Тема русской женщины в лирике некрасова. Образ русской женщины в поэзии некрасова

Женская тема в произведениях Н.А. Некрасова одна из важнейших. В своём сочинении я хочу рассмотреть несколько лирических произведений Некрасова, главной героиней которых является женщина.

Так, стихотворение «Я не люблю иронии твоей», написанное предположительно в 1850 году, посвящено Авдотье Панаевой, жене друга Некрасова Ивана Панаева. Отношения поэта и Авдотьи Панаевой длились почти двадцать лет, хотя так и не приобрели официального статуса. Связь между влюблёнными включала в себя как периоды безоблачного счастья, так и моменты бурного выяснения отношений и даже временного охлаждения. Одно можно сказать несомненно: Авдотья Панаева на долгие годы стала музой Некрасова. Только так называемый «Панаевский цикл» содержит одиннадцать произведений, но также существуют и неизданные стихотворения. Почти не сохранилось исторических данных об отношениях Некрасова и Панаевой, поэтому данный цикл представляет собой интерес как реальная история отношений двух людей, он отражение пережитого и выстраданного.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» можно назвать пророческим: отношения лирических героев – это проекция отношений самого Некрасова с Авдотьей Панаевой. Лирический герой, будучи влюблённым, уже предчувствует неизбежную разлуку с героиней:

Стихотворение наполнено трагизмом, хотя, как пишет автор, и героиня, и герой ещё полны любви. Она пока стремится продлить свиданье, а в нём кипят ревность и мечты, но за всем этим уже стоит призрак неминуемой «развязки». Несмотря на то, что перед нами признание героя, его чувства, мы вполне можем представить себе героиню. Первая строка стихотворения «Я не люблю иронии твоей» даёт нам повод думать, что героиня – женщина, знающая себе цену, которая позволяет в своём общении с мужчинами насмешку, игру. В стихотворении намечается образ загадочной женщины, любящей героя и одновременно терзающей его.

Мотив разлуки главный и стихотворении «Прощание», где герой признаётся, что его разрыв с героиней была преждевременным. И хотя казалось, что не будет муки в «последнем роковом «прости»», это расставание оказалось смертельным для сердца героя:

Образ женщины, терзающей героя, получает развитие и в других произведениях «Панаевского цикла». Например, «Так это шутка? Милая моя…», где герой плачет над «рассчитанно-суровым», коротким и жестоким письмом героини.

Но одновременно в стихах, посвящённых А. Панаевой, мы видим: их героиня и глубоко несчастная женщина. Так, в произведении «Тяжёлый крест достался ей на долю» мы слышим признание героя о том, что его возлюбленной досталась непростая судьба: страдать, притворяться, молчать и не плакать. Тот, кому она отдала весь жар своих чувств, стал не только радостью, но и бесконечной болью, стал её палачом:

В стихотворении «Тяжёлый год - сломил меня недуг» герой также молит героиню выслушать его, не обвинять несправедливо, он уверяет её, что он не губитель, но друг:

Абсолютно другой образ женщины мы встречаем в стихотворении «Тройка». Главная героиня здесь – девушка-крестьянка. Произведение имеет двухчастную композицию. В первой части Некрасов описывает юную красавицу с «чёрными, как ночь» волосами, румяными щеками и лукавыми глазами. Один взгляд такой девушки способен «старика разорить на подарки», а в сердце юноши зажечь пожар любви. Девушка жадно смотрит на дорогу в надежде, что проезжающий молодой корнет влюбится в неё и увезёт с собой. Во второй же части автор описывает истинную судьбу молодой крестьянки. После привольной жизни у родителей её ожидает прозябание с «неряхой-мужиком», который будет её бить, а также с ненавистной свекровью, гнущей невестку в «три погибели». Удел крестьянской женщины – «нянчить, работать и есть». Всё стихотворение построено на контрасте:

Некрасов вполне реалистично изобразил судьбу крестьянской женщины, вся жизнь которой представляет собой череду бесконечных домашних дел, похожих не «непробудный сон», поэтому очень скоро вместо радости и движенья на лице появляется выражение постоянного испуга и «тупого терпенья». Заканчивается стихотворение печально: автор советует девушке заглушить в сердце тоскливую тревогу и не смотреть вслед мчащейся тройке, потому что не верит в счастливую судьбу молодой крестьянки.

