Технологическая карта урока. Стихотворения и поэмы Константина Симонова

О происхождении К. М. Симонова сообщается обычно:

Константин (настоящее имя - Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 (15 - по старому стилю) ноября 1915 г. в Петрограде (ныне - Санкт-Петербург) в семье генерал-майора Михаила Симонова (пропал без вести в годы Гражданской войны, по другим сведениям - эмигрировал) и княжны Александры Оболенской. Воспитывался отчимом Александром Иванишевым, преподавателем военного училища. (ТАСС-ДОСЬЕ)

C матерью понятно -- Оболенская, Александра Леонидовна (родители: кн. Леонид Николаевич Оболенский и Дарья Ивановна Шмидт, отец которой был действительным статским советником, а мать -- ур. княжна Шаховской), с 1912 замужем за Симоновым Михаилом Агафангеловичем (29.03.1871-?), с 1919 за Иванищевым Александром Григорьевичем (с 1919 г.).

Про отца в конце ПМВ можно сказать (благодаря отличному проекту Алексея Лихотворика), что он был "начальник этапно-хоз. отдела штаба 5-й армии (с 19.10.1917). В эмиграции в Польше (на 1920-22)".

5-я армия (во 2-м формировании) была на Северном фронте с августа 1915 по начало 1918 гг. Насколько я знаю, многие генералы и офицеры 5-й армии вошли в 1918 г. в т.н. Псковскоий корпус, позднее переименованный в Северный. Корпус воевал в составе эстонской армии, принимал участие в наступлении на Питер в 19-м году, а потом был преобразован в Северо-Западную армию. В январе 1920 эта армия была расформирована, а треть военнослужащих её брошены в эстонские концлагеря. Однако генерал-майор Бобошко вывез в Польшу несколько эшелонов военнослужащих СЗА, и в Польше они вошли в состав 3-й Русской армии, формально подчинённой П. Н. Врангелю. "В ноябре 1920 года, действуя совместно с украинскими войсками, потерпела поражение от 14-й советской армии и была интернирована польскими властями". В 1921 часть 3-й армии была преобразована в отряд №2 и демобилизована.

Так вот, вероятно весь этот путь проделал и М. А. Симонов, отец писателя.

Сегодня я читал книгу Т. М. Симоновой (!) "Советская Россия (СССР) и Польша. Русские антисоветские формирования в Польше (1919-1925 гг.)", и там попался в приложениях документ, датированный 15.9.1920: "Отчет генерала Л. А. Бобошко Русскому политическому комитету о ходе формирования Русского отряда", подписанный ген.-майором Бобошко (как временного командующего Русскими Вооружёнными Силами на территории Польши), вторая подпись: "Вр. и. д. Начальника Штаба Генерального Штаба ГЕНЕРАЛ-МАЙОР Симонов".

Сын писателя, Алексей Кириллович, когда делал документальный фильм об отце, "нашёл в семейном архиве письма бабушки её сёстрам в Париж начала 1920-х годов, где она писала, что муж обнаружился в Польше и зовёт её с сыном к себе туда. Но не сложилось: не так уж легко было и выехать тогда из Советской России, и, видимо, главное, уже был роман с другим мужчиной, тоже кадровым офицером, правда, ставшим уже красным командиром - Александром Иванишевым".

Урок литературы 5 класс № 57.

Дата ____________________

Тема: ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Цель: изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Задачи: познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Основные понятия: стихотворение, тема .

Оборудование: учебник, тетрадь, аудиозапись, иллюстрации, портреты писателей.

Методические приемы: беседа, выразительное чтение, анализ стихотворения, словарная работа, прослушивание аудиозаписи.

СТРУКТУРА УРОКА

    I . Организационный момент.

Цель этапа: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока.

II. Работа по теме урока.

    1. 1. Слово учителя. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

      Цель этапа: актуализация знаний обучающихся.

    2. - Какой войне посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»? Какое название получила в истории война 1812 г.?

    1. Звучит песня «Священная война».


    1. - Почему война с германским фашизмом, которую вел Советский Союз в 1941-1945 гг., называется Великой Отечественной войной ?
      - Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Какой город первым принял на себя удар врага?
      - Сколько лет длилась эта война? Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?
      - Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?


      - Во время войны многие писатели работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.
      Михаил Васильевич Исаковский: песни «Катюша» (1938), «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...» (1942), «Враги сожгли родную хату» (1945).
      Алексей Александрович Сурков: песни «Песня смелых» (припев: «Смелого пуля боится, // Смелого штык не берет») (22 июля 1941), «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь...») (1941).
      Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941-1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде: сборники «Памяти храбрых» (1942), «Лирика» (1943), поэма «Зоя» (1942), посвященная подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами.
      Ольга Федоровна Берггольц всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса»: поэмы «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма-реквием «Памяти защитников» (1944).

