старцами, разрешив им не оставаться в одиночестве. После окончания войны, как-то в ауле оказался юный офицер, передавший старику на память кинжал погибшего сына. Оказался и больше не уходил. Подобным путем П.Кошубаев реализует думу о безграничности бытия, когда независимо от случающегося (даже во время войны), бытие активно, и следует существовать далее.

Аналогичная философская дума имеет место и в других последовавших позже книгах А.Евтыха. В повести «След человека» (1971) настройка на изложение от первого лица, привлечение читателя в сферу постороннего слова необходимы писателю отнюдь не для доказательства интенсивной языковой специфичности, а именно для умножения личностной вескости героя-повествователя, для более частного и прямого захода в духовное бытие персонажа. Автор словно позволяет войти внутрь нрава, разрешая закрепить наиболее заповедные процессы персонажной сути. Фабула произведения произвольна; эпизоды в памяти центрального героя нередко накладываются один на другой; его былое и былое обступающих его соплеменников плотно вмешивается в их современность, назначая их связи, их злободневные позиции и действия. Причем минувшее есть Великая Отечественная война. ВОВ, ворвавшаяся в биографии не одного миллиона жителей планеты и в течение всего прошлого века неизменно оказывала воздействие на их судьбы. Вся повесть целиком стержнем пронизана размышлением о следе, обязательно оставляемым любым жителем планеты. Однако здесь имеет место отчетливое разграничение: доброе дело оставляет след аккуратный и ясный, а зло – след обесчещенный и мрачный. Мысли писателя о возможном биографическом следе порой у А.Евтыха превращаются даже в философские тезисы о значении людского бытия, максимально испытанного военным историческим периодом.

Подобные установки оставались в силе и далее. В 1977 г. издана автобиографическая повесть адыгского писателя Кабардино-Балкарии Алима Кешокова «Вид с белой горы». Данное произведение, независимо от его четко прослеживаемой документальности и интересующей нас тематической заданности (ВОВ), тоже обладает явно выраженными, вышеописанными лирическими элементами и фабулы, и структуры, и стиля. Во-первых, данное заключение применимо к модели изложения, предполагающей первое лицо с отдельными психологическими ингредиентами. Детально очерчивая собственную бытовую и профессиональную колею, не только воспроизводя, но и комментируя случавшиеся явления, имевшиеся нравы и действовавшие мнения, писатель не ограничивает в собственном участии и личные, авторские чувства и предпочтения. Такого рода авторский подход в его возможностях описывался даже Гегелем в «Эстетике» начала XIX в. Аналогично и воевавший персонаж А.Кешокова (если использовать гегелевские понятия) «следует за сущим, сообразовывается с ним», – со всем происходящим, – «страдая возможным и должным образом», причем и в военной фабуле (особенно в ней). В частности, в разделе «Война», живописуя бессчетные фронтовые несчастья и грозящие существованию бедствия (очевидцем коих оказался сам писатель), ведущий изложение глас и стоящая за ним личность предельно подступают к адресату, полностью разделяя с ним сферу текущих переживаний. Таким образом представлена своеобразная композиция данного произведения, несущая достоверную яркость будничного колера. Обязательная для психологического рисунка тонкость сопровождается и усиливается здесь символикой, подразумевающей сильно скрытую, философствующую и обобщающую идею писателя, целиком своим слогом и самой жизнью ратующего за мир во всем мире. Тем самым повесть убедительно выступила мощным и громким вестником явных лирических компонентов в еще насыщенной «ширпотребом» отечественной литературе.

Более поздняя (1984) повесть другого автора Кабардино-Балкарии Габбаса Братова «Я вернусь» также посвящена живописанию военных событий. Следует отметить и вновь присутствующее здесь наличие все тех же очевидных компонентов автобиографизма, инструментов поэтизации изложения, а также дизайн, уверенно выстроенный деталями этно- менталитета и самобытными тонами этнического цвета. Применительно к фабуле и персонажам текста отметим следующие биографические факты. Преждевременно потеряв одного из родителей, кабардинский подросток (Г.Братов) в тяжкие боевые и послевоенные времена остался на пару с матерью и оказался ответственным семейным содержателем. Обеспечивая пропитание родным, он трудился на ряде поприщ, как то: и со скотом, и в поле, и с книгами, и в партийной ячейке. Подобное трудолюбие и привело юношу к обогащению жизненным опытом, но и к насыщению ощущениями, оказавшимися в итоге событийно-психологической базой авторских произведений. Констатация того, что писатель непосредственно перенес все рисуемые им тяготы, не могла не проявиться в уровне достоверности фигур, в осязаемой оживленности эмоций и в слоговой яркости изложения. Активно текущие в военные и послевоенные годы хроникальные факты видятся читателю отнюдь не документальными, поскольку одеты в колоритные уборы экспансивной густоты посредством персональных ощущений центрального персонажа. Имеющийся комплекс его чувствований располагается на основном плане произведения; и только потом – исключительно в данном контексте – воссоздаются повествовательные компоненты фабулы, варьируемые в ракурсе восприимчивого молодежного хода мыслей и чувствительного характера. Пространная рисуемая фактическая субстанция, наличествующая в тексте, иногда дает возможность писателю скоординировать, сообщить необходимое композиционное созвучие образной вольности и разнозвучию творческих раздумий, сбору расположений и эмоций. Подобного рода экспрессивное действо тематически разворачивается и усугубляется в его персонажной конструкции, овладевая немалой территориально-хроникальной обширностью. Ингредиенты молодежного романтизма и гиперболизма, характерные для становящегося на страницах повести героя (Мурата), присутствуют в невообразимо насыщенных, густых и колоритных пейзажах драгоценной для писателя местности.