Трагичной судьбе крестьянки также посвящено стихотворение «В дороге». Произведение представляет собой диалог между пассажиром и ямщиком, который рассказывает о своей жене, по воле случая воспитанной вместе с барскими детьми, знающей грамоту, иностранные языки, обученной пению и другим «дворянским манерам». Но после смерти старого хозяина новый хозяин отправил девушку обратно в деревню, где её выдали замуж за простого крестьянина. Ямщик жалуется, сколько он нажил забот с молодой женой:

Жизнь в барском доме, по мнению ямщика, испортила жену: чтение никого до добра не доводило. Но всего страшней мужику за сына, которого образованная женщина

Ямщик жалуется, что, видно, скоро жена помрёт, хотя он и недоумевает почему:

В другом произведении – поэме «Кому на Руси жить хорошо» – Некрасов также создаёт образ русской женщины, жизнь которой полна горя, страданий и несчастий, а «счастье» - лишь редкие моменты в её судьбе. Матрёна Тимофеевна Корчагина рассказывает странникам о бесконечной работе в семье мужа

трагической гибели первого ребёнка, голоде, заборе мужа в солдаты «не по очереди» и пр. Но, несмотря на всё это, люди считают её счастливой, потому что остальным живётся ещё хуже. Изображая тяжёлую судьбу русской крестьянки, Некрасов пишет о её жертвенности, красоте души, широкой натуре, силе духа и умении безгранично любить. Так, Матрёна, чтобы спасти мужа от несправедливого рекрутства, а детей от неминуемой голодной смерти, идёт за защитой к самому губернатору.

Мотив беспримерного самопожертвования и подвига женщины во имя любви и преданности показан и в поэме Некрасова «Русские женщины». Её героини – жены декабристов, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, отказавшись от дворянских титулов и всех благ, связанных с этим. Удивительно то, что, хотя социальные положения жён декабристов и Матрёны Корчагиной абсолютно разнятся, этих героинь многое связывает – горькая судьба и способность к жертвенной любви.

В заключение скажу, что, женские образы играют значимую роль в некрасовском творчестве. Как правило, повествуя о судьбе русской женщины, поэт рисует в своих произведениях судьбу несчастную. Но, вопреки этому, женщина у Некрасова – это воплощение русской души, готовой, как говорил В.Г. Белинский, к «всесочувствию» и «всесостраданию».

Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе -житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

-Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!»

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд- все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..» - говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.

Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.

В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.

Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, разлуке с мужем, вечных унижениях, страданиях матери, потерявшей сына. Говорит она и о материальной нужде: пожарах, падеже скота, неурожае и об угрозе остаться солдаткой. Но эти испытания не сломили ее духа, женщина сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но семейные отношения, унижающие ее и требующие беспрекословного подчинения и покорности, она не принимает как должное. Характер героини закаляется в тяжелых испытаниях.

С помощью фольклорных жанров - песен, плачей, причитаний - усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показывают, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Речь героини полна фольклорных выражений, неповторимо индивидуальна, жива, конкретна и эмоциональна. Насыщенность ее речи поговорками, песнями, плачами говорит о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Образ Матрены Тимофеевны - образ сильной духом, одаренной и талантливой крестьянки.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины, а судьба героини - не исключение из правил, а такая же, как и судьба миллионов русских крестьянок. В поэме «Мороз, Красный нос» речь идет о трагической судьбе крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу. Восхищение автора красотой Дарьи неразрывно сливается с восхищением ее ловкостью и силой в работе. Дарья - тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский как о народном, демократическом идеале. Дарья - героический образ русской женщины, русской крестьянки, в которой проявились лучшие черты национального характера, «тип величавой славянки».

Внешняя привлекательность и красота этой простой крестьянской женщины сочетаются с ее внутренним, нравственным богатством, с ее самоотверженностью и душевной стойкостью.