    2. 2. Целевая установка.

  1. Цель этапа: знакомство с темой, целями урока

    - В этом году мы с вами познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского.

    3. А. Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста». Цель этапа: анализ стихотворения.

  2. Б. Беседа.

    - Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение?
    (В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед»).


    - О каком событии идет речь в стихотворении?
    (Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку).


    - Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?
    (Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей. Рассказчик, не узнав имени мальчика, проявил неблагодарность).

В. Словарная работа.


Работаем с лексикой стихотворения по 1-му заданию учебника (с. 159) .
-
Все нынче, как спросонку... - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
-
Бедовый, из тех, что главарями у детей... - озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
-
А он гвоздит - не выглянуть из башен... - он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
-
...за каким домишкой он примостился... - где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.
-
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
- Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

Г. Продолжение беседы.

В стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему?


- Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому?


(На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку).


- Вспомните определение баллады. Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада.

Д. Работа с иллюстрацией (стр. 157).


- Прочитайте отрывок из рассказа А. Т. Твардовского «Весной 1942 года» (2-е задание учебника, с. 158) :


«Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укутанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.
На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и черные дымы деревни. И все было так непередаваемо говоряще и значительно - степь, Россия, война, - что сжималось сердце и словно бы нечем было дышать».
В рассказе «Весной 1942 года» война предстает как большое горе - не только человеческое, но и горе всей русской земли.
- Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут...».

4. Слово учителя. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.

Цель этапа: краткое знакомство с историей Брестской крепости.

Крепость в черте города Брест в Белоруссии была построена в 1833-1838 гг. для обороны западных границ России. В начале XX в. она была модернизирована. Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости под командованием П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу.
В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой Брест».

5. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...».

    Цель этапа: анализ стихотворения.

    А. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

  1. Б. Беседа.

- Что означает выражение: «...Седой мальчишка на лафете спал»?
(Выражение «...Седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия).


- Какая картина поразила рассказчика?
(Рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Бреста. Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.
Для детей сложно разобраться со словами: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой...» Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки (напомним: Симонов был военным корреспондентом), говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...)


- К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»?
(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Фронтовикам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу).


- «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти... до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли»).


- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?
(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой: «Испытанный судьбой, // Я верю: мы во что бы то ни стало // В конце концов увидимся с тобой».
Но если не вернется, если сын вырастет и ему «наступит дата», придет срок «идти в такие дни», т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов. Сохраните, женщины, память о нас, мужчинах, уходящих в бой).

III . Итог урока.

Цель этапа: обобщение информации.

Слово учителя.


- Стихотворение Симонова - глубоко личный, проникнутый страстным убеждением монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит мощное цельное впечатление. Именно такие проникновенные стихи, не отчужденные призывы, а строки, в которых живо ощущается присутствие личности автора, - именно такие стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.

В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите эти слова строками из текста стихотворения.

«Был трудный бой...»

«Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен...»

«Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр».

«Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар».

После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?

(Не забывать имена героев)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Звучит песня «День победы».

IV . Домашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений (К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...» или А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Литература

    1. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе.

      Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013

      Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.

«Майор привез мальчишку на лафете…» Константин Симонов

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей, написанных в военные годы, печаталась в газете «Красная звезда». Главное произведение Симонова, посвященное борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, — роман в трех частях «Живые и мертвые». Первая книга была выпущена в 1959-ом, последняя — в 1971-ом. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных — «Майор привез мальчишку на лафете…».

В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста — первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. По словам поэта, ребенок словно погостил на том свете. История мальчика — первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит любимой женщине, знающей о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в Бресте, не «поцелует горсть своей земли».

Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.

Константин Симонов "Сын Артиллериста"
Детгиз, 1958 год, тираж 100 000 экз, энц. формат
иллюстрации Александра Андреевича Васина