В данном произведении непросто выделить легко очерчиваемую, пропитанную действиями и фактами классическую сюжетику. Порой эта линия подменяется поэтической думой, временами всецело подстраивается под нее либо вся, без остатка, замещена ею. Описываемые сведения, череда имевших место реальных фактов делаются художественной продукцией внутренних положений центрального персонажа, чьи волнения в их созревании и оказываются натуральным событийным корнем. По законам жанрообразования, в классическом лирическом тексте центральный персонаж и повествователь чаще есть одна персона. Возможны тексты, в которых образ второго словно не присутствует, однако реально центральный персонаж словесно рисует свое бытие и, тем самым, – и свою личность, хотя и со стороны («он»). Аналогично происходит и здесь, у Г.Братова. Несмотря на то, что форма изложения есть лицо третье, она субъективирована, причем порой, на экспрессивных пиках приобретает внезапную конфигурацию лирического монолога. Подобное строение содействует ликвидации любого агента между персонажем и адресатом. Происходящее фактически в повести есть бытие подростка (и после – юноши), реально «определяющее его сознание», думы и волнения, его ощущение яви. В целом, течение личностного становления, распада ребяческого рассудка, трансформации нрава, приобретения чувства гражданского долга, – весь этот военно-обусловленный комплекс личностных преобразований представлен у Г.Братова с оптимальной приближенностью и психологической конкретикой. Ведя речь о том или ином имевшем место явлении либо лице писатель отнюдь не транслирует автоматически ситуацию, а именно живописует ее, – выразительно и поэтично, что неизменно обусловлено военной тематикой. Потоком слов, исходящих из недр писательской души и задевающих наиболее труднодоступные ноты в душах получателей, Г.Братов воспроизводит сердечную муку потерявшего семью паренька. Данная мука весьма узнаваема для отечественного читателя прошлого и нынешнего веков, она произведена неотвратимыми на войне утратами родных, она сильна в своей активности и жестоко наполняет любую клетку детской порой души, не переставая выхлестываться (в своей полноте) через условную душевную кромку. Иногда в некоторых кадрах – случаях эмоционального насыщения – писатель сторонится обнаружения сути раздумий персонажа, однако детально обрисовывает его внутренний мир.

Идентичным образом повесть другого адыгского писателя современности Сафера Панеша «Любовь и уголь» (Адыгея, 1990) вновь направлена на воссоздание годов ВОВ, как одного из самых тягчайших этапов отечественной хронологии, ставшего либо гибелью, либо судьбой представителей советских народов. В авторском развитии событий строки произведения оптимально содержат полный комплект военно-обусловленного сюжета с сопровождающим его обязательным эмоциональным набором. В частности, конкретизируем: во-первых, это страх, захвативший рассудки и рефлексы граждан по мере наступления немцев; во-вторых, это безапелляционная готовность любого одолеть неприятеля любой ценой (вплоть до пожертвования собственной жизнью); в-третьих, это стоны обретающих строгие похоронки, страдающих родителей; в-четвертых, это гнусность изменников, бесстыдно похоронивших патриотическую святость связей с Родиной и ее землей; в-пятых, это расплата, неизменно настигавшая участников предыдущего пункта, причем не только самих изменников, однако и их безобидных потомков. К примеру, упоминая предателя и его суть, писатель вопрошает в адрес различных адресатов (он сам, его персонажи и читатель), проводя обязательные для военной тематики и проблематики вопросы относительно того, как способен оказался гражданин, искренне уважающий режим и как бы уважаемый режимом, настолько пренебречь своим патриотическим долгом?

Сражения, фронты и тылы заполняют воображение и сознание ребенка, составляют его мысленные картины и, одновременно, – мысленный взор и душу читателя, не позволяя никому безразличие, именно посредством писательского умения. Рано ставший взрослым, подобно всем «военным» ребятам, главный герой тягостно размышляет о несомых и навязываемых войной тяготах и гнетах, скучает по отдавшему жизнь Родине отцу, уповает на стремительную силу советского войска, горюет и плачет о каждом из тех, кто погиб во благо мира. Следовательно, данная, нередкая для советской прозы прошлого века дума о неминуемости человеческого всепланетного бытия, независимо от постоянных войн, часта для советских писателей, считаясь стержневым жизнеполагающим девизом бытия. Действительно, независимо от того, что «все приходящее рано или поздно уходит», столкнувшийся с войной писатель прошлого века изображает героя, оказывающегося готовым к дальнейшей жизни и ее радостям только оттого, что искренне надеется на светлое грядущее. Авторы пробуждают классические предметы, без рассмотрения которых не может быть изложен ни один текст на военную тематику. Лишь упоминание такого рода проблематики, не говоря уже о ее художественном изложении и анализе, делает вышеприведенные, тематически однонаправленные прозаические тексты нужными и злободневными не только для отошедшего соцреалистического, но и для ныне живущего читателя.


Литература

Братов, Г.М. Когда цветут подснежники: Повести. – М.: Современник, 1984.
Евтых, А.К. Превосходная должность: Повести. – М.: Сов. писатель, 1950.
Евтых, А.К. Разрыв сердца: Повести. – М.: Изд. дом М.Х.Маржохова, 2000.
Кешоков, А.П. Вид с белой горы. – Изд. 2-е, доп. – М.: Современник, 1977.
Кошубаев, П.К. Звонкая сталь Асланбека: Повесть // Кубань. – 1973. – № 2. – С. 41-65.
Панеш, С.И. Сыновний долг: Повести. – М.: Сов. писатель, 1991.

Опубл.: XII Сургучевские чтения Всероссийской научно-практической конференции «Литература и журналистика в пламени войны: от Первой мировой до Великой Победы» (27-28 февр. 2015). – Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2015. – 316 с. – С. 263-268.