Суровая доля русской крестьянки воплощена в конкретном, жизненно правдивом образе Дарьи. Дарья избежала одной из «тяжких доль» - «до гроба рабу покоряться» - муж любил ее сдержанной, немного суровой любовью, характерной для крестьянских семей. Героизм Дарьи - в ее мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хотя бы скромном, достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле, самый тяжелый труд - все это лежало на плечах Дарьи. Но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью. Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Именно забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью.

Описывая тип «величавой славянки», Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие духовные качества - сила воли, умение любить, самоотверженность и верность - роднят Матрену Тимофеевну с героинями поэмы «Русские женщины». Первая часть поэмы посвящена княгине Трубецкой, вторая, - княгине Волконской.

Поэт показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщины всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, потому что главная составляющая этого образа - духовная красота. Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

Образ русской женщины занимает одно из самых важных мест в поэзии Некрасова. Поэт показывает судьбы своих героинь, подчёркивая, что если весь народ живёт плохо и трудно, то жизнь женщины во сто крат тяжелее:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Это строки из стихотворения « В полном разгаре страда деревенская.. .» очень показательны и дают полное представление об отношении поэта к русской женщине. Некрасов называет свою героиню многострадальной матерью « всевыносящего русского племени». В этом видна гордость, восхищение её жизненными силами. Но в то же время автор говорит о покорности русской женщины:
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Стихотворение «В дороге» (1845) так же, как и предыдущее, носит социальный характер. Здесь Некрасов выступает в жанре социальной элегии, который он одним из первых ввел в русскую литературу. Размышления поэта о судьбе народа, а именно о жизни женщины-крестьянки, находят художественное воплощение в диалоге между лирическим героем и ямщиком. Характерно, что поэт избрал кольцевую композицию, начиная и завершая произведение словами лирического героя, а в центре мы находим исповедь ямщика, простого мужика. В первой реплике героя намечены острые проблемы, которые будут развиваться в творчестве Некрасова. Он говорит:
Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку...
Ямщик рассказывает о своей жене Груше, которая была воспитана господами вместе с барышней, а потом возвращена в село. Грушу научили барским манерам, но «ни косить, ни ходить за коровой» она не умела. Не выдержав тяжёлых ударов судьбы, она стала увядать с каждым днём:
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна -
Чай, свалим через месяц в могилу...
Тоска и безысходность в жизни крестьянки подчёркнута кольцевой композицией и заключительной репликой лирического героя, с горечью благодарящего ямщика за то, что тот разогнал его «неотвязную скуку».
Ещё одно стихотворение о тяжёлой судьбе девушки-крестьянки - «Тройка» (1846). Оно также написано в жанре социальной элегии. Это трагическое произведение, в котором ярко виден контраст между красотой девушки и её тяжёлой судьбой. Некрасов поэтизирует красоту героини, используя новые краски в описании её внешности:
...Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Дальше поэт говорит о том, какой будет судьба этой девушки. Он подчёркивает трудность её жизненного пути. Характерно сравнение её с цветком («Отцветёшь, не успевши расцвесть»). Важное значение имеет кольцевая композиция, которую мы уже видели в стихотворении «В дороге». В последних двух строках показано отношение Некрасова к судьбе героини. Он пишет:
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки...
Судьбу девушки изменить невозможно, ей суждено преодолевать этот тяжкий путь.
Но не только судьба женщины-крестьянки освещается в лирике Некрасова.
Так, в стихотворении «Когда из мрака заблужденья...» (1845) речь идёт о падшей женщине, которую пытается спасти герой-разночинец. В стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной...» (1847) также перед читателем предстаёт образ падшей женщины, которую нужда заставила опуститься на самое дно. Герой рассказывает:
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребёнку и ужин отцу.