Стихотворение это, говорят, было написано Симоновым на полуострове Среднем, где он находился в качестве военного корреспондента. Сейчас в этих местах находится знаменитая Долина Славы или Долина Смерти - памятник защищавшим Кольский полуостров от фашистов, пытающихся прорваться к Мурманску. Вот здесь http://tbrus.ucoz.ru/publ/kolskij_poluostrov_dolina_slavy/1-1-0-174 можно почитать об этом удивительном месте и рассмотреть памятники, которые составлены из предсмертных записей сражавшихся за это место. Прообразом Леньки стал лейтенант Иван Алексеевич Лоскутов.
В октябре 1941 года Симонов отправляется из Крыма на Северный фронт. Из Мурманска он едет на полуостров Рыбачий, который в то время был самой северной точкой фронта. Там он находился до начала ноября 1941 года. В последний день его пребывания на полуострове Рыбачий майор Е. С. Рыклис, командир 104-го армейского пушечного артиллерийского полка, тяжёлые батареи 122-мм и 152-мм орудий которого были расположены на полуостровах Средний и Рыбачий, рассказал ему историю о том, как он в июле 1941 года был вынужден послать на корректировку артиллерийского огня на одну из высот на полуострове Средний сына своего старого армейского друга — лейтенанта И. А. Лоскутова. 31 июля 1941 года вместе с двумя радистами лейтенант И. А. Лоскутов взобрался на высоту и оттуда в течение 6 суток по рации корректировал огонь артиллерии. По данным, передаваемым Лоскутовым, огнём была уничтожена минометная батарея, большая группа пехоты, несколько пулеметных точек. Однако вражеские войска определили местонахождение корректировочной группы и, после не принесшего результата миномётного и артиллерийского обстрела высоты, были вынуждены перейти в атаку на высоту. Окружив высоту со всех сторон, немецкие солдаты начали подниматься наверх. Как вспоминал И. А. Лоскутов: Нам ничего не оставалось делать, как вызвать огонь непосредственно по высоте. Мы передали такую команду, но командир полка посчитал, что это ошибка, и переспросил, и только после вторичной нашей команды на высоту обрушился шквал нашего артогня. Наступавшие немцы частично были уничтожены, а остальные обратились в бегство. В период обстрела мы постарались укрыться и остались живы, правда, состояние было ужасное. Радиостанция была разбита, и дальнейшее наше пребывание на высоте без связи с полком было бессмысленно, и я принял решение возвратиться в полк.
По впечатлениям от рассказанной истории К. М. Симонов написал поэму «Сын артиллериста», прототипом лейтенанта Петрова в которой послужил И. А. Лоскутов, прототипом майора Деева — Е. С. Рыклис; более того, в поэме указано место действия, соответствующее реальным событиям.
В реальности имелись (исключая, естественно, фамилии) два отличия от поэмы. В поэме Лёнька отправился на корректировку один, в реальности с двумя радистами (рядовые Георгий Макаров и Григорий Мехоношин) и проводником, который, будучи раненым, вернулся. Также отец Лёньки, и по поэме, и в действительности воевавший на южном участке фронта, не погиб, а получил тяжёлое ранение, но остался в живых и умер только в 1965 году.
И. А. Лоскутов воевал всю войну в 104-ом артиллерийском полку, закончил войну на Тихом океане, продолжил службу на Тихоокеанском флоте, закончил карьеру в звании полковника, в должности старшего офицера по кадрам в штабе Тихоокеанского флота. За время войны награждён четырьмя орденами и
девятью медалями. Умер в 1994 году

















Немного о художнике из воспоминаний дочери:

Родился в Рязани. Сначала окончил архитектурно-строительный институт. После работал в мастерской известного архитектора А. Бурова.Во время войны обучал курсантов военно-строительному делу.Много рисовал и в основном карикатуры, которые стали печатать газеты.Наконец решил пойти в журнал «Крокодил», где ему посоветовали учиться. Поступил в Художественный институт им. В. Сурикова. Учился у П. Я. Павлинова. Большое влияние на него оказала графика Л. Г. Бродаты. Курс подобрался замечательный: Борис Маркевич, Марк Клячко, Николай Гришин. Судьба соединила их в самом начале, сделав единомышленниками и друзьями.Занимался иллюстрациями для книг различных авторов. Его книги от начала до конца сделаны очень цельно и как бы вплетаются в текст, но в то же время оформление Ф.Вийона стилистически отличается от иллюстраций к Б. Шоу. Рисунки к Ю. Олеше не похожи на иллюстрации к «Живым и мертвым» К. Симонова.Рисовать он любил страстно. Никогда не расставался с блокнотом и карандашом, позже с фломастерами, которые он «обожал» как техническую новинку.

