Тема родины в творчестве а ахматовой. Тема поэта и Родины в лирике А.А. Ахматовой (Ахматова Анна)


Одно из важнейших мест в лирике А.А. Ахматовой занимает тема поэта и Родины. У поэтессы всегда были непростые отношения с советской властью, но, тем не менее, она не бросила свою страну и переносила все трудности жизни вместе с народом. Свое отношение к Родине она выразила во многих своих произведениях таких, как стихотворение «Мне голос был.

Он звал утешно…» и поэма «Реквием».

В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» Ахматова ставит вопрос о своей эмиграции из России. Революция принесла не только страдание всему русскому народу, но также принесла горе лично Ахматовой: она голодала вместе со своим маленьким сыном, её муж Гумилёв находился за границей и не мог ей помочь. Недовольные изменениями в стране уже уехали из России. Казалось, единственное спасение для поэтессы – эмиграция:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда…»

Но для Ахматовой эмиграция – измена Родине. Она предпочла остаться со своим народом и разделить с ним все невзгоды:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

А в поэме «Реквием» поэтесса выступает в роли обличительницы существующего государственного строя.

Сюжет произведения описывает страдания матери, сын которой арестован советскими властями. Частично эту поэму можно назвать автобиографичной, ведь сын Ахматовой действительно арестовывался несколько раз, а сама Ахматова стояла в очередях в тюрьму:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Горе народа выражается скорбью женщины, потерявшей сына. А Родину поэтесса отождествляется с теми, кто пал жертвой репрессий:

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Ахматова всегда была патриотом своей страны, и поэтому, несмотря на конфликты с властью и тяжелую жизнь, она не бросила свой народ в трудную минуту. Свое творчество она также направляла на благо Родины: показывала лучшие стороны России, поддерживала народ при трудностях, а также обличала недостатки государства.

Обновлено: 2018-04-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении «Музе» она точно определяет свой выбор. Мечта поэтессы не разделить участь многих женщин, а отдаться безудержной и опасной свободе творчества:

Муза! Ты видишь, как счастливы все –

Девушки, женщины, вдовы …

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы…

Поэтический дар в стихотворении называется «золотым кольцом», «первым весенним подарком», и, наконец, «божьим подарком». То есть Ахматова принимает свой талант не как свою заслугу, а как подарок свыше. Это рождает трепетное отношение к своему поэтическому дарованию, невозможность растратить свой талант впустую.

Носителем высшей силы в произведении является Муза. Но Ахматова относится к своей Музе как к равной себе. Это можно проследить и в стихотворении «Я пришла тебя сменить, сестра…»

На первый план здесь выходит опять-таки тема озарения, награждения поэтическим даром. Немного мистически описан момент становления обычного слабого человека. Как будто бы в тело одного человека вселяется вселенская душа – Муза. И он становится «как белое знамя», «как свет маяка».

В стихотворении «Уединение» 1914 года Ахматова раскрывает свое видение судьбы поэта. Она признает, что путь творца тяжел:

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен…

Поэт, по мнению Ахматовой, по определению оторван от мира и обывателей. В стихотворении используется символ высокой башни (по аналогии с «башней из слоновой кости»), которая создана из камней, брошенных в поэта. Но есть в тяжелой поэтической судьбе положительные стороны: возможность глубже и точнее видеть мир, способность объективно рассматривать события:

…Отсюда раньше вижу я зарю,

Здесь солнца луч последний торжествует.

И часто в окна комнаты моей

Влетают ветры северных морей,

И голубь ест из рук моих пшеницу…

Кроме того, поэт находится под покровительством высших сил, которые здесь опять представлены образом Музы:

А не дописанную мной страницу –

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.

Поэт – человек, одаренный свыше. И именно поэтому его дар принадлежит не только ему, но и всем окружающим. Свою гражданскую позицию, отношение к той роли, которую поэт должен сыграть в обществе, Анна Ахматова выразила в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» и поэме «Реквием».

В стихах «Не с теми я, кто бросил землю…» поэтесса говорит о своем нравственном выборе. Покидать родную страну в тяжелый час – недостойно высокого звания поэта и гражданина:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Бороться до конца – вот призыв Ахматовой:

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Поэт, родина и народ неразрывны для Ахматовой. В эпиграф к поэме «Реквием» она выносит важнейшие слова, выражающие ее гражданскую позицию:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэт должен не только понимать и разделять беды своей страны. Он должен стать голосом народа:

…мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ.

Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.

Анна Ахматова “гостила на земле” в трагическую эпоху, – трагическую прежде всего для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию.
Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы.
По аллее проводят лошадок, Длинны волны расчесанных грив. О пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив.
Потом родиной становится Петербург. Здесь проходит молодость. Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность – все это связано с Петербургом.
Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки И торжественной брачной постелью, Над которой держали венки Молодые твои серафимы, – Город, горькой любовью любимый.
В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу. Вместе с Родиной она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни самой себе. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.
Первые сборники стихотворений – “Вечер” и “Четки” – посвящены, в основном, любовной теме. Сборник “Белая стая” включал в себя стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России. Первая мировая война принесла большие изменения и в жизнь Ахматовой. Ее муж, поэт Николай Гумилев, уходит на фронт. Анна Андреевна долго и тяжело болеет. Личная драма объединяется в сознании поэта с драмой национальной.
В “Белой стае” тема Родины заявлена с большой силой. Здесь мы не найдем у Ахматовой того, что называют гражданской лирикой, не найдем каких-либо политических оценок. Война и смерть ужасают Ахматову как женщину. Еще Лев Толстой считал, что самый верный взгляд на войну и политику – у женщин, потому что они, казалось бы, наивно прилагают к временному вечные мерки Божественного откровения. Так. княжна Марья в “Войне и мире” пишет в своем письме: “… Он (князь Андрей) оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне, в которую мы втянуты Бог знает как и зачем… Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного спасителя, учившего нас любви… ”
Морозное солнце. С парада
Идут и идут войска.
Я полдню январскому рада,
И тревога моя легка.
Здесь помню каждую ветку
И каждый силуэт.
Сквозь инея белую сетку
Малиновый каплет свет.
Анна Ахматова может отождествить себя с известными в истории страдалицами за родную землю: “Мне с Морозовою класть поклоны… с Жанной на костер опять.” Так она напишет в 1962 году в стихотворении “Последняя роза” Может быть, это самое пронзительное свойство таланта Ахматовой.
Но тема жертвенной любви к Родине появилась много раньше.
Думали нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем, –
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.
Это стихотворение открывает “Белую стаю”. Стиль сборника, пронизанного трагическими предчувствиями, строг, аскетичен. Аскетизм во всем – вплоть до траурно звучащего ритмического рисунка дольника, – стихотворного размера, которым писала Ахматова. В тяжелую для Родины годину и поэту не до прикрас.
Сборник стихов “Подорожник” выходит в 1921 году. В Россию пришло время больших перемен. Одни принимали революцию и воспевали ее, другие уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения “Петроград”, “Не с теми я, кто бросил землю”, “Мне голос был” далеки от приятия революции, но далеки и от политической ненависти. Анна Андреевна решает проблему нравственного выбора похристиански. Она не просит, чтобы ее миновала горькая чаша, не бежит от судьбы.
Стихотворение “Ты – отступник” адресовано конкретному человеку, в основе его ситуация из личной жизни Анны Ахматовой. Ее близкий друг, художника Борис Анреп уезжает из России в Англию.
Для чего ты, лихой ярославец,
Коль еще не лишился ума,
Загляделся на рыжих красавиц
И на пышные эти дома?
Так теперь и кощунствуй, и чванься,
Православную душу губи,
В королевской столице останься
И свободу свою полюби.
В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну, свою веру, святые иконы. Он губит свою “православную душу”, как бы отдавая ее дьяволу, и теперь “не страшны ни моря, ни битвы/ Тем, кто сам потерял благодать” Иноземная свобода противопоставляется “благодати”. Спасти душу отступника может лишь молитва праведника (“оттого-то но время молитвы/ Попросил ты тебя поминать”).
Спор с Анрепом продолжается и позже в лирике Ахматовой. Анна Андреевна твердо стоит на своем:
Высокомерьем дух твой помрачен,
И оттого ты не познаешь света.
Ты говоришь, что вера наша – сон
И марево – столица эта
Ты говоришь – моя страна грешна,
А я скажу – твоя страна безбожна.
Пускай на нас еще лежит вина, –