Тема падшей женщины в лирике Некрасова звучит и в цикле «На улице» (1850), который считается итогом его творчества 40-х годов. В четвёртой сцене, которая называется «Ванька», изображены два типичных представителя городского дна: бедный извозчик и падшая женщина. Но поэт не высмеивает их, а сочувствует людям, у которых нет будущего:
Но оба вы - извозчик-дуралей
И ты, смешно причесанная дама, -
Вы пробуждаете не смех в душе моей -
Мерещится мне всюду драма.
И наконец, ещё «уличная зарисовка», одно из самых пронзительных произведений Некрасова, дающих наиболее яркое представление о его творчестве. Речь идёт о стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом».
Очень просто и без пафоса лирический герой рисует ужасную картину: «... там били женщину кнутом». Но простота, отсутствие патетики - обманчиво. Лирический герой не просто сопереживает этой несчастной - он готов разделить её страдания.
И Музе я сказал:
«Смотри, сестра твоя родная...»
Именно боль за угнетённых, бесправных, обиженных была той силой, которая заставляла поэта творить.
Такой Музы мы ещё не видели в русской литературе. Муза Некрасова - особая, не похожая на других.
К этому образу Музы-крестьянки Некрасов возвращается много позже, в 1877 году в стихотворении «О Муза! Я у двери гроба!..». Он пишет:
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...
Образ русской женщины в творчестве Некрасова занимает важное место не только в его лирике, но и в поэмах.
В частности, в поэме « Мороз, Красный нос », окончательный вариант которой был опубликован в 1864 году в журнале «Современник». Некрасов посвятил её сестре - Анне Алексеевне Буткевич.
Поэма отличается большим количеством эпитетов и поэтических сравнений, в том числе заимствованных из фольклора («Как дождь, зарядивший надолго», // Негромко рыдает она»), мы видим здесь образный параллелизм («Берёза в лесу без вершины - // Хозяйка без мужа в дому»). Персонажи её очень яркие, запоминающиеся. Один из самых ярких - главная героиня, Дарья. Ей посвящена третья часть поэмы. Поэт старается достичь обобщения, показать, что трагическая участь Дарьи типична:
Три женские доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторя - быть матерью сына-раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти разные доли легли
На женщину русской земли.
Мы видим героиню и в работе, и в веселье. Некрасов использует всю палитру красок, чтобы раскрыть перед читателями этот образ:
По будням не любит безделья.
Зато вам её не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Трагедия Дарьи - огромна. И здесь, как и в лирике, Некрасов подчёркивает, что судьба крестьянки безысходна, она ни от кого не увидит сочувствия:
И солнце, кругло и бездушно,
Как жёлтое око совы,
Глядело с небес равнодушно
На тяжкие муки вдовы.
И много ли струн оборвалось
У бедной крестьянской души,
Навеки сокрыто осталось
В лесной нелюдимой глуши.
Рубя дрова, Дарья разговаривает с покойным мужем. Здесь наиболее ярко передано народное сознание. Некрасов рисует время сенокоса. Это радостная пора для крестьян, но печальная для вдов:
Нынче солома по грудь человеку,
Бог нам послал урожай!
Да не продлил тебе веку, -
Хочешь не хочешь, одна поспевай!..
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создал образ Матрёны Тимофеевны - она главная героиня в главе «Крестьянка», единственной написанной от первого лица. Голос Матрёны Тимофеевны - голос народа. Она воплотила в себе все лучшие качества русского женского характера:
Матрёна Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Судьба героини постоянно расширяется до пределов общерусских, но в то же время остаётся её собственной.
«Крестьянка» - одна из самых близких к фольклору частей поэмы. В ней Некрасов использует много песен. Таким образом он передаёт богатство, широту души своей героини. Матрена не утратила чувство собственного достоинства. Но она прекрасно понимает, что «ключи от счастья женского... закинуты, заброшены у Бога самого».
В поэме «Русские женщины» Некрасов воспел подвиг декабристов и их жён. Княгиня Трубецкая говорит:
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Жены декабристов, не испугавшись опасностей и трудностей, отправились за своими мужьями, чтобы поддержать их в тяжёлое время.
Таким образом, образ русской женщины в поэзии Некрасова многогранен. Разнообразна и палитра чувств лирического героя - от жалости и сострадания до гордости и преклонения.

Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н.А. Некрасов. Большое внимание Некрасов уделял в своей лирике раскрытию женских образов. Прежде всего - это образ собственной матери поэта, воспетой во множестве стихотворений и поэм; затем Катерина из «Коробейников», Саша из поэмы того же названия, Дарья из «Мороза», княгини Трубецкая и Волконская, Матрена Тимофеевна из «Кому на Руси жить хорошо». Далее следуют героини мелких стихотворений: «Я посетил твое кладбище», «Памяти Асенковой», «Свадьба», «В больнице», «Тяжелый крест достался ей на долю», «Дешевая покупка», «В полном разгаре страда», «Песня Любы»… При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом - кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка - при внешнем благополучии - страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга. Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» - княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царит «подленькая месть» и ханжество, мужчины там «сборище Иуд, а женщины - рабы». Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает: Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили… Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли: За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной». Его героиня - жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», - говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигает вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые «именем страшным» ее назовут. Именно по вине таких «пустых и лживых» людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении «Когда из мрака заблужденья…». Но в душе даже такой опустившейся женщины теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть «ее опутавший порок» и «смело и свободно» вступить на честный путь. Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка: Три тяжкие доли, имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сыны - раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость. «Кто ж защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о Страдалице земли русской, подвиг, которой незаметен, но велик! В стихотворении «Тройка» поэт только предрекает дорогу, напоминает девушке о тяжелой доле, которая ее ждет: Отцветешь, Не успевши расцвесть, Погрузишься Ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. А в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» берется уже реальный эпизод из жизни простой крестьянки: Слышится крик у соседней полосоньки, Баба туда - растрепалися косынки- Надо ребенка качать. Везде надо женщине успеть: и в поле, и с детишками, и дом содержать. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова. «Будет бить тебя муж привередник и свекровь в три погибели гнуть» и «Не мудрено, что ты вянешь во времени». Некрасов глубоко сочувствует тяжелой женской доле и восхищается стойкостью, выносливостью и трудолюбием русской женщины. В поэме «Мороз, Красный нос» рассказывается о трагической судьбе крестьянки Дарьи, которая, взвалив на свои плечи всю мужицкую и женскую работу, не может этого вынести и погибает. Обобщил Некрасов размышления о женской доле в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в главе «Крестьянка». Матрена Тимофеевна, одна из главных героинь поэмы, довольно уже тем, что ее муж не бьет ее. Женскую судьбу сравнивает она с тремя петлями шелку белого, красного и черного, и горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!». Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства и подлинной гордостью, не задавленной тяжелыми условиями жизни. Поэт, радуясь за своих соплеменников, говорит, что «грязь обстановки убогой к ним словно липнет». Она «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Умеет она, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, но зато во время работы ловка, сильна и собранна. Такая женщина «и голод, и холод выносит». Она строга к лентям, к нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадания к людям. Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить Дарья своего мужа, как Матрена Тимофеевна прощает Савелию - богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее первенца. Она ценит в нем свободный дух, народную мудрость, и даже рассказывает о нем странникам, ставя его в пример. Главным же достоинством русской Женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» выбивается из сил, чтоб был сыт ее ребенок. Тема материнства затронута и в стихотворении «Соловьи». Мать учит своих детей ценить прекрасное, любить природу. Ей очень хочется, чтобы ее дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, она говорит, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и без рекрутщины», то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки». Своим личным примером воспитывает детей Матрена Тимофеевна, «многострадальная мать». Ее сын Федотка уже умеет сочувствовать чужой беде: он пожалел голодную волчицу. И Матрена Тимофеевна материнским сердцем понимает Федотку, ограждает его чистую душу от потрясений, принимает на себя все унизительное наказание. Любовь к мужу, тревога за судьбу детей дают силы Матрене Тимофеевне идти искать защиты от несправедливости у губернаторши. Поборов свою гордость, она унижается перед швейцаром, но цели своей достигает. И нет границ благодарности губернаторше. Строки: В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото - Сердце народное! - относятся и к Матрене Тимофеевне. Характеры русских женщин в творчестве Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа, о необходимости перемен в жизни и порядках в селах и городах, - таких перемен, которые помогли бы «женщинам в русских селениях» по-настоящему проявить любовь всего своего сердца.