Дети и война. К.М. Симонов "Майор привёз мальчишку на лафете" Урок литературы в 5 классе по УМК В.Я.Коровиной.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дети и война К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»

Цели урока: рассказать о писателе, поэте советского периода, человеке, увлеченном темой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессий, сумевшем сохранить о себе мнение как о порядочном человеке; познакомить с стихотворением, посвящённым теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого, выразительного чтения; умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Константин Михайлович Симонов родился в Петрограде в 1915 году. Своего родного отца он не видел: отец погиб на фронте в первую мировую войну. Константина воспитал отчим, который очень хорошо относился к мальчику, любил его, как родного сына. Работал отчим преподавателем тактики в военных училищах, позже он стал командиром Красной Армии. Семья скиталась по военным частям, часто меняя место жительства. Семья жила небогато. Это была одна из причин, определившая обучение мальчика в ФЗУ после окончания семи классов. Затем работал токарем в Саратове, в Москве. 1915 -1979

Знаменательным событием в жизни Симонова явилось окончание Литературного института им. Горького в 1938 г. В этом же году его приняли в Союз писателей СССР. Он поступил в аспирантуру, опубликовал свою первую книгу «Павел Черный» и другие произведения. Так начался творческий путь знаменитого поэта. Во время Великой Отечественной войны он работает военным корреспондентом. С этого времени темы войны, жизни и смерти навсегда входят в его творчество. Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска (Белоруссия).

Послушайте стихотворение Какая картина встаёт перед нашим мысленным взором при чтении этого стихотворения?

Что мы узнаём из стихотворения о судьбе мальчишки и его отца? (Отец - защитник Брестской крепости, которая, будучи атакована в первые дни войны, героически защищалась в глубоком тылу врага еще долгие месяцы. Там, в крепости, погибла мать мальчишки, был уничтожен его дом.)

Брестская крепость Руины Тереспольских ворот Руины Южной казармы «Отражая вероломное и внезапное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз, защитники Брестской крепости в исключительно тяжелых условиях проявили в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами выдающуюся воинскую доблесть, массовый героизм и мужество, ставшие символом беспримерной стойкости советского народа». (Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.05.1965).

Немецкое командование планировало захватить в первые часы войны г. Брест и Брестскую крепость, расположенные на направлении главного удара группы армий «Центр» Главный монумент и вечный огонь. К моменту нападения в крепости было от 7 до 8 тысяч советских воинов, здесь же жило 300 семей военнослужащих. С первых минут войны Брест и крепость подверглись массированным бомбардировкам с воздуха и артиллеристскому обстрелу, тяжелые бои развернулись на границе, в городе и крепости. Штурмовала Брестскую крепость полностью укомплектованная немецкая 45-я пехотная дивизия (около 17 тысяч солдат и офицеров), Но надежды фашистов не оправдались. С 22.06 по 20.07 1941г. советские воины героически оборонялись (не хватало боеприпасов, продовольствия, воды) против превосходящих сил немецко-фашистских войск. Рядом с бойцами были женщины и дети. Они помогали раненым, подносили патроны, участвовали в боевых действиях. Фашисты пустили в ход танки, огнеметы, газы, поджигали и скатывали с внешних валов бочки с горючей смесью..

«Жажда»- скульптура Горели и рушились казематы, нечем было дышать, но когда в атаку шла вражеская пехота, снова завязывались рукопашные схватки. В короткие промежутки относительного затишья в репродукторах раздавались призывы сдаваться в плен. Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. Последние дни борьбы овеяны легендами. К этим дням относятся надписи, оставленные на стенах крепости ее защитниками: "Умрем, но из крепости не уйдем", "Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.11.41 г.". Ни одно из знамен воинских частей, сражавшихся в крепости, не досталось врагу. Оборона Брестской крепости - пример мужества и стойкости советского народа в борьбе за свободу и независимость Родины, яркое проявление нерушимого единства народов СССР. Защитники крепости - воины более чем 30 национальностей СССР - до конца выполнили свой долг перед Родиной, совершили один из величайших подвигов советского народа в истории Великой Отечественной войны.

Какими мыслями и чувствами проникнуто это стихотворение? С историей мальчишки и его отца перекликается история лирического героя, рассказ в форме письма или внутреннего монолога. (У лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах - боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг.) Как вы понимаете слова: «Кто раз увидел этого мальчишку. Домой прийти не сможет до конца»? (Такое не забывается. Сколько бы ни миновало мирных лет, этот эпизод войны будет постоянно напоминать о прошлом.) Какие слова находит рассказчик, чтобы объяснить себе и другим, за что он воюет? Почему его дом отныне на войне?

Прослушайте песню на стихи И. Шаферана «Темная ночь». Как перекликаются слова песни со строчками стихотворения К. Симонова? Кто является героями произведений К.Симонова и А.Твардовского? Что вы знаете о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны?

Валя Котик Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Зина Портнова Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза

Лёня Голиков Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Дома: Выучить наизусть стихотворение К.Симонова или А.Твардовского (по выбору) Устное сочинение по картине Ю.Непринцева «Отдых после боя».

Желаю успеха! Презентацию подготовила Шунина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы С. Елизаветинское, Благодарненского р-на, Ставропольского края