Все искупить и все исправить можно.
Чувство ответственности за события, происходящие в России, слышится в этих строках. И действительно, Ахматова отличалась от других поэтов осознанием собственной великой миссии. Она была уверена в том, что огромное значение имеет каждый шаг, каждое действие, каждое слово ее в эту трагическую для Родины пору.
Недаром в конце жизненного пути она скажет:
Но я предупреждаю вас.
Что я живу в последний раз.
Здесь следует сказать о том, что Анна Андреевна человек верующий, свою жизнь и судьбу рассматривала как возможность отработать все свои долги, чтобы закончить цикл воплощений на Земле.
Смерти нет. это всем известно,
Повторять это стало пресно,
А что есть, пусть расскажут мне…
И несомненно, что стоицизм, проявленный ею в “годы страшных лет России”, имел своим истоком ее сложное, далеко не всем понятное и доступное мировоззрение.
Для Анны Ахматовой Россия всегда была связана с народными традициями и православием, какие бы бесы ни пытались погубить душу родной страны Стихотворение “Мне голос был… ” в первоначальной редакции имел две строфы, в которых кратко дана историческая зарисовка, очень важная для понимания смысла дальнейшего диалога:
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее, –
Мне голос был…
Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. Нездешний голос зовет ее, предлагая покинуть грешную Россию. Но она решает остаться, принимая судьбу Родины как крестный путь.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух.
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
По силе духовной, по мощи самоотречения этому стихотворению нет равные в русской поэзии! Надо признать, что Анна Ахматова совершила подвиг души и просто человеческий подвиг, оставшись в советской России в 1917 году Ведь она как никто другой понимала суть событий. В другом стихотворении сборника “Подорожник” сказано:
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.
В стихотворении 1922 года, вошедшем в сборник “Anno Domini”. Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто “бросил землю”. Бежавшие вызывают у Ахматовой жалость, а не презрение В этом стихотворении повторяется формула “А здесь” и образ стихийного бедствия, охватившего родную землю:
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Стихотворение “Петроград” продолжает эту тему. Здесь А. Ахматова чувствует свою связь со всеми, кто остался на Родине, она уже не одинока. На помощь приходят и образы вечной книги. Вот перед нами строки стихотворения “Лотова жена” из цикла “Библейские стихи”:
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Нетрудно догадаться, почему Ахматова сближает свою судьбу с участью жены Лота, не желавшей покинуть родной город даже тогда, когда родину постигла Божья кара. Эпитет “родной”, относящийся к Содому, душераздирающе точен. А “красные башни” уж не ассоциация ли с родными кремлевскими?
Сохраняя цельность души, принимая со смирением тяжкие испытания, Ахматова ощущает внутренний свет. И это настоящее чудо. Свет, например, должен воссиять в самом несчастном евангельском городе Капернауме, где так много было убогих и “нищих духом”, то есть смиренных.
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Интимная лирика почти исчезает, стихотворения наполнены тревогой за судьбу Отечества. В цикл “Ветер войны” входят стихотворения утверждающие силу, волю, мужество народа. И снова лирическая героиня Ахматовой – мать, жена, сестра, провожающая русского солдата.
Заключительным аккордом звучит стихотворение “Родная земля”. В нем представлены разные значения слова “земля”. Это и грунт (“грязь”), и пыль (“хрустит на зубах”), но это и нравственная почва, и первоматерия (“ложимся в нее и становимся ей”). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится. В патриотизме Ахматовой нет ни тени гордыни.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”, – скажет она потом.
Когда-то “сероглазый король” Николай Гумилев верил в то, что миром будут править поэты. Они и правят, только не миром, а тем царством, которое “не от мира сего”. Но никогда еще ни один пророк и ни один поэт не отрекался от своего языка и своего народа, несмотря на “разоренный дом”. “Я верна осталась/ Печальной родине моей”, – писала Ахматова в 1935 году. Там же предсказала она нам “покаянные рубахи”, предписала “нам со свечой идти и выть” (“Зачем вы отравили воду… “).
Известно, какая судьба ждет пророка в его отечестве! Даже участь блудного сына куда завиднее. Но звание Поэта обязывает…


Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахматовой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия.
Также Анна Ахматова не боялась отражать свое отношение к реальной действительности, что было в начале 20-го века не только трудно, а, прежде всего, и опасно. Потому что это было время величайшего выбора для страны – кто-то шел за новым строем, кто-то ратовал за старый. Представители двух этих лагерей становились злейшими врагами. И лишь немногим удавалось оставаться посередине и жить своей внутреннее неколебимой и свободной жизнью.
У Ахматовой это получалось, потому что она была очень сильным и целеустремленным человеком. Так, она не раз заявляла, что не поддерживает тех, кто эмигрировал из России. Ахматова утверждала, что место человека там, где он родился, и ни при каких условиях не хотела покидать Родину. Но важно в этом факте даже не её решение остаться, а то, что остаться для неё было равносильно самоубийству – либо в физическом, либо в профессиональном плане.
Поэтесса никогда не радовала стоящих у власти своим творчеством. Ведь Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В стихотворении «Июль 1914» есть услышанное ею пророчество:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Но, несмотря на предчувствие страшных времен, поэтесса не хотела отделять себя от родной страны, потому что для неё страной были не те, кто стоял у власти и часто несправедливо вершил её судьбу, а люди, самые обычные люди, ради которых она и писала свои стихотворения. Ахматова считала предательством эмиграцию, предательством она считала то, что другие называли спасением. А среди таких были её близкие друзья. Поэтому Ахматовой было очень трудно выстоять, и именно поэтому так часта в её произведениях тема поэта и родины, к которой относится и вышеприведенное стихотворение.
Но среди народа, который олицетворял для Ахматовой родину, особенно выделялся великий русский поэт Пушкин. Он был для поэтессы средоточием всего русского и великого. Любовь к личности великого поэта была привита Ахматовой с детства. Она жила в Царском Селе, где все было напитано памятью о Пушкине.
Намного позже, будучи уже известной поэтессой, она занялась изучением творческого наследия этого мастера слова, его биографии. Поэтому в творчестве Ахматовой так много стихов, посвященных Царскому Селу и самому Пушкину:
Полстолетья прошло… Щедро взыскана дивной судьбою.
Я в беспамятстве дней забывала теченье годов,-
И туда не вернусь! Но возьму и за лету с собою
Очертанья живые моих царскосельских садов.
Ахматова любила свою родину до самозабвения, даже когда жизнь в России становилась для неё мучительно невыносимой, даже когда арестовывали её сына и мужа, когда она часами стояла у Крестов, чтобы отдать любимым жалкую «передачку». Даже когда её исключили из союза писателей за то, что она не «пролетарский поэт», даже когда её не печатали и старались забыть. Поэтому так горестен образ родины, противопоставленный иной стране, в стихотворении «Я любимого нигде не встретила…»:
Нежило мне тело море синее.
Звонко, звонко пели птицы томные.
А в родной стране от ласки инея
Поседели сразу косы темные.
Ахматова не сомневалась в своем предназначении, потому так обширна в её творчестве тема патриотизма. Она была уверенна, что великое назначение поэзии – облегчать и одухотворять жизнь народа, потому, как могла, трудилась в этом направлении. Поэтесса не отделяла свою поэзию от России еще и потому, что здесь, на родине, ей все было так дорого и неотделимо от её внутреннего мира. Потому она не уезжала, потому любовалась каждым днем, потому так много ее стихов о России.
Ведь если ты родился на какой-то земле, то так того захотел Бог, а Ахматова была религиозным человеком, восхищавшимся великой православной традицией. Она ничего так не любила, как свою Родину:
Дома, дома – ужели дома!
Как все новее и как знакомо,
И такая в сердце истома, сладко кружится голова….

Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении «Музе» она точно определяет свой выбор. Мечта поэтессы не разделить участь многих женщин, а отдаться безудержной и опасной свободе творчества:
Муза! Ты видишь, как счастливы все –
Девушки, женщины, вдовы …
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы…
Поэтический дар в стихотворении называется «золотым кольцом», «первым весенним подарком», и, наконец, «божьим подарком». То есть Ахматова принимает свой талант не как свою заслугу, а как подарок свыше. Это рождает трепетное отношение к своему поэтическому дарованию, невозможность растратить свой талант впустую.
Носителем высшей силы в произведении является Муза. Но Ахматова относится к своей Музе как к равной себе. Это можно проследить и в стихотворении «Я пришла тебя сменить, сестра…»
На первый план здесь выходит опять-таки тема озарения, награждения поэтическим даром. Немного мистически описан момент становления обычного слабого человека. Как будто бы в тело одного человека вселяется вселенская душа – Муза. И он становится «как белое знамя», «как свет маяка».
В стихотворении «Уединение» 1914 года Ахматова раскрывает свое видение судьбы поэта. Она признает, что путь творца тяжел:
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен…